Что такое речевое мышление
Речевое мышление
К свободной речи приводит ни чтение статей, ни заучивание их наизусть, а лишь постоянное упражнение по формированию речи на основе конспекта ключевых слов и речевого мышления.
Термином «речевое мышление» мы обозначаем тесную связь мышления и речи: мышление во время речи и речь во время мышления. Практически это означает, что существенная часть замысла (его мысленная опора) представлена с помощью ключевого слова или ряда ключевых слов (ключевое предложение).
Ключевое слово дает мне мыслительный импульс, и это побуждает меня раскрыть мысль формируя речь.
Поясним это на примере: Демосфен — величайший оратор древности,требовал от греческих племен, чтобы они были едины в борьбе против царя Филиппа.
Это предложение с помощью ключевых слов можно было бы представить так: Демосфен — величайший оратор древности — требовал от греческих племен единства против царя Филиппа. Эти ключевые слова являются каркасом, вокруг которого группируются остальные слова.
Упражнения для ораторов в речевом мышлении заключаются в том, чтобы вновь и вновь выявлять ключевые слова.
Швайнсберг говорит « о свободной подвижности вокруг неподвижных точек».
Перефразирование слов, сопряженных с ключевыми, можно выполнить, например, так: Демосфен, как известно, был величайшим оратором Древней Греции. Вновь и вновь призывал он греческие племена быть едиными, потому что только так они могли выстоять в борьбе против царя Филиппа. Или: Величайший оратор древности Демосфен вновь и вновь требовал от греческих племен: «Будьте едины, если вы начинаете великую борьбу против могущественного царя Филлиппа».
Вообще много возможностей для оформления этого небольшого каркаса, если пользоваться концепцией ключевых слов. Оратор не цепляется намертво за имеющуюся фразу, напротив, он ту же самую мысль формулирует опять и опять, но по-новому. Оратор, пока говорит, уже успевает пробежать глазами следующее ближайшее ключевое слово и за короткое время запомнить его. «Следующее предложение может быть для предшествующего «милее брата». Следующее предложение всегда является проблемой текущей минуты» (Науман).
Описанное третье основное положение создает предпосылку для дальнейшей работы. Эту работу можно проводить не очень часто. Эффективно дополнительное упражнение — оно состоит в следующем: начало предложения записывают, а затем заканчивают в свободной словесной форме.
Мы усиливаем наши языковые возможности также с помощью определения (дефиниции) понятий.
Дефиниция определяет понятия, вырабатывает стиль
Определение дефиниции дает Генрих Лансберг, когда пишет: «Дефиниция есть перифраза (описание) значения слова с целью отграничения объема значения этого слова от возможных синонимов (похожих слов).» Упражне- ние в разработке определений очень важно для оратора. Он должен уметь быстро и точно постигать суть явления, предмета, если в дискуссии ему будет предложено дать разъяснение какого-нибудь предмета или слова (например: что, собственно, Вы понимаете под конъюнктурой?) Это совсем не так легко, как полагают. Тот, например, кто определит человека как «бесперое двуногое», уловит только часть сущности, но не суть человека. Этим определением он уподобит человека ощипанной курице, кенгуру и мыши, прыгающей в горшке.
Умение определить и выразить суть явления — цель обучения риторике.
речевое мышление
Смотреть что такое «речевое мышление» в других словарях:
Поэтическое речевое мышление — – зафиксированная в тексте творческая интеллектуальная деятельность поэта, связанная с его способностью создавать образы, обладающие эстетикой, индивидуальной семантикой и вызывающие представление благодаря использованию богатых возможностей… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
мышление дискурсивное — форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. Часто… … Большая психологическая энциклопедия
МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ, в психологии высшая и наиболее сложная форма интелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,… … Большая медицинская энциклопедия
мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое … Большая психологическая энциклопедия
мышление — МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Мышление ускоренное — вариант голотимического мышления в состоянии мании. Типична ускоренная смена мыслей и представлений, что внешне выражается ускорением речи и многоговорением. Характерны, кроме того, ослабление произвольного внимания и усиление непроизвольного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Язык и мышление — Язык и мышление два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное,… … Лингвистический энциклопедический словарь
ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ — ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека. Синонимы: словеснологическое, или вербально логическое, или абстрактно понятийное мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Выготский — Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Российская империя … Википедия
Лев Выготский — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия
Мышление и речь с точки зрения психологии
Взаимосвязь мышления и речи
Мыслительная деятельность человека характеризуется ее взаимосвязью не только с чувственным познанием, наблюдается также связь между мышлением и речью. Именно эта связь обусловила принципиальное различие между психическим развитием человека и животных. Так, мышление животных всегда элементарное, простейшее, остается наглядно-действенным и не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Такое мышление имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемым предметом, который в определенной ситуации находится перед глазами. Подобное мышление взаимодействует с предметами в наглядно-действенном плане, не выходя за его пределы. И только с появлением речи возможно отвлечь от познаваемого объекта определенное свойство с закреплением, фиксацией представления или понятия о нем в специальном слове. Мысль, облекшись в слово, приобретает необходимую материальную оболочку, становясь непосредственной действительностью как для самого человека, так и для других людей.
Мышление в любой форме невозможно без языка, ведь возникновение и развитие всякой мысли происходит в неразрывной связи с речью. Чем основательнее и глубже продумана определенная мысль, тем более ясно и точно она находит выражение в словах, в устной и письменной речи. Напротив, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка определенных мыслей, тем отчетливее и понятнее становятся они сами.
Особенности мыслей и слов
Может создаться впечатление, что существование мысли не обусловлено словесной оболочкой, поскольку некоторые мысли трудно выражаются словами. На самом деле последнее означает, что еще не произошло формирование мысли, то есть она представляет собой смутное представление. Ясная мысль всегда выражается посредством четкой словесной формулировки. Нельзя считать правильным и положение о том, что мысль и речь, по существу, одно и то же. Как и то, что мышление представляет собой речь, лишенную звучания, а речь является «озвученным мышлением». Ошибочность этих положений заключается в том, что одна и та же мысль выражается разными способами и даже на разных языках. Наряду с этим есть слова-омонимы. Они разные, но одинаково звучат и пишутся (например «корень», «коса», «ключ»). Можно сказать, что одно и то же слово способно выражать различные мысли или понятия.
Многочисленные психологические эксперименты показали, что сложности в решении задач исчезают после формулирования испытуемыми своих рассуждений вслух. После воспроизведения своих рассуждений для других, индивид формулирует их и для самого себя. Имея закрепление в слове, мысль не может исчезнуть или угаснуть, она прочно фиксируется в устных или письменных формулировках речи.
Мышление нормальных взрослых людей неразрывно связано с речью. Мысль не способна ни возникать, ни протекать, ни существовать вне вербальных единиц, вне речи. Человек мыслит в речевой форме, что обуславливает речевое мышление. Так, происходит не только формулирование мысли в речи, но и ее формирование и развитие.
Исследования мышления и речи
Психологи не оспаривают связь мышления и речи, но имеют разные мнения об их генетических корнях, а также о вопросах степени взаимосвязи и взаимовлияния. Так, первоначальные исследования мышления и речи показали, что они происходят от практической деятельности. Впоследствии Л. С. Выготский доказал, что мышление и речь психология должна рассматривать с позиции разных корней.
Лингвисты отрицали отождествление языка с поведением, выдвигая теорию, где ключевое понятие состояло в представлении о порождающей грамматике. Изучая, каким образом индивиды способны производить и понимать уникальные грамматические конструкции, ученые приходят к выводу, что для человека характерен некий доопытный механизм усвоения языка, языковые универсалии, детерминирующие процесс формирования речи. Подобные универсалии помогают овладеть естественным языком и сходными языками.
Именно это объясняет тот факт, что дети во всем мире осваивают языки с равной скоростью и демонстрируют при этом сходную последовательность этапов.
Анализ учеными взаимосвязи мышления и речи рассматривался и в соответствии с ведущим параметром. Можно выделить теорию лингвистической относительности Сепира – Уорфа, которая основана на позиции лингвистического детерминизма. Концепция доказывала, что структура языка формирует мышление и способ познания реальности. Последователи теории предположили, что люди, которые говорят на разных языках, по-разному мыслят и, соответственно, воспринимают мир. Язык организует индивидуальный и коллективный опыт, поэтому он может являться медиатором индивида и социума и задавать не только способы мышления, но и нормативную структуру поведения. Одновременно с этим, психология имеет доказательства того, что способность мыслить появляется раньше, чем способность реализовать мысль в языке. Доказательством этому являются эксперименты, демонстрирующие высокую степень интеллекта у животных и у детей, которые еще не владеют речью.
Главный вопрос, обсуждаемый учеными, заключается в характере реальной связи мышления и речи, их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в ходе своего развития. Существенный вклад в решение этой проблемы был внесен Л. С. Выготским, который полагал, что слово имеет такое же отношение к речи, как и к мышлению. Слово ученый представлял в виде живой клетки, содержащей в самом простом виде основные свойства, которые характерны для речевого мышления в целом. Слово нельзя считать ярлыком, наклеенным в качестве индивидуального названия на определенную вещь. Оно всегда обобщенно описывает вещь, явление или предмет, выступая как акт мышления. Но слово также представляет собой и средство общения, именно поэтому оно включено в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже нельзя отнести ни к речи, ни к мысли. Оно обретает свое значение и становится органичной частью того и другого. Выготский писал: «Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».
Речь и мышление обладают разными генетическими корнями, первоначально выполняя различные функции и развиваясь отдельно друг от друга. Исходная функция речи — коммуникативная функция, а сама речь в качестве средства общения возникает по причине необходимости разделения и координации действий в осуществлении совместного труда людей. Наряду с этим при словесном общении содержание, которое передает речь, можно отнести к определенному классу явлений, что предполагает их обобщенное отражение, представленное фактом мышления. Например, указательный жест в качестве приема общения не несет в себе никакого обобщения, поэтому его нельзя отнести к мысли. В свою очередь, существуют виды мышления, не связанные с речью, например наглядно-действенное мышление, которое присутствует и у животных.
У ребенка и у высших животных ученые обнаружили своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением (мимика, жесты, выразительные движения). Они выражают состояние, но не являются знаками или обобщениями.
Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?
Первые пару лет жизни ребенка учат ходить и говорить, все остальное время – сидеть и молчать. Большинство взрослых осознают значение устной речи в развитии мышления детей, однако бесконечная и бессвязная детская болтовня быстро утомляет. Вполне себе связанные фразы наподобие «Почему небо голубое?», «Почему котик мяукает?» и прочие бесконечные «почему» утомляют еще больше. А между тем, речевое мышление является важным компонентом в становлении как мышления, так и речи.
Попробуйте развиваться и познавать этот мир как бы снова вместе с детьми, и процесс познания заиграет новыми красками. Бесконечные детские «почему» станут для вас источником вдохновения и поводом к размышлению. Рекомендуем наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика», которые помогут вывести процесс саморазвития на качественно новый уровень, превратив его в увлекательную игру, в которую можно играть вместе с детьми.
А пока давайте поговорим о речевом мышлении, чтобы понимать, что это такое, и не тормозили по недомыслию развитие своих детей, мешая им выражать свои мысли доступным для их уровня развития способом.
Речевое мышление: что это такое?
В самом общем виде речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.
Первым, кто глубоко и подробно исследовал взаимосвязь речи и мышления в развитии человека, был российский педагог и психолог Лев Выгодский (1896-1934). Результаты своих исследований он обобщил в работе «Речь и мышление», полный текст которой вошел в «Полное собрание сочинений» (Т.2) [Л. Выготский, 1982]. Итоги его разработок сохранили актуальность до сегодняшнего дня, поэтому возьмем за основу схему речевого мышления, выведенную Выготским.
Схема речевого мышления (по Выготскому):
Уточним, что это схема речевого мышления взрослого человека. Речевое мышление у детей проходит определенные стадии развития прежде, чем ребенок овладеет достаточным массивом знаний, чтобы оперировать словарным запасом и понятийным аппаратом для формирования внутренней и внешней речи. Лев Выгодский в работе «Речь и мышление» подробно исследовал все эти стадии, выявил нюансы и закономерности формирования понятийного аппарата и понятий, посредством которых человек выражает свои мысли. Итак, каковы же составляющие речевого мышления?
Составляющие речевого мышления
По Выготскому, центральным звеном в цепи развития мышления и речи является отношение мысли к слову. Это полностью логично, т.к. слово является условной единицей речи, а мысль – условной единицей мыслительного процесса.
Самоочевидно, что слово не тождественно мысли, потому что взрослый человек в силу разных социальных ограничений не может озвучивать все, что ему приходит в голову. Однако такая тождественность является обязательным этапом развития детей, когда они как бы разговаривают сами с собой, выдавая пришедшие им в голову мысли доступным им языком.
В то же самое время, даже у взрослого человека мысль не равна значению «речь минус звук». Что, в таком случае, должно быть единицей речевого мышления? Лев Выготский предлагает рассматривать в качестве единицы речевого мышления значение слова, и в этом тоже есть смысл.
Каждое слово следует рассматривать как некое обобщение чего-либо, потому что любое слово относится к группе явлений и предметов, а не к чему-то одному отдельно взятому. Даже если мы употребляем какое-либо слово применительно к конкретному существу или явлению (кот, собака, ураган, дождь), мы понимаем, что этим словом можно назвать любого кота, собаку, любой ураган или дождь.
Таким образом, значение слова является единицей не только речевого мышления, но и единицей мышления, как такового, и единицей коммуникативной функции речи, потому что коммуникация и есть попытка донести свои мысли до других, используя слова с определенным, релевантным нашим мыслям, значением [Л. Выготский, 1982].
Говоря о мышлении, нельзя обойти стороной такое понятие как «интеллект человека». В этом смысле отношение мышления и речи к остальным сторонам развития сознания – это вопрос о взаимосвязи интеллекта и аффекта, т.е. волевой составляющей человеческой психики.
Система смыслов, выраженная в словах, представляет собой единство интеллектуальных и волевых процессов, и в любой идее заложено аффективное отношение человека к действительности. Благодаря такому единству мы можем наблюдать движение от потребности человека к определенному направлению его мысли и обратное движение от мысли к поведению и конкретной деятельности. Итак, как же происходит развитие речевого мышления?
Как формируется речевое мышление?
Истоки всех этих достаточно сложных процессов, о которых мы только что говорили, формируются в раннем детском возрасте. Очень подробно исследовал данный процесс швейцарский педагог и психолог Жан Пиаже (1896-1980). Впоследствии он обобщил свои выводы в книге «Речь и мышление ребенка» [Ж. Пиаже, 1994].
Так, он выделял определенные особенности детского мышления и речи. Он установил, что детское мышление отличается эгоцентризмом, интеллектуальным реализмом, непониманием взаимосвязей, трудностью осознания, неспособностью к самонаблюдению и прочими отличительными чертами. При этом Пиаже, исследуя различия взрослых и детей, делал акцент не на том, чего ребенок не умеет, а на том, что он, в отличие от взрослого, умеет, и как это помогает ему в развитии.
Мы уже начали говорить о синхронности мысли и речи, как о необходимой фазе развития ребенка. Мышление и речь, речевая деятельность у маленьких детей практически синхронны, и Жан Пиаже видел в этом определенную логику развития. Разговор с самим собой, озвучивание ребенком всех пришедших в его голову мыслей – это своеобразная тренировка, шаг к формированию осмысленной речи, без которой общение и обмен информацией невозможны. Данный этап развития имеет свои особенности.
Основное занятие любого малыша – это игры и прочая предметная деятельность, потому что никакой другой деятельностью в силу своего развития он пока заниматься не может. Движения, которые он совершает, познавая этот мир, напрямую способствуют его интеллектуальному развитию. Даже самые простейшие движения – брать, хватать, бросать, тянуть – способствуют накоплению чувственного опыта, а значит, и материала для будущих обобщений.
По мере развития у ребенка наблюдается усложнение предметной деятельности. Так, чуть подросший малыш может лепить куличи из песка, катать машинку, пытаться подражать движениям увиденных им животных или тому, как работают взрослые. Например, пилят доски, копают землю, катают коляску и т.д. Соответственно, у ребенка обогащается его жизненный опыт и продолжает расширяться база для будущих обобщений в мыслительной деятельности.
Позже дети уже начинают лепить из пластилина и рисовать карандашами и красками, клеить аппликации и собирать фигурки из конструктора. Это тоже способствует накоплению опыта и интеллектуальному развитию. Связь между развитием мелкой моторики пальцев и формированием нейронных связей в мозгу установлена давно. Поэтому так важно привлекать детей к деятельности, развивающей ловкость пальцев и точность сложных движений, и стимулировать их интерес к новой практической деятельности.
Таким образом, понимание мира и накопление знаний у детей идет через практическую деятельность, решение практических задач. Какая связь между развитием мышления и речи? Тут есть несколько аспектов. Так, посредством устной речи детям передается информация об окружающем мире, о том, что и как называется, что можно делать, а чего нельзя, как именно нужно делать что-либо. Например, как собирать конструктор, держать ложку, завязывать шнурки.
В слове как единице речи заложено знаковое обозначение предмета, явления, действия, состояния. И при этом в слове заложена некая обобщающая функция. Выше мы начали говорить о том, что, обозначая конкретным словом конкретный предмет, живое существо или явление, мы закладываем в мозгу у ребенка базу для последующего узнавания и обобщения аналогичных предметов, животных, явлений. Показав уже начавшему говорить малышу один раз кошку и назвав ее кошкой, мы вправе ожидать, что, увидев какую-то другую кошку, он сориентируется, что это тоже кошка.
Физически и психически здоровый ребенок достаточно быстро осваивает эту обобщающую функцию языка. Мысленное объединение предметов или явлений в группы по какому-либо признаку – это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности. Разумеется, дети не сразу способны вычленять главный системообразующий признак для объединения чего-либо в группу и обозначения словом, отвечающим за обозначение предметов данной группы. Но этот навык постепенно совершенствуется.
Особенно это заметно на третьем году жизни ребенка. Так, ребенок сам инициирует общение в семье, когда что-то хочет или просит: игрушку, конфету, гулять, смотреть мультфильм. Ребенку, чтобы точно получить желаемое, необходимо формулировать свои мысли так, чтобы взрослые поняли его желания, и это тоже важный этап развития речевого мышления.
Немецкий философ и психолог Уильям Штерн (1871-1938) провел огромную работу по анализу развития детей дошкольного возраста, которую подытожил в своей книге «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» [У. Штерн, 1915]. И показал, что речь ребенка становится социальной и осмысленной достаточно рано, а речевое мышление является необходимым условием для этого.
Особенно это заметно, когда ребенок начинает стремиться к самостоятельности и когда у него формируются, если можно так сказать, свои собственные социальные связи. Язык становится средством передачи информации и средством коммуникации не только со взрослыми, но и с другими детьми. Например, во время совместной игры. Появляется интерес к речи, которая не обращена непосредственно к ребенку, и дети учатся ее понимать и воспринимать.
На этом этапе важно помочь ребенку научиться грамотно формулировать простые предложения, совершенствовать грамматическую структуру речи в целом и способствовать обогащению словарного запаса ребенка на доступном для его понимания уровне. Тогда малыш будет в состоянии понимать сообщение, даже если предмет сообщения отсутствует в поле зрения. Тогда он будет понимать рассказ или сказку, даже если наглядная иллюстрация к нему не предусмотрена.
Не менее полезной может быть и «обратная» тренировка. Например, предложить ребенку рассказать, что происходит на картинке [О. Громова, 2016]. Тут очень важно давать детям задания, сообразные их возрасту и развитию, и ни в коем случае не демонстрировать негатив, если ребенок не может справиться с заданием так хорошо, как хочется взрослым.
Для наглядности приведем часто используемый в педагогической литературе пример. Большинство детей, посмотрев на картинку, где мальчик вытирает полотенцем лицо, легко отвечают на вопрос «Что делает мальчик?» Однако не все могут с ходу воссоздать цепочку событий и ответить, что мальчик делал до того, как начал вытирать лицо, даже если на картинке явно видно, что он стоит возле раковины и из крана течет вода, и мальчик, по всей видимости, умывался.
Еще сложнее маленькому ребенку предположить, что изображенный на картинке мальчик будет делать дальше, хотя видно, что он не одет в повседневную одежду, и для дальнейшего продолжения дня ему следует одеться. Здесь может понадобиться помощь взрослых, которые помогут ребенку воссоздать картину события, например, предложив вспомнить, как сам ребенок собирается в детский садик. Это может быть весьма эффективной помощью. Разумеется, при условии, что взрослые уже научили ребенка самостоятельно умываться и одеваться, а не делают это за него, желая сэкономить время на сборы.
Именно поэтому основной акцент в развитии речевого мышления всегда на практической стороне дела, получении ребенком своего собственного чувственного практического опыта, а не просто на объяснении взрослыми «как должно быть». Теперь давайте подытожим и сведем воедино факторы, влияющие на формирование речевого мышления.
Как формировать речевое мышление у детей:
К слову, избежать ошибок в формировании речевого мышления зачастую даже важнее, чем купить самый дорогой конструктор с большим количеством мелких деталей для развития мелкой моторики или пренепременно отдать ребенка в кружок рисования, чтобы он совершенствовал художественное мастерство. Но что может помешать ребенку в развитии речевого мышления?
Препятствия для формирования речевого мышления
Первое и главное, что может помешать полноценному умственному и речевому развитию детей, это недостаток своего собственного чувственного практического опыта и предметной деятельности. Проблема больше и шире, чем может показаться на первый взгляд. Вполне обоснованное опасение за здоровье ребенка многие родители, и особенно бабушки, трансформируют в череду бесконечных запретов: не ходи, не трогай, не лезь и т.д.
Разумеется, безопасность должна быть на первом месте, и ее вполне можно обеспечить цивилизованными методами. Так, на самом начальном этапе предметной деятельности, когда ребенок только начинает осваивать простейшие движения – тянуть, тащить, трогать – следует убрать подальше и повыше все колющие, режущие, бьющиеся предметы и закрыть электрические розетки, чтобы малыш попросту не мог дотянуться до всего вышеперечисленного. Тогда избыточная опека не станет препятствием для развития малыша.
Второе, что может помешать формированию речевого мышления и собственно речи и мышления, это избыточное увлечение методиками раннего развития. Раннее развитие вовсе не означает, что это однозначно хорошо или однозначно плохо. Все дети развиваются в индивидуальном темпе, и важно не перегружать ребенка, к примеру, чтением и английским, когда он еще не умеет формулировать предложения на русском.
Слишком раннее начало занятий иностранным языком несет и еще одну опасность для несозревшего речевого мышления и речевого аппарата. Каждый язык имеет свои особенности произношения. И пока не сформировались навыки общения на родном языке, ребенку будет тяжело разграничить, когда использовать слово, обобщающее те или иные предметы и явления, как произносить гласные и согласные звуки в тех или иных словах.
Точно так не следует слишком спешить с обучением чтению и письму. Нужно всегда помнить, что устная речь первична, и научиться грамотно писать или бегло читать без навыков мысленной формулировки и устной вокализации (произнесения) своей мысли попросту нереально. Грамотность – это не самоцель, а средство эффективной коммуникации и средство передачи собственных мыслей. Поэтому сначала их нужно научиться оформлять в логически цельное предложение, и только потом работать над грамматикой.
Не следует затягивать и с переходом к следующей стадии развития, если очевидно, что ребенок развивается быстрыми темпами и в существующих рамках ему уже тесно. В этом смысле может помочь понятие «зоны ближайшего развития», которое ввел в педагогику Лев Выготский. По Выготскому, «процессы развития идут вслед за процессами обучения» [Л. Выготский, 1982].
Поэтому, если ребенок уже стремится что-то делать и понимать, но пока не может справиться с этим без посторонней помощи, это самый удачный момент, чтобы помочь ему обрести новое знание и новый опыт. Это касается не только дошкольного возраста и ранних этапов формирования речевого мышления, интеллекта и прочих способностей.
Это актуально и на этапе освоения школьной программы, когда планка, к которой нужно стремиться, всегда будет чуть выше, чем уровень знаний, на котором находится школьник. Подробно эту технологию Выготский описал в книге «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», и эта технология по-прежнему актуальна, как и почти 100 лет тому назад [Л. Выготский,1996].
И, наконец, для нормального развития, в том числе развития речевого мышления, имеет огромное значение физическое и психическое здоровье ребенка. Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачу, если есть тревожащие моменты в здоровье и развитии ребенка, если наблюдаются дефекты речи или явная неспособность сформулировать даже простую мысль, когда уже сформировалась способность говорить.
В большинстве случаев мелкие отклонения в развитии корректируются современными методиками. Если же обнаружится какое-то серьезное заболевание, шансов на успешное лечение будет больше, если лечение начать как можно раньше. А для этого должно быть своевременное обращение к доктору, чтобы была возможность быстро поставить диагноз. Теперь давайте подытожим вышеизложенное.
Что может помешать развитию речевого мышления:
Заметим, что развитие речевого мышления не завершается в детском или подростковом возрасте. Ранее мы уже выяснили, что речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.
Естественно, что эту способность можно развивать и совершенствовать практически до бесконечности, «прокачивая» себя как эффективного коммуникатора, руководителя, ведущего тренингов, менеджера по продажам. Тема представляет огромный академический интерес, и каждое новое поколение исследователей привносит в нее нечто новое. В этом плане весьма интересна работа группы ученых «Исследование речевого мышления в психолингвистике» [Т. Ахутина, И. Горелов, А. Залевская, 1985]. Что касается прикладной стороны дела, можно порекомендовать «Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями» [Х. Леммерман, 1986]. Автор придает тренировке речевого мышления для успешного выступления даже большее значение, чем заучиванию текстов наизусть.
Всем, кто понимает, что мы учимся всю жизнь, даже если не слишком к этому стремимся, рекомендуем наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика», которые помогут осваивать все новое более эффективно. Мы желаем, чтобы получаемые вами знания делали вашу жизнь лучше и интереснее! А еще просим вас ответить на один интересный вопрос: