Что такое речевая ситуация в русском языке примеры
Речевая ситуация и её компоненты
Материал для подготовки к публичному выступлению. Может быть использован на уроке, занятиях кружка, при подготовке к ЕГЭ
Содержимое разработки
Понятие «речевая ситуация»
Одним из разделов языкознания является лингвопрагматика. Это наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации. А речевая ситуация в этом случае как раз и является тем основным понятием лингвистической прагматики, на базе которого и ведутся основные исследования. Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации. Речевая ситуация и её компоненты были подробно представлены нами на примере сцены из кинофильма, так сказать, на практике. Для лучшего понимания в теории можно использовать схему, предложенную Н. И. Формановской и дополненную Т. А. Ладыженской. Что собой представляет речевая ситуация и ее компоненты, наглядно видно на рисунке, расположенном ниже.
Социальный характер отношений
Невозможно отрицать или преуменьшать значимость социальных ролей коммуникантов. Представим, что мать, только что имеющая тёплую беседу со своей дочерью за завтраком, час спустя выступает в школе в роли учителя своего ребёнка. Отношения меняются. В одном случае они выступают в качестве «родитель-ребёнок», в другом – «учитель-ученик». Соответственно, и речевые ситуации, и речевые роли их будут абсолютно разными. Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы. Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток.
Внешние условия общения
Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения? Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим. Нет её – связь рвётся, и речевая ситуация прекращает своё существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала? Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения. Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Её можно использовать с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами). Иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить). Данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы). Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Культура речи. Речевая ситуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о культуре речи и её аспектах.
2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.
Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.
Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)
Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.
Речевой этикет – нормы и правила общения.
Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.
Открытые электронные ресурсы:
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:
1. нормативный (владение различными нормами русского языка);
2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);
3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).
Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.
Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.
Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.
Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:
– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.
– Нагулялись, Ольга Николаевна!
– Не надоело отдыхать?
– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!
– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.
– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.
Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.
Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».
С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».
Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).
Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.
Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.
Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.
Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
использование вежливых слов
связан с влиянием обстановки
знание правил и их использование
Разбор задания: вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Нормативный знание правил и их использование
Коммуникативный связан с влиянием обстановки
Система упражнений по русскому языку с использованием речевых ситуация для учащихся 4-х классов
Однако, анализируя программу и учебники, мы пришли к выводу, что в них нет упражнений и заданий, связанных с созданием речевой ситуации на уроке.
Учебные речевые ситуации – это специальные условия и отношения, которые вынуждают учащихся говорить.
В опытном обучении мы сочли целесообразным представить примеры некоторых речевых ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка в 4 классе при изучении отдельных тем.
Предложение
1. Цель: Учить составлять предложения произвольно по заданию.
Начни новое предложение с последнего слова предыдущего предложения:
Скоро наступит зима.
Мы любим зимой кататься с горы.
На школьном дворе мы лепим снеговика.
Ждёте ли вы зиму? Зимой мы все с нетерпением ждём снега. Расскажите жителям далёкой Африки, что такое зима. Чем вы любите заниматься зимой?
2. Цель: учить детей правильно подбирать слова по смыслу для передачи точного смысла высказывания.
Представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Как ведут себя звери? Чем они занимаются?
3. Цель: учить детей правильно составлять синтаксическую конструкцию, выбирать более точные слова для создания высказывания.
Хмурится небо. Ревёт ветер. Несутся тучи.
Представьте, что был солнечный ясный день, и вдруг погода стала портиться. Создайте картину плохой погоды, дополнив предложения.
4. Цель: формировать у детей умение соотносить несуществующие слова со словами родного языка по окончанию.
Прочитайте предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое:
Пожинкая занаба милатает фидабу. Кинто симянет фидабасика зи пануку.
Племя Юмба-Румба прислало нам записку. Попробуем догадаться, о чём идёт речь в этой записке.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
1. Цель: Обучать учащихся диалогической форме речи. Учить составлять предложения – вопросы и предложения – ответы, разные по интонации.
Составьте и запишите диалог:
Представьте, что вы с друзьями нашли клад и теперь решаете, как с ним быть, что делать.
2. Цель: обучать детей разным приёмам запоминания орфографических правил.
Расскажите, как определить падеж имени существительного. Дополните свой ответ примерами.
Представь себе, что огромный воздушный шар уносит тебя в длительное путешествие. Шар поднимается всё выше и выше, а ты должен успеть рассказать правило тем, кто остаётся на земле:
“До свидания, я скоро вернусь! Пожалуйста, запомните, как определить падеж имени существительного…” (А голос всё дальше, всё тише…).
3. Цель: учить различать предложения по интонации и по цели высказывания.
Расставьте знаки в конце предложений – точку или знак вопроса:
“У меня зазвонил телефон
— А много ли прислать
— Да пудов этак пять или шесть:
больше ему не съесть, он у меня ещё маленький”.
Представьте, что в вашей школе будут ставить спектакль по произведению Корнея Чуковского “Телефон”. Вам с другом нужно разыграть этот диалог. Но вот беда! Кто-то забыл расставить знаки препинания в конце предложений. Попробуйте это сделать сами.
Однородные члены предложения
1. Цель: формировать умения активно включать в свою речь предложения с однородными членами.
Письменно ответьте на вопросы:
Какие деревья растут в наших лесах?
Какие животные живут в лесах?
Чем питаются белки?
2. Цель: формировать у учащихся умение дополнять текст предложениями с однородными членами, соблюдая стиль автора.
Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение с однородными членами, объясняющее, что такое гнездо. Дополненный текст напишите.
Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнёзда сложены из сучков. У ремеза гнездо сплетено из мха и паутины. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом и шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.
Представьте, что вы оказались в лесной школе. Вам нужно объяснить птенцам, что такое гнездо.
3. Цель: формировать у детей умение создавать высказывание, дополняя предложения однородными членами.
Дополните предложения однородными членами. Напишите.
Белка очень хорошо умеет …………….
Заяц совершенно не умеет …………….
Звери в лесу забыли, что они умеют делать, а чего не умеют. Помогите им вспомнить.
Текст
1. Цель: формировать умение сочинять продолжение текста по его началу.
Прочитайте. Напишите текст по его началу.
Серёжа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков.…
Представьте, что вы писатель и вам нужно придумать интересный рассказ для детей.
2. Цель: формировать у детей умение на основе собственного опыта и наблюдений составлять текст – описание.
Расскажите о любом животном. Составьте текст – описание. Напишите.
Все вы бывали в зоопарке. Сейчас закройте глаза и попробуйте снова там очутиться. Какой зверь вам больше всего понравился? Опишите это животное.
3. Цель: Учить детей составлять текст – описание на основе собственного воображения и имеющихся знаний.
Какие машины служат людям дома? Попробуйте рассказать об одной из них: для чего нужна эта машина, как она выглядит? Напишите свой текст.
Представьте, что вы изобретатель. И вот вы создали машину, которая будет служить людям. Расскажите всем о своём изобретении.
Развивая у учащихся умения соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, система предложенных упражнений дисциплинирует мышление, обостряет чувство родного языка, приучает гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий данным условиям речи. Систематическое включение в урок данных упражнений с использованием речевой ситуации способствуют формированию грамотной речи учащихся.
Урок русского языка по теме «Речевая ситуация и ее компоненты». 10-й класс
Класс: 10
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, возможность работы с программой для создания компьютерных пазлов.
1. Организационный момент.
Цели ученика: определить цель своей работы на уроке, познакомиться с требованиями к уровню подготовки.
Цели учителя: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, создать комфортную обстановку.
Учитель обращается к ученикам со вступительным словом. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, помогают формулировать цели урока.
Учитель произносит приветственное слов и завершает его вопросами: “А как вы считаете, что же необходимо, чтобы быть счастливым и успешным? А что помогает нам обеспечивать понимание?
Тема нашего сегодняшнего урока – “Речевая ситуация и ее компоненты”. (слайд)
2. Опрос учащихся по заданному материалу.
Цели для ученика: определить уровень своих знаний по теме “Стили речи”
Цели для учителя: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Учитель формулирует задания для учащихся, проверяет выполнение работы с привлечением учащихся. Учащиеся собирают разрезанную таблицу.
Учитель: Что вы помните о стилях речи. Это должно помочь нам в изучении темы. Какие стили речи вам известны? (После того, как все стили речи названы, открывается слайд с их перечислением). На столах у каждой группы разрезанная таблица (Приложение 1). Соберите эту таблицу, выстроив в одну строку признаки одного функционального стиля речи. По одному человеку от каждой группы идут выполнять подобную работу на доске. (Два человека работают с подобной таблицей на магнитной доске, два человека собирают компьютерные пазлы с помощью интерактивной доски.) На выполнение работы две минуты.
Проверка выполнения работы: сначала проверяются учащиеся у доски, они получают оценки (правильно составленная таблица оценивается на “отлично”, если есть недочеты в одной-двух строках – “хорошо”). Группы сообщают учителю о правильности или неправильности выполнения работы, вносят коррективы. Если учащиеся у доски допускают ошибки, учитель предлагает другим учащимся помочь им в выполнении работы.
3. Изучение нового материала.
Цели для ученика: иметь представление о сути понятия речевая ситуация, ее компонентах.
Цели для учителя: дать учащимся конкретное представление об изучаемом понятии, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции.
Метод: эвристическая беседа, составление и дополнение кластера.
Учитель: Посмотрите еще раз на нашу таблицу. Три колонки из нашей таблицы и определяют содержание речевой ситуации. Как вы думаете, какие? Да, наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем мы говорим и зачем мы это делаем, т.е. от речевой ситуации. В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, потому что меняется наша цель. В терминах лингвистики речевую ситуацию определяют как сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании. (слайд) Запишите это определение в тетрадь.
А теперь работая в группах, попробуйте определить признаки речевой ситуации. Для этого составьте кластер на тех листах, которые у вас в группах имеются. Каждая группа работает своим фломастером. На выполнение работы 3 минуты. Передайте свой лист другой группе. Внесите в него, если это необходимо, дополнения. Работаем по часовой стрелке, пока листы командам не вернутся. Вы видите все дополнения, которые внесли ваши товарищи. А теперь сравним с тем, что предлагают лингвисты.
Дополните свои кластеры.
4. Закрепление учебного материала.
Цели для учащихся: применить полученные знания при анализе текстов, создании своих высказываний.
Цели для учителя: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций учащихся.
Учитель предлагает учащимся проанализировать тексты, создать свое высказывание. Учащиеся анализируют тексты, создают свое высказывание.
А теперь поработаем с текстами. Каждая группа работает с двумя текстами. Отвечает кто-то один от группы.
Задание 1. Прочитайте тексты (Приложение 2). Определите компоненты речевой ситуации. Насколько эффективно реализуются в них коммуникативные задачи (задачи общения): заинтересовал ли текст, осуществилось ли сообщение, общение или воздействие (в зависимости от ситуации)?
Задание 2. А теперь попробуем сами поучаствовать в речевой ситуации. Две группы готовят рассказ с целью убедить нас прочитать какую-то книгу, аргументировав для этого свою оценку. Еще две группы готовят рассказ о прочитанном программном произведении с целью доказать, что они это произведение прочитали. На выполнение 5 минут.
Задание 3. Работа с ассоциативным орфографическим словарем. Слово “эмоция”. Запишем слова-опоры: эмоция, эмоциональный, этика, экспрессивный. Как вы думаете, имеют ли эти слова какое-либо отношение к нашей теме? (ответы учащихся)
Учитель: Действительно, речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Чтобы речь была эффективной, следует соблюдать некоторые принципы:
Принцип гармонии речевого события (соответствие содержания речи условиям речи);
Принцип речевого этикета (говорить со слушателем как с равноправным партнером, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем). (слайд)
Задание 4. Просмотр видеоролика. Соблюдаются ли здесь принципы эффективного общения? (ответы учащихся).
Задание 5. Вам тоже приходится на уроках часто выступать в роли выступающего. Составьте в группах свои советы выступающему (3-4 совета). На выполнение задания- 4 минуты. Заслушиваются выступления групп.
5. Рефлексия и задание на дом.
Цели для учащихся: создать письменное высказывание с учетом речевой ситуации – сочинение-рассуждение на ЕГЭ.
Цели учителя: формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося, подготовка к ЕГЭ.
Прочитайте текст. Вот над этим вопросом: “Нужно ли скрывать свои эмоции в речи?” вы и поразмышляете дома. Ваши размышления должны быть оформлены как сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку. Попробуйте поработать в такой речевой ситуации. Оценивание выполнения домашнего задания будет проходить по критериям ЕГЭ.
Подведение итога урока.
— Вспомните цели, которые вы перед собой ставили. Вы их достигли?
— Проверим, готовы ли вы выполнить мои требования:1.Что же такое речевая ситуация? Назовите ее компоненты.
— Оцените нашу совместную деятельность на рефлексивной мишени. Поставьте точку в каждом их четырех секторов, оценивая содержание урока (интересно, полезно), формы работы на уроке (интересные, эффективные), свою деятельность и деятельность учителя. Чем ближе к десяточке, тем выше ваша оценка происходящего на сегодняшнем уроке.
Я тоже оценила наш урок с помощью рефлексивной схемы. Я говорю наш урок, потому что невозможно научить того, кто не хочет учиться. Сегодня я видела ваше желание учиться. Спасибо вам за урок.
Использование речевых ситуаций в работе по развитию речи на уроках русского языка (из опыта работы)
Всем хорошо известна та роль, которую играет речь как средство общения. Умение говорить, а также писать ясно, последовательно, убедительно и правильно – не только показатель культуры, но и одно из условий активного участия человека в общественной жизни страны. Действительно, есть ли что-нибудь важнее хорошо развитой речи? Без нее не может быть настоящих успехов в учении, нет настоящего общения между людьми. Вот почему так важно заниматься развитие речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно. Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, в практике работы школ данную проблему нельзя считать полностью решённой.
Речевая среда, которая окружает ребенка, не всегда удовлетворяет школу, а обучение речи пока имеет определенные недостатки. Как отмечает Н.И.Жинкин, основная трудность развития речи в школе состоит в том, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи». Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации». (Жинкин Н.И Коммуникативные системы человека и развитие речи в школе. – В кн: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому в IV – VIII классах. М.,1996, с.105).
Задача учителя в том и состоит, чтобы превратить «искусственное говорение» в естественное высказывание, направленное на достижение реальной цели. Как пишет В.И.Капинос, «чтобы приблизить обучение к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней» (Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности. – Русский язык в школе, 1978, №4, с.64).
Создание речевых ситуаций – это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся на уроке. В педагогической литературе говорится, что среди речевых ситуаций, складывающихся на уроке, может быть выделено 2 вида: естественные и искусственные или специально – создаваемые учебно-речевые ситуации.
Естественными учебными речевыми ситуациями на уроках русского языка можно считать ответы учащихся на вопросы по грамматико – орфографическому материалу, упражнения, связанные с обнаружением и исправлением ошибок, доказательства, объяснения, формулировки орфографических правил и т.д.
Примерами искусственных или специально создаваемых речевых ситуаций могут быть такие: озвучивание картинок, то есть произнесение монологов за героев, изображенных на картинке, воображаемый рассказ об увиденном кому-то из близких, когда материалом для рассказа служит содержание картинки.
Приведу пример создания на уроке русского языка речевой ситуации при изучении темы «Предложение». Детям предлагается такое задание:
— У вас набор сюжетных картинок по теме: «Как дети отдыхали летом». Представьте себе, что это не картинки, а ваши фотографии. Вы показываете фотографии кому-то из своих друзей и рассказывает о том, как отдыхали летом, а вашему другу (подруге) очень интересно. Он спрашивает вас, интересуется. Вот что получилось. Говорит один ученик:
— Я, мой младший брат и мама поехали на дачу. Вот это мы около дома стоим. Летом было очень жарко, и мы часто купались. На этой фотографии плавает на матраце мой младший братик.
— А в лес вы ходили? (Вопрос задает друг).
— Ходили. Грибов было очень много. Вот на этой фотографии я стою с белым грибом.
— А маме вы помогали?
— Да. Смотри, я вырываю сорняки, а мой братик поливает цветы из маленькой лейки. Цветы у нас были самые красивые. Вечером мы читали книги и играли в настольные игры. Нам с братом очень понравилось отдыхать в деревне!
После беседы дети записывают в тетради 3 – 4 наиболее удачных предложения с разными знаками препинания.
При изучении заглавной буквы в словах можно предложить детям такую речевую ситуацию:
— Представьте себе, что вы экскурсоводы. Вы рассказываете туристам о Москве. Какие достопримечательности вы им покажете, о каких интересных местах в Москве расскажете? В рассказе употребите слова, которые пишутся с большой буквы.
Вот пример еще одного задания:
— Девятого мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Представьте себе, что вы приехали на праздник из далекого сибирского города. Вам очень понравилось на празднике, осталось множество ярких впечатлений. Вы вернулись домой и рассказываете родным и друзьям, каким же был праздник в столице, как была украшена Красная площадь. Помните: ваша задача поделиться с близкими теми впечатлениями, которыми вы наполнены.
В учебниках русского языка (2 и 3 класс) есть ряд заданий, связанных с составлением задач по картинкам на основе данных вопросов. Ребенок должен прочитать вопросы и ответить на них. Я попробовала выполнить это упражнение с использованием речевой ситуации. После того, как дети рассмотрели картинки, я обратилась к ним с вопросом:
— Представьте себе, что после уроков мы отправились на экскурсию на автомобильный завод. Кто работает в цехах? Что делают рабочие? Что помогает людям выполнять работу быстро и чётко? Давайте выйдем на улицу, во двор завода. Что мы видим во дворе? Что произойдет с машинами потом? Какое у вас впечатление после посещения автомобильного завода?Учитель выслушивает несколько рассказов учеников. При проведении такой работы нужно обязательно добиваться, чтобы ребёнок передавал свое отношение к происходящему. А для этого необходимо вызвать у него интерес, желание поделиться своими мыслями, причем не только рассказывать самому, но и слушать рассказ своего товарища. Кроме того, важно создать в классе доброжелательную атмосферу, атмосферу заинтересованности, внимания и уважения.
Для того, чтобы выяснить, влияет ли прием создания речевых ситуаций на качество детских сочинений, на отношение детей к работе, я провела сочинение по одной и той же теме в двух третьих классах: в своем и параллельном. Передо мной стояла задача – создать в одном классе речевую ситуацию при написании сочинения, а в другом классе построить работу над сочинением без использования этого приёма и полученные результаты сравнить. Работу над сочинение в своем классе я построила так. В начале урока я сообщила детям тему сочинения:
— Ребята, через год вы уйдете из начальной школы и у вас будут другие учителя. А я так привыкла к вам и полюбила вас, что буду грустить. И чтобы я не очень скучала, напишите мне письма. В письме опишите ваш самый дорогой и памятный день или случай, который вы надолго запомнили. Когда мне будет грустно, я открою ваши письма и прочитаю их. Мне очень интересно знать, о чем вы напишете в них.
После такого вступления дети сразу забросали меня вопросами:
— Можно я вам большое письмо напишу?
— А можно не один день описать, а несколько? Я убедилась: ребята почувствовали, что их «письма» мне нужны, они загорелись желанием писать, мне было трудно остановить их и заставить немного подождать.
В процессе непосредственной подготовки к написанию сочинения мы уточнили тему (о чем же будем писать). Говоря о содержании нашего сочинения, вспомнили, зачем мы пишем «письмо» (чтобы сделать приятное учительнице). Еще раз подчеркнули, что писать нужно так, чтобы передать свое отношение к тому, о чем пишешь. Я напомнила детям, что материал нужно излагать последовательно. Подготовка языкового оформления проходила одновременно с подготовкой содержания. Орфографическая подготовка происходила по ходу работы. Создание сочинения завершилось самопроверкой.
В параллельном классе я тоже провела сочинение по данной теме, но уже без создания речевой ситуации.
В начальной урока я сообщила детям, что они будут писать сочинение по теме: «День (случай), запомнившийся мне надолго». Далее работа проводилась так же, как и в моём классе.
Что же я обнаружила? Вот мои наблюдения. Когда я сообщила тему, то особой радости это сообщение у детей не вызвало. Ребята постоянно задавали вопросы:
— «О чем писать?» или «Что нужно написать?». Некоторые ребята долго не могли приступить к работе. Написали, правда, быстро – за 15 – 20 минут. Не было особого подъема, творческого настроя перед работой. Желание писать было не у всех. Писали многие без интереса, а потому у большинства ребят получилось не художественное рассказывание, а описание делового стиля, связанное с перечислением конкретных фактов. В связи с тем, наверное, что не было особой заинтересованности перед началом работы, ребята не утруждали себя воспоминаниями. Некоторые ученики описали даже обычный рабочий день.
Если сопоставить работы двух классов, то в них можно увидеть следующие различия.
У детей моего класса было огромное желание писать, делиться своими мыслями, так как они чувствовали заинтересованность учителя в их работе. Их речевая деятельность поддерживалась и направлялась определенным мотивом. Их сочинения по объему были больше, по содержанию интереснее, чем сочинения параллельного класса. Почти все ученики моего класса рассказывали об одном дне (случае), писали последовательно, а ученики параллельного класса писали о разном понемногу.
Главная цель, ради которой проводилась вся работа, была достигнута: большинство ребят моего класса писали так, что я почувствовала и увидела то, что чувствовали и видели мои ученики. Они передавали в сочинении свои мысли, чувства. Для себя я сделала вывод, что создание речевой ситуации, близкой учащимся, вызывающей у них живой эмоциональный отклик, помогло детям почувствовать смысл своей работы, потребность в ней. Я убедилась, что именно такая организация работы над сочинением способствует наибольшему обогащению речи ребенка, помогает ему учиться думать, рассуждать, накапливать речевой опыт.