Что такое регистрация товарного знака
Как зарегистрировать товарный знак
Читайте также
Переход ИП на самозанятость: выгоды и ограничения
Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни
Как предотвратить блокировку онлайн-кассы
Патентная система налогообложения изменилась с 2021 года: плюсы и минусы
Как выбрать чат-бота для бизнеса
Товарный знак или знак обслуживания нужен, чтобы выделить компанию среди других на рынке. Его регистрация нужна для защиты от конкурентов. Если они попытаются использовать или скопировать логотип и фирменный стиль компании — вы сможете подать в суд и получить компенсацию.
Зарегистрировать товарный знак можно самостоятельно, не обращаясь к специалистам. Как это сделать и сколько придется заплатить, читайте в нашей статье.
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое товарный знак?
Товарный знак (далее — ТЗ) — это обозначение товара или услуги, которое индивидуализирует их и выделяет на рынке, делает узнаваемыми среди конкурентов.
Среди известных знаков, к примеру, обозначения, которые используют компании Google, Microsoft, McDonalds и пр.
Зарегистрировать ТЗ могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица. Перечень видов продукции, которую можно обозначить, содержится в Международной классификации товаров и услуг (далее — МКТУ). Она позволяет установить конкретную группу для регистрации. В документе определены 45 классов. С 1-го по 34-й — это товары, с 35-го по 45-й — услуги.
Один ТЗ можно зарегистрировать для нескольких классов: например, компания может производить одежду, обувь, парфюм, аксессуары и украшения под товарным знаком Louis Vuitton. Другой производитель парфюма, обуви и одежды уже не сможет использовать этот же ТЗ для своей продукции.
Использовать одинаковые ТЗ законно, если продукция относится к разным классам. Так может существовать фармацевтическая или мебельная компания Louis Vuitton.
Что дает регистрация товарного знака
За незаконное использование ТЗ предусмотрена:
Виды товарных знаков
Пример изобразительного ТЗ компании Apple. Он допустим, потому что компания не продает яблоки
Словесный ТЗ компании «Яндекс»
Пример комбинированного ТЗ
Звуковой ТЗ компании LG
Уникальная форма бутылки Coca-Cola является объемным ТЗ бренда
Цветовой ТЗ «Газпрома»
В ст. 1484 ГК РФ прописано, что товарный знак можно разместить:
Отличие ТЗ от логотипа, бренда и торговой марки
Есть несколько понятий, которые отождествляются с ТЗ — это логотип, торговая марка и бренд. Чаще всего их употребляют как синонимы, но есть ряд отличий.
Логотип — это специально разработанное начертание полного или стилизованного сокращения названия компании, согласно Большому юридическому словарю. Логотип применяется как эмблема фирмы. К примеру, символы компаний Mercedes, Audi, Toyota и пр.
В российском патентном законодательстве нет термина «логотип». Поэтому его нельзя официально зарегистрировать, а юристы рассматривают рисунок как частный случай ТЗ.
Понятия «торговая марка» в российском законодательстве тоже нет. Есть общий термин — «знак обслуживания», который применим и к ТЗ. Поэтому понятия считаются синонимами. Однако в российском и зарубежном праве есть ряд отличий между торговой маркой и ТЗ.
Отличия торговой марки и торгового знака
В России ТЗ — это та же торговая марка, которая зарегистрирована юридически, что подтверждает ее уникальность. Правообладатель может использовать охранный знак ® возле изображения или словосочетания.
Бренд — это узнаваемый товарный знак, которому доверяют покупатели. Когда на рынке появляется новый продукт, чаще говорят о торговой марке. Но если товары или услуги начинают пользоваться популярностью и теснят конкурентов, они становятся брендом. К примеру, Starbucks — название марки кофе и сети кофеен — признанный международный бренд.
Как зарегистрировать товарный знак
ТЗ защищен только в той стране, где зарегистрирован. В другом государстве его могут использовать без разрешения правообладателя. Поэтому компаниям, работающим на международном рынке, приходится регистрировать ТЗ в каждой стране отдельно по системе Мадридского соглашения о международной регистрации знаков. С 1997 в число участников соглашения входит и Россия.
Здесь регистрацией занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (далее — ФИПС), он же Роспатент. В приказе Роспатента № 32 от 05.03.2003 описаны особенности составления заявки и процедура рассмотрения документов.
Зарегистрировать ТЗ могут только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Физические лица не имеют такого права.
Для регистрации нужно:
Пока идет регистрация ТЗ, можно использовать логотип без знака охраны ®.
Чтобы минимизировать риски и сократить сроки регистрации, заявители обращаются к патентным поверенным — юристам по патентному праву, которые работают в частных фирмах.
Поверенные поверяют охраноспособность и уникальность ТЗ и помогают устранить нарушения до подачи заявки. Кроме того, юристы берутся урегулировать споры с Роспатентом, отвечать на уточняющие запросы и доказать, что знак соответствует требованиям.
В теории, можно зарегистрировать ТЗ и без привлечения экспертов. Для начала его нужно проверить на уникальность через Федеральный институт промышленной собственности, используя реестры ТЗ. Для работы с ними требуются определенные знания. Все заявки пронумерованы, в реестре видны только их номера. А название компании и ТЗ, который она зарегистрировала или хочет зарегистрировать, скрыты в тексте. Если не знать, под какими номерами какой класс товаров идет, придется очень долго искать нужные данные. Заявок — сотни, поэтому, чтобы просмотреть все хотя бы в одном классе, придется потратить время.
Либо можно подать заявку в Роспатент без предварительных проверок. Но в этом случае велик риск получить отказ.
Проверка обозначения для товарного знака
Если вы собираетесь зарегистрировать словесный или комбинированный ТЗ, то еще до обращения к поверенным или в Роспатент проведите свою экспертизу на уникальность — поищите в интернете компании с таким же названием или слоганом. Если вы найдете похожий на ваш ТЗ, вы сможете сэкономить время, скорректировав свой ТЗ до начала регистрации.
Помните, что в регистрации откажут, если существует похожий знак в том же классе товаров или услуг. Если компании из разных отраслей — это не проблема.
Такую проверку стоит провести еще на этапе создания фирменного наименования компании — чтобы выбрать запоминающееся название и провести экспресс-проверку на уникальность, почитайте нашу статью о нейминге.
После этого выясните, разрешено ли использовать ваше обозначение. В качестве ТЗ не зарегистрируют:
Чаще всего бизнесмены ошибаются, когда пытаются зарегистрировать название, которое ассоциируется у потребителя с конкретным понятием.
Пример — попытка сделать ТЗ Black Friday. У большинства это словосочетание ассоциируется с сезонными распродажами, поэтому Роспатент отказался регистрировать знак. Но коллегия Палаты по патентным спорам решила, что словосочетание «является изначально фантазийным», а эксперты не нашли в словарях и справочниках такого термина. В итоге ТЗ зарегистрировали.
Тем не менее, Федеральная антимонопольная служба посчитала действия компании недобросовестной конкуренцией, и регистрацию ТЗ признали недействительной.
— Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов
Сбор документов для заявки на регистрацию товарного знака
Подготовьте обозначение, которое будет выполнять роль ТЗ, а также информацию и документы для регистрации:
Оплатить патентную пошлину по реквизитам Роспатента можно через банковскую кассу или в личном кабинете интернет-банка. Обязательно сохраните чеки и квитанции — они будут доказательством оплаты.
Регистрация ТЗ не представляет сложностей. Роспатент — регистрирующий орган — принимает документы в электронном виде.Так что заявителю даже не надо приносить бумажные версии.
— Вадим Ковригин, доцент экономического университета
Подача заявки в Роспатент
Заявка на регистрацию ТЗ заполняется в 3 экземплярах. В ней должно быть указано:
Подать заявку можно лично в Роспатент — сразу после подачи выдадут уведомление с регистрационным номером заявки и датой поступления.
Можно подать заявку электронно, через сайт ФИПС — потребуется электронно-цифровая подпись. Номер заявки и дата поступления моментально отобразятся в вашем личном кабинете.
Если вы подаете заявку на бумажном носителе по почте или электронно через Госуслуги, то вам направят уведомление на ваш адрес в течение двух недель со дня поступления заявки.
Информацию о заявке опубликуют в открытом реестре ФИПС. По ее номеру любой человек может посмотреть содержание заявки и сведения о ее регистрации.
Открытый реестр ФИПС. Номера — это заявки на регистрацию ТЗ
Приоритет устанавливается по дате подачи заявки, то есть ТЗ при совпадении получит тот, кто раньше подал заявление.
— Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов
Формальная экспертиза
Формальная экспертиза нужна, чтобы проверить заявку на регистрацию ТЗ в Роспатенте. В ст. 1498 ГК РФ обозначены сроки — не дольше месяца со дня подачи заявки.
Эксперты проверяют, можно ли зарегистрировать обозначение: оценивают различительную способность, смысловую нагрузку и прочие характеристики. В качестве ТЗ не зарегистрируют названия организаций, отраслей и их аббревиатуры, сочетания букв без словесных признаков, общепринятый символ или термин.
Если обозначение не может быть зарегистрировано, Роспатент отправит уведомление, на которое нужно ответить в течение 3 месяцев. Если ответа не последует, заявку аннулируют.
Экспертиза по существу
Порядок проведения экспертизы по существу регламентирован ст. 1499 ГК РФ. На этом этапе специалисты используют Реестр товарных знаков, чтобы сравнить потенциальный ТЗ с теми, что уже существуют, а также с обозначениями, на которые другие компании или предприниматели подали заявки.
Если похожих символов не нашли, ТЗ регистрируют. Если Роспатент откажет в регистрации, можно обжаловать решение в Палате по патентным спорам в течение 4 месяцев после вынесения решения.
Если это не помогло, можно подать иск в арбитражный суд в течение полугода. Рассматривать ответ Роспатент будет еще 2 месяца и если сочтет его аргументированным, знак зарегистрируют.
Получение свидетельства
Если экспертизы прошли успешно, Роспатент выдаст свидетельство о регистрации ТЗ — за это нужно оплатить пошлину в размере 2 000 рублей. В течение 2 месяцев после оплаты Роспатент выдает документ. После этого можно использовать значок зарегистрированного ТЗ — ®.
Пример свидетельства о регистрации ТЗ
Свидетельство действует 10 лет. Согласно ст. 1491 ГК РФ, его можно продлевать на тот же срок неограниченное количество раз. Для этого нужно в течение последнего года действия документа направить в Роспатент заявление о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на ТЗ и оплатить пошлину в размере 20 000 рублей за рассмотрение заявления. Если вы не успели подать заявление вовремя, то это можно сделать в течение еще 6 месяцев, но придется подать ходатайство и оплатить дополнительную пошлину за его рассмотрение — 2 500 рублей.
После получения свидетельства о регистрации вы должны начать использовать ТЗ в течение 3 лет. Есть риск, что конкуренты или заинтересованные компании подадут на вас в суд за то, что вы этого не делаете. И тогда придется очень сильно постараться доказать обратное. Отбиваться будете вы, а не конкуренты.
Если суд установит, что запатентованный ТЗ не используется на протяжении 3 лет, его аннулируют согласно ст. 1486 ГК РФ.
Сроки регистрации товарного знака
Срок приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства составляет 18 месяцев и 2 недели. Формальная экспертиза длится не больше месяца, а экспертиза по существу занимает больше года.
В таком случае срок регистрации может быть увеличен, ответ на каждый запрос рассматривается до 2 месяцев дополнительно.
С 14 марта 2018 г. ФИПС была введена новая платная услуга по ускорению регистрации ТЗ. Стоимость такой услуги — от 47 200 рублей до 188 800 рублей, в зависимости от выбранного тарифа и вида ТЗ (словесный, изобразительный или комбинированный). Заявитель может сократить процедуру регистрации до 5 или даже 2 месяцев.
— Анна Коняева, руководитель юридической компании
Крайние сроки регистрации ТЗ Гражданским кодексом не определены: все зависит от того, сколько претензий предъявил Роспатент и как долго заявитель готовит ответы.
Стоимость регистрации товарного знака
За регистрацию ТЗ придется заплатить четыре пошлины. Их размеры, сроки и порядок уплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации и регулируются Положением о патентных и иных пошлинах. Рассчитать точный размер пошлин можно с помощью калькулятора ФИПС:
Расчет пошлины для одного класса на калькуляторе ФИПС
Расчет пошлины для двух классов
Если обращаться к частным компаниям, которые оказывают услуги при регистрации ТЗ, можно увидеть такие цены:
Цены на услуги сопровождения регистрации ТЗ
Если зарегистрировать ТЗ только по одному классу, то сумма всех государственных пошлин на экспертизу составит 31 000 рублей. При обращении к патентным поверенным потребуется еще около 11 000 — 12 000 рублей.
Как можно распоряжаться товарным знаком
Продать. Владелец может передать исключительное право на ТЗ, то есть произвести отчуждение по ст. 1488 ГК РФ. Право пользования передается на все товары, где можно применить ТЗ.
Если одна компания хочет выкупить права у другой, стороны договариваются о цене, формируют договор о распоряжении исключительным правом, который нужно зарегистрировать в Роспатенте. И знак переходит в полное распоряжение покупателя. После подписания договора предыдущий владелец не может распоряжаться ТЗ.
Передать лицензию. По лицензионному договору правообладатель сам определяет условия, на которых передает право пользования знаком — срок, перечень товаров и услуг, где знак можно размещать, территории, способы использования ТЗ, порядок выплаты вознаграждения и пр., об этом сказано в ст. 1489 ГК РФ.
По лицензионному договору обладатель исключительного права на ТЗ (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использовать знак в определенных пределах. Лицензиар может указать территории, где это можно сделать. А еще — категорию товаров, на которых ТЗ можно применить.
Правообладатель устанавливает и требованиям к качеству продукции. Он может контролировать соблюдение этого условия. Ведь за качество товара лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность. Если лицензиат нарушает условия, договор может быть расторгнут досрочно.
— Анна Коняева, руководитель юридической компании
Создать франшизу. По договору франчайзинга другой организации передается не только сам ТЗ, но и разрешение использовать коммерческое обозначение компании, корпоративный стиль, оборудование, секреты производства и др., согласно ст. 1027 ГК РФ. Требования к качеству правообладатель и здесь может контролировать.
Заложить. ТЗ может стать залогом при получении кредита как реальное имущество. Интеллектуальную собственность точно также можно потерять, если нарушить условия договора — например, не вернуть займ.
Передать по наследству и подарить. Стоит помнить, что владельцем ТЗ может стать только предприниматель или компания, поэтому подарить и передать по наследству частному лицу знак нельзя.
Отказ в регистрации товарного знака
Причины отказа в регистрации ТЗ
Самые распространенные причины для отказа в регистрации — отсутствие различительной способности ТЗ, сходство с другими знаками, а также введение в заблуждение относительно товара либо его изготовителя.
Что нужно запомнить о регистрации товарного знака
© 1995–2021, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н
Как зарегистрировать товарный знак
Разобрались, как зарегистрировать товарный знак, чтобы его охранял закон. Полтора года, триста тысяч рублей, одна большая инструкция — и он ваш.
Зачем регистрировать знак в Роспатенте
В законе есть определение товарного знака: обозначение для индивидуализации товаров юридических лиц или предпринимателей. Для услуг такое обозначение называется знаком обслуживания. Хоть названия знаков отличаются, регистрируются они по одним правилам. Обозначением или знаком обслуживания бывают названия, логотипы, упаковки, звуки, ароматы.
Товарный знак регистрируют компании и предприниматели, но это строго по их желанию. Если бизнес — магазин «Продукты» у дома или парикмахерская «Елена», товарный знак низачем не нужен, и Роспатент его не зарегистрирует, потому что посчитает неуникальным. Но если эта же парикмахерская становится сетью или запускает франшизу, понадобится придумать и зарегистрировать уникальный знак.
Как производитель детских планшетов борется с подделками
Защита от подделок. Конкурент заказывает дешевую партию товара с известным логотипом в Китае и продает в России как оригинал. Подделки снижают прибыль настоящей компании и портят репутацию: клиенты покупают дешевую копию, а в плохом качестве винят производителя оригиналов. Если логотип зарегистрирован, с подделками можно бороться.
Для примера — сладости из супермаркета, которые на первый взгляд слишком похожи на популярные конфеты:
Автоматически за подделку товаров не наказывают. Чтобы производителя конфет Адель оштрафовали, владельцу знака Рафаэлло нужно обратиться в антимонопольную службу и доказать: знаки похожи настолько, что покупатель может их перепутать. В законе это называется «до степени смешения».
С зарегистрированным знаком компания подает в суд на производителя подделок и получает компенсацию.
Еще один способ защиты от подделок — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Если товарный знак есть в реестре, товары с ним не пропустят на таможне без разрешения владельца знака. Партию подделок задержат на таможне, и до покупателей она не доедет.
Продажа франшизы. Для покупателя франшиза — это бизнес, который можно купить. Но суть франшизы — передача прав на этот бизнес, в том числе товарного знака.
Продавать франшизу без регистрации товарного знака можно, но она, скорее всего, будет стоить меньше, потому что это рискованно для продавца и покупателя.
Продавец рискует, потому что франчайзи может зарегистрировать товарный знак сам, а потом запретить продавцу его использовать. Или другая компания зарегистрирует этот знак, и тогда продавец и франчайзи потеряют деньги.
С зарегистрированным товарным знаком таких проблем не будет, потому что он под охраной закона.
На что обратить внимание при покупке франшизы
Нематериальный актив. Знак — это актив компании. Чем известней знак, тем он дороже. Если товарный знак зарегистрирован, компания выставляет на продажу не только заводы, офисы и товары со склада, но и бренд: название, логотип.
Что можно зарегистрировать
Гражданский кодекс четко определяет, что может быть товарным знаком:
Мы будем говорить о регистрации слов и изображений: чаще всего это названия, логотипы и фирменные герои компаний. Фирменных героев еще называют маскотами или персонажами-талисманами.
С товарными знаками есть ограничение: зарегистрировать можно не всё. Например, не получится зарегистрировать логотип с флагом России или название для ресторана «Министерство культуры». Полный список таких ограничений есть в законе, например нельзя зарегистрировать такие обозначения:
Регистрировать знаки и владеть ими вправе только компании и предприниматели. При этом компания необязательно должна быть коммерческой: знак может принадлежать благотворительной или общественной организации. Только физлицу не может.
Регистрация знака занимает полтора года, а пошлина обходится по-разному: от 23 000 до 320 000 рублей. Вот что нужно сделать:
А теперь подробнее.
Шаг 1. Проверить уникальность знака
Знак можно зарегистрировать, если он уникален и не похож на уже зарегистрированные знаки. Роспатент для этого проводит экспертизу. Чтобы сэкономить время, компании предварительно проверяют знак по базе Федерального института промышленной собственности, сокращенно ФИПС.
В бесплатном доступе есть только словесные знаки, которые уже кто-то зарегистрировал. Еще Роспатент проверяет знак по заявкам, это платная услуга — экспертиза товарного знака. Стоит 11 500 рублей.
Для бесплатной проверки переходим на сайт ФИПС, во вкладке «Выбор базы данных для поиска» ставим галочку возле базы «Товарные знаки»:
Затем переходим во вкладку «Поиск», выбираем критерии поиска: логический или нечеткий. Лучше поискать сначала одним, а потом другим способом, чтобы быть уверенным в уникальности знака. Вводим в поисковую строку слово или фразу и нажимаем на кнопку «Поиск».
В результатах поиска есть обозначение «НТЗ в процентах». Эта цифра показывает, насколько товарный знак неуникален.
Если нажать на знак, откроется описание с именем владельца, классами и товарами, в которых зарегистрирован знак.
Это предварительная проверка, она не гарантирует, что при экспертизе Роспатентом не найдется похожий и уже зарегистрированный знак, но отсеет на 100% неуникальные варианты.
Считать знак уникальным или нет, решает эксперт Роспатента. Если компания докажет: знак уникален настолько, что покупатель не перепутает его с другими, — можно будет зарегистрировать. Для доказательства нужно сопоставить схожие элементы, проанализировать, совпадают ли товары и услуги у компаний, и подумать, как изменить знак, чтобы он был стал уникальным.
Для проверки логотипов в интернете пока нет бесплатной базы.
Шаг 2. Выбрать классы и товары
Роспатент пользуется международной классификацией товаров и услуг, сокращенно МКТУ. Это большой список, в котором товары и услуги рассортированы по классам. Класс — группа товаров с каким-нибудь одним признаком. Например, класс «Пища» объединяет товары, которые можно съесть.
Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно выбрать класс. У одного и того же знака могут быть разные владельцы в разных классах.
Допустим, есть товарный знак «Булки энд Котлеты». Его могут использовать несколько владельцев в разных классах:
класс 30 — продукты, если владелец продает полуфабрикаты;
класс 40 — услуги для третьих лиц, если владелец занимается переработкой отходов.
Всего в списке 45 классов. В каждом есть подклассы, Например, класс 30 — продукты питания, кроме овощей и фруктов, а подкласс 30.01 — мукомольная продукция, — бобовая мука.
Зарегистрировать товарный знак можно сразу в нескольких классах, каждый класс стоит 2050 рублей. Если выбрать все 45 классов из списка, придется доплатить 92 250 рублей.
Чтобы выбрать класс:
Теперь на примере. Допустим, компания регистрирует название для шоколада. Тогда она выбирает класс 30 — продукты питания — и подклассы: какао и продукты на основе какао, шоколад, шоколадные изделия, кондитерские изделия, конфеты, леденцы, пирожные, печенье, торты, вафли.
Бывает, что нужные товары находятся в разных классах, тогда придется доплатить по 2050 рублей за каждый класс. Класс и названия вписываем в заявку.
Шаг 3. Заполнить заявку
Заявка на регистрацию товарного знака — это анкета на три страницы. На первой странице указывают название, адрес и реквизиты компании, адрес для писем, товарный знак и его описание.
На второй странице выбираем тип товарного знака, указываем классы и названия товаров и пишем, какие документы сдаем вместе с заявкой.
На последней странице заявки — подпись и дата.
Сотрудники Роспатента могут не принять заявку, если в ней нет:
Бывает, что регистрацией занимается посредник — представитель компании или патентный поверенный. Тогда к заявке прикладывается его согласие на обработку персональных данных и доверенность на ведение дел с Роспатентом.
Шаг 4. Подать заявку на регистрацию товарного знака
Товарные знаки регистрирует Роспатент. Заявку компания передает как удобно:
Чтобы подать заявку через сайт Роспатента, понадобится электронная подпись.
При регистрации знаков главное — дата подачи заявки. В день, когда компания подала заявку, она получает приоритет на товарный знак. Это значит, что другие компании не смогут зарегистрировать этот же знак.
После подачи заявки Роспатент проводит формальную экспертизу и по ее результатам отказывает в регистрации или принимает заявку. Отказы Роспатента бывают предварительными и окончательными. Предварительный отказ можно оспорить, но об этом — в следующий раз.
Если Роспатент принимает заявку после формальной проверки, то проводит расширенную экспертизу — она называется экспертизой по существу — затем регистрирует знак и выдает свидетельство.
Шаг 5. Оплатить пошлину
Регистрация товарного знака платная. Госпошлина зависит от пакета услуг и количества классов, в которых регистрируется знак. Не стоит рассчитывать на минимум, потому что за каждое исправление в заявке, знаке или данных компании придется доплачивать.