Что такое речевые такты

речевой такт

Смотреть что такое «речевой такт» в других словарях:

Речевой такт — Речевой такт. Синтагма (речевой такт) отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. Связать? … Википедия

речевой такт — Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей. – Как обрадовали ее / слова… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

фонетическая синтагма (или речевой такт) — Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей. – Как обрадовали ее / слова… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Такт — I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Такт — I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Такт — I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

такт — Единица ритмико интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово … Словарь лингвистических терминов

Фонетика — Лингвистика … Википедия

Язык (средство общения) — Язык, стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений… … Большая советская энциклопедия

Язык — I Язык (lingua, или glossa) непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных и человека. Я. рыб образован складкой слизистой оболочки; не имеет мускулатуры (за исключением двоякодышащих) и движется вместе со всем висцеральным… … Большая советская энциклопедия

Источник

УСПЕШНЫЙ публичный имидж

Авторский сайт Юлии Огарковой-Дубинской

Ю. Огаркова-Дубинская Книга «Пять простых шагов к успешному публичному имиджу»

Нажмите, чтобы скачать бесплатную книгу

Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты Эта мини-книга познакомит Вас с пятью главными слагаемыми успешного публичного имиджа и даст конкретные рекомендации по тому, что Вам надо делать, чтобы уже через месяц стать счастливым обладателем УСПЕШНОГО ПУБЛИЧНОГО ИМИДЖА!

Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты

Тактичность оратора и речевые такты

Как писал герой одного из замечательных советских кинофильмов: “Счастье – это когда тебя понимают”.

От того понимают ли Вас зависит Ваш ораторский успех и публичный имидж в целом. А от чего зависит, понимают ли Вас?

Логика речи – тема моего сегодняшнего разговора с Вами. Именно от владения речевыми законами зависит процент Вашего взаимопонимания со слушателем, а значит – и вероятность убедить его в своей точке зрения или полноценно донести важную для Вас информацию.

Правила логического чтения текста — не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, ученых-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка.

Чтобы фраза автора прозвучала для зрителя, надо ее предельно точно произнести, то есть
— определить место и длительность логических пауз,
— определить главное ударное слово,
— отметить второстепенные и третьестепенные ударения.

Иными словами, для этого надо знать правила расстановки пауз и ударений.

Когда фраза будет таким образом проанализирована и организована, слушатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.

Мария Осиповна Кнебель – соратница Станиславского, величайший театральный педагог, рассказывая о работе Станиславского с учениками в его студии, свидетельствует, что в последние годы жизни Станиславский особенно упорно добивался точнейшего соблюдения правил логики сценической речи — расстановки логических пауз, ударений, верной передачи в звучании знаков препинания и т.д. Она говорит: «Станиславский с каждым годом все настойчивее требовал изучения законов речи, требовал постоянной тренировки, специальной работы над текстом».

Соглашаясь со Станиславским, добавлю, что, на мой взгляд, использование правил и норм логики речи для меня является одной из деталей, которая позволяет определить тактичного оратора, уважающего себя и своего слушателя.

Начнем работу над образом тактичного и интеллигентного оратора – с подтемы

Речевые такты и логические паузы

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, то есть речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают логическими — соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха — «воздушные», от немецкого Luft — воздух) и, наконец, паузы психологические.

Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

‘ — люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// — более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// — еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку…Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

1. между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

например: Дочка / слушала с любопытством.

2. между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами «и», «да» перед разделительным союзом «или» и др.;

например: Томление / и зной / усиливались.

3. после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже — стоящих в середине или конце предложения).

например: Со школьных лет / я чувствовал красоту русского языка, / его силу / и плотность.

Разъединительная логическая пауза ставится между предложениями, если они не развивают непосредственно мысль друг друга.

например: С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо.

Люфтпауза (соединительная пауза) — очень короткая, ее лучше использовать для добора воздуха.

например: Судя по голосу — / певица / была пьяная.

Психологическая пауза — вводится в текст актером в процессе работы над ролью, на письме может быть обозначена многоточием. Эта пауза всецело относится к области словесного действия.

например: Я никого не люблю и… уже не полюблю.

Близко к психологической паузе стоит так называемая пауза умолчания или прерванной речи, когда недосказанные слова заменяются многоточием.

например: Жена его… впрочем они были совершенно довольны друг другом.

Более подробно и приближенно к практике мы продолжим разговор о паузах, логических тактах, ударениях и интонации уже завтра 5 апреля на бесплатном вебинаре “ЛОГИКА РЕЧИ. Как сделать так, чтобы тебя понимали с полуслова?”

Чтобы принять участие в вебинаре, пройдите по ссылке.

Источник

Что такое речевые такты

Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты

На вебинарах, прошедших в июне этого года, Наталья Беляева озвучила множество полезных советов о том, как звучать логично, красиво и уверенно. В этой статье мы собрали лишь несколько хитростей, правил и упражнений. Остальное вы можете посмотреть сами: записи вебинаров размещены в нашей группе «ВКонтакте»!

Самыми популярными, наболевшими были вопросы о постановке дыхания. Как сделать забор дыхания тише? Когда ставить паузу, чтобы вдохнуть? Как не задыхаться при озвучивании? Поможет в решении этих задач упражнение для речевого дыхания.

Фонационное дыхание – это вдох носом при открытом рте (с) А. М. Бруссер

Если тренировать такое дыхание, применять в обычной жизни и при работе у микрофона, вы почувствуете положительные изменения!

Отсюда делаем вывод: дышим не грудью, а животом. Тихое, практически бесшумное дыхание – это аккуратное дыхание ртом путём расслабления живота.

А чтобы научиться рационально распределять выдох, Наталья нам советует выполнять упражнение «Тридцать три Егорки».

Регулярное выполнение этого упражнения поможет увеличить собственные ресурсы при работе с текстом.

Тема правильного дыханияв о время озвучивания текста очень обширна, и вопросов по ней было очень много.

А вы знали, что дыхание может быть неуместным? Давайте разберёмся.

В момент, когда мы добираем воздух, всегда появляется пауза. И не всегда там, где она должна быть логически, по тексту. Она просто образуется там, где закончилось дыхание. Чтобы не нарушать логику текста такими паузами, полезным советом может стать разбивка текста на речевые такты: для этого нужно разметить палочками паузы в тексте и в них производить дыхание. Нелишним будет ещё и подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение.

При логическом разборе текста обычно используют следующую схему:

Здесь же мы отметим очень важное правило, которое стало для многих неожиданностью и удивило своей простотой и логичностью:

Есть ещё одна хитрость, помогающая звучать логично и плавно: все точки внутри абзаца при произнесении становятся запятыми. Интонация точки – это интонация завершения мысли. А мысль внутри абзаца не прерывается. Что касается самих запятых, то они при работе с текстом зачёркиваются.
Интонационная конструкция знаков препинания не подходит для озвучивания художественного текста. В аудиокнигах интонация происходит из речевого действия.

«Ключ к интонации – речевое действие. Понимающий ситуацию понимает интонацию».

Это правило повторялось Натальей на вебинарах неоднократно. Для логичного и гармоничного озвучивания текста нам нужно задать вопрос «что делает?». Из ответа на него и рождается интонация.

Хорошей практикой поиска правильных интонаций, жанровых особенностей, а также тренировки дыхания может стать чтение вслух вслед за любимым диктором. Нравится, как читает Сергей Чонишвили, но не понимаете, в чём его секрет? Или вы без ума от прочтения Игоря Князева и хотите научиться звучать также сильно и органично? В этом случае рекомендуем открыть сайт «ЛитРес», найти своего любимчика или просто пятёрку лучших аудиокниг в каком-то конкретном жанре. Внимательно прослушайте, повторяйте за диктором текст. Обращайте внимание на интонации, паузы. Выпишите себе то, что понравилось, и попробуйте это применить на практике. Подобная тренировка позволит улучшить внимание, слух и выделить какие-то фишки, подходящие для конкретного жанра книг.

Источник

РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу

на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые

группы внутри предложения называются р е ч е в ы м и т а к т а м и.

Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, т. е. речевой такт

может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа

обстоятельственных слов и т. д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть

выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука

голоса. Такое интонационное выделение слова называется л о г и ч е с к и м

законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть

подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками

различной длительности. Эти остановки называются л о г и ч е с к и м и

п а у з а м и. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от

другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при

переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное

разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие

речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или

иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических

пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности;

они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них,

встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха— «воздушные», от

немецкого Luft —воздух) и, наконец, паузы психологические.

Условимся в нашем пособии обозначать следующими знаками различные

по длительности логические паузы:

‘ — короткая пауза (или люфтпауза), служащая для добора дыхания или

Выделения важного слова, стоящего после нее;

I — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой

По смыслу предложениями (соединительная);

II—более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или

Между предложениями;

III — еще более длительная соединительно-разъединительная (или

Разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными

Кусками).

В практической работе может встретиться пример, когда

необходимо обозначить еще более длительную разъединительную паузу.

Попробуем разделить следующее предложение на речевые такты:

«Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия». (А.

В этом предложении отсутствуют знаки препинания, однако паузы в нем

есть. Попробуем расставить логические паузы так: «Марья Гавриловна (кто?)

I закрыла книгу (что сделала?) I и потупила глаза (что еще сделала?) I в знак

Внутри предложения образовались группы слов, потому что, прежде

всего, предложение делится на группу подлежащего и группу сказуемого;

обстоятельственные слова тоже составляют отдельные группы; перед

соединительными союзами «и», «или», «да» обычно бывает логическая пауза.

В этом предложении группу подлежащего составляют слова «Марья

Гавриловна», группу сказуемого — «закрыла книгу»; есть группа второго

сказуемого — «и потупила глаза» (перед союзом «и»—пауза);

обстоятельственные слова «в знак согласия» составляют тоже отдельную

Разберем еще одно предложение:

«Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву». (JI. Толстой. «Война

«Осенью (когда?—обстоятельство времени) I семейство Ростовых

(кто?—группа подлежащего) I вернулось в Москву (что сделало?—группа

сказуемого, в нее вошло обстоятельство места «в Москву»)».

Прочитайте несколько раз вслух два разобранных предложения, повышая

голос перед каждой логической паузой и понижая его в конце предложения на

П а у з ».

Предлагая ученикам брать карандаш и, читая, расставлять логические

паузы, Станиславский имел в виду выработку особого качества — умения,

глядя в размеченный текст и читая его даже про себя, слышать, как он звучит.

Поэтому мы начинаем изучение правил логики сценической речи с

определения границ речевых тактов и с расстановки логических пауз.

Они организуют речь — как бы выстраивают предложение, сообщают ему

ясность и четкость, помогают глубже вникнуть в его смысл.

Логические паузы делят фразу на определенные группы слов — речевые такты, о чем мы уже говорили, и они же одновременно связывают речевые такты, объединяют

их в целое предложение. Хотя пауза есть некоторый перерыв в звучании, с ней

не должна обрываться главная мысль предложения. Если мысль оборвется

вместе с паузой, то в тексте образуется «дырка» и речь потеряет смысл. Кроме

того, так как русскому языку присуща плавность, слитность звучания,

логическая пауза — это не всегда остановка в полном смысле этого слова,

иногда это только понижение или повышение голоса на определенных словах

(например, мелодический перелом между составами предложения,

замедление речи и пр.).

У п р а ж н е н и я

Длительности.

1. «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения,

хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта. Черта помещица

испугалась необыкновенно». (Н. Гоголь. «Мертвые души».)

2. «Княжна Мери видела все это лучше меня». (М. Лермонтов. «Герой

3. «Проходивший франтик с рыжими кудряшками и голубою лентой на

низкой шляпе обернулся и с язвительною усмешкой посмотрел на Бамбаева».

не будьте очень откровенны и не болтайте пустяков. Вы отдали пятнадцать

рублей Михаилу Борисычу?» (А. Н. Островский. «Волки и овцы».)

5. «У берега бабы и солдаты стирали белье, шлепая вальками». (Г.

Успенский. «Нравы Растеряевой улицы».)

6. «Ученый смотрит на часы и берется за книгу». (А. Чехов. «Иван

7. «Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно». (А. Чехов.

8. «Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель

гимназии Буркин». (А. Чехов. «Человек в футляре».)

9. «Токарь опускает вожжи и задумывается». (А. Чехов. «Горе».)

10. «В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы». (А. Чехов.

11. «Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней». (М. Горький.

12. «Ледяной стужей ознаменовал свое вступление в историю тысяча

девятьсот двадцать четвертый год». (Н. Островский. «Как закалялась сталь».)

13. «Задолго до света Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб

и насушила две сумы сухарей».

«У молодых французских лейтенантов сквозь внешний лоск приличия и

притворной французской любезности начали пробиваться в разговорах с

казачьими генералами холодные нотки снисходительности и высокомерия».

(М. Шолохов. «Тихий Дон».)

14. «Весь вечер режиссер рассказывал мне удивительные истории,

связанные с находкой картин. У стены бесшумно шли старинные часы с

годовым заводом, работы забытого мастера из Бердичева». (К. Паустовский.

15. «Мама вздохнула и спустилась в подполье за огурцами. В клетчатом

платке, хоронясь от грязи, как кошка, прошла домой Лелька-ветеринарша».

16. «Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо и пока не

остановится сердце, переполненное свыше меры ощущением жизни.

На рассвете туманного мартовского дня я приехал, наконец, в радостную,

взволнованную и грозную Москву». (К. Паустовский. «Повесть о жизни».)

17. «Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: отвори! прервал

«Постой, я сам отворю»,— сказал кузнец и вышел в сени в намерении

отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт

перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая

сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки». (Н. Гоголь. «Ночь перед

18. Конец главы XXX:

«Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить,

как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает,

все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и

узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем

полком». (Л. Толстой. «Война и мир».)

«Через месяц я уехал из деревни, и понемногу все эти ужасы, эти

таинственные встречи вышли у меня из головы.

Прошло три года. Большую часть времени я провел в Петербурге да за

границей, и если когда и заезжал к себе в деревню, то не более как на

несколько дней, так что мне ни разу не пришлось побывать ни в Глинном, ни в

Михайловском». (И. Тургенев. «Три встречи».)

20. Конец III главы:

«. И с бессмысленно-жуткой радостью голосили кругом соловьи, и с

колдовской настойчивостью куковала вдали кукушка, тщетно весь век свой

взыскующая какого-то заветного гнезда.

Летом я был на Тихвинской ярмарке и еще раз случайно встретился с

Балавиным. Он шел с каким-то барышником». (И. Бунин. «Жизнь

РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу

на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые

группы внутри предложения называются р е ч е в ы м и т а к т а м и.

Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, т. е. речевой такт

может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа

обстоятельственных слов и т. д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть

выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука

голоса. Такое интонационное выделение слова называется л о г и ч е с к и м

законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть

подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками

различной длительности. Эти остановки называются л о г и ч е с к и м и

п а у з а м и. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от

другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при

переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное

Источник

Речевые такты и логические паузы. Запорожец

Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты

Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты

Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делит­ся по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами[1]. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, т. е. речевой такт может составлять груп­па подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т. д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу долж­но быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Отдельный ре­чевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному уда­рению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называют­ся логическими паузами. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как од­но слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и на­полненности; они бывают соединительными и разъединительны­ми. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воз­духа — «воздушные», от немецкого Luft — воздух) и, наконец, паузы психологические.

Условимся в нашем пособии обозначать следующими знака­ми различные по длительности логические паузы:

‘ — короткая пауза (или люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

I — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

II— более длительная соединительная пауза между речевы­ми тактами или между предложениями;

III—еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловы­ми и сюжетными кусками).

В практической работе со студентами может встретиться при­мер, когда необходимо обозначить еще более длительную разъ­единительную паузу.

Попробуем разделить следующее предложение ; на речевые такты:

«Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия». (А. Пушкин. «Метель».)

В этом предложении отсутствуют знаки препинания, однако паузы в нем есть. Попробуем расставить логические паузы так: «Марья Гавриловна (кто?) I закрыла книгу (что сделала?) I и потупила глаза (что еще сделала?) I в знак согласия (почему?)».

Внутри предложения образовались группы слов, потому что, прежде всего, предложение делится на группу подлежащего и группу сказуемого; обстоятельственные слова тоже составляют отдельные группы; перед соединительными союзами «и», «или», «да» обычно бывает логическая пауза.

В этом предложении группу подлежащего составляют слова «Марья Гавриловна», группу сказуемого — «закрыла книгу»; есть группа второго сказуемого — «и потупила глаза» (перед со­юзом «и»—пауза); обстоятельственные слова «в знак согласия» составляют тоже отдельную группу.

Разберем еще одно предложение:

«Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву». (Л. Тол стой. «Война и мир».)

«Осенью (когда?—обстоятельство времени) I семейство Рос товых (кто?—группа подлежащего) I вернулось в Москву (что сделало?— группа сказуемого, в нее вошло обстоятельство ме­ста «в Москву»)».

Прочитайте несколько раз вслух два разобранных предложе­ния, повышая голос перед каждой логической паузой и понижая его в конце предложения на завершающей точке.

Неправильная расстановка логических пауз ведет к бессмыс­лице. Например, если расставить логические паузы в следующем предложении таким образом: «Облако бензиновой гари I от ав­тобуса скрыло I их от Ольги Вячеславовны», в речевые такты объединятся не связанные по смыслу и грамматически слова.

Паузы в этом предложении должны быть расставлены сле­дующим образом: «Облако бензиновой гари от автобуса (группа подлежащего) I скрыло их от Ольги Вячеславовны (группа ска-зуемого)». (А. Толстой. «Гадюка».)

Что такое речевые такты. Смотреть фото Что такое речевые такты. Смотреть картинку Что такое речевые такты. Картинка про Что такое речевые такты. Фото Что такое речевые такты

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку. Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по со­держанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, чго вы говорите на сцене. Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, ина­че говоря, с расстановки пауз»[2].

Предлагая ученикам брать карандаш и, читая, расставлять логические паузы, Станиславский имел в виду выработку особо­го качества — умения, глядя в размеченный текст и читая его да­же про себя, слышать, как он звучит.

Поэтому мы начинаем изучение правил логики сценической речи с определения границ речевых тактов и с расстановки логи­ческих пауз.

Они организуют речь — как бы выстраивают предложение, сообщают ему ясность и четкость, помогают глубже вникнуть в его смысл. Логические паузы делят фразу на определенные группы слов — речевые такты, о чем мы уже говорили, и они же одновременно связывают речевые такты, объединяют их в целое предложение. Хотя пауза есть некоторый перерыв в звучании, с ней не должна обрываться главная мысль предложения. Если мысль оборвется вместе с паузой, то в тексте образуется «дыр­ка» и речь потеряет смысл. Кроме того, так как русскому языку присуща плавность, слитность звучания, логическая пауза — это не всегда остановка в полном смысле этого слова, иногда это только понижение или повышение голоса на определенных сло­вах ИНТОНАЦИОННАЯ ПАУЗА(например, мелодический перелом между составами предло­жения, замедление речи и пр.).

Логические паузы, как уже говорилось, могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмечены на письме.

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препи­нания, бывают в предложении:

1) Между группой подлежащего и группой сказуемого (если
только подлежащее не выражено местоимением):

«Дочка I слушала с любопытством». (М. Лермонтов. «Герой нашего времени».)

2) Между двумя подлежащими или между двумя сказуемы­
ми перед соединительными союзами «и», «да», перед раздели­
тельным союзом «или» и др.:

«Иван Матвеич I садится I и широко улыбается». (А. Чехов. «Иван Матвеич».)

«Томление I и зной I усиливались». (А. Толстой. «Детство Никиты».)

«Кисел ьн и ко в. Насилу выпросишь рублей пятнадцать I или двадцать, I да еще после попрекает I да ломается». (А. Н.Ост­ровский. «Пучина», сц. 2.)

3) После обстоятельственных слов, стоящих в начале пред­
ложения (реже — стоящих в середине или в конце предложения):

«Со школьных лет I я чувствовал красоту русского языка, I его силу I и плотность». (К. Паустовский. «Повесть о жизни».)

4) Перед обстоятельствами:

«Хаджи Мурат I прожил неделю в укреплении I в доме Ивана Матвеевича». (Л. Толстой. «Хаджи Мурат».)

Логические паузы между предложениями выполняют те же задачи, что и внутри предложения: они отделяют друг от друга И в то же время связывают друг с другом группы предложений. Как правило, паузы между предложениями бывают более дли­тельными.

Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает непосредственно мысль предыдущего, между таки­ми предложениями возникает более или менее длительная оста­новка,— будем называть ее разъединительной (раздели­тельной) логической паузой. Такая пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в литературном произведении. Перед разъединительными паузами характерно понижение голоса. В сущности, и разъединительная пауза является часто соединительно-разъединительной, так как и после такой паузы повествование продолжается.

«С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. III Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распе­чатал письмо». (А. Пушкин. «Арап Петра Великого».)

Разъединительные паузы, в зависимости от смысла отрывка, бывают разной длительности. Например, логическая разъедини­тельная пауза между главами:

«Как-то, проезжая мимо дома Туркиных, он вспомнил, что надо бы заехать хоть на минутку, но подумал и. не заехал. И больше уж он никогда не бывал у Туркиных. III

Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». (А. Чехов. «Ионыч».)

В произведении между IV и V главами проходит несколько лет. Такая разъединительная пауза — это, по существу, подразу­меваемые, но не рассказанные автором события, она должна быть заполнена фантазией исполнителя.

Когда внутри предложения или сюжетного куска происходит развитие одной и той же мысли, то между речевыми тактами, группами речевых тактов, группой предложений возникают соединительные логические паузы. Перед каждой из соедини­тельных пауз характерно некоторое повышение голоса на слове, несущем ударение. Например:

«В о ж е в а т о в. Лошадь из деревни выписал, I клячу какую-то разношерстную; II кучер маленький, I а кафтан на нем с большо­го. II И возит на этом верблюде-то I Ларису Дмитриевну; II и сидит так гордо, I будто на тысячных рысаках едет». (А. Остров­ский. «Бесприданница».)

В этом отрывке Вожеватов осуждает и высмеивает Каранды-шева. Он говорит то о его кляче, то о кучере, то о самом Каран-дышеве. По смыслу это один сюжетный кусок, поэтому внутри не­го должны быть сделаны соединительные логические паузы. Пау­зы эти будут разной длительности: в первом предложении после запятых — более короткие, после точки с запятой — более дли­тельные. Между первым и вторым предложениями также более длительная соединительная пауза, так как во втором предложе­нии Вожеватов переходит от описания лошади и кучера к опи­санию самого Карандышева. Внутри второго предложения более длительная пауза стоит вновь после точки с запятой, так как по­сле осуждения неподобающего для Ларисы выезда Вожеватов высмеивает поведение Карандышева— «виновника» всех ранее описанных событий. Нетрудно заметить, что точность, с какой автор расставил знаки препинания, помогает нам прочитать текст правильно и сделать паузы нужной длительности.

Существует, как мы уже знаем, еще один вид соединительной паузы — люфтпауза. Она очень короткая, ее лучше исполь­зовать как дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить. Такая пауза может помочь уточне­нию. Она полностью зависит от намерений и задач исполнителя. Например:

«Судя по голосу —I певица I была ‘ пьяная». (М.Горький. «Страсти мордаста».)

Кроме логических пауз, существуют психологические паузы. Психологическая пауза не подчиняется законам логиче­ского чтения текста. Она всецело относится к области словесного действия. «Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там ее смело вводит психологи­ческая пауза»,— говорил Станиславский. Психологические пау­зы чаще всего вводятся в текст актером в процессе работы над ролью. На письме такая пауза может быть обозначена много­
точием.

«Астров. Я никого, не люблю и. уже не полюблю». (А. Че­хии. «Дядя Ваня».)

Близко к психологической паузе стоит так называемая пауза умолчания или прерванной речи, когда недосказанные слова заменяются многоточием.

«Жена его. впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь. «Мертвые души».)

Вместо паузы, обозначенной многоточием, Гоголь мог, оче-иидно, написать: «была необыкновенно глупа», но он оставляет 1ТИ слова закрытыми многоточием, что дает ему дополнительную позможность злее высмеять жену Манилова.

Мы уже говорили, что пауза, поставленная не на свое место, разрушает смысл предложения. В то же время пауза, умышлен­но поставленная неправильно, может дать определенный эффект н даже раскрыть человеческую сущность образа.

Нечто подобное было сделано актером МХТ М. Чеховым в роли Хлестакова.

А. Д. Дикий рассказывает об этом так: «Но самой потряса­ющей находкой Чехова была речь его Хлестакова. Алогичная, рваная, с неоправданными интонациями, с паузами в невозмож­ных местах, она неопровержимо свидетельствовала о скудоумии этого Хлестакова.

Гоголевское замечание о «легкости в мыслях необыкновен­ной» получало свою отчетливую реализацию. Создавалось впе­чатление, что у Чехова — Хлестакова слово на долю секунды об­гоняло мысль. Она не поспевала за словом, выскакивающим не­произвольно, отставала от него, как плохой дирижер от слажен­ного оркестра.

«Вы мне давеча дали. четыреста рублей. Так теперь дайте. Глце. Четыреста. Чтоб уж было ровно. восемьсот». Хлестаков говорил, и-никак нельзя было предугадать, какое следующее слово и по каким причинам родится в его захудалом мозгу» [3].

Разумеется, подобные перестановки логических пауз актер может позволить себе лишь в результате огромной предваритель­ной работы над образом и лишь в том случае, когда это помогает раскрыть сущность образа через неправильности его речи.

Во всех остальных случаях это будет лишь формальным при­емом, трюком, искажающим намерения автора.

Однако ни умышленные нарушения логики анализируемых текстов, ни вопросы, связанные с психологическими паузами, не будут рассматриваться в данном учебном пособии — это не вхо­дит в его задачу.

Ниже помещены упражнения, которые следует выполнить самостоятельно, чтобы практически усвоить те правила, о кото­рых было сказано в этой главе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *