Что такое рекреативная физическая культура

Что такое рекреативная физическая культура

К основным формам использования трудящимися физической культуры в быту относятся:

— базово-пролонгирующая физическая культура;

— гигиеническая и рекреативная физическая культура;

— оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

Базово-пролонгирующая физическая культура. Основная направ­ленность данной формы заключается в том, чтобы продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, ко­торая была заложена в процессе физического воспитания по госу­дарственным программам в период обучения. Поэтому в основ­ной период трудовой деятельности продолжается общая физи­ческая подготовка, но уже на основе индивидуальных запро­сов, интересов и потребностей. Базово-пролонгирующая физи­ческая культура используется практически здоровыми людьми, не имеющими серьезных отклонений в физическом состоянии и здоровье.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятель­ные занятия.

Секции ОФП. Создаются в коллективах физической культуры для желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонности к занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20—25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2— 3 раза в неделю в среднем по 1,5—2 ч каждое.

Главная задача занятий в секции состоит в обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленнос­ти, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности за­нимающихся.

Средствами обычно являются самые разнообразные физичес­кие упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гим­настики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д. Эти сред­ства легко поддаются дозировке и в то же время эффективно воз­действуют на жизненно важные функции организма. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технической. Обучение технике может быть ограничено правильным освоени­ем движения до уровня двигательного умения (т.е. безошибочное выполнение основы техники, его пространственных, временных и динамических характеристик).

В рамках непосредственно физической подготовки предпочте­ние отдается воспитанию общей выносливости и силы основных мышечных групп двигательного аппарата.

Методика занятий осуществляется в соответствии с методи­ческими принципами физического воспитания. Со­блюдается также трехструктурное построение занятия, т.е. сохра­няется подготовительная, основная и заключительная части с их содержательными и методическими установками.

Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач — от про­стой профилактики и послерабочего восстановления работоспо­собности до достижения высокой физической подготовленности. Средствами самостоятельных занятий являются различные физи­ческие упражнения: оздоровительный бег, атлетическая гимнас­тика, плавание, калланетика, стретчинг и др.

Количество занятий в неделю может варьировать от 3 до 7. Диапа­зон оптимальных недельных затрат времени на физические упраж­нения также может колебаться от 2 до 10 ч. Практика показывает, что занятия с периодично­стью менее 3 раз в неделю не оказывают заметного положительно­го влияния на состояние организма. Более частые физические на­грузки способствуют повышению функциональных возможностей, а также эффективнее снимают послерабочую усталость.

Гигиеническая и рекреативная физическая культура. Основное наз­начение данного направления заключается в оперативной опти­мизации организма человека в рамках повседневного быта и рас­ширенного отдыха.

Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работо­способности после трудового дня, — занятия различными видами, такими, как туристские походы, водный туризм, лыжные прогул­ки, купание и плавание, закаливающие процедуры и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Является самой массовой, и широко распространенной формой занятий физическими упражнениями в быту различных контингентов трудящихся, осо­бенно у людей умственного труда. Ее основное назначение связа­но с переводом организма от пассивного состояния к деятельно­му, рабочему.

Число упражнений в комплексе обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10—12 и более раз. Продолжительность выполнения всех упражнений составляет 10—15 мин. Комплекс пе­риодически обновляется. Очередность упражнений может выгля­деть примерно так: сначала ходьба, потягивание и дыхательные упражнения; затем поочередно выполняют упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, а также общего воз­действия (приседания, махи, выпады, прыжки и упражнения на расслабление). В заключение дается спокойная ходьба, сочетаемая с дыхательными упражнениями.

Гигиенический эффект утренней гимнастики возрастает при проведении водных процедур, выполняющих не только тонизи­рующую, но и закаливающую функцию.

Рекреативная (восстановительная) форма физической культуры. Используется в выходные и праздничные дни, а также в отпуск­ное время с целью снятия кумулятивного утомления, восстанов­ления работоспособности, укрепления здоровья и организации культурно-развлекательного досуга трудящихся.

Одним из наиболее массовых видов физической рекреации яв­ляется туризм с использованием различных средств передвиже­ния — пешком, на велосипеде, лыжах, байдарках.

Незаменимым средством физической рекреации, доступным для всех возрастов, являются лыжные прогулки. По оздоровитель­ному эффекту они занимают ведущее место среди различных физ­культурных занятий.

Достаточно ценными средствами восстановления сил после трудовой деятельности являются:

— всевозможные массовые игры и элементарные соревнова­ния (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и др.) в выходные дни и отпускное время;

— купание и плавание в водоемах, реках, озерах;

— рыбная ловля, походы в лес за грибами и ягодами и др.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Термин «реабилитация», по определению Всемирной организации здра­воохранения, означает помощь больному в достижении им соци­ально-профессиональной полноценности, на которую он спосо­бен в рамках существующего заболевания.

Лечение с помощью физических упражнений основано на улуч­шении циркуляции крови, снабжении кислородом больных и здо­ровых тканей организма, повышении мышечного тонуса, умень­шении жировой прослойки и т.д.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено следующими основными формами:

1) группами ЛФК при больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и т.д.;

2) группами здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами (методистами ЛФК) программе и методике.

Занятия в группах ЛФК осуществляются, как правило, специа­листами физкультурно-медицинского профиля.

Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в одной группе может быть от 15 до 20 чел. Занятия носят общеоздоровительный характер для людей, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, и спе­циально направленный лечебный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами являются легкодозируемые по нагруз­ке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании разнообразных упражнений.

Занятия проводятся обычно 3 раза в неделю по 45—90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока — 40—45%, в даль­нейшем может постепенно увеличиваться до 60%.

В методике проведения занятий центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки и отдыха. Мера до­ступности определяется методистом, врачом и самим занимаю­щимся. Нагрузки считаются доступными, если после занятий на­блюдаются небольшая и приятная усталость, чувство удовлетво­рения, небольшое потоотделение.

Самостоятельные занятия носят как общеоздоровительно-про-филактический, так и специально направленный лечебный ха­рактер. Например, при функциональных нарушениях сердечно­сосудистой и дыхательной систем целесообразно применять цик­лические физические упражнения аэробного характера.

Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего развития, укрепления здоровья.

Занятия различными видами спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах физичес­кой культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых могут заниматься все желающие при наличии разреше­ния врача и хорошей физической подготовленности. Тренировоч­ный процесс осуществляется круглогодично в течение многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с уче­том закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от вида спорта и уровня спортивной квалификации.

В возрасте 20—30 лет, когда организм находится в стадии эволю­ционного развития, во многих видах спорта (легкая атлетика, лыж­ный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть хороших спортивных результатов. На рубеже 30—40 лет спортивная актив­ность и спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно за­меняется базово-пролонгирующей физической культурой, а в даль­нейшем гигиенической и рекреативной физической культурой.

Контрольные качественные показатели уров­ня физической культуры человека зрелого возраста

1. Знание основ организации и методики самостоятельной физической подготовки и уме­ние применять их в практике своей физической активности.

2. Знание анатомо-физиологических осо­бенностей организма человека зрелого возраста.

3. Уверенное владение методами диагно­стики своего физического состояния, самокон­троля и дозировки физических нагрузок.

4. Знание основ закаливания и умение правильно использовать их для постоянного поддержания высокого уровня резистентности своего организма.

5. Выполнение возрастных нормативов физической подготовленности.

6. Умение пользоваться тренажерами и проводить с их помощью самостоятельные фи­зические тренировки.

7. Постоянное внимание к физическому воспитанию детей. Умение организовать выпол­нение ими домашних заданий по физической подготовке.

8. Систематическая физическая трениров­ка не реже 2-3 раз в неделю с 1-2 еженедельны­ми занятиями оздоровительного или общеук­репляющего характера.

9. Отказ от употребления алкоголя и ку­рения.

10. Участие в пропаганде физической ак­тивности среди товарищей по работе, родствен­ников, в семье.

11. Знание основных событий спортивной жизни области, страны и за рубежом.

Источник

Рекреативная физическая культура в вузе.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Физическая культура – это неотъемлемая часть культуры всего мирового сообщества и ее особенная, самостоятельная область, которая является обязательным элементом всестороннего развития человека. Важно понимать, что физическая культура имеет отношение не только к физической подготовке человека, но и напрямую касается также и его личностных качеств: учувствует в процессе социализации и влияет на его взаимоотношения с обществом, помогает разграничить понятия «отдых» и «труд», включаться в работу в нужный момент и достигать внутренней психологической гармонии.

Физическая культура включает в себя не только выполнение физических упражнений, но и физическое воспитание (развитие физиологических свойств организма, формирование здоровых привычек в питании и гигиене и т.д.), профессиональный спорт, лечебные процедуры и рекреативную активность – другими словами, физическую нагрузку с развлекательным характером, активные игры, спортивные мероприятия.

Рекреативная физическая нагрузка – это важная часть программы физической культуры, которая проводится в любом учебном заведении. Само проведение занятий по физическому воспитанию ставит для себя главной задачей привлечение студентов, во-первых, к активному и здоровому образу жизни, систематическим занятиям спортом, а во-вторых – к участию в массовых спортивных мероприятиях разного характера, которые организуются самостоятельно в вузе или в регионе для всех учебных заведений.

Организация активного досуга в студенческой среде является обязанностью студенческого комитета, при этом за методическое руководство отвечает кафедра физического воспитания. Вариантов проведения активного досуга на сегодняшний день достаточно много, однако мы остановимся на нескольких из них:

· Массовые спортивные мероприятия соревновательного типа;

· Групповые спортивные мероприятия;

Массовые спортивные соревнования оказывают благоприятное воздействие на участников в спортивных соревнованиях: прежде всего это не только интенсивная физическая нагрузка, но и повышенная эмоциональность спортивных мероприятий. Спортивная деятельность позволяет человеку пережить спортивное возбуждение (т.е. появление желания достичь определенного результата), воодушевление (т.е. резкий эмоциональный подъем), азарт и гордость за достигнутый результат. Тем самым, студент получает своеобразную эмоциональную разрядку и вместе с тем повышает уровень своей психологической устойчивости.

Групповые спортивные мероприятия проводятся в рамках спортивных секций и кружков, которые организуются при учебном заведении. Ознакомившись с предоставленными на сайтах программами ряда российских университетов[5], а именно МГУ имени М.В. Ломоносова, Казанского федерального университета, Санкт-Петербургского Горного университета, Саратовского национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского, Алтайского государственного университета, можно выделить следующие самые распространенные спортивные секции: акробатика, бадминтон, баскетбол (женский и мужской), волейбол (женский и мужской), легкая атлетика, лыжный спорт, мини-футбол (женский и мужской), настольный теннис, пауэрлифтинг, плавание, черлидинг, шахматы.

Также организовываются секции по различным направлениям танцев: бальные, современные, народные и т.д. Проведением занятий могут заниматься преподаватели кафедры физической культуры учебного заведения, приглашенные спортсмены и участники всевозможных спортивных соревнований, однако в любом случае занятия должны быть бесплатными и свободными для посещения. Студенты, которые показывают высокие результаты в тех или иных дисциплинах, получают возможность вступать в сборные университета по различным видам спорта.

Целевая функция проведения любых спортивных мероприятий и проявления физической активности – это физическое и психологическое оздоровление, формирование сплоченного трудового коллектива, а также профессионально прикладная подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка – это «специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности»[4, 231]. Каждая профессия подразумевает наличие определенных требований к психологической подготовке специалиста любой области, и именно физическая нагрузка помогает развить прикладные специальные качества, приобрести необходимые для дальнейшей работы знания и опыт.

Однако на сегодняшний день в области физической культуры вузов существует ряд проблем. Например: недостаточное финансирование, дефицит профессионалов для проведения мероприятий и занятий, отсутствие материальной базы, недоступность определенных методик, инвентаря, нехватка поддержки со стороны СМИ, которые могут привлечь студентов, культивируя здоровый образ жизни, освещая в новостных материалах различные мероприятия, анонсируя проведение соревнований и т.д.

4. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.

5. Сайты университетов Российской Федерации:

Источник

Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть фото Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть картинку Что такое рекреативная физическая культура. Картинка про Что такое рекреативная физическая культура. Фото Что такое рекреативная физическая культура

Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть фото Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть картинку Что такое рекреативная физическая культура. Картинка про Что такое рекреативная физическая культура. Фото Что такое рекреативная физическая культура

Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть фото Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть картинку Что такое рекреативная физическая культура. Картинка про Что такое рекреативная физическая культура. Фото Что такое рекреативная физическая культура

Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть фото Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть картинку Что такое рекреативная физическая культура. Картинка про Что такое рекреативная физическая культура. Фото Что такое рекреативная физическая культура

Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть фото Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть картинку Что такое рекреативная физическая культура. Картинка про Что такое рекреативная физическая культура. Фото Что такое рекреативная физическая культура

Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть фото Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть картинку Что такое рекреативная физическая культура. Картинка про Что такое рекреативная физическая культура. Фото Что такое рекреативная физическая культура

Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть фото Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть картинку Что такое рекреативная физическая культура. Картинка про Что такое рекреативная физическая культура. Фото Что такое рекреативная физическая культура

Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть фото Что такое рекреативная физическая культура. Смотреть картинку Что такое рекреативная физическая культура. Картинка про Что такое рекреативная физическая культура. Фото Что такое рекреативная физическая культура

ЗНАЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рекреационные потребности человека – социально-экономическая категория, меняющая свое содержание в зависимости от уровня развития производительных сил и характера производственных отношений, а также более конкретных факторов (возраст, профессия, интересы и др.). [2]

В таких условиях пассивный отдых уже не обеспечивает полноценного восстановления трудоспособности человека. Актуальность оздоровительно-рекреативной физической культуры (ОРФК) обусловлена необходимостью обеспечить полноценное послерабочее восстановление. Известно, что специфический характер производственного утомления предъявляет повышенные требования к качеству и содержанию восстановительных процедур. Поэтому существует необходимость широкого вовлечения населения в занятия ОРФК по месту жительства и массового отдыха. [5]

В последние годы завоевали широкую популярность различные формы активного отдыха на лоне природы – на базах отдыха предприятии и учреждений, загородных зонах отдыха, на пляжах и в парках культуры. Их используют не только для проведения отпуска, но и для кратковременного отдыха в конце недели, а также для проведения занятий физическими упражнениями (утренняя гимнастика, бег) в утренние часы перед работой или после рабочей смены. И поэтому правильная организация физкультурно-оздоровительной работы путем применения различных средств и методов ОРФК в местах массового отдыха трудящихся и членов их семей приобретает особую значимость. [5]

ОРФК как общеоздоровительное направление ОФК имеет свою предметно-целевую функциональную направленность в определенной сфере жизнедеятельности человека – сфере свободного времени. [3]

ОРФК как вид физкультурной деятельности – это не столько физический, двигательный способ существования живого существа, сколько способ всестороннего развития и совершенствования человека, личности. Поэтому, прежде всего в ее основе лежит сознательное, научно организованное неоднократное применение движений и действий, соответствующих задачам определенного вида физического развития. [3]

Поэтому, прежде всего в ее основе лежит сознательное, научно организованное неоднократное применение движений и действий, соответствующих задачам определенного вида физического развития. [3]

Задачи оздоровительно-рекреативной физической культуры

Способствовать повышению, восстановлению и поддержанию функциональных возможностей человека;

Улучшению физической подготовленности;

Увеличению адаптационного резерва основных систем организма, полноценному отдыху за счет переключения видов деятельности.

Однако вплоть до настоящего времени отмечается недостаток внимания к собственно содержательным и методическим аспектам выбора и использованию различных по направленности средств физической культуры в процессе оздоровительно-рекреативных занятий. [3]

Задачами ОРФК по месту жительства и массового отдыха населения являются:

Реклама форм и видов ОРФК.

Привлечение максимального числа трудящихся и учащейся молодежи к систематическим занятиям ОРФК.

Воспитание положительного отношения и приобщение к здоровому образу жизни.

Сдача нормативов комплекса «Здоровье».

