Что такое регулируемый параметр
Автоматизированных производств
Основные термины и определения
ТАУ– это совокупность методов и специального математического аппарата, позволяющих спроектировать работоспособную промышленную систему автоматического управления (САУ), отвечающую требованиям по качеству её работы.
При описании отдельных элементов ТАУ и системы в целом применяется определенная терминология.
Объект управления– это техническая установка, оборудование (отжимной пресс, выпарная установка, автоклав и др.) или технологическая цепь установок, физико-химических процессов (нагрев, охлаждение, хранение, смешивание и т.д.), в которой управляют (регулируют) с помощью специальных технических средств.
Технологические параметры– это физико-химические величины, характеризующие состояние технологического процесса в объекте управления. Например: температура, давление, скорость вращения и др.
Регулируемый параметр– это технологический параметр, величиной которого управляют с помощью специальных технических средств. Число регулируемых параметров, как правило, значительно меньше общего числа технологических параметров.
Параметры состояния объекта– выходные величины, объективные показатели объекта в заданный момент времени, измеряемые в определенных физических (температура, килограммы и др.) или относительных (доли, проценты, баллы и т.п.) единицах.
Управление объектом – это процесс воздействия на объект с целью достижения показателей состояния заданных значений в определенный момент времени.
Цель управления – достижение необходимого состояния объекта, заданного величинами его параметров, например, температуры при варке сырья или влажности продукта в процессе хранения. Цель управления в данный момент времени считается достигнутой, если достигнуты заданные значения параметров состояния объекта управления.
Система ручного регулирования (СРР) – это совокупность технических средств по управлению величиной регулируемого параметра, в которой вычислительные и логические операции осуществляются человеком-оператором.
Воздействия –факторы, изменяющие течение технологического процесса в объекте управления. Они могут быть возмущающие и управляющие.
Возмущающие воздействия носят случайный, трудно предсказуемый характер. Например, температура наружного воздуха, колебания напряжения в электросети и др.
Управляющие воздействия – это воздействия на объект управления, организуемые техническим устройством или человеком- оператором с целью компенсации влияния возмущающих воздействий.
Сигналы –совокупность потоков энергии или вещества, поступающих или выходящих из объекта управления, возмущающие и управляющие воздействия, а также регулируемый параметр.
По направлению различают входные и выходные сигналы объекта управления. Воздействия, возмущающие и управляющие, будут входными сигналами для объекта управления.
Регулируемый параметр в ТАУ всегда принимают за выходной сигнал объекта управления, даже если он физически никуда за пределы объекта не выходит. Например, температура в топке котла, уровень материала в бункере, напряжение на обмотках электродвигателя и др.
В ТАУ любой сложности объект изображают в виде простого прямоугольника.
Основой управления является переработка информации о состоянии объекта в соответствии с целью управления.
Управление может осуществляться человеком или специальным техническим устройством.
Управление, осуществляемое без участия человека, называется автоматическим, с участием человека – автоматизированным.
Уровень автоматизации производственного процесса – отношение количества автоматизированных операций Na к общему их количеству N
Величина уровня автоматизации зависит от типа производства. В единичном производстве она не превышает 0,2, в массовом – приближается к 0,8 и выше.
регулируемый параметр
Смотреть что такое «регулируемый параметр» в других словарях:
регулируемый параметр — — [В.А.Семенов. Англо русский словарь по релейной защите] Тематики релейная защита EN controlled value … Справочник технического переводчика
регулируемый параметр — reguliuojamasis parametras statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. adjustable parameter vok. einstellbarer Parameter, m; regulierbarer Parameter, m rus. регулируемый параметр, m pranc. paramètre à régler, f … Automatikos terminų žodynas
регулируемый параметр процесса — регулируемая переменная — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы регулируемая переменная EN process variable … Справочник технического переводчика
Регулируемый источник вторичного электропитания РЭА — 8. Регулируемый источник вторичного электропитания РЭА Источник вторичного электропитания РЭА, у которого регулируется хотя бы один выходной параметр Источник: ГОСТ 23413 79: Средства вторичного электропитания радиоэлектронной аппаратуры. Термины … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — химико технологическими процессами, целенаправленное воздействие на них для достижения заданной цели функционирования как самих процессов, так и построенных на их основе химико технол. систем и произ в с использованием информации об их текущем и… … Химическая энциклопедия
Marshall MG Series — Marshall MG Series это серия гитарных комбо усилителей от Marshall Amplification. Всего в серии 13 усилителей: MG10CD, MG15CD, MG15CDR, MG15DFX, MG30DFX, MG50DFX, MG100DFX, MG100HDFX, MG250DFX, MB25MK.II, Microstack, Zakk Microstack и Kerry … Википедия
Гидропривод, программный — Программный гидропривод Гидропривод с автоматическим управлением, в котором регулируемый параметр движения выходного звена изменяется по заранее заданной программе Смотреть все термины ГОСТ 17752 81. ГИДРОПРИВОД ОБЪЕМНЫЙ И ПНЕВМОПРИВОД. ТЕРМИНЫ И … Словарь ГОСТированной лексики
Гидропривод, следящий — Следящий гидропривод Гидропривод с ручным или автоматическим управлением, в котором регулируемый параметр выходного звена изменяется по определенному закону в зависимости от внешнего воздействия, значение которого заранее неизвестно Смотреть все… … Словарь ГОСТированной лексики
Гидропривод, стабилизирующий — Стабилизирующий гидропривод Гидропривод с автоматическим управлением, в котором регулируемый параметр движения выходного звена поддерживается постоянным Смотреть все термины ГОСТ 17752 81. ГИДРОПРИВОД ОБЪЕМНЫЙ И ПНЕВМОПРИВОД. ТЕРМИНЫ И… … Словарь ГОСТированной лексики
Пневмопривод, программный — Программный пневмопривод Пневмопривод с автоматическим управлением, в котором регулируемый параметр движения выходного звена изменяется по заранее заданной программе … Словарь ГОСТированной лексики
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Регулирующий параметр
Регулирующий параметр с выхода объекта подводится к блоку измерения БИ ( датчику), где он преобразуется в пропорциональный ему сигнал давления сжатого воздуха. Давление от блока измерения подается одновременно в камеру измерения двухпо-зиционного регулятора РБ-Д, ко вторичному самопишущему или показывающему прибору и к сигнализатору. Комаидное давление от блока измерения подается к исполнительному механизму регулирующего клапана и одновременно измеряется манометром, по показаниям которого в каждый момент можно судить о положении регулирующего клапана. [2]
Основным регулирующим параметром режима промывки скважины является расход промывочной жидкости. Только этот параметр задается, а все остальные гидродинамические параметры режима бурения являются производными от расхода. [4]
Величину регулирующего параметра лоддерживает регулирующий орган. [5]
К регулирующим параметрам относятся переменные параметры регулирующий органов, с помощью которых целенаправлено изменяют регулируемые параметры. Регулирующими параметрами в данном случае являются степень открытия регулирующих клапанов, а также напор, создаваемый насосами переменной производительности, коэффициент инжекции эжекторов переменной производительности и др. К регулирующим параметрам относятся также расходы раствора, пара, воды и конденсата, которые зависят от степени открытия соответствующих клапанов и напоров. [6]
САР, регулирующим параметром которой служит температура поверхности нагрева или давление в греющей камере. [8]
В этом случае регулирующий параметр обычно изменяется также дискретно. [9]
Дано сравнение двух регулирующих параметров : загрузки и дутья; сделаны выводы о целесообразности их применения. [11]
При изменении величины регулирующего параметра усилие, возникающее в чувствительном элементе регулятора, приводит в действие вспомогательное устройство, открывающее доступ энергии от постороннего источника в механизм, перемещающий регулирую-щий клапан. [13]
При изменении величины регулирующего параметра усилие, возникающее в чувствительном элементе регулятора, приводит в действие вспомогательное устройство, открывающее доступ энергии от постороннего источника в механизм, перемещающий регулирующий клапае. [14]
Регулируемые параметры и способы регулирования
Задача автоматизации паротурбинных установок и основы регулирования частоты вращения ротора турбины
Автоматизация судовых паротурбинных установок
Регулируемые параметры и способы регулирования. Современные паротурбинные установки оснащают средствами автоматики, обеспечивающими управление, регулирование, защиту и контроль работы главных, вспомогательных турбин и обслуживающих их систем. Система управления позволяет дистанционно либо автоматически производить пуск, остановку, реверсирование и изменение режимов работы различных турбоагрегатов в соответствии с алгоритмом их функционирования.
Составной частью системы управления паровой турбины является АСР частоты вращения и давления пара в концевых уплотнениях ротора, давления и температуры масла.
Автоматическая защита обеспечивает закрытие БЗК, управляющего подводом пара к турбине, при предельных отклонениях критических параметров, что позволяет предотвратить аварию турбины.
Одним из основных регулируемых параметров турбины является частота вращения ротора, которая должна поддерживаться на заданном уровне. При установившемся режиме крутящий момент Мд, развиваемый турбиной, и момент сопротивления Мс (необходимый для привода гребного винта, электрического генератора, насоса и т.д.) равны, а частота вращения n0 неизменна.
В условиях эксплуатации момент сопротивления может изменяться произвольно, в зависимости от нужд потребителей. Тогда для поддержания заданной частоты вращения необходимо однозначно изменять крутящий момент турбины. Для этого изменяют количество подаваемого пара (открытием либо закрытием отдельных групп сопел) — количественное регулирование или изменением параметров пара путем его дросселирования (изменения степени открытия маневрового клапана) — качественное регулирование. Первый способ более экономичен, однако не обеспечивает высокой точности поддержания частоты вращения; его применяют при работе турбин на продолжительных установившихся режимах с частичной нагрузкой. Второй способ может обеспечить высокую точность поддержания частоты вращения, однако менее экономичен. При автоматизации ТГ иногда применяют одновременно оба способа автоматического регулирования, но в этом случае необходимо устанавливать специальный РО, довольно сложный по устройству.
В главных турбинах обычно количественное регулирование осуществляют изменением числа работающих сопел вручную, а качественное — автоматически путем дросселирования пара. Рассмотрим работу ГТЗА с прямой передачей мощности на гребной ВФШ.
Предельная схема включения регулятора
При полном открытии маневрового и сопловых клапанов зависимость развиваемых турбиной крутящих моментов от частоты вращения ротора (рис. 6, а) определяется характеристикой mн подвода. Характеристикой отвода является «нормальная» винтовая характеристика ОВ, показывающая зависимость крутящего момента, необходимого для вращения винта с частотой п. Тогда установившийся режим ГТЗА — ВФШ при номинальной скорости судна определится параметрами точки В (Мд.н =Мс.н : nn) — точки пересечения этих характеристик.
С увеличением сопротивления движению корпуса судна (движение во льдах, против ветра, по мелководью и т. д.) возрастает нагрузка и характеристика отвода смещается в положение ОА, что соответствует характеристике «тяжелого» винта. Тогда при том же открытии клапанов на подводе пара появляется разность крутящих моментов, под действием которой скоростной режим ГТЗА — ВФШ изменяется по характеристике АВ турбины и в точке А (Мд1=Мс1: n1) наступает установившийся режим. Несмотря на снижение частоты вращения турбина работает с большей нагрузкой по крутящему моменту.
С уменьшением нагрузки (при оголении винта в штормовых условиях) винтовая характеристика смещается в положение ОД («легкий» винт) и скоростной режим изменяется по характеристике BD. Если условно принять, что характеристика винта останется на некоторое время в этом положении, то в точке D (МД4=МС4 : n4) наступит установившийся режим.
Рисунок 6 – Статические характеристики комплекса ГТЗА – ВФШ – АСР.
Следовательно, комплекс ГТЗА — ВФШ с точки зрения частоты вращения обладает положительным саморегулированием, т. е. является устойчивым объектом. Однако при сбросе нагрузки частота вращения n4 может достичь недопустимых пределов, грозящих аварией, т. е. ГТЗА может пойти вразнос. Предотвратить это можно установкой регулятора частоты вращения, выполняющего функции ограничителя. Его настраивают таким образом, чтобы при росте частоты вращения на 3-5 % сверх номинальной nп он вступал в работу и ограничивал подачу пара в турбину. Тогда при сбросе нагрузки вначале скоростной режим изменяется по линии ВС, а затем при частоте вращения n2 в работу вступает регулятор и по регуляторной характеристике СЕ воздействует на РО в сторону уменьшения подачи пара к турбине. Условный установившийся режим наступает в точке Е (Мд3=Мс3 : n3) пересечения регуляторной характеристики СЕ с «легкой» винтовой характеристикой 0D, а регулятор устанавливает РО в промежуточное положение, что соответствует работе ГТЗА по характеристике m1. С ростом нагрузки (при погружении винта в воду) частота вращения снижается, и при значении n2 регулятор увеличивает подачу пара до номинальной, а сам выключается из работы.
Схема включения регулятора, при которой он вступает в работу и ограничивает подвод энергии к ОР только при росте частоты вращения выше номинальной, называется предельной.
На турбинах по предельной схеме включаются обычно однорежимные ограничительные регуляторы частоты вращения и предельные выключатели системы защиты, воздействующие на БЗК.
Однорежимным называется регулятор, который может поддерживать только одну заданную частоту вращения в пределах статической неравномерности. В таких регуляторах предусматривается подстройка (изменение задания) в очень узком диапазоне частоты вращения. При этом статическая характеристика АСР (регуляторная) смещается параллельно самой себе.
На некоторых паровых турбинах установлены однорежимные статические ограничительные регуляторы непрямого действия с ЖОС, обладающие неравномерностью δ=5%. Причем при значительном сбросе нагрузки они не обеспечивают полного закрытия БЗК и остается некоторый минимальный подвод пара к турбине.
Для полного исключения аварии турбины предусматривается автоматическая защита по максимально допускаемой частоте вращения. Рост частоты вращения на 13—15% сверх номинальной приводит к срабатыванию предельного выключателя (регулятора безопасности) и полному закрытию БЗК. При правильной настройке и нормальной работе ограничительный регулятор должен удерживать частоту вращения в пределах, при которых предельный выключатель не вступает в работу.
Всережимная схема включения регулятора.
Для перехода судна с ПТУ и ВФШ с одного скоростного режима на другой необходимо изменять частоту вращения винта, а следовательно, и турбины. В современных ПТУ этот процесс автоматизирован — производится через всережимный регулятор частоты вращения изменением уставки его задания.
Всережимным называется регулятор, который может поддерживать любой заданный скоростной режим от минимально устойчивой частоты вращения вала двигателя до номинальной с точностью, определяемой его нечувствительностью и неравномерностью. Возмущением в таких регуляторах может быть изменение как частоты вращения, так и задания.
Всережимный регулятор паротурбинной установки с ВФШ, дросселируя пар в маневровом клапане, может поддерживать заданную частоту вращения вала в диапазоне от режима полного хода судна до 1—2 % этого значения на режимах самого малого хода. В этом случае всережимный регулятор включается в работу по всережимной схеме, при которой непрерывным воздействием регулятора на РО объекта регулирования стабилизируется заданная частота вращения.
Рассмотрим работу ГТЗА — ВФШ с все режимным регулятором, включенным по всережимной схеме. На режиме малого хода судна (рис. 6, б) установившийся режим характеризуется точкой L пересечения регуляторной характеристики R1 с нормальной винтовой характеристикой 2. Регулятор поддерживает заданную частоту вращения n1, удерживая приоткрытым маневровый клапан, что соответствует работе турбины по частичной характеристике m1.
Для перехода на режим среднего хода необходимо увеличить уставку задания регулятора. Чтобы понять сущность переходного процесса, мгновенно увеличим задание регулятору, что приведет к смещению регуляторной характеристики в положение R2. В этом случае регулятор, стремясь поддержать вновь заданную частоту вращения, полностью открывает маневровый клапан, и ГТЗА с ВФШ будут разгоняться вначале по характеристике FG турбины, затем регулятор начинает уменьшать подачу пара, и разгон продолжается по регуляторной характеристике R2. В точке К после того, как закончится разгон ГТЗА с ВФШ и корпуса судна, наступает установившийся режим. Регулятор поддерживает частоту вращения n2, а турбина работает по частичной характеристике m2.
При изменении нагрузки винтовая характеристика может сместиться в положения 1 или 3, а регулятор поддерживает заданную частоту вращения в пределах статической неравномерности и нечувствительности, непрерывно воздействуя на маневровый клапан.
Для перехода на режим полного хода увеличивают задание регулятору до номинального значения, что приводит к смещению регуляторной характеристики в положение RH. Переходный процесс происходит аналогично рассмотренному.
В условиях эксплуатации разгон турбины во времени производят медленно постепенным увеличением задания регулятору, с тем чтобы исключить механическую и тепловую перегрузки ГТЗА.
При работе ГТЗА в комплексе с гребным ВРШ установка всережимного регулятора, включенного по всережимной схеме, обязательна. Объясняется это тем, что скоростной режим судна меняется не только изменением частоты вращения ВРШ, но и изменением угла разворота его лопастей. С уменьшением шага винтовые характеристики становятся пологими, а нагрузка уменьшается. При нулевом развороте лопастей ВРШ нагрузка минимальная, а регулятор поддерживает заданную частоту вращения в пределах неравномерности АСР.
В автоматической системе регулирования частоты вращения турбогенератора устанавливают однорежимные регуляторы, обеспечивающие поддержание заданной частоты вращения вала и частоты тока в электрической сети в пределах допускаемой статической неравномерности, а включают их по всережимной схеме.
параметр регулирования
Смотреть что такое «параметр регулирования» в других словарях:
параметр регулирования — [Интент] Тематики автоматизация, основные понятия EN regulation parameter … Справочник технического переводчика
параметр автоматического регулирования — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN autocontrol feature … Справочник технического переводчика
Экономического роста теории — буржуазные концепции, призванные обосновать взаимосвязь и взаимозависимость основных категорий воспроизводства и темпов его расширения. Э. р. т. представляют собой буржуазную альтернативу марксистской теории воспроизводства. Э. р … Большая советская энциклопедия
электрический — 3.45 электрический [электронный, программируемый электронный]; Е/Е/РЕ (electrical/electronic/ programmable electronic; Е/Е/РЕ) основанный на электрической и/или электронной, и/или программируемой электронной технологии. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
показатель — 3.7 показатель (indicator): Мера измерения, дающая качественную или количественную оценку определенных атрибутов, выведенную на основе аналитической модели, разработанной для определенных информационных потребностей. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
время — 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 15895-77: Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения — Терминология ГОСТ 15895 77: Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения оригинал документа: 2.30. k я порядковая статистика x(k) Определения термина из разных документов: k я порядковая статистика 2.44.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — химико технологическими процессами, целенаправленное воздействие на них для достижения заданной цели функционирования как самих процессов, так и построенных на их основе химико технол. систем и произ в с использованием информации об их текущем и… … Химическая энциклопедия
1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ТЕРп Карачаево-Черкесская Республика 2001-Пр: Приложения. Территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы — Терминология ТЕРп Карачаево Черкесская Республика 2001 Пр: Приложения. Территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы: Автоматизированная система АС Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации