Что такое редакционная политика

HR-контент: как составить редполитику для блога компании

Подготовка контента для карьерной странички, блога компании или раздела в интранете требует определенного умения. Если на вас возложена эта задача, то вы должны регулярно создавать качественные материалы, тестировать и выбирать форматы и эффективные каналы распространения. Вам нужно готовить статьи, которые будут интересны и полезны целевой аудитории: сотрудникам, соискателям, потенциальным кандидатам или клиентам компании.

Основа регулярности и качества – структурированный подход. Поэтому, если над контентным проектом работают больше двух авторов, если вы имеете четкое представление о том, какими должны быть статьи, то настала пора задуматься о составлении редакционной политики.

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Какая польза от редполитики

Редполитика – это свод правил, руководство по подготовке контента для корпоративной редакции. Она содержит требования к тематике статей, стилистике, оформлению, вплоть до правил написания аббревиатур, и верстке текста.

Основная задача такого документа – унифицировать процесс подготовки текстов и других видов контента. Авторы с его помощью избавятся от повторяющихся ошибок, а у ресурса появится единый стиль и вид. Редполитика содержит ответы на многие вопросы и помогает новым авторам быстро подключаться к работе, а ответственному за проект меньше редактировать и ругаться с исполнителями.

С помощью редполитики структурируют накопленный опыт, документ постоянно совершенствуют в соответствии с изменениями курса. Не бывает шаблонных редполитик, их пишут под конкретный проект и дополняют полученными в процессе работы знаниями.

Когда не нужно писать редакционную политику

Описывать требования к контенту не нужно, если:

Вы только недавно приступили к работе над корпоративным контентом. Редполитика – это результат, описание накопленного опыта. С нее не нужно начинать работу. Когда набьете шишки и ясно поймете, к чему стремитесь, тогда и составляйте.

Вы в одиночку отвечаете за контент или у вас лишь один автор. В этом случае проще общаться с ним без бюрократии.

Вы не выработали четкой стратегии, не знаете, какие статьи нужны вашей аудитории, о чем писать в корпоративном паблике в Facebook или какие рассылки слать соискателям.

Вы создаете контент нерегулярно.

Как составить редполитику: от большего к меньшему

Для редакционной политики важна структура, она помогает не запутаться в информации, учесть большую часть ошибок в работе над контентом, помнить о требованиях.

Начать можно с общей информации, постепенно переходя к частностям. Например, грубо структура политики для контентной страницы в интранете может выглядеть так:

Общие данные: кто мы? Информация о ресурсе, в чем его польза для читателей. Кто целевая аудитория, описание, особенности. Основополагающие принципы работы, для чего этот проект.

Какой контент готовит редакция: виды, тематика. Полезное действие, что он должен давать читателям.

Как нужно и не нужно писать. Что допустимо, а что – нет.

Названия, аббревиатуры и оформление типографических символов (кавычки, тире и т.д.).

Работа с изображениями.

Порядок взаимодействия сотрудников редакции.

Составлять редакционную политику должен руководитель контентного проекта, главный редактор.

Примеры редакционных политик медиаресурсов

Работа с HR-контентом имеет свою специфику, однако не сильно отличается от работы с любыми другими материалами в СМИ в принципе. Поэтому при составлении редполитики корпоративной редакции можно воспользоваться наработками медиапроектов: посмотреть идеи, структуру и содержание. Редполитики некоторых изданий:

Итак:

Редполитика – небольшой документ с описанием проекта и важными требованиями к авторам контента. Если в редполитике будет два десятка страниц, сотрудники корпоративной редакции его просто не прочитают.

Задача редполитики – унифицировать работу с контентом.

Редполитика должна постоянно дополняться. В нее нужно вносить распространенные повторяющиеся ошибки, использовать опыт, накопленный в процессе работы.

Редполитика должна обладать четкой структурой.

Не начинайте работу над контентным проектом с редполитики. Она должна стать логическим продолжением вашей работы.

Не составляйте ее, пока четко не определите стратегию и критерии для контента.

Редполитика не нужна, если вы делаете контент нерегулярно или над проектом работают лишь двое.

Составлять редполитику лучше от общего к частному: начните с целей и полезности проекта, закончите вопросами оформления и взаимодействия сотрудников.

Для редполитики не существует шаблонов, ее составляют индивидуально для каждого проекта. Однако подсмотреть идеи можно в редполитиках крупных медиаресурсов.

Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!

Источник

Редакционная политика: 59 вопросов, которые помогут вам составить документ правильно

Если на вашем сайте отстойный контент, то виноваты в этом вы, а не авторы. Не может быть такого, чтобы все копирайтеры были безграмотными идиотами. Скорее всего, они просто не понимают, чего вы от них хотите. Немного поднять качество текстов, а заодно и прояснить отношения между авторами и редакцией может интересный документ под названием редакционная политика.

Что такое редакционная политика

Это такой гибрид брендбука, технического задания и трудового договора. Задает редакционные стандарты, поясняет, какие тексты на вашем сайте считают хорошими и рассказывает, за что отвечает автор, а за что – редактор.

Можно обойтись и без редполитики, если на сайте всего один автор. Или два. Но когда авторов десятки и статьи льются сплошным потоком, редполитика поможет редактору контролировать их качество. Ну и проще уж один раз описать, чего вы собственно хотите, чем сто раз рассказывать это каждому автору лично.

Как правильно писать редполитику

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Пишите о важном. Я ниже привела список вопросов, чтобы вам было проще. Смело выкидывайте любые вопросы, если вашему изданию они не подходят и добавляйте свои, если я чего-то не учла.

Я не знаю, какого размера должна быть правильная редполитика. У блога «Текстерры» – это маленькая статья. У «Тинькофф-журнала» – огромный многостраничный документ. Истина где-то посередине. Чем длиннее редполитика, тем меньше шансов, что ее дочитают до конца и запомнят. Чем она короче, тем чаще редактору придется повторять банальные истины. Так что решайте сами.

Об издании

Для новых авторов это очень важный раздел. Без понимания, что у вас за издание, на кого оно рассчитано и какие цели преследует, автор не в состоянии написать хорошую статью. Опустить его можно, только если авторов вы набираете из числа своих читателей (как это происходит в блоге «Текстерры», например).

1. О чем пишем? Например, блог «Текстерры» – это журнал об интернет-маркетинге и всем, что с ним связано.

2. Зачем? Цели издания могут быть самые разные: дать читателям максимум полезной информации по теме, повеселить их и т. д. У каждой рубрики может быть собственная цель.

3. Рубрики. Это могут быть новости, аналитика, мнения, авторские колонки, кейсы, развлекательный раздел и т. д. Расскажите, какого рода материалы печатаются в каждом из них, приведите примеры.

4. Манера общения. Есть ли у вас требования к манере общения авторов с читателем? Или вы считаете, что каждый автор должен писать в той манере, которая ему больше нравится? Например: мы пишем вежливо и корректно, с максимальным уважением к читателю статьи. Или: мы пишем эмоционально, так, будто общаемся с читателем в соцсети. Или: мы пишем вежливо и уважительно, но в каждом абзаце обязательно должно быть матерное слово.

Автор и редакция

5. Как с вами связаться? Куда и как писать?

6. Темы. Кто предлагает тему? Редакция или сам автор?

7. Если автор, то какого рода темы интересны редакции. Например: новости, аналитика, интервью, кейсы и т. д.

8. Чего нельзя. Если вы принципиально не публикуете статьи о котиках, напишите об этом.

9. План статьи. Нужно ли присылать план или от автора сразу ждут готовый текст?

10. Дедлайн. Сколько времени дается на выполнение? Есть ли другие причины для сдвижения сроков, кроме смерти автора?

11. Какого размера должна быть статья?

12. Заголовок. Кто его придумывает? Если автор, то может ли редакция изменить его без разрешения?

13. Редактирование. Может ли редакция отредактировать что-нибудь, кроме грамматических ошибок без разрешения автора? Или статью вернут на доработку? Например: мы можем отредактировать грамматические ошибки и поменять подзаголовки, чтобы текст лучше читался. Но смысловой части текста редакция не касается.

14. Ссылки. Можно ли поставить ссылку на сторонние сайты?

15. Когда будет публикация?

Деньги и пиар

16. Кто кому платит за публикацию? Вы автору, автор вам или публикации бесплатны для обеих сторон?

17. Имя. Может ли автор поставить свое имя под статьей? Или все публикации идут от лица редакции?

18. Пиар. Можно ли публиковаться за пиар? Как насчет упоминаний своего продукта и ссылок на свой сайт?

19. Кстати, если публикуете за пиар, приведите статистику своего сайта, чтобы потенциальные авторы лучше вдохновлялись.

Реклама

20. Вы публикуете заказные статьи?

21. Если да, куда с ними обратиться.

22. Кстати, вы можете сами их написать? Или рекламодатель должен предоставить вам свой текст?

Источники

Актуально для образовательных порталов и общественно-политических изданий.

23. Ссылки. Нужно ли обязательно давать ссылки на источники после каждого факта или спорного утверждения?

24. Первоисточник. Нужно ли автору докапываться до первоисточника информации или сойдет и вторичный источник?

25. Достоверность. Должен ли источник обязательно быть достоверным или сойдут и слухи, сплетни, разговоры?

Этика

26. Должен ли автор на себе испробовать то, о чем пишет?

27. Требуется ли объективность и беспристрастный обзор явления со всех сторон? Или можно писать полурекламные статьи, которые объявляют какой-нибудь продукт решением всех проблем пользователя?

28. Что делать, если в статье нашли фактическую ошибку после публикации? Варианты: оставить, как есть; поправить, но ничего об этом не говорить; поправить, извиниться перед читателями и вынести извинения в отдельную плашку.

А про это обязательно писать? Нет. Но упоминание некоторых простых правил здорово облегчает работу редактора.

29. Сленг? Можно или нельзя?

30. Может ли автор позволить себе эмоциональные высказывания?

31. Я или мы? Автор пишет от собственного имени или от лица редакции?

32. Точки над «ё». Ставим или нет? Хватит смеяться. Знаете, сколько копий по этому поводу было сломано?

33. Слово «вы», кстати, пишется с маленькой буквы. Всегда. Не усложняйте.

34. Списки бывают нумерованные и маркированные. А пункты могут начинаться с большой и маленькой буквы. И перед списком может стоять точка или двоеточие. И все это регулируется сложными правилами, которые можно посмотреть в эпохальном труде Аркадия Мильчина «Справочник издателя и автора». Но коротко: после двоеточия пункты начинаются с маленькой буквы и заканчиваются точкой с запятой, а после точки – с большой и заканчиваются точкой.

35. Имя и фамилия. Да-да, именно в таком порядке. Упомяните, что на вашем сайте не должно быть Петровых Анн и Пупкиных Иванов. Только Анна Петрова и Иван Пупкин.

36. Кавычки должны быть елочкой: «». Кавычки внутри кавычек: „ “ или » «.

37. Тире должно быть таким: –. Если хотите, можете ввести использование всех видов тире – короткого, среднего и длинного, регламентировав, в каком случае должно применяться каждое из них.

38. После заголовка и подписей к картинкам точка не ставится.

39. Нет. Это не все. Но дальше уже читайте «Ководство» Артемия Лебедева про типографику или «Справочник издателя и автора» Аркадия Мильчина, про то же самое, но для педантов.

Иллюстрации

40. Кто их подбирает? Автор или дизайнер?

41. Какого размера и разрешения должны быть иллюстрации?

42. Нужно ли обязательно ставить ссылку на источник иллюстрации?

43. Активную ссылку?

44. А скриншоты? Нужна ли ссылка на сайт, с которого автор их сделал?

45. Нужны ли на скриншотах поясняющие стрелочки и квадратики?

46. Если нужны, то кто занимается их установкой: автор или дизайнер?

47. Гифки. Используем или нет?

48. Осмысленные собственноручно созданные гифки, разъясняющие этапы процесса, или бессмысленные и беспощадные котики?

49. Кстати, обычные картинки должны быть осмысленными или можно просто красивые?

Примеры

50. Если хотите статьи как на «Текстерре», скажите об этом честно. Это эффективнее, чем пытаться красочно их описать в редполитике.

51. Если на вашем сайте есть идеальный текст, дайте на него ссылку.

Структура статьи

52. Требования к заголовку. Тут никаких вариантов. Хороший заголовок должен быть кратким, емким и привлекающим внимание.

53. Не врать! Заголовок обязательно должен соответствовать содержанию статьи.

54. Кстати, не забудьте привести примеры крутых заголовков.

55. Подзаголовок – это поясняющая строчка после основного заголовка. Скажите, если он должен быть в статье.

56. Лид. Это первый абзац текста. Кратко передает содержание текста и объясняет, зачем читателю тратить на него свое время. В лиде особенно важно избавиться от воды, длиннот и стоп-слов, столь любимых копирайтерами.

57. Разделы. Длинная статья не должна быть монолитным куском. Ее нужно обязательно делить подзаголовками на логические куски.

58. Списки. Я их уже упоминала. Вы тоже упомяните, что в тексте неплохо бы иметь списки – это улучшает читаемость.

59. Выводы. Будем писать выводы в конце?

Примеры редакционной политики

Если не хотите писать редполитику сами с нуля, пользуйтесь образцами.

«Догма» газеты «Ведомости» – много и хорошо написано об этике.

Редполитика агентства IT-Agency – краткий и очень полезный справочник по расстановке знаков препинания, строчным и прописным буквам и всем тем мелочам, которые замечают читатели, но в упор не видят авторы. Они даже не поленились написать, как должен правильно выглядеть смайлик.

Статья «Станьте нашим автором» на «Текстерре» – лаконичные правила публикации в блоге и инструкции для новых авторов.

Редстандарты «Тиньков-Журнала» – убедительная попытка объять необъятное. Максим Ильяхов, автор документа, пытается описать действительно все аспекты отношений автора и редакции. Не рекомендую так делать. Почему? Потому что какой смысл так распинаться, если вашу редполитику никто даже до конца не дочитает? И тем более не выучит.

И это все?

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Ага, как же. Не надейтесь. Редполитика – это всего лишь текст. Даже если вы перечислите все-все нюансы работы вашего журнала, редполитика не обретет силу, если никто не будет следить за ее исполнением. И вот это уже задача редактора. Никто не говорил, что будет легко.

Ну и помните, что ни один документ не заменит человеческое отношение.

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Источник

Что такое редполитика и зачем она нужна сайту

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Понятие редакционной политики приходит из журналистики. Не совсем понятно, зачем она нужна в блоге о поисковой оптимизации и продвижении. Но именно эта страница на вашем сайте может задать качественный импульс в ранжировании.

Редакционная политика — это свод принципов, определяющих подход к созданию контента. Здесь и далее мы оптимизируем все определения так, чтобы вы сразу могли понимать, как это относится к сайту.

Редполитика создается ответственным за онлайн-медиа человеком: часто владельцем или главным редактором. Помимо основных правил по работе с информацией, документ определяет нравственные нормы, которые разделяют все сотрудники: редакторы, дизайнеры, авторы.

Что определяет редакционная политика:

Редполитика также может содержать кодекс корпоративной этики, где прежде всего имеется в виду правдивость, точность и объективность информации.

Пока что слишком сложно и непонятно. Давайте конкретнее рассмотрим, что может сделать редполитика для сайта:

Какой должна быть хорошая редполитика

Простой и понятной

Ее будут читать авторы, оптимизаторы, маркетологи — все те, с кем вы будете сотрудничать, возможно, даже ваши клиенты. Поэтому лучше обойтись без сложных терминов.

Лаконичной

Чем длиннее документ, тем он скучнее и тем меньше шансов, что его осилят до конца. В то же время редполитика должна быть достаточной, чтобы объяснить все этапы работы с текстом.

Конкретной

После прочтения редакционной политики у автора, клиента, оптимизатора не должно оставаться вопросов. А в памяти должен отложиться четкий список хорошо и плохо, можно и нельзя.

Зачем вам редакционная политика на сайте

В последней редакции Инструкций по оценке качества сайтов Google указывает, что у качественного новостного или информационного ресурса должна быть утвержденная редакционная политика.

High E-A-T news sources typically have published established editorial policies and robust review processes. (pp 3.2)

Мы не знаем точно, как учитывается наличие такой страницы в ранжировании сайтов, но Google четко указывает, что у новостных сайтов с высоким уровнем E-A-T (компетентности, авторитетности и доверия) имеется редакционная политика.

Если вы хотите повысить авторитетность своего сайта, показать клиентам и партнерам серьезность подхода к работе, то редполитика вам нужна.

Редполитика также может повысить доверие читателей к вашему сайту, если вам удастся просто и доступно объяснить принципы отбора и проверки материалов, тем самым доказать, что вам стоит доверять.

Редполитика может стать тем самым главным отличием от конкурентов в выдаче, особенно в направлении новостных изданий, где выделить основные отличительные критерии качества весьма сложно.

Как создать редакционную политику

Не существует единых стандартов создания редакционной политики. Мы не станем умничать и давать рекомендации, как написать крутую редполитику. Ведь у нас у самих такой страницы еще нет. Но мы покажем вам несколько примеров известных онлайн-медиа. Возможно, вы найдете среди них то, что близко вам по духу и форме, и создадите собственную по образу и подобию.

А у вас есть редакционная политика? Поделитесь с нами в комментариях, что думаете об этом и может ли такая страница на сайте повлиять на его ранжирование.

Источник

Редполитика. Как, зачем и кому + FAQ для самых любопытных

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Вы редактор? Контент-менеджер? Или просто работаете над своим сайтом? Тогда наверняка вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда над контентом трудится команда авторов, а по итогу получается все равно писец. Беленький такой. Прям посреди редакции. А если не приходилось — пляшите победный танец, ибо вы везунчик.

По своему опыту хочу сказать, что далеко не всегда от копирайтеров вообще получается добиться нужного результата. Почему так? Конечно, половина зависит от самого автора: если человек «нулячий», сферу не понимает или включает режим «я художник, я так вижу», то перевоспитать или вырастить из него спеца — процесс сложный и неактуальный. А вот если все дело в неправильной постановке задачи, тогда решить вопрос можно малой кровью — созданием редполитики.

Редакционная политика — это НЕ инструкция по написанию хорошей статьи, где подробно разжеваны тонкости журналистики или копирайтинга. Это свод устоев и правил редакции, рабочий стандарт, пособие для преодоления трудностей и выхода из неоднозначных ситуаций, с которыми автор сталкивается в процессе написания. И уже из этого вытекает польза, которую редполитика может принести сайту.

Зачем нужна редполитика

Редполитика выполняет 4 задачи:

1. Систематизирует внутренний опыт редакции.

2. Стандартизирует материалы, формирует тот самый узнаваемый стиль сайта.

3. Не оставляет авторам возможности ошибиться и оправдывать это авторским видением, помогает писать сильные тексты.

4. Упрощает работу редактору, контент-менеджеру, корректору сайта — всем ответственным за выпуск контента.

Редакционная политика — не сухой свод законов, а реальные примеры из практики авторов, которые помогают справиться с подводными камнями, сделать крутой текст, точно соответствующий концепту ресурса.

Для редактора или контент-менеджера редполитика будет важным рабочим инструментом: она упростит работу и позволит сразу задать определенный стандарт, которому должен следовать автор. Если рассматривать ее со стороны контент-маркетинга, то это не менее важный документ, чем контент-стратегия. Если контент-стратегия задает направление, то редполитика помогает придерживаться этого направления и не отклоняться от курса.

Сила редполитики в практичности: она не только объясняет правила, но и помогает их применять, — Людмила Сарычева.

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Кому нужна редполитика?

На самом деле, хочется ответить «всем», но это не вполне корректно. Не каждый маркетолог, контент-менеджер, редактор сумеет грамотно внедрить новый профстандарт в среду авторов. Все завязано на целях редакции и результатах, которые она хочет получить. Перед тем как браться за задачу, задайте себе два вопроса:

1. Какую цель вы преследуете, планируя создать редполитику?

2. К каким результатам хотите прийти?

Четкого ответа на эти вопросы нет? Значит, потребность в редполитике пока не сформирована. Если ответ абстрактен, в духе «чтобы писать лучше», важно задать себе следующий вопрос: как редполитика на текущем этапе поможет вам писать лучше? И тут кроется основной подвох.

Если концепция сайта/издания не сформирована четко, что часто встречается на начальных этапах работы, редакционная политика будет в принципе бессмысленна, см. подзаголовок «Зачем нужна редполитика». Ее цель — четкий регламент порядков редакции, организация единого формата с единым концептом, единой задачей и «единости» в целом. Пока издание не сформировало собственные принципы и цели работы, редполитика ничем не может помочь, так как ей практически нечего регламентировать.

В то же время ничто не мешает сделать «демоверсию» редполитики, своего рода общую инструкцию работы со спорными моментами. Позже ее можно будет трансформировать в полноценную редполитику, когда формат издания будет окончательно сформирован.

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Общая рабочая инструкция для авторов в агентстве копирайтинга Hands with Pens

Крупные издания в какой-то момент сводят свои внутренние правила в книги. Правила разных издательств часто противоречат друг другу — это нормально. Главное, чтобы внутри издания соблюдались единые правила, — заметки с курса Ильяхова из блога Всеволода Устинова.

Структура редполитики

Это нормально, если редполитика начинается с одной страницы вордовского файла, где в пяти абзацах написано буквально «пишите нормально, пожалуйста». Сначала возле этого «пишите нормально» появится пара примечаний о том, что такое нормально; потом — как это нормально сделать. Появятся примеры и еще спорные моменты, и еще. Со временем придет пора структурировать массив материалов: скорее всего, вам захочется сделать это уже на второй-третьей странице сплошного текстового полотна про профстандарты.

В структурированной редполитике проще найти нужный ответ, систематизировать свои знания и не проглядеть что-то важное.

Примечание: в начале файла имеет смысл сделать структуру с перелинковкой на пункты разделов, если вы не хотите замучить авторов необходимостью скролить десятки страниц.

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Структура с перелинковкой в редстандартах Тинькофф-журнала

Что должно быть в редполитике в целом

В редполитике отображают все спорные, сложные моменты, с которыми сталкиваются авторы в процессе работы. Редакторская политика должна относиться к реальности вашего сайта: если у вас кулинарный портал, нет смысла «на будущее» указывать правила написания азиатских и арабских имен, как это сделано в большей части редполитики The New York Times.

Важно, чтобы редакционная политика была ориентирована на конкретное издание, портал, блог. Она не может быть универсальной. В Догме — редполитике Ведомостей, — самый большой раздел посвящен работе с источниками. Если вы ведете информационно-полезный, а не новостной сайт, половина разделов Догмы вам не пригодится. В Тинькофф-журнале 18 страниц занимает раздел «Темы». Если ваши авторы работают по редакторскому плану, а не предлагают свои темы для статей, у вас его не будет. В методичке BBC один из самых крупных разделов — «Вред и правонарушения», что актуально для журналистов и не актуально для авторов, к примеру, Лайфхакера.

Не гонитесь за красивой формой и не пытайтесь сделать одинаковые по объемам разделы, внося в свой файл чужие стандарты. Они бессмысленны и только отвлекут автора при изучении. Все что не применимо практически в вашем издании — лишнее. Его надо выкинуть.

Важно! Приведенные ниже разделы — это пример из собственного опыта. Ваша редполитика может иметь совершенно другую структуру, содержать другие разделы или не содержать что-либо из указанных ниже. Помните про индивидуальность создания редполитики.

Раздел 1. Идеология и цель

Сначала важно указать принципы, не касающиеся «технической стороны вопроса»: о чем допустимо и недопустимо писать, каков концепт издания, что вы хотите доносить людям, какие темы табуированы. На информационно-полезных сайтах типа Моих Советов и Лайфхакера к этому пункту в 90% случаев относится политика, религия — это конфликтные темы, а если вы пишете для широкой аудитории (в примерах это все СНГ), то без скандалов не обойтись.

Для новостных порталов это правило не работает, однако даже Daily Nation в своей редакционной политике указывает:

Wording should be temperate and non-inflammatory

Формулировки должны быть сдержанными и неподстрекательскими.

Journalists working for the Group are expected to subordinate their individual political or religious views and to remain apolitical and neutral on religious matters in the course of discharging their official duties so as not to allow their political or religious affiliations or views to influence their editorial judgment.

От журналистов Nation Media Group ожидается, что их личные политические и религиозные взгляды будут отодвинуты на второй план, а сам журналист сможет оставаться аполитичным и нейтральным относительно религии в ходе выполнения служебных обязанностей, чтобы не допустить влияния политических и религиозных убеждений и взглядов на их редакторские суждения.

Тут же выделяется целевая аудитория; люди, для которых вы пишете. Кто они, почему (зачем) они читаю ваш сайт? Чем они занимаются и интересуются, если это влияет на контент, то сколько им лет, откуда они? Все эти вопросы важно осветить — сократит риск необходимости еще одной доработки.

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Раздел «Идея журнала», пункт «Для кого пишем» в редстандартах Тинькофф-журнала

Настроение и стиль издания тоже указываются. Если ресурс сатирический, там нужна совершенно особая атмосфера текста. В духе, когда у вас издание по типу еженедельника Charlie Hebdo, автор четко должен понимать, что материал в стиле Медузы туда не подойдет. Если вы ведете сайт с полезными статьями для мам, материалы не должны содержать напоминать те же новости Ведомостей. И по аналогии.

Раздел 2. Сайт и рубрики

На сайте с несколькими рубриками важно описать специфику каждой, чтобы автор понимал, чем формат статей в раздел «Новости науки» отличается от рецептов в «Кулинарные эксперименты». Если для каждого раздела присущ свой формат (к примеру, для «Игр» только фичеры, для «Бизнеса» только кейсы), то этот раздел редполитики — место, где все подобные нюансы важно отобразить.

ВAIC News Editorial Policy это реализовано очень просто: после названия вида новости идет блок «Цель и контент», где описывается назначение и особенности материала для рубрики. Потом блок «Процедура» с порядком работы над контентом: как утверждается тема, собирается материал, какие правки может внести редактор и так далее. Последний блок — «Длина», тут указан минимальный и максимальный размер статьи.

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Раздел «Контент» в редакционной политике The American Institute for Conservation of Historic & Artistic Works

Сюда же можно вписать технические возможности сайта: какие публикации/элементы статьи возможно разместить, а какие нет.

Раздел 3. Темы и идеи статей

Примечание: раздел актуален только для тех сайтов, которые принимают авторские темы.

Если в первом блоке вы базово рассказали про контент, то здесь важно предметно рассмотреть выбор идеи и ее конвертацию в приличный материал в итоге. Как придумать идею, как понять, что она хороша, как сделать из нее тему статьи — все сюда.

Вы придумали крутую идею. Теперь еще раз просмотрите Раздел 1 редполитики. Эта идея не касается табу, не нарушает принципы издания? Если «да», измените идею так, чтобы стало «нет». После этого оцените, насколько эта тема актуальна в целом, как ее можно раскрыть, насколько она узкая. Если надо — сузьте. К примеру:

Не «100 способов продвижения сайта», а «100 способов продвижения при помощи SEO, не считая текстов с ключами».

Не «Как правильно воспитывать и обучать ребенка», а «Какие книги помогут в воспитании ребенка-билингва в русско-итальянской семье».

Список интересных вам тем можно собирать в отдельный файл + кратко описывать общий курс сайта: куда мы пишем, а куда даже не смотрим. Так, к примеру, реализован этот раздел у MadCats.

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Раздел «Условия публикации» на сайте MadCats

Раздел 4. Структура статьи

Любой материал должен быть структурированным, иначе получится что-то в духе: «Я настолько нелогичен, что конь стул 28».

В этот раздел редполитики важно вписать обязательные структурные элемент и их особенности. К ним относятся: заголовки, подзаголовки, абзацы, списки. Оформление линков, подбор фото/видео, правила создания скринов также имеет смысл указывать в этом блоке.

Пример структуры статьи:

2. Вступление: о чем статья, кому полезна, зачем ее читать.

4. Блок текста, при необходимости дополнительные подзаголовки Н3-Н4, списки.

5. При необходимости несколько таких блоков.

6. Итог. Резюмировать статью, написать призыв к действию (лайкнуть, поделиться, добавить в закладки — одно целевое действие на выбор).

Все пункты можно развернуть и описать более подробно, как это сделано в редполитике Тинькофф-журнала:

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Раздел «Структура», пункт «Вложенная структура» в редстандартах Тинькофф-журнала

Раздел 5. Слова и предложения

По моим наблюдениям, этот раздел часто получается самым объемным, так как здесь сосредотачиваются все спорные филологические моменты. И именно этот раздел чаще всего дополняется.

Здесь уместно указывать все «трудные слова»:

1. Правила написания аббревиатур: SIM-карта или симкарта? Аида, АИДА или AIDA?

2. Англицизмы и другие заимствованные слова: офлайн, оффлайн или offline? Мастхэв или маст-хэв?

3. Терминология. Допустима или нет? Если «да», то дефиниция или определение?

5. Сленг и просторечия: тупить или медленно соображать? Кинуть/кидануть или обмануть?

6. Буква «ё»: емкость или ёмкость? Объем или объём?

7. Обращение к читателю: ты, вы или Вы?

Для многих сайтов актуально указывать, как правильно писать названия брендов или компаний (Нью-Йорк Таймс, «The New York Times», The New York Times), сайтов (Яндекс или Yandex), а также отдельных вещей типа Айфон/iPhone, Google/Гугл/Гугль. Выделите (это важно и обязательно!), как правильно писать название вашей компании/сайта: с кавычками или без, латиницей или кириллицей, с заглавной или прописной буквы.

Как использовать редполитику…

. чтобы не оказалось, что ее создание было лишней тратой времени

Когда автор приносит статью, которая не соответствует редакционной политике, у вас есть полное право вернуть ее на доработку. Редполитика — это должностная инструкция автора. Если текст не соответствует ей, автор не выполнил свою работу. Возвращайте авторам материалы, если они не соответствуют вашим правилам.

Редакционная политика — это библия на прикроватном столике каждого человека в редакции. Каждый копирайтер и журналист, контент-менеджер, редактор, корректор и все-все-все, кто работает над текстовым контентом на сайте должны четко это понимать. В противном случае разработка редполитики действительно будет провальным действием, на которое были затрачены ресурсы, а вот пользы по итогу ноль.

Из этого вытекает очень важный пункт:

Редполитику важно не только создать, но и привить ее использование каждому сотруднику.

Ответственным за это может быть и редактор, и контент-менеджер. Сваливать работу на стороннего специалиста или руководителя не имеет смысла: первый не поймет важность ситуации, второй хочет получить результат, оставляя процесс на усмотрение рабочей группы. Поэтому прежде чем браться за создание редакционной политики, подумайте, каким образом вы будете ее насаждать и какие меры принимать, если авторы будут игнорировать прописанные профстандарты.

Что такое редакционная политика. Смотреть фото Что такое редакционная политика. Смотреть картинку Что такое редакционная политика. Картинка про Что такое редакционная политика. Фото Что такое редакционная политика

Q: Кто должен делать редполитику?

А: Созданием должен заниматься человек, который отвечает в издании за качество готового контента, чаще всего это редактор. Он видит, с какими ошибками сталкиваются авторы, у него больше всего возможностей; именно редактор может совместить понимание процесса с видением результата.

Q: Как заполнять разделы?

А: Несколько раз замечаете одни и те же ошибки или отличающиеся версии слов у разных авторов? Внесите спорный момент в раздел и сообщите всем сопричастным про апдейт.

Q: Кто отвечает и следит за контролем?

А: Оптимальный вариант, когда это делает тот же человек, который разрабатывал редполитику, если он ушел — его преемник на той же должности.

Q: Почему можно и почему нельзя копировать чужую?

А: Можно — если вам важно прописать общий стандарт сразу, с первого дня работы сайта. Нельзя — если вы работаете уже некоторое время: в этом случае чужая редполитика может идти вразрез с уже имеющимися стандартами работы. Плюс, она будет оторвана от реальности редакции из-за специфики разных изданий — и разных редполитик.

Q: Когда работа над редполитикой заканчивается? (спойлер: никогда)

А: Каждая новая статья, новый формат подачи контента, новый топик и тренд — все они будут приносить новые спорные моменты, которые важно фиксировать в редполитике. Поэтому пока сайт живет и наполняется контентом, редполитика будет требовать дополнений.

Q: Я до этого нигде не сталкивался с редполитикой. Ее вообще кто-то делает, кроме пары указанных выше сайтов?

A: Делают, другой вопрос, что издания не публикуют внутренние стандарты редакции на главной странице. Редполитику Ведомостей, к примеру, можно найти на сторонних ресурсах, а на методичку ВВС я впервые наткнулась случайно, перейдя с главной сайта на About Us, потом в раздел Editorial guidelines, а уже потом на саму страницу Guidelines.

Плюс редполитика — не всегда редполитика. Часто ее собирают как условия публикации — так, к примеру, сделала Нетология с разделом «Условия публикации», который вмещает, по сути, стандартное наполнение редакционной политики.

Q: Окей, а коммерческая выгода от этого будет? Какую пользу изданию принесет редполитика?

А: Наличие редполитики прямо не влияет на коммерческую сторону вопроса. Косвенно тем не менее она все же может повлиять на успешность и доходность за счет улучшения качества материалов, стандартизации и создания единого стиля издания. Все это даст читателям хороший контент; хороший контент, в свою очередь, влияет на читаемость; читаемость — на популярность; популярность дает больше шансов привлечь инвесторов или увеличить доход другими способами (к примеру, рекламой).

Однако в сфере контент-менеджмента важно понимать, что просто писать хорошие материалы недостаточно. Их важно продвигать, популяризировать ресурс, делать его известным, а не ждать, пока известность сама свалиться с неба. Поэтому чисто ради коммерческого успеха нет смысла заморачиваться с редполитикой — это не сработает. А вот создать внутреннюю культуру — да, это реально. И это огромный плюс, который никогда нельзя скидывать со счетов.

Сильный контент не получится создать без вкладывания в него массы сил. Сделайте регламентированные профстандарты одним из инструментов в контент-маркетинге и создавайте крутые материалы для развития проектов и сайтов!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *