Что такое реестровая модель предоставления услуг

Правительством РФ предложена «реестровая модель» предоставления государственных и муниципальных услуг

Как отмечают авторы проекта, суть «реестровой модели» состоит в том, что источником достоверных сведений о правовых статусах лиц становятся информационные ресурсы, а не бумажные документы. Вместо оформления бумажных документов по итогам предоставления государственной или муниципальной услуги будет формироваться юридически значимая запись в информационном ресурсе.

По желанию организации или гражданина можно получить выписку в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо выписку на бумажном носителе.

Предлагается реализация реестровой модели в следующих сферах:

-лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— получение разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, на перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

— согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

— получение разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

— аттестация должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

— аттестация, переаттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

— получение разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации;

— выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

— получение разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

— получение разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

— постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

— получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного;

— получение прокатного удостоверения на фильм.

Предусматривается расширение каналов взаимодействия заявителей (физических лиц и юридических лиц) с органами (организациями), предоставляющими соответствующие государственные, муниципальные услуги, за счет обеспечения возможности подачи запросов в электронной форме, а также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, проектом закрепляется возможность направления органом социальной защиты уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении, а также оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг наряду с письменной формой в форме электронного документа по выбору заявителя.

Источник

Статья 7.4. Реестровая модель учета результатов предоставления государственных и муниципальных услуг

Информация об изменениях:

1. Результаты предоставления государственных и муниципальных услуг учитываются и подтверждаются путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме.

2. Результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги.

3. Требования частей 1 и 2 настоящей статьи не распространяются на государственные и муниципальные услуги, результатом предоставления которых не являются возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей заявителя и иных лиц.

5. При формировании и ведении государственных и муниципальных информационных систем, указанных в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются достоверность и актуальность информации, содержащейся в данных информационных ресурсах, доступ к указанной информации в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, защита указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий, резервирование информации, обеспечивающее возможность ее восстановления, а также учет и фиксация вносимых изменений.

Источник

Что такое реестровая модель предоставления услуг

С 1 января 2021 года на реестровую модель перешли лицензирующие органы, осуществляющие лицензирование 52 видов деятельности, входящих в сферу действия Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Реформа охватывает более 600 тысяч лицензий в таких сферах, как медицинская, фармацевтическая деятельность, образовательная деятельность и т.д.

Кроме вступления в силу Федерального закона 478-ФЗ, устанавливающего реестровую модель и новые правила регулирования этой сферы, Правительством 29 декабря принято постановление № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», подготовленное Минэкономразвития России.

В соответствии с постановлением лицензирующие органы будут вести в электронном виде реестр лицензий по видам деятельности, лицензирование которых они осуществляют. При этом регистрационный номер лицензии в рамках конкретного реестра лицензий является уникальным.

Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, являются открытыми, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Доступ к такой информации обеспечивается лицензирующим органом посредством ее размещения в сети «Интернет». Также сведения о конкретной лицензии можно получить в виде выписки из реестра лицензий на бумажном или электронном носителе, форма которой утверждена постановлением.

Кроме того, постановлением упрощаются для лицензиатов процедуры в сфере лицензирования в случае изменения наименования лицензируемого вида деятельности, а также изменения места нахождения лицензиата, адреса осуществления лицензируемой деятельности в связи с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории, изменением нумерации, в том числе почтового индекса, на упрощенный для лицензиатов порядок внесения изменений в реестр лицензий.

«Вводимые новации оптимизируют взаимодействие лицензирующих органов с лицензиатами и соискателями лицензии, обеспечивают автоматизацию процесса лицензирования путем ускорения и упрощения документооборота, повышают прозрачность и оперативность внесения необходимых изменений в реестр лицензий. Заинтересованные лица смогут оперативно проверить наличие лицензии у интересующих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – сообщил Александр Вдовин, директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования.

Источник

Отмена лицензий на бумаге и внедрение реестровой модели лицензирования

Главная » Новости и статьи » Отмена лицензий на бумаге и внедрение реестровой модели лицензирования

27.12.2019 г. принят закон № 478-ФЗ, который внес поправки в законодательство о лицензировании. Нормативный акт отменил выдачу бланков и ввел реестровую модель лицензирования. Наша новая статья расскажет читателям о нововведениях этого закона.

Новые нормы о предоставлении лицензий

Закон № 478-ФЗ внес поправки сразу в 12 законов, упоминающих о выдаче лицензий. Среди них Жилищный Кодекс, закон о СМИ № 2124-1 от 27.12.1991 г., закон о детективной и охранной деятельности № 2487-1 от 11.03.1992 г., закон № 99-ФЗ о лицензируемых видах деятельности от 04.05.2011 г., а также другие нормативные акты. Эти новеллы начнут действовать с 01.01.2021 г.

Государство станет предоставлять, а не выдавать лицензии

С 01.01.2021 г. лицензии будут предоставляться, а не выдаваться заявителям. Законодатель сменил «выдачу» лицензии на ее «предоставление». Вроде бы это несущественное изменение. Однако данная новелла меняет порядок лицензирования. «Выдача» подразумевает передачу бланка на материальном или электронном носителе, а «предоставление» дает право или возможность заниматься определенными работами (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., Изд. «АЗЪ», 1995 г.).

Поэтому лицензии на бумаге уйдут в прошлое. Лицензирующие учреждения перестанут выдавать бланки. Кроме того, государство отменило направление лицензий в электронном виде по просьбе заявителя (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Соответственно, отменяются типовые формы лицензий.

Запись в реестре — единственное подтверждение права заниматься лицензируемым видом деятельности

Разрешение на ведение лицензируемой деятельности будет подтверждаться только записями в реестрах. Впрочем, закон предусмотрел получение выписки (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Лицензирующий орган предоставит заявителю выписку на обычном листе бумаги формата А4 или в электронном виде. Причем выписка на бумаге выдается за деньги, а в электронной форме (подписанная УКЭП) — бесплатно.

Процедура формирования и ведения реестра разрабатывается и утверждается Правительством РФ. Днем предоставления лицензии станет считаться дата занесения записи в реестр.

Изменения в правилах заполнения и подачи заявления

С будущего года ИП и фирмы смогут подать заявление на лицензию не только в лицензирующий орган, но и через МФЦ (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Правда, заявление в лицензирующий орган станет подаваться исключительно в электронном виде. Иными словами, его нельзя направить по почте или предоставить лично на бумажном носителе. Идентификация соискателя пройдет с помощью единой системы идентификации и аутентификации. Эта абсолютно определенная норма, не допускающая подачи документов на бумаге.

Что же касается подачи документов через МФЦ, то об этом теперь говорит ч. 6 ст. 13 закона № 99-ФЗ в новой редакции. Правда, законодатель сформулировал эту норму туманно и даже «коряво». Звучит она приблизительно так: соискатель вправе подать заявление в лицензирующий орган или в МФЦ на бумаге либо направить пакет по почте с уведомлением, если многофункциональный центр субъекта РФ предоставляет подобную услугу. Упоминание о лицензирующем учреждении с использованием союза «ИЛИ» усложнило понимание нормы. Скорее всего, разработчики закона хотели сказать, что компания (ИП) вправе подать заявление не только в лицензирующий орган, но и в МФЦ, если многофункциональный центр предоставляет подобную услугу. При этом заявление в многофункциональный центр подается на бумаге. В итоге ч. 6. ст. 13 закона № 99-ФЗ получилась двусмысленной и потребует дополнительных разъяснений со стороны лицензирующих органов.

Стоит отметить, что теперь в заявлении не надо будет указывать адрес уполномоченной ИФНС, зарегистрировавшей юрлицо (индивидуального предпринимателя), и реквизиты платежного поручения об уплате госпошлины.

В течение 3 дней после появления записи в реестре лицензирующее министерство (ведомство) направит уведомление о выдаче лицензии компании (предпринимателю) по выбранной последними форме — на e-mail или по почте на бумаге. Кроме того, если заинтересованное лицо запросит выписку из реестра, то лицензирующий госорган отправит не только уведомление, но и выписку в электронной или (в зависимости от желания получателя) в бумажной форме.

Похожим образом будет проходить переоформление лицензий. Субъект подаст заявление в электронной форме в лицензирующий орган либо на бумажном носителе через МФЦ. При этом заявитель получит право на консультацию лицензирующего органа. Для этого компания (ИП) должна попросить в заявлении направить ей в электронном виде сведения по вопросам переоформления лицензии (ст. 18 закона № 99-ФЗ о лицензируемых видах деятельности и ст. 9 закона № 478-ФЗ).

Что делать, если лицензия на бумаге утрачена

Бумага не вечна. Фирмы и предприниматели теряют или иным образом утрачивают лицензии на бумажных носителях. Сегодня лицензиаты получают дубликаты или копии лицензий. Однако с 01.01.2021 г. это станет невозможным. Ст. 17 о выдаче дубликатов и копий лицензий на бланках Закона № 99-ФЗ утратит силу с 01 января будущего года. Следовательно, если лицензиат потерял бланк, то еще есть время получить дубликат. С 2021 г. вместо копии лицензирующий орган отправит только выписку из реестра.

Сфера действия нового закона

Закон № 478-ФЗ касается всех видов деятельности за исключением банковской. ЦБ РФ не подчиняется Правительству РФ, самостоятельно выдаёт лицензии кредитным организациям и утверждает типовые формы лицензий (ст. 13 Федерального закона № 395-1 о банках и банковской деятельности от 02.12.1990 г.). Однакорано или поздно и Центробанк перейдет на реестровую модель лицензирования.

Будут ли действовать лицензии, выданные до начала действия закона, и надо ли их переоформлять

Лицензии, полученные до 01.01.2021 г., действуют после этой даты и подтверждают право субъекта работать по выбранному направлению (ст. 13). Переоформлять ничего не надо. Государственные органы, отвечающие за представление лицензий, приведут записи в реестрах в соответствии с законом № 478-ФЗ. Получается, что предоставление и продление лицензий станет проводиться одновременно с внедрением нового порядка записей. Это вызовет накладки и ошибки в реестрах.

Выводы

Государство постепенно избавляется от архаичного документооборота. Лицензии на бланках уходят в прошлое, как и свидетельства из ИФНС или Росреестра. Заявители будут получать стандартные выписки из реестра. Это необратимый процесс.

Другой вопрос, что для создания реестровой модели понадобится время. Правительство успеет принять Постановления. Но министерства и ведомства (Ростехнадзор, Министерства образования и культуры, Росздравнадзор и т.д.) также должны изменить Положения о лицензировании, отработать порядок оказания услуг в электронной форме и механизмы взаимодействия с МФЦ. Кроме того, государственные, муниципальные, коммерческие организации и банки обязаны исключить требования о предъявлении лицензий на бумаге из локальных нормативных актов. Например, при проведении закупок, проверок, открытии расчетных счетов и так далее. Предприниматели опасаются незаконных требований, проволочек и накладок, как это было после отмены бумажных свидетельств ИФНС. А учитывая негативный опыт — эти опасения имеют под собой реальную почву.

Источник

Что такое реестровая модель предоставления услуг

Соответствующий проект постановления Правительства подготовлен Минэкономразвития в рамках реализации Федерального закона № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности».

Подготовленным Минэкономразвития проектом акта устанавливаются правила формирования и ведения лицензирующими органами реестров лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Документом определяются перечень сведений, подлежащих внесению в реестр лицензий, случаи, в которых указанные сведения подлежат внесению в реестр лицензий, сроки внесения сведений в реестры лицензий.

Принятие постановления обеспечит оптимизацию деятельности лицензирующих органов, в частности процедур предоставления и переоформления лицензий, обеспечит сокращение бумажного документооборота, связанного с оформлением и выдачей лицензий.

«Положения проекта постановления затронут 52 вида деятельности, подлежащих лицензированию, к примеру, образовательная, медицинская деятельность, коснутся более 600 тысяч действующих лицензиатов», – прокомментировал директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Александр Вдовин.

Документ предполагает улучшение работы 19 лицензирующих органов (включая их территориальные органы), осуществляющих выдачу лицензий на федеральном уровне, а также работы лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование в рамках переданных и собственных полномочий.

Напомним, что с 1 января 2021 года внедряется реестровая модель – отменяется выдача лицензий на бумажном носителе. Наличие лицензий теперь будет подтверждаться не бумажными документами, а соответствующими записями в реестрах лицензий, ведение которых осуществляют лицензирующие органы. При этом любое заинтересованное лицо сможет получить при необходимости электронную выписку из реестра лицензий без взимания платы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *