Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

Конспект урока по ОРКСЭ » Речевой этикет» ( 5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Этикет. Речевой этикет.

Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;

познакомить с некоторыми правилами этикета;

развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

-включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

— развитие этических чувств

— воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

— умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-использование различных способов поиска информации

-готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

-освоение начальных форм личной рефлексии

— усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Самоопределение к деятельности. ( Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Почему мы так говорим», толковые словари.

Орг. момент. Здравствуйте ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Как называется наука, рассматривающая вопросы с позиций морали, добра и зла? (этики)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)

Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция)

Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)

Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель:Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

-Какие вопросы мы будем сегодня рассматривать

А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения

III. Изучение нового материала.

1) Работа в группах (5 минут).

2 группа – проводит опрос взрослых.

4 группа-ищет ответ в интернете

(Выступление групп – 5 минут)

Учитель: а теперь попробуем обобщить все ответы(учащиеся делают вывод самостоятельно).

При Петре I для молодых дворян была издана п книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? (ответы детей)

3) Учитель: В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

4) Обсуждение просмотренного отрывка.

Что в речи мальчика было необычного?

Все ли вам было понятно в его речи?

Почему вы смеялись?

Что вам показалось смешным?

Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.

Ребята, как вы думаете, мальчик знает правила общения? А давайте поможем таким ребятам. Перед вами лежат учебники. Откройте с.161-164 и поработав с учебниками, составьте правила общения. Перед вами листы бумаги и фломастеры.

Тема: Мужчина и женщина.

Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).

Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”)

Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).

При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”? (Звони’те).

Молодцы, спасибо всем за игру

Какие правила этикета запомнили?

– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли вы узнали?

Источник

Урок русского языка по теме «Речевой этикет – правила речевого поведения». 5-й класс

Класс: 5

Наглядность: плакаты «Формулы речевого этикета»; «Народная мудрость о речевом этикете»; пословицы и поговорки; выставка книг; рисунки учащихся.

Оборудование: компьютеры, телевизор.

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом этикете. Ребята, мы сегодня с вами должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания и т.д.). Знание речевого этикета поможет вам стать культурными людьми, научит вас умению общаться, и у вас, конечно же, появится много друзей.
С самого начала урока у нас будет работать Пресс-центр. Они к концу урока подготовят газету «Ежели вы вежливы…», что будет итогом и выводом нашего урока.

Свое выступление о речевом этикете я хотела начать словами Д. Лихачева: «Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…».

Да, культура невозможна без знаний формул речевого этикета. Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении. Это относится прежде всего к правильному употреблению слов – речевых формул – в различных ситуациях. Типичные ситуации речевого этикета: знакомство, извинение, комплимент, поздравление и т.д. Например, в ситуации благодарности мы употребляем следующие высказывания: Спасибо! Благодарю вас! Очень вам благодарен! Как я вам признателен! и др.

Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

Выбор этикетных формул зависит от отношения людей друг к другу, от обстановки общения. Вот, например, ситуация – приветствие. Как можно поздороваться? Конечно же, «Здравствуйте», можно заменить – «С добрым утром», «Добрый день», «Добрый вечер». Но чаще, встречая знакомого, мы говорим «Привет» и «Здорово». Реже встречается: «Рад вас приветствовать». Но самое главное – это выражение радости по поводу встречи. Нужно уметь и прощаться. Можно сказать «до свидания, «всего доброго», «до встречи». Также встречается в нашей речи «пока», «ну будь», у молодежи в ходу – «чао», «бай-бай». Все эти формы соответствуют требованиям речевого этикета. А вот когда вы просите, конечно же, должно быть слово «пожалуйста»: «Передайте, пожалуйста», «Пройдите, пожалуйста». Вы все эти слова знаете. Молодцы!

Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

III. Прослушивание сообщений учащихся

2 учащийся «Формулы речевого общения». Формулы речевого этикета – это слова, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора ( приветствие/ знакомство), основная часть, заключительная часть разговора. Например, форма приветствия:

1. Пожелание здоровья – здравствуйте.
2. Указание на время встречи – добрый день.
3. Эмоциональные пожелания – очень рад.
4. Уважительная форма – мое почтение.

В завершение разговора, используют формулы в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах ( до завтра, созвонимся).

3 учащийся «Ситуации речевого общения». Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. В зависимости от ситуации наш разговор может изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

1. Личности собеседников;
2. Место;
3.Тема;
4. Время;
5. Мотив;
6. Цель.

Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

4 учащийся. Выразительное чтение стихотворения В.Солоухина «От чего прибавляется счастье?»

Слово учителя. Да, каждый из нас испытывает счастье от этого обычного, но в то же время удивительного приветствия, когда оно произносится с доброй улыбкой. А сейчас, ребята, мы просмотрим небольшой фильм «История одного мальчика» и обсудим, для чего нам нужна вежливость

Обсуждение фильма. Вопросы:

– Сколько лиц у Коли?
– Какое из них настоящее? Помогите Коле найти свое лицо.
– Встречали ли вы таких многоликих?
– Для чего нужна вежливость – для выгоды. Чтобы что-то получить, или для чего-то еще?

(Прослушивание мнений учащихся).

Работа с компьютером. Тест «Вежливы ли вы?»

А сейчас, ребята, ответим на вопросы теста. Смогли ли вы ответить на все вопросы правильно? (Прослушивание ответов учащихся).

Слово учителя. В общении большую роль играют мимика и жесты. Особенно высоко ценится улыбка. Улыбка – это символ человечности. Послушайте писателя В. Солоухина: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть. Ноги – ходить. Рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала. Вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко». Вот как написал об улыбке писатель Сент-Экзюпери: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Ребята улыбнемся друг другу. – Сейчас, ребята, следующее задание, но самое главное, мы здесь должны помнить об улыбке. Сейчас мы обыграем различные ситуации. Работаем парами. Каждой паре я даю задание. Например, ситуация «Встреча друга». Представь, что ты встречаешь друга, которого не видел два года. Какие будешь употреблять слова? А твой друг?

Слово учителя.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.

Комплименты – это приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка. Ведь когда нас одобряют, просто крылья могут вырасти, и нет, наверное, человека, который на одобрение не откликнулся бы желанием стать еще лучше.

Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

Работа с компьютером. Тест «Хорошая ли ты собеседница?»

(Прослушивание ответов учащихся).

Слово учителя. Ребята, народ сложил очень много пословиц о речевом этикете, конечно же, вложив в них всю мудрость. Например, доброе слово человеку, что дождь в засуху.

– А какие вы знаете пословицы о волшебных словах. Чему нас учат пословицы?

(Прослушивание ответов учащихся).

Выступление учащегося «Речевой этикет башкирского народа». Речевой этикет – это мудрость нескольких поколений людей, элемент национальной культуры.

Слово учителя. Ребята, каждый для себя сделает вывод – а что дает нам знание речевого этикета? (Выступления учащихся).

Слово Пресс-центра. Подведение итогов.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Волшебные слова».

Подведение итогов. Выставление оценок.

Источник

Краткосрочный план урока русского языка в 5 классе по теме «Речевой этикет»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана: Культура: язык и общение

Речевой этикет (3 урок).

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5. СРН1. Правильно писать гласные и согласные в корне слова. Не с именами существительными, прилагательными, отрицательными местоимениями, глаголами, а также окончания разных частей речи.

5. Ч1. Понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему.

5. П4. Создавать тексты повествования и описания в художественном и разговорном стилях. ( письмо, реклама, объявление)

Все учащиеся смогут:

Правильно писать гласные и согласные в корне слова. Не с именами существительными, прилагательными, отрицательными местоимениями, глаголами, а также окончания разных частей речи.

Понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему.

Создавать тексты повествования и описания в художественном и разговорном стилях. ( письмо, реклама, объявление)

Большинство учащихся будут уметь:

Подбирать нужные слова для составления целого стихотворения.

Некоторые учащиеся смогут:

учащиеся определяет основную мысль и тему текста.

продолжить работу по формированию навыков нравственного поведения, культуры общения; по развитию культуры речи учащихся.

Привитие ценностей осуществляется через знакомство учащихся с понятием речевой этикет, освоение этикетной лексики, применяемой в различных речевых ситуациях.

Меж предметные связи

Работа с презентацией.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Рассмотрим рисунки на странице 10 «День пятиклассника». Прочитайте слова и фразы, которые он произнес в течение дня. Какие правила он не соблюдал?

Знакомство с новыми понятиями

ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Вспоминаем известные нам этикетные слова.

А для чего надо уметь общаться?

Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)

а) Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения.

Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.

Знаете ли вы, что такое речевой этикет? Давайте разберёмся вместе.

(П) Учащиеся в парах читают текст и фрмулируют пределения пнятий этикет и речевой этикет.

Прежде всего скажем об этикете. Это правила о том, как вести себя среди людей, чтобы им было хорошо, приятно и уютно.

Речевой этикет – правила общения людей друг к другу, формы приветствия и прощения, выражения просьбы, отказ и т.д. Эти правила надо знать и уметь применять их в общении с друзьями, родителями, знакомыми. Это поможет вам стать вежливыми людьми. Помните слова известного испанского писателя М. Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

Работа над стихотворением «Как его зовут?»

Прочитайте стихотворение. Какие предложенные вам слова подходят для стихотворения. Запишите их.

Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним проверочные слова.

Составьте несколько предложений с предложенными словами: здравствуйте, извините, спасибо, всего доброго.

Составьте список правил речевого этикета

Составьте акростих к слову этикет

Прочитайте, спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их.

Вы живете среди людей. Пров…ряйте свои п…ступки сознанием: не прич…няете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими п…ступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было х…рошо.

Источник

Урок русского языка в 5 классе по теме «Речевой этикет»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 5 классе по теме «Речевой этикет»

Познакомить детей с очередным разрядом местоимений;

Развивать письменную и устную речь детей;

Формировать правила вежливого обращения.

“ Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”

1. Сообщение целей урока.

Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и продолжим изучать речевой этикет:вспомним некоторые правила вежливого обращения.

2. Проверка домашнего задания.

— Какие местоимения называются личными?
— Почему они называются личными?
— Каковы особенности личных местоимений?

Давайте поговорим о местоимениях второго лица.Назовите их.

Только ли для множественного числа употребляется местоимение “вы”?

Действительно, местоимение “вы” – это вежливая форма обращения к человеку. В речевом этикете, ребята, существуют понятия: ты-общение и вы-общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться,используя местоимение “ты”, а с другими можем говорить только “вы”.

Отчего это зависит?

Ты – или вы – общение зависит от того, к кому вы обращаетесь? Или от ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку “ты”, а в другой “вы”?

(Ученики приводят примеры).

Молодцы, привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на “ты” или на “вы”.

Послушайте сообщение о том, как употреблялись личные местоимения в XIX веке.

4. Сообщение подготовленного ученика.

Доклад о правилах употребления ты и вы в царской России.

В царской России к барину нужно было обращаться на “вы”, а он к своим крестьянам,независимо от возраста, обращался на “ты”. В армии офицерам говорили “вы”, а солдатам – “ты”.

Известны даже трагические последствия грубого обращения на “ты”. Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге “Александр Пушкин и его время”:

30 октября 1830 года в “Литературной газете”появилось такое сообщение:

Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:

— Ответь мне, Франция, как звали тех героев?
Имен их здесь на памятнике нет!
“Свободной ставшей вмиг – спросить их не успела!
— Вот мой ответ!”

Это упоминание о революции подымает бурю.

Бенкендорф потребовал к себе А. Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: “Что ты опять печатаешь недозволенное?”

Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

Выражение “ты” вместо общеупотребительного“вы” не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига.

На возражения ДельвигаБенкендорф раскричался и выгнал его со словами: “Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь”.

Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету… Но вся эта история так подействовала на Дельвига,что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана”.

5. Наблюдение над материалом, записанным на доске:

Т…атр открывается!
К началу всё готово!
Б…летыпредл…гаются
За вежливое слово.

— Ка(с,сс)а, выдай мне билет!
-Ваше вежл…вое слово!
— (У) меня такого нет.
— Ах, (у) вас такого нет?
(Не) получите б…лет.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения.

— Какое из них указывает на принадлежность?
— На какой вопрос оно отвечает?
— Как называется прилагательное, отвечающее на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?
— Сможет ли вы ответить, какие местоимения называются притяжательными?

6. Чтение правила по учебнику.

— Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения).

7. Работа с таблицей. (Распечатана на каждого ученика).

— Когда мы используем местоимение ты, твой –Вы, Ваш? Обратимся к таблице.

1) По отношению к незнакомому, малознакомому адресату;

1) По отношению к хорошо знакомому адресату;

2) В официальной обстановке;

2) В неофициальной обстановке общения;

3) При подчеркнуто вежливом сдержанном отношении к адресату;

3) При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату;

4) По отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату.

4) По отношению к равному и младшему адресату

Обратимся к записанному нами четверостишью.Вежливым ли было обращение к кассиру?

8. Разыгрывание по ролям в парах ситуации общения “У кассы” (в кинотеатре, театре,на стадионе, вокзале, в аэропорту).

— Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся?
— Какие выражения просьбы ( пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить, будьте любезны) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете? (Записать на доске).

Две-три пары учеников представляют (в ролях)коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует её, обращая внимание на средства речевого воздействия.

9. Лингвистическая задача.

— Прослушай отрывки из стихотворений.
— Определи, к кому обращаются поэты? В каком значении употреблено местоимение ты Некрасовым и в каком – Исаковским?

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

Ты по стране идёшь, и нет преграды,
чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады
И отступает ледяная мгла.
Ты по стране идёшь. И все твои дороги
Перед тобой раскрыла мать-земля.
Тебе коврами стелются под ноги
Широкие колхозные поля…

Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Картинка про Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока. Фото Что такое речевой этикет 5 класс конспект урока

10. Самостоятельная работа. (Текст у каждого ученика)

Вежл…востьпредпол..гает искусство человеч..ского общения. В разных языках встр..чается множество вариантов вежл..вогообр…щения, иногда очень странных, на наш взгляд.Так, в Италии вежл..вымобр…щением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша вл..детельность.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их.
— Выделите окончания притяжательных местоимений.Что они обозначают?
— Как изменяются притяжательные местоимения?
— Просклоняйте (устно): ваша большая корзина,твой голубой шарф.

11. Будь внимательным. (Устно.Текст у каждого ученика).

Найдите ошибки в предложении. Прочитайте в исправленном виде.

Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.

Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

Я с отцом ездили на рыбалку.

Ты мне скажи откровенно. Сколько я ещё смогу тебя ждать.

Он был любимцем с детства матери.

12. Чтение образцов поздравлений. (Даны каждому ученику, в виде образца красиво оформлены на доске).

Дорогой Боря!
Поздравляем тебя с Новым годом!
Желаем здоровья, счастья, успехов в учёбе.
Твои друзья Петя и Ваня.

Уважаемая Анна Ивановна!
С Днем 8 Марта Вас поздравляет 6 класс!
Ваши ученики.

Дорогая бабушка!
Поздравляем тебя с днем рождения!
Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья!
Крепко целуем.
Твои внуки Миша и Вася.

13. Беседа о правильном оформлении поздравления.

Ребята, при оформлении поздравления очень важно обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович,уважаемая Марья Ивановна. Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка,дорогая мама. Дальше следует само поздравление:поздравляю с днем рождения, поздравляю с Новым годом. Далее обязательно пожелания: традиционно желают хорошего здоровья, успехов в работе или учебе, счастья, всего самого наилучшего.Местоимение Вы, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.

14. Подведение итогов.

— Что вы узнали о притяжательных местоимениях?
— Об особенностях употребления местоимений Ты(твой) – Вы (Ваш)?

15. Домашнее задание.

Предлагается написать поздравление официальному лицу (руководителю кружка,библиотекарю, учителю) или неофициальному лицу(маме, сестре, другу) с использованием личных и притяжательных местоимений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *