Что такое речевая задача в русском языке 7 класс
Урок на тему «Речь. Речевое общение», 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Речь. Речевое общение.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цели урока: дать определение понятиям «общение», «коммуникация»; познакомить учащихся с функциями речевого общения как формами взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности; продолжать отрабатывать навыки написания опорного конспекта.
Обборудование: Толковый словарь, учебник, проектор, ноутбук, электронная презентация
Есть только одна подлинная ценность-это связь
человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Спишите предложение, вставив пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения. Выполните морфологический разбор выделенного слова.
Он произр..стает в и мутной в..де но не загр..зняет?ся ими.
Цель: определить, какую гласную вы напишете в окончании глагола. Впишите в клетки по порядку только гласную и или е. Соедините все буквы и. Какой знак получился?
Дыш..т, скач..т, мо..т, стел..т, смотр..т.
Руб..т, вытира..т, бор..тся, гон.т, держ..т.
Пил..т, кол..т, слыш..т, рису..т, вид..т.
Ненавид..т, завис..т, бре..т, мел..т, терп..т.
Обид..т, замера..т, та..т, щекоч..т, верт..т.
Исправьте ошибки в употреблении числительных оба, обе.
1) Договор подписан обоими странами. 2) Моя бабушка гордится обоими наградами. 3) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 4) У обеих ребят нет учебников. 5) Держи книгу обоими руками.
Желто(белый цветок), вечно (зеленые) ели, бело (грудая) птичка, изжелта(красная) ткань, трудо(любивый) человек, документально( художественный) фильм, древне (русские) летописи, русско(английский) словарь, широко (плечий) юноша.
Спишите предложение и выполните морфологический разбор выделенного слова.
С..бака вскочила увид..ла (не) высокого человека в кожа(н,нн)ом пальто.
2. Синтаксическая разминка.
-Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери? Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?
Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении- речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)
2. Словарная работа. (Слайд 2, 3)
Обратимся к словарю.
-«взаимные сношения, деловая, дружеская связь» («Толковый словарь»),
-«способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми» («Философский словарь»),
-«форма взаимодействия людей» («Социологический словарь»).
Выделим повторяющиеся, опорные слова:
-Попробуем дать своё определение понятию «общение», используя опорные слова:
-А чего мы ждём от общения? Что может, должно произойти в результате взаимодействия людей? (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются).
Общение-это процесс взаимодействия людей, в результате которого:
а) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир (информативно-коммуникативная функция);
б) планируют и организуют деятельность, управляя при этом своим поведением и поведением партнёров (коммуникативно-регулятивная функция);
в) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся (аффективно-коммуникативная функция).
3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные
на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому
3. Составление опорного конспекта.
У нас, как вы все заметили, появился новый термин «коммуникация». Одинаково ли содержание понятий «общение» и «коммуникация»?
Форма взаимосвязи ; приём и передача информации
Источник информации : Источник информации :
компьютер, радио, ТВ. партнёр, собеседник.
Процесс чисто информационный. Процесс- информационный, имеющий
личностный (духовный) характер.
Однонаправленный процесс: Взаимонаправленный процесс:
Отправитель-информация- получатель-партнёр отправителя,
получатель (должен только информационная активность равная.
Информация течёт в одну Информация циркулирует между двумя
сторону: количество её партнёрами: интерпретация увеличивает её
ВЫВОД: общение-это процесс двусторонний.
4. Синтаксическая пятиминутка.
5. Беседа с классом.
Вдумаемся в смысл этих слов. Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это – радость, удовольствие, роскошь.
Вспомните, какой литературный герой жил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком. (Это произошло с прототипом Робинзона – Александром Селькирком). Лишить человека общения – жестокое наказание, так поступают с преступниками, помещая их в одиночную камеру.
Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно.
Подготовьте устное (можно письменное) развёрнутое сообщение на основе высказывания академика Д.С.Лихачёва: «Общаясь, люди создают друг друга».
В ходе анализа высказывания академика Лихачёва выясняется, что, общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга.
Найти в периодической печати и прочитать выступление общественного деятеля, сделать вывод, насколько эффективно воздействие сказанного в интервью на современную аудиторию.
Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи
Перминова Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
г.Барабинск, Новосибирская область
Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его связано с задачами речевого общения. Включение языка в деятельность речевого общения требует тесной взаимосвязи работы по грамматике с работой по развитию связной речи.
Эффективным средством, позволяющим осуществлять функционально – стилистический подход к изучению языка, являются речевые задачи, в процессе решения которых осуществляется взаимосвязь работы по грамматике с развитием речи учащихся. Под речевыми задачами мы понимаем такие задания, которые 1) дают чёткую установку на вид высказывания, 2) требуют от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, 3) позволяют включить усвоенные знания в деятельность общения. Таким образом, речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач. При выполнении таких заданий школьники, как и при решении любых познавательных задач, опираясь на имеющиеся у них по данному вопросу знания, в то же время испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, ведут самостоятельные поиски, находят правильный ответ на поставленный вопрос. Решение таких задач способствует развитию мышления школьников, обеспечивает развитие умений, навыков. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения.
Существуют следующие типы речевых задач:
1. Задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Например: «Докажите, что в текстах, передающих быстроту и напряжённость действия, широко используются деепричастные обороты».
Суть таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы.
Цель таких заданий – научить детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление учиться технике словесного творчества.
В основе задач указанного типа лежит приём сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной.
Речевые задачи на выбор языковых средств можно разделить на 2 группы:
1) задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении. Например: «Какой из вариантов вы используете, чтобы более чётко выделить основное действие, затушевать второстепенные действия, показать их как добавочные, попутные»: а) Димка прыгал с кочки на кочку, продирался сквозь колючий ельник и с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?» и б) Прыгая с кочки на кочку и продираясь сквозь колючий ельник, Димка с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?»;
2) задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций. Например: «Какой из предложенных вариантов целесообразнее использовать в словаре литературоведческих терминов?» или «Какой из вариантов вы предпочтёте для протокола классного собрания?» и т. д.
Привлекая для работы тексты, содержащие отклонения от нормы, мы воспитываем у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников.
Можно использовать следующие виды задач этого типа:
1) исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений;
2) исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств,
3) редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Например: «Прочитайте текст «После грозы» вслух. Объясните, чем вызвано его неблагозвучие. Отредактируйте текст».
4) задачи на редактирование текстов с нарушением стилевого единства. Например: «Определите, какие строчки заимствованы из автобиографии героя, а что, на ваш взгляд, взято из очерка «Человек и его дело».
Эти задачи ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи.
В зависимости от степени самостоятельности творческие задачи можно разделить на 3 группы:
1) творческие задачи на основе рабочих материалов. Например: «Пользуясь рабочими материалами, дайте ёмкую, выразительную характеристику автора книги «Месяцеслов» И.Полуянова: человек, влюблённый в родную природу, опытный, бывалый таёжник, прекрасно знает народные приметы, посвятил всё своё творчество родной Вологодской земле»;
2) творческие задачи, связанные с перестройкой, трансформацией текста в связи с изменением цели высказывания и стиля речи. Например: «На основе рассказа «Операция «Книголюб» напишите отчёт о выполнении общественного поручения»;
3) творческие задачи ситуативного характера. Например: «представьте себе, что вы ведёте репортаж с неведомой планеты, куда только что прибыл космический корабль. Помните, что ваше сообщение должно быть эмоциональным, ярким и в то же время лаконичным. Подумайте, какие языковые средства помогут вам решить эту задачу».
Такая система речевых задач позволяет последовательно и целенаправленно включать изучаемые языковые средства в сферу речевого общения, осуществлять тесную взаимосвязь работы по грамматике с развитием устной и письменной речи учащихся.
Уроки развития речи в 7-м классе
7-й класс
В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Экологическое воспитание в широком смысле слова – процесс целенаправленного формирования личности, бережно относящейся не только к природе, но и ко всему окружающему миру: к человеку, духовному наследию человечества, культуре – национальной и мировой.
Огромную роль в воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.
Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.
Предлагаем 3 конспекта уроков по теме «Публицистический стиль речи»: два первых более краткие, третий – развернутый – представляет материал по подготовке к сочинению в жанре газетной статьи.
Поскольку мы работаем по программе и учебному комплексу М.М. Разумовской, С.И. Львова и др., изложение теоретического материала, стилистический анализ проводятся по схемам, предложенным в данном комплексе.
Урок 1. Знакомьтесь: публицистический стиль речи
Цели урока: повторить сведения об изученных ранее стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формировать умения определить текст публицистического стиля, его признаки; узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты) речи.
1. Повторение сведений о тексте, о стилях речи
1) Беседа с учащимися.
– Что такое текст? Чем он отличается от предложения? С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте?
2) Работа с текстами (см. приложение 2).
Ее можно провести 2 способами:
а) раздать каждому ученику запись текста;
б) записать заранее фрагменты текстов на доске, переписать их в тетрадь.
Работая с текстами, учащиеся пользуются таблицей «Стили речи» (приложение 1).
Примерный образец стилистического анализа текста
Текст 2 относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений.
В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен.
Употреблены термины ботаники: дуб черешчатый, со стволом, высоко очищенным от сучьев; слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи (дубе черешчатом), в тексте используются цифры – до 10 м высотой, географические названия.
Следует предостеречь учащихся от распространенной ошибки, когда анализ текста подменяется характеристикой стиля: ученики называют языковые средства, типичные для стиля в целом, но отсутствующие в разбираемом тексте.
2. Объяснение нового материала
Работа с учебником – упр. 445 (см. приложение 2, текст 5).
1) Выразительное чтение текста.
2) Беседа по тексту.
Учащиеся еще не знакомы с публицистическим стилем речи, однако слышали о нем. Задача учителя – при помощи определенной системы вопросов «вывести» ребят на то, чтобы они сами сформулировали основные признаки публицистического стиля речи, опираясь на понятия речевая ситуация, языковые признаки стиля.
Примерные вопросы по тексту 5
– Какой важной проблеме посвящена статья? Тема?
– Основная мысль? Идея?
– Как вы думаете, эта проблема частная, касающаяся отдельных людей, или важная для значительной части общества? (Проблема касается многих, это глобальная проблема современности, так как огромное количество людей живет в крупных городах с крайне тяжелой экологической ситуацией.)
3. Обобщение разговора
– Итак, мы познакомились с еще одним стилем речи – публицистическим. Его название произошло от латинского слова публикус – «общественный».
Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере жизни. Он существует в устной форме – в выступлениях на собраниях, митингах, а также в передачах радио, телевидения – и в письменной – в газетах, журналах. К этому стилю речи прибегают общественные деятели, журналисты, писатели-публицисты. Это речь, обращенная ко всем людям. Задача публицистической речи – сообщить важную информацию, воздействовать на слушателей (читателей), сформировать гражданскую позицию.
Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, эмоциональным по тону. Это – характерные черты публицистического стиля.
Итогом урока будет таблица, в которой учащиеся представят материал о стиле по привычному плану: речевая ситуация, сфера применения, общие стилевые черты. В дальнейшем эта таблица станет частью общей таблицы «Стили речи». Последняя колонка таблицы – языковые средства, характерные для стиля, – будет заполнена на следующем уроке развития речи.
Задание на дом. Подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Пользуясь таблицей в тетради, определить основные стилевые черты текстов.
Урок 2. Жанры публицистики.
Своеобразие жанра публицистической статьи (анализ текста)
Цели урока: повторить основные признаки публицистического стиля, кратко познакомить с основными жанрами публицистики и более подробно – с жанром публицистической статьи; формировать умение анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства.
1. Повторение основных признаков публицистического стиля
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают подобранные статьи, обращают внимание на признаки публицистического стиля.
3. Знакомство с основными жанрами публицистики
На доске заранее записаны краткие определения жанров. Учащиеся переписывают их в тетрадь, прослушивают комментарии учителя к каждому определению.
Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.
Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.
Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.
Портретный очерк – рассказ о реально существующих людях, чья жизнь и деятельность общественно значимы, могут интересовать других.
Статья информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.
4. Анализ особенностей публицистической статьи
Работу над этой темой можно проводить двумя способами:
1) изложение теоретического материала, а потом анализ текста;
2) анализ текста и «выведение» на основе этого анализа признаков публицистической статьи.
Мы пойдем по второму пути, в качестве материала для анализа выберем отрывок из статьи С.Львова «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых» (см. приложение 3), в котором признаки стиля выражены достаточно ярко (статья напечатана в разработках Г.П. Лазаренко для 7-го класса).
1) Выразительное чтение статьи.
2) Беседа по тексту.
Примерные вопросы по тексту
– О чем говорится в статье? Тема? (О поездке в лес пятнадцати подростков.)
– Как ведут себя подростки в лесу? (Безобразно, грубо нарушая все правила, забывая о традициях бережного, любовного отношения к природе, лесу.)
– Какова основная мысль статьи? Идея? (Автор возмущен поведением подростков, он обращается к совести каждого из нас, пытаясь изменить психологию людей, живущих по принципу После нас – хоть потоп.)
– Какие типы речи использованы в статье? (Основной тип речи – рассуждение, но в середине статьи – абзацы 2–4 – повествование.)
– Какова цель этой статьи? (Привлечь внимание общества, каждого из нас к важной проблеме – потребительского, бесчеловечного, варварского отношения к природе, послужить спасению природы и человеческого в человеке.)
– Назовите общие стилевые черты статьи. (Посвящена злободневной проблеме – от сохранения природы зависит здоровье каждого из нас; в ней описывается конкретная ситуация, которая заканчивается обобщением; ярко выражено авторское отношение к проблеме, автор оценивает ситуацию, используя ряд языковых приемов.)
– Какие языковые средства использует С.Львов, чтобы оказать максимальное воздействие на читателя? Ученики еще не могут ответить на этот вопрос, поэтому важно, чтобы ребята высказали свои мысли, отдельные наблюдения, а в конце урока можно систематизировать материал для колонки «Языковые средства».
(В статье использована книжная, а также разговорная лексика: вломились в заросли, плеснули воды, расковыряли муравейники. Употреблены эмоционально-оценочные слова: разоренные гнезда, загаженные ручьи, скалы и утесы, изуродованные дурацкими надписями.
В статье использованы многообразные возможности синтаксиса. Она начинается с трех вопросов, ответить на которые автор обещает в конце статьи. В рассказе о действиях «Людовиков» многократно используются ряды однородных членов (цель – подчеркнуть последовательно варварское отношение ко всему, что встречается на пути).
Важный композиционный прием – повтор. Первые пять абзацев начинаются с имени «Людовики» (автор сознательно повторяет его, акцентирует на нем внимание).
В последней части статьи, где повествование сменяется рассуждением, С.Львов объясняет, почему герои названы «Людовиками», и вновь обращается к читателям с вопросами. Главный вопрос статьи – «Как исправить людей, которые живут по правилу После нас – хоть потоп!?» – ярко, публицистично выражает ее основную мысль.)
5. Обобщение разговора
Записи в тетради.
1. Статья посвящена важной, злободневной теме.
2. Цель автора – привлечь внимание к проблеме, убедить.
3. Важную роль играет заголовок, в котором в яркой, подчас неожиданной форме сообщаются тема, основная мысль статьи.
4. Ведущий тип речи – рассуждение, но в него могут органично вплетаться описание и повествование.
5. Композиция:
6. Чтобы усилить воздействие на читателя, используются богатые языковые средства, лексические и синтаксические.
Дети записывают материал, который затем перенесут в колонку «Языковые средства, характерные для стиля» таблицы «Стили речи» (см. приложение 1).
Задание на дом. По учебнику и тетради выучить все сведения о публицистическом стиле, подготовиться к уроку-практикуму (сделать заготовки для статьи, посвященной экологическим проблемам Ново-Переделкина).
Урок 3. Урок-практикум «Легко ли быть журналистом?»
(Коллективная работа над созданием публицистической статьи на экологическую тему)
1) формировать экологическую культуру школьников;
2) закрепить знания о публицистическом стиле речи, полученные на предшествующих уроках развития речи;
3) подготовиться к сочинению в жанре статьи в газету, использовать в статье средства публицистического воздействия на читателя.
1. Обучение. Формирование знаний о взаимодействии природы и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.
2. Воспитание ценностных ориентиров экологического характера; стремления к активной практической деятельности, к личному участию в делах по охране окружающей среды.
3. Развитие способностей к анализу экологических ситуаций.
Оформление урока: газеты, заранее подобранные ребятами, посвященные экологии Москвы, Ново-Переделкина.
1. Слово учителя. Беседа с учащимися
– Сегодня урок русского языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)
– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).
Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Ново-Переделкине. Познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.
Представление двух газет: первая рассказывает о муниципальном округе Ново-Переделкино, вторая – о знаменитом дачном поселке Переделкино, который находится от нас в 15 минутах ходьбы.
Да, наш район и красив, и знаменит, однако, как любой район Москвы, он имеет немало экологических проблем.
И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего района, мы обратимся к публицистическому стилю речи.
2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле
(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)
3. Беседа об экологических проблемах Ново-Переделкина
– Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.
Ребята по очереди выходят и прикрепляют к доске или на стенд красочно оформленные материалы, кратко сообщая их содержание.
Примерный список проблем
1) Близость аэропорта «Внуково» (оседание продуктов сгорания, шум авиадвигателей).
2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха, неправильная парковка, проблема «ракушек»).
3) Речка Сетунька, а точнее, то, что от нее осталось.
4) Ржавые брошенные автомобили на полях между ул. Лукинской и Киевской железной дорогой.
5) Ужасное состояние Чоботовского леса.
4. Переход к практической работе
– Вы подобрали интересные материалы, фотографии; нашли интересную информацию в газетах и сами подготовили сообщения о наших проблемах. Но пока вы не пытались самостоятельно написать статью в газету.
Ставим цель – создать заготовку статьи, убедить потенциального читателя. Наши задачи – не сбиваться на «общие места», а выбрать интересный сюжет и облечь его в точную, запоминающуюся, незаштампованную форму.
На левом крыле доски можно заранее записать основные признаки жанра публицистической статьи и памятку «Как писать статью».
1) Тщательно обдумайте тему.
2) Соберите материал.
3) Решите, какие типы речи вы будете использовать.
4) Составьте план.
5) Решите, какие средства языка вам потребуются.
6) Избегайте в тексте общеизвестных положений, казенных, стертых фраз, старайтесь найти яркие, запоминающиеся слова.
– Сегодня вы работаете не в тетради, а на листе для рабочих материалов. Тема нашей будущей статьи – ужасное состояние Чоботовского леса. (Ребята заранее знали о теме, ходили на экскурсию в лес, наблюдали, собирали материал и сделали наброски статьи в тетради. Один из учеников представляет схему, на которой видно, где расположен лес, какую площадь он занимает.
Цель работы на уроке – оценить наброски, дать пищу для ума и направить тех, кто самостоятельно плохо справился с этим заданием.)
5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов
Перед каждым учеником лист, на котором в колонке слева – задания, напротив заданий справа по ходу обсуждения ребята делают записи.
1) Заголовок (броский, эффектный).
3) Что? Где? Когда? (Документальная основа)
а) эмоционально-оценочные слова;
б) средства языковой выразительности.
а) ряды однородных членов;
б) вопросительные, восклицательные, побудительные предложения;
в) обращения;
г) повторы.
6. Подведение итогов
1) Мы обсудили некоторые экологические проблемы нашего района;
2) повторили признаки публицистического стиля речи;
3) подготовили рабочие материалы для статьи на экологическую тему.
Задание на дом. Написать статью в газету.
Лучшую статью мы отправим в нашу местную газету «Ново-Переделкино» и постараемся добиться ее опубликования.
Приложение 1
Стили речи
Стиль/ Речевая ситуация (Р.с.)
Общие стилевые черты
Языковые средства,
характерные для стиля
Общение, обмен впечатлениями, мыслями
Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания
Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи
1) Употребление слов разговорного стиля (жадничать, прихворнуть, кладовка), фразеологизмов (дело в шляпе, ветер в голове, уши вянут);
2) широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений
Сообщение, передача научной информации
1) В устной речи – уроки, лекции, доклады;
2) в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература
Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность
1) Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки;
2) использование вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно), сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами потому что, так как, если, вследствие того что;
3) иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами
Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение
В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах (указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях)
Готовые языковые формулы, однозначность, информативная четкость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности
1) Использование языковых клише, штампов (электропоезд, а не электричка, принять решение, а не решить), деловой фразеологии (поставить на голосование, провести мероприятия, обратиться с ходатайством);
2) употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, предложений с одним главным членом – сказуемым
Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин и образов
Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы
Образность, эмоциональность, субъективность
1) Богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.);
2) использование всех возможностей синтаксиса
Воздействие на читателей или слушателей
1) В устной речи – выступления на собраниях, митингах; в передачах радио и телевидения;
2) в письменной речи – в газетах, журналах
Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность; четко выраженное авторское отношение к проблеме
1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений;
2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов
Приложение 2
Чай из сосновых игл
Отобрать неповрежденные сосновые иглы, промыть, подсушить, а затем сложить в фарфоровую посуду и закрыть крышкой.
Воду вскипятить, затем остудить до температуры примерно 60 градусов, влить в емкость с иглами, плотно закрыть и дать постоять часов 10.
Когда настой будет готов, вынуть иглы, процедить через сито и добавить сахар по вкусу.
(С.А. Никитина. Лесная аптека)
Дуб черешчатый – наиболее известный представитель рода, широко распространенный в европейской части России и Западной Европы. Долговечное, мощное дерево до 10 м высотой, в сомкнутых насаждениях со стройным стволом, высоко очищенным от сучьев, при одиноких посадках на открытых местах – с коротким стволом и широкой раскидистой кроной.
(Из учебника ботаники для вузов)
(М.Семенова. Хромой кузнец)
– Мам, гляди, какое огромное дупло у этого дуба! Как ты думаешь, там кто-нибудь живет?
– Не знаю, Вань. Давай заглянем в дупло. Ой, только не суй туда руку, а то вдруг этот кто-нибудь ее откусит.
Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума, поглощают выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы. Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти понятия тесно связаны в нашем сознании с понятиями листва, свежесть, трава, земля.
Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветках птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы?
Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу в городе.
Приложение 3
Из статьи Сергея Львова «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых»
. Имя Людовик с порядковым номером Пятнадцатый было у французского короля, притом у единственного. Откуда сразу пятнадцать Людовиков Пятнадцатых? Да еще на московском вокзале? Да еще с намерением совершить туристский поход по Подмосковью? К концу статьи – торжественно вам обещаю – недоумение будет рассеяно.
Одеты Людовики были не по-королевски. Ковбойки, штормовки, спортивные костюмы, кроссовки, сапоги. На спинах – рюкзаки, спальники, сбоку – топорики и фляги, выглядывала шейка гитары. О фотоаппаратах, ракетках для бадминтона, трех приемниках можно и не упоминать. Людовики доехали до станции, вышли из вагона, пересекли железнодорожное полотно и вошли в лес. Они взяли орешник штурмом. Они вломились в его заросли, как в ряды неприятеля. Затрещал кустарник, закричали вспугнутые птицы.
Людовики наломали орехов прямо с ветками и листьями – не унести. Теперь, если кто-нибудь шел бы вслед за Людовиками, он не сбился бы с дороги. От самой станции и до края поля валялись ветки и горсти незрелых орехов. А в орешнике метались птицы, созывая свое испуганное младшее поколение.
А Людовики шагали по полю. Каждый срезал себе в орешнике по самой прямой лещине на трость. В ближайшем сосновом лесу они расковыряли муравейник до самой глубины. Они поспорили, что станут делать муравьи, – бросят ли разворошенный муравейник или начнут отстраивать заново. Плеснули на муравейник воды, чтобы поглядеть, как поступят муравьи, если к разгрому прибавится наводнение, и зашагали дальше. Под перезвон гитары, под музыку из трех приемников.
Затем Людовики попали на необитаемый остров, они ленились собирать сушняк и стесывали кору с сосен до желтого тела. Вечерами бросали пустые бутылки в деревья, в белок, перегородили чистый ручеек консервными банками, вырезали свои имена на деревьях, оставили непотушенный костер.
. А теперь хочу спросить: не случалось вам встречать в лесу таких Людовиков? Не натыкались ли вы на их следы?
Это следы хищника – крупного и безжалостного. Разоренные птичьи гнезда, развороченные муравейники, засыхающие березы, загаженные ручьи, скалы и утесы, изуродованные дурацкими надписями.
Их следы – это лесные поляны, замусоренные жестянками от консервов и пленкой от бутербродов. Их следы – это лес, обуглившийся, черный, страшный, как в страшном сне.
Французский король Людовик Пятнадцатый был развеселым негодяем. Когда какой-то умный человек решился сказать, что после его забав Франция останется разоренной, он ответил: «После нас – хоть потоп!». Этими словами он и вошел в историю.
Я не выдумал людей, которых назвал Людовиками. Поодиночке и компаниями я встречал их в разных местах. На лесных полянах под Москвой, в горах Кавказа, на берегах Валдайского озера.
Как исправить людей, которые живут по правилу «После нас – хоть потоп!»?
. А теперь наедине со своей совестью давайте вспомним: не ломали ли вы молодых деревьев? Не забрасывали сором родников? Не оставляли тлеющих костров?
Работы семиклассников
1. Наше зеленое наследство
Вот уже двенадцать лет я живу в Ново-Переделкине. Из окна моей квартиры виден Чоботовский лес. Я люблю смотреть в окно в любое время года и в любую погоду. С десятого этажа наш лес всегда радует глаз. А когда я была маленькая, мы с мамой каждый день там гуляли. Я помню чистый, вкусный воздух и огромные деревья.
С тех пор лес сильно изменился. Деревьев стало гораздо меньше, и они уже не такие большие, а на полянках всегда много народа. После их «отдыха» остаются горы мусора, кострища, вытоптана трава. Очень жаль прудик. В нем, я помню, не так давно можно было ловить рыбу. Сейчас даже подумать об этом странно, такой он грязный и запущенный. Особенно грязно в лесу ранней весной, когда тает снег и все, накопившееся за зиму, так и бросается в глаза.
А ведь люди не могут обходиться без природы. Лес не только дает нам кислород для дыхания; это отдушина, место отдыха души. Ничто так не успокаивает, не вдохновляет, не освежает человека, как этот удивительный зеленый мир.
Совсем недавно я узнала, что к основному массиву примыкает лес, который до войны посадили пионеры. Какое же великое и доброе дело сделали они, оставив нам это зеленое наследство! И что мы с ним сделали!
Может быть, еще не поздно спасти легкие нашего района? Что если попытаться общими усилиями вычистить наш лес и передать его следующим поколениям в том же виде, в каком его получили мы…?
2. «А все-таки она вертится». … пока
Наше Ново-Переделкино считается экологически благополучным районом: здесь больше зелени, чище воздух, западные ветры не позволяют городскому смогу проникать сюда. … Давайте отправимся на прогулку в Чоботовский лес, что находится за бассейном. С улицы лес так и манит нас кружевными ветвями берез, шапками сосен, густыми зарослями боярышника с красными огоньками ягод.
И вот мы в лесу. Загаженные тропинки и дорожки, сломанные ветви, изуродованные надписями стволы, разодранные пакеты на ветках, брошенные бутылки.… Кажется, даже птицы покинули это гиблое место.
Люди, опомнитесь! Ведь так вся земля превратится в пустыню! Неужели наши дети уже не услышат чудесного пения птиц, не увидят кажущихся нам совершенно обычными животных? К счастью, природа еще находит силы, и каждую весну еще распускаются листочки на деревьях, сквозь мусор пробивается трава. Но надолго ли это?
Выходя из леса, я взглянул наверх: те же ветви берез, те же мохнатые шапки сосен. … А вниз смотреть уже не хотелось.
3. Здесь живут несчастные люди-дикари
Вы, наверное, решили, что речь пойдет о диких племенах где-нибудь в Африке? Нет, все гораздо проще и печальнее.
Чоботовский лес – излюбленное место отдыха жителей нашего района. Недавно нам с мамой тоже захотелось подышать свежим воздухом, и мы отправились на прогулку.
Только войдя в лес, мы сразу увидели табличку «Свалка мусора запрещена». Точно под ней были свалены горы всякой дряни – от пакетов и бутылок до предметов посерьезнее – стиральных машин, раковин, шкафов и даже ржавых автомобилей.
Кто же все это сотворил? Кто так варварски относится к природе и к нам, живущим поблизости?
Увы, злобные дикари, варвары – это мы с вами. Это мы так хорошо отдыхаем и расслабляемся, что потом нам лень хотя бы чуть-чуть за собой прибрать.
Неужели мы не понимаем, что вредим сами себе так, как не сумела бы навредить нам целая толпа варваров! Давайте же, граждане, подумаем, сможем ли мы собраться с силами и хоть немного вычистить этот не такой уж и большой лесочек (а может быть, и не только этот).
Кто «за»? Ставлю вопрос на голосование.
* Гридень – дружинник, телохранитель князя в Древней Руси.