Что такое референтная база
Реферативная база данных
Смотреть что такое «Реферативная база данных» в других словарях:
реферативная база данных — Библиографическая база данных, содержащая библиографические записи, включающие указания о содержании документа (аннотацию или реферат). [ГОСТ 7.73 96 ] Тематики поиск и распространение информации Обобщающие термины базы данных EN referral… … Справочник технического переводчика
реферативная база данных — 3.3.6 реферативная база данных: Библиографическая база данных, содержащая библиографические записи, включающие указания о содержании документа (аннотацию или реферат) Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
реферативная база данных — Rus: реферативная база данных Eng: referral database Fra: base de données de references Библиографическая база данных, содержащая библиографические записи, включающие указания о содержании документа (аннотацию или реферат). ГОСТ 7.73 [3.3.6] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Scopus — Эта статья о базе данных. О северной вершине Элеонской горы см. гора Скопус. SciVerse Scopus URL: www.scopus.com Коммерческий: Да … Википедия
ГОСТ 7.73-96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.73 96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения оригинал документа: 3.2.5 автоматизированная информационно поисковая система: ИПС,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Информационная инфраструктура — У этого термина существуют и другие значения, см. инфраструктура. Информационная инфраструктура система организационных структур, подсистем,[1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств… … Википедия
Индекс цитирования научных статей — У этого термина существуют и другие значения, см. Индекс цитирования. Индекс цитирования научных статей (ИЦ) реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и… … Википедия
GetCITED — GetCITED научная реферативная база данных, объединяющая информацию о публикациях и цитированиях. Система включает не только статьи из научных журналов, но также главы из книг, монографий и других изданий. Целью проекта является… … Википедия
Скопус — Скопус: Скопус северная вершина Елеонской горы в Иерусалиме Scopus библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей … Википедия
Днепропетровская областная универсальная научная библиотека имени Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия — Коммунальное учреждение культуры «Днепропетровская областная универсальная научная библиотека имени Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия» … Википедия
Спецификация функциональных требований к ИС
Референтная модель бизнес-процесса
Проведение предпроектного обследования предприятий
Сбор информации для построения полной бизнес-модели организации часто сводится к изучению документированных информационных потоков и функций подразделений, а также производится путем интервьюирования и анкетирования.
К началу работ по обследованию организация обычно предоставляет комплект документов, в состав которого обычно входят:
(Наименование предприятия) | (Наименование подразделения) | Характеристики обработки документов | ||||
№ | Наименование и назначение документа | Кто обрабатывает | Откуда поступает | Трудоемкость | Периодичность, регламент | Способ получения |
(Наименование предприятия) | (Наименование подразделения) | Характеристики обработки документов | ||||
№ | Наименование и назначение документа | Кто обрабатывает | Кому передает | Трудоемкость | Периодичность, регламент | Способ получения |
(Наименование предприятия) | (Наименование подразделения) | Характеристики обработки документов | ||||
№ | Наименование и назначение документа | Кто обрабатывает | Куда поступает | Трудоемкость | Периодичность, регламент | Способ получения |
Списки вопросов для интервьюирования и анкетирования составляются по каждому обследуемому подразделению и утверждаются руководителем компании. Это делается с целью:
Общий перечень вопросов (с их последующей детализацией) включает следующие пункты:
Анкеты для руководителей и специалистов могут содержать следующие вопросы:
Собранные таким образом данные, как правило, не охватывают всех существенных сторон организационной деятельности и обладают высокой степенью субъективности. И самое главное, что такого рода обследования не выявляют устойчивых факторов, связанных со специфическими особенностями организации, воздействовать на которые можно исключительно методами функциональной настройки организационной системы.
Сплошной «фотографией» рабочего времени называется непрерывное наблюдение и регистрация характеристик работников в процессе функционирования в течение всего рабочего дня. При этом индицируемые параметры последовательно вносятся в заранее заготовленную рабочую таблицу. Ниже представлена форма рабочей таблицы системного аналитика;
Часть показателей, те, что помечены звездочкой, заполняются в процессе обследования, остальные — после. Содержание записей следующее:
Что такое референтная группа простыми словами
Рассказываем о референтных группах потребителей и их возможной пользе в маркетинге и рекламе.
Что такое референтная группа?
Существует несколько определений этого феномена. Обычно используются две дефиниции:
Референтная группа понимается как некая группировка людей, способная каким-либо образом влиять на принимаемые индивидом решения. Количество таких группировок может быть больше одной, а индивид может не причислять себя к ней. Кроме того, референтная группа может влиять на другие когнитивные особенности человека.
Также под референтной группой понимают объединение лиц, воспринимаемое другим человеком как некий идеал, на который стоит равняться при принятии решений.
В нашем случае подходят оба определения. Референтные группы оказывают косвенное или прямое влияние на людей и всячески провоцируют их на покупку конкретных товаров или использование определенных услуг.
При этом сам феномен куда шире и затрагивает множество аспектов жизни людей. Подобные группы могут влиять на то, как человек мыслит, действует, живет, относится к другим людям и т.п.
Референтные группы в маркетинге
Сама группа может являться не реальным скоплением людей (семья, коллеги, кружок по интересам и т.п.), а виртуальным. Понятие референтной группы потребителей постепенно размывается. Групп становится слишком много, и большая их часть существует вдали от человека.
Это могут быть просто богатые люди, на которых ориентируется индивид. Люди, которые владеют схожим товаром (можно передать привет тем, кто до сих пор воюет в интернете на тему «iOS против Android»). Люди, занимающиеся одним видом спорта или выполняющие ту же работу. Примеров масса.
В маркетинге это работает следующим образом:
Корпорация анализирует целевую аудиторию.
Смотрит, к какой категории она себя относит или хотела бы относить.
Строят на базе этой референтной группы свою рекламную кампанию.
Иногда компании приглашают ярких представителей объединения и используют их имя и образ для рекламы продукта. Иногда выходит удачно и красиво для всех, а иногда получается реклама чипсов Lays с Месси.
Виды референтных групп
Обычно референтные группы потребителей делят на три сегмента с подгруппами по их глобальных характеристикам, иногда добавляя в классификации некоторые более узконаправленные типы объединений.
По степени воздействия
Первичные группы – это самые небольшие и приближенные к человеку сообщества: семья, коллеги, друзья. То есть те, с кем человек реально взаимодействует на регулярной основе, являясь частью группы непосредственно, а не только мнимо.
Вторичные группы – более крупные объединения, иногда исключительно идеологические. Взаимодействие между ее членами может происходить редко или исключительно удаленно. Или же вовсе не происходить никогда.
По особенностям взаимоотношений в группе
Формальные – это все сообщества, в которых хоть как-то документируется участие человека. К примеру, принадлежность к политической партии или работа в какой-либо компании.
Неформальные – любые группы, где не существует строгих правил. Какой-то клуб интересов без конкретной иерархии и структуры или же компания друзей, партнеров по хобби.
По степени принятия себя в группе и особенностям коллектива
Положительные – объединения, с которыми индивид хочет себя ассоциировать и откуда черпает вдохновение. Сообщества, где обитают люди, с которых он берет пример и которые способны влиять на его выбор.
Отрицательные – сообщества, где обитают личности, которые не нравятся человеку. Он хотел бы избегать взаимодействия с ними, а также любой ассоциации с этой группой.
Также в классификацию иногда заносят такие группы, как ценностные – объединения, основанные на общих взглядах на мир. Информационные, где обычно обитают эксперты, делящиеся мнением друг с другом и участниками группы, или же утилитарные, т.е. объединения, причастность к которым дает человеку какие-то блага.
Формы воздействия на потребителей
4 главные формы воздействия:
Нас больше всего интересуют власть вознаграждения и самоидентификации.
В первом случае речь идет о награждении за следование правилам и принадлежность к группе. Это может быть как поощрение на работе за четкое следование правилам коллектива, так и скидка за пользование услугами конкретной компании. Похожим образом работают реферальные программы и накопительные системы. Компании как бы говорят покупателям и пользователям: «Будете играть по нашим правилам – дадим бонусы».
С самоидентификацией чуть сложнее. Здесь бренду необходимо представить свой товар так, чтобы пользователь считал благом использование этого товара. Без всяких скидок. По такому принципу работают всевозможные luxury-бренды: обладание определенным товаром делает потребителя «особенным», и он с радостью на это покупается.
Принуждение и легитимная власть работают в контексте политических организаций и трудовых взаимоотношений.
Другие формы взаимодействия потребителей с референтными группами и брендами
Ценностная форма воздействия
Иногда компании используют не совсем честную игру, пытаясь взыграть на определенных чувствах аудитории, формируя группы лояльных потребителей и используя ценностную форму воздействия. Бренд может заявить, что поддерживает ЛГБТ-сообщество, и продвигать свои товары среди этой категории пользователей. Фирма ассоциирует себя с этой группой людей и привлекает их внимание, потому что этому объединению важна поддержка.
Также можно надавить на другие проблемы, например, с экологией или браконьерством, предложив товары, которые не наносят ущерб природе. Или же предложив товары для детей, якобы отстаивая семейные ценности. В общем, под контроль берутся идейные взгляды людей.
Информационная форма воздействия
Иногда на популярность бренда влияют пользователи. Это может быть как большая группа людей, так и небольшое объединение без громких имен. К примеру, если человек носит бренд конкретной одежды и хвалит его качество, то те, кто уважает его мнение, тоже окажутся предрасположены к покупке вещей этого бренда.
В таких группах ключевую роль играют либо опытные пользователи, либо люди с авторитетом.
Зачем существуют референтные группы?
Маркетологи изучают этот феномен, чтобы повышать продажи и лучше контролировать потребителей. Продать какой-то товар, сервис, услугу или заставить выполнить какое-то действие куда проще, если сможешь найти что-то общее в интересующей аудитории и ударишь именно по ней.
По этой причине бренды берут в рекламу знаменитостей и нанимают амбассадоров, т.е. людей, которые используют свою популярность для продвижения бренда. Обычно это продвижение заключается только в публичном использовании товара.
Референтные группы всегда влияют на наши действия, на выбор товаров, еды, организаций и т.п. Поэтому компания Apple со скрипом делится функциями и программами с другими ОС. Она знает, что если кто-то в семье пользуется Айфоном, этот кто-то ради своего удобства убедит в покупке Айфонов всю семью. И потом соскочить не выйдет, ведь семья – очень эффективная референтная группа. И таких примеров масса.
Наше желание с кем-то себя ассоциировать и на кого-то ориентироваться всегда играет на руку маркетологам.
Формирование моды
Один из самых мощных механизмов воздействия на покупателей, который генерируется референтными группами – мода.
Мода – это ценность, в которой норма внешнего поведения окружающих воспринимается индивидом как собственная потребность и желание (обладать чем-либо, быть кем-то).
Мода – это крайне скоропостижное явление, которое быстро формируется и быстро угасает. Какой-то артист надевает новые кеды, и они тут же становятся частью моды, а значит, их хотят все. И когда вокруг друзья, знакомые и просто земляки начинают носить эти кеды, невольно начинаешь засматриваться на них.
Бренды сами формируют моду, атакуя крупные референтные группы, и тем самым завлекают в свой стан более массовую аудиторию.
Вместо заключения
Использование референтных групп в маркетинговых кампаниях гарантирует привлечение новой аудитории. Главное – правильно выявить целевую аудиторию и те объединения, с которыми она себя ассоциирует, потому что принимаемые индивидом решения во многом зависят от общества его окружающего. Особенно групп, которые ему нравятся.
Что такое референтная группа: объясняем
Узнайте, как референтные группы влияют на выбор покупателя и научитесь использовать это для своего бизнеса
Референтная группа — это группа людей с похожим социальным статусом, уровнем достатка, стилем и другими особенностями, с которой человек сопоставляет себя. Маркетинг позаимствовал этот термин из социальной психологии, чтобы обозначить группы, которые способны формировать желания и принятие решений со стороны покупателя.
Содержание
Когда человек совершает покупку, он находится под давлением различных референтных групп, хотя он этого и не осознает. Например, покупая перекус или домашнюю пижаму, покупатель не очень считается со своей референтной группой, потому что, грубо говоря, пижама не предназначена для посторонних глаз. Однако, как только в дело вступают социальные факторы, например, когда продукты покупаются к званому ужину, а пижама — для пижамной вечеринки, давление референтных групп увеличивается и во многом формирует выбор товаров.
Если на званый ужин придут состоятельные гости с высоким социальным статусом, то вареная картошка и дешевый алкоголь могут быть странно восприняты гостями, что повлияет на отношение к хозяину стола, поэтому выбор будет в сторону дорогого алкоголя и более изысканных блюд. Если на костюмированной вечеринке, куда пригласили вашу четырнадцатилетнюю дочь, все будут любителями аниме Naruto, а ваша дочь придет в костюме Гарри Поттера, это могут не оценить.
Давайте рассмотрим, какие существуют виды референтных групп.
Виды референтных групп
Социологи различают референтные группы в зависимости от степени их важности для человека, уровню формальности отношений и по желанию человека отождествлять себя с определенными группами.
По степени важности выделяют два вида референтных групп.
По формату отношений выделяют следующие группы.
Референтные группы также различают по желанию человека отождествлять себя с ними.
Давайте рассмотрим, как референтные группы могут формировать поведение покупателей.
Влияние референтных групп на потребителя
Существуют следующие виды влияния референтных групп на выбор товара.
Поздравляем, вы узнали, что такое референтные группы, ознакомились с их типами и с тем, как они влияют на выбор товаров.
РЕФЕРЕНТНОЕ СОБЫТИЕ И РЕФЕРЕНТНАЯ БАЗА НОВОСТНОГО МЕДИАТЕКСТА
В статье рассматриваются понятия «референтное событие» и «референтная база», необходимые для разработки концепции референции новостного медиатекста. В работе раскрывается содержание этих понятий, проводится типологизация референтных событий, предлагается методология их описания.
REFERENCE EVENT AND REFERENCE BASIS OF THE NEWS MEDIA TEXT
The paper deals with the concepts of “reference event” and “reference base”, necessary to build a referential theory of the news media text. In the work the scope of these concepts is interpreted, the typology of reference events is developed, their description methodology is proposed.
Андрей Александрович Негрышев, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых
E-mail: negryshev@inbox.ru
Andrey Aleksandrovich Negryshev, PhD, Associate Professor of the Chair of German and French Languages, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov
E-mail: negryshev@inbox.ru
Негрышев А. А. Референтное событие и референтная база новостного медиатекста // Медиалингвистика. 2015. № 2 (8). С. 78–90. URL: https://medialing.ru/referentnoe-sobytie-i-referentnaya-baza-novostnogo-mediateksta/ (дата обращения: 14.12.2021).
Negryshev А. А. Reference event and reference basis of the news media text // Media Linguistics, 2015, No. 2 (8), pp. 78–90. Available at: https://medialing.ru/referentnoe-sobytie-i-referentnaya-baza-novostnogo-mediateksta/ (accessed: 14.12.2021). (In Russian)
УДК 81-114.2
ББК 81.0
ГРНТИ 16.21.33
КОД ВАК 10.02.19
Проблемы текстовой референции вызывают в настоящее время активный интерес исследователей, работающих в различных областях языкознания и смежных с ним дисциплин. Пересечение подходов, например, лингвистической семантики, лингвистики текста, коммуникативистики и теории журналистики проявляется в постановке вопросов адекватности, достоверности, объективности текста, актуальных как для лингвистической теории, так и для журналистской практики [Шабес 1989; Клюев 2002; Панченко 2010; Лисицкая 2010; Данилова 2005; Селиванова 2002; Фролова 2007; Кибрик 1992], [Кибрик 2003, и др.]. Для теории и практики журналистики проблемы текстовой референции представляют актуальность, в частности, в контексте уточнения критериев достоверности информации. Так, общепринятые на сегодня критерии качества новостной информации, такие как актуальность, оперативность, правдивость, лаконичность, сенсационность представляют собой скорее набор некоторых неверифицируемых характеристик, нежели систему научно обоснованных признаков, учитывающих факторы коммуникативно-прагматического и культурно-гносеологического планов.
Системное рассмотрение проблемы референтной адекватности информации необходимо предполагает разработку целостной концепции референции медиатекста. Представляется, что первичным звеном такой концепции должно стать описание объектов референции, выступающих в качестве материала для новостного сообщения. Если исходить из теории референтной отнесенности высказывания в том виде, в котором она оформилась в лингвистической семантике, то речь идет об онтологическом параметре референции, исследование которого предполагает ответ на вопрос «с какими типами феноменов соотносится пропозиция» [Кобозева 2000: 237].
Ниже мы попытаемся наметить некоторые подходы к обозначенной проблематике, опираясь на исследовательские традиции в изучении дихотомии «событие — факт», сложившиеся в лингвистической семантике и в теории журналистики.
Насколько можно судить, первое подробное обоснование этой дихотомии в лингвистике было предпринято Н. Д. Арутюновой.. «Событие», согласно ее концепции, «принадлежит области реальности», и само «имя событие ориентировано на поток происходящего в реальном пространстве и времени» [Арутюнова 1988: 167–168]. Факты же «не являются онтологическими единицами», а «есть способ анализа событий действительности, имеющего своей целью выделение в них таких сторон, которые релевантны с точки зрения семантики текста» [Там же: 161–162]. Таким образом, Арутюнова указывает на онтологическую природу события и на гносеологическую природу факта. В этой же работе мы находим образное представление данной дихотомии, весьма иллюстративное для осмысления отношений «событие действительности — новостной текст»: «…так как факты населяют логическое пространство, популяции реального мира от этого не увеличиваются. Если факт это тень, отброшенная событием на экран знания, то одно и то же событие может иметь несколько теневых отображений в зависимости от того, где помещен источник света» [Там же: 139].
Данное представление об отсутствии изоморфизма между событием и фактом является на сегодня общепризнанным, хотя встречаются разные терминологические варианты его оформления. Так, например, в известной концепции В. З. Демьянкова используется только термин событие, в содержание которого входит как экстралингвистическое, так и ментальное наполнение, причем в ментальной составляющей выделено два компонента: собственно мыслительный (событие как идея) и языковой (текстовое событие). В итоге дихотомия превращается в триаду: «событие как идея» — «собственно событие, или референтное событие» — «текстовое событие» [Демьянков 1983: 321]. Данная триада принимается за основу и в теории журналистики, только вместо термина событие используется термин факт: «факт как независимый от сознания человека „атом действительности“ — факт как отражение в сознании данного „атома действительности“ — факт как элемент текста, в котором объективируется выработанная сознанием информация об этом „атоме действительности“» [Лазутина 2006: 88].
При всем несовпадении природы события и факта логика дальнейшего их рассмотрения требует, тем не менее, выяснения структуры события и соотнесения ее со структурой факта. Сложившиеся в данном направлении подходы восходят к философской логике и перекликаются с данными психологии. Поскольку факт это явление мысли, а мысль вербализуется в высказывании, то структура факта для лингвистики сводится, по сути, к структуре пропозиции, а сам процесс соотнесения факта с событием — к предицированию (ср.: «суждение же в целом представляет собой предикат, или, точнее, предицирование» [Степанов 1981: 53]). Так, в цитированной работе Н. Д. Арутюновой утверждается, что факт «не может оторваться от смысла и логической структуры той пропозиции, в которой берет свое начало. Именно пропозиция очерчивает границы факта» [Арутюнова 1988: 161]. Мысль о том, что структура высказывания повторяет (до известной степени) структуру ситуации, подробно развивает А. Е. Кибрик. По его мнению, структура внеязыковой ситуации (событие + партиципанты) отражается в пропозиции, состоящей из предиката (события) и его аргументов (партиципантов) [Кибрик 1992: 198–199]. «Среди аргументов выделяются актанты — обязательные участники данного события, и сирконстанты — факультативные участники события» [Там же: 200].
Такой подход, хотя и не дает напрямую представления о структуре онтологического события, позволяет, тем не менее, рассмотреть своего рода «элементарные структуры» высказывания-факта, «по умолчанию» соотносимые со структурой события и сходные с теми, что выделены психологами: «субъект, средства, объект, время, обстоятельства или условия, причина, цель, результат» [Леонтьев 2008: 159]. Если же говорить о тексте, не сводимом к одной пропозиции, то исследователи формулируют целый комплекс требований к созданию максимальной полноты описания события: «1. Точно передать сущность события — а) правильно передать число участников события, актантов… б) правильно отделить одно событие от другого… 2. Передать внутренние отношения между компонентами одного события… 3. Передать тип отношения между событиями» [Николаева 1980: 202–203].
Очевидно, что исследование такого рода неизбежно приобретает междисциплинарный характер, о чем свидетельствует, например, работа В. З. Демьянкова, посвященная семиотике событийности в СМИ. В ней, в частности, обозначены параметры текстовой событийности, такие как статика / динамика, контролируемость / неконтролируемость, ролевые функции участников события, пространственно-временная локализация и др. [Демьянков 2008: 80–83]. И еще более масштабной выглядит исследовательская программа, если разрабатывать ее в русле евентологии — современной междисциплинарной теории событийности, охватывающей сферы философии, психологии, математики и теории искусственного интеллекта.
Из приведенного краткого обзора следует, что, несмотря на терминологические расхождения, общепризнанной на сегодня является дифференциация собственно событийного (онтологического) и языкового (текстового) планов информации, причем результат их взаимодействия не является вербальным «слепком» второго с первого, а следовательно, максимально полное «отражение» события в тексте предполагает учет целого комплекса требований (см. выше: [Николаева 1980]). Из приведенного обзора становится очевидно, что в методологии исследований в области событие — текст преобладают методы логической семантики, выработанные в теории предикации.
В значительной мере сделанные обобщения можно отнести и к современной теории новостной журналистики, где наблюдается также тенденция к максимальной конкретизации типов событий (ситуаций, фактов) с учетом специфики новостного медиадискурса. Так, например, Г. В. Лазутина рассматривает новость как «особый феномен действительности», сущность которого составляет то или иное изменение положения дел в объективной действительности: «факт, меняющий ситуацию, сердцевина новости» [Лазутина, Распопова 2008: 87]. Результат такого изменения может иметь форму события (происшествие, действие, мероприятие, акция); решения (намерение, план, программа); подведения итогов деятельности (сводка, отчетный доклад, презентация)» [Там же: 85]. В диссертации М. Ю. Доценко предлагается классификация содержания новостного газетного заголовка в соотношении с референтыми ему ситуациями действительности, определяемыми предикатом: ситуации деятельности субъекта, ситуации процесса, ситуации состояния, акты, события [Доценко 2009: 134–140]. По сути, речь здесь идет о классификации предикативной семантики, которая соотнесена также с классификацией субъектов-референтов в рамках предикативно-актантных структур различных синтаксических моделей. В работе Л. Р. Дускаевой выделены типовые модели информационных газетных жанров, в которых также прослеживается классификация объектов текстовой референции: сообщение о событиях, сообщение о положении дел, информирование о персонажах [Дускаева 2012: 103–147]. В контексте авторской концепции жанров как алгоритмов вопросно-ответных циклов, последовательно дающих ответы на предполагаемые читательские вопросы [Там же: 103] жанровый статус получают и такие компоненты событий и ситуаций, как пространство, причина, последствие.
Итак, для исследования объектов референции новостного медиатекста важно выделить следующие концептуально-методологические позиции. Во-первых, в рамках лингвистики (и даже медиалингвистики) проблематично говорить об изучении событий действительности как таковых, поэтому задачи референциального анализа требуют более четкой терминологии, отражающей не реалии внеязыковой действительности, а специфику лингвистического анализа текста. Во-вторых, «превращение» недискретного событийного континуума в дискретный новостной текст осуществляется не под влиянием неких объективных структур самих событий, а благодаря определенным схемам их вербально-семиотической обработки, принятым в новостном медиадискурсе на конкретном культурно-историческом этапе. В‑третьих, как вытекает из вышесказанного, материалом референциального анализа является не само событие, а те модели его представления, в которых закреплены определенные способы вербального «дробления» событийного поля действительности на отдельные «события текста». Непосредственно же «событийное поле» есть материал журналистской практики, где автор в процессе его обработки решает в первую очередь задачу «кристаллизации» из этого поля дискретных событий текста путем отграничения одного события от другого и отделения их от ситуаций, мнений, интерпретаций и общеизвестной информации. При этом журналист выявляет компоненты события и выстраивает отношения между ними, повышает / понижает их коммуникативный статус и т. п. Внесем оговорку, что речь здесь идет о заведомо «идеальном», «модельном» авторе, строго ориентированном на объективную беспристрастную обработку материала. В реальности же, как известно, журналист находится под давлением целого комплекса факторов, влияющих на степень его объективности.
Для лингвистического описания референции новостного текста мы предлагаем разграничить понятия референтной базы и референтного события. Референтная база (ср. термины К. А. Долинина [1985: 8] референтная ситуация и референтное пространство) — это совокупность всех возможных компонентов событийного пространства объективной действительности, с которыми сталкивается автор в процессе работы с новостью: субъекты, объекты, действие, положение дел, место, время, причины, (по)следствия, предыстория и т. д. [ср.: Дейк 1989: 245]. Используя терминологический аппарат логической семантики, данные компоненты можно представить как актанты, тогда референтную базу новостного текста определим как совокупность актантов, интегрированных автором в референтное событие. Референтное событие — это то «событие текста», в котором событийное поле «сужено» автором-журналистом до одного или нескольких смежных друг с другом событий путем обработки референтной базы с учетом множества дискурсивных факторов: профессиональных, личных и корпоративных интенций, культурно-семиотической среды, особенностей кода коммуникации и др. Если у В. З. Демьянкова референтное событие — это «собственно событие», противопоставленное «событию текста» и «событию идее», то в нашем понимании «собственно событие» не может быть описано в качестве дискретной единицы, поскольку, как было показано выше, событийное поле по природе своей недискретно и потенциально вариативно, т. е. содержит в себе множество вариантов вербального структурирования в новостном сообщении.
С учетом вышеупомянутых концепций Г. В. Лазутиной, М. Ю. Доценко и Л. Р. Дускаевой мы попытаемся далее эксплицировать те модели представления событийного поля действительности в виде референтных событий, которые сложились в современном российском новостном дискурсе и конвенционально закреплены в коммуникативном взаимодействии отправителя и реципиента информации в качестве устойчивых референциальных текстотипов:
— событие-действие (действия, в том числе планируемые, органов власти, общественных организаций, корпоративных структур и их представителей и т. п.);
— событие-происшествие (теракты, катастрофы, обвалы биржевых курсов, массовые беспорядки, боевые действия и т. п.);
— событие-изменение состояния дел (текущие колебания биржевых курсов, изменения в составе органов власти, новости компаний, прогнозы развития и т. п.);
— событие-мероприятие (плановые заседания органов власти и корпоративных структур, международные встречи, переговоры, подписание договоров, общественно-политические мероприятия и т. п.);
— событие-решение (законы, постановления органов власти, разного рода нововведения и т. п.);
— событие-высказывание (отдельные резонансные, сенсационные высказывания «медиа-персон» и их опровержения, утечки «сведений из достоверных источников», слухи и т. п.);
— событие-констатация (данные статистики, опросов, справочная, познавательная информация, приобретающая актуальность в связи с каким-либо событием и т. п.).
Данный перечень является открытым и не претендует на исчерпывающую полноту и точность, тем более что в одном тексте могут пересекаться несколько типов референтных событий. Можно предположить, что выбор типа события является первым этапом концептуализации материала, определяющим «вектор» его обработки журналистом. Сделав выбор в пользу той или иной модели концептуализации материала, автор вынужден ориентироваться на соответствующий набор и конфигурацию актантов, чтобы оставаться в рамках конвенциональной стратегии объективного информирования. Так, например, если новость подается как «событие-действие», то для такого текста актанты места и времени не будут иметь такой значимости, как, например, для «события-происшествия». И наоборот, для события-происшествия не имеет той актуальности «субъект действия», какую он имеет для события-действия, или, скажем, для события-высказывания.
Итак, мы выяснили, что концептуализация референтной информации в новостном тексте организуется автором вокруг события как центрального текстообразующего компонента («сердцевины новости», по Г. В. Лазутиной), не обязательно совпадающего с динамическим событием объективной реальности. Какое-либо положение дел в объективной реальности может быть вовсе лишено динамики и не быть событием как таковым, но в дискурсивном пространстве новостей может приобрести статус события, если от данной ситуации, положения дел потенциально ожидается определенная динамика, являющаяся предметом внимания участников дискурсивной деятельности, например: Состояние раненого в результате покушения N. остается стабильно тяжелым, или: На линии фронта у города М. сегодня без изменений. В сообщениях такого типа присутствует референтно-событийная модель «изменение состояния дел», только с «нулевым» заполнением — сохранением предыдущего состояния. Такого рода «ожидаемая событийность» свойственна и модели «события-констатации», только здесь актуальный контекст шире и привязан к «медиаожиданию» каких-то оперативных изменений.
Дальнейшей задачей референционального анализа является выявление компонентов референтной базы, релевантных для построения того или иного типа новостного текста. Как было отмечено ранее, наиболее принятым в исследованиях по референции является терминологический аппарат логической семантики, где событие описывается как предикат, а его аргументы (партиципианты) — как актанты (обязательные участники) и сирконстанты (факультативные участники). Оставаясь в целом в рамках данного подхода уточним, что в нашем описании мы будем употреблять термин «актант» в значении компонент референтной базы, используемый в структуре референтного события, и по аналогии с грамматической теорией валентности будем различать облигаторные и факультативные актанты. При этом сам предикат как «ядро события» (действие, решение, высказывание и т. п.), будучи вынесенным в наименование соответствующего текстотипа, отдельно в описании, как правило, не выделяется. Критерием различения облигаторности / факультативности мы считаем минимальную функционально-смысловую завершенность текста, т. е. его способность выступать в качестве законченного новостного сообщения минимальной длины, аналогичного новостям телетайпной ленты или их современному аналогу — новостным лентам в Интернете, состоящим из анонсов, заголовков, бегущих строк и т. п. Облигаторными являются актанты, достаточные для обеспечения функционально-смысловой завершенности текста, факультативными можно считать все прочие актанты, не затрагивающие основное, «ядерное» содержание события.
Например, сообщение Открылся саммит не является законченной новостью, хотя и фиксирует определенное событие-мероприятие и как пропозиция обладает законченной смысловой структурой. Для минимальной функциональной завершенности помимо самого действия необходимо наличие как минимум двух актантов — «субъект действия» и «место действия», ср.: В Москве (место действия) открылся саммит глав государств СНГ (субъект действия). Актант «подробности» (количество и состав участников, обсуждаемые вопросы, перспективы принятия решений и др.) является факультативным, если тема именно данного сообщения — сам факт открытия саммита. Это не исключает того, что указанные «подробности» могут становятся темами отдельных сообщений, но тогда структура их облигаторных / факультативных актантов будет выстраиваться в соответствии с типом референтного события, например, события-решения или события-высказывания. Внесем оговорку, что здесь речь идет только о так называемой «качественной» информации, т. е. текстах, декларирующих (как правило, «по умолчанию») в первую очередь беспристрастность при сообщении информации, в отличие от «желтой прессы», где вербальное творчество подчинено несколько иным задачам, нежели объективное информирование.
Далее мы попытаемся выявить модели передачи референтного события в новостном тексте для каждого из выделенных текстотипов, установив состав облигаторных и факультативных актантов. В своих рассуждениях позволим себе отказаться от прямых ссылок на эмпирический материал, поскольку приведение полнотекстовых примеров с последующим выделением в них всех актантов привело бы к излишней «перегрузке» изложения. Вместо этого прибегнем к распространенному в семантических исследованиях экпериментальному приему, когда пример (в нашем случае в виде гипотетической пропозиции) конструируется на основе реального текстового материала без «привязки» к конкретным источникам, но с соблюдением типовых пропозиций, отражающих то или иное референтное событие. Отметим, что основной корпус нашей исследовательской базы составляют хроникальные заметки российской печатной прессы и интернет-изданий.
Начнем с события-высказывания, имеющего, как представляется, наиболее узкую референтную базу: «субъект» + «содержание высказывания» как вербальное «действие» субъекта, например: Министр N. (субъект) заявил о неизбежности повышения пенсионного возраста в России (содержание высказывания). Этот тип референтного события предполагает максимально точное воспроизведение содержания высказывания в новостях и минимальное количество событий-идей (по В. З. Демьянкову), или концептуализаций (по И. М. Кобозевой). Как правило, такие резонансные высказывания порождают в СМИ волну откликов, оценок, опровержений, толкований, которые могут становиться самостоятельным предметом отдельных новостей. Такое референтное событие можно считать подтипом «события-высказывания» и обозначить его как событие-отношение. Имея сходную структуру с моделью «события-высказывания», оно включает в себя еще один облигаторный компонент — комментируемое высказывание, или информационный повод: например: Парламентарий N. (субъект), комментируя недавнее выступление президента Z. (информационный повод), заявил буквально следующее: «…» (содержание высказывания). Прочие возможные компоненты и в том и в другом типах референтных событий (место и время, обстоятельства высказывания и т. д.) будут иметь факультативный характер.
Еще одним проявлением рассматриваемого текстотипа выступают высказывания, не принадлежащие «медийным» персонам и не являющиеся «громкими» по своему содержанию, например: Причиной обрушения кровли здания Х стала перегрузка несущих конструкций. В новостях такого типа акцентируется не сам факт высказывания, а его содержание, тем не менее даже в компрессионной форме «короткой строки» такое сообщение сопровождается ссылкой на источник информации, хотя бы в самом усеченном виде, например: СК: причиной обрушения… стала… Без такой ссылки, выполняющей роль облигаторного субъекта высказывания, новость рискует потерять характеристику «качественной» и превратиться в «желтую». Особенностью таких новостей является и то, что предметом сообщения выступает уже не новое само по себе событие, а его причины, мнения, комментарии и т. д. — всё, что составляет не событийное, а интерпретационное поле. Новостным статусом такого рода сообщения обладают, видимо, в силу того, что изменение положения дел как «ядро новости» здесь относится к «действительности мысли», т. е. касается системы сложившихся вокруг исходного события мнений, предположений, домыслов, интерпретаций.
Максимально широкую референтную базу имеет событие-происшествие. Здесь конвенциональная схема подачи материала предполагает наличие целого ряда компонентов, по умолчанию считающихся облигаторными. Помимо самого происшествия это — место и время, а также ряд обстоятельства происшествия: сведения о пострадавших, информация о действиях компетентных органов (МЧС, МВД и др.). Все эти компоненты входят в необходимый минимум такого новостного сообщения, претендующего на законченность и «референтную плотность». Так, например, известие «Произошло наводнение» может стать полнотекстовой новостью при заполнени всех облигаторных актантов: Сегодня (время) в N‑ской области (место) произошло наводнениие (происшествие). Затоплено X населенных пунктов, Y жителей эвакуированы, ведутся работы по укрелению дамбы (обстоятельства).
Следует отметить, что ввиду значительного количества облигаторных компонентов событие-происшествие чаще других подвергается «дроблению» в новостных лентах, когда в заголовок выносится один или несколько компонентов в качестве «самостоятельных» новостей. Тем не менее в самом тексте представлены, как правило, все облигаторные компоненты, даже если этот текст имеет минимальную протяженность. При этом «субъект действия», как правило, отсутствует, поскольку само событие-происшествие имеет (по крайней мере для наблюдателя) неуправляемый, «неагентивный» характер — теракты, катастрофы, биржевые скачки, массовые беспорядки и т. п. Компоненты «причины — следствия», «версии о заказчиках», «предыстория», нередко присутствующие в таких сообщениях, могут быть как облигаторными, так и факультативными. Так, например, в сообщениях о стихийных бедствиях указание причины может входить в состав основного события: В результате длительных проливных дождей (причина) произошел прорыв дамбы (основное событие) и затопление города N (следствие). Однако включение в текст таких компонентов при отсутствии объективных данных о причинах-следствиях и т. п. может предельно расширить референтную базу сообщения, выводя его в интерпретационную сферу аналитики. С точки зрения социологии журналистики речь здесь может идти о недобросовестности репортера, его ангажированности, распространении непроверенной информации и слухов, как это было, например, во время известного наводнения в Крымске летом 2012 г., где результатом непроверенных сообщений и субъективных «версий о причинах» наводнения были паника среди местного населения и затруднение работы спасателей. С точки же зрения лингвистики текста следует заметить, что сам по себе компонент «причина» в новостном тексте потенциально интерпретативен и уже само его наличие в тексте снижает референтную плотность последнего (см. об этом подробнее [Негрышев 2012: 435–438]).
Между событием-происшествием (максимально широкая референтная база) и событием-высказыванием (наиболее узкая референтная база) располагаются остальные типы референтных событий. Выделим конспективно облигаторные и факультативные компоненты их структуры.
Событие-действие (органов власти, общественных организаций и т. п.) предполагает облигаторные компоненты субъект действия, само действие, объект действия, например: Страны ЕС (субъект действия) вводят (действие) новые санкции (объект) против России. В зависимости от вида действия в состав облигаторных актантов могут также входить причина и время: Роскомнадзор (субъект действия) планирует оштрафовать (действие) компанию N. (объект) за систематические нарушения антимонопольного законодательства (причина); Премьер-министр (субъект действия) лично проверил (действие) цены (объект) в одном из магазинов города Х (место). Факультативными всегда выступают предыстория действия, реакция на него, обстоятельства.
Сходную структуру имеет также событие-решение (законы, постановления, нововведения, демарши и т. п.), предполагающее в своей структуре субъект, его действие и объект, только объект в данном случае необходимо включает в себя атрибут — содержание того решения, которое принимает субъект, например: Госдума (субъект) приняла в третьем чтении (действие) закон (объект) об НКО (содержание решения). Прочие возможные компоненты, такие как «время», «место», «обстоятельства», «предыстория», «реакция», являются факультативыми, так как не затрагивают сущность основной пропозиции и не сообщают чего-то принципиально нового относительно данного конкретного события, ср.: [Сегодня (время) в Страсбурге (место)] российская делегация на сессии ПАСЕ (субъект) объявила о решении (действие) приостановить членство в данной организации (содержание) [до декабря следующего года (обстоятельства)] — в квадратные скобки заключены факультативные актанты.
Разновидностью события-решения можно считать событие-инициативу. Имея ту же самую структуру (субъект + действие + объект-содержание), оно отличается лишь семантикой действия, а именно — его перформативностью, например: Партия X. (субъект) предложила (действие-перформатив) создать альянс (объект) левых сил (содержание действия). Факультативно могут выступать персонифицированный объект инициативы (кому предлагают), время, обстоятельства, предыстория, реакция на предложение, обоснование и т. п.
Оформление события-мероприятия (заседаний, встреч, форумов, торжеств и т. п.) невозможно без указания субъекта, места и / или времени действия, а также тематики мероприятия. Например: Сегодня (время) состоялось заседание правительства Российской федерации (субъект), главной темой на котором стали госзакупки (тематика). Обстоятельства (персональный состав участников мероприятия, позиции сторон, результаты, детали соглашений, характер действий), реакция на событие, прогнозируемые последствия относятся к факультативным компонентам.
Событие-констатация (статистика, опросы, справочные данные т. п.) — это особый тип новостного события с «нулевым» действием, о котором уже было сказано выше. Что касается референтной структуры такого события, то облигаторными в ней являются содержание данных и источник сведений, например: По данным опроса Левада-Центра (источник) более половины россиян одобряют недавнее решение президента о … (содержание опроса). Факультативно в таком сообщении могут присутствовать обстоятельства опросов (количество опрошенных и их география, заказчик сведений), комментарии экспертов, сравнительные данные и др.
Таким образом, наряду с общим для всех референциальных текстотипов облигаторным компонентом, передающим событийность в новостном медиатексте, в состав облигаторных актантов могут также входить время, место, субъект и объект действия, обстоятельства, предыстория, результат. Что касается компонентов референтной базы, связанных с интерпретацией события (причины, (по)следствия, комментарии, прогнозы), то в качестве актантов события они всегда имеют факультативный статус, что, однако, не исключает возможности их подачи в качестве отдельной новости с соответствующим набором облигаторных / факультативных актантов (см. событие-высказывание).
В целом можно заметить, что от состава и конфигурации актантов зависит референциальная плотность новостного текста, для описания которой нами было предложено понятие референциального фокуса [Негрышев 2014]. Так, если событие передано в тексте только облигаторными компонентами и теми факультативными актантами, которые не выводят сообщение из сферы фактографии в область оценочных интерпретаций, то такой текст имеет концентрированный референциальный фокус. Если же актантный состав текста изменяется путем элиминации облигаторных актантов и / или вследствие включения факультативных актантов и смежных событий, то такой тип референциального фокуса можно назвать диффузным. При таком фокусе расширяется либо сужается референтная база текста, что ведет к ослаблению плотности фактографической привязки текста к действительности. В случае же смещённого референциального фокуса фактография практически уступает место интерпретации, что может достигаться как благодаря расширению референтной базы, так и путем использования логических и стилистических приемов оценки, выступающих на разных уровнях текстовой структуры.
Таким образом, мы выяснили, что: 1) референтное событие новостного медиатекста есть результат дискурсивно обусловленного переосмысления автором-журналистом объективного событийного контиуума, в то время как референтная база есть совокупность всех компонентов, составляющих онтологический материал референтного события; 2) методология описания референтных событий включает в себя выяснение конфигурации облигаторных / факультативных актантов, расширяющих либо сужающих референтную базу события; 3) динамический характер типологии референтных событий позволяет проследить уровень референциальной плотности новостного текста и, как следствие, степень его соответствия / отклонения от стратегии собственно информирования к стратегии интерпретации.
Последний аспект непосредственно выходит в сферу лингвистических критериев достоверности новостной информации, системная разработка которых представляется перспективной задачей медиалингвистики, имеющей как теоретическое, так и прикладное значение.