Что такое речевое общение кратко

Словари

Р. о. осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Р. о. обоюдно. Как всякая социальная активность человека, Р. о. социально и целенаправленно.

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т. п.

Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие Р. о. в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетентности», которая охватывает знания не только языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм Р. о., правил речевого поведения.

Общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного (см. аффект) характера. В Р. о. выделяется пять компонентов: ситуация общения, отправитель речи, получатель речи, условия протекания речевого действия и речевое сообщение. Признаками Р. о. являются:

1) наличие партнеров по общению;

3) наличие ситуации общения. Можно говорить о трех типах Р. о. в зависимости от условий, в которых общение протекает:

К умениям Р. о. относят:

1) собственно речевые умения (начать беседу, поддержать общение, переспросить собеседника, соблюдать нормы языка;

2) умения, относящиеся к речевому этикету;

3) умения, относящиеся к невербальному поведению (мимике, жестам, телодвижениям). Обучение Р. о. протекает в рамках различных сфер общения. Функции Р. о. представлены на занятиях следующих набором:

1) информативная (обеспечивает возможность получения информации),

2) регулятивная, или побудительная (обеспечивает побуждение к действию);

3) эмоционально-оценочная (позволяет выразить чувства, мнения, доказать что-л., убедить в чем-л. и др.). Р. о. в современной лингвистике и лингводидактике исследуется в рамках таких направлений, как культура речи, функциональная лингвистика, прагматика, теория речевой деятельности, психолингвистика. Начало изучения проблем Р. о. было положено в работах В. Гумбольдта. В отечественном языкознании Р. о. стало предметом исследования в работах Л. П. Якубинского, М. М. Бахтина, Л. В. Щербы, Л. С. Выготского. Для лингводидактики большое значение имели исследования Р. о. с позиций теории деятельности, предпринятые А. Н. Леонтьевым и получившие методическое обоснование в публикациях А. А. Леонтьева и И. А. Зимней. Необходимым условием Р. о. является заинтересованность в общении и способность к диалоговому взаимодействию, обусловленная личностными характеристиками коммуникантов. Эффективность общения при этом зависит от нацеленности говорящего на слушателя, от способности слушателя принять доводы и аргументы говорящего, его способности прогнозировать смысловое развитие речи, терпимо относиться к речевым недочетам говорящего и критически оценивать личную коммуникативную и социокультурную компетенцию. В процессе Р. о. творческий характер имеет не только деятельность говорящего, но и деятельность слушающего, который конструирует диалог, прогнозируя результат коммуникативного взаимодействия (Винокур, 1993; Зимняя, 1985; Леонтьев, 1997; Пассов, 1989).

Источник

Речевое общение

Что такое речевое общение кратко. Смотреть фото Что такое речевое общение кратко. Смотреть картинку Что такое речевое общение кратко. Картинка про Что такое речевое общение кратко. Фото Что такое речевое общение кратко

Сущность общения в человеческом обществе. Понятие «речевое общение». Виды общения. Коммуникативная ситуация. Понятие «манипуляция». Коммуникативные неудачи и барьеры в общении.

Сущность общения в человеческом обществе

Человек как существо общественное нуждается в постоянной связи с другими людьми: ему необходимо советоваться, делиться впечатлениями, эмоциями, знаниями. Способом такого взаимодействия является общение, без которого человеку трудно ощущать себя частью общества. Человечество всегда стремилось развивать общение, то есть обмениваться информацией различными способами. Поначалу это были наскальные рисунки, разнообразные символы и т. п. Затем человек научился издавать звуки, за которыми постепенно закреплялся определенный смысл. Когда человек научился говорить, он приобрел основной способ удовлетворения своих потребностей в общении — речь. Помимо речи человечество может общаться и при помощи других систем знаков: языка глухонемых, азбуки Морзе, системы дорожных знаков, математических и химических формул и т. д. Человеческое общение сильно отличается от общения животных. У последних оно подчинено инстинктам и служит, в основном, для передачи сигналов опасности, угрозы (агрессии) и т. п. Человеческое же общение призвано удовлетворить потребности человека в обмене информацией любого свойства: от короткого комментария до детального анализа того или иного явления (предмета, действия и т. п.), от выражения простого одобрения до неумеренного восхваления, от демонстрации симпатии до объяснения в любви и т. д. Благодаря общению человечество получило возможность обмениваться информацией по любому вопросу и как следствие, развиваться. Общение сыграло огромную роль в становлении цивилизации, то есть в научном, техническом, культурном прогрессе.

Речевое общение — это мотивированное взаимодействие между участниками коммуникации, которое направлено на достижение определенной цели. Речевое общение включено во все другие виды человеческой деятельности (трудовую, социальную, познавательную и т. п.), а потому играет огромную роль в жизни человека как члена общества. Для гармоничного речевого взаимодействия с другими членами общества человеку необходимо ориентироваться в ситуациях общения, учитывать социальные роли собеседников (учитель — ученик, начальник — подчиненный, продавец — покупатель, кондуктор — пассажир, отец — сын, муж — жена и т. д.) и их социальный статус, преследуемые в общении цели. Кроме этого, эффективность речевого общения немыслима без учета индивидуальных психологических особенностей участников общения: есть люди энергичные, агрессивные, спокойные, а иногда и меланхоличные и т. д. Очевидно, что речевое поведение этих людей будет существенно отличаться и не учитывать этот фактор нельзя.

Речевое общение связано с деятельностью, которую совершает человек, когда создает продукт речи (говорит или пишет) или воспринимает этот продукт (слушает или читает). Таким образом, речевая деятельность — это сознательная целенаправленная активность, которую проявляет человек в различных ситуациях речевого общения. Результатом речевой деятельности является текст и мысль, возникающая после знакомства с представленным текстом. Речевую деятельность следует отличать от речевого воздействия. Последнее можно определить как оказание влияния на собеседника при помощи речевых (но не физических или каких бы то ни было еще!) средств, побуждение собеседника к совершению того или иного поступка, необходимого говорящему (пишущему).

В речевом общении можно выделить три стороны: интерактивную (взаимодействие участников общения), коммуникативную (прием, передача, обмен информацией) и перцептивную (восприятие сообщения, понимание друг друга).

Взаимодействие участников общения может осуществляться не только при помощи слов. Оно может быть вообще бессловесным. Пассажир, зайдя в автобус и увидев кондуктора, как правило, молча протягивает ему необходимую для оплаты проезда сумму, а кондуктор в ответ протягивает пассажиру билет и, если требуется, сдачу. Общение состоялось. Каждый участник данной ситуации выполнил свою роль, но без слов.

В структуре межличностного взаимодействия можно выделить три компонента: 1) поведенческий (все действия участников общения, мимика, жесты и т. п.); 2) аффективный (выражение эмоционального состояния, удовлетворенность или неудовлетворенность общением); целеполагающий (осознание собеседниками целей и задач общения, выбор стратегии поведения в данной ситуации).

Второй стороной речевого общения является коммуникация как единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом ситуации общения и статуса собеседников. В структуре коммуникации тоже можно выделить три компонента: 1) процессуальный (выбор вида речевой деятельности: говорение — слушание, письмо — чтение); 2) знаковый (выбор знаковых систем (включая язык) и их форм для передачи информации); 3) текстовый (определенным образом оформленные содержание и смысл).

Третья сторона речевого общения — восприятие (перцепция). Общение может состояться только тогда, когда созданное сообщение воспринято адресатом. Восприятие складывается из трех неразрывно связанных компонентов — понимания, интерпретации и оценки. Действительно, чтобы стать участником общения необходимо сначала понять смысл сказанного собеседником, затем соотнести сказанное с имеющимися представлениями и дать оценку услышанному (или прочитанному). Причем может случиться так, что оценка не будет озвучена в условиях общения, но она сформирована. К примеру, руководитель, высказавший претензии в адрес подчиненного может и не услышать. По понятным причинам, ответа. Однако вряд ли подчиненный не сформулировал своего мнения по поводу сказанного руководителем. Просто в словесной форме это оказалось невыраженным.

На характер общения людей влияют различные факторы. К примеру, с развитием демократии в современном российском обществе можно наблюдать изменения в общении в сторону открытости. Раньше невозможно было представить открытое обсуждение важных для общества вопросов посредством телевидения, радио, газет, социологических опросов, референдумов. Теперь картина совсем иная. Любой вопрос, имеющий отношение к каждому члену коллектива выносится на всеобщее обсуждение, и только после этого принимается какое-то решение. Имеет общение и национальные особенности, поскольку общение является отражением и выражением культуры и традиций данного народа. Применительно к общению в России можно говорить о высокой степени искренности общения, открытости (незамкнутости), что можно объяснить чертами менталитета (интерес к любому человеку из-за огромной территории и относительной низкой плотности населения). Кроме этого, можно говорить и о повышенной эмоциональности русского общения, а также об интересе к представителям других национальностей, поскольку Россия издавна была многонациональным государством.

Общение — сложное явление, и классификация видов общения не может быть построена на основе только одного признака. Исходя из этого, можно выделить следующие виды общения.

Общение вербальное и невербальное. Информацию можно передавать собеседнику не только при помощи слов, но и при помощи определенных знаков, символов, жестов и т. д. Такое (бессловесное) общение называется невербальным. Вербальное (речевое) общение является, как уже было сказано выше, основным видом общения людей.

По положению собеседников относительно друг друга различают общение контактное и дистантное. При контактном общении собеседники находятся рядом, видят и слышат друг друга. Адресат в таком общении конкретен, поэтому говорящий может использовать для передачи информации мимику, жесты, особые знаки, интонацию и т. д. Дистантным общение является тогда, когда собеседники разделены временем и пространством. Это может общение по телефону, когда собеседники разделены пространством, но связаны временем. Это может быть общение посредством письма, когда собеседники разделены и временем и пространством.

По наличию/отсутствию опосредующего аппарата (средства, инструмента) различают общение непосредственное и опосредованное. Непосредственное общение, очевидно, связано с контактным. Это обычная беседа, разговор, лекция, доклад на конференции, мини-диалог в магазине или транспорте. К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, передача информации через телевидение, газеты, радио. Опосредованное общение можно считать общением в том смысле, что в данном случает осуществляется речевая деятельность как производителя речи, так и воспринимающего речь (интеллектуальная и эмоциональная реакция).

С точки зрения форм существования языка общение может быть устным и письменным. Устное общение, как правило, связано признаками контактности и непосредственности, а письменное — дистантности и опосредованности.

С точки зрения признака переменной роли говорящий/слушающий различают общение монологическое и диалогическое. Диалог характеризуется постоянной сменой ролей во время общения. Собеседники поочередно произносят свои реплики и выслушивают чужие. В монологическом общении каждый из его участников сохраняет коммуникативную роль довольно долго, хотя высказывание может быть обращено и конкретному человеку. Сравните, например, речь директора школы 1 сентября и обсуждение в классе (группе) актуального вопроса. В первом случае директор будет долго сохранять коммуникативную роль говорящего, поэтому такое общение можно назвать монологом. Во втором случае собеседники будут обмениваться высказываниями, постоянно меняясь коммуникативными ролями. Такое общение, безусловно, будет диалогическим.

С точки зрения количества и состава участников различают общение межличностное, групповое, массовое. Межличностное общение присутствует тогда, когда общаются два человека. Обычно это происходит в форме диалога. Для группового общения (несколько человек) характерны полилогичные формы: беседа, переговоры, обмен мнениями, совещание и многие другие. Массовое общение можно отобразить формулой 1 — много. Такое общение происходит в условиях, когда адресаты находятся в поле зрения говорящего (учебная аудитория, участники митинга и т. п.). Такое общение происходит в форме лекции, доклада, религиозной проповеди, митинговой речи, парламентской речи и т. д. Кроме этого, к массовому общению можно отнести взаимодействие через средства массовой информации. В таком случае адресаты не видны говорящему, но прогнозируется (любой телеканал или газета периодически проводят исследования насчет потенциальной и реальной своей аудитории).

По характеру отношений между участниками общения оно может быть официальным или неофициальным. Официальное общение ограничено строгими правилами поведения, поэтому такое общение включает в себя большое количество стереотипных, клишированных компонентов: Настоящая справка дана. Доводим до вашего сведения. Контроль за исполнением возложить. Официальное общение является во многом формальным, предписывающим соблюдение правил в соответствии с социальным статусам и коммуникативной ролью. Неофициальное (частное) общение характеризуется относительной свободой в выборе средств и способов выражения мыслей, оно не является строго регламентированным. Неофициальное общение может быть дружеским, непринужденным, фамильярным, интимным. В таком общении господствуют разговорные элементы.

С точки зрения личностных отношений и оценок различают общение кооперативное и конфликтное. При кооперативном общении оценки и установки собеседников в общем и целом совпадают. При конфликтном общении ситуация прямо противоположная: оценки и установки противоречивы.

В классификации видов общения особое место занимают прямые и косвенные сообщения. Если информация передается в форме прямо соответствующей речевому намерению говорящего, то такое сообщение можно назвать прямым. Примером такого сообщения может быть реплика матери по отношению к своему ребенку с просьбой: Убери, пожалуйста, свою обувь! В данном случае для выражения просьбы использована характерная для подобных ситуаций форма повелительного наклонения глагола (убери). Однако аналогичную просьбу можно выразить и другим способом: Кто это свою обувь разбросал? В данном случае для выражения просьбы использована вопросительная конструкция. Но при этом невозможно заподозрить мать в том, что она не знает хозяина этой обуви. Для того чтобы смягчить категоричность требования и сделать это в корректной форме, и используются подобные высказывания. Их и называют косвенными. Если воспринять данное высказывание не как выражение просьбы, а как вопрос (что будет вполне соответствовать грамматическому оформлению), то общение может зайти в тупик, так как не будет достигнута ожидаемая цель.

Современное общение можно охарактеризовать как синкретичное, поскольку разные виды общения в каждой конкретной ситуации тесно переплетаются, трансформируются, перетекают друг в друга. Таким образом, можно говорить о смешанных видах общения. К примеру, на современном телевидении появляются программы, совмещающие в себе и монологическое, и диалогическое общение (ведущий говорит сам, обращаясь к зрителям, а также беседует с «гостем в студии»), к этому добавляются «прямые включения» или телемосты (дистантное опосредованное общение) и т. д.

Речевое событие и речевая ситуация. Структура речевой ситуации: участники (адресант и адресат), отношения между ними, цели (намерения) общающихся, обстоятельства общения.

Социальные и речевые роли.

Дискурс как процесс развертывания речевого события (устного высказывания или письменного текста).

Речевой акт – основная единица речевого поведения, речевое действие, направленное на адресата, определяемое целью (намерением) говорящего (адресанта) и служащая достижению определенного результата. Речевой жанр – понятие, предложенное в 1920-е гг., ставшее известным в конце 1970-х и популярным в 1990-х. Речевой жанр – это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения; жанр обязательно адресован, имеет собственную нормативную экспрессию; каждая речевая сфера вырабатывает собственный репертуар речевых жанров. Первичными являются жанры повседневного общения.

Типы речевых актов и речевых жанров в соответствии с речевыми целями говорящего: информативные, убеждающие, побуждающие, эвристические, оценочные, этикетные, игровые и т. д.

Соотношение понятий «речевой акт» и «речевой жанр».

Коммуникативное (речевое) поведение личности проявляется в характере речевых и невербальных действий, в манере общения, в эмоциональном настрое, в использовании тех или иных речевых стереотипов и т. д.

Понятие коммуникативной позиции. Коммуникативная позиция говорящего и слушающего. Адекватное и неадекватное коммуникативное поведение человека.

Манипулятивное речевое поведение. Слово «манипуляция» в обывательском представлении имеет неодобрительную окраску. Следовательно, манипулятивным является такое воздействие на наше поведение, которое вызывает отрицательные эмоции.

Таким образом, главными признаками манипуляции являются:

1. Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие. Это означает, что мишенью воздействия являются психические структуры человеческой личности.

2. Манипуляция – это скрытое воздействие. Конечная цель манипулятора и факт самого воздействия должны быть не замечены объектом манипуляции, у которого при этом обязательно сохраняется иллюзия самостоятельности принятия решений и осуществления действий.

Манипуляция имеет место там, где другому человеку (объекту манипуляции) навязываются новые цели, которые им предположительно не преследовались. объясняет это следующим образом: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем на Пинск – это лишь обман. Если он может заподозрить обман, мы показываем ему верную дорогу в расчете, что он отвергнет нашу подсказку как обманную – этот рефлексивный ход тоже не манипуляция, так как первоначальное намерение другого остается без изменений. …Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск. Или он вообще никуда не собирался, но решил сделать что-то благодаря нашему влиянию».

3. Манипуляция – это воздействие, требующее определённых знаний и значительного мастерства.

4. К объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, можно сказать, вещам. Однако применительно к той или иной конкретной ситуации не всегда можно однозначно этот факт констатировать. Нередко к манипулятивным относят любые техники косвенного воздействия, в том числе управленческие.

Манипуляция возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удаётся, а подавить его полностью ещё нет возможности.

Вопрос о нравственной стороне манипуляции остается открытым. И, тем не менее, можно однозначно утверждать, что использование её в ситуациях, когда возможно прямое (открытое) воздействие на собеседника, является нарушением риторической этики.

Коммуникативные неудачи и барьеры в общении

Коммуникативная неудача – полное или частичное непонимание высказывания партнером по коммуникации, неосуществление или неполное осуществление коммуникативных намерений (целей) говорящего и ожиданий слушающего. Барьеры общения понимаются как потенциальные причины коммуникативных неудач.

Существующие в научной литературе представления о коммуникативных неудачах и их причинах можно представить следующим образом. Все причины неудач в общении можно разделить на две группы – экстралингвистические (т. е. находящиеся за пределами системы и структуры языка, вне непосредственной связи с его единицами) и лингвистические (т. е. имеющие языковую природу).

Экстралингвистические причины коммуникативных неудач: различия в картинах мира или их фрагментах; несовпадение оценок явлений действительности; нарушение условий места, времени и обстановки общения; нарушение или неверный выбор стереотипов поведения (в том числе этикетных); эмоциональная несдержанность говорящего или неучет им эмоционального состояния партнера; неверно выбранная коммуникативная роль; неправильное прочтение (определение) или игнорирование речевой интенции (речевого намерения) партнера; недостаточность аргументации; неадекватность психического состояния коммуниканта ситуации общения; акустические недостатки в произнесении речи и др.

Лингвистические причины коммуникативных неудач: неустраненная многозначность языковых единиц; неразличение паронимов; неверное или неточное словоупотребление (неверный выбор слова); использование непонятной (в том числе – иноязычной) терминологии; неуместные окказионализмы; неверный порядок слов; неоправданное многословие или, наоборот, неоправданный эллипсис; ошибки в интонировании (логическом ударении, расстановке пауз и др.); неправильное произношение; стилистический разнобой в построении текста; неправильный выбор речевого жанра; использование инвектив и др.

Конфликты в речевом общении

Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов общения, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Соотношение понятий «противоречие» и «конфликт». Социальная роль конфликтов (конфликты с функциональными последствиями и конфликты с дисфункциональными последствиями). Причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов по объему (внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые), по длительности протекания (кратковременные и затяжные), по степени влияния («лихорадящие» и разрушительные), по источнику возникновения (объективно обусловленные и субъективно обусловленные). Типы конфликтных личностей. Этапы и способы разрешения межличностных конфликтов (признание наличия конфликта; договоренность о процедуре его обсуждения; создание атмосферы сотрудничества и лояльности; определение сути конфликта; оценка возможных вариантов решения проблемы; сосредоточенность на интересах, а не на позициях сторон и др.).

Источник

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема урока: Речевое общение

Перечень рассматриваемых вопросов

Урок посвящён теме «Речевое общение». В ходе урока обучающиесяуглубят представление о речевой ситуации, ее компонентах, систематизируют знания о разных видах речевого общения, примут участие в импровизированных речевых ситуациях с целью поиска и отработки диалогического имиджа.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Речевое общение — общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации, форма взаимодействия двух или более людей посредством языка на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевая деятельность — целенаправленный, активный, содержательный и мотивированный процесс приёма-выдачи сформулированной и сформированной посредством языка определённой мысли, волеизъявления или просто выражения эмоций.

Речевая ситуация — исторически сложившаяся в процессе развития общества форма общения, опосредованная языком.

Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Адресат — тот (те), к кому обращена речь.

Адресант — отправитель сообщения, порождающий высказывание.

Диалог — процесс двустороннего общения, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего, это разговор двух лиц.

Монолог — речь одного человека, обращенная к самому себе или другим.

Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией.

Устная речь — речь, создаваемая в момент говорения, в процессе акта коммуникации.

Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

1. Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10-11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010.- 144c.;

2. Сокольницкая Т.Н. Текст как единица обучения на довузовском этапе развития языковой личности.//Текст в пространстве культуры и образования. — СПб, 2001.

3. Сидорова М.Ю., «Русский язык и культура речи», учебное пособие// М.Ю. Сидорова, В.С. Савельева — М.: Айрис-пресс, 2005.- 512 с.

4. Голубева А. В., Русский язык и культура речи. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата/Голубева А. В., Пономарева З.Н., СтычишинаЛ.П.. — М.: Юрайт, 2018.- 256с.

5. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10–11 классов//Петрякова А.Г. — М.: Флинта, 2007.- 514 с.

1) Портал о культуре письменной речи Gramma – URL:http://www.gramma.ru (дата обращения – 30.11.2018);

2) Методическая копилка для учителей Infourok – URL:http://www.infourok.ru(дата обращения – 30.11.2018);.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Блок-схемой называют графическое изображение какого-либо процесса или действия. Мы проанализировали блок-схему «Речевая ситуация», потому что речевое общение — тоже действие, процесс. Повторим три условия, при которых происходит речевое общение:

а) участники речевого общения (адресат — адресант)

б) обстоятельства общения (время, место)

Что такое речевое общение кратко. Смотреть фото Что такое речевое общение кратко. Смотреть картинку Что такое речевое общение кратко. Картинка про Что такое речевое общение кратко. Фото Что такое речевое общение кратко

Известно, что человеческий мозг гораздо лучше решает задачи, если человек представляет ситуацию в комплексе, и блок-схема — это идеальный способ целостного описания. На блок-схеме наглядно видно, что представляет собой речевая ситуация и ее компоненты. Обратите внимание: все блоки, отражающие эти компоненты, соединены между собой линиями, что означает существующую между ними связь.

a) Два верхних блока схемы объединяет указание на участников речевой ситуации. Их можно называть по-разному, например, в зависимости от избранной формы речи — устной или письменной — общающиеся стороны могут называться говорящий или слушающий, пишущий или читающий.

б) Средний блок схемы отведен важному компоненту речевой ситуации — пространственно-временным отношениям. При анализе таких отношений в литературном произведении вы используете термин хронотоп. Он связан с местом и временем речевого общения. В зависимости от хронотопа речевое общение может быть личным или неличным, официальным или неофициальным, спланированным или спонтанным.

Конечно, важно знать, где и когда вступают в общение участники речевой ситуации. Например, в разной обстановке вы по-разному попросите помочь вам решить задачу. Старшему брату, который только что вернулся домой после работы, вы скажете: «Слушай, никак у меня задача по математике не получается. Помоги мне ее решить, когда освободишься. ». Аучительнице в школе скажете перед уроком: «Елена Сергеевна, извините. Я не смог решить задачу по математике. Не знаю, что я сделал не так. Посмотрите, пожалуйста, моё решение. Где я допустил ошибку?»

c) Два нижних блока схемы относятся к так называемым условиям речевого общения — третьему компоненту речевой ситуации. По условиям речевого общенияучастники ситуации должны знать стоящую перед ними цель общения, иметь знания о социальных и культурных нормах речевого поведения. Кроме владения информацией о теме, они должны уметь подбирать языковые средства для развития темы в соответствии с целью общения.

5. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Задание 1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Добавьте в левую и правую части схемы элементы, называющие средства передачи информации при вербальном и невербальном общении.

Что такое речевое общение кратко. Смотреть фото Что такое речевое общение кратко. Смотреть картинку Что такое речевое общение кратко. Картинка про Что такое речевое общение кратко. Фото Что такое речевое общение кратко

Средства передачи информации при вербальном и невербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, мимика, смысл словосочетаний, жесты, телодвижения, дикция, темп речи, поза, значение предложений, выразительность интонации.

Средства передачи информации при вербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, смысл словосочетаний, дикция, темп речи, значение предложений, выразительность интонации.

Средства передачи информации при невербальном общении: мимика, жесты, телодвижения, поза.

Комментарий: Исследования показывают, что при ежедневном общении слова составляют 7%, выразительность интонации — 38 %, невербальное общение — 53%.

Задание 2.Единичный выбор

Выберите правильный ответ.

Слова речной и речевой являются.

1) синонимами
2) однокоренными
3) изменениями одного слова
4) разными словами с разными значениями

Правильный вариант. 4) разными словами с разными значениями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *