Что такое рефлекс простыми словами
Что такое рефлекс: понятие, примеры, классификация
Приветствую Вас, друзья!
Каждый день, совершенно не задумываясь, мы совершаем множество действий. Мы постоянно моргаем, дышим и глотаем слюну, иногда вздыхаем или зеваем. Поднимаясь по лестнице, мы начинаем дышать чаще, а прикоснувшись к чему-то горячему – отдергиваем руку. Все эти действия объясняются рефлексами, и сегодня мы подробно разберём, что они собой представляют, какими бывают, почему возникают и как работают.
Что такое рефлекс?
Рефлекс – это непроизвольная реакция организма на внешний или внутренний раздражитель, которая возникает без осмысления и принятия решения. Рефлексы есть у всех многоклеточных организмов, имеющих хотя бы простейшую нервную систему. Присутствуют они и у человека. При этом некоторые действия, совершаемые рефлекторно, невозможно воспроизвести специально. Другие же мы вполне способны контролировать сознательно, но нам этого делать не приходится.
Термин «рефлекс» образован от латинского слова reflexus (отражение). Его автором считается французский ученый XVII века Рене Декарт. Поскольку Декарт был в первую очередь физиком, он считал, что нервный импульс отражается подобно лучу света, поэтому и выбрал такое название.
Все рефлексы делятся на две группы:
Исходя из определения, рефлексы свойственны только многоклеточным организмам, обладающим центральной нервной системой. То есть, у инфузории туфельки рефлексов быть не может, сколько бы она ни шевелила своими ресничками, подбираясь к еде или спасаясь от опасности.
Любое живое существо постоянно осуществляет какие-то рефлекторные действия. И чем сложнее устроена ЦНС, тем больше это существо предрасположено к приобретению условных рефлексов в течение жизни. Тем не менее, даже у человека большинство из них являются безусловными.
Как работают рефлексы?
Природный смысл рефлекса заключается в том, что определенные события или внешние воздействия на организм требуют конкретной ответной реакции. К примеру, сильный испуг у большинства животных вызывает выброс адреналина, повышение тонуса мышц, учащение сердцебиения и дыхания. Всё это необходимо, чтобы повысить шансы на успешное отражение атаки или бегство.
Чтобы лучше понять, что такое рефлекс и чем он отличается от инстинкта, нужно знать 5 его основных признаков:
Инстинкт, в отличие от рефлекса, ничем не обусловлен. К примеру, страх – это инстинктивное чувство, обеспечивающее выживание. Брезгливость – это также инстинкт, призванный защитить нас от пищевого отравления или заражения. Плач ребёнка, стремление собираться в группы, конформное поведение, стремление доминировать или занимать более высокое положение в социальной иерархии – это всё инстинкты.
Рефлекс может запускаться в ответ на одиночный раздражитель или на комбинацию нескольких раздражителей. К примеру, в знаменитом эксперимента академика Павлова у собаки активировался пищеварительный процесс в ответ на звонок. Это рефлекс на одиночный раздражитель.
Данный эксперимент можно усложнить, выработав рефлекс, который будет срабатывать только при наличии определенной комбинации или последовательности раздражителей (например, одновременное включение звука и света или последовательное воспроизведение нескольких звуков).
Виды рефлексов
Существуют разные подходы к классификации рефлексов, но самым важным является деление их на условные и безусловные. Рассмотрим каждую из этих групп подробно.
1. Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы – это врожденные реакции, генетически наследуемые от родителей. В большинстве своём они сохраняются на протяжении всей жизни, но некоторые проявляются или усиливаются только в отдельные периоды. Безусловные рефлексы воспроизводятся в каждом поколении и у каждого представителя вида, даже если он сразу после рождения был отлучен от матери.
В группе безусловных рефлексов выделяют следующие подгруппы:
Характерная особенность безусловных рефлексов заключается в том, что их очень сложно контролировать. Это объясняется тем, что все они необходимы для выживания, поэтому при срабатывании они в течение непродолжительного времени полностью контролируют поведение большинства живых существ.
2. Условные рефлексы
В эту группу входят приобретенные реакции. Они формируются у живого существа в течение жизни и не передаются по наследству, а при отсутствии регулярного закрепления могут ослабевать и утрачиваться. Лучше всего их действие объясняет известный эксперимент академика Павлова, на примере которого обычно объясняют, что такое рефлексы, на школьных уроках биологии.
Суть эксперимента заключается в том, что испытуемое животное (собака) всякий раз перед кормлением видит определенный сигнал (свет) или слышит звук (звонок). Через какое-то время даже при отсутствии еды пищеварительные процессы животного начинают активироваться в ответ на свет или звонок.
Многие наши действия в повседневной жизни так или иначе связаны с условными рефлексами. К примеру, научиться ездить на велосипеде довольно сложно. Но в дальнейшем этот процесс не вызывает вообще никаких трудностей, и объясняется это условными рефлексами. Наш спинной мозг «учится» самостоятельно реагировать на потерю равновесия и мгновенно переносить центр массы в нужную точку. И происходит это совершенно незаметно для нас.
Рефлекторная дуга
Чтобы отреагировать на событие с принятием элементарного решения, нам требуется около 500 миллисекунд. Если решение принимать не нужно, мы можем отреагировать за 100-200 миллисекунд. В то же время некоторые рефлексы работают в десятки раз быстрее, и это возможно только благодаря тому, что мышление не участвует в данном процессе.
Рефлекс – это реакция на внешнее воздействие, происходящая без вовлечения в данный процесс коры головного мозга (нервный импульс проходит через спинной или стволовой мозг). Путь, который при этом проходит импульс, называется рефлекторной дугой. К примеру, если человек отдёргивает руку от обжигающего предмета, рефлекторная дуга включает следующие элементы:
Рефлекторная дуга обеспечивает экстренную реакцию на опасное воздействие ещё до того, как человек осознает, что обжёгся. Поскольку подобная реакция не является осмысленной, в некоторых случаях она может приводить к нежелательному результату (к примеру, отдернув руку, человек может толкнуть кого-нибудь, потерять равновесие или пораниться).
Создатели науки о рефлексах
Термин и само понятие биологического рефлекса ввёл в науку французский философ, физик и математик Рене Декарт (1596-1650). Он достаточно точно описал внешние проявления, но его понимание физиологии данных процессов было далеко от истины. Поэтому его обычно не причисляют к списку ученых, создавших учение о рефлексах.
Создателем данной теории считается русский ученый Иван Сеченов (1829-1905). Его идеи развили и подкрепили реальными экспериментами Владимир Бехтерев (1857-1927) и Иван Павлов (1849-1936). Несмотря на то, что Бехтерева в данном контексте упоминают реже, чем Павлова, его вклад также огромен. Именно он создал рефлексологию (направление психологии, в котором вся высшая нервная деятельность рассматривается как совокупность рефлексов).
Павлов известен своими практическими опытами, а также тем, что разделил условные и безусловные рефлексы. Он провёл огромное количество опытов на животных, изучал их реакцию на разные раздражители. При этом самым известным стал, конечно же, опыт со звонком, вызывающим у собаки выделение слюны и желудочного сока. Проведя опыты над разными животными, Павлов убедился, что условные рефлексы формируются всегда, если стимул для животного достаточно однозначен.
Условные и безусловные рефлексы — что это такое (примеры)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие рефлекса ввели в обращение еще несколько столетий назад, хотя в нынешнем виде теория существует около ста лет.
Суть ее заключается в том, что для существования живому организму необходимо обладать правильным набором реакций на внешние раздражители (холод, огонь, боль, яркий свет и т.п.). За все это отвечают именно рефлексы.
Какие бывают рефлексы и какую роль они играют в жизни людей и животных можно узнать, ознакомившись с содержанием данной статьи.
Рефлекс — это.
Рефлекс проявляется в ответной реакции живого организма на внешние или внутренние раздражители. Это реагирование происходит благодаря наличию особых чувствительных образований (рецепторов) и управляется нервной системой.
Более или менее ясное понятие о рефлексах выдвинул французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт в XVII веке. Он по праву считается отцом рефлексологии – научного направления в психологии, где психическая деятельность рассматривается как совокупность рефлексов, вызванных влиянием окружающей среды на нервную систему живого существа.
Учение Декарта основывается на понимании механизма непроизвольных движений, происходящих в результате воздействия внешних раздражителей на рецепторы, от которых сигнал по периферическим нервам поступает в мозг и далее к мышцам.
В XVIII веке теоретическое наследие Декарта было расширено и дополнено благодаря исследованиям ряда учёных в области физиологии и анатомии. В частности, были выявлены особые рефлексы, характерные для внутренних органов млекопитающих, внедрено понятие рефлекторной (нервной) дуги.
В 1863 году вышла работа выдающегося русского физиолога и естествоиспытателя И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой выдвигалось утверждение, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».
Выводы Сеченова о рефлекторном принципе деятельности мозга (головного и спинного), а также о центральном торможении послужили базой для открытия И.П.Павловым условных рефлексов.
Классификация рефлексов
И.П.Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные вне зависимости от их происхождения, механизма воздействия на центральную нервную систему и биологической значимости.
Однако можно подойти к этому вопросу более детально и сделать группировку по ряду отдельных признаков. Например, если исходить из типа рецепторов, рефлексы бывают:
По типу эффекторов:
По биологической характеристике:
По прохождению нервного импульса (по расположению рефлекторных дуг):
Оставим детальную разбивку для особо любознательных читателей, а сами рассмотрим две укрупнённые категории рефлексов, которые выделил Павлов.
Безусловные рефлексы
К безусловным относятся врождённые рефлексы, которые передаются по наследству и присущи всем особям конкретного вида. Их главная задача – выполнение защитных функций, продолжение рода и поддержание стабильности внутренней среды организма.
Безусловные рефлексы формируются либо при рождении, либо спустя некоторое время (например, котята начинают приземляться на четыре лапы при падении с любой высоты только к 4-5 неделям) и остаются неизменными на продолжении всей жизни человека или животного.
Они могут изменяться или пропадать совсем только в исключительных случаях, в частности, вследствие серьёзного заболевания нервной системы. Некоторые безусловные рефлексы свойственны только определённому возрасту.
Так, хватательный рефлекс, присущий новорожденному, активно проявляется лишь до 3-4 месяцев, а половое влечение (либидо) угасает по мере приближения к преклонным годам.
Безусловные рефлексы, наследуемые от родителей, воспроизводятся в каждом поколении. Их рефлекторные дуги проходят главным образом через спинной мозг и не затрагивают кору больших полушарий головного мозга.
Сложную последовательность безусловных рефлексов с некоторыми допущениями называют инстинктом.
Условные рефлексы
В отличие от безусловных, условные рефлексы по наследству не передаются. Они вырабатываются в процессе развития по мере приобретения новых навыков, то есть являются продуктом жизненного опыта.
Эти рефлексы сугубо индивидуальны и формируются при определённых условиях (отсюда их название). В то же время формирование безусловных рефлексов происходит на основе условных с участием высших отделов головного мозга (коры больших полушарий).
Учение о данном виде рефлексов связано, прежде всего, с именем уже упоминавшегося И.П.Павлова. Его опыты с несчастной собакой известны всему просвещённому миру.
Напомним, что показывая собаке мясо, учёный муж вызывал у бедного пса выделение желудочного сока и слюны (т.е. провоцировал безусловный рефлекс), после чего звонил в колокольчик. Нервная система животного ассоциировала этот звук с кормлением и в дальнейшем давала команду на выделение желудочного сока в ответ на звонок даже без предъявления пищи.
История умалчивает о том, получила ли собака в итоге заслуженную награду (кусок мяса), но хочется верить, что Иван Петрович проявил благородство и не оставил псину голодной.
Окружающий нас мир со временем меняется, поэтому существовать в нём способны только те организмы, которые адекватно реагируют на эти перемены.
С приобретением жизненного опыта в человеческом мозге складывается устойчивая система условно-рефлекторных реакций, получившая название динамический стереотип. Он составляет основу многих навыков и привычек.
Например, научившись ездить на велосипеде, человек уже не думает о последовательности движений для сохранения равновесия – процесс происходит сам собой.
Для формирования условного рефлекса необходимо, чтобы условный сигнал:
Сравнение безусловных и условных рефлексов приведено в нижеследующей таблице.
Безусловные | Условные |
---|---|
Врождённые, передаются потомству по наследству из поколения в поколение | Приобретаются человеком на основе жизненного опыта |
Групповые, то есть свойственны большинству особей данного вида | Индивидуальны, то есть свойственны отдельным особям |
Постоянны, практически не затухают в течение жизни | Непостоянны, вырабатываются и затухают в зависимости от обстоятельств |
В большинстве случаев регулируются нервными центрами, расположенными в спинном мозге и подкорковых структурах головного мозга | Протекают, как правило, под управлением коры больших полушарий головного мозга |
Примеры безусловных рефлексов новорожденных
Появление на свет – это большое потрясение для новорождённого малыша, так как из постоянной безопасной среды в материнской утробе он попадает в совершенно иной окружающий мир, наполненный бесчисленным количеством раздражителей.
Выживание в новых условиях обеспечивают врождённые механизмы самосохранения.
Немедленно после рождения у ребёнка начинают работать рефлексы, заставляющие работать главные системы жизнеобеспечения (дыхание, сердцебиение, кровообращение и др.).
Включаются защитные и ориентировочные рефлексы (отдёргивание частей тела при болевом ощущении, зажмуривание при ярком свете, терморегуляция, наблюдение за медленно движущимся предметом, поворот головы в сторону раздражителя и т.д.).
Важнейшую роль играют такие рефлексы, как сосательный, хватательный, толкательный.
То есть, уже с рождения ребёнок вооружён набором безусловных рефлексов, без которых продолжение жизни в открывшемся мире абсолютно нереально.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Эволюция и социализация человечества привели к тому, что даже некоторые безусловные рефлексы не всегда срабатывают как надо. А существование условных рефлексов вообще можно поставить под сомнение, ведь это, по сути, сильно укоренившаяся привычка.
Рефлекс, это как программа которая заложена природой. Ты даже подумать не успеваешь, а рефлекс уже сработал. Кстати, иногда рефлексы могут спасти жизнь в критической ситуации.
Значение слова «рефлекс»
2. Книжн. Отражение, следствие, вторичное явление, вызываемое другим явлением.
4. Разг. То же, что рефлексия. [Астров:] А те, которые поумнее и покрупнее, истеричны, заедены анализом, рефлексом. Чехов, Дядя Ваня. — А его, знаете, совсем рефлекс заел, — обратился задетый Карташев к Горенко. Гарин-Михайловский, Студенты.
[От лат. reflexus — отражение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Рефлекс (биология) — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение рецепторов.
Рефлекс (отсвет) в оптике и изобразительном искусстве — эффект отражённого света, возникающий в тех случаях, когда на предмет или его часть падает отсвет от окружающих объектов.
Рефлекс звука в лингвистике — отражение определённого звука языка-предка в языке-потомке; например, рефлексом праславянского *ę в русском является «я» [ja/’a].
Рефлекс (рентгеноструктурный анализ) — пик в рентгенограмме, отвечающий брэгговскому отражению от одной из кристаллографических плоскостей. Характеризуется индексами Миллера.
Рефлекс (ПТУР) — советская/российская противотанковая управляемая ракета, запускаемая из танковой пушки.
РЕФЛЕ’КС, а, м. [латин. reflexus — отражение]. 1. Нервная реакция живого организма на внешнее раздражение (физиол.). Условный р. || Бессознательное, машинальное движение, вызванное внешним раздражением. 2. перен. Отражение, следствие, реакция — вторичное явление, вызываемое другим (книжн.). Религиозные споры являлись рефлексом обострения классовой борьбы. 3. Отражение оттенков окраски какого-н. яркого предмета на теневой стороне другого, соседнего предмета (живоп.). Рефлексы зеленой листвы на белой стене дома.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рефле́кс
1. биол. простейшая бессознательная реакция организма на внешнее раздражение рецепторов ◆ Таким образом, мерячение представляет собой двигательный усиленный рефлекс на внешнее раздражение, к которому присоединяется привычка. Е. А. Будилова, «Социально-психологические проблемы в русской науке», 1983 г.
2. книжн. вторичное явление, вызываемое другим явлением; отражение, следствие
3. лингв. отражение архетипа в языке-потомке; позднейшие отражения более древних форм в истории языка
4. физ. изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от соседних освещенных предметов
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: предвещание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое рефлекс и есть ли от них польза?
Каждый наш день включает десятки неосознанных действий. Мы замечаем что-то красивое и достаем телефон, чтобы сделать фотографию. Смотрим на часы, но не помним который час. Мы моргаем, дышим во сне, одергиваем руку от горячего чайника. Причина, по которой мы делаем подобные действия – рефлексы. Порой они помогают выжить, иногда буквально тянут назад, мешая добиться успеха. В чем отличия рефлексов и рефлексии? Как с помощью десяти простых привычек изменить жизнь? И почему микрорешения эффективнее глобальных целей? Ответ – в тексте.
Что такое рефлекс?
Рефлекс — это бессознательная или неконтролируемая сознанием реакция живого организма на раздражители, которая проходит при участии центральной нервной системы. Это реакция приспособления, направленная на воссоздание равновесия. Рефлекторные ответы проходят по одному шаблону: неоднократное воздействие раздражителя на одну точку тела или нервной системы сопровождается аналогичной реакцией.
Существует много типов рефлексов, но все делятся на 2 основные группы:
Безусловные рефлексы – физиологические врожденные реакции, заложенные в генах. Они проявляются на уровне инстинктов, без контроля со стороны сознания и без каких-то усилий с нашей стороны. Мы сглатываем слюну при виде любимого блюда, оборачиваемся на звук упавшего стула, покрываемся мурашками на холоде, закрываем глаза от яркого света.
Условные рефлексы – реакции адаптации к изменениям среды, которые приобретаются человеком на протяжении всей жизни. Для появления таких рефлексов нужны определенные условия, поэтому они называются условными. Мы учимся говорить, читать, ездить на коньках или велосипеде, водить машину, плавать. Условные рефлексы помогают нам вспомнить навыки даже после длительного перерыва.
Чистые безусловные рефлексы – это невольное движение ноги при ударе по коленному сухожилию. Так называемый коленный или стретч-рефлекс помогает нам удерживать положение в пространстве, поэтому считается признаком здоровья. Сложные условные реакции организма еще называют приобретенным поведением. Это наши привычки и стереотипы, сформированные в результате обучения, воспитания, самовоспитания, под влиянием опыта, окружения или ярких, запоминающихся событий.
История исследования рефлексов.
Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.
Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.
Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:
Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.
Рефлекс и рефлексия – в чем разница?
Рефлекс и рефлексия – однокоренные слова, которые происходят от латинского reflectio (отображение). В свою очередь слово reflectio состоит из двух частей: основы flectio – искривление, поворачивание с приставкой re – противоположное действие. То есть слово буквально переводится как «обратное направление». Но общее словообразование не дает главного ответа: эти понятия сходны или различны.
Оба термина используются в философии, физиологии, психологии и означают реакцию живого организма. Но на этом сходство заканчивается, начинаются различия. Понять отличия поможет небольшой анализ, приведенный в таблице:
Рефлекс | Рефлексия |
---|---|
Это любая реакция организма на раздражение | Это осмысленное размышление как частный случай общей реакции |
Объект действия – это любой орган или система организма (физиологическая или психологическая) | Объект действия – самопознание или самоосознание как феномен человеческой психики |
Это непроизвольная реакция | Это осознанное размышление, самоанализ |
Характерен для любого существа, наделенного нервной системой | Является характеристикой человека |
Различия между рефлексами и рефлексией описал Рене Декарт в своей книге «Страсти души». В психологическом учении автора не только тело освобождалось от души (психики), но и душа ставала свободной от физической оболочки. Тело умеет передвигаться, душа – размышлять. Рефлекс управляет телом. Душой управляет рефлексия.
Какие рефлексы мешают нам жить?
Наш мозг ищет способы упростить жизнь, поэтому заводит привычки, которые не требуют много энергии. Но не все они помогают нам в жизни стать счастливее. Наоборот, некоторые тянут нас назад, буквально мешают добиться успеха.
Знаменитый опыт И. П. Павлова был прост: включается лампочка – приносят еду – у собаки выделяется слюна. После закрепления реакции тарелку забирали, но после включения лампочки слюна все так же вырабатывалась. Так и мы: привычно реагируем на все вокруг, не задумываясь о причинах:
Мы изначально общаемся с такими людьми враждебно, потому что не осознаем наших реакций. Даже тщательно скрытая настороженность считывается на подсознательном уровне. Мы видим в таких людях врагов, замечаем только негативные стороны, нападаем – они защищаются. Так что единственная причина, по которой окружающие кажутся нам злобными и агрессивными – мы сами.
Что делать?
Эта простая техника принесет двойную выгоду. Во-первых, избавит от обид, которые отнимают немало внутренней энергии. Во-вторых, поможет обнаружить массу возможностей для общения, которых мы избегали.
Как приучить мозг меняться?
Структурные изменения мозга формируют долговременную память, где и «живут» наши привычки. Но глубинные изменения не проходят в один день, для этого нужно время. Самое распространенное утверждение – что привычка вырабатывается за 21 день. Но все индивидуально. Все зависит от генов, прошлого опыта, натренированности мозга.
У нашего мозга и мышц есть много общего: они поддаются тренировке, устают, лучше работают от одних продуктов, ленятся от других. А еще – атрофируются без новых упражнений (физических или мыслительных), требуют целого комплекса упражнений для «прокачки».
Казалось бы, бери и тренируй. Но не все так просто. Наверное, у каждого человека есть свой личный чулан заброшенных правильных привычек – там пылится намерение учить английский, экономить, вовремя ложиться спать, правильно питаться и делать дела сразу, не откладывая на потом. Везде одна трудность: двигать изменения хочется, но сила трения тормозит любые нововведения.
Есть несколько способов, отменяющих силу трения. Можно выбрать тот, что подходит именно вам.
Техника 1. Простые действия.
Секрет мозга состоит в том, что как только он научится сделать что-то легкое, он повторит и более сложное. Вот 10 полезных привычек, которые не потребуют титанических усилий, но изменят качество жизни:
Техника 2. Двухфазный метод формирования привычек.
Метод состоит из двух шагов: загрузки и закрепления.
Первый загрузочный шаг дается нелегко, ведь придерживаться новой привычки придется с фанатичной точностью. Но этот этап длится недолго. Когда он пройдет, можно будет расслабиться. Например, вы решили нахаживать по 10 тысяч шагов в день. Нельзя делать исключения ни в снег, ни после тяжелого дня, ни в праздник. На этом этапе важно натренировать мозг на ходьбу.
Второй шаг – поддерживающий – длится дольше, зато позволяет быть более гибкими. Например, можно расслабиться в воскресенье, а положенные шаги пройти в другой день. Или заменить ходьбу небольшой пробежкой трусцой, лыжной прогулкой.
Для закрепления привычки можно добавить триггеры: например, купить красивый костюм, в котором вы себе очень нравитесь. Когда первый энтузиазм спадет, сработает триггер. Скажите себе: я не буду идти гулять, просто примеряю мой красивый спортивный костюм. Наденете костюм и без проблем отправитесь на прогулку. Ну не пропадать же такой красоте.
Техника 3. Микрорешения вместо глобальной цели.
Когда мы ставим перед собой глобальные, долгосрочные цели, мозг пугается и включает сопротивление на полную мощность. Отсутствие реального результата в перспективе вызывает одно желание: заплакать и опустить руки. Зато если совершать маленькие шажки и каждый раз получать вознаграждение, шансы преуспеть становятся намного реальнее. На этом и строится техника микрорешений – каждое решение должно приводить к видимому результату. Если его нет, нужно менять тактику, придумывать новые способы, доводить задачу до конца, пока она не будет сделана.
Как это работает. Например, вы решили за месяц приучить себя пить в день 2 литра воды. Без привычки залить в себя стакан воды за раз трудно. Еще труднее – следить, сколько воды выпито. На какие микрорешения можно разбить привычку для внедрения?
Шаг 1. В течение первой недели пить стакан воды сразу после пробуждения. Для этого можно поставить с вечера напоминание и оставлять воду на прикроватной тумбочке. Утром достаточно просто протянуть руку и выпить воду.
Шаг 2. Контролировать количество выпитого на работе. Считать количество стаканов за день трудно. Лучший выход – набрать полуторалитровую бутылку воды и держать ее на рабочем столе. Выпивать все в течение дня.
Шаг 3. Держать в машине на видном месте бутылку воды. В дороге много пить не хочется, зато пару глотков способны взбодрить и дополнить дневной план.
Не надо стараться изменить все за один день. Организм и мозг просто не выдержат и включат внутренние тормоза. Зато каждый маленький результат способен воодушевить, зарядить энергией, направить к следующим успехам.
Выводы