Что такое речь в психологии определение

Речь как основное психическое понятие его свойства и функции

Что такое речь в психологии определение. Смотреть фото Что такое речь в психологии определение. Смотреть картинку Что такое речь в психологии определение. Картинка про Что такое речь в психологии определение. Фото Что такое речь в психологии определение Татьяна Бирулина
Речь как основное психическое понятие его свойства и функции

Речь как основное психическое понятие, его свойства и функции

Под речью понимают исторически сложившуюся форму общения людей при помощи языковых конструкций, в создание которых заложены определенные правила.

Следует отметить, что данное понятие изучается в русле нескольких дисциплин, поэтому нет чётко сформулированной и окончательной его трактовке.Лингвисты толкуют это слово более узко: речь – это знание и умение человека пользоваться естественным языком. В общей психологии речь – это способ выражения и сообщения другим людям своих внутренних, психологических состояний, мыслей и чувств.К речи также относятся и невербальные средства общения: жестикуляция, мимика, пантомимика и прочие всевозможные средства обмена информацией.

Речь является неотъемлемым элементом человеческой деятельности. Благодаря речи человек познаёт окружающий мир, делиться своим опытом и знаниями с другими людьми, как своего, так и последующих поколений. Именно речь обуславливает механизм развития мышления.

По мнению И. П. Павлова, речь – это отличительная особенность человеческого мышления, поскольку предоставляет возможность отвлечься от действительности и обобщения.

Речь (как устная, так и письменная) обладает рядом характерных признаков,среди которых:

1) содержательность, заключающаяся в количестве выраженных в речи мыслей, образов и чувств, их значительности и соответствия действительности;

2) понятность, достигаемая синтаксически верным построением предложений, применением по необходимости пауз и логического ударения для выделения слов;

3) выразительность – эмоциональная насыщенность, яркость, энергичность речи, разнообразие и богатство языковых средств;

4) действенность – влияние речи на поведение и убеждения других людей, их мысли, чувства и волю.

Формы речи – «это типовые способы структурно-семантической организации речевых высказываний на основе соответствующего варианта использования языковых средств построения речевых сообщений».

В общей структуре речевой деятельности существуют три формы: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.

Следует отметить, что в общей психологии и специальной педагогике формы речи классифицируются по-разному, в зависимости от рассматриваемых критериев.

На основании характера используемых средств выражения мысли выделяются устная речь (реализуется звуковыми средствами, кинетическая речь (включает выразительные жесты и позы, употребляется чаще всего совместно с другими формами речи) и письменная речь.

По уровню проявления различается речь внешняя (слышимая, артикулируемая, скрытая речь («про себя», внутренняя речь (свёрнутая и преимущественно предикативная).

По степени активности индивида в планировании и производстве речевой деятельности речь делится на активную (планируемую полностью самостоятельно, реактивную (собеседник-партнер частично и опосредованно принимает участие в планировании) и автоматизированную (с полным отсутствием планирования).

Исследователями выделяется несколько основных функций, выполняемых речью.

1. Коммуникативная – основная функция речи, проявляющаяся в передаче информации от одного человека к другому или группе лиц. Происходит обмен словами, которые воспринимаются как отдельные понятия, содержащие в себе определенные знания.

Данная функция подразумевает, что люди применяют речь в различных видах совместной деятельности как организующее средство.

Коммуникативная функция речи подразделяется на две подфункции: сообщения, когда человек высказывает своё мнение по какой-либо проблеме или характеризует своё отношение к какому-либо предмету, и побуждения к действию, результативность которого зависит от эмоциональной выраженности речи.

2. Регулирующая функция речи (была выделена Л. С. Выготским и изучалась А. Р. Лурией и другими психологами) реализуется в сознательных формах психической деятельности человека – так называемых высших психических функциях, носящих произвольный характер. Проявляется данная функция в том, что люди используют речь для регуляции поведения других людей, а также для овладения собственным поведением, применяя к нему те же стимулы-знаки. Именно благодаря внутренней речи человек способен овладеть своими произвольными действиями.

3. Программирующая функция речи заключается в «построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий».

Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека, это язык в действии.

Игра как основное средство формирования экологической культуры у дошкольника СЛАЙД № 1 В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее,.

Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно.

Что входит в понятие «связная речь» Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Консультация для учителей математики 10–11 классов «Функции и их свойства в задачах с параметрами» § 1. Психолого-дидактический анализ Математика входит в число обязательных учебных предметов. В качестве одного из типичных недостатков.

Конспект занятия «Воздух и его свойства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №44 «Красная шапочка» Занятие в старшей группе «Воздух и его.

Ловкость как основное физического качество детей дошкольного возраста А. С. Жуманиязова, МБДОУ №55 «Общеразвивающего вида» городского округа город Воронеж Современная жизнь очень динамична и требует от современных.

Игра как основное средство сенсорного и коммуникативного развития во второй младшей группе. НОД «Волшебная рукавичка» Открытое занятие на тему: Игра как основное средство сенсорного и коммуникативного развития во второй младшей группе. «Волшебная рукавичка».

Консультация «Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием» Речь ребенка. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Труд как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Карачакова Д. Т., воспитатель МДОУ Аскизского центра.

Консультация «Виды внимания и его свойства» Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент.

Источник

Виды и функции речи в психологии

Любой человек общается с окружающими. Длительные перерывы во взаимодействии с социумом приводят к замкнутости, остановке развития, психическим нарушениям. Чтобы человек продолжал совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое, делиться впечатлениями, он должен общаться с другими людьми. Речь в психологии — один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. Ученые выделяют несколько функций, видов речи.

Понятие и свойства

Что такое речь в психологии определение. Смотреть фото Что такое речь в психологии определение. Смотреть картинку Что такое речь в психологии определение. Картинка про Что такое речь в психологии определение. Фото Что такое речь в психологии определениеПсихология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.

Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:

Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.

Функции

Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.

Интеллектуальные

Что такое речь в психологии определение. Смотреть фото Что такое речь в психологии определение. Смотреть картинку Что такое речь в психологии определение. Картинка про Что такое речь в психологии определение. Фото Что такое речь в психологии определениеРечь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.

Коммуникативные

Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.

Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.

С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.

Этапы построения и воспроизведения

Существует несколько этапов построения речи:

История изучения и исследователи

Что такое речь в психологии определение. Смотреть фото Что такое речь в психологии определение. Смотреть картинку Что такое речь в психологии определение. Картинка про Что такое речь в психологии определение. Фото Что такое речь в психологии определениеСчитается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.

Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.

Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».

Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.

Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.

Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:

Теории

Что такое речь в психологии определение. Смотреть фото Что такое речь в психологии определение. Смотреть картинку Что такое речь в психологии определение. Картинка про Что такое речь в психологии определение. Фото Что такое речь в психологии определениеЗа все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.

Преформистская

Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.

Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.

Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).

Конструктивистская

Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.

Релятивистская

Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.

Устная

Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.

Письменная

Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).

Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.

Методы изучения

Что такое речь в психологии определение. Смотреть фото Что такое речь в психологии определение. Смотреть картинку Что такое речь в психологии определение. Картинка про Что такое речь в психологии определение. Фото Что такое речь в психологии определениеДля изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

Нарушения и способы их устранения

Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:

Виды расстройств:Что такое речь в психологии определение. Смотреть фото Что такое речь в психологии определение. Смотреть картинку Что такое речь в психологии определение. Картинка про Что такое речь в психологии определение. Фото Что такое речь в психологии определение

Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:

Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения.

Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.

Источник

Что такое речь в психологии определение

Полезное

Смотреть что такое «речь» в других словарях:

речь — речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

речь — речь/ … Морфемно-орфографический словарь

Речь — Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… … Толковый словарь Ушакова

речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <. > речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… … Словарь синонимов

Речь — Река и речь, создал господь Вас вдохновением единым. Вас никому не побороть, Для вашей плоти нет плотины. Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… … Энциклопедия мифологии

речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… … Энциклопедический словарь

Источник

Речь: функции и виды

Исторически сложилось так, что речь является основной коммуникативной формой для людей посредством языка. Кроме того, речь и язык формируют диалектическое единство, которое сложилось в процессе продолжительного исторического развития. Впрочем, на вопрос о сущности связи между понятиями речь и язык психология и другие науки ответить не могут. Некоторые ученые и вовсе не разделяют данных понятий считая их синонимичными друг другу. Другие, напротив, противопоставляют их. В частности психологическая наука рассматривает речь как феномен индивидуальной природы, в отличие от «языка», который не является психологическим явлением, и изучение его выполняется лингвистами.

Сущность понятий «язык» и «речь»

В конце 19 в. Лингвист из Швейцарии Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкое разделение понятий.

Язык – социальное явление, имеющее надындивидуальный, общий характер.

Речь – подразумевает использование языка, имеет текучий, неустойчивый, переменчивый характер.

Еще до исследований Соссюра лингвисты в большей степени отдавали предпочтение изучению вопросов происхождения и изменения языков. Ученый же был первым, кто обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию, а именно особенную структуру, которая образуется посредством входящих в нее компонентов. Компонентами языковой структуры принять считать знаки. Язык как система знаков является средством осуществления общения и мышления человека.

Языковая система имеет независимый от индивида характер, поскольку человек с рождения не по своей воле оказывается в определенной языковой среде, освоение которой становится причиной речевого развития и формирования мышления.

Психолингвистика – раздел современной науки, который изучает природу и функционирование языка и речи, основанный на применении подходов и данных психологии и лингвистики, для более глубокого понимания сути этих явлений.

Функции речи

В процессе выявления роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека выделяют две ее функции:

Более глубокое понимание функций речи позволит разобраться в сущности ее структуры.

Коммуникативная функция

Здесь речь выступает как средство общения между людьми посредством сообщений и побуждений к действию. При сообщении субъект указывает на какой-либо предмет или же явление. В таком случае актуальным будет существование индикативной или указательной функции. Высказывание своего суждения по какому-то вопросу – это предикативная функция. Речь также может быть направлена на оказание влияния на своего собеседника, побуждение его к действию, вызывание эмоций, желаний, мыслей, чувств, переживаний.

Помимо смыслового содержания, которое передается посредством словесных значений, важная роль отводится эмоциональному отношению к произносимому. Используя сопровождающие речь элементы, такие как тон, интонацию, выразительные движения, живость, образность выражений, структуру построения предложения, отбор слов происходит выражение чувств и настроения. Таким образом, происходит эмоциональный обмен между собеседниками, то есть осуществляется выразительная функция речи.

Интеллектуальная функция

Здесь речь выступает как средство образования, выражения и развития мыслей. Как носитель системы различного типа значений, речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.

Слово – основная единица речи и мышления, каждое из которых имеет собственное определенное значение.

Только в том случае, когда все субъекты коммуникации используют одинаковые словесные знаки с идентичными значениями, может осуществляться нормальное общение. Таким образом, общественная одинаковость знаков делает возможным нормальное общение и взаимопонимание между собеседниками.

Сигнификативная функция речи – организации в единую иерархическую систему обозначений имени явлений, предметов, действий и других значений.

Виды речи

Принято выделять несколько видов речи:

В свою очередь данные понятия также включают в себя некоторые элементы, которые разберем более подробно.

Устная речь

Устная речь – это тот тип речи, который произносится и воспринимается на слух, то есть является внешним.

Устная речь, в свою очередь делится на следующие компоненты:

Диалогическая речь – это разговорный тип речи, который характеризуется неполной развернутостью, ситуативностью, в ней многое не высказывается благодаря контексту понятному участникам разговора.

В ней большая роль отводится интонации, мимике, эмоциональному фону высказывания и прочим невербальным средствам общения. Диалогическая речь характерна разнообразностью развернутости, полноты и расчлененности. Если участвующие в беседе люди интуитивно понимают друг друга, они могут сокращать высказывания. Определяется это степенью представления предмета разговора, на основании сказанного ранее, происходящего в данную минуту, а также уровнем понимания между собеседниками и стремлением к достижению этого понимания. Отсутствие же внутреннего контакта между говорящими, противоположное отношение к предмету разговора способно сформировать трудности в общении, понимании сути, истинного смысла речи и может потребовать более развернутого ее построения.

Монологическая речь – это тип речи, в котором участником является один человек, а характер ее более развернут, грамматически оформлен, логически связан и систематичен.

Письменная речь

Реализация письменной речи осуществляется в формах, доступных для зрительного восприятия. Как правило, она закрепляется в виде письменного текста, который дает большую свободу при обращении с ней. Формулируя высказывания в письменной речи, происходит поиск оптимального способа оформления сообщения, доступен выбор различных вариантов, проверка и перепроверка техники построения предложения для достижения более точного выражения смысла.

Однако, существующий разрыв времени между формированием письменной речи и ее восприятием делает ее обезличенной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом, в чем и заключается основное отличие от устной речи. В отличие от устной речи, где существование общей ситуации, объединяющей собеседников, применение выразительных средств общения и интенсивный эмоциональный обмен обеспечивает возможность понимания без тщательного продумывания содержания, письменная требует более систематизированного и логически связного изложения.

При всех различиях данных видов речи нельзя противопоставлять их друг другу, ведь обе они не представляют собой однородного, завершенного целого компонента. Разнообразность этих понятий подтверждается и различием компонентов. Так устная речь включает в себя:

Видов письменной речи также довольно много и все они разнообразны. Так можно выделить следующий ряд компонентов письменной речи:

В свете набирающего оборота технического процесса образовался новый вид речи – письменный по форме, но близкий по смыслу и характеристикам к устной речи. Данный тип используется в большей степени при общении в чатах, системах быстрого обмена сообщениями. Здесь предложения подвергаются сокращениям, используются символы, анимированные изображения для передачи эмоциональной сути, активно применяется сленг, аббревиатуры, игнорируются общепринятые правила орфографии и пунктуации.

Существенное значение имеет дифференциация речи на внешнюю и внутреннюю, где последняя осуществляется беззвучно, имеет другую функцию и строение. Внешняя речь напрямую связана с обменом информации и коммуникативным процессом, а функция внутренней речи определяется как обеспечение процесса мышления и внутренней регуляции. Наиболее явное проявление внутренней речи можно наблюдать в процессе чтения текстов, решения задач, построения мысленных планов. С ее помощью происходит упорядочивание полученной информации, самоинструктирование, анализ действий и переживаний. Структуру внутренней речи можно рассматривать как обобщенные семантические комплексы, которые состоят из фрагментов слов, фраз и с которыми группируются наглядные образы и условные знаки. В случае столкновения человека со сложностями или при возникновении внутренних затруднений внутренняя речь может перерасти во внутренний монолог, шепотную или громкую речь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *