Что такое региональная принадлежность
Региональная идентичность: сущность, характер, опыт изучения
В представленном сборнике собраны статьи автора, посвященные актуальным проблемам современных культурологических исследований. В статьях раскрываются различные аспекты феномена региональной идентичности. Прослеживается связь между процессами становления региональной культуры, регионального самосознания и формированием региональной идентичности. Особенности и механизмы данного явления детально рассмотрены на примере различных этапов истории Уральского региона. Автором обращается внимание на то, что в ситуации полиэтнического взаимодействия региональная идентичность выполняет интегрирующую роль по отношению к территориальному сообществу. Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям культурологии.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Региональная идентичность: сущность, характер, опыт изучения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (к постановке проблемы) 1
«Региональность» России — постоянно действующий фактор ее развития. Он выражает себя прежде всего в многообразии составляющих ее территорий. Это породило своеобразный феномен «двойной идентичности» в части регионов, особенно на востоке страны (Урал, Сибирь, Дальний Восток). Человек, ощущая себя гражданином страны (россиянин), осознает свою связь с локальной целостностью, которая для него репрезентирует большое целое. Возможно и обратное, он ощущает свою принадлежность локальному как составному элементу единого целого. В обоих случаях, эта связь видится как неразрывная и взаимообусловленная, дающая представление о «двойной идентичности».
Можно говорить о двух уровнях: идентичности первого порядка — региональной, и идентичности второго порядка (принадлежности большей общности) — общероссийской. В ряде регионов с этнически относительно однородным населением идентичность региональная может совпадать с этнической (двухступенчатая система); в тех регионах, где население этнически разнородно, региональная идентичность занимает более «высокий этаж», чем этническая (трехступенчатая система). В любом случае идентичность, соединяющая региональный и общероссийский уровни, в сознании современного человека присутствует.
В конце 90-х гг. ХХ в. в ситуации кризиса общенациональной идентичности в постперестроечной России был отмечен мощный подъем регионального самосознания. Однако «региональность» современного российского сознания (в отличие от того, что имело место в XIX–XX в.) в условиях значительной унификации социальных и культурных стандартов, особой роли средств массовой коммуникации опирается скорее на такие моменты, как чувство общности исторической судьбы, традиций, переживания специфики положения своего региона внутри страны. Регионы сегодня воплощают себя не только как географические или социально-экономические образования, но и в значительной степени как исторически сложившиеся культурные целостности, реализующиеся в устойчивых социокультурных, духовных и политических связях, прочно укоренившихся в сознании.
Но в этом превращении региональной идентичности в часть локальной культурной традиции кроется определенная проблема: на конкретные формы проявления этой идентичности могут оказывать влияние привходящие факторы, в том числе и связанные с политической конъюнктурой. Так, в предшествующее десятилетие опорой региональной идентичности стали во многом квазиисторические представления о дореволюционном прошлом России и ее регионов как о «золотом веке».
Это породило массовое региональное мифотворчество. Проблема заключалась в том, что стремление каждого отдельно взятого региона добиться утверждения своей значимости в культурном пространстве современной России (включающая пересмотр его отношений со столицей, положения среди прочих регионов) проблематизировало всю систему внутрироссийских отношений. Место и роль в ней каждого из регионов превращалось в вопрос борьбы за влияние. Выражением этого стал т.н. «парад суверенитетов», опасное усиление центробежных тенденций, угрожающих государственной целостности России. Получалось, что региональное самосознание играет только негативную роль, хотя в истории России оно не раз становилось важнейшим ее ресурсом, опорой государственного строительства, служило источником культуротворчества.
Проблема заключалась в том, что политики и исследователи рассматривали вопрос о региональной идентичности исключительно сквозь призму противопоставления столицы и провинции, видя в ней некую константу, данность, не изменяемую во времени. Не было уделено должного внимания самой анатомии феномена региональной идентичности, тому, что она сама трансформируется во времени под влиянием определенных факторов, механизм которых не становился предметом анализа.
В этом отношении особый интерес представляет Урал как один из российских регионов. Положение Урала внутри российского пространства в ХХ в. лучше всего выражает формула «Урал — опорный край державы». Это породило особый этатизм сознания уральцев, стало одной из отличительных особенностей идентичности. Здесь региональная идентичность воспитывала и культивировала дух патриотизма, особую вовлеченность в общегосударственные дела (крайним выражением которого можно считать особую политизацию уральского сознания).
Важно отметить, что это положение не сложилось само по себе (достаточно вспомнить, Урал в начале ХХ в. только начинает осмысляться как часть культурного пространства России). Современный образ края был создан в результате целенаправленных, государственно-организованных усилий в 30-е гг. в период индустриализации, когда Урал был превращен во «вторую оборонную базу страны» (огромное значение имело не только преобразования экономики региона, но и масштабное культурное строительство, подчиненное в том числе задаче создания образа современного Урала). Ему было определено место внутри единого советского пространства. А для региональной идентичности, которая в широком смысле понимается как связь, ощущаемая жителями определенной территории с местом их жизни, принципиальное значение имеет представление о месте и роли региона внутри страны в целом.
Именно этому не было уделено внимания в строительстве постсоветской России, в региональной политике правительства этого периода. Это же обусловило фрустрированность и уральского сознания, потерявшего прежние ориентиры, ощущение внутренней точки опоры. Для региона в целом это обернулось неопределенностью в перспективах долговременного развития, необходимостью поиска себя в условиях современной России, напряженностью в отношениях со столицей и другими субъектами федерации.
В настоящее время региональное самосознание по инерции продолжает рассматриваться как потенциальная угроза единству страны, в то время как она может служить ее надежной опорой. В условиях современной России это диктует необходимость формирования нового отношения к региональной идентичности. Именно на уровне регионального сознания должны сочетаться наиболее естественным образом региональные и общенациональные интересы. В историческом сознании регионов должны быть акцентированы центростремительные начала, способствовавшие консолидации страны. По существу, это вопрос о необходимости активного влияния на характер региональной идентичности и средствах этого влияния как конкретных форм реализации региональной политики.
Сегодняшняя преувеличенная забота об имидже столицы, ее самопрезентации в культурном сознании в ущерб поддержке образов российских регионов не может служить укреплению государственности в долговременной перспективе. Актуальной представляется задача целенаправленной организации современного российского культурного пространства, создание условий для установления взаимных диспозиций для обновляющихся российских регионов и столиц. Однако эта задача не только не решается, но и остается не осознанной.
В этой связи принципиальное значение для социологии духовной жизни российского общества приобретает всесторонний, системный анализ региональной идентичности, форм ее выражения, механизмов формирования, влияющих на нее факторов, прежде всего культурных. Это будет способствовать тому, что современные социологические исследования проблемы идентичности окажутся поставленными на прочную историческую почву, обретут необходимую контекстуальность, позволит создавать социологические теории, адекватные современному состоянию российского социума.
Для социологии культуры анализ региональной идентичности уральцев:
− в теоретическом аспекте позволяет содержательно раскрыть понятие региональной идентичности;
− дает необходимый фактический материал для понимания механизмов формирования данного феномена и его конкретно-исторических особенностей;
− позволяет уточнить роль духовной составляющей в бытии региональной культуры;
− создает методологическую основу для конкретно-социологических исследований.
Согласно авторской концепции, заключающейся в том, что региональная культура понимается как вариант национальной культуры и в то же время как специфический способ жизни людей на определенной территории, продуцирующий определенную систему ценностей, создавая условия для самоидентификации людей, исследование региональной идентичности уральцев дает возможность содержательно уточнить одну из важнейших философско-культурологических категорий, раскрыть ее эвристический потенциал, обнаружить связь общего и особенного (идентичность россиянина — региональная идентичность уральца — этническая идентичность), проанализировать состояние идентичности современного россиянина, жителя региона.
Региональность
Региональность – это географическая принадлежность сайта, его непосредственное отношение к тому или иному региону. Этот параметр позволяет поисковой системе Яндекс ранжировать сайты по географически зависимым (геозависимым) запросам. При использовании региональных характеристик в поисковую выдачу попадают те ресурсы, которые работают в регионе, соответствующем запросу.
Общая концепция
Эффективное продвижение сайтов в Яндексе предполагает обязательное указание региональности. Например, если предлагаемые на сайте товары или услуги рассчитаны на жителей одного или нескольких соседних регионов, то обязательно нужно предпринять меры, позволяющие поисковикам определять географическую принадлежность сайта.
При вводе запросов в строку поисковой системы пользователи довольно часто желают видеть результаты по тому региону, в котором они проживают.
Обычно это касается коммерческих запросов типа «купить стиральную машину», «купить квартиру», «заказать пиццу на дом» и т. д. Если пользователь желает «купить холодильник», то вполне естественно предположить, что он надеется получить его там, где живет – доставка из другого города или региона сделает такую покупку бессмысленной.
Рекомендации
Региональное продвижение веб сайта должно выполняться с соблюдением ряда правил. Главная задача – помочь поисковой системе определить, что сайт создан для работы в конкретном регионе, а также разобраться, к какому именно региону он относится. Для этого на страницах сайта размещается контактная информация – адрес физического или юридического лица, номер телефона и факса, а также другая информация регионального характера.
Помимо этого, регион должен быть обязательно указан в Яндекс.Вебмастере, а организация, представленная на сайте, должна быть прописана в Яндекс.Справочнике.
Мультирегиональность
Мультирегиональность – это географическая принадлежность сайта сразу к нескольким регионам. Если сайт создан для пользователей из нескольких конкретных регионов, на его страницах должны иметься адреса и телефоны для каждого из них, то есть контактные данные региональных представительств.
Кроме того, сайт должен быть включен в Яндекс.Каталог и Яндекс.Вебмастер, где можно указывать одновременно до семи регионов.
В тех случаях, когда количество регионов, для которых создан сайт, более семи, веб-мастера предпочитают использовать региональные поддомены. Каждый отдельный поддомен необходимо добавлять в Яндекс.Вебмастер с указанием соответствующего региона.
Что такое региональная принадлежность
Когда что-то относится к какому-то определённому региону. В России, например, много регионов. И какое-то явление или объект может относиться к одному из регионов страны
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Решайте свои проблемы проще в приложении!
( 30 698 )
Как выбрать регион для сайта
Многие владельцы сайтов наверняка знакомы с таким явлением, как присвоение региона. Его использование может дать некоторое преимущество в продвижении геозависимых запросов, которые составляют около 20% от общего числа всех запросов в поисковых системах. Поэтому использование региональной привязки для сайта может положительно сказаться на поисковой выдаче по нужным запросам. В сегодняшнем материале будет разобрано понятие региональности и рассказано о действиях, которые необходимы для присвоения региона сайту.
Что такое региональность и геозависимость
Иногда пользователи в поисковых системах вводят запросы, желая получить выдачу по конкретному региону. В качестве примеров можно привести:
По запросу становится ясно, что пользователю интересны варианты выдачи, которые будут зависеть от его местонахождения. Введя запрос «заказать пиццу» если посетитель будет находиться в Тольятти, ему понадобятся ответы именно в этом городе. Иногда в таких запросах может быть использован топоним (указание места). Например, «доставка пиццы в Тольятти». В таком случае поисковая выдача будет сформирована, не зависимо от местонахождения пользователя.
Геонезависимыми фразами будут являться информационные запросы, когда пользователю требуется получить ответ, не зависимо от своего место нахождения. Такими запросами будут являться:
Для точного определения геозависимости запроса необходимо будет проверить результаты поисковой выдачи в различных регионах. При этом сайты в топе будут отличаться. Так же можно воспользоваться автоматическими сервисами, например СеоПульт, которые с небольшой долей погрешности, позволяют определить зависимость запроса от места.
Присвоение сайту региональности
На сегодняшний день для владельцев сайта доступно два способа присвоить региональность своему ресурсу:
Не так давно можно было добавить сайт в каталоги Яндекса и DMOZ, указав там свой регион. Но сегодня этих каталогов уже не существует.
Присвоение региона в Яндекс Вебмастере
В первую очередь потребуется добавить свой сайт в сервис Вебмастера. После этого необходимо будет перейти на страницу сайта и во вкладке «Информация о сайте» выбрать пункт «Региональность».
Если у Вас своя компания можете добавить ее в справочник Яндекса и указать свой сайт. Для этого на открывшейся странице в разделе «Справочник» укажите пункт «Изменить регионы».
Далее необходимо будет указать контактную информацию о компании и добавить необходимые данные.
В случае если у Вас личный сайт, и Вы не имеете собственной фирмы, можно присвоить регион непосредственно в Вебмастере. Для этого на странице настройки регионов, необходимо нажать на значок шестеренки возле поля «Вебмастер» и выбрать пункт «Добавить регион».
Укажите город или страну, к которой относится сайт, после этого ему будет присвоена региональная принадлежность. Если проект не привязан к конкретному региону, можете указать в качестве него Россию или СНГ.
Присвоение региона в Гугле
В отличие от Яндекса здесь нет возможности присвоить отдельный город или область для сайта. Несколько лет назад в вебмастере можно было указать страну для присвоения региона, однако сейчас такой возможности нет. Гугл определяет регион для сайта автоматически, основываясь на доменной зоне и других показателя. Посмотреть региональность можно в разделе «Таргетинг по странам и языкам».
Так же в справочнике вебмастера даны рекомендации по использованию сайтов, доступных на нескольких языках. Реализовать их можно тремя способами:
Как выбрать регион
Для любого проекта выбор региона является индивидуальным. Все будет зависеть от его тематики и назначения. Простой информационный сайт или личный блог не требует обязательной региональной привязки, так как в большинстве случаев ключи таких сайтов не будут геозависимыми.
Особое внимание стоит уделять выбору региона для коммерческих проектов. Особенно если фирма расположена только в одном городе. При этом иногда оптимально использовать для продвижения не только этот город, но и ближайшие районы или всю область. Например, для сайта фирмы, предлагающей продажу «Мороженного в Пензе» можно задать региональную принадлежность – Пензенская область, если доставка мороженного осуществляется в ближайшие города.
Присвоение региональности позволяет уменьшить конкуренцию в поисковой выдаче. Так, например сайт по продаже кондиционеров в Сызрани без привязки к региону конкурировал бы как с региональными проектами, так и со всеми сайтами из России. В случае если к нему будет привязан конкретный регион «Сызрань» — конкурировать придется только с региональными сайтами.
Что такое региональная принадлежность
В дореволюционной России существовало две научные традиции, которые различным образом трактовали с содержанием понятия «региональная идентичность». Так, в традиция М.П.Погодина, С.М. Соловьева, А.Д. Градовского предполагала, что неукоренность является специфической российской чертой, источником которой являлась однородность и однообразие природных условий Русской равнины и отсутствие камня в строительстве массивных православных храмов и русских домов (в действительности это не совсем так – Новгород, Псков, и другие города). А.Д. Градовский дополняет к ним социально-политические факторы, связанные с монгольским игом, постоянной миграцией служилых людей, борьбой с сепаратизмом и централизацией российского государства.
Совершенно противоположной была традиция Н.И. Костомарова- Л.П. Щапова, в рамках которой на территории России территориальные контрасты в культуре весьма существенны, а русскому национальному характеру по своей природе присущ дух свободы, веча и конфедерации. Поэтому население присоединенных силой к Москве старинных земель очень долго не забывало древнюю вольницу, что и проявилось в Смутное время, когда ситуацию спасли сохранившие «самобытность» великорусские области, города: Нижний Новгород, Ярославль, Вологда [9, с. 6-7]. Однако, есть и промежуточная третья точка зрения, сглаживающая крайности вышеизложенных двух традиций. Этот взгляд допускает существование укорененности при умеренных региональных культурных контрастах и без какого-то ни было сепаратизма (применительно к Сибири и Украине) [9, с. 7].
В советское время очень часто идентичность отождествлялась с понятиями «самобытность», «специфичность», «самосознание», как на национальном (этническом), так и региональном уровнях. Идентичность, включая региональную идентичность, стала своеобразным «общим знаменателем», позволяющим в определенном смысле соизмерять глобализацию и традицию, модернизацию и традицию.
Понятие «идентичность» в настоящее время считается наиболее общим и универсальным понятием, которое описывает совокупность качественных и количественных характеристик, сопряженных со специфичностью какого-либо данного культурного или географического индивида (личности, группы, территориальной общности, территории). Так, исследователь З.А.Жаде рассматривает региональную идентичность, как социальную функцию социально-экономического развития и элемент политического управления, во многом зависящий от воздействия культуры, межрегиональных диспропорций и уровня экономического, социального развития, степени периферийности региона.
В настоящее время написано достаточно много работ, посвященных изучению вопросов идентичности. Так, в работах Н.В.Петрова, Ю. Перфильева и других региональная идентичность рассматривается как региональная политическая символика, в работах Ю.Г Чернышова, К.В. Киселева, как имидж или позиционирование региона соответственно. Достаточно много работ посвящены конструированию региональной идентичности и анализу дискурсивных практик агентов конструирования (СМИ, политической, интеллектуальным элитам и др.). Такие работы особо популярны на Западе, часто выполняются на примере одного из российских регионов. Среди работ следует отметить работы таких авторов, как В.Г. Богомякова (Тюменская область), Л.В. Сагитовой (Татарстан), Л.М. Дробижевой (национальные республики), А.Д. Трахтенберга (Югра), А.М. Карпенко (Калининградская область), М.В. Назукиной (Пермский край) [10, с. 3 – 5].
В социально-экономической, управленческой литературе чаще всего встречаются представления о региональной идентичности (РИ), как о процессе, как о региональной самоидентификации населения. Региональная идентичность местных общностей и слагающих эти общности групп индивидов отражает в сознании людей местную географическую специфику [9, с. 64 – 67]. В целом, как отмечает профессор Фадеева, обращение к понятию «идентичности», как термина в социальных науках, появилось в 1960-1970-х гг. для описания групп меньшинств и их идентичности содействия. Протестные группы пытались обосновать свои права быть и иметь возможность самоорганизовываться. Политика идентичности была предназначена для публичной легитимизации группы с определенным статусом и их ценностями (расовыми, этническими, гендерными и т. д.). Лозунгом их было и есть – “идентичность и разнообразие”. Политика идентичности в такой интерпретации сегодня разделяет судьбу мультикультурализма и политкорректности.
Современные точки зрения на личность политика включает в себя совокупность ценностей, методов и инструментов целенаправленного формирования/ строительства идентичности (национальной, политической, гражданской и региональной). Политика идентичности зависит от уровня мощности и видов общин. Власти используют символическую политику, язык, традиции, общественное пространство памяти для построения идентичности. Это сейчас может быть ресурсом для инноваций, модернизации, развития или статус-кво. Региональная идентичность фиксирует сообщества, принадлежащих к географическим пространствам и рисует границы этого пространства [10].
Региональная идентичность сейчас является предметом исследований в философии, истории, географии, культурологии, региональных политических исследований и других гуманитарных науках. Каждая дисциплина имеет свой понятийный аппарат и методологию, набор общих терминов. Наиболее важным из них является интенсификация региональной политики идентичности. Региональная идентичность включает в себя несколько направлений, таких как политические, экономические, и культурные. Именно поэтому ряд ученых с позиции структурно-функционального подхода в региональной идентичности выделяют 3 элемента (или пространства): когнитивный, эмоциональный и инструментальный (табл. 1). Основное отличие между политикой идентичности в регионах Европы и России заключается в роли региональных органов власти, процессе и модели их взаимодействий с обществом. В Западной Европе политика идентичности имеет тенденцию быть целенаправленной политикой консолидации групп и участников политического процесса. В России роль власти явно доминирует, но не является исключительно монопольной [8; 9 и др.].
Содержание понятия «региональная идентичность»