Что такое речь в русском языке 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
Сен 17
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?
Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?
3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?
4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?
. Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.
Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.
Наша речь. Виды речи
Урок 1. Русский язык 3 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Наша речь. Виды речи»
Здравствуйте, друзья мои! Разрешите представиться. Я – профессор Грамматейкин.
Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом – изучением русского языка. Ведь он такой богатый, великий и загадочный. Можно всю жизнь изучать его и при этом постоянно узнавать что-то новое и неизведанное.
Сегодня я хочу предложить вам поговорить о нашей речи и её видах.
Посмотрите на эту девочку.
Видите, чем она занята? Вот она что-то пишет, говорит, о чём-то задумалась или мечтает.
Когда человек о чём-то думает, он как бы разговаривает сам с собой. Только эта речь не слышна окружающим, она внутри человека. И называется такая речь внутренней.
Как только мы начинаем вслух произносить наши мысли, речь из внутренней превращается в устную. Ну а если мы запишем какие-то мысли, то тогда уже эта речь становится письменной.
К письменной речи, конечно, относится не только то, что написано ручкой на бумаге, но и то, что напечатано и можно прочитать.
Я думаю, вы догадались, что все эти три вида речи тесно связаны друг с другом.
Вот со мной в детстве произошёл такой случай. Однажды учительница предложила придумать и записать какую-нибудь юмористическую историю, а потом рассказать её в классе. Как я мучился! Ни одной мысли в голове не было. Моя внутренняя речь говорила только одно: «Ну что же придумать?»
Но потом в моей голове как будто сама по себе родилась маленькая история. Я её записал в тетради, а теперь хочу рассказать вам. Вот послушайте.
«Мы с друзьями решили устроить себе праздник. Но прежде захотели выяснить значение слова «праздник». Открыли словарь и прочитали, что кроме слова «праздник» есть ещё слова «праздный», «празден». Может быть, они родственные? А обозначают эти слова: ничем не занятый, проводящий время в безделье, ленивый.
Так тому и быть! Собрались вместе, уселись на диван и праздновали, то есть ничего не делали. И через некоторое время все заснули».
Нет, всё-таки слово «праздник» не является родственным словам «праздный» и «празден». Ведь, я думаю, никто не захочет так проводить праздники.
На празднике надо веселиться: играть, смеяться, петь и танцевать! Зато над нашим праздником от души посмеялись мои одноклассники.
Ребята, как вы думаете, какой вид речи мне понадобился для создания рассказа – внутренняя, письменная или устная речь? Конечно, все три! Ведь сначала я придумал рассказ, потом записал его, и затем рассказал!
А ещё я хочу обратить ваше внимание на слово, написание которого обязательно надо запомнить. Это слово – «ПРАЗДНИК». Ох, сколько ребят допускали в нём ошибки. А всё потому, что буква Д вечно играет в прятки и молчит, когда мы произносим это слово.
Но вы-то, конечно, запомните, что в середине слова «праздник» стоит буква Д.
А если кто-то забудет, как пишется слово «праздник», вспомните слово «празден». Его хоть и не считают родственным, но всё-таки, согласитесь, что оно капельку подходит. Ведь в праздники большинство людей не работают и не учатся. Зато в слове «празден» звук Д отлично слышен. Но это будет нашим с вами секретом! ПразДник – празДен.
Ребята, в моём рассказе есть ещё одно мудрёное слово – ВМЕСТЕ.
Ну, во-первых, слово «вместе» пишется вместе, то есть слитно. А во-вторых, обратите внимание на последнюю букву этого слова. Это буква Е.
Вме-сте, вме-сте – в этом слове две гласные Е.
Но вернёмся к теме нашего урока – видам речи. Друзья мои, я хочу вам посоветовать: прежде, чем что-то сказать, обязательно надо продумать, о чём вы будете говорить. Иначе получится так, как у моего соседа Васи. Как-то раз он решил рассказать мне о том, какой интересный фильм недавно посмотрел. И вот что я услышал от Васи:
«Представляете, этот… ну супергерой… он его как…, а этот ему бабах…, а тот его. А потом они как начали… Эх, отличный фильм я посмотрел. Правда?».
Честно говоря, я ничего не понял из рассказа Васи. А вы?
А всё потому, что Вася не продумал, о чём и как ему надо говорить. И речь его получилась бессвязной – одни эмоции и никакого смысла.
О том, как построить свою речь красиво и правильно, так, чтобы окружающие хорошо понимали, о чём вы хотите рассказать, мы обязательно поговорим на одном из следующих уроков. А теперь пришло время подвести итоги этого урока.
Я надеюсь, вы не забудете:
Речь бывает внутренняя, устная и письменная.
И закончить нашу встречу сегодня я хочу мудрыми русскими пословицами:
Хорош праздник после трудов праведных.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Мне бы хотелось, чтобы вы применили все три вида речи – записали эти пословицы и подумали, а потом рассказали, какой смысл в них заключается.
И, конечно, не забудьте, как пишутся слова «ПРАЗДНИК» и «ВМЕСТЕ».
А я прощаюсь с вами, друзья мои, и хочу пожелать вам успешной работы.
Конспект урока по русскому языку на тему «Речь» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Познакомить детей с понятием «речь», с видами речи.
Воспитывать любовь к книге, умение слушать своих товарищей.
Образовательные ресурсы: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2014.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
2. Минутка чистописания (шШ, мМ, Ии)
3. Актуализация знаний:
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Где положишь, там и лежит, возьмешь в руки – говорит (книга)
Души нет, а идет, рта нет, а говорит (письмо)
Его можно дать, и в то же время сдержать, что это? (слово)
3. Самоопределение к деятельности (тема, цель урока):
-Сформулируйте тему урока.
-Прочитайте на стр.3попрос почемучки, что мы должны вспомнить и, что обсудить.
-Какую можем поставить цель на урок? (Речь. Познакомиться с видами речи, определить ее значение в жизни человека)
-Прочитаем текст на 3 странице, о чем узнали?
-Что такое речь? Какие виды речи бывают?
(Вспомнить, что такое речь и какие виды речи бывают)
4. Работа по теме урока:
Упр.2 стр.4 (отвечают на вопросы после текста)
Чтение правила на стр.4 (Ребята приводят примеры к видам речи)
5. Физминутка «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6. Закрепление по теме урока.
Работа в группах. (Вспомнить и записать несколько поговорок на тему «Речь»)
Для чего человеку нужна речь?
• Чтобы сообщить что-то другим людям.
• Чтобы выражать свои мысли.
• Чтобы люди общались друг с другом.
• Чтобы слова были связаны друг с другом.
• Чтобы обдумывать свои мысли.
– Какие виды речи вы знаете?
8. Дом. Работа упр. 3 стр. 4
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1499556
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Язык и речь (Наша речь и наш язык)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения. Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов). Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): речь, устная речь, письменная речь, внутренняя речь.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – С. 5–7.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – С. 3.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 3–4.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. – М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
ТВ – 1. Базовый уровень сложности.
Установите соответствие между понятием и соответствующей иллюстрацией.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Речь – это то, что произносят, или написано людьми. Речь есть только у человека.
Виды речи: устная, письменная, внутренняя.
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.
Письменная речь – это речь, передавая с помощью письма (букв, слов, высказываний).
Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Язык – это речь, которой владеет человек. Например, родной язык, иностранный язык, русский язык.
Родной язык – это язык, на котором говорит человек, проживающий на территории своей страны Родины.
Иностранный язык – это язык, на котором не говорят люди, проживающие в определенной местности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь.
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.
Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов).
Внутренняя речь — это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Речь − форма общения людей посредством языка.
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия), или малой Родины (например, Чечня, Татарстан) называется родным языком.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.
Речь и язык нужны человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Прочитайте пословицы. Зачеркните ту, которая лишняя.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Где слова редки, там они вес имеют.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Каков ум, такова и речь.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Подсказка: неверный ответ меняет цвет.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Где слова редки, там они вес имеют.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Каков ум, такова и речь.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Задание. Доброе слово.
Прочитайте. Когда так говорят? Закрасьте правильный ответ.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.