Что такое региональная экономическая политика

Региональная экономическая политика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономическая политика и ее характеристика

На сегодняшний день экономическая политика – это неотъемлемый элемент политики государства, а также надо отметить, что именно эта политика более не уйдет с пьедестала и будет существовать в рамках политики страны еще долгое время.

Экономическая политика в нашем государстве имеет конкретные цели и задачи, которые необходимо достигать и выполнять.

Цели экономической политики могут меняться в зависимости от государственного режима в стране, от политической и международной обстановки или под влиянием различных других факторов. Разработка экономической политики и ее внедрения требует больших усилий от страны и общества.

Назначение и роль экономической политики

Экономическая политика за счет поддержания и совершенствования экономического порядка в стране, а также проведения политики экономического развития страны, формирует социальную политику государства. Социальная политика, в свою очередь, дает обществу социальные гарантии, являясь самообеспеченной политикой, а также способствует перераспределению доходов и собственности в обществе.

Ключевые аспекты экономической политики

Готовые работы на аналогичную тему

Региональная экономическая политика

Каждый регион нашей страны ведет свою отдельную экономическую деятельность, отчетность, составляет ежемесячный баланс и т.д. Из этого следует, что каждый отдельный регион осуществляет индивидуальную экономическую политику в рамках своей территории.

Региональная экономическая политика – это подвид общей экономической политики страны, который реализуется в рамках и на территории отдельно взятого региона.

Основные цели региональной экономической политики:

Каждый регион получает от государства определенное финансирование, и от того как и куда будут потрачены эти средства и зависит эффективность экономической политики региона.

Таким образом, региональная экономическая политика – это прямой инструмент воздействия на экономику региона в целом, ее эффективность будет способствовать развитию всего региона, его благосостояния. В каждом регионе осуществляется своя экономическая политика, которая должна контролироваться общей экономикой страны.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 10 2021

Источник

Раздел 8. Региональная экономическая политика

Раздел 8. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Наибольший спад производства характерен для регионов с высокой концентрацией отраслей промышленности, спрос на которые сокращается (особенно оборонной промышленности, инвестиционного машиностроения), испытывающих недостаток сырья или не выдерживающих конкуренцию импортной продукции рынка (например, «текстильные» регионы), удаленных от основных поставщиков и потребителей (регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока). По мере развития открытой рыночной экономики преимущества имеют регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой и экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.

Движение к общероссийскому рынку пока еще не смогло преодолеть начавшуюся в конце 80-х годов тенденцию территориальной дезинтеграции экономики. Продолжает снижаться интенсивность межрегионального обмена основными видами товаров. Рост транспортных тарифов сделал нерентабельными устоявшиеся хозяйственные связи окраинных регионов, создал опасность их обособления от экономического ядра России и преимущественной экономической ориентации на соседние государства (это особенно показательно для Дальнего Востока). Уже в течение ряда лет сохраняется критическая ситуация с завозом продовольствия и топлива в районы Крайнего Севера.

Изменения условий жизни населения в регионах России и ближнем зарубежье качественно повлияли на географию миграционных связей. Традиционный приток населения в северные и восточные районы сменился на массовый отток. Реэмиграционный поток направляется в основном в районы европейской части России, в том числе на Северный Кавказ, имеющий и без того избыток рабочей силы и, кроме того, принимающий вынужденных переселенцев и беженцев из «горячих» точек.

В ходе экономической реформы серьезные различия наблюдаются в темпах и направлениях ее проведения. Модели реформирования экономики регионов, опирающиеся на использование региональных льгот и дотаций, в основном исчерпали свои возможности. Сохраняются различия между регионами по интенсивности рыночных преобразований и использованию административных методов регулирования. В этой ситуации особенно важно проводить дифференцированную по регионам федеральную политику.

Ход реформ в России также затрудняется объективными особенностями регионального развития:

— специализацией ряда регионов на узком наборе видов хозяйственной деятельности, усугубляемой неразвитостью сферы услуг;

— обилием образований типа «закрытых» городов, изолированных от окружающих населенных пунктов, с особым сложившимся укладом жизни, население которых менее подготовлено к рыночным условиям;

— существованием удаленных регионов с неразвитой транспортной инфраструктурой.

Правительство взяло курс на создание равных экономических возможностей во всех регионах и повышение однородности формируемого общероссийского рыночного пространства. С этой целью отменяются не оправдавшие себя налоговые и таможенные льготы и субсидии отдельным регионам и хозяйствующим субъектам.

8.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики

— укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;

— повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;

— всемерное использование региональных условий и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики.

— содействовать восстановлению нарушенных и формированию новых рациональных межгосударственных и межрайонных экономических связей;

— развивать общероссийский рынок как интегрированную систему региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

— удержать в социально безопасных рамках уровень безработицы в крупных центрах и индустриальных районах;

— принять меры к урегулированию миграции населения, обеспечить расселение переселенцев и беженцев в регионах, имеющих для этого необходимые предпосылки.

Правительство Российской Федерации будет использовать разнообразные формы и методы государственного воздействия при практическом осуществлении задач региональной экономической политики.

Основными формами этого регулирования являются:

— использование федерального бюджета и других источников для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;

— осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации;

— размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

Каждая федеральная целевая программа должна иметь детально разработанный территориальный разрез.

По мере расширения инвестиционных возможностей государства будет формироваться фонд регионального развития, средства которого будут направляться на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения.

В целях развития наукоемких производств, высоких технологий и активизации международных экономических связей Российской Федерации в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру, будут создаваться условия для формирования свободных экономических зон, технополисов и других «точек роста».

При этом совместная работа федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна обеспечить:

— координацию внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе с целью максимальной реализации их экспортного потенциала;

— формирование и реализацию межрегиональных программ внешнеэкономической деятельности;

— выполнение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей, затрагивающих интересы соответствующих субъектов Российской Федерации.

— разработать проект закона о субъекте Российской Федерации;

— пересмотреть структуру подразделений федеральных служб в регионах и размещение их;

8.3. Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции

Будут создаваться условия, при которых регионы были бы заинтересованы в достижении лучших экономических результатов, в расширении финансовых возможностей федерального бюджета. Деятельность Правительства Российской Федерации будет направлена на создание такого механизма взаимодействия субъектов Российской Федерации, который обеспечивал бы свободу предприятий различных форм собственности и не допускал административных ограничений в перемещении товаров, финансовых ресурсов, рабочей силы между регионами. Должны учитываться интересы регионов при принятии решений, касающихся управления федеральной собственностью, находящейся на их территории.

Развитие общероссийской и межрегиональной производственной инфраструктуры останется приоритетной областью инвестиционной деятельности государства. В то же время Правительство Российской Федерации будет создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций, в том числе иностранных, для развития теле- и транспортных коммуникаций федерального и межрегионального значения.

Принимая во внимание, что основные элементы федеральной инфраструктуры (железнодорожный транспорт, главные телекоммуникации и т.п.) являются естественными монополиями, Правительство Российской Федерации будет осуществлять контроль за их экономической деятельностью, в том числе над ценообразованием.

Сохранится контроль органов исполнительной власти за формированием железнодорожных тарифов, особенно на тех транспортных направлениях, где уровень тарифов существенно ограничивает производственную деятельность регионов и межрегиональные связи. В частности, будет продолжено сдерживание роста тарифов на железнодорожные перевозки на Дальний Восток на расстояния свыше 3000 километров.

8.4. Поддержка проблемных регионов

Сохраняют свою остроту вопросы подтягивания отстающих в экономическом отношении регионов, характеризующихся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом. На развитие экономической базы отстающих регионов потребуются значительное время и активная поддержка государства, прежде всего в вопросах привлечения в эти регионы инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет средств федерального бюджета. Населению этих регионов будет оказываться социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В связи с этим предполагается:

— обеспечить для предприятий депрессивных регионов первоочередное рассмотрение заявок на получение средств, выделяемых на проведение структурной реконструкции и санации производства, разработать механизм оказания им технической помощи при подготовке таких заявок;

— пересмотреть преференциальный (льготный) порядок рассмотрения заявок на получение государственных кредитов (в том числе конверсионных);

— предоставлять налоговый кредит в первоочередном порядке (в случаях его отмены сохранить данную форму поддержки предприятий исключительно для депрессивных регионов).

Обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, предусмотренных федеральными программами развития производственной инфраструктуры, имея в виду:

— создание условий для дополнительного привлечения средств фондов занятости, используемых для переподготовки кадров, финансирования общественных работ и т.п.;

— предоставление высвобождаемым работникам промышленных предприятий целевых кредитов на жилищное строительство (с выделением в собственность земельных участков);

— предоставление кредитов населению на получение образования (в том числе высшего), переквалификацию и т.д.

При введении новых форм поддержки структурной перестройки будет обеспечиваться их ориентация на первоочередное применение (отработку) в депрессивных регионах (в первую очередь на сохранение и создание новых рабочих мест).

В предстоящий период будет законодательно определен статус проблемных регионов разного типа.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Региональная политика

Необходимость и содержание региональной политики

Регион – часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры, и характеризуется специфическими природно-географическими, демографическими, административными особенностями.

Предпосылки к регулированию региональной экономики:

Региональная политика — часть социально-экономической политики государства, направленной на рациональное использование ресурсов страны, размещение производительных сил, развитие экономического потенциала и потенциала ее граждан.

Государственная региональная экономическая политика – это совокупность организационно-правовых и экономических методов, которые осуществляются государством в сфере регионального развития страны в соответствии с текущими и стратегическими целями.

При разработке региональной политики необходимо учитывать разнообразие регионов, систематизировать различия социально-экономической ситуации и выделять их типы.

Направления региональной политики

Основные направления региональной политики:

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику, практически одинаково.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

Виды региональной политики

Виды государственной региональной политики:

Принципы региональной политики

Основные принципы региональной политики:

Цели региональной экономической политики. Методы и инструменты воздействия на экономическое развитие регионов

Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения на рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

Цели региональной политики:

Экономические цели государственной региональной политики:

Цели государственной региональной политики вытекают из социально-экономической практики прошлого, настоящего и формирующегося будущего страны. Цели региональной политики в основном находят отражение в программах, схемах, концепциях, прогнозах и других документах, разрабатываемых и утвержденных государственными органами на краткосрочную, средне- и долгосрочную перспективы.

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.
При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования регионального развития включают:

Элементы механизма государственного регулирования развития регионов:

Одним из способов регионального регулирования является реализация государственных региональных программ, которые дают возможность наиболее полно согласовать территориальные и отраслевые интересы. Цели разработки государственных региональных программ:

Финансирование программ осуществляется за счет бюджетов соответствующего
региона, его внебюджетных фондов, привлеченных кредитов и внутренних инвестиций. Региональные программы находят также государственную поддержку и могут финансироваться отчасти за счет государственных источников.

Формы воздействия на региональное развитие:

Инструменты регулирования регионального развития:

Прогнозирование и планирование комплексного развития регионов

Важной формой проведения региональной политики является прогнозирование и
планирование. Основная цель регионального прогнозирования и планирования – обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.

Прогнозирование регионального развития – это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих»» воздействий.

Планирование регионального развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее посредством принятия и реализации соответствующих управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Таким образом, планирование развития регионов – это моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом как независящих от субъектов управления внешних факторов, так и принимаемых ими управленческих решений.

Методы прогнозирования и планирования развития регионов:

Прогнозирование и планирование развития регионов является важной формой
государственного регулирования экономического развития региона. К инструментам такого регулирования относятся методы ориентирующего характера и активного воздействия.

Система инструментов государственного регулирования социально-экономического развития региона включает в свой состав:

Система инструментов активного воздействия государства на экономическое развитие региона включает в себя:

Регулирующие функции региональных бюджетов бюджетных систем сводятся
к следующему:

Прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны и регионов является важнейшей функцией государства. Основным прогнозным документом, формирующим стратегию экономического развития страны, является Комплексный прогноз экономического и социального развития страны и регионов, в котором определяются главные стратегические цели, на основе которых затем разрабатываются плановые документы, формируется механизм государственного регулирования экономики.

Прогноз состоит из двух частей:

Благодаря разработке долгосрочных, среднесрочных и текущих прогнозов и планов регионального развития решаются проблемы стабилизации экономики, экономического роста, снижения безработицы в регионах, а также выравнивания уровней их социально-экономического развития.

Источник

Региональная экономическая политика: основы, направления развития

Содержание:

Предмет:Практика
Тип работы:Отчёт
Язык:Русский
Дата добавления:21.11.2018

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете посмотреть как оформляется и выглядит готовый отчёт по практике:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Для России, страны с обширным регионом и широким разнообразием производства и условий жизни в разных регионах, региональная тема всегда была актуальной. Экономические преобразования в стране привели к регионализации экономической жизни и усилению роли регионов во всех сферах экономической жизни.

Региональная политика является одной из основных тем государственной деятельности, по сути, она является основным способом регулирования экономического развития ее регионов.

Региональная экономическая политика

Цели и задачи региональной экономической политики

В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна разрабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-экономической независимости политических и административно-региональных единиц, изменения функций и перераспределения между центром, учредителями Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Целями региональной экономической политики являются федеральные округа, учреждения-учредители федерации, муниципалитеты и местные регионы на территории, упомянутой выше.

Цели региональной экономической политики органов государственной власти тесно связаны с целями регионального развития. Поэтому, прежде чем определять цели политики, мы дадим описание целей развития региональной экономики, которая носит объективный характер и определяется текущей ситуацией в регионе и перспективами развития.

Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование различных видов ограниченных производственных ресурсов для улучшения воздействия региональной агломерации и сотрудничества, то, как они используют объективные преимущества неограниченного разделения труда и качество жизни.

Цели региональной социальной политики состоят в том, чтобы обеспечить хороший уровень жизни в каждом регионе, создать примерно одинаковый шанс на жизнь для всех граждан, воспользоваться правом свободно выбирать место для жизни и работы и ослабить внутреннюю социальную напряженность.

В переходный период государственное регулирование экономики региона преследует несколько иные цели:

Без четкого определения цели, объекта, средств и форм государственной политики невозможно определить ее направление, что приводит к неконтролируемой чрезмерной дифференциации региональных различий.

Задачи регионального развития в глазах регионального управления связаны прежде всего с рационализацией использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, что обеспечивает системный подход к развитию экономического, социального и природно-экологического комплекса региона.

Цели государственной региональной политики весьма разнообразны. К ним относятся:

В число направлений деятельности органов государственной власти области по реализации целей регионального развития входят:

Региональная экономическая политика направлена ​​на содействие экономическому развитию регионов, обеспечение однородности страны и более эффективное использование имеющегося потенциала регионов.

Основной целью регулирования регионального развития является создание благоприятных условий для создания разумных внутренних региональных тарифов на основе стимулирования развития отраслей специализации и использования сравнительных преимуществ региона.

Это основа для определения потенциальных направлений роста на региональном уровне, для развития отраслей, которые могут увеличить региональную экономику и которые оказывают мультипликативный эффект на развитие соответствующих секторов региональной экономики.

Понятие «потенциал регионального развития» должно быть введено для научной оценки внутренних проблем региона.

Потенциал развития региона означает первые возможности региональной экономики и ее структурных единиц (городов и районов), способность предлагать рост, технологические и управленческие инновации и развивать внутреннюю отраслевую, социальную, политическую и демографическую подсистемы.

Основными составляющими потенциала развития региона являются:

Показатели промышленного развития региона. Основными показателями, определяющими производственный потенциал экономики региона, являются:

По уровню промышленного развития можно выделить следующие три региональные группы:

Чем меньше развитие конкретной области, тем больше отдача от каждого эффективного производственного проекта. Важные капитальные вложения необходимы для качественного изменения технологической структуры фондов в экономически сильных регионах.

Социальные факторы развития региона. К ним относятся:

Уровень жизни тесно связан с денежными доходами населения.

Чем меньше население района, тем выше уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры. Это, как правило, характерно для районов с высоким уровнем миграции.

Одной из причин роста миграции является стремление сократить производство и снизить стоимость социальной инфраструктуры в депрессивных районах. Структурная безработица не только привела к быстрому снижению уровня жизни, но и способствовала миграционным процессам.

Финансовые показатели региона. В качестве основных финансовых показателей экономики региона можно указать следующие группы параметров:

Если первая группа параметров в основном объясняет динамику бюджета, вторая более четко показывает степень субсидирования регионального бюджета, его зависимость от регионального бюджета и государственной инвестиционной программы. Третья индикаторная группа отражает текущую финансовую ситуацию на промышленных предприятиях региона, которая составляет основу местной налоговой базы.

Источник потенциальных показателей (эта индикаторная группа обсуждалась выше).

На основе этой системы показателей можно сделать классификацию в соответствии с потенциалом развития. В то же время регионы можно настроить на следующие три группы:

Этот рейтинг региональных учреждений очень важен для разработки и реализации разумной инвестиционной политики в регионе.

Принципы региональной политики составляют основу разработки и реализации региональной экономической политики. Они определяются внешними и внутренними условиями, в которых они сформированы.

Принципы региональной политики включают в себя:

Федеральные органы исполнительной власти являются центральными органами, осуществляющими государственное управление в своих сферах деятельности, в соответствии с положениями, утверждаемыми Президентом или Правительством Российской Федерации.

Среди министерств и ведомств, определяющих политику в области социально-экономического развития, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Министерство экономического развития Российской Федерации), Министерство промышленности и науки и технологий Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство топлива и Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство налогов и уровней Российской Федерации, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также исполнительные органы Центрального банка Российской Федерации.

Структура и функции региональных органов управления экономикой

В разных учредительных организациях Российской Федерации структура и функции хозяйствующих субъектов различны. Названия отделов, занимающихся вопросами эксплуатации и экономики региона, также различны. Тем не менее, есть ряд общих черт, которые характерны для всех тем. Следует учитывать, что в Российской Федерации была принята конкретная республика.

Основные обязанности Министерства экономического развития:

Основными функциями министерства финансов или органа по финансовым вопросам в регионе являются:

Министерство промышленности, транспорта и связи выполняет следующие функции:

Министерство торговли выполняет следующие задачи:

Региональная политика в России: состояние и перспективы развития

Для любого федерального государства, особенно такого региона, как Российская Федерация, региональная политика является одной из основных тем государственной деятельности, по сути, она является основным способом регулирования экономического развития своего региона.

Однако в нашей стране региональная политика, являющаяся предметом публично-правовой деятельности органов государственной власти, до сих пор не имеет полной юридической поддержки. Предмет, цели и задачи региональной политики не включены ни в Конституцию Российской Федерации, ни в федеральные законы. Основной нормативный закон, регулирующий содержание региональной политики, № 3 июня 1996 года, ратифицирующий основные положения региональной политики в Российской Федерации остается Указ Президента РФ от 803 г.

Неопределенность и неопределенность в постановке целей государственной региональной политики не способствует определению стратегических приоритетов государства для регионального развития, она снижает эффективность межрегиональных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития, например, «основных аспектов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» ( до 2010 г.) и «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» не содержит ни обоснованного обоснования прогнозной части, ни систематического изучения механизмов реализации.

В России предпосылки для эффективной реализации российской федеральной региональной экономической политики еще не созданы. Нет полной правовой основы для федеральной региональной политики. Проекты «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «Об основах федеральной поддержки Российской Федерации в депрессивных регионах» не выходили за рамки второго чтения. Это препятствует повышению статуса федеральной региональной экономической политики в системе регулирования социально-экономического развития страны и делает невозможным долгосрочную консолидацию основных приоритетов и механизмов этой политики.

Мы можем выделить следующие области, где модернизируется государственное управление:

В то же время возникла необходимость разработки программно-целевых инструментов для социально-экономического развития регионов. Нам нужны новые, современные механизмы для вложения средств в регионы, которые позволят нам внести существенные изменения в экономику и значительно улучшить качество обслуживания населения, особенно в областях, определенных в качестве приоритетных национальных проектов.

Сегодня условия изменились по сравнению с 90-ми годами. Мы находимся в более позитивной волне. Обязанности Президента в отношении Федерального Собрания направлены на повышение уровня жизни наших граждан и улучшение качества жизни.

Если проанализировать содержание ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в течение нескольких лет, становится ясно, что курс преобразований движется от политического канала к экономическому и социальному. Преобразования для укрепления государственности, повышения эффективности управления и ограничения полномочий позволяют нам устанавливать долгосрочные экономические цели. Регионы должны иметь более высокие темпы промышленного роста и ВВП. Однако центр должен предоставить для этого необходимые условия. Регионы должны инвестировать средства федерального бюджета в развитие объектов инфраструктуры, которые позволят им использовать свои географические, климатические, промышленные и другие ресурсы наиболее эффективным образом для ускорения экономического роста.

Скорее всего, встанет вопрос о рекомендации повысить роль инвестиционной поддержки в регионах. В настоящее время последний продолжает играть относительно небольшую роль по сравнению с существующей поддержкой. Как показывает опыт других стран, необходимо будет координировать региональную политику с другими элементами экономической политики государства, а федеральным властям необходимо использовать возможности секторальной социальной политики для решения проблем наименее экономически развитых регионов.

Необходимо обеспечить конструктивный диалог регионов с Правительством Российской Федерации. Вполне возможно, что Совет Федерации традиционно выступал в качестве площадки для такого диалога, как палата регионов российского парламента, и участвовал в усилиях по выработке региональной политики.

Механизм реализации региональной экономической политики

Экономико-административные методы государственного регулирования экономики региона

Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, которая постоянно развивается и углубляется в процессе переплетения, взаимодополняемости и экономической целесообразности экономических структур со стабильным региональным разделением труда.

Единое экономическое пространство создается как совокупность различных хозяйств, независимо от размера, владения и технологической структуры их потенциала.

Главное, что они взаимосвязаны стабильным разделением труда и их интересом к экономическим отношениям. Важно, чтобы общее экономическое пространство создавалось не как временные отношения между экономическими активами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных экономических структур.

Региональное экономическое пространство противоречиво внутри страны. Источниками самостоятельности и саморазвития являются объективно определенные противоречия, которые существуют внутри бизнес-единиц и связаны с разделением труда.

Выделен прямо и косвенно среди методов регулирования регионального развития.

Объекты государственного регулирования экономики региона разнообразны, например:

На современном этапе наиболее важными направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики являются:

Прямое государственное вмешательство осуществляется посредством использования административных инструментов, основанных на власти государственной власти, включая разрешения, запреты и репрессивные меры. Косвенное регулирование осуществляется различными мерами экономической политики.

В контексте демократизации функций управления соотношение механизмов мотивации принятия решений и методов экономического и административного управления различается.

Административные методы регулирования регионального развития основаны на властных отношениях и вторичных характеристиках силовых структур и применяются следующим образом:

Административные методы обеспечивают возможность давления на отдельные инициативы, которые нарушают установленные правила.

Органы местного самоуправления регулируют процессы приватизации, используя методы управления, решая вопросы, связанные с привлечением иностранного капитала, использованием региональных природных ресурсов и социальных процессов.

Не только административные методы могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе воспроизводства региона. Таким образом, административные методы должны быть использованы с экономическими методами.

Суть экономических методов заключается в налогообложении, субсидиях, займах, субсидиях и т.д., по возможности, без прямого вмешательства местных органов власти, но в рамках, установленных этими органами. Он заключается в косвенном воздействии на региональный воспроизводственный процесс через экономические интересы бизнеса с помощью таких рычагов. Таким образом, методы экономического регулирования основаны на экономической заинтересованности и ответственности предприятий и организаций, являющихся субъектами регионального воспроизводственного процесса, за участие в реализации комплексных задач социально-экономического развития региона и результаты принятых решений.

Российская экономика характеризуется широким разнообразием экономической, социальной и этнической ситуации в отдельных регионах страны. Регионы различаются как по своему экономическому потенциалу, так и по способности улучшать себя в новых экономических отношениях. Отраслевые и отраслевые ориентиры регионов, возникшие в период развития Советов, неадекватно способствуют привлекательности частных инвестиций, разработке и внедрению новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность ее использования для решения имеющегося положительного зарубежного опыта.

Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ (статья 72 Закона о бюджете Российской Федерации), согласно действующему законодательству, представляет собой серию заключенных договоров на поставку товаров, работ, услуг из федерального или регионального бюджетов.

Государственный заказ является средством прямого регулирования экономики путем удовлетворения приоритетных потребностей государства (товаров, услуг). Саморегулирование направлено на стимулирование платежеспособного спроса путем содействия установлению и поддержанию отношений между производителями и потребителями в областях социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реальной взаимосвязи между спросом и предложением.

Государственный заказ выполняется по прямому соглашению между правительством и представителями рынка, он обеспечивает экономическую ответственность не только для исполнителей, но и для всех других участников: клиентов, посредников, учреждений, которые финансируют выполнение заказа. Он создается на основе основных задач и функций, закрепленных за каждым государственным уровнем конституционно.

Различают национальный (федеральный) и региональный (учредители Российской Федерации) уровни.

Основные принципы и порядок создания, финансирования и размещения государственных заказов определяются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или другие органы с соответствующей исполнительной властью определяют клиентов. От имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов он заказывает среди подрядчиков и несет ответственность за их реализацию. Ключевым приоритетом является четкое разделение полномочий по созданию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования. Объединение функций клиента и подрядчика в одном лице создает несправедливое увеличение условий и государственных расходов на преувеличение объема государственного заказа.

Государственный заказ финансируется за счет бюджета на том уровне, в котором он был создан, и привлекает внебюджетные ресурсы, в том числе средства соответствующих частных (иностранных) инвесторов. Заказы осуществляются через механизм государственных контрактов, подписанный между клиентом и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), или посредством прямой поддержки производства определенных видов товаров, работ, услуг (в основном, науки, образования, здравоохранения и т.д.).

Существует два основных типа контрактов: фиксированная цена и возмещаемые расходы. Первый включает в себя предварительное определение и фиксацию себестоимости в зависимости от текущих рыночных условий, что дает подрядчику широкую независимость при исполнении заказа. Если предопределенная цена контракта превышена, подрядчик принимает на себя весь финансовый риск. Такие контракты получили широкое распространение при оформлении заказов на производство и поставку гражданских товаров из действующего ассортимента.

Реализация договоров второго типа основана на том факте, что затраты на проведение мероприятия заранее не зафиксированы и государственные чиновники возмещают все расходы на мероприятие, указанные в договоре.

Федеральное целевое программирование

Федеральные целевые программы (ФЦП) являются одним из основных механизмов федеральной региональной экономической политики и предлагают решение стратегических региональных проблем. Из-за инвестиционного характера федеральные целевые программы могут оказать действительно положительное влияние на структурную перестройку экономик слаборазвитых и депрессивных регионов при условии выбора наиболее подходящего направления для использования финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию.

В настоящее время реализуются семь федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов: национальная программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации», две макрорегиональные программы (на Дальнем Востоке и в Забайкалье и Южном федеральном округе) и четыре субфедеральные программы, Республика Башкортостан, Чеченская Республика и Калининградская область).

Особую роль может сыграть федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации», которая сократила разрыв между ключевыми показателями социально-экономического развития между наиболее развитыми и отсталыми регионами к 2010 и 2015 году. Однако механизм реализации, предоставляемый разработчиками программы, ограничен софинансированием строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры и не допускает возможности государственной поддержки реализации промышленных инвестиционных проектов, способных укрепить экономическую базу регионов с низким и крайне низким уровнем развития. Вместе с очень скромным фондом это существенно подрывает способность программного механизма вносить реальный вклад в решение задач.

Важность федеральной целевой программы в системе приоритетов федеральной региональной экономической политики становится очевидной при сравнении объема средств, выделяемых на реализацию программ, с текущими объемами финансовой поддержки регионов. Согласно федеральному бюджету 2006 года, общий объем финансирования программ составляет 11,1% от объема субсидий для выравнивания уровня бюджетного обеспечения по Федеральному фонду финансовой поддержки Федерации и 3,5% от суммы субсидий (без учета Чеченской Республики) на развитие проблемных территорий. Поэтому приоритеты федерального правительства смещаются в сторону существующих мер поддержки, что наносит ущерб реализации стратегических аспектов региональной политики, предусмотренных федеральными целевыми программами социально-экономического развития регионов.

В результате реализации федеральной целевой программы невозможно существенно повлиять на состояние рабочих мест в регионах, что становится очевидным при сравнении объема расходов на реализацию этих программ с населением региона.

В дополнение к ограниченному финансированию можно выделить ряд других серьезных недостатков, которые характерны для уже существующих федеральных макрорегиональных программ:

Для федеральных целевых программ, реализуемых на территории отдельных организаций-учредителей федерации, характерны многие недостатки, присущие макрорегиональным программам. Однако в целом эти программы отличаются большой глубиной и систематичностью разработки, связанной с отсутствием сложности межрегиональной координации и большей заинтересованностью в разработке и реализации программ, которые лучше обеспечиваются финансами учреждений-учредителей федерации по сравнению с макрорегиональными программами.

Дальнейшие ожидания по реализации федеральной целевой программы социально-экономического развития российских регионов во многом определяются выбором концепции федеральной региональной экономической политики, которую должно составить российское правительство. В настоящее время наилучшим вариантом реализации федеральной региональной экономической политики является один из наиболее обсуждаемых вопросов как в научной литературе, так и в рамках дискуссии между представителями различных федеральных министерств.

Прогнозируя экономическое развитие региона

Прогноз, включая подготовку прогноза социально-экономического развития региона, основан на трех дополнительных источниках информации о будущем:

Соответственно, есть три взаимодополняющих способа разработки оценок:

Вышеуказанное различие методов оценки является условным, поскольку на практике эти методы прерывают и дополняют друг друга, как уже упоминалось.

Общая логическая последовательность наиболее важных операций разработки прогнозирования сводится к следующим основным этапам:

Эффективность прогнозов (особенно социальных наук) не может быть сведена только к надежности, точности, диапазону степеней. Не менее важно знать, как решения, разработанные на основе того или иного прогноза, помогают повысить обоснованность, беспристрастность и эффективность. Недостаточная информация об истории субъекта отрицательно влияет на прогностические и прогностические исследования. В то же время прошлые концепции были очень поучительными и полезными для разработки прогнозов в современных условиях.

Заключение

На основании материалов, представленных в исследовании, следует сделать вывод, что федеральные органы исполнительной власти являются центральными органами, осуществляющими государственное управление в своих сферах деятельности в соответствии с положениями, утвержденными Президентом или Правительством Российской Федерации.

Во второй части рассматривается механизм реализации региональной экономической политики. Выявлено, что между методами регулирования регионального развития прямо и косвенно проводится различие. Прямое государственное вмешательство осуществляется посредством использования административных инструментов, основанных на власти государственной власти, включая разрешения, запреты и репрессивные меры. Косвенное регулирование осуществляется различными мерами экономической политики. Кроме того, были изучены федеральные целевые программы и их характерные недостатки. Однако в целом эти программы отличаются большой глубиной и систематичностью работы. Также важно оценить экономическое развитие регионов. Их эффективность сводится не только к надежности, точности, дальности. Не менее важно знать, как решения, разработанные на основе того или иного прогноза, помогают повысить обоснованность, беспристрастность и эффективность.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что в результате этого предпосылки для эффективной реализации федеральной региональной экономической политики в России не были созданы. Нет полной правовой основы для федеральной региональной политики. Проекты законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «Об основах федеральной поддержки депрессивных регионов Российской Федерации» не получили дальнейшего развития. Это препятствует повышению статуса федеральной региональной экономической политики в системе регулирования социально-экономического развития страны и делает невозможным долгосрочную консолидацию основных приоритетов и механизмов этой политики.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что такое региональная экономическая политика. Смотреть фото Что такое региональная экономическая политика. Смотреть картинку Что такое региональная экономическая политика. Картинка про Что такое региональная экономическая политика. Фото Что такое региональная экономическая политикаЧто такое региональная экономическая политика. Смотреть фото Что такое региональная экономическая политика. Смотреть картинку Что такое региональная экономическая политика. Картинка про Что такое региональная экономическая политика. Фото Что такое региональная экономическая политика

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *