Что такое регулятивная политика
РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Регуляторная политика (regulatory policy) содержит широкий спектр форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, включая доступ к рынкам, установление требований и стандартов в отношении продуктов и рыночных процессов, контроль и надзорные процедуры, запреты, ограничения, торговые преференции и т.д., а также механизмы прогнозной и ретроспективной оценки эффективности такого регулирования. Она включает набор передовых юридических технологий и обеспечивает качественное нормотворчество.
Согласно Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), регуляторная политика направлена на достижение целей правительства, посредством использования нормативных актов, законов и других инструментов для достижения лучших экономических и социальных результатов и, таким образом, улучшения бизнеса и жизни граждан.
Современная регуляторная политика рассматривается ОЭСР в качестве одного из трех основных рычагов или драйверов экономического роста (наряду с налоговой и денежно-кредитной политикой), находящихся в распоряжении правительств. Данная политика способна при эффективной настройке дать до 1,5–2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности, а также существенный приток иностранных инвестиций.
Эти выводы подтверждаются целым рядом исследований, опирающихся на эконометрические методы и показавших наличие статистически значимой позитивной корреляции между изменениями в регуляторной политике и ключевыми показателями экономической ситуации в стране. В данных исследованиях, в частности, были показаны следующие взаимосвязи:
темпы экономического роста в сильно «зарегулированных» экономиках могут быть на 2–3% ниже, чем при наличии благоприятной регуляторной среды для бизнеса;
регулирование оказывает значительное воздействие на динамику рынка, которая, в свою очередь, влияет на изменение производительности труда и на экономической рост;
избыточное регулирование бизнеса негативно влияет на экономический рост, провоцируя рост издержек предприятий и приводя к неэффективному распределению ресурсов, а также снижает темпы технологического прогресса;
неэффективное регулирование негативно влияет на показатель ВВП на душу населения и повышает колебания темпов роста ВВП.[1]
Эффективная регуляторная политика в стране осуществляется посредством разнообразных социально-экономических инструментов. К инструментам регуляторной политики относятся различные процедуры оценки воздействия регуляторных актов (проектов актов, актов с истекающим сроком действия, действующих НПА) на адресатов регулирования (предпринимателей, граждан, госорганы, подведомственные организации, НКО). Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) является ядром регуляторной политики и одним из новейших инструментов оптимизации государственного управления, задействованных на федеральном уровне власти России. Под ОРВ понимается механизм систематического выявления основных проблем и целей предлагаемых норм регулирования, идентификации и оценки основных альтернатив достижения целей для принятия управленческих решений.
К слагаемым успеха современной регуляторной политики можно отнести помимо оценки регулирующего развития, снижения административных барьеров, кооперации сопричастных лиц (государственных и негосударственных), также и технико-юридические улучшения, в частности «регуляторную» песочницу.
Под регуляторной «песочницей» понимают особый режим, который позволяет финансовым компаниям протестировать свои инновационные продукты и услуги в реальной среде с освобождением от соблюдения всех или ряда требований финансового законодательства, но при выполнении ряда следующих ограничений:
ограничения по количеству клиентов, объему операций, размерам рисков;
временные рамки тестирования;
работа под наблюдением регулятора;
иные дополнительные условия.
Во многих странах эволюция регуляторной политики шла поэтапно, и предусматривала:
– на 1 этапе – расчистку правового поля и оптимизацию регулирования (инвентаризация и пересмотр НПА либо административных процедур);
– на 2 этапе – переход к периодической ретроспективной оценке массива актов (пересмотру актуальности работы ведомств) + объединение функций ретроспективной и прогнозной оценки в рамках одного подразделения;
– на 3 этапе – переход к «умному регулированию», перенос головного органа по регуляторной политике на центральный уровень.[2, с. 70]
В Российской Федерации этап расчистки правового поля и оптимизации регулирования был пропущен. В результате, стремительному росту количества актов не удается противопоставить действующие институты. Ежегодно принимается порядка 20 000 нормативно-правовых актов, несколько тысяч из которых непосредственно затрагивают вопросы ведения предпринимательской деятельности.
Термин «регуляторная гильотина» был предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova&Associates, разработавшей ее концепцию. Этот инструмент активно используется в мире. Его, в частности, применяли власти Хорватии, Великобритании, Мексики, Вьетнама и других стран. По данным авторов концепции «регуляторной гильотины» экономия бизнеса от ее проведения, например, в Хорватии была оценена на уровне 65,6 млн долларов США (0,13% ВВП) за 9 месяцев реализации проекта (2006–2007 годы). Кроме того, по оценке Всемирного банка (от 2009 года), предпринятые меры обеспечили прирост ВВП на 0,2–0,3%.[3, с. 308]
Механизм «регуляторной гильотины» предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, в котором Россия несомненно нуждается, ведь на территории страны действует свыше 9 тысяч нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие действуют еще со времен СССР. В первую очередь «гильотина» должна затронуть наиболее зарегулированные отрасли, а именно: экологию, промышленную безопасность, транспорт, санитарно-эпидемиологический надзор и ветеринарию.[4, с. 123]
В настоящее время одним из ключевых препятствий для социально-экономического развития в Российской Федерации является действующая система нормативного правового регулирования общественных отношений, которая характеризуется избыточностью и постоянным ростом количества и объема требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами, а также отсутствием эффективных механизмов контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в сфере нормативного правового регулирования и системной оценки эффективности самого регулирования, позволяющей не только ограничивать рост регуляторной нагрузки, но и сокращать её значимым образом.
Для формирования интегрированной регуляторной политики наибольшую актуальность представляет обоснование комплекса мер, учитывающих международный опыт и опирающихся уже на созданные в Российской Федерации механизмы по следующим направлениям:
1. определение специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования (дерегулирования);
2. систематизация действующих нормативных правовых актов, существующих инструментов регуляторики, а также внедрение новейших передовых инструментов регуляторной политики и переход к полному циклу оценки регулирования;
3. методическая, организационная и экспертно-аналитическая поддержка.
То, каким образом государство формирует и меняет правила работы бизнеса, общественных организаций, бюджетного сектора, отражает именно регуляторная политика. Таким образом, ее изменение является одним из приоритетов в проведении структурных реформ, так необходимых России для достижения темпов экономического роста выше среднемировых.
Список использованных источников:
Цурова Л.А. Регулятивные требования по банковскому капиталу: в поисках компромисса. Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68). С. 69-72.
Цурова Л.А. Анализ состояния факторов общественного воспроизводства в России. Поиск драйверов роста. В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета Магас, 2015. С. 301-316.
Цурова Л.А. Проблемы государственного регулирования производных финансовых инструментов в России. В сборнике: Вузовское образование и наука Региональная научно-практическая конференция. 2012. С. 121-125.
Регуляторная политика в России – от сокращения административных обременений к приросту ВВП на 1,5-2%
В системе ГАРАНТ опубликован доклад Центра стратегических разработок (далее – ЦСР) и НИУ «Высшая школа экономики» «Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего». Выводы, изложенные в докладе, были представлены на сессии ПМЭФ-2018, а также вошли в разработанные ЦСР по поручению Президента РФ предложения по «Стратегии развития 2018-2024».
Понятие регуляторной политики (англ. regulatory policy) объединяет в себе широкий спектр нормативного воздействия государства на предпринимательскую деятельность, включая создание условий допуска на рынок, установление обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорные процедуры, запреты, ограничения, преференции и т.д. Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики – это «реактивный» характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Еще один недостаток системы – утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) – постоянно вводятся все новые ограничительные нормы. При этом наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов.
В своем докладе ЦСР апеллировал к докладу руководителя производственного управления компании «Гарант» Натальи Ткаченко «Статистический анализ федерального законодательства», который наглядно продемонстрировал явную тенденцию к увеличению числа принимаемых законов за период 1994-2016 гг. Например, период стабильности КоАП – около 10 дней, Налогового кодекса – 14 дней. Превращение норм в «одноразовые» из-за непрерывного внесения изменений подрывает доверие к праву и препятствует формированию устойчивой судебной практики. Низкое, в том числе и в связи с такой скоростью выпуска, качество законов влечет за собой прирост числа подзаконных актов по экспоненте. Своего рода традицией становится создание «незавершенного» регулирования, увеличение количества отсылочных и бланкетных норм. Такое положение вещей не позволяет обеспечить должное планирование экономических реформ, приводит к загромождению законодательства слабо проработанными, взаимно противоречащими и несбалансированными нормами, что еще больше усиливает нестабильность сферы регулирования.
С 15 сентября по 15 ноября 2017 года ЦСР совместно с информационно-правовым порталом ГАРАНТ.РУ провел онлайн-опрос. Респондентам предлагалось назвать избыточные, противоречивые нормы или пробелы в праве, которые они считают необходимо устранить для обеспечения наиболее эффективного разрешения адресатами их конечных задач, и предложить механизм этого устранения или корректировки нормы. В ходе опроса было получено 84 анкеты, в 32 из них были предложения об изменении НПА, затрагивающих бизнес. Эксперты ЦСР выделили две ключевые тематики описываемых респондентами «точек торможения»:
федеральные законы, вводящие чрезмерное регулирование, не адаптированное к конкретным отраслям или ситуациям, возникающим в ходе ведения бизнеса;
подзаконные акты и регламенты работы органов контрольно-надзорной деятельности, выполнение требований которых приводит к чрезмерным издержкам для бизнеса.
Кроме того, респонденты указали на несбалансированность регулирования трудовых отношений и излишнюю налоговую нагрузку на граждан.
Для формирования интегрированной регуляторной политики ЦСР предлагает три основных направления. Первое – это формирование специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования, включая создание на уровне Администрации Президента РФ либо Правительства РФ Комиссии по дерегулированию (далее – КПД). Комиссия будет выступать в качестве центра принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. В рамках своей деятельности КПД должна получить право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. В отношении законов, принятых Госдумой и одобренных Советом Федерации, орган дает рекомендацию Президенту РФ о применении вето, а в отношении действующих законов – о соответствующей законодательной инициативе. Работа КПД должна стать переходным этапом перед созданием «Совета по умному регулированию», который получит право на предварительную экспертизу проектов документов стратегического планирования, оценку фактического воздействия наиболее резонансных комплексных регулирований, внедрение дерегуляторного принципа one in – Х out («один вместо нескольких»), снижение административного бремени, аудит ведомственной системы оценки административных издержек и контроль «ясности языка правотворчества». Создание «Совета по умному регулированию» предполагает систематизацию и алгоритмизацию всей нормативной правовой базы РФ.
Второе направление – систематизация действующих нормативных правовых актов, внедрение передовых инструментов регуляторной политики и перехода к полному циклу оценки регулирования. ЦСР рекомендует усилить действующий механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), включая унификацию процедуры для Госдумы и Банка России и закрытие «обходов» такой оценки, затем – объединить ОРВ, антикоррупционную экспертизу, оценку фактического воздействия и финансово-экономическое обоснование проектов в единую процедуру. Также предлагается рассмотреть возможность принятия «нормативных актов с ограниченным сроком действия», расширить применение «регуляторных песочниц» для законотворческих экспериментов и экспериментов по дерегулированию, зафиксировать даты вступления изменений законов в силу (1 апреля и 1 октября), а на уровне Евразийского союза – принять Концепцию общих принципов регуляторной политики.
Кроме того, предлагается разработать рекомендации по расчету возмещения бизнесу и гражданам затрат от неправомерных действий (бездействия) органов власти и внедрить их до 1 января 2020 года.
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Какие функции выполняет политика в обществе
Что такое политика
Термин «политика» берет начало от древнегреческого «государственная деятельность» и имеет не одно значение. Функции политики как социального института могут быть различны и их количество зависит от вида общественного устройства.
Политика — это система принципов для принятия решений и достижения оптимальных результатов в управлении.
В государстве политика — это деятельность органов государственной власти, а также их должностных лиц. Все связанные с функционированием государства события и вопросы социальной жизни.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Изучением политики с научной точки зрения занимается политология.
Какие функции выполняет политика в обществе
Функции, которые берет на себя политика, напрямую зависят от того, как взаимодействуют между собой сферы человеческой жизнедеятельности. Если это взаимодействие не отлажено должным образом, то политика может взять на себя несвойственную роль, чтобы все работало хорошо и выполнялись потребности общества.
Рассмотрим основные функции:
Количество функций всегда варьирует в зависимости от особенности модели государственного устройства.
Примеры проявления
Функции политики, которые способствуют установлению общественного согласия
Центральной задачей политики в общественных вопросах должно быть обеспечение прав и свобод человека, его личной безопасности и возможности максимальной реализации как полезного участника социума. Важным аспектом также является культурно-просветительная функция, способствующая повышению уровня цивилизованности общества.
Виды государственной политики.
Для современной политики характерны противоречия между общезначимыми, корпоративными и индивидуальными интересами. Посредством многообразных направлений своей политики государства призваны согласовывать разнородные интересы. Однако вряд ли из этого можно сделать вывод о том, что все предпринимаемое демократическим государством осуществляется в интересах его граждан. Выделим некоторые важные направления государственной политики.
Экономическая политика.
Её содержание составляют все виды деятельности, связанные с производством и оборотом потребительских товаров. Правда, в развитых странах функция производства товаров и услуг не относится к числу важнейших, поэтому в них роль государства не сводится к этому производству. Конечно, экономические программы более актуальны для развивающихся стран. Они призваны обеспечивать экономическое и социальное развитие и распределять его плоды более или менее широко. В Советском Союзе и других коммунистических странах государство владело и управляло львиной долей промышленных предприятий, производя, таким образом, все – от военной техники и вооружения до таких потребительских товаров, как одежда и обувь. В одних высокоразвитых странах, как, например, в США, государство производит значительно меньше товаров этой категории. В других индустриально развитых странах Западной Европы государство производит значительно больше, чем в США, но существенно меньше, чем это было в СССР. Во многих странах государство контролирует различные сферы производства, но степень этого контроля существенно варьируется в каждом конкретном случае.
Социальная политика.
Социальная политика представляет более актуальную сферу деятельности государства. Оно вовлечено в различные формы социальной политики. В соответствии с теми действиями, которые предпримет государство для выполнения своих намерений, социальную политику можно разделить несколько направлений.
Экстракционная политика. Это все виды деятельности государства, связанные с извлечением ресурсов (денег, товаров, людей и услуг) из внутренней и внешней среды. В этом проявляется экстракционная способность любой системы управления, которая должна черпать из внутренней и внешней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Все системы публичного управления извлекают ресурсы из внешней и внутренней среды разными способами.
Налоговая политика. Наиболее распространенной формой извлечения ресурсов является налогообложение – процесс сбора государством денег или товаров у физических и юридических лиц. Налоговая политика направлена на достижения множества разнообразных целей, которые иногда могут входить друг с другом в противоречие. С одной стороны, государство для финансирования различных нужд стремится собрать со своих граждан максимальное количество налогов. С другой стороны, оно не стремится сделать ставку подоходного налога максимально высокой. Чем выше налогообложение, тем меньше у граждан стимула к работе, а если налоговое бремя становится невыносимым, у них может возникнуть стремление покинуть страну. В налоговой политике следует так же соблюдать равновесие между эффективностью и справедливостью. Эффективность означает извлечение максимально возможной налоговой прибыли при минимальной стоимости продукта. Справедливость предполагает такой порядок налогообложения, при котором никто не несет чрезмерное налоговое бремя. В большинстве стран налоговая система призвана перераспределять богатство в пользу менее имущих. Поэтому подоходный налог высчитывается, как правило, по прогрессивной шкале, т.е. процент налогообложения зависит от величины дохода.
Налоги бывают прямые и косвенные. Индивидуальные и корпоративные подоходные налоги и налоги на прибыль называются прямыми. Они так же, как и налоги на собственность, исчисляются по прогрессивной шкале. Однако корпорации часто стремятся уклониться от уплаты, либо занижая прибыль, либо перенося свою деятельность в те страны, где налоговый «климат» благоприятнее. К косвенным налогам относятся налоги с продаж, налоги на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины.
Системы государственного управления, видящие основной источник пополнения казны, прежде всего в налогах с продаж и в налогах на заработную плату, обычно не склонны к расширению прогрессивной налоговой структуры. С другой стороны, эти виды налогов менее «заметны» по сравнению с подоходным налогом, поэтому они вызывают не столь сильное желание уклониться от их уплаты. Во многих странах собирать косвенные налоги легче, чем прямые. Следует учитывать также, что, чем мобильнее объект налогообложения, тем труднее получить с него налоги.
Помимо перераспределения средств налоговая политика ставит целью установление определенных социальных ценностей – таких, как благотворительность, энергосбережение, приобретение недвижимости. Правительства многих стран, понимая, что владение собственным домом повышает стабильность семьи, которая будет способствовать процветанию своего квартала, поощряют покупку домов путем предоставления скидки с выплаты процентов под закладные.
Дистрибутивная политика. Включает все формы распределения средств (денег, товаров, услуг). Дистрибутивная способность системы государственного управления связана с распределением ею благ, услуг, знаков отличия отдельными лицам или группам. Дистрибутивная политика заключается в том, что правительственные ведомства предоставляют отдельным лицам и общественным группам деньги, товары, услуги, воздают им почести. Классифицировать и сопоставлять дистрибутивную политику, проводимую разными странами, можно по разным критериям : по количеству распределяемого ; по тому, какие именно области человеческого бытия она затрагивает и какие группы населения получают от этого пользу или выгоду; по тому, какая система взаимоотношений между потребностями граждан и государственным распределением, которое призвано эти потребности удовлетворить. Расходы центрального правительства на такие сферы, как здравоохранение, образование и оборона, в значительной степени зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитые страны, как правило, тратят от половины до двух третей бюджета на здравоохранение, образование и оборону. Великобритания, Германия, Франция направляют в эти сферы более двух третей своих бюджетов, тогда как США на образование тратят менее половины совокупного дохода штатов муниципалитетов. Развивающиеся страны ( Индия, Нигерия) тратят очень малые средства на здравоохранение и несколько большие – на образование. Государства с низким доходом оказываются в весьма затруднительном положении. Необходимость срочного повышения уровня квалификации своей рабочей силы наталкивается в них на недостаточность инвестиций в сферы образования и здравоохранения. Это обусловлено тем, что данные сферы в большинстве развивающихся стран финансируются « по остаточному принципу».
Напротив, именно в слаборазвитых странах расходы государства на обеспечение национальной безопасности чрезмерно высоки и зависят как от их международного окружения, так и от их общеэкономического положения. Государства, находящиеся в условиях постоянной и острой конфронтации со своими соседями (это характерно для стран Ближневосточного региона), а также государства, претендующие на усиление своего международного влияния, прилагают значительные усилия для укрепления своей обороноспособности. Например, Египет тратит на оборону больше, чем США, хотя в последние годы эти расходы в США значительно сократились, несмотря на взятые ими обязательства по обеспечению безопасности в глобальном масштабе.
Регулятивная политика. Регулирующая способность власти касается управления, координации поведения индивидов и групп. Эта способность может реализоваться путем введения норм, посредством действий администрации, судов. Она ориентирована на обеспечение индивидуальных прав и свобод, достижения каждым законопослушного поведения. Под регулированием понимается осуществление политического контроля за поведением отдельных членов и групп общества. У государства есть много способов воздействовать на жизнь своих граждан. Хотя обычно регулирование ассоциируется с угрозой применения санкций, существуют и иные пути. Власти могут контролировать поведение граждан, предлагая материальные или финансовые стимулы, используя методы убеждения, систему моральных ценностей. Так, например, правительства многих стран стремятся сократить потребление табака, применяя комбинацию методов : 1) запрет на курение, продажу и рекламирование табачных изделий, 2) высокие налоги на «грешную» продукцию, 3) информационные кампании, в ходе которых граждан стараются убедить в том, что курить вредно для здоровья.
Государственное регулирование обусловлено рядом причин. Сторонники теории общественного договора ( Т. Гоббс и Дж. Локк) считали, что государственное регулирование может облегчить многие аспекты взаимовыгодной социальной деятельности. Например, производство и торговля нуждается в том, чтобы благодаря регуляторной деятельности государства устанавливались и защищались права собственности и выполнялись взаимные договорные обязательства. В то же время граждане и потребители ищут в государственном регулировании защиту от жульничества, мошеннического манипулирования и таких неприятных крайностей, как истощение и загрязнение окружающей среды. Национальные правительства и международные организации ( в частности, Европейский Союз) с каждым годом все активнее взаимодействуют в установлении общих стандартов, касающихся в первую очередь таких видов продукции, как лекарства и продовольствие. Государство защищает своих граждан ( особое внимание уделяя женщинам и детям) от физического и иных видов насилия, причем часть этих мер распространяется также на животных и окружающую среду.
Несмотря на наличие общих черт, регулятивная политика в конкретных государствах характеризуется целым рядом отличий. Эти отличия обусловлены не только степенью индустриализации или урбанизации данного государства, но и доминирующей системой ценностей. Национальные различия моделей регулятивной политики касаются:
1) сферы применения государственного регулирования
2) инструментария или механизмов регулирования
3) субъектов регулирования.
Очевидно, что все современные государства используют санкции, но степень этого использования отражает различия в укоренившихся ценностях, в преследуемых целях и стратегических средствах их достижения. Наиболее важный аспект государственного регулирования составляет контроль правительства над участием граждан в политической деятельности и над средствами коммуникаций. Известно, что наличие политической конкуренции определяет, насколько демократична та или иная система управления. Существует широкий спектр режимов – от авторитарных, ставящих под запрет организацию партий, добровольных ассоциаций и свободу информации, до демократических, где эти права соблюдаются и защищаются. Государственное регулирование в этой сфере оказывает, таким образом, решающее воздействие на демократию.
Регулирование не всегда сводится к негативному воздействию, т.е к подавлению прав. Объективно достижения современной цивилизации также зависят от государственного регулирования, поскольку это касается таких сфер, как неприкосновенность личности и собственности, экологическая безопасность (в том числе хранение и переработка токсичных отходов), адекватная медицинская помощь, охрана труда, предоставление равных возможностей для получения образования и приобретение собственного дома. На основании экспертных оценок можно выявить уровень политических прав и гражданских свобод в различных странах. Политические права – это возможности граждан участвовать в выборе политических лидеров, т.е. право избирать и претендовать на ту или иную должность. Понятие «гражданские свободы» относятся к защите значительных сфер человеческой деятельности и поведения (свободы слова, печати, совести, собраний) и к соблюдению процессуальных гарантий (имеются в виду право на суд присяжных, гарантии против произвола и жесткого обращения). Политические и гражданские права не существуют в отрыве друг от друга. Нет государства, в котором уровень участия граждан в политической деятельности был бы высок и при этом не соблюдались бы гражданские права, как нет государства, где при соблюдении гражданских прав уровень участия граждан в политической деятельности был бы низок. Это соотношение предполагает прочную связь между участием граждан в политической деятельности и верховенством закона, а также равенством всех граждан перед законом, которое обеспечено соответствующими процедурами. Все развитые демократические страны имеют высокий рейтинг и по гражданским и по политическим правам, хотя в США намного опережают остальных по уровню гражданских свобод. Рейтинг США вырос благодаря прокатившемуся по стране в 60-е годы движению за гражданские права населения. Особенно Китай старается установить всеобъемлющий контроль над средствами массовой информации, безграничное государственное регулирование всего, что касается личности. Военное правительство, пришедшее к власти в Нигерии в 90-е годы, повинно в многочисленных нарушениях гражданских прав и свобод. Мексика и Россия находятся в середине списка. Разумеется, показатели постоянно меняются : за несколько десятилетий они падали и поднимались соответственно тому, как военные режимы чередовались с гражданскими.