Что такое реклама лекарственных средств

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Источник

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в наименование статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

См. Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств (подготовлены при поддержке ФАС России)

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ в часть 2 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ часть 3 статьи 24 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

3. Требования пунктов 2-5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.1, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

3.1. Требования пунктов 2-5 и 7 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ в часть 4 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ в часть 6 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 7 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 190-ФЗ в часть 8 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Источник

Можно, если осторожно. Продвижение фармы в интернете

При рекламе фармы очень легко совершить ошибку при подготовке материалов и текстов, тем самым привлечь внимание ФАС. В конечном итоге некорректная реклама может привести к штрафам и негативно сказаться на образе бренда.

Предлагаем проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в требованиях законодательства: найдите 3 ошибки в примере поста у блогера. Надеемся, что после прочтения материала, задание не вызовет затруднений и вы с легкостью сможете обнаружить все недочеты.

Каждый раз при подготовке рекламной кампании для лекарственных препаратов у специалистов возникает ряд вопросов: «Как донести важную информацию до аудитории и не нарушить закон?», «Как не перегрузить креатив?» и другие.

Можно выделить три основные группы препаратов, каждая из которых имеет свои особенности в продвижении.

Реклама не допускается. Исключение составляет реклама в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Реклама возможна при соблюдении требований законодательства. В частности, такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Реклама возможна при соблюдении требований законодательства: должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. И не должна:

создавать впечатление о том, что БАД являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

создавать впечатление о преимуществах БАД путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению.

Особенности рекламы лекарственных препаратов и БАД прописаны в 24 и 25 статьях Федерального закона «О рекламе».

При написании любых текстов и сценариев для рекламных роликов, в том числе у блогеров, есть ряд правил, о которых следует помнить.

показывать моментальное наступление эффекта;

использовать образы врачей;

говорить об улучшении самочувствия или излечения от заболеваний у конкретного человека;

сообщать о свойствах и характеристиках препарата, не заявленных в инструкции;

предполагать / утверждать наличие у потребителей заболеваний;

создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

*Источник: Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

Часто формулировки в объявлениях лекарственных средств кажутся чересчур громоздкими и сложными, однако стремясь оптимизировать текст, есть риск исказить смысл объявления. И если вам объявление будет казаться более емким и звучным, для ФАС оно может стать основанием для штрафа.

*Источник: Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

При подготовке баннеров, видеороликов, рекламных постов (в том числе у блогеров), а также при наполнении аккаунта препарата в социальных сетях всегда необходимо помнить о том, что часть площади креатива должен занимать дисклеймер.

Дисклеймер — это отказ от ответственности за возможные последствия, либо уведомление об ограничении ответственности. В рекламе это короткие предупреждения, которые указывают на особенность товара или услуги. Например:

Имеются противопоказания, перед применением проконсультируйтесь со специалистом (врачом).

БАД. Не является лекарственным средством.

Дисклеймер должен быть заметен и не должен изменять смысл основного рекламного объявления. Площадь предупреждения строго регламентирована, а текст должен быть читабельным. Нередки случаи, когда модерация площадок возвращает креативы на доработку, если текст дисклеймера слишком тонкий / бледный / нечеткий / сливается с самим креативом.

*Источник: Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

При планировании продвижения лекарственных препаратов и БАД важно учитывать особенности модерации рекламных систем, а также заранее готовить необходимые документы.

Копия сертификата или декларации соответствия на лекарственное средство (для партий, введенных в оборот до 29 ноября 2019 г.).

Копия регистрационного удостоверения лекарственного средства.

Копия лицензии на производство лекарственных средств (для препаратов, которые произведены в России).

Копия свидетельства о государственной регистрации конкретного наименования БАД.

Наиболее лояльная система для рекламы фармы и медицинских услуг — Facebook. Здесь достаточно соблюдать общие требования к рекламе и объявлениям.

Во Вконтакте рекламу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, можно таргетировать только на аудиторию от 18 лет. К объявлениям, которые рекламируют разрешенные тематики, обязательно добавлять дисклеймер.

При рекламе препаратов деликатной тематики важно помнить, что модерация может не пропустить объявление, даже если оно полностью соответствует закону. Либо придется изменять его настолько, что аудитория не всегда сможет понять, какую именно проблему с их здоровьем поможет решить продукт. В этому случае можно продумать механики, где на более лояльных площадках вы будете открыто говорить об основных УТП, а на площадках со строгой модерацией будете «догонять» пользователя объявлениями, близкими по оформлению, но с иным содержанием.

Приятной новостью в конце года стало и недавнее сообщение Google о том, что с декабря 2020 года интернет-аптекам с лицензией будет разрешено продвигать свои услуги, используя рекламные возможности Google.

Как часто можно встретить рекламу фармпрепаратов у блогеров, соответствующую всем правилам и содержащей дисклеймеры? К сожалению, только в редких случаях.

Долгое время реклама у блогеров не привлекала к себе внимания контролирующих органов. Однако в последнее время в мире и в России ситуация существенно поменялась.

Хотя в настоящее время в России отсутствует специальное законодательное регулирование рекламы, размещаемой блогерами в социальных сетях, важно помнить, что реклама у блогеров должна соответствовать всем требованиям закона «О Рекламе».

Татьяна Никитина, начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, отметила рост популярности договоров на рекламную интеграцию, но уточнила, что «вне зависимости от способа и канала распространения стороны должны учитывать положения действующего законодательства».

Становится очевидно, что эти изменения напрямую влияют на digital-рекламу и на правила взаимодействия с блогерами как рекламодателями. Важно не только контролировать контент постов, но и прописывать все условия в договоре с блогером. Учитывая, что лидеры мнений не всегда имеют четкие представления о требованиях к рекламе лекарственных средств и БАД, все юридические тонкости желательно прописать в техническом задании, чтобы оградить участников процесса от долгих и мучительных правок, которые могут привести к срыву кампании.

правила и длительность приема продукта, особенности употребления в кадре;

действие препарата согласно инструкции. Свойства, которые не заявлены в инструкции, не должны упоминаться в посте;

табу, запрещенные фразы и действия —для производителей препаратов очень важен положительный имидж, так как речь идет о здоровье;

Таким образом, реклама у блогеров = понятию рекламы в соответствии с ФЗ и должна соответствовать всем требованиям законодательства.

Надеемся, что наш материал помог вам разобраться в тонкостях рекламы для фармы и теперь вы с лёгкостью найдёте ошибки в посте блогера.

Источник

Продвижение и реклама лекарственных средств: юридический аспект

1 июня 2021 г.

Юрист Юридической фирмы BRACE ©

Анна Иванова

Адвокат Юридической фирмы BRACE ©

Роман Шабров

Предваряя детальное рассмотрения юридических аспектов продвижения и рекламы лекарственных средств необходимым определить юридическое содержание самих понятий «реклама» и «продвижение».

В отношении термина «реклама» Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе») предусмотрено, что таковой является «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». При этом, как будет показано ниже, отнесение той или иной информации к рекламе будет иметь решающее значение при распространении юридических требований к рекламе и соответствующих ограничений, а также наложении ответственности за их неисполнения.

Фактически понятие «продвижение» является более широким и включает в себя, в том числе, рекламу, проведение научных и иных мероприятий (конференций, семинаров, вебинаров и др.) в целях предоставления информации о том или ином лекарственном препарате, размещение информации о лекарствах в сети «Интернет», публикации статей и иных материалов в изданиях, предназначенных для профессионального сообщества врачей и т.п. При этом рекламу можно выделить в качестве наиболее используемого канала продвижения, требующих отдельного правового регулирования.

Так, по общему правилу ст. 67 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – «Закон об обращении лекарственных средств») информация о рецептурных лекарственных препаратах должна содержаться только в:

Информация о безрецептурных лекарственных препаратах может, помимо указанных источников, содержаться в СМИ и распространяться иным образом. При этом информация рекламного характера должна соответствовать законодательству о рекламе.

Критерии отнесения информации о лекарственных препаратах к рекламе

Рассмотрим подробно особенности такого канала продвижения лекарственных средств, как реклама, а также иные особенности продвижения.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – «Закон об информации») информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Основными критериями отнесения той или иной информации к рекламе являются:

На практике не всегда является возможным легко разграничить, какие материалы являются рекламой, а какие нет. С целью восполнения данного пробела ФАС России даны разъяснения о том, что объектом рекламирования может выступать товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Кроме того, в судебной практике судом сделан вывод о том, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре. Тем не менее, поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой, не следует рассматривать в качестве рекламы:

Общие требования к рекламе в контексте рекламирования лекарств

Общими требованиями к любой рекламе являются требования о ее добросовестности и достоверности (ст. 5 Закона о рекламе).

Недобросовестной признается реклама, которая:

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

Кроме того, реклама не должна:

Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

Кроме того, в рекламе, в том числе лекарственных средств, запрещено:

Реклама лекарственных средств должна соответствовать всем указанным требованиям.

Дополнительно важно обратить внимание на то, что на рекламу лекарственных средств не распространяется общий запрет на указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования. При этом реклама лекарственных средств не должна «гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий». Грань между указанием на лечебные свойства и гарантией положительного действия препарата зачастую очень тонкая, что порождает большое количество споров на практике.

Также допустимым будет являться использование образов медицинских и фармацевтических работников, если потребителями рекламы лекарств являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, а также, если реклама распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Далее в настоящей статье рассмотрим требования законодательства и правоприменительной практики в отношении рекламы рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов, а также БАД.

Специальные требования к рекламе лекарственных средств

Статьей 24 Закона о рекламе установлено, что реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

Фактически указанные требования распространяются на все виды лекарственных средств за некоторыми исключениями, о которых будет указано далее.

Рассмотрим подробнее особенности правоприменения указанных требований.

Запрет на обращение в рекламных материалах к несовершеннолетним является важным ограничением, и особенное внимание необходимо обращать на рекламные материалы в отношении лекарственных препаратов для детей. При этом отсутствует законодательно установленный запрет на участие в рекламе детей. Тем не менее, участие детей в рекламе имеет ряд существенных ограничений. В частности, такая реклама не должна:

Еще одним ключевым требованием к рекламе лекарственных средств является требование о том, что реклама не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья. В связи с этим, формулировки, наводящие на наличие у потребителей того или иного заболевания, будут признаны незаконными.

Отдельным требованием для рекламы лекарств является запрет представлять лекарственный препарат в качестве биологически активной добавки, пищевой добавки или иной продукции, не являющейся лекарством. Фактически законодателем установлены особые требования к рекламе БАД, в связи с чем необходимо четко разграничивать объекты рекламирования.

Важным требованием к рекламе лекарственных препаратов является требование о том, что такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом довольно распространенным вопросом является необходимость указания в рекламе одновременно на наличие противопоказаний, необходимость ознакомления с инструкцией и консультации со специалистом, или же является возможным указание одной из таких формулировок.

ФАС России дано разъяснение, что включать в содержание рекламы лекарственных препаратов допустимо один из видов предупреждения:

Также Законом о рекламе установлены и требования требований к продолжительности к рекламе:

Также ФАС России дополнительно разъясняет, что Закон о рекламе не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста в рекламе, потому площадь предупреждения следует рассчитывать исходя из соотношения площади всего рекламного макета (рекламного объявления) и площади пространства, занимаемой текстом предупреждения. Расчет площади такого предупреждения (надписи) осуществляется исходя из аналогии с так называемым размером «кегля шрифта», принятым в издательском деле.

Важно отметить, что несоответствие рекламных материалов показаниям к применению, указанным в инструкции по применению лекарственного препарата, является одним из наиболее распространенных нарушений, выявляемых контрольным органом.

Таким образом, при оформлении рекламных материалов крайне важно проводить анализ соответствия их содержания и способов подачи требованиям законодательства о рекламе.

Полагаем, что введение такого ограничения приведет к ликвидации такого важного канала продвижения лекарственных средств как СМИ. При этом такое нововведение едва ли сможет ограничить решения граждан о самолечении, однако существенно ограничит доступ пациентов к информации о существующих и вновь выпускаемых лекарственных препаратах.

Зачастую оценка соответствия тех или иных рекламных материалов требованиям законодательства о рекламе является весьма субъективной.

Важным документом, позволяющим определить критерии допустимости использования тех или иных формулировок в рекламе, являются опубликованные 22.11.2018 Рекомендации ФАС России по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств. Рассмотрим подробнее их основные положения. Важно обратить внимание, что при подготовке Рекомендаций была также учтена практика AIPM по рассмотрению этических споров по рекламе между ее членами на основании Кодекса надлежащей практики AIPM.

Так недопустимыми являются глаголы и глагольные формы (причастия, деепричастия) совершенного вида, указывающие на наступление конечного результата и не позволяющие иного толкования. Например: «избавит, вылечит, победит, решит (проблему), уничтожит, устранит, снимет (боль, спазм и т.п.), восстановит, станет легче, излечит, помогает (излечить, вылечить, победить, уничтожить)». Также не рекомендуется использовать существительные, указывающие на наступление конечного результата и не позволяющие иного толкования, а также словосочетания с этими словами (в том числе с глаголами «способствует», «помогает» и пр.). Например: «победа, излечение, полное избавление, решение проблемы, способствует излечению, помогает исцелению и т.п». Вместо них допустимым являются глаголы, указывающие на процесс, а не на результат. Например: «лечит, способствует лечению, помогая, помогает решать, защищает, помогает снимать, помогает восстанавливать, оказывает». Рекомендуется использовать существительные и словосочетания с ними, не указывающие на неизбежное наступление результата (например: «причина, заболевание, симптомы (включая конкретные виды симптомов), проблема, процесс, лечение, действие, помогает освобождению, помогает (способствует) лечению, защита, помогает (способствует) восстановлению и т.д.»).

Также согласно рекомендациям недопустимо употребление в рекламе наречий, указывающих на достижение результата или на скорость действия лекарства. Например: «однозначно, непременно, неизбежно, гарантированно, навсегда, никогда, быстро (за исключением фраз, приведенных в колонке «Допустимо»), медленно, продолжительно, стремительно, мгновенно, долго и т.д». Вместо них рекомендуется включать в рекламу наречия, указывающие на характеристику действия рекламируемого лекарственного средства, в том числе наречия в переносном значении. Например: «одновременно, бережно, существенно, несущественно, удобно, нежно, ласково, мягко и т.д», а также указания на время всасывания, распределения, выведения и на иные подобные характеристики препарата в секундах, минутах, часах и иных подобных единицах времени.

Дополнительно в рекомендациях отмечается, что в рекламных роликах о лекарственных средствах может использоваться типовой рекламный прием в виде демонстрации возможных симптомов заболевания, способов применения препарата и процесса достижения терапевтического эффекта при условии, что аудиовизуальный ряд рекламного ролика не будет гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность и эффективность.

Особенности рекламы безрецептурных лекарственных средств (OTC) и рецептурных лекарственных средств (Rx)

По общему правилу ч. 2 ст. 67 Закона об обращении лекарственных средств информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат, может содержаться:

Рекламные материалы о лекарственном препарате, отпускаемом без рецепта на лекарственный препарат, должны соответствовать инструкции по применению лекарственного препарата.

Далее подробнее рассмотрим основные вопросы, возникающие в правоприменительной практике при рекламировании рецептурных лекарственных препаратов.

Как отмечалось выше, согласно п. 1 ст. 67 Закона об обращении лекарственных средств информация о лекарственных препаратах, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, может содержаться только:

При этом указанные требования относятся к любой информации о рецептурных лекарствах, в том числе относящейся к рекламе.

Одновременно в силу ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам, не допускается иначе как:

При этом следует отметить, что Законом об обращении лекарственных средств предусмотрена такая формулировка как «специалисты в области обращения лекарственных средств». Однако в российском законодательстве имеются определения понятиям «фармацевтический работник», «медицинский работник», но отсутствуют сведения о том, что понимается под «специалистами в области обращения лекарств».

Также к рекламе рецептурных лекарственных препаратов не применяются запреты на ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, а также на выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.

Реклама БАД

Реклама БАД в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Установлены и требования к такому предупреждению:

Важно помнить, что в случае размещения рекламы БАД, содержащей несколько объектов рекламирования, размер предупреждения исчисляется исходя из общей площади рекламы.

Помимо указанных ограничений реклама БАД не должна побуждать к отказу от здорового питания и создавать впечатление о преимуществах БАД путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для их государственной регистрации, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Таким образом, при рекламе БАД, прежде всего, необходимо учитывать выше приведенные ограничения и соблюдать требования к предупреждению о том, что БАД не является лекарством. Также важно помнить о запрете выдавать БАД за лекарства и позиционировать БАД в качестве замены обычным продуктам питания.

Нарушения законодательства о рекламе лекарственных средств и ответственность за его нарушение

Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических и юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Также в суд с требованием о контррекламе вправе обратиться и непосредственно контрольный орган.

Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом (правонарушителем) части имущества. Таким образом, гражданско-правовая ответственность, как правило, носит имущественный характер. Она может выступать в форме возмещения убытков, вреда (в том числе морального), уплаты неустойки и др.

Законодатель дифференцирует ответственность субъектов рекламной деятельности:

Кроме ответственности, предусмотренной гражданским законодательством, КоАП РФ предусмотрен специальный состав административного правонарушения – «Нарушение законодательства о рекламе лекарственных средств» (ч. 5 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). За такое нарушение предусмотрено наложение административного штрафа:

Помимо наложения штрафов контрольным органом выдается предписание о прекращении распространения рекламных материалов противоречащих законодательству о рекламе.

Также существует практика замены указанных выше штрафов на административные предупреждение. Так частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Контрольный орган применяет указанную норму исходя из фактических обстоятельств дела.

Также реклама может содержать в себе признаки недобросовестной конкуренции, ответственность за которую предусмотрена ст. 14.33 КоАП РФ. Указанной статьей предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

Недобросовестная конкуренция представляет собой нарушение общепринятых правил и норм конкуренции:

Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе уполномочена возбуждать Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные подразделения (статья 33 Закона о рекламе).

В частности, антимонопольный орган вправе:

Должностные лица антимонопольного органа, осуществляющие государственный надзор в сфере рекламы, в соответствии с возложенными на них полномочиями имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки посещать здания, помещения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях проведения мероприятий по контролю, получения документов и информации, необходимых в ходе проведения проверки.

В силу ст. 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа:

При проведении проверок нарушения законодательства о рекламе срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен руководителем антимонопольного органа, но не более чем на 10 рабочих дней.

Если по итогам проверки были выявлены нарушения законодательства о рекламе, антимонопольный орган выдает предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации, которое должно быть исполнению в срок, который указан в предписании (но не превышающий 5 дней со дня получения предписания).

Предписание антимонопольного органа может быть оспорено в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Однако подача заявления об оспаривании предписания не приостанавливает его исполнение, за исключением случая наложения судом соответствующих обеспечительных мер в виде приостановления.

Продвижение лекарственных средств в сети «Интернет»

Напомним, что в 2020-м году были утверждены Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, согласно которым выдача разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом осуществляется Росздравнадзором. Получение Разрешения возможно при наличии у аптечной организации:

В указанном постановлении речь идет о дистанционной продаже только безрецептурных лекарств. Онлайн-продажа лекарств, отпускаемых по рецепту, наркотических, психотропных и спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта более 25% по-прежнему не допускается.

На сайте интернет-аптеки в обязательном порядке должны содержаться сведения о лекарственных препаратах, имеющихся в наличии из собственных товарных запасов и подлежащих розничной продаже дистанционным способом, содержащие информацию о лекарственных препаратах в соответствии с государственным реестром лекарственных средств для медицинского применения, доступных для заказа, производителях лекарственных препаратов, сроках годности лекарственных препаратов, количестве, розничных ценах и условиях хранения, а также инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов.

В целом, при продвижении Rx (безрецептурных) лекарственных средств, в том числе посредством рекламы, требования к рекламным материалам также должны соответствовать как общим требованиям статьи 5, так и специальным требованиям ст. 24 Закона о рекламе. Однако по-прежнему возникают вопросы и сложности порядка ограничения свободного доступа в сети «Интернет» к рекламе рецептурных лекарственных препаратов.

На сегодняшний день фармацевтическими компаниями, работающими в сети, вводятся различные ограничения доступа к рекламе рецептурных лекарств. Например, путем предупреждения о том, что информация сайта предназначена только для медицинских и фармацевтических работников с предложением подтвердить то, что указанное лицо таковым является. Однако далеко не всегда это в полной мере защищает рекламные материалы от доступа к ним лиц, которым они не адресованы.

Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне не урегулирован вопрос четких мер для ограничения рекламы лекарственных препаратов в сети «Интернет». Кроме того, многими специалистами отмечается вопрос о том, как, учитывая международный характер сети Интернет, определить направленность лекарств на продвижение именно в Российской Федерации и каким образом можно обеспечить идентификацию рекламодателя и рекламораспространителя в случае, если хостинг расположен не в России, и сайт имеет зарубежное доменное имя.

На основании вышеизложенного важно отметить, что принятие постановление Правительства РФ, регламентирующего интернет-торговлю лекарствами значительно повысило привлекательность распространения лекарств в сети «Интернет». Тем не менее, ряд вопросов о контроле рекламы и иных способов продвижения в сети лекарственных средств (в особенности рецептурных), остаются неурегулированными, что порождает риски увеличения количества возможных нарушений.

Продвижение биомедицинских клеточных продуктов

Федеральным законом от 23.06.2016 № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» (далее – Закон о биомедицинских клеточных продуктах) установлено, что биомедицинский клеточный продукт (далее – БМКП) – «комплекс, состоящий из клеточной линии (клеточных линий) и вспомогательных веществ либо из клеточной линии (клеточных линий) и вспомогательных веществ в сочетании с прошедшими государственную регистрацию лекарственными препаратами для медицинского применения и (или) фармацевтическими субстанциями, включенными в государственный реестр лекарственных средств, и (или) медицинскими изделиями».

В соответствии со ст. 40 Закона о биомедицинских клеточных продуктах «информация о биомедицинских клеточных продуктах должна содержаться только в специализированных изданиях, в том числе монографиях, справочниках, научных статьях, докладах на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, на специализированных сайтах в сети «Интернет», а также в инструкциях по применению биомедицинских клеточных продуктов и других информационных материалах, предназначенных для медицинских работников». Таким образом, правовой режим информации о БМКП является схожим с требованиями к продвижению рецептурных лекарств.

При этом важно отметить, что Правилами реализации биомедицинских клеточных продуктов, утвержденными постановлением Правительства России от 23.01.2018 № 49, ограничен круг лиц, которым производителями БМКП производится их реализация. К таким лицам относятся:

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что распространение информации о БМКП возможно только среди в профессиональной среде без возможности рекламирования их в открытом доступе. Следовательно, регулирование продвижение БМКП является даже более строгим, нежели регулирование продвижения рецептурных лекарств, реклама которых все же является возможной, как и донесение информации о лекарственном препарате от врача к пациенту. Однако в отношении продвижения БМКП законодательство регулирует именно особенности взаимодействия врачей и производителей БМКП.

Иные каналы продвижения лекарственных средств фармацевтическими производителями

Одним из ключевых инструментов продвижения лекарственных средств является работа с врачами и фармацевтами. С одной стороны именно от их назначений и рекомендаций во многом зависит, какой лекарственный препарат будет приобретен. С другой стороны, важно соблюдение принципа разумности и не нарушения принципа свободной конкуренции при распространении лекарственных средств. При этом важно, чтобы врачебное сообщество и фармацевты своевременно получали информацию о развитии фармацевтической отрасли, появлении новых лекарств и их эффективности с исключением любой коррупционной составляющей и возможных конфликтов интересов.

Ограничения при взаимодействии медицинских производителей с фармацевтическими и медицинскими работниками установлены ст. 74 Закона об основах охраны здоровья граждан и статьями 67.1 и 67.2 Закона об обращении лекарственных средств. Установленные запреты распространяются на фармацевтических и медицинских работников, а также на руководителей аптечных организаций и медицинских организаций.

В частности, медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.

Также установлен запрет получать от компании или ее представителя образцы препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам; в определенных случаях осуществлять прием представителей компаний. Помимо этого, врачу запрещено выписывать лекарства на бланках, содержащих информацию рекламного характера.

Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании.

Аналогичные (корреспондирующие) запреты установлены и для фармацевтических производителей и их представителей. Кроме того, фармацевтические производители и их представители не вправе посещать медицинских работников в рабочее время на рабочих местах, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, с участием в порядке, установленном руководителем медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов.

На сегодняшний день довольно много вопросов возникает при применении указанных выше запретов на практике. Например, какие из проводимых фармацевтической компанией мероприятий можно отнести к научным, а какие к развлекательным? Четкие критерии разграничения таких мероприятий на законодательном уровне отсутствуют. Допустима ли оплата фармпроизводителями фуршета при проведении мероприятий научного характера с участием фармацевтических и медицинских работников? Также имеется вопрос о том, возможна ли организация встреч медицинских работников с фармацевтическими производителями или их представителями во внерабочее время и на каких условиях?

Все указанные вопросы в настоящее время фактически отданы на усмотрение самих фармацевтических производителей, которыми самостоятельно оцениваются риски проведения того или иного мероприятия.

Указанная правовая неопределенность способствует возникновению целого сложностей при организации эффективного информационного взаимодействия между фармацевтическими производителями и медицинскими или фармацевтическими работниками. Например, в Директиве Европейского парламента и Совета ЕС № 2001/83/ЕС от 06.11.2001 «О Кодексе Сообщества в отношении лекарственных средствах, предназначенных для использования человеком» указывается, что врачи не должны испытывать влияния прямых или непрямых стимулов финансового характера от медицинских представителей и иных лиц. При этом предусматривается возможность в рамках определенных ограничивающих условий предоставлять образцы лекарственных препаратов бесплатно лицам, уполномоченным на назначение лекарств или поставлять их, для того, чтобы они могли ознакомиться с новыми препаратами и приобрести опыт обращения с ними.

Важно отметить, что установленными выше ограничениями (как в российском, так и в зарубежном законодательстве) законодатель не преследовал цели полностью исключить возможность любого взаимодействия представителей медицинского и фармацевтического сообщества. Данные запреты установлены непосредственно в интересах пациентов с целью исключить необъективный подход врача или работника аптеки при предоставлении пациенту информации о том или ином лекарственном препарате.

Наиболее развернутые критерии, которыми фактически в настоящее время руководствуются фармацевтические представители при организации сотрудничества с врачами и аптечными организациями, приведены в Кодексе надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). Согласно пунктам 3.4.3, 3.4.4 Кодекса надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) допускается оплата или возмещение расходов специалистов здравоохранения, непосредственно относящихся к оказываемым услугам, в том числе расходов, связанных с проездом специалистов здравоохранения к месту оказания услуг, проживанием и питанием. При оплате или возмещении расходов необходимо соблюдать следующие требования:

Относительно вопроса распространения промоционных материалов и печатной продукции во время проводимых мероприятий, запрет в Кодексе AIPM отсутствует. Однако критерием распространения материалов является повышение профессионального уровня специалистов здравоохранения и не преследование исключительно цели рекламы. Информация, предоставляемая медицинскими представителями, должна быть полной, объективной, достоверной и актуальной. Ответственность за содержание и форму предоставления информации несет фармацевтическая компания (ст. 3.6.3, 3.6.4 Кодекса AIPM).

Важно отметить, что указанный документ использует термин «медицинский представитель», который отсутствует в действующем российском законодательстве. Тем не менее, под медицинскими представителями в России по умолчанию принимаются представители разработчиков и производителей лекарственных препаратов.

Таким образом полагаем, что при оценке законности проведения того или иного мероприятия важно руководствоваться указанными выше критериями. Из буквального толкования установленных ограничений, не будет являться нарушением организация встречи медицинского представителя с медицинским работником во внерабочее время при условии, что в рамках указанной встречи врачом не принимались подарки (в частности, оплата обеда, проезда, развлечений). При этом Законом об обращении лекарственных средств не ограничены точные места проведения встреч и мероприятий. Например, можно полагать, что деловая встреча может быть организована в ресторане на условиях самостоятельной оплаты врачом блюд, приобретаемых в ресторане во время мероприятия. Однако также не менее важно обратить внимание на сам формат мероприятия и его содержания во избежание того, чтобы он носил развлекательный характер. Содержание встречи должно быть связано непосредственно с предоставлением информации научного характера, обучением, проведением клинических исследований. Также врачи могут привлекаться в качестве спикеров на таких мероприятиях при условии отсутствия с их стороны рекламирования лекарственных препаратов с соблюдением научного формата доклада.

Кроме того, в настоящее время Законом об основах охраны здоровья граждан установлено, что конфликт интересов для медицинского или фармацевтического работника – это «ситуация, при которой при осуществлении указанными работниками профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов».

Тем не менее, при дарении подарков медицинским или фармацевтическим работникам имеется риск квалификации данных действий в качестве коммерческого подкупа (ст. 204.2 Уголовного кодекса РФ), поскольку в настоящее время уголовно наказуемым является мелкий коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 000 рублей, помимо состава о коммерческом подкупе (ст. 204 Уголовного кодекса РФ), где ответственность начинается с подкупа на сумму, превышающую 25 000 рублей. При этом, для квалификации деяний по указанным выше статьям необходимо доказать, что «подарок» был обусловлен совершением «одаряемым» действий в интересах «дарителя».

Таким образом, вопросы продвижения лекарственных средств в рамках взаимодействия фармпроизводителей (разработчиков лекарственных средств) и их представителей с фармацевтическими или медицинскими работниками в настоящее время остаются до конца не урегулированными. При определении пределов дозволенного рекомендуется руководствоваться буквальным толкованием установленных российским законодательством ограничений и нормами Кодекса AIPM в порядке самостоятельной оценки фармацевтическими производителями правомерности совершения тех или иных действий/проведения мероприятий.

Существуют различные формы продвижения лекарственных средств, подлежащие правовому регулированию. При этом, с развитием информационных технологий, появляются новые формы продвижения, которые постепенно побуждают законодателя принимать новые правовые акты для их урегулирования. При этом указанные правовые акты не всегда принимаются оперативно, а иногда являются регулятором уже фактически сложившейся практики продвижения.

Законодательство о рекламе в Российской Федерации предъявляет различные требования к рекламированию рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, а также БАД. При этом нельзя не отметить существенное количество допускаемых нарушений, выявляемых контрольным органом. Полагаем, что издание ФАС России подробных рекомендаций и критериев оценки рекламных материалов способствует уменьшению количества правонарушений.

Нарушения законодательства о рекламе далеко не всегда связаны с целенаправленным стремлением фармкомпаний недобросовестным образом продвинуть лекарственные средства. Зачастую оценка рекламных материалов и их содержания является весьма субъективной. В связи с этим в отношении рекламных материалов рекомендуется проводить дополнительный правовой анализ со стороны юристов, практикующих в сфере фармацевтического права.

Также проблемным является вопрос об ограничении доступа к рекламе рецептурных лекарственных препаратов в сети «Интернет», так как отсутствуют законодательно установленные механизмы защиты подобной информации. Фактически такие механизмы самостоятельно разрабатываются фармпроизводителями.

В гораздо меньшей степени урегулированными остаются вопросы взаимодействия фармацевтических компаний и медицинских и фармацевтических работников. До настоящего времени актуальным является вопрос более подробного законодательного урегулирования ограничений на взаимодействие между фармацевтическими компаниями и медицинскими работниками с учетом различных способов такого взаимодействия уже сложившихся на практике, но вызывающих споры и сомнения относительно возможности/невозможности их применения.

Полагаем, что ряд важных положений по вопросам придвижения лекарственных препаратов, не урегулированным российским законодательством можно предложить позаимствовать из Кодекса AIPM.

[1] Котлер Ф., Гари А. Основы маркетинга. 5-е европейское изд. М: Вильямс, 2015. С. 33.

[2] Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама».

[3] Решение Кемеровского УФАС России от 28.02.2020 по делу № 042/05/28-82/2020.

[4] Письмо ФАС России от 24.09.2020 № ДФ/82787/20 «Об отнесении информационных стендов к рекламным конструкциям».

[5] Письмо ФАС России от 24.06.2019 № АК/52901/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в мессенджерах (Viber, Whatsapp), отнесение к рекламе информации, способы выявления рекламодателей».

[6] Письмо ФАС России от 24.05.2021 № АК/41745/21 «О квалификации в качестве рекламы информации о бесплатных услугах, оказываемых некоммерческой организацией».

[7] Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».

[8] ФАС в СМИ: представителям медцентра и аптеки объяснили, чем вывеска отличается от рекламы. 25.09.2018.

[9] Письмо ФНС от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@.

[10] Решение ФАС России от 03.09.2020 по делу № 08/05/5-44/2020.

[11] Определение ФАС России от 30.01.2019 по делу № 3-24-5/00-08-19.

[12] Рекомендации ФАС России по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств от 22.11.2018.

[13] Постановление ФАС России от 19.03.2020 по делу № 08/04/14.3-7/2020.

[14] Решение Волгоградского УФАС России от 30.01.2017 по делу № 16-03-5-02/743.

[15] Разъяснение об изменениях в Федеральном законе «О рекламе», связанных с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

[16] ФАС накажет издателя периодики за рекламу «Нурофена». 22.03.2016.

[17] Решение Волгоградского УФАС России от 20.03.2017 по делу № 17-03-24-02/101.

[18] Решение Татарстанского УФАС России от 11.04.2016 № ИП-08/5047 по делу № 08-35/2016.

[19] Решение ФАС России от 29.11.2016 по делу № 3-24-52/00-08-16.

[20] Решение Татарстанского УФАС России от 11.04.2016 № ИП-08/5047 по делу № 08-35/2016.

[21] Постановление ФАС России от 17.10.2017 по делу № 4-14.3-1670/00-08-17.

[22] Постановление ФАС России от 24.09.2015 по делу № 4-14.3-875/00-08-15.

[23] Решение ФАС России от 26.11.2020 по делу № 08/05/24-79/2020.

[24] Постановление ФАС России от 07.09.2020 по делу № 08/04/14.3-62/2020

[25] Решение ФАС России от 10.09.2019 по делу № 08/05/24-72/2019.

[26] Горшкова Л.Л. Вопрос-ответ // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2012. № 3. С. 86 – 88.

[27] Письмо Федеральной антимонопольной службы от 22.06.2020 № ДФ/52241/20 «О рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины».

[28] Решение ФАС России от 26.11.2020 по делу № 08/05/24-80/2020.

[29] Постановление ФАС России от 19.03.2020 по делу № 08/04/14.3-7/2020.

[30] Письмо ФАС России от 22.06.2020 № ДФ/52241/20 «О рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины».

[31] Законопроект № 1180509-7 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе» и статью 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».

[32] Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств (подготовлены при поддержке ФАС России) от 22.11.2018.

[33] Постановление ФАС России от 17.10.2017 по делу № 4-14.3-1672/00-08-17.

[34] Решение ФАС России от 15.06.2017 по делу № 3-24-26/00-08-17.

[35] «Арбидольная» мадам против конкурентов? Е. Некрасова // Российская газета – Федеральный выпуск № 130(8184).

[36] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.11.2019 № 206 «О классификаторе должностей служащих (в части должностей, относящихся к производству и обращению лекарственных средств)».

[37] Решение ФАС России от 02.06.2016 по делу № 3-24-30/00-08-15.

[38] ФАС признала незаконным рекламирование безрецептурного лекарства или БАДа. Пылаева Я. // Портал «Закон» 18.11.2015.

[39] Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2001/83/ЕС от 06.11.2001. «О Кодексе Сообщества в отношении лекарственных средствах, предназначенных для использования человеком».

[40] U.S. doctor group calls for ban on drug advertising to consumers // Site: Reuters.

[41] Prescription Drug Advertising / Questions and Answers. FDA.

[42] ФАС России: Нельзя снимать ограничения на рекламу рецептурных лекарств. Заездина П. // Фармвестник-ТВ. 12.04.2015

[43] Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

[44] Письмо ФАС России от 19.02.2016 № АК/10443/16 «О предупреждении в рекламе БАДов».

[45] Письмо ФАС России от 17.04.2014 № АД/15051/14 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе».

[46] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018.

[47] Постановление УФАС Ульяновской области о назначении административного наказания № 123 от 26.04.2019 по делу № 15497-К/05-2019.

[48] Решение Татарстанского УФАС России от 18.05.2016 № ИП-08/6994 по делу № 08-48/2016.

[49] ФАС признала незаконной рекламу БАДов iHerb в Google и «Яндексе» // Портал «Состав». 23.10.2020.

[50] Гришаев С.П. Реклама: правовое регулирование. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 10. 172 с.

[51] Решение ФАС России от 26.11.2020 по делу № 08/05/24-80/2020.

[52] Решение Псковского УФАС России от 28.10.2020 по делу № 060/05/7-568/2020.

[53] Письмо ФАС России от 21.06.2017 № АД/41673/17 «О применении ст. 14.3 КоАП РФ».

[54] Постановление Курганского УФАС России от 07.11.2018 № 297.

[55] Постановление Архангельского УФАС России от 16.10.2017 по делу № 03-06/14-17.

[56] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

[57] Письмо ФАС РФ от 01.10.2009 № АК/34209 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе».

[58] Приказ Росстата от 24.07.2020 № 410 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики».

[59] Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».

[60] Письмо ФАС России от 28.08.2015 №АК/45747/15 «О постановлении Верховного Суда РФ по привлечению к ответственности операторов связи за непредставление информации».

[61] Решение Кемеровского УФАС России от 01.06.2016 по делу № 54/Р-2016

[62] Антимонопольный орган опубликовал результаты осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в 2019 г. Коробка Е. // Адвокатская газета. 14.04.2020.

[63] Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

[64] Письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет».

[65] Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 697.

[66] Приказ Минздрава России от 08.08.2018 N 512н «Об утверждении Правил надлежащей практики по работе с биомедицинскими клеточными продуктами».

[67] Кодекс надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM).

[68] Зайцева Г.Г. Профессиональный конфликт интересов: кто попадает в зону риска? // Руководитель автономного учреждения. 2019. № 2. С. 39 – 47.

[69] Законопроект № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *