Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Рефлекс в живописи и рисунке: наглядное объяснение

Начать объяснение надо с определения, что такое рефлекс в живописи и рисунке?

Термин « рефлекс » означает эффект отражённого света, появляющийся тогда, когда на предмет или его часть падает свет (отсвет), в свою очередь, отражённый от окружающих [этот предмет] объектов.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом Как рисовать рефлексы

ПРИМЕЧАНИЕ:

Есть случаи, когда рефлексы намеренно не отрисовываются: это определённые стилизации на упрощение. Вот, типичная картинка, на которой нет объёма, она плоская и всё, что на ней изображено, плоское; нарисовано простыми одноцветными плашками.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Раз там нет объёма, то и рефлексы, соответственно, не используются.

Если же вы хотите, чтобы ваш рисунок «ожил», а предметы были правдоподобны и объёмны, вы должны рисовать рефлексы.

На примере постановочной композиции из геометрических фигур наглядно видно, в каких случаях рефлексы рисуются:

1. В тени, если объект должен закругляться.

2. В тени на части объекта, которая удаляется от вас (на данном рисунке это пирамида), если объект плоскостной.

3. Цветной рефлекс рисуется в тени объекта, со стороны действия цветного света.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

А теперь разберём фрагмент цветной работы FIB by Fetasy (fetasy.deviantart.com) и проанализируем его.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

И обратимся к ещё одному показательному образцу — фрагменту работы It’not mylast sunset by Risoluce (risoluce.deviantart.com)

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

* — Собственная тень – это тень, которая образуется на самом объекте

** — Падающая тень – это тень, которая падает от одного объекта на другой

Источник

Понятие терминов тень, светотень, рефлекс, блик. Как наложить тени на рисунок правильно

Дата публикации: 04.01.2017

Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

От чего зависит тень?

Как правильно затенить объект

Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Штрихи

Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки : прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Растушевка теней

Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

Исправляем ошибки

Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

Подписаться

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи о рисовании!

Популярные статьи

ЧОУ ДПО «ОЦ «Аристек»

Лицензия на осуществление
образовательной деятельности
Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга № 3354 от 13.03.2018

По окончании обучения выдается
удостоверение установленного образца
в соответствии с законом
«Об образовании в РФ» № 273-ФЗ

Источник

Урок 5. Светотень.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Источник

Рефлексы, светотень и цвет тени Тема 13

Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?

Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.

В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.

Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.

И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,

а тень-в противоположной ему части объекта.

То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.

Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на «соседей «.

Как я упоминала выше,

На фото два шарика в окружении яркого фона

Ошибкой будет создавать яркие рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.

Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы «засвеченным», поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).

А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.

Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая «насмотренность» и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.

Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.

В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство.

Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами. Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.

А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию.

Как выбирать цвет тени?

Разберём пример из книги «Цвет и Свет» джеймса Гарни, он мне очень нравится( на фото ниже).

А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?

Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.

Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.

А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги «Цвет и свет». Если собственные тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый «рефлекс» от земли.

Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.

Итак, резюмирую:

В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.

Но, безусловно, понимание некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!

На цвет и свет, ведь нереально встретить «идеальный» пейзаж, найти «идеальный» референс. да даже, если возможно, то зачем?

Источник

Рефлекс в живописи

В изобразительном искусстве есть множество приёмов, которые буквальным образом оживляют картины. Один из главных элементов — reflex. Без него не обходится ни одно художественное произведение.

Что такое рефлекс?

С латинского слово reflexus означает отражение. В живописи этим термином обозначается отражённый свет с теневой стороны от находящихся рядом предметов. Это может быть отражение драпировки, стены, стола, а также любых других объектов, соседствующих на полотне.

Чтобы наглядно понять, как это выглядит, давайте рассмотрим натюрморт с яблоком. Мы с вами понимаем, что перед нами рисунок, но при этом изображение реалистичное. Почему? Потому что художник передал не только форму и цвет предмета, но также смог изобразить его объём. Именно это сделало для нас, зрителей, нарисованное яблоко максимально похожим на настоящее. А добился этого художник при помощи светотени. Она обычно состоит из последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс и падающая тень.

Обратите внимание на схематичный рисунок. Там все области светотени помечены стрелочками. Изображённая градация светлого и тёмного, распределение цветов и оттенков помогает художнику сделать изображаемый предмет объёмным.

Из всех составляющих светотени самым непонятным для начинающих художников чаще всего оказывается рефлекс. А ведь именно он оживляет изображение! Его неправильное отображение может исказить и форму предмета даже при условии, что другие элементы светотени применены правильно.

Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Смотреть картинку Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Картинка про Что такое рефлекс в рисовании карандашом. Фото Что такое рефлекс в рисовании карандашом

Как рисовать рефлекс

Главное правило, которое нужно запомнить: отражённый свет, попадая на теневую сторону объекта, изменяет его локальный цвет, передавая свой оттенок. Можете проверить это на себе. Возьмите несколько листов цветной бумаги и подойдите к зеркалу. Теперь поднесите к теневой стороне своего лица бумагу, например, красного цвета, а потом зелёного. В своём отражении вы увидите, как на лице появится последовательно красный и зелёный оттенок.

Ещё один важный момент: если окружающие предметы имеют тёплые тона, то и рефлекс нужно рисовать тёплым. Если объекты имеют холодные тона — отражённый свет на вашем предмете тоже будет холодным. Вот такая закономерность.

Рефлекс в рисунке

Понятно, как отражение соседствующих предметов можно изобразить при помощи красок. А как добиться подобного результата в рисунке?
В графических работах при помощи обычного карандаша можно не менее мастерски отобразить блик, свет, тень, полутень. Это достигается путём правильной штриховки. Но начинающие художники нередко совершают ошибку: обозначая все элементы светотени, они забывают про рефлекс. А без него в рисунке нельзя передать точную форму предмета.

Чтобы правильно обозначить область отражённого света от находившихся рядом предметов, рефлексный эффект нужно изображать всегда темнее света и полутени, но светлее тени.

Рефлекс в живописи известных художников

Ещё великий Леонардо да Винчи упоминал об эффекте reflexus и его роли в правдивости изображения. В своих работах особое внимание отражённости света уделяли и другие знаменитые живописцы тех времён: Тициан, Веронезе, Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Эжен Делакруа.

Художники 17-го века особо ярко использовали светотень в своих работах. В то время в искусстве большую популярность имели аллегории. В живописи большое распространение получили натюрморты, в которых авторы при помощи бликов и рефлексов подчёркивали символичность изображённых предметов. Так, в работе Виллема Класа Хеда «Ветчина и серебряная посуда» отражение блеска серебра на поверхности лимона и приглушённого тона скатерти на его кожуре относит зрителя к толкованию символа этого фрукта — внешняя красота, скрывающая горечь.

Потренируйтесь дома — поищите рефлексы в репродукциях картин знаменитых художников. А ещё лучше приходите к нам! Все тонкости художественного мастерства постигаются с опытом, под руководством талантливых педагогов. Выбирайте наш курс! Мы вас научим всем премудростям изобразительного искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *