Что такое реформа местного управления

Реформы органов местного управления и самоуправления Петра I Великого

Полный список реформ, относящихся к органам местного управления можно изучить в таблице ниже.

Таблица
«Реформы органов местного управления Петра I Великого»

Год/СобытиеПричины и целиСуть и содержание
1699

Учреждение Бурмистерской палаты

Воеводы не справлялись со сбором налогов на уровне городовСначала являлась сосредоточением финансовой и судебной власти на уровне города, постепенно теряла свое значение из-за введения новых административных органов1708 29 декабря — 1711

Губернская реформа
(областная)

Изменение принципов административно-территориального деления страны, обеспечение нужд армии (налогов и рекрутов) в ходе Северной войны.Указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» разделил государство на 8 губерний с губернаторами во главе. Каждой губернии на обеспечение были приписаны отдельные полки армии.1719—1720

Губернская реформа
(областная)

Переустройство административно-территориального деления от военных нужд к гражданской жизни, упорядочивание системы в соответствие с шведской системой. Разделение судебных и административных органов.26 ноября 1718 года Петр I утвердил решение Сената об новом устройстве губерний — с 1719 года начинается преобразование по новому принципу: губернии — провинции — дистрикты1720-1724

Создание Главного магистрата

Укрепление вертикали власти и полицейского надзора на уровне городаИзданный в 1721 году регламент главного магистрата, вводил разделение городов на разряды (по численности дворов), а жителей на категории. Создаваемые в городах магистраты состояли из выборных бурмистров, назначение которых утверждалось главным магистратом и которому они были полностью подчинены.

Причины и предпосылки реформ местного управления

Кратко о сути и содержании реформ местного управления

Губернская реформа

Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.

Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Городская реформа

Созданная в 1699 году Бурмистерская палата, по мере введения новых фискальных органов — теряла собственные полномочия. Окончательно её влияние на жизнь города исчезло с появлением губернаторов — именно они получили все рычаги управления городами-центрами губерний.

Тем не менее, на уровне самоуправления города были необходимы собственные полномочные органы, поэтому в 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.

Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:

Города разделялись на разряды:

Граждане городов (посадские люди) были разделены на две принципиальных группы:

Источник

Реформа местного управления

Реформа местного управления

Губернское правление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с воеводами выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

В конце 1708 г. Петр I издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, названных губерниями. Это были: Московская, Ингерманландская (или Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская и Сибирская губернии. Они разделялись на провинции, во главе которых стояли воеводы, а провинции – на дистрикты.

Эта реформа совершенно изменила систему местного управления. Основная цель реформы – обеспечение армии всем необходимым. С полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь через специально созданный институт кригс-комиссаров.

Губернии возглавляли губернаторы, назначаемые царем. Они ведали гражданским управлением, командовали войсками, расквартированными на территории губернии, и объединяли в своих руках судебную власть. Их помощниками были вице-губернаторы. Делопроизводством занималась губернская канцелярия. При губернаторах существовали ландратские советы из 8-12 человек, которые избирались дворянским собранием данной губернии. При голосовании в ландратском совете губернатор имел два голоса.

Кроме традиционно возлагавшихся на местных администраторов забот о военных делах и финансах Петр I поручил губернаторам совершенно новую деятельность – полицейскую. Губернатор был начальником всех военных, пребывавших в губернии, собирал налоги, составлял общую ведомость всех доходов и расходов по губернии, наблюдал за хозяйственной городской деятельностью своей губернии.

Прежний областной правитель – воевода, имевший огромную власть, но недостаточно подчиненный контролю центрального правительства, превращался в губернатора – хозяина и опекуна вверенной ему губернии, строго подчиненного и ответственного перед правительством. Губернией он управлял или непосредственно, или же через присутственные места с определившимся порядком делопроизводства, строго обозначенным кругом служебных прав и обязанностей должностных лиц, из которых слагалось каждое присутственное место. Главным таким местом являлось губернское правление, занимающееся делами общего благоустройства и безопасности в губернии.

Кроме губернатора в состав губернского правления входили: обер-комендант, отвечающий за военные дела; ландрихтер, т. е. губернский судья (с 1719 г. вместо этой должности был учрежден надворный суд); обер-комиссар, распоряжавшийся финансами; обер-провиантмейстер, ведавший хлебными запасами для армии, и управитель дворцовых имений.

У воевод в провинциях также были свои помощники: камерир (ведал сбором всех податей и налогов, заготовкой продовольствия для армии); рентмейстер, или казначей (занимался приемом, хранением и отпуском государственных средств); обер-комендант (правитель провинциального города, начальник местного гарнизона, правитель конторы рекрутских дел) и вальдмейстер (заготавливал корабельный лес и занимался охраной лесов).

Во главе дистриктов, или уездов, стояли выборные из числа дворян – земские комиссары, помощниками которых были нижние комиссары, мостовые надзиратели и другие.

Согласно реформе Петра I губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых стояли губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа – дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатсконтора, Юстиции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

Областная реформа, отвечая потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента Петр I намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках губернаторов – представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.

Прежняя система «приказ – уезд» была удвоена: «приказ – губерния – провинция – уезд». Во главе провинции обычно стоял воевода, финансовое и полицейское управление в уезде возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно территориальных), их количество было сокращено.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Однако деление на губернии оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике эффективное управление, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Реформа городского управления

Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить

Реформа местного управления. Создание Сената

Реформа местного управления. Создание Сената Нарвское поражение показало Петру, что изменить нужно не только армию, но и весь государственный аппарат, ведь армия – это лишь часть государства. Поначалу в системе управления не происходило важных перемен. Центральные

§ 3. Реформа местного управления

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-вое-водекой системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

Мысль о реформе местного управления и суда

Дробность местного управления

Дробность местного управления Изучив управление губное, земское и верное, попытаемся теперь представить себе, как сформировалось общество в рамках этих новых учреждений. Эти учреждения, как мы видели, имели двойственный характер: они были местные по источнику, из

Реформа местного управления

Реформа местного управления Кому-то может показаться, что Федор просто плыл по течению, принимая логичные решения, соответствующие интересам большинства в своем окружении. На самом деле он, пусть не всегда удачно, пытался переломить ход событий, диктовавшийся

§ 3. Реформа местного управления

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

3. Реформа местного управления

3. Реформа местного управления Постепенные успехи нашей историографии раскрыли понемногу все содержание и ход преобразовательной деятельности московского правительства за годы 1549–1556, и теперь возможно дать вкратце общий очерк этой деятельности в ее внутренней

Органы местного управления

Органы местного управления На протяжении почти всего XVIII столетия местное управление было самым слабым звеном абсолютизма. Разумеется, некоторые важные проблемы в этой сфере со временем решались, однако четкая система администрации по-прежнему отсутствовала.Высшей

Реформа местного управления

Реформа местного управления Реформа сельского управления на уровне уездов и волостей обсуждалась правительством, хотя и не непрерывно, с начала 1880-х гг. В первые годы двадцатого века в центре внимания оказался вопрос о недостатках в службе уездных предводителей

№25 Дополнение к отчету Организационного управления Штаба РККА о принципах реорганизации центрального и местного аппарата Военного ведомства*

№25 Дополнение к отчету Организационного управления Штаба РККА о принципах реорганизации центрального и местного аппарата Военного ведомства* 23 апреля 1924 г.Сов. секретноВ 1924 году одновременно с дальнейшим сокращением Красной Армии и Флота до основной нормы 610 000 чел.

Реформа местного управления

Реформа местного управления Еще более решительно государь занимался образованием стройной системы власти на местах, где правили воеводы, окруженные буквально стаями разнообразных назначаемых и выборных властей разного профиля и подчинения. Помимо того, что эти власти

XXIV. Организация местного управления при Казимире и его сыновьях. Сословные власти в господарских доменах

XXIV. Организация местного управления при Казимире и его сыновьях. Сословные власти в господарских доменах Общая классификация органов местного управления в Литовско-Русском государстве. Тиуны и подтиуны при наместниках-державцах и их функции. Пристава, сотники,

№25 Дополнение к отчету Организационного управления Штаба РККА о принципах реорганизации центрального и местного аппарата Военного ведомства*

№25 Дополнение к отчету Организационного управления Штаба РККА о принципах реорганизации центрального и местного аппарата Военного ведомства* 23 апреля 1924 г.Сов. секретноВ 1924 году одновременно с дальнейшим сокращением Красной Армии и Флота до основной нормы 610 000 чел.

Источник

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

В становлении Российского государства немалую роль сыграли реформы, которые коснулись местных органов.

В статье подробно разберем ключевые реформы органов местного самоуправления в России, их специфику и значимость.

Реформы эпохи Петра Великого

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Петр Великий создал 2 основные реформы местного самоуправления: губернскую и городскую.

Губернская реформа Петра I

Первый этап губернской реформы начался в 1708 году и делил государство на губернии. Это было сделано для того, чтобы налоги с каждой губернии могли содержать армию и флот.

Петр I назначал губернаторов, которые полностью управляли губерниями. Администрация и воеводы назначались Сенатом, а подчинялись коллегиям. Воевода был главой провинции.

Городская реформа Петра I

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Сложившаяся система была достаточно устойчивой, изменения в нее вносились редко.

Общество до реформы Александра II

Вторым реформатором в сфере местного самоуправления был Александр II.

После поражения в Крымской войне стало очевидно, что Россия значительно отстает от стран Запада почти во всех сферах: в экономике, в военной подготовке, в политике и в социальном строе государства. Все эти факторы влияли не только на мощь империи, но и на жизнь всех слоев населения. Политологи и ученые того времени прекрасно понимали несовершенство устоев самодержавного управления. Общество было не просто неоднородным, а была огромная пропасть между низшими и высшими слоями.

Класс дворянства делился на богатых представителей, средних и бедных. У более чем 90 % дворян не было в подчинении крепостных крестьян. Обычно дворяне работали на государственных должностях и были напрямую зависимы от государства. Те, кто имел в собственности большие участки земли, соответственно, владели и множеством крепостных крестьян в подчинении. Поэтому даже среди дворян сложилось очень неоднозначное отношение к отмене крепостного права.

Крепостные крестьяне не имели никаких гражданских прав, их жизнь была самой настоящей рабской жизнью. Крепостные крестьяне делились на 2 группы:

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Предпосылки реформы

В XIX веке произошло событие, которое оставило глубокий след в истории Российского государства, крепостное право было отменено. Об этом и пойдет речь.

К середине XIX века возник диссонанс между развитием крепостного права и формированием капиталистического строя. Эти два фактора никак не могли сосуществовать, поэтому нужно было было что-то менять в социальном укладе.

В 1857 году был создан Секретный комитет (население страны не знало о его существовании). 20 ноября того же года был создан респрикт, который утвердил Александр II, в нем от каждой губернии выбирали комитеты дворян, которые должны были принимать участие в создании реформы.

В ходе обсуждений выявилась основная проблема: отпустить крестьян без земли или выделить надел? Дворяне, которые не имели земель во владении, хотели освободить крестьян с землей, помещики же были категорически против этого. Компромисс был следующий: освободить крестьян с малым количеством земли за денежный выкуп.

Реформа 1861 года об отмене крепостного права была проведена, затем для дальнейшего совершенствования государства необходимо было провести реформы местного самоуправления.

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Реорганизация системы государственного управления

Отмена крепостного права вызвала потребность в проведении следующих реформ:

Эти реформы проводились не все сразу, а последовательно.

Подробнее о каждой далее.

Земская реформа Александра II

В 1864 году была проведена первая земская реформа местного самоуправления. 1 января было издано и утверждено царем «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

В соответствии с положением в уездах и губерниях создавались:

Оба вида органов местного самоуправления избирались сроком на 3 года.

Выборы проводили на основе имущественного ценза. Избирателей делили на три курии:

В реформе местного самоуправления 1864 года земства выполняли функции культурно-хозяйственной деятельности: организовывали медицинскую помощь в селе, занимались школами, вели статистические данные, занимались почтовыми работами. Для всех этих работ земства нанимали рабочих, врачей, учителей, воспитателей и других.

Для финансирования этой деятельности существовали земские сборы, которые составляли 1 % с доходов земель и промышленных предприятий.

При большом количестве полномочий деятельность земств была достаточно ограничена: земства не могли вмешиваться в политические дела. Председатели земств были зависимы от распоряжений и приказов губернатора. Губернатор и министр внутренних дел могли вмешиваться в любые вопросы, решаемые земствами, и даже изменять решения председателей.

Несмотря на это, земства в реформе местного самоуправления усилили активность населения в общественных вопросах.

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Городская реформа Александра II

16 июня 1870 года «Городовое положение» ввело местное самоуправление в 508 городах России.

Избираться в органы городского самоуправления могли только представители сильного пола от 25 лет, имевшие во владении имущество. Избирателей делили на три курии.

Судебная реформа Александра II

20 ноября 1864 года царем были утверждены новые судебные уставы, именно тогда ввелись совершенно иные принципы судопроизводства. Теперь деятельность суда не зависела от местной администрации, действовал принцип несменяемости судей и следователей, все граждане были равны перед законом, процесс стал гласным.

Суд делился на коронный и мировой. Эта система была скопирована с европейских судов, что ставило российское судопроизводство в один ряд с мировыми судами.

Мелкие уголовные процессы в городах разбирались в Мировом суде, состоявшем только лишь из судьи.

Судебная реформа решила вопрос с телесными наказаниями: их отменили, исключение составлял лишь Волостной крестьянский суд.

Военная реформа Александра II

Военной реформой занимался Д. А. Милютин, занимавший пост военного министра. Военные нововведения проводились по трем направлениям:

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Реформа образования Александра II

Итоги реформ Александра II

1864 год можно считать годом реформ местного самоуправления, ведь именно тогда было проведено самое большое количество реформ.

Реформы середины XIX века называют «великими реформами», потому как они затронули все сферы жизни: экономику, местное самоуправление, армию и образовательные институты. Именно Александр II положил основу развития капиталистического общество в России. Суть реформ местного самоуправления была в достижении уровня развития стран Запада.

Изменения в разных сферах не затронули политическую структуру: государственная система не изменилась, принципы управления остались без изменений. Политический режим и форма правления также не подверглись нововведениям.

В результате реформ местного самоуправления социальные отношения все равно остались на уровне феодальной эпохи, это основной диссонанс реформ середины XIX века.

Реформы в Российской Федерации

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Реформы местного самоуправления в РФ также имеют место.

Новой Конституции РФ (1993 г.) признано существование местных органов самоуправления на законодательном уровне. Конституция выделила органы местного самоуправления как самостоятельную единицу проведения власти.

6 октября 2003 года принят федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который установил новые принципы организации управления на местах. Эти реформы местного самоуправления в России действуют по сей день.

Источник

Земская реформа 1864 года

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году

КурияПолучали избирательные права
ЗемледельческаяПри наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
КрестьянскаяНа 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
ГородскаяКупцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Что такое реформа местного управления. Смотреть фото Что такое реформа местного управления. Смотреть картинку Что такое реформа местного управления. Картинка про Что такое реформа местного управления. Фото Что такое реформа местного управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *