Что такое реквием простыми словами

Значение слова «реквием»

Что такое реквием простыми словами. Смотреть фото Что такое реквием простыми словами. Смотреть картинку Что такое реквием простыми словами. Картинка про Что такое реквием простыми словами. Фото Что такое реквием простыми словами

1. Заупокойное католическое богослужение.

2. Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза.

[От первого слова латинского текста реквиема: requiem aeternam dona eis — покой вечный дай им]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РЕ’КВИЕМ, а, м. В католической церкви — заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Р. Моцарта. Р. Берлиоза. [По первому слову латин. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой].

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ре́квием

2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое реквием простыми словами. Смотреть фото Что такое реквием простыми словами. Смотреть картинку Что такое реквием простыми словами. Картинка про Что такое реквием простыми словами. Фото Что такое реквием простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: склеротический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова реквием

Словарь Ушакова

| Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).

Культурология. Словарь-справочник

(нем. requiem ) – заупокойная месса. Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или на тексты нерелигиозного содержания.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. Заупокойное католическое богослужение; траурное музыкальное произведение.

* Пушечные выстрелы 14/26 декабря были его [императора Александра I] печальным и своеобразным реквиемом. // Герцен. Исторические очерки //.* *

Словарь музыкальных терминов

(от лат. requies — покой) — траурная заупокойная месса, по­священная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII—XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведе­ние для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини, Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Музыкальное произведение для траурной церемонии.

Эстетика. Энциклопедический словарь

жанр многочастного музыкального произведения траурно-заупокойного характера, возникший в католической культуре. Название жанра произошло от начальных слов текста «Requiem aeternam» («вечный покой») Исполняется на латинском языке солистами капеллы в сопровождении хора, органа и оркестра. Включает, как правило, пять частей: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3) Domine, 4) Sanctus, 5) Agnus Dei. В новое время под влиянием процесса секуляризации жанр реквиема устратил свой сугубо церковно-ритуальный характер. Развитие светского музыкального творчества и распространение концертного исполнительства привело к тому, что, во-первых, старинные реквиемы стали исполняться музыкантами вне храмов, перед светской публикой, а во-вторых, в жанре реквиема стали пробовать свои силы композиторы, чье творчество имело внецерковную направленность. Даже если они при создании реквиема выполняли конкретный заказ определенного лица, желавшего почтить память умершего, близкого ему человека, то и в таких случаях значимость музыкального произведения выходила за конфессиональные рамки. Так обстояло дело с реквиемами В. Моцарта, Г. Берлиоза, Дж. Верди, вошедшими в сокровищницу мирового музыкального искусства. В русле той же тенденции секуляризации возник парадоксальный феномен, когда церковно-ритуальный по своей природе жанр привлекал внимание композиторов, далеких от христианства и даже более того, творивших в условиях узаконенного государственного безбожия («Реквием» Д. Кабалевского).

Лит.: Петрова А. Л. Реквием как философско-этическая концепция // Вестник научного атеизма. 1982, сб. 30.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

РЕКВИЕМ [ р э ], а, м.

1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р.

2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта.

Источник

Реквием

Слово «реквием» имеет как минимум два понятия.

Во-первых, реквиемом называется заупокойная служба в католической церкви, которая отправляется сразу после смерти человека. Она сопровождается распеванием религиозных текстов на латинском языке а капелла или позднее в сопровождении органа или оркестра. Во время службы поминали жизнь усопшего и выражали надежду на воскресение и вечную жизнь.

Во-вторых, реквием – это траурное музыкальное произведение, которое имеет установленное количество частей. Сам порядок частей реквиема определился примерно в XIV веке:

Коммунио и респонсорий представляют собой завершающую часть реквиема.

Сотни лет реквием представлял собой григорианский хорал, названный в честь Папы Григория I, или Григория Двоеслова, который считался автором основной массы религиозных католических песнопений.

Позднее мелодии церковного хорала, исполнявшиеся в унисон, стали обрабатываться композиторами для многоголосья и музыкального сопровождения.

Впервые реквием был создан композитором Гийомом Дюфаи, но, к сожалению, он не дошел до наших времен. Поэтому первым автором записанного реквиема считается Иоанн Окегем (приблизительно 1450 г.). Однако, произведение Окегема не совсем строго придерживается традиционной структуры реквиема, поскольку содержит и принадлежащую обычной мессе часть – «Credo».

Очень многие композиторы стали писать драматическую музыку уже не для исполнения в церкви, а для звучания в концертных залах. Всем известно творчество Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Джованни Пьерлуиджи Палестрины, Гектора Берлиоза, Роберта Шумана, Иоганнеса Брамса, Джузеппе Верди, Габриэля Урбена Форе, Антонина Дворжака, Ференца Листа, Михаэля Гайдна, Генриха Шютца и многих других композиторов разных времен, писавших реквием.

Первый отечественный реквием был написан Осипом Козловским на религиозный латинский текст. Произведение Козовского исполнялось на похоронах польского короля в 1798 году в католической церкви Петербурга.

Кантата-реквием советского композитора Александра Дмитриевича Кастальского под названием «Братское поминовение героев, павших в великую войну» посвящено жертвам Великой Отечественной войны и содержит песнопения народов, пострадавших от фашистской Германии. Произведение Кастальского стало известно во всем мире и получило название «Русский реквием».

Таким образом, с течением времени реквием перестал обозначать только траурные религиозные песнопения, сопровождающие поминальную католическую службу. Он преобразовался в большое самостоятельное произведение драматического характера.

Традиционные части реквиема использовались вариативно: некоторые опускались или заменялись музыкальными частями из других религиозных обрядов. Сначала использовались только оригинальные религиозные тексты (на латинском языке), а затем стали использовать переводы на родной язык композитора или же вовсе отходили от религиозных текстов и включали в свои произведения стихи и поэмы известных поэтов.

Происхождение слова

Слово «реквием» в переводе с латинского языка означает «покой», «упокоение». Поминальный обряд сопровождался многоголосым хоровым пением на латинском языке. Литургическая месса открывалась интроитом, первая фраза которого начиналась со слов «Requiem aeternam dona eis, Domine». Затем реквиемом стали называть музыкальные и художественные сочинения траурного характера.

Когда, в каких случаях, и кем оно употребляется

В настоящее время помимо заупокойной католической мессы и музыкального произведения траурного характера реквиемом называются очень много произведений самых различных жанров: это художественные фильмы (советская психологическая драма о военной Эстонии, снятая на студии «Таллинфильм»; фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмидта об изгнании дьявола), поэтические произведения Анны Ахматовой, Марины Цветаевой; роман Александры Марининой; религиозный Санкт-Петербургский журнал; картина-триптих Валерия Балабанова; альбомы различных музыкальных групп («Тhe Autumn Offering» (2009), «Bathory» (1994), «Killing Joke» (2009) и др.) и альбомы и песни певцов-исполнителей (Джона 5, Карла Дженкинса, Аллы Пугачевой и др.).

Этот перечень можно продолжать и продолжать. Пока есть сама жизнь, в ней присутствует трагедия одного человека или целого народа. Реквием – это язык скорби, траура и горя.

Синонимы

В связи с тем, что слово «реквием» имеет два значения, то и их слова-синонимы также различны.

Так, у реквиема в значении «заупокойная служба» существуют синонимы «месса» и «поминальная служба». Кроме того, близкими по смыслу можно назвать следующие слова: богослужение, всенощная, бдение, священнодействие, богомолье, литургия, панихида, обряд, молебен.

У реквиема в значении «музыкальное произведение» синонимами можно назвать такое словосочетание, как «церковное песнопение».

Примеры употребления

Примерами употребления слова «реквием» могут служить следующие предложения:

Источник

Реквием

Содержание

История

Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст. Основа католического реквиема — секвенция «Dies Irae», написанная францисканским монахом Томмазо да Челано в XIII веке; позже к ней были добавлены Introitus, Kyrie, Offertorium и Sanctus.

Со второй половины XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру, — это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие сочинения не принадлежат к числу часто исполняемых, — например, реквиемы Ф. Листа, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, А. Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах.

В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу — как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как например Реквием Дж. Верди и Немецкий реквием И. Брамса; Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя.

В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.

К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.

В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).

Структура канонического реквиема

I. INTROITUS — Requiem aeternam dona eis, Domine (Вечный покой даруй им, Господи)

II. KYRIE — Kyrie eleison (Господи, помилуй; как и в обычной мессе, единственная часть на греческом языке).

1. Dies irae (День гнева) 2. Tuba mirum — Tuba mirum spargens sonum (Трубы удивительный звук пронесется) 3. Rex — Rex tremendae majestatis (Царь ужасающего величия) 4. Recordare — Recordare, Jesu pie (Вспомни, Иисусе милосердный) 5. Confutatis — Confutatis maledictis (Посрамив нечестивых) 6. Lacrimosa — Lacrimosa dies illa (Полон слез тот день)

1. Domine — Jesu Domine Jesu Christe, Rex gloriae (Господи Иисус Христос, Царь славы) 2. Hostias — Hostias et preces tibi, Domine (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)

1. Sanctus — Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth! (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф) 2. Benedictus — Benedictus, qui venit in nomine Domini (Благословен, грядущий во имя Господня)

VI. AGNUS DEI — Agnus Dei, qui tollis peccata mundi (Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира)

1. Lux aeterna — Lux aeterna luceat eis, Domine (Да светит им вечный свет, Господи) 2. Libera me — Libera me, Domine, de morte aeterna in die (Избавь меня, Господи, от вечной смерти)

Кроме того, оригинальный текст включал в себя Graduale: Requiem aeternam (частично повторяющий первую часть), Tractus, Pie Jesu (повторяющий последние строки Lacrimosa) и в качестве заключительной части — In Paradismus (В раю).

Композиторы, писавшие реквиемы на канонический текст, обычно опускали те или иные его части. Например, в Реквиеме до минор Керубини присутствуют Graduale и Pie Jesu, опущенные Моцартом и Верди, но отсутствует (как и у Моцарта) Libera me, венчающая Реквием Верди. Во всех перечисленных сочинениях, как и во многих других, отсутствует часть In Paradismus, — Габриэль Форе, напротив, полностью опустил Секвенцию (за Kyrie eleison у него сразу следует Offertorium), но включил Pie Jesu, Libera me и In Paradismus.

Наиболее известные Реквиемы

Реквиемы в других видах искусства

Источник

РЕКВИЕМ

реквием м. 1) Заупокойное католическое богослужение. 2) Многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.

К ст. Растрелли В. В. 1. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748-54. 2. Дворцовая церковь в Петродворце. 1747-52. 3. Фрагмент Большого зала Большого (Екатерининского) дворца в г. Пушкине. 1752-57. 4. Парадная лестница Большого дворца в Петродворце. 1747-52. (Фото 1940.) 5. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749-57. 6. Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743-54 (совместно с М. Г. Земцовым).

К ст. Резцовая гравюра. 1. М. Раймонди. «Лукреция». 1510. 2. А. Мантенья. «Вакханалия с винной бочкой». 2-я пол. 15 в. 3. Б. Бехам. Портрет Леонхарда фон Эка. 1527. 4. М. Шонгауэр. «Искушение св. Антония». Ок. 1471-73. 5. Лука Лейденский. «Ламех и Каин». 1524. 6. А. Дюрер. «Морское чудище». Ок. 1500. 7. А. Г. Ухтомский. «Вид дворца в Павловске». С картины С. Ф. Щедрина. 8. И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Ок. 1727-30. 9. М. И. Махаев. Портрет первого русского солдата Бухвостова. После 1728.

К ст. Рейкьявик. 1. Общий вид. 2. Альтинг (парламент). 1880-81. Архитектор Ф. Мельдаль. 3. Национальная библиотека. 1908. Архитектор М. Нильсен. 4. Памятник Ингольфру Арнарсону. 1907. Скульптор Эйнар Иоунссон. 5. Музей Асмундура Свейссона. 1944. Архитектор Асмундур Свейссон. 6. Многоквартирный дом секционного типа на улице Миклабрейт. 1958. Архитектор Сигвальди Тордарсон. 7. Административное здание. 1960-е гг. 8. Отель «Сага». 1962. Архитектор Халдор Йонссон.

К ст. Рельеф. 1. Ассирийский рельеф «Царь и бог» из дворца Ашшурнасирпала II в Кальху. Известняк. 883-859 до н. э. 2. Древнеегипетский рельеф с изображением полевых работ. Известняк. Сер. 3-го тысячелетия до н. э. Лувр. Париж. 3. Скопас. «Амазономахия». Фрагмент рельефного фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н. э. 4. Л. Гиберти. «Жертвоприношение Авраама». Рельеф для северных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1401-02. Национальный музей. Флоренция. 5. «Тайная вечеря». Рельеф на ограде западного хора собора в Наумбурге. Камень. Около 1250-60. 6. Ф. П. Толстой. Рельефный медальон «Бой при Малом Ярославле». Воск. Около 1818. Русский музей. Ленинград. 7. Дж. Манцу. «Смерть насильственная». Эскиз рельефа для «Врат смерти» собора св. Петра в Риме. Гипс. 1947-64. 8. К. Менье. «Индустрия». Рельеф для «Памятника труду» в Брюсселе. Бронза. 1901. Музей Менье. Брюссель. 9. А. С. Голубкина. «Волна» («Пловец»). Рельеф над входом Московского Художественного театра. Гипс. 1901. 10. Г. А. Дауман, М. Г. Шварцман. «Обуздание атомной энергии». Фрагмент рельефа в вестибюле Московского инженерно-физического института. Цемент и смальтовая мозаика. 1962.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *