Что такое редут в стихотворении бородино

«Проект «Военная терминология в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (исследовательская работа)»

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Содержимое разработки

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Военная биография поэта

История создания стихотворения «Бородино»

С детства будущего поэта окружали люди, которые пережили битву на Бородинском поле: Афанасий Столыпин, брат бабушки Лермонтова, гувернер-француз Капе, крестьяне из бабушкиного имения. Все они делились воспоминаниями о победоносном сражении. Позже Михаил Юрьевич попал на службу в Гусарский полк, где тоже служили участники Бородина. В 16 лет Лермонтов написал стихотворении «Бородинское поле», оно стало основой для стихотворения «Бородино». В 1837 г, к 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов создал произведение, посвященное этому событию. Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России. В отличие от раннего произведения «Бородино» звучит реалистичнее и написано более живым языком. Важно отметить, что М. Ю. Лермонтов был в то время уже профессиональным военным и армейский быт знал не понаслышке. Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдо­ва, стихами о войне 1812 года. Одарённый необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий.

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Иллюстративный словарик узкоспециальных военных терминов из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

«Но тих был наш бивак открытый :

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

«Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз»

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

«…Кто кивер чистил весь избитый…»

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Источник

Что такое редут в стихотворении бородино

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Использование военных терминов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть фото Что такое редут в стихотворении бородино. Смотреть картинку Что такое редут в стихотворении бородино. Картинка про Что такое редут в стихотворении бородино. Фото Что такое редут в стихотворении бородино

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

В последнее время вырос интерес к истории нашей страны, в том числе и к изучению и переосмыслению военных событий. Каждый человек обязан знать прошлое своего государства, своей родины, и в этом нам помогают не только исторические документы, но и наша богатая русская культура и литература. Актуальность нашего исследования определена тем, что художественные тексты, описывающие батальные сцены, не всегда понятны современному читателю.

Данная научно-исследовательская работа посвящена выявлению и описанию лексики, входящий в поле военной терминологии и ее понимание современными школьниками

Объектом нашего исследования являются военная терминология как раздел лексикологии

Предметом исследования является стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино.

Целью данной работы является исследование лексики военной сферы в произведениях М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Для реализации этой цели предполагается решить такие конкретные задачи:

дать определение понятия «военная лексика» и в соответствии с этим отобрать слова, необходимые для анализа;

найти и описать эти понятия в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

определить степень понимания современными школьниками военных терминов.

Для достижения этой цели мы использовали следующие методы и приемы исследования:

метод научного наблюдения (просмотр и анализ телерекламы, анализ информационных источников);

метод лингвистического описания;

метод классификации языковых единиц;

статистический метод (опрос).

В учебниках и учебных пособиях дается несколько определений терминов.

С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает следующее определение:

В «Толковом словаре русского языка» Д.И. Ушакова ТЕРМИН определяется так:

слово, являющееся названием строго определенного понятия. Точный, неточный термин. Удачный, неудачный термин. Новый термин. Философские термины. Технические термины. Специальные термины (обозначающие специальные понятия отдельных отраслей науки, искусства, техники, производств и т.д.).

Следуя этим определениям, можно сказать, что основное в термине – это способность точно называть предметы, свойства и процессы в определенной области науки, искусства и техники и военного дела.

Характер военной терминологии русского языка выражается в том, что входящие в ее состав термины обслуживают не только поле данной предметной области. Военная терминология включает помимо терминов, закрепленных за специфическими понятиями военной науки, большое количество элементов, относящихся к другим областям науки, техники и вообще человеческой деятельности. Значительное количество терминов не находит употребления за пределами функциональных групп слов. При этом обращает на себя внимание тот факт, что к данному числу относится, как правило, лексика, заимствованная из латинского, греческого и других языков.

Мы в данной работе обратимся к более глубокому анализу собственно военной лексики в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино» и рассмотрим толкование некоторых военных терминов. Для этого мы используем «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и «Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова.

Академик В.В. Виноградов, говоря о задачах истории русского литературного языка, отмечал, что одним из направлений исследований в этой области должно стать изучение языка писателей, а также изучение языка и стиля отдельных литературных произведений. А это значит, что необходимо рассматривать языковые особенности конкретного произведения. И следует это делать в единстве с творческой личностью.

Стихотворение “Бородино” построено как рассказ участника сражения, чем постарался объективно раскрыть психологию героя его же словами. В них нет патетики; прямо и точно называются вещи и явления: «большое поле», «бивак открытый», «молча отступали», «утро осветило пушки», «забил заряд я в пушку туго». Старый артиллерист выступает от имени всей русской армии. “Только три раза ветеран 1812 г. употребил личную форму «я», потому что иначе нельзя сказать о своем индивидуальном поведении (“забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!”, “прилег вздремнуть я у лафета”). Во всех остальных случаях звучат в его словах “наше время”, “наш бивак”, “наш редут”, “полковник наш”, “наш бой”, “мы были в перестрелке”, “умереть мы обещали”, “все промелькнули перед нами”, “считать мы стали раны” Для изображения боя используется, очень много наименований военной жизни и военного быта.

Мы выбрали из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и зафиксировали определенное количество языковых единиц, относящихся по значению к военной лексике.

Среди них мы выделяем лексические единицы, которые к военным терминам можно отнести лишь в определенным контексте. Они могут употребляться также за пределами терминологической системы военной отрасли.

Не то, что нынешнее племя:

Барабан— ударный мембранный музыкальный инструмент в виде цилиндра, сверху и снизу обтянутого кожей. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Барабан— ударный музыкальный инструмент в виде широкого цилиндра, с обеих сторон обтянутого кожей. («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Барабан— военно-музыкальное орудие: высокая обечайка и два дна из телячьей шкуры, на обручах, стягиваемых поперёк обечайки бечёвкой, чем и даётся барабану строй. («Толковый словарь живого русского языка» В.И. Даля.)

Строй— действующий состав чего-нибудь. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.)

Строй— порядок, расположение, постановка подряд, в черту, или иным условным образом. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

Конь— то же, что лошадь. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Конь-то же, что лошадь. («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Конь— лошадь («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)

Мундир- мундира, м. (от нем. Montur) (дореволюц. и загр.). Военная или гражданская форменная парадная одежда с золотым или серебряным шитьем. Гусарский мундир. Студенческий мундир. Камергерский мундир. («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Мундир, мундира, муж. (от нем. Montur) (дорев. и загр.). Военная или гражданская форменная параднаяодежда с золотым или серебряным шитьем. Гусарский мундир. Студенческий мундир. Камергерский мундир («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

В «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля нет слова «знамя», но есть слово «флаг» с похожим значением.

Флаг м. немецк. корабельное, мореходное знамя.

Но есть в произведении среди отобранных нами слов те, которые являются военными терминами в узком смысле и употребляются именно в этой области.

Такие слова можно характеризовать как относящиеся к военной лексике:

Редут— в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Редут – сомкнутое квадратное или многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и бруствером. («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Редут— полевое укрепленье, место, окруженное рвом и валом, временное укрепленье, для защиты чего-либо («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)

Бой- действие по глаг. биться; битва, сражение, драка, состязание (конструкции как при слове «битва», см.). Вступить в бой. Полтавский бой. Решительный бой. Принять бой. Оборонительный, наступательный бой. («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Бой- м. вообще действие глаг. бить, биение, битье; все, что набито, разбито; чем бьют; что бьет и пр. Битва, сражение, брань, побоище. Что с бою взято, то свято. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)

Лафет-станок артиллерийского орудия («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Лафет— станок под артиллерийское орудие. Пушечный лафет. Походный лафет. («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Лафет— пушечный стан, станок под артиллерийское орудие («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

Кивер— в некоторых старых армия: высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Кивер— твёрдый высокий головной убор некоторых воинских частей («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Кивер— военный головной убор из твёрдой кожи, с развалистою или прямою тульею и плоским верхом («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

Штык— трёхгранный бодень, рогатина, посаженная на солдатское ружьё. Трубка штыка с замком, который навертывается на мушку, прицел дула; от трубки идёт колено, которое переходит в наклонное к оси ружья трёхгранное копьё («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

Улан— в царской и некоторых иностранных армиях; военнослужащий из частей лёгкой кавалерии («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Улан— военный из частей лёгкой кавалерии, вооружённых пиками («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Улан— конный воин в обтяжной одежде особого покроя, с копьём, на котором значок, флюгарка («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

Драгун— в царской и некоторых иностранных армиях: военный из некоторых частей кавалерии, предназначенный действовать как в конном, так и в пешем строю («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Драгун— военный кавалерии, сражавшийся как в конном, так и в пешем строю, позже – только отличительное название некоторых кавалерийских полков («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Драгун— конный воин, по оружию и приёмам способный также для пешего боя («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

Басурман— в старину: иноземец, иноверец (преимущ. о мусульманине («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Басурман — недоброжелательное обозначение магометанина (первонач. татарина), а также вообще иноверца, иноземца («Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова)

Басурман— неверный, нехристианин; особ, мусульманин, а иногда всякий неправославный; всякий иноземец («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

Современные школьники не всегда могут понять лексическое значение некоторых военных терминов. Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, мы провели социологический опрос учащихся 6 А и 6 В классов нашей школы, предоставив опрошенным дать толкование слов «лафет», «картечь», «кивер», «строй», «басурман», «штык», «богатырь», использованных М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино». Из 60 школьников только

9 % определили лексическое значение слова «лафет»,

20 % определили значение слова «картечь»,

4 % – значение слова «кивер»,

80 % – значение слова «строй»,

54 % – значение слова «басурман»,

92 % – значение слова «штык»,

84% – значение слова «богатырь»,

Итак, в завершении нашей работы мы можем сделать выводы:

1. К военной терминологии относятся слова, не только собственно военной лексической группы, но и общеупотребительные.

2. Толкование военных терминов в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля и более поздних словарей: «Толкового словаря русского языка» Д.И. Ушакова и «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, отличаются несущественно. Но в словарях нового поколения лексическое толкование военных терминов более понятно для современного человека.

3. Большинство современных школьников может определить лексическое значение общеупотребительных слов, используемых в качестве военных терминов в художественной литературе, в отличие от собственно военных терминов.

Наша работа зародила интерес у одноклассников к изучению исторических произведений. Многие ребята стали находить и выписывать из текстов слова военной тематики и узнавать их толкование.

Список источников и литературы.

Источник

Стихотворение «Бородино» М. Ю. Лермонтова

«Бородино» (Скажи-ка, дядя, ведь не даром. ) — стихотворение русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 – 1841). Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского наполеоновского войска.

По сюжету стихотворения, ветеран Отечественной войны 1812 года («дядя») рассказывает молодому солдату о сражении у деревни Бородино.

Бородино

М.Ю. Лермонтов, 1837 год

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы 15 с пестрыми значками,
Драгуны 16 с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
— Январь 1837 г.
Источник: М. Ю. Лермонтов. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Правда, 1988.

Пояснения

История стихотворения

Считается, что замысел стихотворения возник у автора Лермонтова ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе литературной идеи было создано стихотворение «Поле Бородина».

К 25-летнему юбилею и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году.

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Источник

Михаил Лермонтов. Бородино

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрем же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

— Значение событий Отечественной войны 1812 года для формирования национального самосознания М.Ю.Лермонтова;

— Тему и идею стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»;

— Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

— Правильно и выразительно читать вслух стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»;

— Характеризовать старого солдата как типичного представителя русского народа;

— Обнаружить авторское отношение к изображаемому в стихотворении «Бородино».

II . Проверка домашнего задания.

III . Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.

IV Вступительное слово учителя. Слайд 2.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов. Он родился в Москве 15 октября 1814 года, а погиб совсем молодым, ему не исполнилось и 27 лет в 1841 году.

История Отечественной войны не раз будет изучаться вами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого, мы говорили о ней, читая басню И.А. Крылова «Волк на псарне».

Слайд 5. Обратимся к карте России 1812 года.

Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Но вначале русская армия вынуждена была отступать под напором врага. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще слышались голоса:

– До каких же пор мы будем отступать?

Слышались и другие голоса:

– Где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения Родины?

Слайд 6. Такой полководец в России был. Это Михаил Илларионович Кутузов – ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать генеральное сражение.

Слайд 7. В 125 км от Москвы, близ села Бородино, русские заняли оборону. Здесь должна была решиться судьба России и всей Европы.

Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года, именно здесь была сломлена мощь французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона.

Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 года – и посвятил своё стихотворение Лермонтов, назвав его кратко и выразительно «Бородино». Слайд 8.

– В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени:

редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;

мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;

улан, драгун – солдаты конных полков;

басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

VI . Знакомство со стихотворением: Слайд 10.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

VII . Краткая беседа по содержанию стихотворения:

– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?

(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и суровом мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.)

– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?

(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв.)

– Какие части можно выделить в стихотворении? Прочитайте самостоятельно стихотворение.

(Повторное чтение стихотворения с предварительным заданием.)

– В соответствии с выделенными частями попробуем составить простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат?

(Устное составление плана)

2.Выбор места сражения.

4.Ночь перед сражением.

6.Описание Бородинского сражения.

7.Поле боя после сражения.

(Открыть запись простого плана на доске)

– А теперь попробуем перевести его в цитатный план, то есть словами из текста и записать в тетрадь. ( Запись цитатного плана в тетрадях)

Слайд 35. Цитатный план:

1.«Мы долго молча отступали…»

2.«И вот нашли большое поле…»

3.«Два дня мы были в перестрелке…»

4.«Прилёг вздремнуть я у лафета…»

5.«И умереть мы обещали…»

6.«Вам не видать таких сражений…»

7.«Тогда считать мы стали раны…»

VIII. Анализ стихотворения

— Прочитав стихотворение, мы приступаем к его анализу. Представляет стихотворение единое целое или делится на строфы?

— Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство.

Сколько строф описывают Бородинское сражение?

Из скольких строк состоит каждая строфа?

Одинаково ли количество слогов в каждой строке?

Нет. Есть строки, в которых 10 слогов, 9 слогов, 6 слогов.

Для чего поэт использует различное количество слогов в каждой строке?

Это создает ощущение непринужденного разговора, живого рассказа поэта.

Какие строки в строфе рифмуются?

— 1 строка рифмуется со 2 строкой, но возникает интонация незавершенности. 3 строка рифмуется с 7 строкой.4,5,6 строки рифмуются между собой. Все это создает единое нерушимое стихотворное пространство.

С какой интонацией следует читать 3 строфу?

Какой прием звукописи использует автор в этой строфе?

Во 2 и в 3 строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?

— Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.

Чему посвящены 4-9 строфы?

С какой интонацией следует читать эти строфы?

— С интонацией растущего напряжения.

Слова, какой лексической группы здесь встречаются?

— Сначала употребляются просторечные слова и выражения: « Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй, безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: « Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важностью предстоящего события.

Какой художественный прием использует автор в 7 строфе?

— Прием противопоставления (антитеза). Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.

« Сверкнув очами», « рожден. хватом», « Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.

Все это нужно, чтобы передать историческую важность битвы, показать связь разных поколений воинов, готовых отдать свои жизни, ради Отчизны.

Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Слова, какой части речи чаще всего встречаются в данных строфах и почему?

Чаще всего встречаются глаголы, они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).

Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу?

Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.

Какие слова помогают «услышать» звук боя?

Какие звуки речи помогают услышать бой?

Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).

« Мусье»- просторечное, уничижительное слово.

Как построено стихотворение?

Стихотворение представляет собой диалог, который перерастает в страстный монолог русского солдата.

Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению живость и простоту?

— Автор использует диалог, повтор, обращения, риторические вопросы, побудительные предложения.

– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?

(Более 170 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)

– Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в художественной литературе, но и в изобразительном искусстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *