Что такое регуляция в педагогике
Регуляция
Полезное
Смотреть что такое «Регуляция» в других словарях:
регуляция — регулировка, регулирование Словарь русских синонимов. регуляция сущ., кол во синонимов: 7 • микрорегуляция (1) • … Словарь синонимов
РЕГУЛЯЦИЯ — РЕГУЛЯЦИЯ, регуляции, мн. нет, жен. (от лат. regulo направляю) (биол.). Стремление организма к восстановлению повреждений или к восстановлению утерянной части. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
регуляция — РЕГУЛИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
регуляция — регуляции, мн. нет, ж. [от латин. regulo – направляю] (биол.). Упорядочение, нормализация каких либо функций организма. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
регуляция — и, ж. regulation f. <п. лат. regulatio устраиваю, регулирую. 1. биол. Стремление организма к восстановлению повреждений или к восстановлению утерянной части. Уш. 1939. 2. Упорядочивание, нормализация; регулирование. БАС 1. Задача производства… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
регуляция — reguliavimas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Rankinis arba automatinis tam tikro parametro, proceso tvarkymas, keitimas reikiamu būdu. atitikmenys: angl. adjustment; control; controlling; regulation; selting vok. Regeln, n;… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
регуляция — reguliavimas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Veiksmai normaliam įtaiso veikimui nustatyti. atitikmenys: angl. adjustment; control; controlling; regulation; selting vok. Regeln, n; Regelung, f; Regulierung, f rus.… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
Регуляция — ж. 1. процесс действия по несов. гл. регулировать I 2. Результат такого действия; упорядочение, нормализация, регулирование I 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
регуляция — регуляция, регуляции, регуляции, регуляций, регуляции, регуляциям, регуляцию, регуляции, регуляцией, регуляциею, регуляциями, регуляции, регуляциях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
регуляция — регул яция, и … Русский орфографический словарь
регуляция — (1 ж), Р., Д., Пр. регуля/ции … Орфографический словарь русского языка
Основы психологии и педагогики. Регуляция и саморегуляция
Работоспособность определяется следующими характеристиками: мобилизация, врабатывание, утомление, монотония и переутомление. Мобилизация представляет собой психическое состояние человека, которое возникает еще до начала работы. В этом состоянии происходит подготовка внутренних ресурсов. Врабатывание это постепенный переход к наиболее оптимальному для человеческого организма режиму работы. Утомление характеризуется временным снижением работоспособности вследствие длительного воздействия нагрузок.
Монотония это длительный психический процесс, который возникает при длительном влиянии однообразных действий и недостатке внешней информации. Обычно он сопровождается ощущением скуки, оцепенения и заторможенности. Переутомление выражается прогрессирующим падением производительности труда, сопровождается нарушением координации движений, ошибками, нарушением дыхания, сердцебиения и другими психическими явлениями.
Для восстановления психического здоровья человеку может потребоваться помощь специалистов, однако есть такие методы психологического воздействия, которые он с успехом может использовать сам. Психологическое воздействие для восстановления здоровья условно можно разделить на два типа: регуляция и саморегуляция психических состояний. Какой из этих типов воздействия окажется наиболее эффективным, зависит от индивидуальных особенностей человеческого организма.
Регуляция может осуществляться посредством лечения у психиатра, но в более легкой форме обычно достаточно оказания психологической помощи или поддержки. Психологическая помощь и поддержка не требуют вмешательства профессионального врача-психиатра, достаточно знаний практикующего психолога. Свою работу с пациентами психологи организуют на основе анализа психики клиента посредством индивидуальной или групповой консультации, тренингов.
Среди методов психологического воздействия выделяются три основных метода, это метод предъявления моделей, дискуссия и тренинг. В основу метода предъявления моделей положено применение механизмов психического заражения, внушения и подражания, где в качестве примеров используются: поступки других людей, героев различных кинофильмов, книг и анекдотов.
Дискуссия в качестве психологического воздействия основана на обсуждении различных проблем пациента с целью поиска подходящих решений. Основным механизмом психологического воздействия в данном методе является убеждение, характеризуемое как процесс воздействия на сознание человека при помощи логических доказательств.
Тренинг это метод психологического воздействия, в задачу которого входит создание новых или изменение и развитие уже существующих психических образований. Реализация тренинга осуществляется при помощи таких форм как упражнения, ролевые игры и психологическая гимнастика.
Саморегуляция в отличие от регуляции подразумевает управление самим человеком его собственным психическим состоянием. Для этого от него требуется наличие или выработка определенных умений и навыков, включая психологическую профилактику и психологическую гигиену. К ним, например, относятся: умение преодолевать излишнее беспокойство, чувство страха и тревоги, неуверенности и нерешительности, умение снимать и предупреждать стрессовые реакции организма, проявление излишнего напряжения и волнения; умение мобилизовать внутренние силы для создания и поддержания рабочего настроения, хорошего самочувствия; умение контролировать свое поведение, темп речи, дыхание и мышечное напряжение.
В процессе своего развития практической психологией были разработаны разнообразные методы психофизической саморегуляции. Одним из наиболее популярных из них стал метод аутогенной тренировки, а в качестве одного из самых популярных авторов в этом направлении можно назвать известного американского педагога и психолога Дейла Карнеги.
В основу аутогенной тренировки или аутотренинга положено направленное воздействие на сознание человека через самовнушение. Аутотренинг применяется не только для самостоятельного управления психическими процессами, но и для саморегуляции психических состояний, а также для профилактики переутомления.
Аутотренинг дает человеку возможность в достаточно короткое время восстановить силы и в то же время настроить психику на выполнения определенной задачи или целого ряда последовательных действий. В состав аутотренинга входит комплекс специальных упражнений, направленных на формирование навыков самостоятельного сознательного воздействия на самые разные функции организма, то есть навыков самовнушения.
Эффективность самовнушения зависит от разных факторов, среди которых внушаемость индивида, способность к полной мышечной расслабленности, называемой релаксацией, способность сосредотачиваться на отдельной мысли или объекте. Технология проведения занятий аутотренингом может различаться в зависимости от особенностей психики человека, но в общих чертах сводится к следующим пунктам.
Вначале выбирается наиболее удобное положение тела: сидя, лежа или полулежа. Главное условие заключается в том, чтобы дать возможность целому комплексу мышц максимально расслабиться. Потом необходимо добиться успокоения, то есть установления ровного, спокойного сердцебиения и дыхания. Для этого используется специальная словесная формула, в которой заключается постепенное снижение ритма дыхания и увеличения его глубины.
Что такое регуляция в педагогике
Факультет Истории и права, 2 курс
Необходимость психологической саморегуляции в педагогической профессии
Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умении создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях [1].
Сущность и структура психологической саморегуляции
Саморегуляция представляет собой конкретную постановку целей восприятия – приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Саморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли. Внутренний голос выступает основой управления всеми психическими процессами, а сила воли способствует сохранности активности и устремленности всех действий человека.
Саморегуляция познавательных процессов
В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять.
Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни – лечение.
Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание.
Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение, легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом [3].
Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.
Саморегуляция эмоционального состояния
В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.
Произвольная регуляция поведения и деятельности в дошкольном возрасте
Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы состояния, свойства, выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования) [1]. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок в раннем возрасте, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. По мнению Э. Эриксона человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Первый кризис ребенок переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности [2]. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями. Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине. Личностное развитие, принятие норм социума происходит в результате развития регуляторных возможностей его психики, совершенствования отражательного процесса. Иными словами, первоначально ребенок формируется как система саморегулирования. Свой жизненный путь он начинает с овладения навыками психической саморегуляции в сфере сенсорно-перцептивных и двигательных процессов. Его неспособность к самоуправлению на этом этапе восполняется управлением из внешней среды, в основном со стороны родителей. Одна из главных задач воспитания заключается, по мнению Г. Спенсера, в том, чтобы научить ребенка управлять собой, а не быть управляемым другими. В конечном счете, надо добиться того, чтобы родительское управление уступило место самоуправлению, основанному на предвидении результатов [1]. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции [3]. У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю. В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции. Способности произвольной психорегуляции. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.Двигательная сфера: Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения,ребенок должен овладеть следующими умениями: произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“силаслабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм); менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.Эмоциональная сфера: Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением,еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социальнокультурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями: произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т. п.); одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие; произвольно и подражательно “ воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.Сфера общения: Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт.Эту способность можно развить тренировкой следующих умений: управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние); отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения). У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности. Сфера поведения: Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; предвидеть конечный результат своих действий и поступков; брать на себя ответственность. Взрослому человеку присущи многообразные и сложные сочетания процессов самоуправления и саморегулирования. Они лежат в основе становления личности, формирования субъекта деятельности и поведения. Их чередование подчас трудно уловить, они находятся в постоянной динамике, и не всегда просто осуществить их разъединение в познавательных целях [3].
3. Боркина Н. П. Основы развития саморегуляции ребенка. URL: http://festival.1september.ru
«Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» «Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, питают источники.
Роль игры в дошкольном возрасте Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте Доклад ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна Дзержинск 2019 ВВЕДЕНИЕ 1. ЗНАЧЕНИЕ.
Формирование математических представлений в различных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте Формирование математических представлений для детей имеет наиболее важное значения в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия. Для.
Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.
Консультация для педагогов «Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте» (Основные показатели и задачи социального развития в младшем дошкольном возрасте). Социальное развитие – это процесс, во время которого.
Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).
Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте» Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется,.
Перспективное планирование по развитию речи посредством театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте Планирование по развитию речи посредством театрализованной деятельности в младшей группе» Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна МБДОУ».
Консультация «Режим дня в дошкольном возрасте» Очень важно приучать ребенка жить в режиме с самого маленького возраста. Правильный режим дня способствует нормальному физическому развитию.
Саморегуляция учащихся
Коучинг «Саморегуляция в процессе обучения»
Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его
на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту,
Цель: раскрытие понятия «саморегуляция», определение аспектов саморегулируемого поведения, обучение приёмам, способствующим развитию саморегуляции
-ознакомить с типами саморегуляции
-расширить понимание «самостоятельный ученик», «саморегуляция»
Результат обучения: понять значение и природу обучения саморегулированию
Три составляющие саморегулируемого обучения:
-самонаправленность в процессе работы над заданиями
-самостоятельное определение учеником проблемы и цели
— самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.
Одним из основных критериев оценки деятельности современной школы является успешность её выпускников во взрослой жизни.
Поэтому перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ученика, дающую возможность его саморегуляции, что положительно влияет на такой аспект, как самореализация..
Актуальность проблемы обучения ребенка саморегуляции связана с поиском вариантов здоровьесберегающих технологий обучения детей в современной массовой школе. В жизни становится все больше таких ситуаций, когда ничто и никто не сможет подсказать, как действовать, когда человек сам принимает решения. Образование должно помочь научиться принятию этих решений.
Саморегуляция учебной деятельности – это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности.
Ее назначение состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т. е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности.
Колоссальные резервы здоровьесохраняющего образования кроются в принципе самодеятельности, саморегуляции личности ребенка. Ключевые слова: обучение, развитие, мыслительная деятельность, воспитание, творческий потенциал, саморегуляция, метапознание, жизненная стратегия, самоуправляемое обучение, персонификация образования, проблемно-рефлексивное мышление, проектирование, интерпретация. Все это работает в единстве на уроках.
Наша цель как учителя – научить учащихся не просто получать готовые знания, а осознать себя в качестве ученика, определять и понимать цели выполнения задания, самостоятельно определять стратегию выполнения задания и рефлексировать свою деятельность. В учебной деятельности решаются следующие задачи:
1. формирование у детей системы знаний об основных
закономерностях взаимодействия организма со средой, путях сохранения
здоровья через саморегуляцию своей деятельности
2. научение способам исследования индивидуальных особенностей
саморегуляции, когнитивная осведомленность детей
3. формирование навыков управления психоэмоциональным
состоянием, когнитивной деятельностью, психосоциальными
4. научение индивидуальным рациональным способам восприятия,
кодирования, обработки, преобразования и воспроизведения информации.
Для решения этих задач в комплексе используются средства:
Все вышеперечисленное работает на таких формах урока, как:
Работая с учениками, мы должны заботиться о процессе обучения не меньше, чем о самом обучении. Дать ученикам инструменты, которые учат их, как думать, так же важно, как научить их, о чем думать.
Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. «Самореализация»- умение выявить свои способности, талант, дать себе верную оценку и достигнуть самовыражения, умение реализовать свои способности и мечты:
2. Проба «ораторства»
3. Творческая работа
В деятельности педагога тоже работают механизмы саморегуляции:
1. Эмоциональное раскрепощение человека.
2. Формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними.
3. Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности.
4. Выработка и закрепление у человека эффективных форм адаптивного межличностного поведения.
5. Более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности.
Рефлексия: творческий мини-проект.
В преддверии празднования 8 марта из пластилина сделать розы. В процессе выполнения учебной деятельности учитель в роли учеников- должен суметь приспособить друг к другу «модель условий» и «программу действий». В процессе выполнения творческого проекта каждое из звеньев психической регуляции выполняет свою роль целеполагания и целеосуществления действий.
Ресурсы: презентация, раздаточный материал (пластилин, салфетки, зубочистки)