Воспитание прикладных навыков и умений. [2]

В целях координации и руководства ОРФК по месту жительства при соответствующих городских (районных) комитетах по физической культуре и спорту могут быть созданы общественные советы по ОРФК, основными задачами которых будет являться:

-содействие в создании условий для организации и проведения мероприятий по оздоровлению населения средствами физической культуры, а также для организации активного досуга;

организация широкой пропаганды ОРФК;

осуществление систематического контроля над состоянием работы по ОРФК в жилищно-эксплуатационных организациях;

внедрение новых форм и методов ОРФК. [2]

Оздоровительно-рекреативная физическая культура- это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). [7]

Структурными компонентами и элементами (видами)оздоровительно-рекреативной физической культуры являются:

физкультурно-оздоровительные занятия и занятия спортом для здоровья;

нетрадиционные средства оздоровления;

массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. [2]

Совокупность разнообразных физических упражнений, имеющих конкретные предметные формы проявления-виды спорта циклического и ациклического характера. Их предметно-целевой направленностью является улучшение физического, функционального состояния, укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических, двигательных и психических качеств занимающихся. К циклическим видам спорта, используемым в ОРФК, относятся: оздоровительная ходьба и бег, туризм, спортивное ориентирование, плавание, ходьба на лыжах, велоспорт, гребля и другие. К ациклическим видам спорта относятся: футбол, волейбол, баскетбол, теннис, настольный теннис, городки и др. [6]

Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, состязательная и игровая деятельность, участники которой с учетом пола, возраста и подготовленности имеют примерно равные возможности активного отдыха, эмоциональной разрядки, двигательной нагрузки и достижения двигательного результата в доступных им упражнениях (Я.Р. Валькин, Т.М. Каневец). К ним относятся: спартакиады, соревнования по видам спорта, дни здоровья, физкультурно-оздоровительные праздники, фестивали, конкурсы, подвижные игры, эстафеты и аттракционы, «поезда здоровья» и др. Методическими особенностями организации и проведения, массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий является специальный набор состязательных упражнений, сложность и протяженность дистанции, вес используемых снарядов, продолжительность и интенсивность выполнения упражнений. [6]

К дополнительному виду ОРФК относятся процесс и результат использования медико-биологических, естественно-природных и психологических средств оздоровления: научно обоснованные приемы воздействия на организм человека физического, психологического и функционально-биологического характера. Они включают в себя биомеханическую стимуляцию, общий и профилированный массаж, общее и профилированное закаливание, психологический треннинг, гидробальнеопроцедуры. Методическими особенностями их применения являются: соответствие выбранных средств профессиональной специфике занимающихся, их состоянию здоровья, оптимальное сочетание холодовых и тепловых нагрузок, время применения в процессе режима труда и отдыха. [6]

Рассмотренные виды ОРФК взаимодополняют друг друга и представляют собой различные стороны единого оздоровительно-рекреативного процесса, оптимизации жизненно важных свойств и качеств человека. [6]

Основополагающим признаком возникновения и функционирования ОРФК и ее физкультурно-рекреативной деятельности является предметно-целевая направленность, которая и определяет особенность ее видов. [6]

К функциям ОРФК по преобразованию социальной природы человека относятся:

удовлетворение потребностей в развлечении, состязательности, эмоциональной разрядке;

развитие творческих способностей и самоактуализации;

удовлетворение потребности в эстетике фигуры, движений, развитии эстетических чувств;

развитие и поддержание коммуникативных качеств и новых социальных контактов;

развитие нравственных качеств и формирование нравственного сознания;

развитие здравообеспечивающих интересов, формирование физкультурно-оздоровительной мотивации;

обеспечение современными знаниями по формированию физкультурной активности и здорового образа жизни. [3]

К функциям ОРФК по преобразованию биологической природы человека относятся:

адаптация организма человека к воздействию природной среды;

организация активного отдыха и досуга;

оптимизация двигательного режима;

развитие и поддержание физических качеств, двигательных умений и навыков;

повышение и поддержание физического развития и физической подготовленности;

физическое и психоэмоциональное восстановление после труда и учебы;

сохранение трудового потенциала и творческого долголетия;

формирование физкультурной активности и ведение здорового образа жизни. [3]

Своими функциями ОРФК посредством физкультурной деятельности опосредованно влияет на производительность труда, качество учебы, эффективное развитие и функционирование личности, социальных групп, общества в целом. Общекультурный ее аспект связан с политической, социальной и духовной сферами их жизнедеятельности. [3]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *