Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

§ 3. Что такое речь

9. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль.

Вы, конечно, не раз слышали и сами произносили слова русский язык, русская речь, но, наверное, никогда не задумывались над тем, чем различаются понятия «язык» и «речь». Попробуем это выяснить.

Представьте себе, что в памяти людей имеется огромная «кладова́я». В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, когда говорят или пишут. Например, на одной полке по разным ячейкам разложены части слов: приставки, корни, суффиксы, окончания; на другой — готовые слова, отдельно имена существительные, отдельно имена прилагательные, глаголы, местоимения; на третьей — образцы (модели) предложений. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить предложение. А потом одно из слов, показавшееся недостаточно точным, заменить другим, с той же полки; в другом же слове, скажем существительном, заменить суффикс, взяв его с первой полки, — мысль окажется выраженной более чётко.

Для устной речи в этой «кладово́й» есть отделение звуков, где, не смешиваясь друг с другом, хранятся гласные и согласные. Беря нужные звуки и выстраивая их один за другим, мы получаем звучащее слово.

Эта огромная, сложно устроенная «кладова́я» — наша память. В ней хранятся в образцовом порядке (в системе) все средства языка — фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические. А что же такое речь?

Речь — это использование людьми запасов «кладово́й» во время общения друг с другом, то есть речь — это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

10. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Перечислите основные условия, необходимые для речевого общения.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Итак, чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь. Какие же условия необходимы для того, чтобы языково́е средство вышло из «кладовой» и стало речью? Рассмотрим пример.

Представь себе, что ты с товарищем собираешься перейти улицу. Вдруг из-за угла выскочила машина, которую твой спутник ещё не видит. «Машина!» — воскликнешь ты и остановишь товарища.

Выделим в описании этой ситуации речь героя («Машина!») и определим «адрес» использованного языкового средства в «кладовой» нашей памяти (машина — имя существительное, женского рода, в форме единственного числа, именительного падежа).

А теперь задумаемся над тем, при каких условиях языковое средство стало речью.

В о п р о с ы-подсказки.

1. Если бы ты переходил улицу один, стал бы ты самому себе вслух говорить: «Машина!»?

2. Почему, заметив опасность, ты сказал о ней товарищу? Что заставило тебя заговорить?

Источник

Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская

Конспекты уроков по русскому языку (1-10) 5 класс М.М.Разумовская

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»

Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.

Тип: изучение нового материала

Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.

*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.

*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.

*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах

*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности

Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.

Ознакомление с требованиями на уроках ря.

Приветствие учителя. Знакомство.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»

Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.

*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать

Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)

*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык

*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст

* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?

Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.

*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.

3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.

*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.

*делают вывод о роли языка в жизни человека.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения

Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тип: изучение нового материала

Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире

обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

научиться работать с лингвистическим текстом.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой привычный русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, звонкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря «великим и могучим»

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нем жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Просит подумать, о чем это стихотворение

* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.

*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке

Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

Постановка учебной задачи

*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.

— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?

*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.

-Что называется эпиграфом?

*2-3 учащихся отвечают

*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.

Отвечают на вопрос, аргументируют

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?

— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.

— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?

— Докажите, что вы правильно выполнили задание.

— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?

Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.

Записывают в тетрадь.

К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.

Проверка работ с объяснением.

Знать значение слова, правописание.

Развитие учебно­-языковых и орфографических умений

В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)

— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.

— Работаем с первыми двумя словами.

— Чему учат такие задания?

Отвечают на вопрос.

О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?

— Откройте упр. 8, прочитайте задание.

— Какие вопросы у вас возникли?

— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?

Ответы: о роли языка

Чтобы помнить орфограммы.

Язык наш прекрасный –

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.

И рассказы, и сказки.

Люби и храни наш великий язык.

*Объясните, как вы понимаете стихотворение

*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости речи

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Упр7., закончить зсп-1

Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Тип: Урок «открытия» нового знания.

Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).

обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.

развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку

Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з

1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».

*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?

1. Пример для обсуждения.

Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!

Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».

«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.

Источник

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока : Словосочетание.

Тип урока : Урок изучения нового материла.

Цели урока : Научить вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; выполнять разбор словосочетаний.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Знакомство с новой темой.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : На прошлом занятии Вы познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация.

Проверка усвоения изученного материала.

– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

– Какие знаки препинания вы знаете? (было домашним заданием)

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

3. Знакомство с новой темой.

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)

– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.

– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Перед вами словосочетания.

Чистая вода, стройная береза, тихая река, зеленая трава, желтые листья, голубое небо.

Учитель : Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета (слав.) – два. Словосочетание всегда состоит из двух частей.

Обратимся к учебнику.

– Как связаны слова в словосочетании?

Словосочетанием не являются:

Сочетание подлежащего и сказуемого.

Однородные члены предложения.

Наступила хмурая, дождливая осень.

Учитель : Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

Учитель Словосочетание типа “ существительное + прилагательное ” могут быть в речи средством выразительности, когда прилагательное не только сообщает определённые сведения о предмете, нужные для понимания смысла ( высокая ива ), но и ярко, образно рисует предмет, передаёт отношение автора к нему (печальная ива). Вы уже знаете, что такое средство выразительности языка называется э п и т е т о м : Чудный месяц горит над рекой. (Н. Рубцов)

4. Выполнение упражнений.

Упр. № 390 Составьте словосочетания, составьте связный текст.

Упр. № 392 Подумайте, какие словосочетания нельзя употребить в речи? Почему?

Упр. № 400 Определите тип речи каждого текста. В каком тексте говориться о признаках предмета, а в каком – о его действиях?

На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна. (С. Есенин).

Работа со стихотворениями.

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания.

Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Дайте устный связный ответ на вопросы

1.В каком разделе науки изучается словосочетания?

2.Дайте определение термину словосочетание.

3.Из каких частей состоит словосочетание?

4.Что не является словосочетанием?

Ученики: Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Ученики: Словосочетаниями не являются

1) сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа).

2) однородные члены предложения.

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Словосочетания».

Тема урока : Главные члены предложения.

Тип урока : Урок систематизации знаний, умений, навыков.

Цели урока : Научить находить подлежащее и сказуемое в предложении; определять способ выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говориться в предложении. Подлежащим может быть слово или группа слов, отвечающих на вопросы кто? что? и связанных со сказуемым по смыслу и грамматически. Например: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром (С. Есенин).

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говориться о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? Может быть выражено глаголом (чаще всего), существительным, прилагательным.

Например: Птицы (что делают?) улетают в тёплые края. Воздух (какой?) свежий.

3. Формулирование темы урока.

В зелёной траве, похожей на шёлк, в кустах жёлтой акации и дикого крыжовника заливались цикады.

Выделите в предложении подлежащее, поставьте к нему вопрос.

Что обозначает подлежащее в предложении?

Чем выражено подлежащее?

Найдите сказуемое. Поставьте к нему вопрос.

Что обозначает сказуемое?

Какой частью речи выражено?

4. Выполнение упражнений.

После актуализации знаний, усвоенных в предыдущих классах, школьники переходят к выполнению упражнений с целью закрепления знаний и дальнейшего формирования умений. С помощью проектора учитель выводит на доску задания для учеников.

Вспомните! Расскажите устно, какие члены предложения называются главными членами предложения? Приведите примеры. (с.154)

Упр. № 424 Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Упр. № 428 Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите в тексте главные члены предложения.

Рефлексия. Дайте связный развёрнутый ответ:

1) Подлежащее – это ….. (Пример).

2) Сказуемое – это ….. (Пример).

3) Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными (с.154-155).

Посмотрите на схему, сформулируйте задание.

СЧто такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовскаямородина – ягода.

МЧто такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовскаяы знаем. + втор. чл. пр. = Т

Ягода вкусна и полезна.

(Составить текст, добавив второстепенные члены предложения).

УЧто такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовскаятро имя прилагательное, имя прилагательное. Т

ВЧто такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовскаяоздух краткое прилагательное и краткое прилагательное. Зимнее

ДЧто такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовскаяЧто такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовскаяеревья глагол.

ЗЧто такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовскаяимасуществительное.

Составить текст «Зимнее утро», учитывая схемы и то, чем выражено сказуемое.

5. Подведение итогов урока.

Какой раздел лингвистики изучаем?

Что изучает синтаксис?

Над какой темой синтаксиса работаем?

Что называется предложением?

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Главные члены предложение».

Тема урока : Второстепенные члены предложения.

Тип урока : Комбинированный урок.

Цели урока : Научить находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы к ним, определять роль второстепенных членов в предложении.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Выполнение упражнений.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Вспомните! Расскажите устно, чем отличаются словосочетания от сочетания подлежащего + сказуемого? Приведите примеры.

Упр. № 444 Рассмотрите схему. Определите главные и второстепенные члены предложения.

3. Выполнение упражнений.

Упражнение 1. В предложенном тексте обозначьте дополнения, определите и надпишите, чем они выражены.

Мороз отпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки, снежная ветка на березе и даже паутинка в сарае запушились.

Упражнение 2. Попробуйте воссоздать текст. Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.

солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник развевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … … берег.

Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.

Какие члены предложения вы использовали для восстановления деформированного текста?

Упражнение 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, каким членом предложения они являются. Прочитайте полученный текст.

(Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели белоносые грачи. Греются (где?) скворцы. (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Тема урока : Однородные члены предложения.

Обобщающее слово пред однородными членами.

Тип урока : Комбинированный урок.

Цели урока : Научить опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Выполнение упражнений.

4. Творческая работа.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Вспомните! Какие члены предложения называются однородными? Какие члены предложения могут быть однородными? В чём особенность интонации предложений с однородными членами? Устно ответьте на вопросы.

Упр. № 469 Прочитайте выразительно текст. Почему необходимо при чтении соблюдать перечислительную интонацию?

Составьте по схеме предложения, запишите в тетрадь (с.170).

О, а О. (могут употребляться союзы но, да)

3. Выполнение упражнений.

Прочитайте правило: При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова (с. 174).

Упр. № 483, № 487 Составьте схемы к предложениям.

Учимся говорить на лингвистическую тему!

Какие члены предложения называются однородными?

С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения? (с союзами / без)

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами?

Прочитать слова и найти «Четвертое лишнее» слово в каждой группе.

1.Дуб, берёза, дерево, липа

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года.

Давайте составим и запишем из слов 1 ряда предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, липы, берёзы.

— Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

( Какой ставить знак после обобщающего слова)

— Задание было одно? Да

— А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)

— Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

После ответов детей уточняет цель урока.

Прочитайте правило на стр.174

« При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова »

Спишите предложения, добавляя однородные члены. Составьте схемы предложений.

1.Найду в предложении однородные члены.

2.Определю, есть ли обобщающее слово.

3.Выберу нужный знак препинания.

4. Подчеркну однородные члены и обобщающее слово.

Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –

2).Сказуемое, определение, обстоятельство –

3).Виноград, яблоко, груша, абрикос, вишня –

4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –

Найди «лишнее» слово:

Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

П одберите синонимы к выделенным словам : крошечные, ослепительно

4. Творческая работа.

1Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. По картинам ( на выбор)

Натюрморт- ( фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов.

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

2. школьные принадлежности

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

3. фруктовые деревья, яблони, груши, сливы,

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Тема урока : Обращение.

Тип урока : Комбинированный урок.

Цели урока : Научить находить в предложении обращение; употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. Уметь работать с электронной презентацией на доске.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Выполнение упражнений.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Обращение и его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

— Что все называют обращением?

— Какие бывают обращения?

— Как выделяют обращение?

— Как обратиться, какими словами, что сказать.

Обращение – это слово или сочетание слов, в обращении называют того, к кому обращаются, обращение произносится с особой – звательной интонацией. При обращении наблюдается особая интонация: на слове обращении голос повышается, а после обращения должна быть пауза. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.

Различают распространённые и нераспространённые обращения.

Обращение не является членом предложения, выделяется запятыми:

Желаем вам, дорогие ребята , успехов в учёбе!

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А. Пушкин)

Чем обращение отличается от подлежащего?

При обращении наблюдается особая интонация.

Когда обращение произносится с восклицательной интонацией? Звательной интонацией?

3. Выполнение упражнений.

Упр. № 494 Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения.

Упр. № 495 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащим, а в другом случае – обращением. Родина, Москва, ива-ивушка, берёзонька, товарищ, Ветер, Месяц.

Чем же отличается подлежащее от обращения? (У них разные значения.)

Дениска, ты можешь выступить в концерте?

Дениска не хотел выступать в концерте.

Мама не знала, что я умею громко петь.

Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?

Ты что про меня пишешь, Карнаухова?

Брюквин постоянно мешал Карнауховой.

Подлежащее статично, завершено, одноэтапно, в то время, как в обращении присутствует некая диалогичность (мы всегда обращаемся к кому-то, значит, мы надеемся получить ответ).

— Прочитайте предложения, чем они похожи?

— Выпишите только обращения

Свети нам, солнышко, свети.

Сергей Сергеевич, разрешите мне завтра поехать с вами.

Чем вы, гости, торг ведѐте?

Здравствуйте, дорогой Иван Федорович!

— Определите, какую позицию в предложении может занимать обращение?

— Как оформляется обращение на письме?

Найдите предложения с обращением, расставлять знаки препинания:

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи – санитары леса.

Ребята идут на речку купаться.

Ребята пойдем на речку купаться.

Сладко спит моя красавица.

Сладко спи моя красавица.

Над степью Алтая высокие звезды сверкайте.

Над степью Алтая высокие звезды сверкают.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Обращение».

Тема урока : Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение.

Тип урока : Урок развития речи.

Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Выполнение упражнений.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : Нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Мы живём в этом мире, познаём его, говорим о нём. Разнообразные предметы живой и неживой природы (кто это? Что это?), их свойства и признаки (какие они?). Нам интересно знать, что с ними происходит (что они делают?) и по какой причине (почему они такие? Почему это произошло?). Всё это составляет содержание наших высказываний.

3. Выполнение упражнений.

Читаем, наблюдаем, делаем вывод! (с.195)

Работа с учебником, электронной презентацией на доске.

Упр. № 547 Сравните высказывания. В каком из них говориться о признаках, в каком – о действиях, в каком – о причине?

Упр. № 552 Работа с лексикой. Создаём текст определённого типа речи.

Учимся говорить на лингвистическую тему!

Употребление вводных слов, союзов. Упр. № 553

Как изменяется текст?

1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.

В тексте говорится о последовательных действиях, содержание текста можно отразить на нескольких фотографиях, к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?», значит, это тип речи повествование

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

Тема текста – случай с собакой.

Основная мысль – собачья преданность.

Связь предложений в тексте – цепная.

Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?

Что на них будет изображено?

Электронная презентация. Рассказ по картинкам.

Перед нами тип речи повествование

Анализ текста типа описание.

Анализ текста типа рассуждение.

Закрепление изученного материала.

Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …

О чем пойдет речь в продолжении текста?

Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. (По И. Соколову-Микитову)

Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …

Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.

В детские годы складывается характер человека.

Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными. (В. Солоухин)

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Написать сочинение, используя разные типы речи. Какие типы речи ты использовал? Почему в тексте могут сочетаться разные типы речи? Поясни.

Яблоко от яблони недалеко падает.

У страха глаза велики.

Тише едешь — дальше будешь.

Хорошо там, где нас нет.

Старый друг лучше новых двух.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Тема урока : Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Тип урока : Урок развития речи.

Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Составь схему рассуждения-доказательства по образцу:

Расскажи своими словами то, что у тебя получилось:

Герои сказок помогали Ивану-царевичу, потому что он был добрый: пощадил медведя, селезня, зайца, пожалел и отпустил в море щуку.

3. Формулирование темы урока.

Учитель : Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод. В научно-деловой речи мы обычно используем полное рассуждение, части которого связаны союзами. В разговорной и художественной речи преобладают сокращения, могут отсутствовать примеры, вводные слова, союзы, вывод (с. 206).

4. Выполнение упражнений.

Упр. № 573. Выдели в тексте: тезис, примеры (аргументы), вывод.

Упр. № 578 Работа с текстом. Работа с языковыми средствами.

-Но вначале вспомним характеристики уже изученных типов речи

Работа со словарём. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия рассуждения, запишите в тетради:

1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности;

Скажите, какое это слово, основываясь на знаниях лексики? (многозначное).

-В каких жизненных ситуациях необходимо использовать этот тип речи рассуждение? (когда нужно что-то доказать, например, на уроках и т.д.)

-Основная задача этого типа текста? (объяснить, доказать, установить истину)

-Как строится текст-рассуждение?

Работа с текстом. Приложение 2. Прием «Выделение ключевых слов»

Выразительно прочитайте текст. Этот текст представляет собой рассуждение.

Найдите вступление (первое предложение).

Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать.

Найдите два доказательства – обоснования этого тезиса. Все два доказательства отвечают на вопрос: почему именно их называют волшебными?

Найдите вывод из рассуждения.

-Что помог нам понять этот небольшой текст (помог нам понять, как строится рассуждение)

Если вы хотите в чем-то убедить своего собеседника, то ваша речь должна быть построена в форме рассуждения.

-Скажите, пожалуйста, а вы сможете по той структуре построить рассуждение? А почему не сможете?

Составим Словарь новых слов.

Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать вводные слова.

Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…

В выводе логично использовать слова –

Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

Обратите внимание на доску – ваша задача определить тип текста по структуре :

Ключевые слова : заголовок, тезис, текст, абзац, алгоритм, конспект, цитата, пример, план, таблица, график, аргумент, этногенез, вывод, концепция, стиль речи, микротема.

Контроль первичных знаний

Подготовьте устное высказывание по теме.

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

К книжным стилям относятся: научный, официально – деловой, разговорный, публицистический.

Мы сообщаем научные сведения в тексте художественного стиля.

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Идея – это то, ради чего создаётся текст.

В описании говорится о последовательных действиях.

В рассуждении говорится о причинах свойств и явлений.

В повествовании говорится об одновременных признаках.

Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью

По количеству абзацев нельзя определить количество микротем.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Типы речи».

Тема урока : Строение текста типа повествования.

Тип урока : Урок развития речи.

Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : В повествовании говориться о следующих друг за другом действиях. Сообщение о сменяющихся действиях является «новым» в предложениях такого текста, то есть той главной информацией, ради которой строится текст.

Композиционное построение текста:

Сначала затем потом в итоге.

Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Картинка про Что такое речь русский язык 5 класс разумовская. Фото Что такое речь русский язык 5 класс разумовская

Работа с электронной презентацией.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Это развитие событий во времени.

3. Формулирование темы урока.

Работа со словарём.

Повествование – это речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, рассказывание, повесть (Словарь русских синонимов).

Повествование – это часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия (Толковый словарь Ушакова).

В повествовании говориться о следующих друг за другом действиях (с. 240).

4. Выполнение упражнений.

Работа с текстом. Прочитайте и озаглавьте текст.

С утра на завтрак мама решила приготовить нам геркулесовую кашу. Она налила в кастрюлю три стакана молока. Когда молоко закипело, всыпала стакан геркулесовых хлопьев и довела до кипения. Затем добавила соль и сахар. Мама варила 15 минут постоянно помешивая. Потом добавила сливочное масло. Всё, каша готова.

-Как озаглавили текст ? (н-р, «Мама варит кашу»)

— Сформулируйте основную мысль. (Как правильно варить геркулесовую кашу)

— А почему каша так называется ? (В честь древнегреческого героя Геркулеса (Геракла)

— А что вы о нем знаете ?( был очень сильным, смелым, хитрым и отважным)

— Определите тип речи (повествование)

— Докажите ( Рассказывает о том, как нужно варить кашу, можно сделать несколько снимков фотоаппаратом, передает последовательность действий)

— С помощью слов какой части речи передается действие? (глаголы)

— Назовите их (решила приготовить, налила, закипело, всыпала, довела, затем добавила, варила, добавила, положила)

— На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (3 части)

Мама решила приготовить

— То есть в тексте есть Начало, развитие действия и конец (вступление, основная часть, заключение)

П овествование передает последовательность действий и событий

Д ействие передается с помощью глаголов

П овествование состоит из 3-х частей (вступление, осн. Ч асть, вывод)

Овсяная каша очень полезна

Работа с электронной презентацией.

Устно рассказать по изображениям на слайдах последовательность событий.

Подготовит устное сообщение на тему: «Строение текста типа повествования» (с. 240, с. 242, с.244).

5. Подведение итогов урока.

Учитель : Чтобы подчеркнуть последовательность действий, в повествовании используют слова и выражения, обозначающие время ( затем, потом, после этого, немного погодя, позднее, дальше, тут, тогда, наконец ), и глаголы совершенного вида.

Оцените свою работу на уроке с учетом критериев

У мение использовать языковые средства.

П равильность монологической речи.

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: « Строение текста типа повествования ». Выступить перед классом.

Тема урока : Строение текста типа описания предмета. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях.

Тип урока : Урок развития речи.

Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Работа с эл. презентацией.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : Мысль, высказанная в предложении, развивается в тексте. Как это происходит? Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. Точно так же развивается и мысль. Создавая текст, мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперёд в развитии мысли – сообщаем новое.

– Какие стили речи вы знаете?
– Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.)

3. Работа с эл. презентацией.

В описании предмета говорится об одновременных признаках предмета. Содержание высказывания можно передать на одном снимке.

Сообщение о признаках является « новым », основной информацией. В « данном » же называется сам предмет или его части. (Слайд 4).

«Данное» (кто? что?) – предмет → «Новое» (какой?) – признаки.

Работа с учебником.

4. Выполнение упражнений.

Упр. № 759. Определи тип и стиль речи. Попытайся сделать вывод об особенностях художественного и научного описания предмета. Какие языковые средства используются для выражения признаков предмета?

Ответь на вопросы. Подготовь устное развёрнутое высказывание по теме: «Тип речи описание предмета».

1) Что такое описание? На какой вопрос отвечает текст описания?

2) Как строится описание?

3) Какие части речи преобладают в описании? Какие художественные средства используются?

4) Где используется описание? В тексте какого стиля используется описание?

Учитель : мы с сегодня попробуем понять, как рождается описание.

Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру. Ему стало страшно, что прекрасный яркий мир вокруг пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами.

Упр. № 751

Зима … 2) Небо … 3) Ручеёк … 4) Солнце … 5) Малыш …

Наблюдение.

1) проведите наблюдение: в чём особенность построения предложений в тексте типа описания предмета.

Особенности.

В описании предмета говорится об одновременных признаках предмета. Содержание высказывания можно передать на одном снимке. Сообщение о признаках является «новым», основной информацией. В «данном» же называется сам предмет или его части.

2) В научном стиле описание предмета бывает предельно полным.

Учитель : В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки, создающие образ.

Сравните два текста и определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

Учитель : В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: « Строение текста типа описания ». Выступить перед классом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *