Что такое рефлексивный семинар

Рефлексивное обучение: зачем необходимо анализировать опыт?

Что такое рефлексивный семинар. Смотреть фото Что такое рефлексивный семинар. Смотреть картинку Что такое рефлексивный семинар. Картинка про Что такое рефлексивный семинар. Фото Что такое рефлексивный семинар

На протяжении нескольких десятилетий многие ученые занимались вопросом изучения теории рефлексивного обучения. Всех их объединяет идея о том, что рефлексивная практика – это навык, которому можно научиться и который следует оттачивать на протяжении всей жизни.

Думать о том, что произошло, и постоянно анализировать прошлое – особенность человеческого сознания. Однако разница между случайным воспоминанием и рефлексивной практикой заключается в том, что последняя требует сознательных усилий, чтобы размышлять о событиях и развивать их понимание. Как только рефлексивная практика входит в привычку, она приносит пользу не только в работе, но и в остальных сферах жизни человека.

Рефлексивно-деятельностный подход в обучении в последнее время завоевал большую популярность не только среди педагогов, но и среди самих учащихся. О том, какие же в нем плюсы, поговорим в этой статье.

Что такое рефлексивное обучение?

Рефлексивное обучение (практика) – это активный, динамичный, основанный на действии и этичный набор навыков, применяемый в реальном времени и позволяющий справляться с актуальными, сложными и трудными ситуациями, возникающими не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.

Рефлексивная практика – это размышления человека о том, что он делает. Она тесно связана с концепцией обучения на собственном опыте, поскольку решения относительно будущего поведения человек принимает на основании прошлого опыта [SkillsYouNeed, 2021].

Размышление – это основная часть преподавания и обучения. Данный процесс является цикличным и направлен на то, чтобы обучающийся смог лучше осознать свои профессиональные знания и навыки, «оспаривая предположения повседневной практики и критически оценивая собственные реакции на возникающие ситуации» [Cambridge Assessment, 2021].

Ставя под сомнение свой собственный опыт и мысли, учащиеся могут обрести уверенность, чтобы правильно оценить полученные знания, установить причинно-следственные связи в разных контекстах и ​​начать определять области для дальнейшего развития.

Доктор Кембриджского университета Тристиан Стоби заметил: «Нельзя избежать размышлений. Это часть процесса обучения людей, поэтому имеет смысл делать это хорошо. Учитель как образец для подражания оказывает наиболее значительное влияние на развитие эффективной рефлексивной практики ученика» [Cambridge Assessment, 2017].

Его коллега Доктор Марк Уинтерботтом отметил, что в рамках анализа своей работы многие учителя просто описывают то, что произошло в классе. Он считает важным отвечать на вопросы «Как?» и «Почему?» при оценке качества проведенных уроков. Это поможет преподавателям всех уровней разработать рефлексивные методы обучения, которые позволят им бросить вызов мыслительным процессам и классической педагогике [Cambridge Assessment, 2017].

Рефлексивное обучение – это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс. Непрерывное размышление – это действительно способ помочь учителям и учащимся стать уверенными, ответственными, мыслящими, творческими и заинтересованными.

Рефлексия – это циклический процесс, означающий, что человек растет и адаптируется к меняющимся условиям. Рефлексивный метод обучения предполагает использование учащимся своих сильных сторон и передового опыта коллег, который он сможет применить к своему собственному обучению. В конечном итоге рефлексия гарантирует, что все ученики смогут более эффективно усваивать полученные знания, поскольку обучение может быть адаптировано под их потребности и возможности.

Рефлексивное обучение – это форма обучения, цель которой планомерно и критически оценить и проанализировать полученный опыт с целью использования его для саморазвития или обучения [NCFE, 2021].

Технология рефлексивного обучения помогает развивать самосознание и эмоциональный интеллект, а также улучшить процесс принятия решений – навык, необходимый как в классе, так и в повседневной жизни. Многим людям трудно найти время для размышлений и систематической тренировки. Это делает еще более важным для учителей необходимость практиковать рефлексивное обучение, чтобы они могли помочь своим ученикам развить навыки самоанализа, необходимые не только для их успешной учебы, но и будущей карьеры и жизни в целом [NCFE, 2021].

Плюсы рефлексивного обучения

Применение технологий рефлексивного обучения в образовании позволяет преподавателям вносить коррективы в свою учебную программу в соответствии с запросами аудитории. Постоянное использование новых методов или подходов к обучению может создать интересные возможности как для педагога, так и для самих учащихся. Эти изменения могут быть простыми (например, небольшие корректировки в ходе занятия) или серьезными и смелыми (изменение педагогического стиля или плана обучения).

Рефлексивное обучение позволяет адаптировать уроки к любым типам занятий. Преподаватель может создавать и экспериментировать с новыми идеями и подходами к собственному обучению, чтобы добиться максимального успеха. Опираясь на отзывы учеников, педагог вносит улучшения в качество своего материала. Размышляя со студентами об актуальных вопросах, затронутых в лекции, он вовлекает их в активное участие в процесс обучения, при этом понимая, что нужно улучшить, чтобы поддержать их развитие [Cambridge Assessment, 2021].

Благодаря таким экспериментам учащиеся получают не только теоретические знания, но и богатый опыт. Они начинают мыслить более творчески, изобретательно и находчиво и становятся готовы к новым способам и методам мышления.

Рефлексивный подход в обучении также помогает воспитывать уверенных студентов. В результате размышлений учащиеся сталкиваются с новыми проблемами и задачами, принимают более сложные вызовы, создавая при этом надежную и уверенную базу знаний. Рефлексия обеспечивает более широкий спектр навыков по мере того, как человечество находит новые способы обучения. Размышляя, обучающийся развивает важные в современном мире способности решать проблемы.

Рефлексивная деятельность учащихся в процессе обучения формирует жизненно необходимые навыки. Обдумывание процесса помогает участникам рефлексивной практики нести ответственность за собственные успехи или неудачи, изучить свои сильные и слабые стороны, оценить факторы, которые могут препятствовать их прогрессу.

Задавая себе вопросы и проводя самоанализ, учащиеся определяют области, которые нуждаются в развитии. Рефлексия побуждает развивать понимание и принятие различных мнений и точек зрения. Среда, созданная благодаря рефлексивному обучению, помогает учащимся и учителям стать более уверенными, заинтересованными, творческими и ответственными.

Подобная практика создает атмосферу партнерства, доверия, взаимоуважения и активного участия. Студенты чувствуют себя частью учебного цикла и более осведомлены о себе и друг о друге. Коллеги могут «объединяться», опираясь на опыт и поддержку. Это будет способствовать развитию передовой практики всего учебного учреждения, что, в свою очередь, создает продуктивную рабочую среду [Cambridge Assessment, 2021].

Когда педагог задает слушателям вопросы об их мыслях и чувствах, он вовлекает их в учебный цикл. Это позволяет им работать в группе и давать обратную связь. Как только учащиеся начинают активно взаимодействовать, они получают максимум информации о различных стилях обучения и возможных задачах. Они развивают ключевые навыки и стратегии, которые могут применять на протяжении всей жизни.

Рефлексивная практика имеет огромные преимущества в повышении самосознания, которое является ключевым компонентом эмоционального интеллекта, а также в развитии навыка лучшего понимания других. Она отлично развивает навыки творческого мышления и может побудить к активному участию в рабочих процессах.

Ученые также соглашаются с тем, что рефлексивная практика устраняет разрыв между «высотой» теории и «заболоченными низинами» практики. Другими словами, она помогает исследовать теории и применять их к реальному опыту более структурированным образом. Это могут быть как формальные теории, основанные на академических исследованиях, так и личные идеи. Рефлексивное обучение также побуждает человека исследовать его собственные убеждения и предположения и находить решения проблем [SkillsYouNeed, 2021].

Виды рефлексивного обучения

Существует множество разных форм рефлексивного обучения. Однако все они преследуют одну и ту же основную цель: добиться от обучения наилучших результатов как для учителя, так и для учеников. Каждая модель рефлексии направлена ​​на то, чтобы распознать обучение, чтобы установить связи между «деланием» и «мышлением».

Предлагаем вам рассмотреть основные из них.

Цикл обучения Колба

Дэвид Колб, исследователь в области образования, разработал четырехступенчатую рефлексивную модель. В своей модели обучения он рассматривает рефлексивную практику, как инструмент для получения выводов и идей из опыта. Цель состоит в том, чтобы превратить обучение в новый опыт, полностью завершив цикл.

Цикл Колба состоит из четырех этапов:

Модель Колба нацелена на важность использования как собственного повседневного опыта, так и образовательных исследований, чтобы помочь учащимся стать лучше. Для этого недостаточно просто задуматься над проблемой. Это размышление должно привести к изменениям, которые уходят корнями в исследования в области образования [Cambridge Assessment, 2021].

Рефлексивный цикл Гиббса

Теоретический подход к отражению циклической модели получил дальнейшее развитие благодаря модели профессора Грэма Гиббса. Эта модель основана на шестиэтапном подходе от описания опыта до выводов и соображений относительно будущих событий.

Хотя большинство основных принципов аналогичны принципам Колба, модель Гиббса включает в себя несколько этапов, побуждающих обучающегося задуматься над своими мыслями и чувствами.

Модель Гиббса разбита на четко определенные разделы:

В модели Гиббса первые три раздела посвящены тому, что произошло. Последние три раздела касаются осмысления опыта и того, как обучающийся может улучшить ситуацию [Cambridge Assessment, 2021].

Рефлексия в действии и рефлексия о действии

Другой подход к рефлексии – это рефлексия в действии и рефлексия о действии.

Рефлексия в действии – это размышление на стадии действия, т.е. размышление над ситуацией, пока оно все еще может принести пользу обучению. Это делается во время урока, а не в размышлениях о том, как можно было поступить по-другому в будущем. Данный метод очень эффективен, поскольку он позволяет реагировать и изменять событие в тот момент, когда оно происходит [Cambridge Assessment, 2021].

Рефлексия в действии позволяет справляться с неожиданными инцидентами, которые могут произойти в учебной среде. Это позволяет быть ответственным и находчивым, опираясь на собственные знания и позволяя применять их к новому опыту. Она также позволяет персонализировать обучение, поскольку вместо того, чтобы использовать предвзятые идеи о том, что следует делать в конкретной ситуации, человек решает, что лучше всего подходит в данный момент для этого уникального опыта и ученика.

С другой стороны, размышление о действии предполагает размышление о том, как можно развивать практику после того, как урок был преподан. Рефлексия необходима, чтобы обнаружить, как наше знание в действии могло способствовать неожиданному результату» [Cambridge Assessment, 2021].

Размышление о действии означает, что анализ посвящен прошедшим событиям с целью понять, как приобретенные из предыдущего обучения знания могли направить человека к полученному опыту.

Размышления о действии должны стимулировать идеи о том, что ученику или учителю, практикующему их, нужно изменить в будущем. Он размышляет о действии вне класса, где снова обдумывает ситуацию. Это требует более глубокого размышления, например, о том, почему студенты не поняли тему. Это побуждает их рассмотреть причины и варианты, которые должны быть проинформированы более широкой сетью понимания на основе исследований.

Следуя любой из приведенных выше моделей рефлексии, вы сформируете подход к обучению, сможете рассмотреть свои сильные стороны и необходимые зоны роста.

Чтобы узнать больше о других эффективных практиках и методиках обучения рефлексивным умениям, записывайтесь на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». В ней мы собрали действующие техники и приемы, которые позволят вам расширить свой кругозор. Теперь процесс обучения станет еще более легким и комфортным.

Что необходимо для рефлексивного обучения?

Рефлексия – это циклический процесс, который включает в себя: действия, анализ, адаптацию и повторение действий. Размышления человека напрямую влияют на следующий урок, поскольку он, после проведенного самоанализа, вносит в них определенные коррективы.

Вопросы, которые необходимо задавать себе:

Ответы на эти вопросы могут означать изменение задачи, переход от групповой работы к парной или изменение порядка урока.

Педагогу, практикующему рефлексивное обучение следует также задавать себе ряд вопросов, а именно:

Отражение размышлений педагога и реакция на них будут напрямую влиять на учащихся, поскольку он меняет и адаптирует свое обучение. Создание оценочных моделей поможет вам узнать, оказали ли предпринятые вами действия желаемый эффект. Рефлексивное управление обучением позволяет перенести подобный паттерн поведения и на остальные сферы жизни учащегося.

Что можно сделать, чтобы помочь развить критическое, конструктивное и творческое мышление, необходимое для рефлексивной практики? Писатель Нил Томпсон в своей книге «Навыки людей» предлагает шесть шагов:

Другими словами, важно не только мышление, но и понимание теории и практики других, а также анализ и обмен идеями [SkillsYouNeed, 2021].

Рефлексивная практика может быть совместной деятельностью: ее не нужно проводить в одиночку. Действительно, некоторые социальные психологи предположили, что обучение происходит только тогда, когда мысль выражается в языке, письменном или устном. Это может объяснить, почему человечество всегда стремится объявить о том или ином открытии вслух. Данный факт говорит о том, что мысли, не сформулированные четко, могут не сохраняться.

Иногда бывает трудно найти возможности для совместной рефлексивной практики на загруженном рабочем месте. Конечно, есть и очевидные, например, оценочные интервью или обзоры конкретных событий, но они происходят не каждый день.

На первых порах может быть полезно вести дневник опыта обучения. Речь идет не о документировании формальных курсов, а о том, чтобы брать повседневные дела и события и записывать то, что произошло, а затем размышлять над ними, чтобы рассмотреть, что именно вы узнали от них и что вы могли или должны были сделать по-другому.

Заключение

В целом, рефлексивное обучение – это фундаментальный навык. Чем раньше он будет внедрен в процесс обучения, тем лучше. Данная методика отлично подходит, чтобы вырастить поколение вовлеченных и критически настроенных учащихся, а внедрение рефлексивного обучения с более раннего возраста помогает учащимся обрести уверенность в том, что они будут постоянно совершенствоваться.

Рефлексивная практика – это инструмент для улучшения обучения не только в школьные или студенческие годы, но и в процессе всей работы и жизненного опыта. Хотя освоение техники рефлексивной практики займет время, в конечном итоге это сэкономит вам время и силы. Достаточно только начать.

И поделитесь с нами своим мнением:

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый семинар «Современные образовательные технологии как инструмент повышения качества образования». «Рефлексия».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре.

Нашу встречу я бы хотела начать с отрывка раздумий одного из учителей:

«Когда я возвращаюсь с работы, в автобусе я вспоминаю сегодняшний день.

Два дня подряд, мой воспитанник приходит неподготовленный к уроку. Что стало этому причиной?!

Почему у него угасает интерес к предмету математики.

Обычно он приходит хорошо подготовив домашнее задание.

и в обмене мнениями по классу не чувствуется былой активности.

И я задумываюсь «Почему?»

Предположите, о чём мы с вами сейчас будем беседовать? ( О рефлексии)

Что такое рефлексия?

Зачем она нужна нам педагогам?

Это понимание себя, сравнить свои способы, методы, стать лучше – добиться хороших результатов;

Оценить себя, отметить успехи и достижения, обрисовать будущие перспективы.

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Не сможет дать оценку своей деятельности на уроке.

Рефлексия может осуществляться на любом его этапе. Она может быть как устной так и письменной. Рефлексия отражает как физическую, сенсорную, интеллектуальную так и духовную сущность человека.

И ее можно разделить на три большие группы: Слайд 5.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. Рефлексия деятельности на уроке

3. Рефлексия содержания учебного материала

Хотелось бы кратко остановится на каждой из этих видов рефлексии.

1 .Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения ( Установление эмоционального контакта с классом и закрепление благоприятного исхода деятельности) Можно проводить в начале и в конце урока. Это:

-Разноцветные карточки, изображения

-Карточки с изображением лиц

-Цветовые изображения настроения

— на уроке было комфортно;

-на уроке затруднялся, не все понял;

-на уроке было трудно, ничего не понял.

-мне не все удалось;

-у меня ничего не получилось.

В приемах « Светофор », « Цветик многоцветик » (Слайд 8)– используются цвета как визуальное средство для отображения понимания изученного материала.

Мне бы хотелось узнать ваше эмоциональное состояние. Прошу Вас оценить его при помощи тест – смайлика.

Возьмите тот смайлик, которой Вам наиболее импонирует и поднимите её так, чтобы её было хорошо видно. А теперь попробуем оценить состояние всей группы.

Эмоциональное состояние всей группы (отличное, веселое, хорошее, бодрое,) У всех сегодня хорошее настроение

2.Следующая группа – это Приемы рефлексии деятельности на уроке ( Оптимизация учебного процесса) Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

К ним относятся такие виды рефлексии как:

Слайд 9. «Лестница успеха», «Рефлексивная мишень»: Когда на доске рисуется мишень и делится на четыре сектора, в зависимости от того какая тема урока и в конце урока ребенок отмечает – активно ли он участвовал, было ему интересно, было ли понятно, узнал ли он, что нового.

Слайд 10 .«Плюс-мину –интересно» когда ребенок читает материал и пишет,

-что ему было интересно;

-что для него было ново;

— и чего он не знал пишет в графе минус.

— на сколько он понял этот материал;

-на сколько грамотно он работал,

-на сколько ему было интересно.

«Вопросы требующие многократных ответов» – позволяют учителю выявить на сколько ребенок понимает учебный материал, на сколько он разбирается в учебном материале.

На столах у Вас лежат анкеты «Экспресс –рефлексия».

Считаете ли Вы тему семинара актуальной? (_________________________________

Какие формы работы показались Вам наиболее интересными:

доклад, мастер- класс, открытый урок?

Отметьте положительные моменты в работе семинара

Отметьте отрицательные моменты в работе семинара

Ваша оценка и пожелания участникам семинара

Возьмите пожалуйста анкеты и заполните их, выразив своё отношение к работе нашей группы.

Слайд 13. Следующая группа Приемы рефлексии содержания учебного материала : ( Определение продуктивности урока, выявление уровня осознания содержания пройденного) Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов . Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

К ним относятся – Прием «Незаконченное предложение», тезиса, подбора афоризма

Слайд 14. Таблица «ЗХУ» и «Бортовой журнал»

Предложенные приемы помогут учащимся осознать и отследить собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. А учитель будет находится рядом с учеником и будет вести его к успеху.

Слайд 16. Закончить нашу работу мне бы хотелось стихотворением

Источник

Рефлексия на учебном занятии

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ

автор-составитель Капустина О. Л.,

методист БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток»

Педагоги, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу занятия, как рефлексия. Слышали, что это такое, знают, что рефлексия – это самооценка. Но на практике зачастую этот этап занятия представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые обучающиеся дружно «лепят на доску» в конце занятия.Иногда педагог просто ограничивается вопросом: «Вам понравилось занятиеВсе обучающиеся дружно кричат: «Да!» – и все довольные расходятся по домам. Казалось бы,придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку занятия поставили? Поставили! В календарно-тематическом плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает педагогу контролировать процесс обучения, уже в ходе занятия видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое,к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к занятиям, рефлексия – это этап занятия, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

С точки зрения педагогики содержание понятия «рефлексия» рассматривается, зачастую, в связи с изучением учебной деятельности обучающихся. В. В. Давыдов называет рефлексией «умение обучающихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности, особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности». Н. Ф. Талызина определяет рефлексию как «умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность». Как говорил А. В.Хуторской: «Рефлексия – процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть, как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.»1 В. И. Слободчиков трактует рефлексию в обучении более широко – как мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности. И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов называют рефлексией «переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром». Центральное место при этом отводится рефлексии как самосознанию личности в проблемной ситуации и как осмыслению принципов осуществляемой деятельности, как механизму

«не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «Я» его различных подструктур, но и как интеграции «Я» в неповторимую целостность.

Для чего нужна рефлексия?

Если обучающийся понимает:

— ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

— какие цели должны быть достигнуты именно на этом занятии;

— какой вклад в общее дело он может внести;

— может ли он адекватно оценивать свой труд и работу присутствующих ребят, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для педагога.

Методика организации рефлексии обучающегося на занятии

включает в себя следующие этапы:

1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. То есть выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, физическая, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета».

2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что на первый взгляд обучающемуся не кажется важным.

3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т. п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных педагогом или определяются обучающимся на основе своих целей.

4. Выявление и формулирование результатов рефлексии.Таких результатов может быть выявлено несколько видов:

— предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п. ;

— способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;

— гипотезы по отношению к будущей деятельности, например, по качеству и количеству – то-то возрастет так-то.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

На определенном этапе деятельности, например, после получения образовательного продукта или в результате возникшего противоречия опять проводится рефлексия, выявляются новые результаты, выдвигаются новые гипотезы и так далее. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.

Виды рефлексии

Выделяют следующие виды рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале занятия и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние обучающихся на занятии, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное). Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно».

Данный вид рефлексии помогает педагогу оценить общее настроение группы. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

2. Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Примеры организации работы:

«Лесенка успеха». Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

«Дерево успеха».Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т. д.

«Вагончики». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим обучающимся посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Благодаря таким приемам перед педагогом всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.В этом случае используются самые разные приемы:

— прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

— я выполнял задания…

— я почувствовал, что…

рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…»«Теперь я знаю…»);

— достаточно известный прием «синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Учебное занятие – это часть жизни обучающегося и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель,а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности обучающихся будет проводиться системно. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.

Вернемся к рефлексивнымвопросам и зададим их себе:

— Каковы результаты моей деятельности?

— Как я этого достиг?

— Можно ли сделать лучше?

— Что я буду делать дальше?

Пока педагог задает себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только обучающегося, но и педагога.

Список информационных источников:

1. Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 28 – 44.

2. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. – В 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. – 433 с.

3. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской// Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с. : – (Серия «Учебник нового века»).

Что такое рефлексивный семинар. Смотреть фото Что такое рефлексивный семинар. Смотреть картинку Что такое рефлексивный семинар. Картинка про Что такое рефлексивный семинар. Фото Что такое рефлексивный семинар«1 сентября — первый праздник в новом учебном году!» Фотоотчет. 1 сентября – День знаний. Доброй традицией отмечать этот день стало и в нашем детском саду. В каждой группе он прошел по своему, с учетом.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Что такое рефлексивный семинар. Смотреть фото Что такое рефлексивный семинар. Смотреть картинку Что такое рефлексивный семинар. Картинка про Что такое рефлексивный семинар. Фото Что такое рефлексивный семинарОформление приемной комнаты младшей группы «Солнышко» в новом учебном году Новый учебный год начинается с творческого подхода в оформлении приёмной комнаты мл. группы «Солнышко». Приёмная группы детского сада должна.

Что такое рефлексивный семинар. Смотреть фото Что такое рефлексивный семинар. Смотреть картинку Что такое рефлексивный семинар. Картинка про Что такое рефлексивный семинар. Фото Что такое рефлексивный семинарФотоотчет о занятии «Обувь» В пятницу двадцать девятого ноября интересно прошло занятие по теме обувь. В начале занятия дети заняли места на коврике, встали за спинку.

Что такое рефлексивный семинар. Смотреть фото Что такое рефлексивный семинар. Смотреть картинку Что такое рефлексивный семинар. Картинка про Что такое рефлексивный семинар. Фото Что такое рефлексивный семинарФотоотчет о занятии «Мы — славяне» Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с занятия «Мы славяне», а точнее с рисунками моих воспитанников, которые они нарисовали по завершению.

Что такое рефлексивный семинар. Смотреть фото Что такое рефлексивный семинар. Смотреть картинку Что такое рефлексивный семинар. Картинка про Что такое рефлексивный семинар. Фото Что такое рефлексивный семинарФотоотчёт «Лучшие моменты в 2017–2018 учебном году» Доброго всем вечера,уважаемые коллеги. Скоро начнется новый учебный год. И мы с вами начнем все с начала. Для кого-то это будет первый учебный.

Работа методического объединения воспитателей в 2016–2017 учебном году Проблема, над которой работало МО в течение учебного года: «Формирование интегративных качеств дошкольника как условие развития универсальных.

Что такое рефлексивный семинар. Смотреть фото Что такое рефлексивный семинар. Смотреть картинку Что такое рефлексивный семинар. Картинка про Что такое рефлексивный семинар. Фото Что такое рефлексивный семинарВелопробег «Безопасные дороги — детям!». Наша первая награда в новом учебном году! Фотоотчет Здравствуйте дорогие коллеги, друзья! Вот и закончился отпуск, начались трудовые будни! 5 сентября у нас в Новоильинском районе прошел семейный.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *