Что такое региональный мониторинг
Региональный мониторинг (Лекция)
1. Задачи и организация
2. Мониторинг Каспийского моря
1. Задачи и организация
Региональный мониторинг организуется на территории крупных регионов больших государств, например, таких, как: Российская Федерация, США, Канада и т.п. Региональный мониторинг не только является частью национального мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Кроме того, региональный мониторинг может быть международным, если регион включает море (например, Каспийское, Черное или Балтийское) или другие природные образования, требующие особого внимания нескольких стран, как, например, Великие озера, лежащие на границе США и Канады.
В проведении регионального мониторинга участвуют организации министерств и ведомств, ответственных за национальный мониторинг, и местные природоохранные организации.
Важной подсистемой регионального мониторинга является мониторинг источников загрязнителей, на основе которого уточняется список подлежащих определению в разных природных средах загрязняющих веществ, а также определяется вклад глобальных и региональных источников загрязнителей в изменение природной среды per иона.
Результаты регионального мониторинга используются местными органами управления, ответственными за природоохранную деятельность и принятие решений в этой области.
Сеть региональных станций наблюдения организуется с учетом физико-географических условий, расположения промышленных, энергетических и сельскохозяйственных предприятий, распределения населения в регионе.
В качестве примера можно рассмотреть мониторинг Каспийского моря.
2. Мониторинг Каспийского моря
Законодательством РФ предусматривается осуществление следующих видов экологического мониторинга на акваториях российских морей:
1. Мониторинг окружающей среды, ее загрязнения проводится Росгидрометом в соответствии с федеральным законом «О гидрометеорологической службе» (№ 113-ФЗ от 19.11.98 с учетом поправок, внесенных № 21-ФЗ от 02.02.06), Положением о Росгидромете, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 372 от 23.07.04 в отношении поверхностных водных объектов, континентального шельфа и исключительной экономической зоны;
2.Мониторинг водных объектов проводится федеральным агентством Росводресурсы в соответствии с Водным кодексом РФ (№ 74-ФЗ от 03.06.06), Положением об агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 282 от 16.06.04, Положением о государственном мониторинге водных объектов, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 219 от 10.04.07;
3. Мониторинг внутренних морских вод и территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны проводится Росприроднадзором в соответствии с федеральными законами, регламентирующими деятельность на этих акваториях. Мониторинг проводится также в соответствии с Положением о Росприроднадзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.04. (в функции Росприроднадзора входит также осуществление мониторинга объектов животного мира, за исключением объектов отнесенных к водным биоресурсам);
4.Мониторинг водных биологических ресурсов проводится Росрыболовством в соответствии с федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (№ 166-ФЗ от 20.12.04 в ред. № 199-ФЗ от 31.12.05) и Положением об агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 295 от 1.06.04;
5.Мониторинг состояния недр проводится федеральным агентством Роснедра в соответствии с федеральным законом «О недрах» (№ 2395-1 от 21.02.92 с последующими изменениями) и Положением о государственном мониторинге состояния недр, утвержденном Приказом МПР РФ № 433 от 21.05.01.
6. Производственный экологический мониторинг проводится нефтегазовыми компаниями, получившими лицензию на поиск, разведку и добычу углеводородного сырья в российском секторе недропользования Каспийского моря в соответствии с документами:
– Положением о мониторинге недр и водных объектов;
– Лицензионными соглашениями и Специальными экологическими и рыбохозяйственными требованиями при поиске, разведке и добыче углеводородного сырья в заповедной зоне северной части Каспийского моря.
Устойчиво функционирует в течение длительного времени Государственная служба наблюдений, подведомственная Росгидромету. В ее состав настоящее время входит 8 прибрежных и островных морских гидрометстанций и постов, 23 устьевых гидрологических поста, на 13 пунктах, расположенных в дельтах рек Волги, Терека и Сулака, осуществляются наблюдения за химическим составом и загрязнением речных вод. На 33 станциях в прибрежной зоне и на 5 станциях в открытой части моря ведутся наблюдения за загрязнением морской среды.
Не менее устойчивым следует считать функционирование системы мониторинга водных биоресурсов на основе продолжающихся в течение длительного времени эколого-рыбохозяйственых исследований, проводимых ФГУП «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства». Длительный ряд наблюдений за состоянием объектов животного мира на особо охраняемых природных территориях дельты Волги и Северного Каспия имеет также Астраханский государственный биосферный заповедник.
В 1977 году ОАО «ЛУКОЙЛ» в рамках экологического обоснования намечаемой деятельности приступило к выполнению комплексных экологических исследований Северного Каспия.
Начиная с 2001 года, производственный экологический мониторинг осуществляет ООО «Каспийская нефтяная компания» в мелководной зоне устьевого взморья Волги. С этого же года ведет регулярные наблюдения ООО «Мегатрон НВК» на акватории, простирающейся вдоль побережья от о. Тюлений до устья р. Сулак. Позже (с 2005 года) к проведению комплексных экологических исследований подключились ООО «Петро-Ресурс» на участке акватории, прилегающей к территории Калмыкии, и ООО «ЦентрКаспнефтегаз» в центральном районе Среднего Каспия. Начиная с 2006 года, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» приступило к проведению комплексных экологических исследований на лицензионном участке «Центрально-Каспийский».
Ни одна из перечисленных выше нефтегазовых компаний не проводит производственный экологический мониторинг самостоятельно, а привлекает для этого специализированные научные и производственные организации, имеющие необходимую базу, опыт и правоустанавливающие документы. Специализированные центры:
– действующие в регионе организации Росгидромета (ГУ «КаспМНИЦ» и др.);
– Росрыболовства (ФГУП «КаспНИРХ») и Роснедр (НПО «Южморгеология»);
– Астраханский государственный биосферный заповедник.
Следует также указать, что в последние годы активное участие в производственном экологическом мониторинге (на структуре «Центральная») принимает Институт океанологии РАН им. П.П. Ширшова, создавший в г. Астрахани свой Каспийский филиал.
В рамках научного обоснования производственного экологического мониторинга было показано, что в связи с высокой лабильностью экосистемы северо-западной части Каспийского моря, для объективной оценки ее экологического состояния необходимо, чтобы экологическими наблюдениями был охвачен весь диапазон пространственно-временной изменчивости экологических параметров. Данное положение нашло отражение в концепции многоуровневой системы наблюдений, разработанной Институтом океанологи РАН с участием ГУ КаспМНИЦ по заказу Минобрнауки.
Названная концепция предполагает дополнение существующей системы судовых и прибрежных наблюдений высокочастотными измерениями физических, химических и экологических параметров морской среды с помощью приборов, устанавливаемых в открытой части моря на стационарных гидротехнических сооружениях (в т.ч. на нефтяных платформах). При этом использование нефтяных платформ для проведения мониторинга санкционировано решениями Морской коллегии и Совета безопасности РФ. Концепция предполагает также широкое использование спутниковой информации для целей экологического мониторинга, при этом упор сделан на регулярном получении и обработке радиолокационных изображений, позволяющих выявить и оценить уровень загрязнения акватории нефтепродуктами.
Региональный мониторинг
Смотреть что такое «Региональный мониторинг» в других словарях:
мониторинг — 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МОНИТОРИНГ — (от англ. monitoring, от лат. monitor напоминающий, надзирающий), комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Мониторинг не включает управление качеством… … Экологический словарь
Мониторинг окружающей природной среды — по законодательству РФ долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды. См. также: Государственная система … Финансовый словарь
МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ — система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. М.з. составная часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды. Объектом … Юридическая энциклопедия
МОНИТОРИНГ — наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с… … Большой Энциклопедический словарь
Мониторинг — (англ. monitoring) система наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики какого либо явления, процесса или иного объекта с целью его контроля, управления его состоянием, охраны, выявления его соответствия желаемому результату или… … Энциклопедия права
МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ — система наблюдений за состоянием земельного фонда, чтобы своевременно выявить изменения, оценить их, предупредить или устранить последствия негативных процессов. Составная часть мониторинга за состоянием природной среды. Объектом М.з. являются… … Юридический словарь
Мониторинг — комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека ; 2) наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно растительного покрова, животного мира,… … Словарь черезвычайных ситуаций
Мониторинг окружающей среды — система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения под воздействием природных и… … Словарь черезвычайных ситуаций
Мониторинг экологический — система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. На… … Словарь черезвычайных ситуаций
Региональный мониторинг, его сущность и предпосылки
Термин “региональный мониторинг” в учебной, научной литературе и в практике употребляется в различном смысле. В одних случаях под мониторингом подразумевается поступление свежей информации о поведении объектов наблюдения, в других — контроль над ситуацией в целом, в третьих — отслеживание состояния территории как системы и своевременное предупреждение о возникновении качественно новых процессов и ведущих к ним количественных изменений в социально-экономических, экологических, производственных и тому подобных территори
Например, установлено, что в период 1999—2007 гг. прохладно-влажная вековая фаза сменится тепло-сухой. После перелома климатической тенденции на юге России следует ожидать возникновения дефицита воды, возможно новое падение уровня Каспия, улучшение ледовой обстановки в Арктике и т.п. Эти знания позволят своевременно принять необходимые меры, гарантирующие минимальный ущерб, получение максимальной пользы и т. п.
Региональный мониторинг выступает как: специфический инструмент в механизме территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития территориальных образований и управления в критических ситуациях; особый метод приращения знаний о противоречиях и закономерностях формирования социально-экономического пространства региона; основа для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для программирования и планирования.
Практические задачи регионального мониторинга таковы: получение достоверной и объективной информации об основных социально-экономических и общественно-политических процессах в регионе; выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе; обеспечение доступности информации для органов власти и населения.
Принципами регионального мониторинга являются: комплексность его проведения; непрерывность осуществления мониторинговых наблюдений; сопоставимость данных; достоверность результатов наблюдения.
Объектами мониторинга являются: экономические районы страны, республики, края, области, автономные образования и отдельные города.
Предмет регионального мониторинга составляют природные процессы и явления, эволюция экономических, социальных и общественно-политических процессов, возникновение угроз безопасности общества, зарождение и развитие позитивных изменений, определяющих их факторов, а также динамика их потенциала.
Овладение приемами регионального мониторинга можно рассматривать как направление повышения профессионализма кадров работников государственного и муниципального управления. Региональный мониторинг может обеспечить практический территориальный менеджмент технологиями раннего распознания надвигающихся угроз, оценками открывающихся новых перспектив и возможных сценариев развития.
Исследователи давно отмечают, что в любом сложном явлении, где движение есть результат взаимодействия множества факторов, всегда возможно установить главные источники развития. С точки зрения характеристики системы существенны лишь некоторые из множества факторов. В большинстве систем 20% факторов определяют 80% свойств системы, а остальные 80% факторов определяют лишь 20% ее свойств[41].
Это позволяет и побуждает средствами регионального мониторинга искать ведущие причины и условия развития республик, краев, областей и городов.
В практике регионального мониторинга используются адаптированные к его специфике разнообразные критерии и показатели, разработанные в разное время в смежных направлениях теоретического менеджмента.
Переосмысливаются, в частности, критерии развития, обоснованные античными мыслителями, предлагавшими использовать для этих целей феномен добродетели и морали. Не утратили своего значения критерии французских просветителей, ориентировавшихся на знания и технологические возможности общества. Анализируются позиции кибернетиков, считающих, что в качестве критериев развития могут быть использованы содержащаяся в общественной системе информация, степень ее упорядоченности, мера сложности. Современные исследователи развитие связывают с интегративными свойствами системы, с выявлением ведущих факторов социально-экономических изменений.
Возрастающее значение для развития регионального мониторинга имеет экологизация мышления и гуманизация социального и экономического управления. Эта тенденция приведет к практическим предложениям и со временем обогатит практику мониторинга и регионального менеджмента в целом.
Словари
ru | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
en | A | B | C | D | E | F | G | H | I | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z |
Региональный мониторинг: основные понятия и термины© 2007–2021 «ФИНАМ» При полном или частичном использовании материалов ссылка на Finam.ru обязательна. Подробнее об использовании информации и котировок. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. 18+ АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия. Адрес: 127006 г. Москва, пер. Настасьинский, д.7, стр.2. This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply. ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №077-11748-001000 выдана ФСФР России без ограничения срока действия. АО «Банк ФИНАМ». Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте № 2799 от 29 сентября 2015 года. ООО «ФИНАМ ФОРЕКС», лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера № 045-13961-020000 от 14 декабря 2015 года. Адрес: 127006, Российская Федерация, г. Москва, пер. Настасьинский, д. 7, стр. 2. Региональный мониторинг. Задачи и организация
Региональный мониторинг организуется на территории крупных регионов больших государств, например, таких, как: Российская Федерация, США, Канада и т.п. Региональный мониторинг не только является частью национального мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Кроме того, региональный мониторинг может быть международным, если регион включает море (например, Каспийское, Черное или Балтийское) или другие природные образования, требующие особого внимания нескольких стран, как, например, Великие озера, лежащие на границе США и Канады. В проведении регионального мониторинга участвуют организации министерств и ведомств, ответственных за национальный мониторинг, и местные природоохранные организации. Важной подсистемой регионального мониторинга является мониторинг источников загрязнителей, на основе которого уточняется список подлежащих определению в разных природных средах загрязняющих веществ, а также определяется вклад глобальных и региональных источников загрязнителей в изменение природной среды per иона. Результаты регионального мониторинга используются местными органами управления, ответственными за природоохранную деятельность и принятие решений в этой области. Сеть региональных станций наблюдения организуется с учетом физико-географических условий, расположения промышленных, энергетических и сельскохозяйственных предприятий, распределения населения в регионе.
|