Что такое редуцированный звук в русском языке
Гласные буквы и гласные звуки (Слабая и сильная редукция)
В этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки, а также такие явления как слабая и сильная редукция.
10 букв русского алфавита называются гласными, т.к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т.к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].
Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:
1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья);
2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя);
3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно).
Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь: семья — семьи, соловья — соловьи.
Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.е. редуцируются.
Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:
а) в абсолютном начале слова: она [АНА];
б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).
В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т.к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА].
Сильная редукция наблюдается:
а) в любом заударном слоге (запад, вечером)
б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).
Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ]; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].
Запомним:
1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки [И], [Ы], [У].
2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю.
3) Редуцируются звуки [А], [О], [Э].
4) Редуцированные звуки могут быть выражены буквами А, О, Э, Е, Я.
5) Значки [Ъ] и [Ь] в транскрипции означают совсем не то, что Ъ и Ь на письме.
редуцирование в русском языке, объясните пожалуйста
В древних славянских языках существовали сверхкраткие гласные фонемы, которые обозначались буквами ъ («ер» ) и ь («ерь» ) и происходили от праиндоевропейских (и протославянских) кратких ŭ и ĭ.
Сильным положением ъ и ь была позиция под ударением и позиция перед слогом со слабым редуцированным; слабым — без ударения: на конце слова, перед слогом с гласным полного образования и перед слогом с сильным редуцированным.
аукнется ( альфа У к н и ц ъ ) полная редукция (неразличение звука) на конце слова в слабой позиции,
молоко ( м ъ л альфа к О ) редукция 2-й степени с «о» во втором предударном положении и 1-й с «о» в первой предударной.
лингв. о гласном звуке в безударной позиции и т. п. — подвергать фонетической редукции, то есть ослаблению; произносить менее отчётливо или вовсе непроизносить
Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.
Безударные слоги считают от ударного:
ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,
те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,
зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.
Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.
Рассмотрим пример: освежа´ющий, в нём 3-й слог ударный.
Считаем предударные слоги:
1-й предударный — све
Считаем заударные слоги:
Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте «о» и «а» произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:
Фонетические законы в областях гласных звуков с примерами
Основное качество гласного звука проявляется всегда под ударением, а в безударных складах происходит его редукция. Нужно запомнить несколько основных законов для правильного выполнения всех фонетических (практических) задач.
При транскрибировании важно высчитывать позиции гласных в каждом слове, для точности передачи всех особенностей русского языка.
Очень важно обращать внимание на все согласные, которые стоят перед каждым гласным в словах. Так как твердые и мягкие согласные и рядом стоящие гласные звуки влияют фонетически друг на друга.
Редукция гласных звуков в русском языке
Звуки [и], [ы], [у] не редуцируются качественно, они становятся короче в безударных складах — происходит количественная редукция.
Под влияние качественной редукции попадают такие гласные звуки как [э], [а], [о].
При определенных фонетических условиях гласные звуки заменяются их вариантами ([ь], [ъ], [Иэ], [Ыэ], [Λ]).
Позиция гласных [а] и [о] после твердых согласных
Например:
Звук [а]
Звук [о]
Если звуки [о], [а] находятся в начале слова — в транскрипции всегда ставится крышечка [Λ], так как гласный находится в позиции абсолютного начала и он менее редуцируется.
Интерпретация рассматриваемого понятия в зависимости от науки
В рамках математики, логики редукция – это специальный логико-методологический прием, позволяющий свести сложное к простому.
В астрономии, геодезии – процесс приведения результатов наблюдений, изменений из одной системы отсчета в другую посредством введения ряда поправок, детерминированных влиянием определенных причин. Последние внедряются ввиду того, что выполнение угловых измерений осуществляется для визирных целей. Их вертикальные оси не совпадают с имеющимися центрами пунктов. Вышеупомянутую поправку вводят в такие измерения, которые выполнены на смежном пункте.
В химии редукция – это раскисление, т. е. противоположный окислению процесс. Иначе говоря, процесс восстановления из оксида.
В такой науке, как биология, рассматриваемое понятие – это развитие, которое ведет к упрощению внутреннего строения организма.
В технике редукция – это уменьшение, сокращение силы движения либо напряжения.
В рамках социологии рассматриваемый термин означает теоретических подход, суть которого заключается в обосновании социального поведения с точки зрения психологии и физиологии.
Рассматриваемое понятие может быть интерпретировано и как отчуждение у аристократии коронных земель, которое проводилось королевской властью ряда европейских государств (XVI-XVII вв.).
Редукцией также называют парагвайские поселения индейцев, непосредственно управляемые Иезуитским орденом.
Редукция гласных
Известно, что это изменение гласного звука в слабой позиции (безударной). Редукция гласных может быть качественной и количественной. В первом случае происходит кардинальная перемена звука в безударном положении, меняются его качественные характеристики. Так, качественная редукция гласных наблюдается в изменении таких звуков, как [о], [е], [а].
Во втором случае затрагивается лишь длительность произношения (укорачивание звука), при этом основные характеристики не изменяются, ввиду чего даже в безударной позиции произносимый звук всегда узнаваем. Количественная редукция гласных в русском языке наблюдается в произношении таких звуков, как [и], [у], [й].
Степени редукции
Рассматриваемый процесс зависит от положения безударного слога, в котором употреблен звук. Итак, в первом предударном, неприкрытом слоге или сочетании гласных степень их изменения значительно меньше, чем в иных безударных слогах.
Таким образом, русские гласные, которые подвержены качественной редукции, имеют 2 степени. Как уже известно, 1-я степень – изменение гласных либо в первом предударном слоге, либо в неприкрытом, либо в сочетании гласных, а 2-я – это их изменение в последующих слогах – предударных, заударных.
Произношение редуцированных гласных в зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного
Редукция в словах весна, батрак, шестой, пятак, вода, летать и пр. одинаковая, то есть под ударением это один и тот же звук, несмотря на то, что, по сути, звуки разные.
Совсем недавно литературной нормой произношения считалась так называемая экающая (было необходимым употребление таких звуков, которые имели э-образный призвук, как между буквами и и э). Нормой было произношение звуков, приближенных к [ы] и [и], в безударном положении на месте ударных е.
Известно, что после твердых согласных, согалсно правилам, произносятся следующие звуки:
После мягких – звуки:
Из вышеперечисленных примеров видно, что один и тот же безударный гласный звук может быть отображен на письме различными буквами, а именно:
Все вышесказанное касаемо соответствия безударных гласных и букв, их обозначающих, для удобства можно представить в виде таблицы.
После твердого согласного (за исключением [ж], [ц], [ш])
После мягкого согласного
Перед фонетическим словом
Русская лингвистика
Эта наука представлена следующими разделами, которые изучают современный литературный язык:
Важно отметить, что графика, орфография, как правило, самостоятельно не изучаются. Так, первая включена в раздел фонетики, а вторая – словообразования, фонетики, морфологии.
Такой раздел, как стилистика, изучается на уроках развития речи, а пунктуация – при изучении синтаксиса.
Объект изучения лингвистики
Ее разделы описывают язык разносторонне, ввиду чего имеют самостоятельные объекты:
Синтаксис в совокупности с морфологией образует грамматику.
Рассматриваемый в данной статье лингвистический термин относится к разделу фонетики.
Безударные гласные
Как уже упоминалось ранее, в безударном положении гласные произносятся более кратко, с меньшей мускульной напряженностью органов речи, чем под ударением. Данный процесс в рамках лингвистики называется редукцией. Итак, гласные в безударном положении изменяют свое качество и тем самым произносятся не так, как ударные.
В нашем языке в безударной позиции различаются всего 4 гласных звука: [у], [и], [а], [ы]. Они отличаются, с точки зрения произношения, от соответствующих им ударных. Эти звуки не только короче, но и имеют несколько иной тембр, что вызвано меньшей мускульной напряженностью в ходе произношения, следствием чего выступает смещение органов речи к положению покоя (нейтральному положению). В связи с этим их обозначение посредством тех же самых транскрипционных знаков, как и у ударных гласных, в известной степени условно.
Английский язык: редукция
Для правильного произношения английских слов стоит запомнить, что их недопустимо произносить в отдельности. Английская речь достаточно плавно звучит, что достигается с помощью специальных законов произношения отдельно взятых английских слов в общем потоке речи – редукции, связки звуков. Так, редукция в английском языке – это утрата некоторыми гласными звуками своей сильной формы либо полное их выпадение из слов.
В английском ударными и безударными могут быть и слоги в слове, и сами слова внутри предложения. Некоторые лексические единицы звучат достаточно сильно, ввиду чего являются знаменательными, другие – безударно, они – служебные. Естественная редукция либо выпадение отдельно взятых звуков происходит в безударных словах, так как в них звуки также звучат слабо.
Если обратиться к словарю (раздел транскрипции) служебных слов: артиклей, союзов, предлогов, то можно заметить, что там представлены 2 их варианта: слабая и сильная форма. Именно первая, как правило, звучит в английской речи, так как служебные слова в предложениях выступают безударными. Точно такая же картина наблюдается и с местоимениями, вспомогательными, модальными глаголами, ввиду того, что они достаточно часто выполняют вспомогательную, служебную функцию и тем самым являются безударными.
Для сравнения можно привести следующие примеры:
Разновидности редукции в английском языке
Так же, как и в русском языке, в английском рассматриваемый лингвистический термин может подразделяться на следующие виды:
1. Количественная редукция. При ней звук утрачивает долготу, к примеру:
2. Качественная редукция (примеры приведены ранее и чуть ниже). Звучание существенно меняется:
Таким образом, подытожив, можно сказать, что редукция в языке (и английском, и в русском) выступает лингвистическим термином и подразделяется на качественную и количественную. Это законы произношения.
Редукция с точки зрения философии
Это ее главный феноменологический метод. Его понимание, по мнению Э. Гуссерля, влияет на осознание всей феноменологии в целом. Этот немецкий философ считал, что она выступает труднейшей задачей философии, которая в результате определяет и подлинность существующей философской рефлексии, и смысл самой человеческой жизни.
Ее трудности связаны, во-первых, с противоестественностью. Если рассматривать ситуацию с обычной естественной установкой, характерной для повседневного, научного опыта, то она осуществляется в согласии с гипотетическими примышлениями. Феноменологическая же (достигаемая посредством редукции) выступает полной противоположностью природе.
В связи с этим можно говорить, что редукция не отрицает мир, она представляет собой радикальное сведение существующего сознания до уровня «самого себя» (к изначальным данностям человека). Таким образом, мир не становится менее существующим, он только переходит в его феномен. Так называемый режим редукции допускает исключительно ноэтически-ноэматические структуры сознания. Однако это весьма трудноосуществимо, ввиду того, что люди привыкли видеть лишь объективное. Еще сложнее его обратить вовнутрь, вместе с присутствующими бесконечными препятствиями в виде привычек эмпирически-субъективистского, объективистского мышления.
Три типа редукции по Гуссерлю
Каждому из вышеперечисленных типов соответствует специфический уровень феноменологического исследования. Так, психологическая редукция охватывает область дескриптивной феноменологии, трансцендентальная – универсальной трансцендентальной, а эйдетическая – сущностной.
Психологическая редукция
Суть – возвращение к собственному опыту либо к «чистым» показателям психологического самоисследования. Субъект сразу сталкивается с таким трудным обстоятельством, как переплетение его психологической стороны жизни с информацией «внешнего» опыта, что обусловливает первое внепсихической реальностью.
Стадии психологической редукции:
Эйдетическая редукция
Метод идеации дает возможность исследователю относиться категориально к фактическим аспектам феноменов, другими словами, рассматривать их как «примеры» их инвариантной «сущности». Так, феноменолог для исследования априорных форм явлений отвлекается от их частных форм. Во всей общности ноэтических актов интересуют его лишь неизменные структуры, которые необходимо усмотреть, так как без них невозможно ни одно восприятие.
Итак, если первый тип редукции оголяет феномены внутреннего опыта, то второй – схватывает его сущностные формы. Стоит учесть, что рассматриваемая феноменология, которая эмпирически опирается на дескриптивную, вместе с тем априорно детерминирует ее, ввиду чего генетический постфактум оказывается логическим приусом.
Трансцендентальная редукция
Она выступает самым глубоким, а значит, и трудным этапом всей процедуры. Здесь эпохе производится над эйдетической и дескриптивной феноменологией. Это обусловлено тем, что они еще имеют корни в реалиях психического мира.
Когда феноменолог осуществляет эпохе и над существующей психической субъективностью, то ему открывается область, которая никак не связана с объективным миром и которая выступает самоданностью чистой субъективности, выраженной формулой «Я есмь».
Трансцендентальная редукция очищает сознание до абсолютной субъективности, которая конструирует мир. Согласно Гуссерлю, структура данной субъективности трехчленна: ego, cogito, cogitatum. Иначе говоря, трансцендентальное «Я», первоначальные ноэтические акты, их ноэматические референты.
В общих чертах значимость рассматриваемого понятия для феноменологии обусловлена тем, что редукция лежит в основе феноменологического метода и кардинально меняет традиционные философские представления и наивного реализма, и субъективного идеализма относительно взаимоотношения сознания и природы.
Что такое редуцированный звук в русском языке
Редукция первой степени
Прислушаемся к собственной речи. Произнесите слово «кафе». Какой звук вы слышите в первом слоге? Нет, это не звук [а]. В первом предударном слоге звуки [а], [о] и [э] переходят в позиции после твёрдых согласных в невполне ясный звук «крышечка» — [^]. Таким образом, слова «кафе», «окно», «этаж» произносятся как [к^фЭ], [^кнО], [^тАш]. Со звуком [ы] в этой позиции ничего не происходит.
Со звуком [ы] тоже происходят некоторые изменения, но чуть другие. В первом предударном слоге он становится похожим на звук [э], вследствие чего получил название «[ы], близкое к [э]», или «[ы], склонное к [э]» (это не я издеваюсь, это он так называется!)) — [ы э ]
А вот после мягких согласных звуки [а], [э], а также [и] во всех позициях переходят в звук «[и], близкое к [э]», или «[и], склонное к [э]» — [и э ]: слова «петух», «святой», «пирог» мы произносим как [п’и э тУх], [св’и э тОi], [п’и э рОк].
Редукция второй степени
А что же происходит с гласными, оказавшимися во втором предударном или в заударных слогах? А с ними происходят ещё более удивительные изменения!
После твёрдых согласных появляется совсем уж неясный звук «еръ» — [ъ]. В старославянском языке этот звук бывал даже ударным, да и в некоторых современных славянских языках (болгарском, сербском) еръ бывает под ударением.
Итак, такие слова, как «караван», «помидор», «кукла» произносятся [кър^вАн], [пъм’и э дОр], [кУклъ].
С гласными, стоящими после мягких согласных, происходят подобные же превращения, но только они переходят в звук «ерь» — [ь]: пишем «беличий», «пирамида», «перевод», а говорим [б’Эл’ьчьi], [п’ьр^м’Идъ], [п’ьр’и э вОт].
Исключение составляют лишь гласные, стоящие в начале слова. Достаточно непросто произнести первым звуком в слове [ъ] или [ь]. Поэтому в первом неприкрытом слоге (начинающемся с гласной) звуки произносятся так же, как при редукции первой степени: «апельсин» — [^п’и э л’с’Ин], «Испытать» — [и э спытАт’].
Отдельно ото всех гласных стоит звук [у]. Дело в том, что это, пожалуй, единственный звук, не подвергающийся качественной редукции — меняется лишь его долгота: в словах «курица», «укусить», «парус» везде слышится [у], различается лишь его долгота. Сверхкраткий [у] записывается как [ у ]: [кУр’ьцъ], [ у кус’Ит’], [пАр у с].
Аккомодация гласных согласным