Что такое речитативы в былине

Что такое речитативы в былине

Что такое речитативы в былине. Смотреть фото Что такое речитативы в былине. Смотреть картинку Что такое речитативы в былине. Картинка про Что такое речитативы в былине. Фото Что такое речитативы в былине

Тема возникла в другом обсуждении. Переношу её начало сюда:

Александр Александрович Маточкин:
По поводу неотрывности от музыки вопрос. Форма былин без напева (как и других песенных жанров) скорее всего существовала.

Что такое речитативы в былине. Смотреть фото Что такое речитативы в былине. Смотреть картинку Что такое речитативы в былине. Картинка про Что такое речитативы в былине. Фото Что такое речитативы в былине

Что такое речитативы в былине. Смотреть фото Что такое речитативы в былине. Смотреть картинку Что такое речитативы в былине. Картинка про Что такое речитативы в былине. Фото Что такое речитативы в былине

По поводу распада и вымирания. Былины без напева, как помнится, записывал один из первых собирателей Рыбников. Дело было во второй половине 19 века, когда до вымирания было ещё далеко.

По поводу речитативной формы. Как я понимаю, речитатив это форма напева, нестабильного по своей длительности, который может модифицироваться (растягиваться, укорачиваться) в зависимости от словесного материала. Речитатив, при таком понимании, может быть вовсе и непримитивным, а напротив замысловатым. В любом случае речитативную форму надо отличать от говорной, безнапевной.

По поводу примитивной мелодики, то она, насколько я знаю, есть и у обыденной речи. Диалекты (например, архангельские) весьма напевны. А фольклорные произведения, даже безнапевные (напр., заговоры), отличаются своей характерной интонацией. Там тоже можно говорить как раз о примитивной мелодике.

Без напева былина не перестаёт быть былиной, как кажется. Если мы произнесём текст известной нам былины без напева, всё равно она будет разительно отличаться и от сказки и от других прозаических жанров. Прежде всего своей стихотворностью.

По поводу слова «сказывает». Как раз это слово говорит за существование «говорной» (непесенной) формы. Потому что корень один с «рассказывает», а не с «поёт». Правда, у меня нет под рукой информации о том, насколько это слово было употребительно самими сказителями.

Источник

Конспект урока «Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Литература (7 класс)

1) формирование представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович»;

2) развитие навыка анализа текста художественного произведения;

Методические приемы: мини-лекция, беседа, анализ текста художественного произведения.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста).

Материалы к уроку: текст былины «Вольга и Микула Селянинович», аудиозапись произведения.

I . Организационный момент

1. Какие былинные герои вам известны? Какие былины вы читали?

2. А что же из себя представляет былина? На этот вопрос с вами ответим на уроке.

II . Тема и цель урока

Определение темы урока.

III . Изучение нового материала

1. Особенности былины как жанра русского фольклора, их тематика и проблематика

— Как вы думаете, о чем были эти произведения?

— Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Композиция (построение) былины :

зачин (начальная, вводная часть произведения);

(вступительное слово, которое раскрывало время и место действия. Здесь следует обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: сказания всегда указывают реальный город, говорят о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, что придавало повествованию убедительность и правдивость).

основная часть ( основная часть и кульминация, которые раскрываются буквально на одном дыхании, без пауз, промедлений или отступлений. Таким образом, сказители рисовали одну картину события, не давая слушателю отвлечься ни на одну минуту).

заключение ( развязка наступала, как правило, довольно быстро: в ней говорится о тех почестях, которые принимал герой в награду за свой подвиг).

Основная тема киевского цикла – защита русских земель от кочевников. Характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Основная тема новгородского цикла – быт купечества. Герои новгородского цикла – князь Вольга, оратай Микула, Садко, Василий Буслаев и др.

Художественные особенности былин:

1) гипербола (художественное преувеличение);

2) прием троичности (троекратное повторение);

3) повторы (повторение какого-то слова, образа);

4) постоянные эпитеты;

5) использование речитативов (звуковых повторов).

2. Прослушивание былины «Вольга и Микула Селянинович»

— К какому циклу эпических песен можно отнести былину о Вольге и Микуле? Почему?

3. Беседа по содержанию былины

1. Кто является главным героем былины? Почему?

2. Как отчество (прозвище) Микулы указывает на то, что он крестьянин и сельский житель?

3. Как образ Вольги помогает еще глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?

4. В чем видит смысл жизни Микула Селянинович? За что его уважают «мужички» и ценит Вольга?

4. Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

1. Кто главный герой былины? Поясните свою точку зрения.

2. Опишите внешность Микулы. Когда впервые читатель знакомится с оратаем?

3. Как в былине передается уважительное отношение автора к труду землепашца?

4. Охарактеризуйте взаимоотношения князя Вольги и простого оратая Микулы.

5. Как образ Вольги помогает глубже понять и оценить физическую мощь Микулы?

— результаты работы групп

1. Что такое былина? Когда она появилась?( Кто такие богатыри?).

2. О чем писались былины в Древней Руси?

3. Назовите основные циклы былин.

4. В чем особенность композиции былин?

5. Перечислите художественные особенности былин, (Гипербола, постоянные эпитеты, прием троичности, повторы)

V . Домашнее задание: прочитать былину «Садко»; подготовить выступление «Художественные особенности былины «Садко».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Былины

Былины

Сюжетный состав русского былевого эпоса. Былины мифологического содержания. Киевские былины новеллистического содержания. Новгородские былины (темы, сюжеты, образы). Поэтика былин.

Былины – это эпические песни, в которых воспеты герои­ческие события или отдельные эпизоды древней русской исто­рии. В своем первоначальном виде былины оформились и раз­вились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян.

Былины художественно обобщили историческую действительность XI-XVI вв., однако выросли они из архаичной эпической традиции, унаследовав от нее многие черты.

Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов (всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована). Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин – прославление единства и независи­мости Русской земли; в новеллистических былинах прославля­лись супружеская верность, истинная дружба, осуждались лич­ные пороки (хвастовство, заносчивость). Былины осуждали со­циальную несправедливость, произвол княжеской власти. Цель былин состояла в том, чтобы возвеличить национальные, соци­альные и нравственно-этические идеалы народа.

В народе былины называли «старинами», «старйнками», «старинушками» – то есть песнями о действительных событиях далекого прошлого. Термин «былина» – чисто научный, он был предложен в первой половине XIX в. И. П. Сахаровым. Слово «былина» было им взято из «Слова о полку Игореве» («Начата же ся тьй птсни по былинамь сего времени. ») и искусственно применено для обозначения фольклорного жанра, чтобы под­черкнуть его историзм.

В. П. Аникин выделяет четыре периода, каждый из которых дал эпосу своих героев.

Первый – мифологический: он завершается к IX в. («время возникновения и первоначального развития эпических песен»).

Второй – киевский: IX – середина XII в. («Эпические песни предшествующего времени в этот новый период истории сосредоточили свое действие вокруг Киева и стольного киевского князя»).

Третий – владимиро-суздальский: с середины XII до второй половины XIV в. («В это время произошло оформление цикла былин с Ильей Муромцем во главе», а также «сложилась специфическая группа новгородских былин»). Это был период государственного и этнического развития Северо-Восточной Руси.

Четвертый – период творческой обработки прежде созданных былин применительно к историческим условиям Московской Руси: со второй половины XIV в. по начало XVII в

Эпос мифологического периода оставил след во многих былинах. Некоторые из них особенно отчетливо сохранили черты мифологического мировосприятия.

Иным качеством наделен волшебный Волх Всеславьевич. Это оборотень, чудесное, сверхъестественное существо, рожденное матерью от лютого змея. Былина изображает Волха охотником и воином. Набрав дружину из семи тысяч, Волх повел ее на индей­ского царя – за то, что тот похвалялся разорить Киев. В походе, обернувшись серым волком, Волх побивал диких зверей; обернувшись ясным соколом, побивал диких птиц. Этим он сытно кормил свою дружину, а также богато одевал ее: в шубы соболиные, переменные шубы-то барсовые. Далее – новая череда пере­воплощений. Волх – гнедой тур – золотые рога; ясный сокол; горносталъ. Это помогло ему достичь вражеского царства, пере­лететь через городскую стену и, подслушав разговор царя с царицею, побежать по вражеским подвалам и погребам, изгрызть тугие луки, каленые стрелы, испортить ружья огненные. Волх вернулся к своей дружине и привел ее к крепкой стене белокамен­ной. Но как проникнуть в город, ведь ворота – железные, караулы при них деннынощны? Оказывается, есть подворотня дорог рыбей зуб, мудрены вырезы повырезано, а и только в вырезу мурашу пройти. Догадливый Волх обернул себя и дружину мурашка­ми, а когда они прошли сквозь ворота – снова сделал добрыми молодцами. Вражеское царство было разбито.

Герои ряда былин являются змееборцами. В былине «Михайло Потык» эта тема оригинально разработана. Михайло женился на чудесной девеле-беди. По уговору после ее смерти он должен за ней живой в гроб идти. Жена умирает, и Михайло опус­кается в ее могилу – с конем и сбруею ратною. В полночь в могиле появился огненный змей. Потык вынул саблю вострую и отсек змею голову: И тою головою змеиною учил тело Авдотьино мазати. Втапоры она, еретница, из мертвых пробужалася. В другом варианте поверженная Потыком змея подземельная принесла ему живую воду, которой он оживил жену.

Две былины – «Сухмантий» и «Дунай Иванович – сват» – имеют трагическую развязку: герои гибнут и превращаются в реки.

Рассмотренные былины сохранили мифологический взгляд на действительность, который не смогли заглушить более поздние исторические наслоения.

Эпический Киев – символ единства и государственной са­мостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин.

Воинскую мощь Древней Руси олицетворяли богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники Руси – выходцы из трех со­словий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Несмотря на то, что разные богатыри появились в русском эпосе в разное время, в сюжетах былин они нередко действуют вместе. И всегда главный среди них – Илья Муромец: самый старший, самый сильный, самый мудрый и справедливый. Это поэтически подчеркивается в былинах.

Известны образы и других, менее выдаю­щихся богатырей. Среди них Михаила Данильевич, победивший татар, которые подступили к Киеву; Василий-пьяница, освободивший Киев от Батыги; богатырь Суровец из города Суздаля, который разбил войско Курбана-царя; Михайло Казарин – вы­ходец из Галицко-Волынской земли.

Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они выразили иное: купеческий идеал богатства и роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу. В этих былинах возвеличен Новгород, их герои – купцы.

Чисто новгородским богатырем является Василий Буслаев. ПоВ. И. Далю, «буслай» – «разгульный мот, гуляка, разбитной малый». Таким и предстает герой. Ему посвящены две былины: «Про Василья Буслаева» (или «Василий Буслаев и новгородцы») и «Поездка Василия Буслаева».

Первая былина отразила внутреннюю жизнь независимого Новгорода в XIII-XIV вв. Предполагается, что в ней воспроизведена борьба новгородских политических партий.

Рожденный от пожилых и благочестивых родителей, рано оставшийся без отца, Василий легко овладел грамотой и прославился в церковном пении. Однако у него проявилось еще одно качество: необузданное буйство натуры. Вместе с пьяницами он начал допьяна напиваться и уродовать людей. Богатые посадские мужики пожаловались его матери – матерой вдове Амелфе Тимофеевне. Мать стала Василия журить-бранить, но ему это не понравилось. Буслаев набрал себе дружину из таких же молодцов, как и он. Далее изображается побоище, которое в праздник устроила в Новгороде перепившаяся дружина Буслаева. В этой обстановке Василий предложил ударить о велик заклад: если Новгород побьет его с дружиною, то он всякий год будет пла­тить дани-выходы по три тысячи; если же он побьет – то мужи­ки новгородские будут ему платить такую же дань. Договор был подписан, после чего Василий с дружиной прибили. многих до смерте. Богатые мужики новгородские кинулись с дорогими подарками к Амелфе Тимофеевне и стали ее просить унять Василия. С помощью девушки-чернавушки Васька был доставлен на широкий двор, посажен в погреби глубокие и крепко заперт. Между тем дружина продолжала начатый бой, но не могла устоять против целого города и стала слабеть. Тогда девушка-чернавушка взялась помогать дружине Василия – коромыслом прибила уж много до смерти. Затем она освободила Буслаева. Тот схватил ось тележную и побежал по широким новгородским улицам. По пути он натолкнулся на старца-пилигримища.

Былина «Поездка Василия Буслаева» повествует о путешествии героя в Ерусалимград с целью замолить грехи. Однако и здесь проявилась его неукротимость («А не верую я, Васюнька, ни в сон, ни в чох, а и верую в свой червленой вяз»). На горе Сорочинской Василий кощунственно пнул прочь с дороги человеческий череп. В Иерусалиме, несмотря на предостережение бабы залесной, купался во Ердане реке со всей своей дружиной. На обратном пути снова пнул человеческий череп, а также пренебрег надписью на некоем мистическом камне, которая говорила о том, что нельзя возле камня веселиться и прыгать. Василий прыгнул вдоль по каменю – и погиб. Таким образом, он не смог выполнить благочестивых наме­рений, остался верен себе, умер грешником.

Иной тип героя представляет Садко. В. Г. Белинский писал о нем: «Это уже не богатырь, даже не силач и не удалец в смысле забияки и человека, который никому и ничему не дает спуску; это и не боярин, не дворянин: нет, это сила, удаль и богатырство денежное, это аристократия богатства, приобретенного торговлею, – это купец, это апофеоза купеческого сословия. Садко выражает собою бесконечную удаль; но эта сила и удаль основаны на бесконечных денежных средствах, приобретение которых возможно только в торговой общине».

О Садко известны три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с Новгородом и пребывание на дне у морского царя.

Поэтика былин. В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнут торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова; нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения. К «общим местам» относятся описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны:

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Источник

Поэтика былинного эпоса. Понятие эпической формулы

Новгородские

Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они выразили иное: купеческий идеал богатства и роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу.

Чисто новгородским богатырем являет Василий Буслаев. Ему посвящены две былины: «Про Василия Буслаева» и «Поездка Василия Буслаева».

Иной тип новгородского героя – Садко. О нем известно три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с Новгородом и пребывание на дне у морского царя.

В. Миллер отнес к новгородским – по ряду бытовых и географических признаков – былину «Вольга и Микула». Областная ориентация этого произведения сказалась в том, что новгородец Микула изображен более сильным, чем племянник киевского князя Вольга со своей дружиной.

Былины имеют свой особый художественный мир. Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Композиционную основу многих сюжетов составляет антитеза: герой резко противопоставляется своему противнику. Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений, как и в сказках, является утроение.

Былинные сюжеты имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку.

В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении героя, об обретении им силы.

Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру. Былины киевского цикла иногда начинались сразу с завязки – с княжеского пира.

Подобно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы и исходы.

Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения, так называемые общие места, т.е существует характерное описание пира, похвальбы на пиру и т.д.

Поэтические приемы эпоса являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение Б. текста. Выдержанный эпический стиль Б. отличается 10медлительностью и спокойствием. Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием своего стиля.

(Знаменитый запев — «Высота ли высота поднебесная, Глубина-глубина океан море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские»; или зачины с призывом слушать былину: «Послушайте, вы, люди добрые, Я ли вам да старину скажу, Старину скажу да стародавнюю»; или «Кто бы нам сказал про старое, про старое, про бывалое, про того Илью Муромца» и др. )

Следующие за запевами или прямо начинающие собой былины зачины могут быть разделены на несколько типов.

Большое количество зачинов может быть отнесено к числу географических, т. е. обозначающих место действия или отвечающих на вопросы, куда и откуда приехал былинный герой. Иногда это место действия обозначено в общих чертах — «из-за моря», «поле чистое», «горы», «крест леванидов», большею же частью дается конкретное географическое обозначение (напр: «Из Волынеца города, Из Галича, Из той Волынь-земли богатыя». Сюда же нужно отнести и зачины о непроезжей дороге, о заставе 11богатырской и др. )

Значительно реже зачины хронологические, обозначающие время действия (ср. «Как доселева Рязань слободой слыла, А как нонече Рязань славен город стал» и пр.).

Запевы и зачины, впрочем, необязательны.

Заключения, концовки реже зачинов, но и они характерны: «Синему морю на тишину, Всем добрым же людям на послушанье», «А по тыих мест старинка и покончилась», «То старина, то и де́янье». Или величание хозяина, или пение славы: «Только тому Соловнику славы поют, а Ильина-то слава не минуется».

В полном согласии с традиционностью зачинов, типических формул и концовок — также и другие стилистические и композиционные приемы былин. Сюда относится наличие всевозможного рода повторений. Былинная поэтика не стесняется буквальным или почти буквальным повторением часто значительных по своему размеру целых эпизодов. Например приказание князя послу с буквальной точностью повторяется при изложении послом этого приказания иноземному царю. Особенно излюблены троекратные повторения эпизодов, правда, с некоторой тенденцией «наращения». Этот же принцип повторений дает себя ясно чувствовать в словесном стиле былин. Таковы простые повторения слов («Чудным, чудным, чудно», «дивным дивно», «из лесу было лесу темного»), повторения предлогов, повторения одного и того же слова в двух или нескольких следующих друг за другом стихах. Сюда же относится и повышение числа в каждом новом стихе: «Там повыправь дани, выходы, За двенадцать год да за тринадцать лет, За тринадцать лет да с половиною».

К отстоявшимся традиционным приемам былинного стиля относятся также постоянные эпитеты, прилагаемые к различным предметам: белый (березка, грудь, день, кречет, лебедь, горностай, рука, свет, снег, шатер, гридня, стол, светлица, ворота и др.), красный (солнце, золото), серый (волк, гусь, селезень), широкий (двор, степь, дорога, доля, раздолье), богатырский (голос, конь, лошадь, сила, сон, добыча). Многие из этих эпитетов дают представление об эстетических вкусах и пристрастиях русских былин. Большинство постоянных эпитетов применяется лишь к одному-двум словам: поле чистое, море синее, мелкий жемчуг, облако ходячее, гости богатые, тугой лук и др.

В русском былинном эпосе довольно часты сравнения. Таковы напр.: «Опять день за днем будто дождь дождит, неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит»; или в былине об Идолище: «Глазища будто чашища, ручища будто грабища». Еще больше уподоблений (Владимир — красно солнышко, брови — черна соболя). Нередки в былинах также параллелизмы, особенно отрицательные (напр. «Не ясен сокол тут вылетывал, Не черной ворон тут выпархивал, Выезжает тут злой татарченок»).

Традиционность былинного стиля повлекла за собой в некоторых случаях нечувствительность к смыслу тех или других выражений, слов и оборотов. Сюда нужно, например, отнести «окаменелые» эпитеты, т. е. такие эпитеты, какие, употребляясь по привычке, иногда оказываются в былинах не к месту (например, князь Владимир называется ласковым даже тогда, когда по действию былины он наоборот весьма неласков; царь Калин своего же подчиненного татарина называет «поганым», а татарин, передавая грозное приказание князю Владимиру от имени своего повелителя, называет последнего «собака Калин царь»).

Что такое речитативы в былине. Смотреть фото Что такое речитативы в былине. Смотреть картинку Что такое речитативы в былине. Картинка про Что такое речитативы в былине. Фото Что такое речитативы в былине

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы(повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин(в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Внешними приемами Б. композиции являются отстоявшиеся в эпической традиции вступления («запевы», «зачины») и концовки, а также «общие места» Б., т. е.типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для Б. сюжетов положения Б. героев или Б. обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня, сватовства богатырей, посольства и т. п.). Сами былины отличают иногда разницу между «запевом» или «прибауткой» и следующим за ним «зачином». Запевы не имеют прямой связи с содержанием Б. — они лишь служат как бы увертюрой к Б., прелюдией, их цель привлечь внимание слушателей, настроить их и самого исполнителя на соответствующий данному былинному сюжету общий тон и лад.

Формула(Лорд)- группа слов, регулярно используемая в одних и тех же условиях для выражения основной мысли.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *