Что такое региональная система
Региональные системы: структура и принципы формирования
В нашем понимании, понятие «региональная система» более узкое, чем термины «регион», характеризующий «практически любое территориальное образование от небольших ареалов, включающих даже часть одного муниципального образования, до межконтинентальных территориальных систем» (Михеева), или «территория», которая понимается некоторыми исследователями как синоним понятия «региональная система» (Лексин). Оставляя в стороне дискуссию о соотношении понятий «территория», «район» и «регион», укажем на то, что может быть названо значительное число территориальных объектов, являющихся регионами, но не ориентированных на центральные органы управления или не имеющих федеральных программ развития, и в связи с этим не являющихся «региональными системами» в предложенном нами понимании.
Под региональной системой мы понимаем части территории государства, характеризующиеся относительной однородностью социально-экономических показателей или пространственной близостью к одному из центров, взаимодействующие с другими частями территории государства и имеющие в обязательном порядке органы управления и/или общие программы развития федерального (центрального) уровня.
Сама региональная система как целостное образование может быть разбита на несколько основных взаимосвязанных подсистем: эколого-географическую (природные условия и ресурсы), социальную (население), производственную (промышленность, сельское хозяйство), финансовую; возможно также выделение политической подсистемы (органы власти, политические объединения и т.д.).
Функционирование каждой из этих подсистем делает возможным существование региональной системы как единого целого. Взаимодействие разнокачественных подсистем региональной системы, одновременное протекание разнообразных природных и социальных процессов в ее границах превращает ее в один из важнейших объектов междисциплинарного системного подхода.
Региональная система является сложной, взаимосвязанной по своим элементам и саморазвивающейся, удовлетворяя всем системным принципам. Принцип целостности (холизма) заключается в несводимости свойств региона к сумме свойств отдельных его элементов — муниципальных образований, предприятий и организаций, населения региона и т. д. При этом целостность региональной системы характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным ее частям, которые возникают в результате их взаимодействия внутри региональных связей.
Формирование региональных систем в условиях федеративного государства может происходить различными путями рассредоточения власти: в результате децентрализации, то есть прямой передачи предметов ведения и полномочий на более низкий по иерархии территориальный уровень, или с уровня страны в целом на уровень региональных систем; деволюции — предоставления большей автономии региональным и местным органам управления в проведении политики в рамках имеющегося перечня полномочий; деконцентрации, когда федеральное правительство осуществляет рассредоточение собственной системы управления по территории, осуществляя при этом локализацию сфер ответственности отдельных управленческих органов.
Выражением первого из описанных механизмов — децентрализации — в России стало конституционное закрепление федеративного устройства страны в 1993 г. Такой же генезис и у некоторых региональных систем на уровне отдельных муниципальных образований, напрямую управляемых или финансируемых из федерального центра, например, закрытые административно-территориальные образования, город-курорт Сочи и т.д. Более частным проявлением децентрализации можно считать образование новых субъектов федерации; в России, начиная с начала 1990-х гг., это имело место только при разделении Чечено-Ингушетии на две республики.
Проявлением деволюции можно считать реализацию субъектами Российской Федерации принципа, изложенного в знаменитой фразе Президента РФ Б. Н. Ельцина о возможности взятия ими столько суверенитета, сколько они смогли бы «проглотить». Такая политика федерального центра в середине 1990-х гг. позволила значительно усилить системообразующие связи внутри таких региональных систем как субъекты федерации. Более того, путем укрепления внешних связей именно субъектов федерации с регионами-соседями стали формироваться региональные системы более высокого иерархического уровня в виде межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Путем деволюции произошло и формирование некоторых свободных экономических зон в границах существующих субъектов федерации или муниципальных образований: «Янтарь» в Калининградской области, зона «Находка» в Магаданской области и др.
Типичным случаем деконцентрации стало формирование федеральных округов, образованных путем рассредоточения функций федеральной власти по территории страны и не совпадающих (по крайней мере, первоначально в большинстве случаев) с границами каких-либо региональных систем, образованных путем усиления связей субъектов федерации. Аналогично сформированы и некоторые ведомственные округа, например, военные округа.
В унитарном государстве, также как и в федеративном возникают многочисленные региональные системы, прежде всего, административно-территориальные единицы (департаменты во Франции, провинции и автономные районы в Китае и т.п.). В то же время некоторые исторические (или историко-культурные) области, в прошлом являвшиеся региональными системами, часто утрачивали такой статус в связи с отсутствием в настоящее время органов управления. Так, лишь с большими допущениями к региональным системам можно отнести Англию в Великобритании или Моравию в Чехии. Аналогичная ситуация свойственна и федеративным государствам (например, Пруссия в Германии).
Как сказано выше, в федеративном государстве одной из характеристик региональных систем является единый орган управления или, по крайней мере, общий механизм управления (единая программа развития) федерального значения. Именно это предопределяет наличие значимых внутренних связей региональной системы, что выделяет их по отношению к зонам, ареалам и другим территориальным единицам.
Наличие сильного административного начала во многом определяет устойчивость региональной системы даже при отсутствии иных значимых системообразующих связей. Так, созданные в 2000 г. указом Президента РФ (№ 849 от 13.05.2000 г.) федеральные округа показали свою устойчивость именно в качестве региональных систем, несмотря на искусственность территориальной целостности некоторых из них, например, Приволжского и Уральского. При этом федеральные округа как региональные системы по ряду важных системообразующих отношений формируют единое целое и поэтому для системного изучения региона помимо преломления общегосударственных процессов на территории округов следует выделять и чисто региональные проблемы региональных систем, входящих в их структуру как составные элементы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Региональная система закупок как информационный ресурс для отражения закупочной деятельности заказчиков в одном регионе
Функционирование системы государственного и муниципального заказа должно осуществляться с использованием различных информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов становится специально созданная система государственного заказа, которая работает в регионах. Она называется Региональной информационной системой. Ее создание разрешено законодателем в рамках положений статьи 4 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с положениями этой статьи для функционирования контрактной службы государственных и муниципальных заказчиков на региональном уровне могут быть созданы региональные системы закупок.
Региональная система закупок: понятие и основные задачи
Региональная система закупок (Региональная информационная система) – это база данных о проводимых закупках на уровне муниципального образования или на уровне субъекта Российской Федерации. Главным условием ее функционирования является обязательное взаимодействие с Единой информационной системой. Региональная информационная система – это информационный ресурс, который позволяет отследить все изменения в проводимых закупках. Кроме того, именно после размещения в Региональной информационной системе все документы проходят проверку, что позволяет избежать ошибок в данных, выгруженных после в Единую информационную систему.
Все требования, которым должна соответствовать РИС, содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации №1091, принятом 28 декабря 2013 года. Данное Постановление было принято во исполнение статьи 4 указанного выше Федерального закона.
Основные задачи
Основными задачами Региональной информационной системы на основании действующего законодательства в сфере закупок являются:
Как РИС взаимодействует с ЕИС
Главной особенностью взаимодействия Региональной и Единой информационных систем является то, что все сведения выгружаются из Региональной системы в ЕИС только после того, как была проведена проверка их достоверности. Для этого при осуществлении интеграции таких систем происходит прикрепление РИС к ЕИС на программном уровне.
Основное взаимодействие между ЕИС и РИС происходит по следующим направлениям:
Алгоритм подключения
Подключиться к Региональной информационной системе может тот заказчик, который работает в регионе (если такая система в регионе создана и функционирует), а также получает финансирование из соответствующих уровней бюджета (бюджет субъекта федерации или муниципального образования). Алгоритм подключения выглядит следующим образом:
В каких регионах есть?
В настоящее время перечень регионов, в которых создаются или уже созданы и полностью функционируют Региональные информационные системы, постоянно расширяется. На сегодняшний день в перечне таких регионов можно увидеть:
Региональные образовательные системы: понятие и сущность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.1. Региональные образовательные системы: понятие и сущность
Выяснение сущностно-содержательной эволюции понятия «образовательная система» требует прежде всего уточнения авторского понимания системы как таковой. Известно большое количество различных определений понятия «система», которые используют в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования.
Для этого необходимо обратиться к труду Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко [25], в котором осуществлен анализ понятия системы, представлена общая теория систем и сформулированы парадигмы образовательной системы. Кроме того, рассмотреть математические аспекты абстрактного анализа систем, обобщенные в труде О.С. Сёмкина [42] и математические основы общей теории систем[43]. Внимания заслуживают и взгляды С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов[34] на общую теорию систем как на скелет науки и как на новую научную дисциплину.
По научным результатам перечисленных ученых мы предположили, что в исследовании образовательных систем формулировки дефиниции этого термина требует учета подхода с позиций определение элементов системы и их группировка в подсистемы по функциям общей цели. Тогда можно опираться на два определения понятие «система», которые можно встретить в научной литературе, и соотносить их с образовательными системами.
От общего определения системы попробуем проследить переход к определению понятия «образовательная система» в отечественной и зарубежной науке. Кроме того, данное определение имеет еще несколько значений, в зависимости от объекта образования:
1. В рамках географического аспекта А.В. Тебекин, образовательная система представлена как «единая планетарная система, имеющая следующие взаимосвязанные элементы: континентальные, национальные и региональные подсистемы образования» [45, С. 34].
2. В рамках территориально-пространственного аспекта А.В. Скоробогатов «система, включающая в себя несколько уровней: общегосударственный, региональный и муниципальный» [43; С. 89].
3. В рамках функционального аспекта А.Ю. Огородниковой «непрерывная система образования, которая включает в себя последовательные этапы: дошкольное, школьное, профессионально-техническое, высшее» [37; С. 27].
4. В рамках содержательного аспекта С.А. Мелькова, представляет собой один из синонимов понятия «педагогической системы» [34; С. 167].
Необходимо отметить, что довольно часто отождествляют такие понятия как «система образования» и «образовательная система». Однако их следует различать. Так, в стране может быть только одна система образования – макросистема, в то время как образовательных систем может быть большое множество вариантов. Каждая из образовательных систем, в рамках общегосударственной системы образования, имеет собственную оригинальную основу и характерные отличительные черты [51]. Все это необходимо не только для того, чтобы отличать системы друг от друга, но в первую очередь для того, чтобы данные системы развивались и способствовали совершенствованию общей системы образования страны.
По мнению Г.Е. Ельниковой, образовательная система понимается как «сложная и достаточно разветвленная система, включающая в себя ряд подсистем, каждая из которых представлена образовательными учреждениями конкретной ступени образовании (ДОУ, школа, проф. Училища, ВУЗы и т.д.). При этом каждая из подсистем направлена на получение человеком знаний, умений и навыков, в рамках конкретной образовательной ступени (дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и т.д.)» [23; С. 10-12]. В рамках данного рассуждения, становится возможным дать точное определение понятию «региональные образовательные системы».
В соответствии с утверждением М.А. Гончаров «региональная образовательная система – это совокупность всех образовательных учреждений конкретного региона, которые совместно реализуют образовательные стандарты и программы разной направленности и разного уровня, а также органы управления системой образования» [17; С. 121].
Таким образом, автор вводит в понимание «региональной образовательной системы» не только учебные заведения разного уровня, но и указывает на необходимость введения комплексного управления данной системой.
Суть развития образовательных систем и отражение этого процесса в образовательных учреждениях и органов управления образованием, рассматриваются организационные, экономические, социальные и другие объекты. Иными словами, региональная сеть образовательных учреждений характеризует состав, структуру, но не функции региональной образовательной системы [30; С.100].
По утверждению Д.Ф. Аяцков «региональная образовательная система – это одна из подсистем образовательной системы высшего уровня, которая принадлежит государству и включает в себя все образовательные учреждения, всех ступеней и этапов обучения» [10; С. 14].
Анализ исторического развития государства позволяет выявить наиболее характерные черты по становлению и развитию национальной образовательной системы, ее уникальности. Каждая региональная образовательная система имеет собственные характерные черты, которые обусловлены национальными и этническими особенностями проживающего на территории региона народа.
Таким образом, можно сказать, что каждая региональная образовательная система имеет свою уникальность, обусловленную спецификой истории и культуры народа.
Региональные образовательные системы опираются на ряд методических принципов, направленных на повышение качества образования в регионе и отображающие его ключевые подходы:
1. Наличие новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются всеми учащимися.
Цель: гарантия обеспечения общего доступа для всех граждан к непрерывному образованию, с целью получения новых знаний, совершенствованию и расширению имеющихся.
2. Повышение инвестиций в человеческий капитал.
Цель: повышение уровня образованности граждан, как важнейшего достояния каждого государства, обеспечивающего его развитие.
3. Внедрение инновационных и авторских методик в систему обучения и преподавания.
Цель: разработка, внедрение, апробация и адаптация новых технологий и методик непрерывного обучения.
4. Совершенствование системы оценивания полученного образования.
Цель: изменение в сознании людей понимания и значимости учебной деятельности, её результативности, а особенности в области информального и неформального образования.
5. Становление и развитие системы консультирования и наставничества. Цель: предоставление каждому человеку свободного доступа к образовательным ресурсам на протяжении всей его жизнедеятельности.
6. Обеспечение территориальной доступности образования.
Цель: приблизить территориально образовательные учреждения к месту проживания учащихся/студентов, посредством современных ИКТ [19; С. 115-117].
Необходимо отметить, что в становлении информационного общества именно образование играет большую роль, поэтому оно должно трансформироваться под натиском информационных технологий. Оно должно в будущем стать одной из основ информационного общества, которое должно закладывать обучающимся навыки работы с информационными технологиями.
Развитие региональных образовательных систем находится в прямой зависимости от экономического развития каждого конкретного региона, количества государственных и частных инвестиций в образование, инвестиционных процессов. Необходимо также отметить, что инновационные процессы затрагивают не только сам процесс обучения, но и сферу управления образовательной системой, в частности образовательными учреждениями.
Внедрение инноваций в управление образовательными системами требует всестороннего подхода к данному процессу, организации не только их разработки и введения, но и последующей оценки полученных результатов, учет и корректировка недочетов и ошибок[20; С. 329].
В настоящее время в регионах страны осуществляется внедрение долгосрочных программ по развитию региональных образовательных систем и государственному управлению ими. Это требует от государства качественной подготовки специалистов в различных областях (экономика, педагогика, менеджмент и т.д.). Хорошо подготовленные кадры способны осуществить качественное управление региональными образовательными системами.
Различают два основных уровня предоставления образовательных услуг:
1. Организационный уровень – является приоритетным и предоставляет все виды образовательных услуг от дошкольного до высшего образования, а также разнообразные формы обучения (очная, заочная, дистанционная и т.д.).
2. Индивидуальный уровень – решает частные проблемы в образовании, предоставляет образовательные услуги в индивидуальном (частном) порядке. Данный уровень способствует повышению общего уровня образованности населения и удовлетворению людьми своих потребностей в знаниях[22; С. 329-332].
Необходимо также отметить и тот, что понимание развития образовательной системы требует уточнения не просто её регионального расположения (нахождения), но и учет развитости инфраструктуры, экономики и социального уровня жизни людей в регионе.
Так, по мнению П.Р. Кульбитовой, «образовательные учреждения, которые реализуют образовательный процесс в соответствии с учетом региональных и этнических особенностей, способны предоставить экономике региона именно те кадры, в которых он наиболее всего нуждается, тем самым удовлетворить региональные потребности в высококвалифицированных кадрах и способствовать общему росту экономики региона»[26; С. 28]. Особенно актуально это в свете того, что только 34% выпускников работают по специальности.
В своих исследованиях П.Р. Кульбитова постаралась разрешить проблему регионального распределения образовательных систем, сделать их максимально привлекательными для населения. В рамках проведенных ею исследований, были выделены три ведущих критерия:
1. Критерий востребованности образования – включает в себя желание людей получать образование, платежеспособность население (государственные и частные учебные заведения), зональные особенности. То есть данный критерий учитывает желание людей получать образование и возможность (готовность) платить за это деньги.
2. Критерий концентрированности учебных заведений – состоит из соответствия желающих получать образования и количества учебных заведений в конкретном регионе.
3. Критерий целесообразного расположения объектов в зонах со значительной потребностью в образовании с наибольшей концентрацией контингента (ищется как минимум расстояния от центральной точки к зональным точкам, отвечающих первым двум критериям) [26; С. 29-36].
Таким образом, можно резюмировать, что инновации в развитии региональных образовательных системах, П.Р. Кульбитова видит в первую очередь в создании учебных заведений на коммерческой основе, а также территориальной доступности.
Данные взгляды являются вполне прогрессивными. Связано это в первую очередь с тем, что в современную жизнь все прочнее входят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это касается и образование. Внедрение непосредственно в образовательный процесс ИКТ, способствует не только тому, что обучение становится более интересным и результативным, но и тому, что развиваются его новые формы.
В настоящее время одной из наиболее популярных форм получения образования является дистанционное образование. Дистанционное образование позволяет обучаться вне зависимости от места нахождения студента, его отдаленности от учебного заведения. Процесс взаимодействия студента и педагогов происходит с использованием ИКТ в онлайн или офлайн режиме[26; С. 61-70].
Таким образом, одним из основных направлений развития региональных образовательных систем является внедрение в образовательный процесс ИКТ технологий, их максимальное использование не только с целью совершенствования учебного процесса, но и с целью обеспечения доступности и непрерывности обучения для всех граждан страны.
На основании всего рассмотрено выше, можно резюмировать, что региональная образовательная система достаточно комплексное и объемное понятие, которое включает в себя понимание её как:
-подсистемы государственной системы образования;
-комплексной подсистемы, состоящей из нескольких взаимосвязанных между собой элементов (ДОУ, школы, вузы и т.д.);
-совокупность образовательных учреждений, каждой из ступеней образования (дошкольная, школьная, высшая и т.д.);
-органы государственного управления развитием образования в регионе (общественные организации, администрации и т.д.);
-система, которая направлена на удовлетворение потребности региона в высококвалифицированных кадрах;
-система, обеспечивающая доступность и непрерывность образования[14; С. 18-23].
Именно такое полное определение, позволяет выделить главную цель государственного управления развитием региональных образовательных систем, его предмет, место и роль во взаимодействии с иными подсистемами.
Ядром общегосударственной образовательной системы, должно стать государственное управление развитием региональных образовательных систем, так как именно они составляют центр экономической активности каждого отдельного региона и соответственно всей страны в целом. В зависимости от того, как будет происходить развитие каждой региональной системы, зависит эффективность и успешность системы образования РФ в целом.
Таким образом, современные динамические процессы глобализации с одновременным углублением регионализации в различных сферах общественной жизни вызвали необходимость теоретико-методологического обоснования развития образовательных систем. Несмотря на их достаточную автономность и относительную территориальную отдаленность, важно понимать, что эра информационного общества и применения информационно-коммуникационных технологий вносят существенные коррективы в принципы функционирования таких систем, когда образовательная услуга может преодолевать границы в очень сжатом временном промежутке, трансформируя традиционное представление о пространственно-временных е возможностях образовательного процесса.
С другой стороны, развитие образовательных систем не должно отвергать значимость государственной образовательной системы как базовой, что определяет концептуальные подходы к образовательному процессу в стране, его идеологической направленности с целью достижения национальных целей.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная система – это одна из системообразующих подсистем государственной системы образования, которая имеет специфические функции, упорядоченную структуру, целостные взгляды, идеи и убеждения, а также направленность на создание условий для успешного обучения, воспитания и развитие каждого человека.
Исходя из целей, условий существования региональных образовательных систем мы можем охарактеризовать ее как системный объект, комплекс взаимосвязанных элементов, находящийся в единстве с социумом, внешними факторами, обусловливающими в значительной степени его функционирование и развитие.
Являясь условием развития образования в регионе, образовательная система может включать в себя компоненты, способствующие его целостности и устойчивости.