Что такое речевая задача

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи

Перминова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

г.Барабинск, Новосибирская область

Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его связано с задачами речевого общения. Включение языка в деятельность речевого общения требует тесной взаимосвязи работы по грамматике с работой по развитию связной речи.

Эффективным средством, позволяющим осуществлять функционально – стилистический подход к изучению языка, являются речевые задачи, в процессе решения которых осуществляется взаимосвязь работы по грамматике с развитием речи учащихся. Под речевыми задачами мы понимаем такие задания, которые 1) дают чёткую установку на вид высказывания, 2) требуют от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, 3) позволяют включить усвоенные знания в деятельность общения. Таким образом, речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач. При выполнении таких заданий школьники, как и при решении любых познавательных задач, опираясь на имеющиеся у них по данному вопросу знания, в то же время испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, ведут самостоятельные поиски, находят правильный ответ на поставленный вопрос. Решение таких задач способствует развитию мышления школьников, обеспечивает развитие умений, навыков. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения.

Существуют следующие типы речевых задач:

1. Задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Например: «Докажите, что в текстах, передающих быстроту и напряжённость действия, широко используются деепричастные обороты».

Суть таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы.

Цель таких заданий – научить детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление учиться технике словесного творчества.

В основе задач указанного типа лежит приём сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной.

Речевые задачи на выбор языковых средств можно разделить на 2 группы:

1) задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении. Например: «Какой из вариантов вы используете, чтобы более чётко выделить основное действие, затушевать второстепенные действия, показать их как добавочные, попутные»: а) Димка прыгал с кочки на кочку, продирался сквозь колючий ельник и с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?» и б) Прыгая с кочки на кочку и продираясь сквозь колючий ельник, Димка с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?»;

2) задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций. Например: «Какой из предложенных вариантов целесообразнее использовать в словаре литературоведческих терминов?» или «Какой из вариантов вы предпочтёте для протокола классного собрания?» и т. д.

Привлекая для работы тексты, содержащие отклонения от нормы, мы воспитываем у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников.

Можно использовать следующие виды задач этого типа:

1) исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений;

2) исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств,

3) редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Например: «Прочитайте текст «После грозы» вслух. Объясните, чем вызвано его неблагозвучие. Отредактируйте текст».

4) задачи на редактирование текстов с нарушением стилевого единства. Например: «Определите, какие строчки заимствованы из автобиографии героя, а что, на ваш взгляд, взято из очерка «Человек и его дело».

Эти задачи ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи.

В зависимости от степени самостоятельности творческие задачи можно разделить на 3 группы:

1) творческие задачи на основе рабочих материалов. Например: «Пользуясь рабочими материалами, дайте ёмкую, выразительную характеристику автора книги «Месяцеслов» И.Полуянова: человек, влюблённый в родную природу, опытный, бывалый таёжник, прекрасно знает народные приметы, посвятил всё своё творчество родной Вологодской земле»;

2) творческие задачи, связанные с перестройкой, трансформацией текста в связи с изменением цели высказывания и стиля речи. Например: «На основе рассказа «Операция «Книголюб» напишите отчёт о выполнении общественного поручения»;

3) творческие задачи ситуативного характера. Например: «представьте себе, что вы ведёте репортаж с неведомой планеты, куда только что прибыл космический корабль. Помните, что ваше сообщение должно быть эмоциональным, ярким и в то же время лаконичным. Подумайте, какие языковые средства помогут вам решить эту задачу».

Такая система речевых задач позволяет последовательно и целенаправленно включать изучаемые языковые средства в сферу речевого общения, осуществлять тесную взаимосвязь работы по грамматике с развитием устной и письменной речи учащихся.

Источник

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача

Содержимое разработки

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи

Перминова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

г.Барабинск, Новосибирская область

Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его связано с задачами речевого общения. Включение языка в деятельность речевого общения требует тесной взаимосвязи работы по грамматике с работой по развитию связной речи.

Эффективным средством, позволяющим осуществлять функционально – стилистический подход к изучению языка, являются речевые задачи, в процессе решения которых осуществляется взаимосвязь работы по грамматике с развитием речи учащихся. Под речевыми задачами мы понимаем такие задания, которые 1) дают чёткую установку на вид высказывания, 2) требуют от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, 3) позволяют включить усвоенные знания в деятельность общения. Таким образом, речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач. При выполнении таких заданий школьники, как и при решении любых познавательных задач, опираясь на имеющиеся у них по данному вопросу знания, в то же время испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, ведут самостоятельные поиски, находят правильный ответ на поставленный вопрос. Решение таких задач способствует развитию мышления школьников, обеспечивает развитие умений, навыков. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения.

Существуют следующие типы речевых задач:

1. Задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Например: «Докажите, что в текстах, передающих быстроту и напряжённость действия, широко используются деепричастные обороты».

Суть таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы.

II. Задачи на обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств. Например: «Сравните два отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки(13) автор использует конструкции с деепричастными оборотами, а в сцене схватки с барсом (17) предпочитает глаголы в спрягаемых формах?»

Цель таких заданий – научить детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление учиться технике словесного творчества.

III. Задачи на выбор языковых средств.

В основе задач указанного типа лежит приём сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной.

Речевые задачи на выбор языковых средств можно разделить на 2 группы:

1) задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении. Например: «Какой из вариантов вы используете, чтобы более чётко выделить основное действие, затушевать второстепенные действия, показать их как добавочные, попутные»: а) Димка прыгал с кочки на кочку, продирался сквозь колючий ельник и с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?» и б) Прыгая с кочки на кочку и продираясь сквозь колючий ельник, Димка с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?»;

2) задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций. Например: «Какой из предложенных вариантов целесообразнее использовать в словаре литературоведческих терминов?» или «Какой из вариантов вы предпочтёте для протокола классного собрания?» и т. д.

IV. Задачи на редактирование текстов.

Привлекая для работы тексты, содержащие отклонения от нормы, мы воспитываем у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников.

Можно использовать следующие виды задач этого типа:

1) исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений;

2) исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств,

3) редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Например: «Прочитайте текст «После грозы» вслух. Объясните, чем вызвано его неблагозвучие. Отредактируйте текст».

4) задачи на редактирование текстов с нарушением стилевого единства. Например: «Определите, какие строчки заимствованы из автобиографии героя, а что, на ваш взгляд, взято из очерка «Человек и его дело».

V. Творческие задачи.

Эти задачи ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи.

В зависимости от степени самостоятельности творческие задачи можно разделить на 3 группы:

1) творческие задачи на основе рабочих материалов. Например: «Пользуясь рабочими материалами, дайте ёмкую, выразительную характеристику автора книги «Месяцеслов» И.Полуянова: человек, влюблённый в родную природу, опытный, бывалый таёжник, прекрасно знает народные приметы, посвятил всё своё творчество родной Вологодской земле»;

2) творческие задачи, связанные с перестройкой, трансформацией текста в связи с изменением цели высказывания и стиля речи. Например: «На основе рассказа «Операция «Книголюб» напишите отчёт о выполнении общественного поручения»;

3) творческие задачи ситуативного характера. Например: «представьте себе, что вы ведёте репортаж с неведомой планеты, куда только что прибыл космический корабль. Помните, что ваше сообщение должно быть эмоциональным, ярким и в то же время лаконичным. Подумайте, какие языковые средства помогут вам решить эту задачу».

Такая система речевых задач позволяет последовательно и целенаправленно включать изучаемые языковые средства в сферу речевого общения, осуществлять тесную взаимосвязь работы по грамматике с развитием устной и письменной речи учащихся.

Источник

Основы практической риторики

Речевая ситуация

Речевая ситуация – это совокупность условий и обстоятельств, создающих такие отношения между её участниками, которые требуют от них определённых(по ситуации) действий.

Разные ситуации требуют разных действий – одинаковые – одинаковых, то есть высказывание соотносится с реальной событий ной ситуацией (на торжестве – торжественная речь)

Наиболее распространённым компонентом речевой ситуации является принадлежность оратора и аудитории одной социально-исторической общности.(революционная фразеология, профессиональные языки)

Речевое событие(повод собрания)

Речевым событием являются крупные, относительно самостоятельные действия, обслуживаемые устойчивыми комплексами речевых жанров и имеющие традиционную или специально устанавливаемую (по соглашению, законодательству) структуру: научна конференция, консилиум, дипломатические переговоры, учебные занятия, презентация нового предприятия.

Наиболее типичные жанры: доклады, сообщения, полемические выступления.

Портрет аудитории

«Обезличенность ораторского слова всегда обрекает его на неуспех»
© Г.З.Апресян

Классификация слушателей по демографическому признаку:

Социальный портрет аудитории (по отношению к позиции автора):

Негативно настроенные слушатели – это люди не разделяющие взглядов оратора, его противники.
Можно выделить две причины подобного отношения:

Инфантильные – это слушатели равнодушные к теме выступления, не испытывающие особого желания вникать в суть проблемы. Одиночных слушателей лучше не трогать, при работе с группой настроиться на очень большие энергозатраты.

Цель речи

Цель речи – это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления.

По целям речи делятся:

Задача и сверхзадача речи

Как показывают наблюдения, чаще всего выделяются следующие сверхзадачи:

Тема и тезис речи

Формы уклонения от тезиса. Ошибки

Ассоциативный тип построения речи: В этом случае у выступающего совсем нет тезиса. По мере высказывания первой мысли в его голове возникает вторая, из неё вытекает третья и т. д. В начале речи оратор не знает, где окажется в конце.

Ошибки в использовании тезиса:

Источник

Речевые задачи при организации сюжетно-ролевых игр

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача Дементьева Анастасия Сергеевна
Речевые задачи при организации сюжетно-ролевых игр

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра (творческая или сюжетно-ролевая, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, мышление и речь. Всю жизнь ребенок растет, играя. С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно побуждаю к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Человек только тогда становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного опыта, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение, для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Овладение средствами общения и использование вербальных и невербальных средств общения, помогают развивать интегративные качества дошкольников.

— Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

— Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.

— Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

— Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.

— Рассказывать истории, что является следствием развития фантазии.

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетноролевой игры являются следующие:

• Обучать детей формированию диалогической речи как средство коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы;

• Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета;

• Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме;

• Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора;

• Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства;

• Учить говорить связно и образно;

• Учить контролировать себя и других во время речевого общения;

• Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей;

• Формировать социально-нравственное отношение детей друг с другом и со взрослыми;

• Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению;

• Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев;

• Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении;

• Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни;

• Расширять общий кругозор детей.

Сюжетно ролевые игры помогают выработать чувство языка, умение правильно произносить слова, усваивать грамматические нормы, помогают в игровой форме преодолевать трудности речевого развития, такого как связная речь. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, развивает уверенность в себе.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и развитие словаря, формирование грамматического строя речи.

В дошкольном детстве не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Речь его в целом не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе Сентябрь Поликлиника. Цель. Продолжать знакомить детей с деятельностью медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет.

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задачаМебель для сюжетно-ролевых игр своими руками Благодаря играм дети обучаются всему самому необходимому, раскрываются их таланты, дети учатся дружбе, взаимопомощи и уважению. Поэтому.

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задачаПредметы-заместители в сюжетно-ролевых играх Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей,.

Речевые логические задачи Разноцветные кораблики Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Они прилетели сюда.

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задачаШирма для сюжетно-ролевых игр «Аптека» Понимание предметно-пространственной среды обеспечивает активность ребенка, становления его личностной позиции, его развития всеми возможными.

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задачаШирма для сюжетно-ролевых игр «Магазин» Основной целью является формирование интереса к сюжетно-ролевым играм, научить выполнять несколько функций (ролей, в одной игре. Научить.

Значение сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится.

Источник

Цель и задачи речи

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача

Что такое речевая задача. Смотреть фото Что такое речевая задача. Смотреть картинку Что такое речевая задача. Картинка про Что такое речевая задача. Фото Что такое речевая задача

Цель речи – «представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе коммуникации»[27]. Наиболее удачно такой подход к определению приведенного термина иллюстрирует классификация речей, представленная П.Сопером[28]:

1. Развлекательная речь: цель – поднять настроение аудитории.

2. Информационная речь: цель – сообщение новых знаний;

4. Убеждающая речь: цель – убедить согласиться с оратором;

5. Призывающая речь: цель – призыв к соверщению конкретного физического действия.

Исследователи выделяют еще один вид речи по цели высказывания:

Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание»[29], поэтому в большинстве случаев она не эксплицируется в речи, а отнесена в подтекст.

1.Укрепление своего имиджа в глазах слушателей. Этот тип встречается, например, когда оратор выступает на нейтральную тему, но хочет понравиться аудитории, показывая себя компетентным, эрудированным человеком.

2. Опорочивание или оправдание определенного человека/идеи в глазах аудитории. Этот тип реализуется, когда в среде критически настроенной аудитории оратор не рискует мысль об оправдании или осуждении провести открыто в речи, поэтому переносит ее в подтекст.

3. Побуждение к определенному действию. В силу обстоятельств оратор переводит побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный ему поступок.

Дифференциацию приведенных терминов хорошо иллюстрирует общая схема изобретения рекламной речи:

● Цель рекламной речи – проинформировать о наличии какого-либо продукта

● Задача рекламной речи – проинформировать об особых характеристиках, свойствах продукта

● Сверхзадача – побудить потенциального потребителя приобрести данный продукт.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя подготовка к выступлению?

2. В чем состоит докоммуникативная работа над текстом выступления?

3. С чего начинается докоммуникативная работа над текстом выступления?

4. Назовите цели (функции) публичных выступлений.

5. Самыми эффективными формами публичного выступления в малой аудитории (не более 20—25 человек) считают…

6. Назовите коммуникативные качества хорошего текста.

7. Коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории, называется …

8. В чем состоит такое коммуникативное качество речи, как уместность?

9. В чем состоит риторическая подготовка к выступлению?

10. Назовите приёмы привлечения внимания аудитории.

11. К риторическим фигурам относятся…

12. Почему риторический вопрос считают самой сильной и эффективной риторической фигурой?

13. Дайте определение понятию «анафора», «градация», «антитеза».

14. Что такое риторическая позиция? Какими могут быть риторические позиции говорящего?

15. Назовите нейтральные риторические позиции, доминирующие риторические позиции, позиции «на равных», подчиненные риторические позиции.

16. Что понимается под риторическими позициями коммуникативного самоубийства?

17. В чем состоит психологическая и физическая подготовка к выступлению?

18. Назовите основные черты детской и молодежной аудиторий.

19. Как следует выступать перед разнородной аудиторией?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *