Что такое речевая этика как она проявляется

Этика речевого общения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль речевого этикета

Речевой этикет — определенный порядок речевого поведения, установленный в конкретном обществе.

Он позволяет за счет накопленных языковых богатств выражать неконфликтное, доброжелательное отношение к людям. В речевом этикете уже сформированы формулы общения, которые можно применять каждый раз, когда возникает в них необходимость. При этом в каждой отдельной ситуации делается определенный выбор, который основан на проявлении уважения к собеседнику.

Основные принципы речевого этикета

В повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с косвенными формами речевого взаимодействия, которые должны базироваться на общих принципах уважения к собеседнику. Это называется принципом кооперации и считается основным принципом коммуникаций. Данный принцип базируется на четырех основных категориях:

Категория количества проявляется в том, что на каждом этапе диалога высказывание должно содержать информации не больше и не меньше, чем требуется. Качество определяется истинностью высказывания. Категория отношения выражается в том, чтобы на протяжении всего диалога придерживаться основной темы. Категория способа выражается в ясности изложения мысли. Для достижения ясности высказывания необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности в высказываниях, быть кратким и организованным в своей речи. При соблюдении принципа кооперации уровень эффективности общения значительно увеличивается.

Еще один важный принцип, регулирующий процесс общения, – это принцип вежливости. Он направлен на предотвращение конфликтных ситуаций. Принцип вежливости базируется на такте, скромности, великодушии, одобрении, согласии, симпатии. Соблюдение принципа вежливости обеспечивает положительное взаимодействие и реализацию коммуникативных стратегий с использованием непрямых формулировок.

Готовые работы на аналогичную тему

Национальные особенности речевого этикета

Общаться вежливо и в рамках этикета принято в разных странах мира. При этом каждый из национальных языков накладывает свою специфику на общение, немаловажную роль играют обряды, привычки определенного народа. Например, в речевых отношениях более резкие русские и немцы, а японцы в речи проявляют раболепие, американцы часто в общении проявляют лицемерие, а британцы надменность. Сложились определенные стереотипы о холодности англичан и вспыльчивости итальянцев, упрямстве финнов и широте души русских. Отсюда и различие в речевом поведении разных народов.

Формулы речевого этикета

Просьба

Просьба как речевое действие одна из основных формул речевого этикета. В просьбе говорящий стремится придерживаться правил вежливости, в противном случае существует риск не достигнуть цели. При этом в каждой речевой ситуации просящему необходимо выбирать наиболее приемлемое выражение из множества существующих форм.

Похвала и комплимент

Похвала и комплимент являются чертами коммуникативной культуры определенного народа. В России с наибольшей частотностью используют комплименты внешнему виду человека, на втором месте комплименты, оценивающие профессионализм и способности человека. Следует учитывать, что на комплимент возможна негативная реакция. Это может быть обусловлено особенностями характера – скромностью и застенчивостью.

Юмор

Юмор и остроумие – средства воздействия на собеседника, отвергающие злость, зло и агрессивность в отношении собеседника.

Юмор заключается в понимании смешного, умении видеть и показывать комичное, выделять забавное. Остроумие проявляется в изобретательном и находчивом выделении, описании комичного, подчеркивании смешного. Остроумие по отношению к юмору первично, а юмор – вторичен: шутки придумывают остроумные, а рассказывают и пересказывают их люди с чувством юмора.

Скрытая насмешка под маской серьезности кардинально отличают иронию от сатиры и юмора. Ироническое отношение в речи реализуется посредством гротеска, остроумия, преувеличения, контраста, соединения разных речевых стилей. Ирония носит объективный характер и направлена на других. Юмор же субъективен. Ирония начинается серьезно, а заканчивается смехом. Юмор, наоборот, начинается со смеха и заканчивается серьезно. Иронию можно применять в речи, но с очень большой осторожностью, опираясь при этом на нравственность.

Существуют ситуации, в которых ироническая речь не уместна:

Умение иронизировать в отношении себя является признаком ума, силы воли. Такое умение – это результат длительного самовоспитания.

Правила речевого этикета

Этика слушания

Общение подразумевает наличие собеседника, а следовательно, важно не только правильно говорить, но и слушать. В отношении слушания также сформулированы определенные правила:

Можно сделать вывод, что этика в речевой коммуникации требует оценки речевой позиции слушающего и корректного взаимодействие с ней. Этика подразумевает сотворчество говорящих. Этика в речевой коммуникации характеризует степень подготовленности оратора и его зрелость.

Источник

Правила речевого этикета

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Основные понятия речевого этикета

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Овладение данным искусством невозможно без широких познаний в области лингвистики, культурологии, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила речевого общения часто определяются национальными традициями. Это особенно касается народов, сохранивших аутентичный уклад жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере. Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня.

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Основной целью такого общения должно быть достижение контакта и взаимопонимания между участниками.

Принципы делового этикета таковы:

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

В спокойной, неторопливой беседе проще найти точки соприкосновения и определить пути решения сложных ситуаций. В конце переговоров следует подвести итоги и попрощаться.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Основная часть разговора может строиться по трем сценариям: рабочий, торжественный или скорбный. На тип ситуации указывают различные речевые формулы, произносимые собеседниками («Примите наши соболезнования», «Разрешите вас поздравить!», «Я бы вам посоветовал» и т. д.).

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет. На его формирование оказывает влияние комплекс факторов, среди которых:

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Источник

ЭТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ РЕЧИ

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями).

1. Приветствие. Обращение.

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения.

Обращение выполняет контактоустанавливаюшую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам. В фатическом общении, в речи близких людей, в разговорах с детьми обращение часто сопровождается или заменяется перифразами, эпитетами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Анечка, зайчик ты мой; милочка; киса; ласточки-касаточки и т. п. Особенно это характерно для речи женщин и людей особого склада, а также для эмоциональной речи.

2. Этикетные формулы.

В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Taк, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те). При выражении просьбы принято представлять свои в непрямом, небуквальном высказывании смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас в магазин? При вопросе Как пройти. Где находится. также следует предварить свой вопрос просьбой Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете.

Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть фото Что такое речевая этика как она проявляется. Смотреть картинку Что такое речевая этика как она проявляется. Картинка про Что такое речевая этика как она проявляется. Фото Что такое речевая этика как она проявляется

3. Эвфемизация речи.

Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений; например: он покинул нас, скончался, ушел из жизни; название книги Шахетджаняна об интимных отношениях.

Культурные и социальные _нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.

Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы-обшения и Ты-общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций.

Один и те же участники общения в различных ситуациях могут употреблять местоимения и в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения (ср. А Вам, Виталий Иванович, не положить салатику?).

Источник

Нормы этикета и речевого поведения

Этикет – это не только нормы поведения в обществе, но и умение правильно изъясняться. Это красота речи и ее содержание, а также использование фраз в зависимости от ситуации.

Речевой этикет — набор правил (гласных и негласных), благодаря которому в обществе поддерживаются социальные институты и устанавливается иерархия. В зависимости от культуры и социального класса правила речевого этикета могут значительно меняться.

Знание речевого этикета позволяет человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, расти и развиваться в личностном и профессиональном плане.

Взаимосвязь культуры и речи

Культурный человек выделяется из общей массы манерами поведения, учтивостью, осведомленностью и коммуникабельностью. Подобная личность умеет вести себя в обществе, легко идет на контакт и может поддержать беседу.

Речь культурного человека отличается смысловой точностью, грамматической правильностью, выразительностью, богатством и разносторонностью словарного запаса и логической стройностью.

Такая речь называется нормированной – в своей устной форме она отвечает существующим в настоящее время нормам произношения, а в письменной форме – правилам пунктуации и орфографии.

Взаимосвязь культуры и речи здесь очевидна. Человек, который не имеет представление о морально-этических нормах, не сможет соблюдать речевой этикет, по следующим причинам:

Важно! В некоторых случаях знание этикета не гарантирует достойного общения. Иногда это вопрос личностных качеств собеседника.

Формирование культуры общения

Общаться можно очень по-разному. В стенах кафедры государственного университета и, например, общественной столовой, звучит кардинально разная лексика, но правила речевого этикета в целом соблюдаются одни и те же.

Это происходит потому, что формирование культуры общения начинается ещё с младенчества. Дети, находящиеся в разных условиях, получают разное качество обучения поведению в обществе, но согласно одинаковым принципам (исключая маргинальные прослойки).

В минимальные стандарты культуры общения входит умение держать словесную дистанцию, отказываться от оскорблений и обсуждения недостатков вслух, недопустимость грубости и агрессии.

Чтобы успешно функционировать в обществе, молодой член общества должен научиться лояльности и минимальному уважению к окружающим.

Так как человечество больше не в племенном строе, уважение и доброжелательность высказывается с помощью речи и её выражениям — интонации, словам, жестикуляции.

Формирование культуры общения начинается с раннего возраста. Наряду с правилами поведения ребенку внушают и постулаты речевого этикета. Прямое и косвенное влияние на формирование речевой культуры оказывают:

Первый навык общения ребенок получает в семье. Едва начав говорить, он начинает копировать манеру речи домочадцев, используя при этом те же слова и интонации — речь ребенка становится отражением речи родителей и их задача донести до ребенка основы культуры общения.

В семьях, где воспитанию детей уделяется много внимания, дети с раннего возраста знают «волшебные слова» и их значение.

На втором этапе в процесс освоения речевых правил вмешиваются окружающие:

Круг общения ребенка становится шире, в речи появляются новые слова, меняется манера разговора. И то, какой она будет, теперь зависит не только от родителей.

Если ребенок проводит время среди воспитанных, культурных людей, значит, его речь станет богаче и ярче, но если окружающие незнакомы с культурой общения и «сорят» ненормативной лексикой, то ребенок непременно переймет некоторые обороты.

Детский сад, школа и другие учебные заведения учат читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, а также правильно выражать мысли в устной и письменной форме.

Причем, необходимые знания ребенок получает из уроков русского языка и литературы, но и из других дисциплин. Весь учебный процесс направлен на формирование речевого этикета, а целью являются следующие моменты:

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это совокупность требований к содержанию, характеру, форме, порядку и уместности высказываний в той или иной ситуации.

Это определенные правила речевого поведения, система специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для взаимного контакта собеседников, его поддержания и прерывания в избранной тональности.

Речевой этикет предполагает использование определенных слов и выражений в различных ситуациях:

Нужные слова и фразы произносятся с определенной интонацией, что в совокупности с изречениями и характеризует вежливую речь.

Владение культурой речи помогает в становлении личности, завоевании авторитета, доверия и уважения. Соблюдая речевой этикет, человек чувствует себя уверенно и непринужденно в любой ситуации, а также избегает насмешек и неловкости в незнакомой обстановке.

Это совокупность правил, уникальная для разных рас и социальных групп в некоторых аспектах. Большинство правил речевого этикета считается негласным и в норме воспитывается в детях вместе со всеми прочими социальными навыками.

Например, нет нужды в объяснении причин, по которым нельзя повышать голос на другого человека — это нарушение личного пространства и грубость.

Так же очевидно то, что не вежлива фамильярность с человеком, более высоким по социальному статусу или просто не знакомым.

История возникновения речевого этикета берет истоки из иерархических правил, где старший автоматически возвышался над младшим, женщин выделяли в отдельную социальную группу, а разрыв между социальными классами был невероятно огромным.

Большинство правил речевого этикета человечество сохранило неизменным или немного изменённым.

Основные правила речевого этикета

Речевой этикет предписывает личности определенные нормы общения, которые бывают обязательными и носящими характер рекомендаций.

К обязательным относятся следующие правила речи:

Рекомендации речевого этикета предписывают:

Так как полностью структуризировать такое большое понятие не удастся — его принципами пользуется слишком много культур и социальных групп, есть только основные правила, приемлемые для большинства современных сообществ:

Главные принципы — спокойствие, исключение конфликтных ситуаций и доброжелательная (нейтральная) атмосфера. При деловой беседе или любой другой формальной встрече ярко выражать свои эмоции и отношение к окружающим строго не рекомендуется.

Виды речевого этикета

Речь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным.

Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя.

Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом.

Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации.

Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов — так рождается классификация речевого этикета по видам:

Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета.

Например, религиозный — он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного.

В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:

Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.

Важно! Любая форма разговора подчиняется определенному регламенту, соблюдать который нужно неукоснительно.

Функции речевого этикета

Речевой этикет имеет определенные функции, которые очень важны для человека.

Важно! Этикетное общение – это обязательное условие беседы с окружающими, которое гарантирует нормальные отношения между людьми. Оно наделяет человека положительными качествами и облегчает взаимодействие с обществом.

Основная функция — установление положительного контакта с другим человеком или группой. Изменения в русском речевом этикете последних лет — всего лишь отголоски ритуалов, созданных древними людьми в качестве универсальной константы общения.

Очень многие их части можно отследить и сейчас, например, в рукопожатиях, поклонах у азиатских национальностей, и улыбках.

Все эти незначительные на первый взгляд мини-ритуалы сопровождают человечество веками. Они помогают показать на сознательном и не сознательном уровнях, что собеседник уважаем и отношение к нему будет хорошим.

Этикетные нормы — это универсальный язык, на котором можно договориться с каждым.

Языковые и поведенческие средства

Речь — это в основном слова и другие звуки, конечно, но есть и другие средства выражения. Например, жесты и положение в пространстве относительно своего собеседника.

Всё это тоже очень важно и имеет значение как со светской стороны, так и в плане национальных особенностей, которые тоже учитываются.

Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию. Это совершенно нормальное явление — жесты используются человеком как дополняющие речь «усилители».

С помощью них выражаются эмоции, подаются сверхбыстрые сигналы. Насчёт жестикуляции есть достаточно жёсткие правила, в основном они заключаются в её сдерживании.

Нет ничего плохого в том, чтобы показать собеседнику ладонью на предмет разговора или жестом пригласить пройти в помещение, но размахивать руками и сокращать дистанцию с человеком без его согласия недопустимо.

Языковые и поведенческие средства неразрывно связаны, но первые существуют без вторых, а наоборот — нет.

В речевом этикете первыми помощниками являются языковые и поведенческие средства. К ним относятся:

Формулы речевого этикета

На любом этапе общение сопровождается формулами речевого этикета – штампами и устойчивыми выражениями.

Это слова вежливости, которые предусмотрены на все случаи жизни:

Данные формулы подсказывают как себя вести в какой-либо ситуации и облегчают общение.

Речевой этикет и деловое общение

Деловое общение после повседневного является самым распространённым. Это логично — растёт уровень среднего предпринимательства, всё больше людей заняты на творческих профессиях или предпочитают работать на себя.

Придерживаться стандартных правил повседневного этикета на деловой встрече допустимо, но получить таким образом уважение от собеседника удастся только в том случае, если он сам придерживается подобного подхода в делах.

ВАЖНО! В зависимости от разных жизненных ситуаций деловой этикет тоже можно разделить на условные группы.

Правила для удачного официального общения

Главное — никакой фамильярности. Флирт между деловыми партнёрами также исключается. Собеседники должны найти идеальный баланс между вежливой отстранённостью и вежливой вовлечённостью. Первое не должно перейти в заносчивость, второе — в навязчивость.

Не стоит придерживаться картинного официоза. На деловой встрече вполне могут звучать уместные шутки и разговоры на отвлечённые темы. Переход на личное — табу, это грубо и может обидеть собеседника.

Пунктуальность, обязательность и честность. При создании первого впечатления не существует мелочей — не стоит опаздывать, грубить персоналу.

Деловое общение отличается тем, что в нем отсутствуют фрагменты, намекающие на личные темы. Это общение по существу – вежливое, учтивое и беспристрастное, но вместе с тем располагающее. Оно направлено на достижение взаимопонимания и контакт.

Официальное общение предусматривает следующие правила:

Этапы делового общения

Как и любое общение, деловая беседа разбита на этапы:

Принципы речевого делового этикета

Соблюдение принципов делового общения помогает налаживать и устанавливать длительные партнерские отношения. К ним причисляются:

Этикет деловых разговоров по телефону

Телефонные переговоры тоже имеют свой регламент:

Важно! Прежде чем начать деловые переговоры, лучше написать суть вопроса на бумаге, чтобы в ходе разговора не перескакивать с одного момента на другой.

Речевой этикет разных социальных групп

Речевой этикет устанавливается внутри каждой социальной группы. Его особенности складываются в зависимости от следующих аспектов:

Стремление овладеть речевым этикетом – это залог развития личности и показатель воспитания.

Соблюдение норм и правил речи повышает культуру человека и общества в целом. Именно поэтому образовательный процесс уделяет этому вопросу максимум внимания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *