Что такое рефлекторность в психологии
Рефлексия в психологии
Рефлексия – это явление о внутренних размышлениях человека, способствующее его личностному развитию. В переводе с латыни, термин означает «reflecto» или «обращение назад». Но в более точном понятии, рефлексия подразумевает углубление внутрь, в познание собственной личности.
История появления термина
Издавна описываемое явление детально изучалось, как часть философской науки. О познании личности писал в своих работах еще Сократ. Но полноценно понятие рефлексии было описано и выделено в 20-ых годах прошлого века психологом А. Буземаном. Специалист считал, что термин «reflecto» означает перенос переживаний с внешнего мира во внутренний.
Также эксперты в области психологии указывают на то, что описываемое явление актуально только для человека. У животных нет состояния, при котором они воспринимают собственные инстинкты и познания. Они их просто имеют, без какой-либо оценки.
А человеку присуще углубляться в суть своего существования и всего окружения. Отсюда возникают и депрессии, и другие эмоциональные состояния.
Какие бывают виды рефлексии
Известные психологи и исследователи выделяют следующие виды рефлексии:
Первый вид психологического явления подразумевает мотивационную составляющую и процесс самооценки на фоне поведенческих факторов. Если описать это простыми словами, то получится, что человек попросту в некоторых ситуациях начинает мотивироваться, заряжаться энергией и стремится повторить чей-то успех.
Ретроспективное явление подразумевает анализ уже произошедшего. Например, человек начинает периодически задумываться, а правильно ли он поступил в той или иной ситуации в прошлом. И уже на фоне имеющегося опыта делать выводы, какие ошибки были совершены ранее.
Проспективная форма рефлексии подразумевает анализ действий, которые будут совершаться в будущем. Сюда же можно отнести планирование действий, мечтание, выбор наиболее простых и эффективных методик достижения поставленных целей. Правильное построение плана с учетом прошлого опыта позволит добиться желаемого и исполнить мечты.
Влияние рефлексии на сознание человека
Один из подтвержденных фактов – это способность влияния описываемого явления на сознание личности, на ее мышление, образ жизни и даже условия успеха. Но в современной трактовке термин стал означать нечто отрицательное, нежели положительное. Например, то, что человек занимается самокопанием и может попросту страдать депрессивным состоянием.
Чтобы не допустить эмоционального угнетения из-за постоянной оценки своего прошлого и текущего, психологи рекомендуют вспомнить свое детство. На ранней стадии жизни человек не занимается личностной критикой – он просто живет по заложенным инстинктам и принципам. А вот в подростковом периоде человек склонен к эмоциональному восприятию своих недостатков. Из-за этого возникают депрессии, закрытость, одиночество.
Как не страдать рефлексией и быть эмоционально стабильным человеком
Выше были написаны существующие виды описываемого психологического явления. Рефлексия полезна с точки зрения изучения прошлого опыта, а также с точки зрения мотивации на будущее. Но существует риск, что излишнее погружение в себя приведет к проявлению закрытости личности. Чтобы этого не допустить, стоит придерживаться нескольких советов.
— Воспринимайте окружение через призму того, как мы вели себя в детстве – если с нами все в порядке, то мы делаем все правильно, и нужно продолжать в том же духе.
— Отдалитесь от социального мнения, занявшись в первую очередь внутренними потребностями – развивайтесь физически и духовно, обретайте и улучшайте навыки.
— Оценивайте собственные поступки с разных сторон (не как исключительно негативные или положительные, а с долей объективизма).
Старайтесь также периодически задавать вопросы себе о том, каких ошибок можно было бы избежать или как можно было бы поступить альтернативно в прошлом, в определенной ситуации.
Правильность рефлексии заключается и в постоянном общении, в улучшении своих коммуникативных навыков. Таким образом расширяется граница опыта, повышается эффективность действий за счет новых знаний и наличия альтернативных мнений окружающих. Коммуникабельность снижает риск становления интровертом, закрытия в себе и впадения в депрессию.
Прошлое необходимо оценивать, как состоявшийся опыт (положительный или отрицательный). Настоящее стоит оценивать, как данность и результат полученных ранее навыков. А будущее стоит рассматривать через призму мотивации и уверенности в себе. Человеку нужно понять важность настоящего момента и начать улучшать свои навыки. Только под влиянием мотивации и желания стать лучше мы можем развиваться и добиться успеха.
Психика. Рефлекторный характер психики. Реферат
Введение
Глава 1. Понятие ‘психика’
Глава 2. Рефлекторный характер психики
Заключение
Список источников
Глава 1. Понятие ‘психика’
Многие пытаются дать понятию ‘психика’ какое-то определение. Например, встречается такое мнение, что психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма [4]. А вот ещё одно предположение, что психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нём [1]. Сам предположу, что психика является одновременно сборщиком поступающей информативности окружающего нас мира, неким фильтром, отвергающим или же воспринимающим её, как нечто осознанное, а так же реагент осознанного, выраженный в человеческой деятельности. В любом случае, на мой субъективный взгляд, психика – это процесс, который определяет сознание. Карл Маркс утверждал, что ‘сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди’, потому что мы все живём в обществе, как в едином организме. К сожалению, действительно, общество движимо личностями и, бывает, что личности пожирает, растворяя и выбрасывая их, как отработанный продукт, более неугодный.
Предполагается, что психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Психика человека есть особое свойство высокоорганизованной материи, являющейся свойством мозга. Свойство это заключается в отражении окружающей действительности.
Отражение предметов реального мира мозгом человека неследует понимать как пассивное отражение, подобное отражению в зеркале. Человек непассивно воспринимает мир, он познаёт его в практической деятельности, активно воздействуя на природу и на других людей. В этой активной деятельности и возникают наши ощущения и восприятия – образы тех материальных предметов и явлений, которые через посредство органов чувств действуют на наш мозг, отражаются в нём.
Современная наука о мозге даёт нам знание физиологических процессов, совершающихся в работающем мозгу. Исследования И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности открыли те физиологические процессы, которые составляют основу отражения реального мира мозгом человека. Эти исследования сняли покровы тайны с так называемой душевной деятельности: на огромном материале экспериментальных фактов доказано, что психика определяется внешними воздействиями, условиями существования. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, как величайшее достижение современной науки о мозге, является естественнонаучным фундаментом психологии.
Слово ‘психология’ образовано из двух греческих слов: ‘псюхе’ (душа) и ‘логос’ (слово, учение), и означает ‘наука о душе’ [2]. В течении многих веков ‘психика’ обозначалась термином ‘душа’. По древней мысли Аристотеля душа представляет собой форму существования живого тела, в образе безплотной сущности, история и жизнь которой, согласно различным вероучениям имеет божественное начало.
Например, Роберто Ассаджиоли составляющими психики являются:
1) самость высшая – своего рода ‘внутренний бог’;
2) самость сознательная (Я) – точка ясного осознания;
3) поле сознания – анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4) бессознательное высшее, сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного – мысли и чувства, кои могут легкоосознаться;
6) бессознательное низшее – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и прочее [1].
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы (ощущение, восприятие и др.)
2) психические состояния (сосредоточенность, рассеянность и др.)
3) психические свойства (потребности, интересы, убеждения и др.)
4) психические образования (знания, умения, навыки, компетенции и самооценка)
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Функции психики:
1) функция восприятия окружающего мира на основе живого существа – ориентировка существа в окружающем мире, на уровне человека и познание мира; выделение его существенных закономерностей.
2) функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учётом конкретной ситуации и обеспечение выживания самого существа и его потомков [4].
Глава 2. Рефлекторный характер психики
Итак, психика является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи – приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде человеческого проживания [5]. Так же, входе изучения, подтвердилась и моя теория, что психика является одновременно и сборщиком поступающей информативности окружающего нас мира, и неким фильтром, отвергающим или же воспринимающим информацию мира, как нечто осознанное, а так же реагент осознанного, выраженный в человеческой деятельности, т.е. является реакцией на пережитое, ощутимое, осознанное. Т.е. другими словами, психика – это тройственный процесс, определяющий сознание. И именно степень чёткости, налаженности этого тройственного процесса и определяет нашу так называемую адекватность, здравость суждений, ход и направленность мыслей, логичность, так же, определяет наше поведения в социуме. Способность человека принимать верные, максимально обдуманные за очень короткий промежуток времени решения в сложных, стрессовых ситуациях, явно свидетельствует о крепкой, устойчивой психике, т.е. способной адекватно (действенно-верно) реагировать на поступающее из вне.
Человек поистине есть высокоразвитое биологическое существо, обладающее разумом, способным к мысли, размышлению, разговору, воспроизводству, саморегенерации и прочему – человек рождён для жизни. Непонятно только почему человек стремиться уничтожить себя и себе подобных. Даже если человек случайно, даже слегка, порежет палец ножом, то рефлекторно обязательно его отдёрнет, что означает, что чувство самосохранения развито и заложено в нас. Так почему же человек себя травит разной гадостью, как например, алкоголем и табачными изделиями? Неужели понимание очевидного с годами притупилось и разумность, стремление к жизни, жажда познания настолько угасают и ослабевают? Может быть, просто человек забывает, что он человек? Надеюсь, у нас получиться вспомнить, вернуть забытое и утраченное. Помоги нам бог.
Рефлексия в психологии: что это такое простыми словами
В статье мы расскажем:
Рефлексия в психологии – понятие чрезвычайно важное, ведь именно от этого качества человека зависит уровень развития его личности и способность справляться с трудностями. Не умея осознавать и анализировать свое внутреннее состояние, сложно проявлять себя в мире, ведь, не познав себя, не уяснив собственные мотивы, мысли, чувства, потребности, мы не научимся слышать и понимать окружающих людей.
Наша статья подробно расскажет, что такое рефлексия и какова ее роль в жизни человека. Вдобавок в конце материала вы найдете практические рекомендации и интересные упражнения по ее развитию.
Понятие рефлексии в психологии
Способность самопознания, сознательного анализа своих мыслей, эмоций и поведения, оценка правильности принятых решений и поставленных целей называется рефлексией. Слово произошло от латинского «reflectio» — «отражение». Рефлексия в психологии, если кратко, определяется как внутреннее обращение к самому себе, оценка своей личности и анализ. Рефлексировать – значит, заглянуть внутрь себя и дать оценку переживаемым чувствам, собственному я, переосмысливая происходящее.
Древние философы, например Сократ, полагали, что рефлексия является доступным каждому методом самосовершенствования и самопознания. Рефлексия в современной психологии определяется как процесс глубокого познания, производящегося субъектом в отношении своих внутренних психических состояний и их протекания. Внимание главным образом направлено на наблюдение за работой собственной души, а также на оценку уровня духовной зрелости субъекта.
У детей навыков рефлексии нет, поскольку это качество – следствие воспитания и самоосознания. Она появляется только тогда, когда подросток начинает оценивать себя как личность, задумывается над тем, каковы его внутренние качества. Рефлексия требует душевного труда и только благодаря ему может проходить стадии своего развития. Если внутренней работы нет, то даже взрослый человек не достигнет достаточного уровня развития рефлексии. Поэтому некоторые взрослые даже в зрелом возрасте проявляют инфантилизм.
Движущей силой развития рефлексии становится стремление к наблюдению за самим собой, за своими психическими реакциями, направление внимания на протекающие внутриличностные процессы. Способность к рефлексии из всех живых существ присуща только человеку.
Функции рефлексии
Рефлексия позволяет нам увидеть себя изнутри и влияет на наше восприятие, при этом выполняя следующие функции:
дает возможность избавиться от нежелательных, а иногда разрушительных мыслей;
способствует осознанию своих достоинств и недостатков;
открывает незамеченные таланты и способности;
учит контролировать собственные мысли и действия;
позволяет четко осознавать взаимосвязь поступков и их последствий;
формирует логическое мышление;
вырабатывает навык анализа и преодоления сложных задач.
Занимаясь рефлексией, стоит помнить, что не нужно скатываться в безрезультатное самокопание. Многократное переживание и пережевывание неудач и сетования по поводу неверно принятых решений принесут вред, а не пользу. Избыточные размышления о совершенных ошибках будут забирать у вас эмоциональную энергию. Поэтому необходимо научиться рефлексировать дозированно и осознанно, всегда понимая, какого результата при этом нужно добиться. При таком анализе ущерб для психики будет исключен.
Виды рефлексии в психологии
Рефлексия может проявляться в различных сферах деятельности человека. При этом в зависимости от уровня личностного самопознания она будет различаться по характеру своего проявления.
Основываясь на том, на какую область психической деятельности направлено внимание сознания, выделяют 5 форм рефлексии:
Личностная рефлексия – это форма осмысления внутреннего содержания самой личности. В процессе этого осмысления психикой производится эмоционально-оценочная деятельность. Анализ в таком случае будет направлен на значимые компоненты личности: мотивы и потребности, цели и идеалы, способности и возможности.
Логическая рефлексия является наиболее рациональной формой, при которой анализ направляется на познавательные процессы и выявление особенностей мышления, памяти, внимания. Такая форма рефлексии имеет большое значение в учебной деятельности.
Когнитивная рефлексия также наблюдается в области обучения и познания. При этом, в отличие от логической, целью ее анализа выступает содержание и качество знаний наряду с их соответствием требованиям других людей (учителей и преподавателей). Когнитивная рефлексия становится помощником в учебной деятельности. Она помогает расширению кругозора, позволяет адекватно оценить свои профессиональные качества и наметить пути их успешного применения в работе.
Межличностная рефлексия предполагает осмысление и оценивание наших взаимоотношений с другими людьми, анализ своих поступков по отношению к окружающим, определение причин конфликтов.
Социальная рефлексия – в психологии это означает процесс осознания человеком отношения к нему окружающих людей. Проанализировав характер их оценок, индивидуум стремится откорректировать свое поведение соответствующим образом.
Рефлексия предполагает не только анализ пережитого и прошлого опыта, но и прогнозирование развития событий в будущем. С точки зрения временного аспекта оценочной деятельности выделяют 2 вида рефлексии:
Ретроспективная рефлексия направлена на осмысление уже произошедших в жизни событий. Это оценка своих действий и поступков, проявленных в них сильных и слабых качеств, побед и поражений. Ретроспективная рефлексия предполагает анализ причин, приведших к хорошим или плохим результатам, определение для себя выводов на будущее. Этот вид рефлексии является важным для человека, поскольку, анализируя свои ошибки, мы учимся избегать их в будущем.
Перспективная рефлексия – в психологии она определяется как предположение возможных последствий своих действий и оценка собственных возможностей при развитии событий различными путями. Данный вид рефлексии используется при планировании деятельности или выборе оптимального способа решения задач.
Из всего вышесказанного следует вывод, что рефлексия является важным психическим процессом, позволяющим человеку путем внутреннего анализа достигать личностного роста и совершенствования. А это, в свою очередь, будет способствовать достижению успеха в избранных им сферах деятельности. Благодаря качественной рефлексии человек со временем сможет гордиться собой, а не переживать комплекс неудачника.
Примеры рефлексии в жизни
Наблюдение родителей за своим ребенком. Не зря говорят, что дети – наше зеркало. Если мама отмечает в маленьком сыне или дочери черты своего характера или особенности присущего ей поведения, то это является формой самоанализа.
Чтение книг. Анализ поведения героев произведения, сопереживание им, примерка на себя описываемых ситуаций, одобрение или порицание поступков героев – это также обращение к своему внутреннему миру и попытка самоосознания.
Сожаление после произошедшей ссоры, принесение извинений. Контроль негативных эмоций, анализ причин их возникновения и поиск путей для дальнейшего недопущения ссор по аналогичному поводу также можно назвать проявлением самоанализа.
Есть люди, которые практикуют рефлексию ежедневно в силу своей профессии. Например, это преподаватели. Социальная рефлексия помогает оценить взаимоотношения с учащимися, проанализировать упущения, найти пути для улучшения. Умение применять рефлексию качественно позволяет педагогу повышать свой профессиональный уровень, достигать взаимопонимания с учениками.
Особенности и этапы развития рефлексии
Первый этап развития способности к рефлексии приходится на раннее детство, когда ребенку исполняется 3 года. Этот возраст характеризуется тем, что малыш начинает осознавать себя как самостоятельного субъекта деятельности. Он старается определить свои границы, что ему можно делать, а что нельзя. При этом хочет доказать окружающим, что он тоже взрослый, и нередко проявляет упрямство и отказывается слушаться.
В это время малышу приходится усваивать нормы социального поведения и принимать требования. «Можно» и «нельзя» осваиваются им на поведенческом уровне. В этом возрасте ребенок не может овладеть ни самоанализом, ни самооценкой, ни, естественно, самокритикой.
Второй этап совпадает с началом учебной деятельности и приходится на возраст 6-10 лет. Этот период жизни сопровождается развитием рефлексии в области образовательных активностей. В этом возрасте у ребенка формируются первые навыки социальной рефлексии и элементы самоанализа.
На 11-15 лет – подростковый возраст – приходится третий этап. В это время происходит становление личности подрастающего человека. Рефлексия в этот период может проходить очень активно и болезненно. Дети познают себя как личность, ищут в себе достоинства и недостатки, которых, конечно же, находят больше. Это вызывает сильные переживания – недовольство своей внешностью, осознание различий со сверстниками, стремление к признанию.
Поскольку подростковый возраст отличается повышенной эмоциональностью, в сочетании с неустойчивостью нервной системы это приводит к гипертрофии переживаний. Развитие рефлексивной деятельности в пубертатный период очень важно. Но подростку трудно самому ее регулировать. Хорошо, если взрослым удается оказать ему поддержку в это время.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
Четвертый этап выпадает на раннюю юность – 16-20 лет. Если личность формировалась правильно, то в этом возрасте в полную меру проявляют себя способности к рефлексии и возможность управления ею. При этом даже проявление самокритики не помешает адекватно и рационально оценивать свои силы.
Далее с течением жизни рефлективные навыки становятся глубже за счет установления новых социальных контактов, освоения незнакомых областей деятельности, решения ставящихся жизнью задач.
Неправильная рефлексия
Рефлексия в психологии позиционируется как терапевтический способ самоанализа. Правильно выстроенная рефлексия ведет к положительным внутренним переменам и личностному росту. Однако, чтобы получить позитивную динамику, нужно проводить самоанализ с соблюдением определенных правил, иначе рефлексия может перетекать в самоедство.
Проведенный учеными эксперимент среди рефлексирующих студентов дал интересные результаты. Было обнаружено, что у таких студентов низкий уровень психологического благополучия. Как отметила психолог Таша Эврих, в этом виноват не процесс, а неверный к нему подход.
Рефлексирующие люди часто погружаются в философские размышления, концентрируясь на вопросе «почему?», тогда как лучше задавать себе другой вопрос: «что?». «Что случилось? Что я чувствую? Что мне нужно предпринять, чтобы не повторять подобного в будущем и чтобы облегчить свое состояние сейчас?»
Это утверждение поддерживают и другие исследования. Например, в одном из экспериментов студентам было предложено рефлексировать по поводу несданного экзамена. Задававшие себе вопрос: «Почему так произошло?», концентрировались на своих недостатках, ругали себя за совершенные ошибки, заново переживали неудачу. В результате подавленное состояние не покидало их и на следующий день.
Всегда более эффективным является понять, что делать, чем выяснять, кто во всем виноват. У врачей даже есть термин «деструктивная рефлексия». Она характерна для людей с завышенным уровнем самокритики. Ее часто используют пациенты с неврозами, которые склонны к непрерывному анализу своих мыслей, поступков и поведения.
Вот, например, знакомая всем ситуация: вы опоздали со сроком сдачи отчета на работе. После этого можно погрузиться в самокопание и долго упрекать себя, что вы не умеете расставлять приоритеты в списке задач, планировать свое время. Потом остается небольшой шажок, чтобы сделать вывод о своей профессиональной некомпетентности. И вы его непременно делаете, заодно вспоминая всегда и везде опаздывающего родственника и решая, что всему виной генетика. Такая саморефлексия не приведет ни к чему хорошему. Вы снизите свою самооценку, будете чувствовать себя подавленным, а мотивация решиться взять новое задание пропадет.
Теперь разверните свои мысли и попробуйте посмотреть на ситуацию по-другому. Что помешало выполнить задачу в поставленный срок? Возможно, вы поймете, что нужно перестроить рабочий график. Либо вы придете к выводу, что нагружены заданиями с переизбытком и это мешает справиться с ними в оговоренные сроки.
Поверните размышления в сторону обдумывания эффективности. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны или представьте, что данную ошибку совершили не вы, а другой сотрудник. И в результате вы поймете, что стоило сделать и что нужно учесть на будущее, чтобы подобного не повторялось. Возможно, вы решите овладеть тайм-менеджментом или установить коммуникацию с руководителем.
4 метода рефлексии в психологии
Метод «Карусель»
Упражнение развивает навыки рефлексии в части установления контакта с другими людьми и реагирования на их поведение. Суть упражнения состоит в том, что ежедневно нужно знакомиться минимум с одним человеком, завязать с ним разговор и поддерживать беседу. После встречи требуется проанализировать и оценить свои действия.
Метод «Без маски»
Цель упражнения – устранить эмоциональную и поведенческую зажатость, учиться проявлять искренность в поведении, формировать навыки рефлексии и анализа своей личности. Упражнение выполняется следующим образом: несколько человек получают карточки, на которых написано начало предложения. Задача участников – закончить его максимально искренне.
Метод «Автопортрет»
Смысл этого упражнения – представить, что вы собираетесь на встречу с незнакомым человеком. Для того чтобы он вас узнал, нужно максимально подробно и точно себя описать. Причем описываем не столько внешность, сколько отличительные черты поведения, манеру держаться, говорить, часто используемые жесты и другое. Более эффективным оно будет, если работать с напарником. При этом можете описывать как самого себя, так и сменить «полярность» – составить словесный портрет своего помощника. Упражнение имеет своей целью развитие умения находить в себе или другом человеке отличительные черты и описывать их, формируя навыки рефлексии и самоанализа.
Метод «Качества»
Приготовьте лист бумаги и ручку. Разделите лист на две части и в левой укажите 10 качеств, которые вы считаете своими достоинствами, а в правой – 10 недостатков. Оцените каждое качество по 10-бальной шкале, где 1 – развито или проявляется очень слабо, а 10 – развито или проявляется очень сильно. Упражнение развивает навыки рефлексии и влияет на формирование верной самооценки.
Практикуя данные методы, вы сможете достаточно быстро развить в себе навыки рефлексии. А следование нашим рекомендациям хотя бы в течение трех недель поможет сформировать полезную привычку самоанализа, и тогда рефлексия превратится в вашего верного помощника.
6 заключительных рекомендаций по развитию рефлексии
Чтобы процесс рефлексии был эффективным и приносил положительные эмоции, в психологии описаны несколько правил, придерживаясь которых, вы получите желаемый результат:
Используйте непривычные ситуации для тренировки навыков рефлексии. Даже если на проведение анализа поначалу будет уходить немало времени, не сдавайтесь. Скоро вы сами заметите, что ваши размышления протекают быстрее и при этом вы легче делаете выводы.
Постарайтесь ежедневно вечером обдумывать то, что произошло в этот день. Обращайте внимание свои на чувства и эмоции: вспомните, в каких ситуациях вы чувствовали себя некомфортно и какие эмоции при этом испытывали – гнев, неуверенность, раздражение, обиду.
Старайтесь посмотреть на ситуацию со стороны, глазами постороннего наблюдателя. Не включайте внутреннего критика.
Рассматривайте ситуацию с разных сторон. Учитесь видеть не только минусы, но и плюсы своего состояния. Старайтесь найти возможности, открывающиеся с новыми чувствами и знаниями.
Наблюдайте за своим отношением к окружающим. Если знакомство с новыми людьми вызывает чувство тревоги, подумайте, что является триггером, дающим толчок срабатыванию механизма негативных эмоций?
Не сторонитесь общения с людьми, имеющими точку зрения, отличную от вашей. Мир многогранен. Попытка представить себе привычные вещи в ином свете активизирует рефлексию, которая поможет взглянуть на происходящее под другим углом, пересмотреть устоявшиеся стереотипы.
Таким образом, рефлексия – это процесс познания человеком самого себя. Она является одним из важнейших двигателей личностного развития. Занимаясь самоанализом, человек формирует необходимые привычки, учится глубже понимать взаимосвязь причины и следствия в собственной жизни. Это развивает важную составляющую нашего интеллекта – умение предвидеть последствия собственных поступков.