Что такое реквизит основание
Понятие: реквизиты–основания, реквизиты-признаки, документ, массив.
Реквизиты-признаки характеризуют качественные свойства описываемого объекта (время и место действия, фамилия, имя, отчество исполнителя, наименование работы и т.д.). Реквизиты-основания дают количественную характеристику явлений, выраженную в определенных единицах измерения (сумма вклада в рублях, ставка налога в процентах и т.д.). Отдельно взятые реквизиты-признаки и реквизиты-основания экономического смысла не имеют, поэтому применяются только в сочетании друг с другом.
Например, показатель “запасы товаров – 2000 тыс. руб.” содержит реквизиты-признаки (запасы товаров, тыс. руб.) и реквизит-основание (2000).
(документ) – зафиксированная на материальном носителе экономическая информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Документ строится на основе показателей. Документы, используемые в процессе управления, планирования и учета, могут включать один или несколько показателей с обязательным указанием лица, ответственного за содержащуюся в них информацию.
Являясь материальным носителем информации, документ выступает как средство закрепления информации различным способом, на различном материале.
Документально фиксированная информация – это не обязательно документ в обычном понимании. Документ – любой носитель фиксированной информации, обеспечивающий возможность ее последующего считывания без серьезных потерь, ее хранения, обработки, поиска, передачи, возможность обращения в документальных системах.
Документ призван отвечать предъявляемым к нему юридическим требованиям, быть удобным для ручной и машинной обработки, содержать нужные данные как количественного, так и качественного характера, позволять вносить требуемые изменения.
Группа однородных документов, объединенных по определенному признаку (например, отчетному периоду), составляет информационный массив (файл). Файл является основной структурной единицей при автоматизированной обработке. Запись информации в память ПК осуществляется по файлам, где выделяют файлы постоянной и переменной информации. Массивы по различным признакам могут объединяться в потоки, используемые при решении различных комплексов задач управления. Отметим, что информационный массив является основной структурной единицей при автоматизирован- ной обработке экономической информации. Запись информации в память компьютера осуществляется по файлам, где выделяют файлы постоянной и переменной информации. Информационные массивы по различным признакам могут объединяться в информацион- ные потоки, используемые при решении различных комплексов задач управления. Отношение информации к той или иной функции управления даѐт основание выде- лить сложную структуру информации как информационную подсистему. Информационная система, включающая информационную базу, охватывает всю информацию экономического объекта и является структурной единицей высшего уровня. При обработке информации реквизиты-признаки и реквизиты-основания часто называют данными.
Информационные революции.
Первая революция связана с появлением устной речи. Что дало возможность общения между людьми и привело к развитию процессов передачи информации.
Вторая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующими поколениям. Революционное развитие получили процессы хранения и передачи информации.
Третья революция (середина XV в.) вызвана изобретением книгопечатного станка, который привел к появлению книгопечатания, что радикальным образом изменило общество, культуру и экономику всего мира. Развитие продолжилось
для процессов хранения и передачи информации, однако, по сравнению с предыдущим этапом революционность заключалась в массовости приобщения людей через информацию в книгах к мировому опыту и культуре.
Четвертая революция (конец XIX в.) обусловлена открытием электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио и др. устройства, позволяющие оперативно передавать информацию. Кардинально на новый уровень вышел процесс передачи информации.
Пятая и шестая революции (40-70-е годы XX в.) связаны с изобретением ЭВМ и микропроцессорных технологий, ставших технологической базой персональных компьютеров. Впервые в одном устройстве соединилась возможность реализации всех информационных процессов и массовость их применения. Развитием компьютерных технологий на современном этапе являются цифровые технологии и нанотехнологии.
Седьмая революция (50-е годы XX в.) связана с информатизацией общества.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Что такое реквизит основание
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 августа 2016 г. N 976-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 2.058-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения в электронной форме реквизитной части электронных конструкторских документов на изделия машиностроения и приборостроения, предусмотренных стандартами Единой системы конструкторской документации.
На основе настоящего стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, учитывающие особенности выполнения реквизитной части электронных конструкторских документов на изделия конкретных видов техники в зависимости от их специфики.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.053-2013 Единая система конструкторской документации. Электронная структура изделия. Общие положения
ГОСТ 2.102-2013 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.103-2013 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки
ГОСТ 2.104-2006 Единая система конструкторской документации. Основные надписи
ГОСТ 2.503-2013 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
ГОСТ 7.75-97 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименований языков
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52292, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 реквизит электронного документа (реквизит): Идентифицированный элемент данных, содержащий сведения о документе.
3.2 составной реквизит: Реквизит, включающий в себя другие реквизиты.
4 Основные положения
4.1 Реквизитная часть (РЧ) электронного конструкторского документа (ДЭ) состоит из структурированной совокупности реквизитов.
4.2 РЧ ДЭ следует выполнять одним из следующих способов:
— в файле документа одновременно с содержательной частью;
— в виде отдельного файла.
4.3 Способ выполнения РЧ ДЭ, если не указан в техническом задании, следует устанавливать стандартом организации-разработчика (как правило, головного исполнителя опытно-конструкторской работы (ОКР)).
4.4 Реквизиты ДЭ подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся реквизиты, общие для всех видов ДЭ и необходимые для идентификации ДЭ и обмена ДЭ между организациями.
К дополнительным относятся реквизиты, зависящие от вида документа (см. ГОСТ 2.102), способа выполнения РЧ (см. 4.2), особенностей системы электронного документооборота организации и требований заказчика.
Применение и номенклатура дополнительных реквизитов устанавливаются стандартом организации. Для ДЭ на изделия, разрабатываемых по заказу Министерства обороны, номенклатуру дополнительных реквизитов следует согласовывать с заказчиком (представительством заказчика).
Для обозначения обязательности применены следующие условные обозначения:
4.6 Номенклатура и правила выполнения составных реквизитов (основных и дополнительных) приведены в приложении В.
4.8 Допускается кроме указанных в настоящем стандарте вводить в РЧ ДЭ реквизиты, установленные нормативными документами организации.
Для ДЭ на изделия, разрабатываемых по заказу Министерства обороны, номенклатуру таких реквизитов ДЭ следует согласовывать с заказчиком (представительством заказчика) либо не включать в РЧ ДЭ, передаваемый внешним организациям.
4.9 Все стороны, участвующие в разработке и обращении ДЭ (как правило, в рамках программы (проекта), ОКР и т.п.), должны быть обеспечены средствами для работы с ДЭ.
Примеры выполнения РЧ ДЭ в виде отдельного файла приведены в приложении Г.
4.10 Порядок и правила формирования, визуализации и обработки РЧ ДЭ устанавливают стандартом организации в соответствии с принятым способом выполнения и используемыми программными средствами.
Приложение А
(обязательное)
Номенклатура основных реквизитов
Номенклатура основных реквизитов, идентификаторов реквизитов и их обязательность (кратность) вхождения в РЧ приведены в таблице А.1.
Распорядительные документы: что про них нужно знать
Распорядительные документы входят в состав организационно-распорядительной документации и составляются каждым из работодателей. Подробнее о месте, роли, видах, составе и правилах оформления распорядительных документов — в нашем материале.
Назначение распорядительных документов и их виды
При ведении своей деятельности работодателю приходится руководствоваться не только нормами действующего законодательства, но и создаваемыми им самим документами. Такие документы называются организационно-распорядительной документацией.
В составе организационно-распорядительной документации выделяются 2 группы документов:
Примером организационных документов служат внутренние нормативные акты, разработка которых обязательна для каждого работодателя (кроме работодателей-физлиц и микропредприятий). В таких документах содержится набор норм, выбранных работодателем из законодательно установленных (если выбор допустим) или самостоятельно разработанных им (для правил, отсутствующих в законодательстве или улучшающих его положения) для применения в текущей деятельности. Действие организационных документов обычно распространяется на весь трудовой коллектив.
В отличие от организационно документа, имеющего обобщающий характер, распорядительный документ всегда конкретно указывает кто именно, что именно, в какие сроки и в силу каких причин должен сделать. При этом такой документ может:
К числу коллегиально принимаемых распорядительных документов относятся постановления и решения. Документы, создаваемые единоличным исполнительным органом, — это приказы, распоряжения, указания, но может иметь место и решение, если, например, оно принимается единственным учредителем.
Единоличное руководство позволяет обеспечить наибольшую оперативность в принятии решений. А вместе с ним наиболее востребованным становится такой распорядительный документ как приказ, по отношению к которому распоряжения и указания обычно играют вспомогательную роль.
Реквизиты, обязательные для распорядительных документов
И организационная, и распорядительная документация обязательны для исполнения. Но лишь распорядительный документ, требующий осуществления определенных действий в конкретной ситуации, имеет характер первичного документа, позволяющего отразить связанное с ним событие в числе подлежащих учету хозяйственных операций.
Соотнесение распорядительной документации с первичными документами делает обязательным для нее выполнение требований, установленных ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении обязательного набора реквизитов. В каждом распорядительном документе должны присутствовать:
При этом определенных требований к бланкам, используемым для оформления распорядительных документов, нет. Исключение — организации бюджетной сферы, для которых большинство действий регламентировано отдельными положениями законодательства (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Работодатели, не относящиеся к бюджетникам, вправе принять решение о применении ряда приказов, имеющих унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом. Положительной стороной в вопросе применения таких форм является присутствие в них специально выделенных полей для заполнения необходимых реквизитов.
Во всех остальных случаях бланк распорядительного документа работодателем разрабатывается самостоятельно с включением в него обязательных реквизитов. Однако наличие обязательных реквизитов еще не делает такой документ оформленным по всем правилам. Такие реквизиты необходимо правильно расположить в документе.
Общие правила оформления организационно-распорядительной документации
Правила размещения реквизитов в организационно-распорядительных документах содержит ГОСТ Р 7.0.97-2016 (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст).
Общие для таких документов правила оформления, имеющие значение для распорядительной документации, предусматривают:
В документе могут размещаться — посредине его верхнего поля над реквизитами создателя документа (такие реквизиты всегда центрируются):
Название организации, составившей документ, приводится в соответствии с учредительными документами — полностью и в сокращенном виде, если такой вариант названия предусмотрен. Сокращенное название располагается в скобках под полным. Над названием составителя может размещаться полное или краткое наименование вышестоящей организации (если она есть). При необходимости под названием составителя может появиться наименование его обособленного подразделения.
Ниже названия составителя (тоже по центру) располагается название созданного им документа. Его обязательно сопровождают дата подписания (день, месяц, год) и регистрационный номер. Месяц в дате может быть указан либо цифрой (тогда дата представляет собой набор цифр, разделяемых точками), либо прописью (в этом случае после номера года ставится буква «г» с точкой). Регистрационный номер соответствует порядковому номеру документа и может включать дополнительные шифры, отвечающие классификатору, разработанному работодателем для номенклатуры дел.
В прилагаемых к ГОСТ образцах распорядительных документов его дата размещается у границы левого поля, на том же уровне у границы правого поля располагается регистрационный номер, а информация о месте составления приводится строкой ниже и центрируется.
При наличии в документе информации для ограниченного круга пользователей в нем может появиться гриф ограничения («Конфиденциально», «Для служебного пользования», «Коммерческая тайна»), проставляемый в правом верхнем углу первого листа у границы верхнего поля и сопровождаемый (при необходимости) дополняющими сведениями (например, номером экземпляра документа).
Особенности оформления, значимые для распорядительных документов
В распорядительных документах под реквизитами у левой границы его поля (но допускается и его центрирование) размещается заголовок к тексту, кратко отражающий содержание этого текста. Заголовок должен отвечать на вопрос «О чем?» и начинаться с предлогов «О» или «Об». В коротких документах (4-5 строк) такой заголовок может отсутствовать.
Основной текст документа начинается с отсылки к причине его появления (при этом ссылки на нормы законодательства, положения ранее введенных в действие организационных и распорядительных документов даются с указанием реквизитов соответствующих документов) и отражающего суть распорядительного документа ключевого слова:
К распорядительному документу могут предусматриваться приложения. Упоминание их в тексте сопровождается сделанной в скобках пометкой «Приложение», рядом с которой при необходимости указывается его номер (в том числе со значком номера).
На самом приложении (в правом верхнем углу на первом его листе) появляется запись, отражающая его статус, номер и реквизиты документа, к которому относится приложение, с указанием в числе этих реквизитов названия составителя распорядительного документа («Приложение №. к. »). Если приложение относится к числу утверждаемых распорядительным документом, то сделанная на нем запись после слова «Приложение» (с его номером) будет содержать слово «Утверждено» («Утверждено приказом. »).
Отдающее распоряжение лицо (лица) должно собственноручно подписать распорядительный документ, при этом обязательно расшифровываются его должность (она на листе располагается у левой границы листа, но может и центрироваться) и приводится фамилия с инициалами (у правой границы листа). Инициалы здесь ставятся перед фамилией. Подпись располагается между записями о должности и Ф. И. О. или на одной строке с Ф. И. О., если название должности располагается по центру листа. Название должности может сопровождаться указанием наименования составителя документа, если документ оформлен не на разработанном им бланке. Если распорядительный документ составлен коллегиально, то на нем будут проставлены подписи соответствующего числа лиц, при этом располагаться они будут с учетом иерархии занимаемых должностей.
Если фактическое подписание уже подготовленного для этого документа осуществляет иное лицо, то сведения о его должности и Ф. И. О. в распорядительный документ нужно внести от руки, зачеркнув данные, относящиеся к лицу, за которого выполняется подписание. В документе, подписанном электронной подписью, отметке о таком способе подписания должна располагаться на месте обычной подписи, хорошо читаться, не заходить на текст документа и не перекрывать отметки о других электронных подписях. Подлинность подписи может заверяться печатью, которая проставляется так, чтобы не перекрывать подпись.
Распорядительный документ может иметь отметку о фактическом исполнителе, содержащую его Ф. И. О. и номер телефона. Возможно дополнение этих данных названием занимаемой им должности, наименованием подразделения и адресом электронной почты. Варианты размещения этой отметки:
При изготовлении заверенной копии распорядительного документа или выписки из него отметка (она может делаться с помощью штампа), подтверждающая соответствие содержания, проставляется под местом подписания документа и формируется из слова «Верно», должности, подписи, расшифровки этой подписи и даты заверения. При передаче такой копии стороннему лицу запись о заверении дополняется печатью.
Глава 4. Оформление реквизитов документов
Глава 4. Оформление реквизитов документов
ГОСТом Р 6.30-2003 установлены единые правила оформления служебных документов, выполнение которых обеспечивает юридическую силу, оперативное и качественное составление и исполнение, организацию быстрого поиска документов.
4.2. Для Администрации города устанавливается следующий состав реквизитов:
изображение герба города (01);
наименование органа местного самоуправления, муниципальной должности (02);
код организации (03);
основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (04);
идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (05);
код формы документа (06);
наименование органа Администрации города (07);
справочные данные об органе Администрации города (08);
регистрационный номер документа (11);
ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта (12);
место составления (принятия) документа (13);
гриф утверждения (15);
указание по исполнению документа (16);
наименование (заголовок) документа (17);
отметка о контроле документа (18);
текст документа (19);
отметка о наличии приложений (20);
подпись должностного лица (21);
гриф согласования (22);
отметка о заверении копии (25);
отметка об исполнителе (26);
отметка об исполнении документа (27);
отметка о поступлении документа (28);
идентификатор электронной копии документа (29);
отметка о конфиденциальности (30).
4.3. Правила оформления реквизитов:
4.3.1. Изображение герба города (реквизит 01) помещается на бланках документов в соответствии с Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.06.2006 N 112 «О положении о гербе города Нижний Тагил» и пункта 3.6. настоящей Инструкции.
4.3.2. Наименование органа местного самоуправления города (реквизит 02) (Администрация города Нижний Тагил), муниципальной должности (Глава города Нижний Тагил), помещаемое на бланках документов, должно полностью соответствовать наименованию, установленному Уставом города.
4.3.3. Код организации (реквизит 03) проставляют по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
Код организации служит для ускорения передачи документированной информации по каналам электронной связи и сокращения количества возможных ошибок, возникающих при передаче длинных и сложно воспринимаемых названий организаций. Код является элементом электронной идентификации документа.
ОКПО проставляется в бланках документов в составе справочных данных.
4.3.4. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (реквизит 04) проставляют на основании документов, выдаваемых налоговыми органами в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации юридических лиц.
ОГРН проставляется в бланках документов в составе справочных данных.
4.3.5. Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (реквизит 05) проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами. Идентификационный номер входит в состав справочных данных об организации наряду с кодом по ОКПО и ОГРН.
4.3.6. Код формы документа (реквизит 06) проставляют по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД).
Код формы документа служит для ускорения передачи документированной информации по каналам электронной связи и сокращения количества возможных ошибок и является элементом идентификации документа, а также одним из средств достижения информационной совместимости документационных систем.
Код формы документа проставляется при использовании в организации унифицированных форм документов, включенных в ОКУД (например: акт, справка, записка, сводка, отзыв, протокол, список, извещение).
На бланках писем, инструкций, заявлений код формы не проставляется.
4.3.7. Наименование органа Администрации города (реквизит 07), помещаемое на бланках, должно полностью соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах. Орган Администрации города должен иметь полное и может иметь сокращенное наименование.
Сокращенное наименование приводят в тех случаях, если оно закреплено в учредительных документах. Сокращенное наименование (в скобках) на бланке помещают ниже полного или за ним, например:
Если документ подготавливается совместно двумя и более органами Администрации города, то наименования организаций печатается на чистом листе бумаги. При систематической подготовке совместных документов для них может изготавливаться бланк. Наименования органов одного уровня располагают на одном уровне. Наименования организаций разного уровня располагают друг над другом.
4.3.8. Справочные данные (реквизит 08) указываются на бланках (шаблонах) служебных писем и включают в себя: почтовый адрес (указывается в следующем порядке: наименование улицы, номер дома, наименование населенного пункта, почтовый индекс), номер телефона, номер факса, официальный адрес электронной почты, Интернет-адрес органа Администрации города.
4.3.9. Виды документов (реквизит 9) устанавливаются Уставом города, положениями об органах Администрации города, иными муниципальными правовыми актами и должны соответствовать ОКУД. Например, распорядительными документами Администрации города, в соответствии с Уставом города, являются постановления, распоряжения и приказы.
Вид документа не указывается в служебных письмах.
Все служебные отметки на документе, связанные с его прохождением и исполнением, должны датироваться и подписываться. Дата документа проставляется должностным лицом, подписывающим, утверждающим или визирующим документ.
При подготовке проекта документа печатается только обозначение месяца и года.
Способ написания даты зависит от характера документа: в документах, определяющих права граждан и организаций, а также содержащих сведения финансового характера, используется словесно-цифровой способ оформления даты, например: 26 апреля 2015 года.
4.3.11. Регистрационный номер документа (реквизит 11) состоит из его порядкового номера, который может дополняться буквенным обозначением наименования документа, должности (или фамилии) подписавшего, индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др.
Регистрации подлежат все создающиеся в организации документы и поступающие от других организаций и физических лиц.
Регистрационный номер является обязательным реквизитом каждого документа.
Регистрация документа заключается в записи необходимых сведений о документе в регистрационные формы, присвоении документу соответствующего регистрационного номера и проставлении его непосредственно на документе.
Регистрационный номер документа, изданного двумя и более авторами (органами), состоит из разделенных косой чертой регистрационных номеров, присвоенных авторами документа и расположенных в последовательности, соответствующей обозначению наименований органов в заголовочной части документа
4.3.12. Ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта (реквизит 12) включает в себя исходящий номер и дату документа, на который должен быть дан ответ.
Ссылка на исходящий номер используется преимущественно при оформлении писем, которые являются ответами на поступивший запрос (письмо, заключение и т.п.). Сведения в реквизит переносятся с поступившего документа и соответствуют исходящему номеру и дате поступившего документа адресанта.
Наличие этого реквизита исключает необходимость упоминания номера и даты поступившего документа в тексте письма, что освобождает текст от чисто вспомогательной, справочной информации.
4.3.13. Место составления (принятия) документа (реквизит 13) указывают в том случае, если затруднено его определение по реквизитам «Наименование организации» и «Справочные данные об организации». Данный реквизит указывается при составлении протокола выездного совещания, выездного заседания консультативно-совещательного органа.
Место составления (например, название населенного пункта) указывают с учетом принятого административно-территориального деления, оно включает в себя только общепринятые сокращения.
В письме место издания помещается в реквизите «Справочные данные об организации».
4.3.14. В качестве адресата (реквизит 14) могут быть организации, их структурные подразделения, должностные или физические лица.
Документы адресуют в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, их структурные подразделения, должностным лицам, гражданам.
Реквизит «Адресат» размещается в правом верхнем углу первой страницы документа, начинается с прописной буквы. Строки реквизита выравниваются по левой границе, отведенной для данного реквизита, установленной на расстоянии 80 мм от правой границы текстового поля документа. При написании реквизита «Адресат» не используются курсив и выделение текста полужирным шрифтом.
При направлении документов в организацию, ее структурному подразделению без указания должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже, например:
При направлении документа руководителю наименование государственного органа, органа местного самоуправления, организации входит в наименование должности адресата; наименование должности и фамилия указываются в дательном падеже и отделяются друг от друга дополнительным межстрочным интервалом, например:
При направлении документа должностному лицу инициалы ставятся перед фамилией и отделяются от фамилии пробелом, при направлении документа гражданину его инициалы ставятся после фамилии.
При направлении документа в несколько однородных организаций их следует указывать обобщенно, например:
Документ не должен иметь больше трех адресатов. Слово «копия» перед вторым и третьим адресом не указывается. Каждый из трех экземпляров должен быть подписан. При направлении документа более чем в три адреса составляется указатель рассылки, а на каждом экземпляре документа указывается только один адрес.
К экземпляру документа, остающегося в Администрации города, прилагается указатель рассылки.
При направлении служебного письма в организацию указываются ее наименование через одинарный межстрочный интервал, затем почтовый адрес, который отделяется от наименования организации одним дополнительным межстрочным интервалом, например:
При направлении служебного письма гражданину указываются фамилия и инициалы получателя, затем почтовый адрес через одинарный межстрочный интервал, например:
Почтовый адрес в составе реквизита «Адресат» указывается в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» и указанной в пункте 4.3.8 настоящей Инструкции.
Почтовый адрес не указывается в документах, направляемых в высшие органы государственной власти, государственные органы Свердловской области, постоянным корреспондентам.
4.3.15. Гриф утверждения документа (реквизит 15) печатается в правом верхнем углу проекта документа от границы верхнего поля через одинарный межстрочный интервал с применением флагового расположения строк. Строки грифа выравниваются по левой границе, отведенной для данного реквизита, установленной на расстоянии 80 мм от правой границы текстового поля.
При утверждении проекта документа должностным лицом гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ» (прописными буквами без кавычек и двоеточия), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (оформляется цифровым способом), например:
Допускается в реквизите «Гриф утверждения документа» центрировать элементы относительно самой длинной строки, например:
При утверждении проекта документа несколькими должностными лицами их подписи располагаются на одном уровне.
Перечень документов, подлежащих утверждению, изложен в Приложении N 6 к настоящей Инструкции.
4.3.16. Указание по исполнению документа (реквизит 16), может оформляться непосредственно на документе (в заголовочной части документа) или на отдельном листе бумаги и в электронном виде в СЭД.
Указание по исполнению (резолюция) включает: инициалы и фамилию исполнителя, содержание поручения, срок его исполнения, подпись руководителя и дату подписания указания (оформляется цифровым способом). Срок исполнения поручения указывается в форме даты, инициалы исполнителей могут проставляться перед фамилией, например:
На документах, не требующих указаний по исполнению и имеющих типовые сроки исполнения, или в которых срок указан в тексте самого документа, в резолюции указывается только исполнитель, порядок подготовки вопроса, подпись автора резолюции, дата.
В случаях, когда указание по исполнению дается двум или нескольким лицам, равным по должности, ответственным исполнителем является лицо, указанное в поручении первым. Ему предоставляется право созыва соисполнителей и координации их работы.
Ответственный исполнитель и соисполнители вправе давать поручения в виде резолюции лицам, непосредственно им подчиненным.
Указание по исполнению документа может быть оформлено на специальном бланке поручения руководителя формата А6 в соответствии с пунктом 7.11. настоящей Инструкции. В этом случае на резолюции ставится номер и дата документа, к которому относится указание.
4.3.17. Наименование (заголовок) документа (реквизит 17) отражает его краткое содержание. Заголовок должен быть согласован с наименованием вида документа. Заголовок может отвечать на вопросы: о чем? (о ком?), например:
Заголовок к тексту документа составляется автором проекта документа. Заголовок проекта документа оформляется под реквизитами бланка, печатается через одинарный межстрочный интервал. Точка в конце заголовка не ставится.
В проектах правовых актов наименование правового акта оформляется полужирным шрифтом Times New Roman размером 14 через одинарный межстрочный интервал, печатается по ширине страницы над содержательной частью правового акта центрованным способом.
К документам, оформленным на бланках форматов А5, А6 с текстом не более семи строк (телеграммы, извещения) заголовок не составляется.
4.3.18. Отметка о контроле документа (реквизит 18) обозначает, что документ поставлен на контроль.
Контролю подлежат все зарегистрированные документы, требующие исполнения.
Сроки исполнения документа устанавливаются в соответствии со сроками, обозначенными законодательством, организацией, направившей поручение или просьбу, распорядительным документом или резолюцией руководителя организации.
Срок проставляется в форме даты завершения исполнения.
Отметку о контроле за исполнением документа обозначают буквой «К», словом или штампом «Контроль» на наиболее важных документах, а также проставлением знака в установленном месте в карточке при подготовке документа с использованием системы электронного документооборота.
В соответствии с видом документа выбираются композиционная структура, стиль изложения и языковые средства.
Текст документа составляют на русском языке.
Тексты документов, направляемых зарубежным партнерам, могут составляться на языке страны адресата, на государственном (русском) или английском языке.
Текст документа может быть представлен в форме связного текста, анкетной формы, таблицы или сочетания этих форм.
Сплошной связный текст документа содержит грамматически и логически согласованную информацию об управленческих действиях.
Текст может подразделяться на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы и подразделы могут иметь заголовки (подзаголовки).
Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками с точкой на конце.
Текст, как правило, состоит из двух частей. В первой, констатирующей части, указываются причины, основания, цели составления документа. В этой части при необходимости могут быть названы изданные нормативные правовые акты или другие документы по данному вопросу, указываются их реквизиты по следующей схеме: название вида документа, автор, дата, регистрационный индекс, заголовок.
Во второй части излагаются решения, поручения, распоряжения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации.
При подготовке документов, составленных по однотипным, повторяющимся ситуациям (приказы по личному составу, договоры о передаче документов на государственное хранение, акты об уничтожении документов), рекомендуется разрабатывать унифицированные формы с трафаретным текстом. Возможно использование базы данных «текстовых шаблонов».
Тексты документов, регулирующих деятельность в Администрации города (положение, должностная инструкция и т.д.), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.
Каждый абзац текста начинается с абзацного отступа, расстояние которого составляет 1,25 см от левой границы текстового поля.
В случаях, когда абзацы следуют в тексте после двоеточия, их начало оформляется без тире и иных символов, их отделяют друг от друга с помощью точки с запятой.
При необходимости применения в тексте документа сноски ее располагают в конце страницы. При этом сноску отделяют от текста короткой сплошной тонкой горизонтальной линией с левой стороны текстового поля. Сноску выделяют уменьшенным размером шрифта, печатают с абзацного отступа, после символа сноски ее текст печатается с прописной буквы, в конце текста ставится точка.
Знак сноски (звездочка или цифра) ставят непосредственно после того слова или числа, к которому дается пояснение, а также перед поясняющим текстом.
При изложении текста могут быть использованы таблицы, например:
Боковик (графа для заголовков)
К таблицам, имеющим книжную ориентацию, применяются те же параметры страницы, что и к тексту документа.
Слово «Таблица» печатают строчными буквами, за исключением первой буквы. При размещении в тексте документа нескольких таблиц над каждой таблицей у правой границы текстового поля указывается слово «Таблица» с порядковым номером (без знака «N»). В пределах одного документа должна быть сквозная нумерация таблиц. Если в тексте документа приводится одна таблица, то ее не нумеруют и слово «Таблица» не указывают.
В многостраничных таблицах на первой странице обязательно проставляется нумерация граф, которая переносится на последующие страницы, а если таблица содержит большое число граф, то целесообразно переносить наименование граф на каждую последующую страницу.
Точки в заголовках и подзаголовках граф не ставятся.
Заголовки и подзаголовки граф и строк таблиц выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. В заголовках строк и граф таблицы употребляются только общепринятые условные обозначения. Заголовки и подзаголовки граф печатаются центрованным способом.
Заголовок к таблице пишется над таблицей центрованным способом. В конце заголовка точка не ставится.
Сокращение слов в заголовке таблицы и заголовках граф допускается в исключительных случаях.
В боковой графе таблицы текст каждой позиции должен начинаться с прописной буквы, точка и другие знаки препинания в конце текста не ставятся.
Единицы измерения в таблицах всегда пишутся в именительном падеже, во множественном числе. Единицы измерения следует писать над таблицей справа в скобках в том случае, когда все данные таблицы приводятся в одних единицах измерения. Если в графах таблицы используются различные единицы измерения, то их следует указывать после заголовка каждой графы после запятой. Если каждая позиция в боковой графе таблицы имеет свои единицы измерения, то их следует вынести в отдельную графу.
Цифровые и словесные показатели в таблице набирают на уровне первой строки боковика.
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы классы чисел во всей графе были расположены один под другим.
В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
В распорядительных документах органов Администрации города, должностных лиц используется форма изложения текста от первого лица единственного числа (постановляю, приказываю).
В распорядительных документах коллегиальных органов (постановлениях, решениях) используется форма изложения текста от третьего лица единственного числа (ПОСТАНОВЛЯЕТ, РЕШИЛ).
В совместных постановлениях или решениях двух и более организаций текст излагается от первого лица множественного числа (ПОСТАНОВИЛИ, РЕШИЛИ).
В протоколах (документах, фиксирующих ход обсуждения вопросов и принятия решений) постоянно действующих консультативных и совещательных органов используется форма изложения текста от третьего лица множественного числа (СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, РЕШИЛИ). Содержание выступлений излагается от третьего лица единственного числа.
Особенности подготовки и оформления текстов распорядительных и организационных документов, справочно-информационной и справочно-аналитической документации изложены в главах 5, 6, 7 настоящей Инструкции.
4.3.20. Отметка о наличии приложений (реквизит 20) используется при оформлении сопроводительных служебных писем, внутренних документов.
Отметка о наличии приложений оформляется под текстом от левой границы текстового поля, печатается с одинарным межстрочным интервалом и отделяется от текста одним дополнительным межстрочным интервалом. Если приложение названо в тексте документа, в отметке о наличии приложений указывается только количество листов и количество экземпляров приложения, например:
Если документ имеет приложение, не названное в тексте, то указывается наименование приложения, количество листов и количество экземпляров приложения. При наличии нескольких приложений они нумеруются, например:
Если к документу прилагается документ, также имеющий приложение, то в отметке о наличии приложения указывается соответствующая информация и общее количество листов в приложении без количества экземпляров, например:
Если приложение сброшюровано, то в отметке о наличии приложений количество листов не указывается. Если название брошюры указано в тексте документа, то в отметке о наличии приложений указывается только количество экземпляров приложения, например:
Если в тексте документа нет ссылки на сброшюрованное приложение, то отметка о наличии приложения оформляется с указанием его наименования, например:
Если приложение рассылают не во все указанные в документе адреса, то в отметке о наличии приложений дополнительно указывается, в какой адрес оно направляется, например:
Если приложениями к сопроводительному письму являются документы, содержащие информацию конфиденциального характера, отметка о наличии приложения дополняется информацией о грифе документа, например:
Порядок оформления наличия приложений к распорядительным документам изложен в пункте 5.12 настоящей Инструкции.
4.3.21. Подпись должностного лица (реквизит 21) включает полное наименование должности, личную подпись (в документах, которые оформляются только в электронном виде, личная подпись не проставляется), инициалы и фамилию лица, подписывающего документ. Наименование должности указывается от левой границы текстового поля без абзацного отступа, инициалы и фамилия располагаются на уровне последней строки наименования должности с пробелом между инициалами и фамилией, последняя буква в фамилии ограничивается правым полем. Если наименование должности состоит из нескольких строк, то печатается через один межстрочный интервал, например:
При указании воинского (специального звания) или классного чина адресата необходимо указать классный чин должностного лица, подписавшего документ, например:
Во внутренних документах (докладные записки, заявления и т.п.) классные чины не указываются.
Подпись отделяется от предыдущего реквизита 3 межстрочными интервалами.
На бланке поручения руководителя наименование должности в подписи должностного лица не указывается, например:
или указывается сокращенное наименование должности, например:
При подготовке писем на бланках Главы города расшифровка должности оформляется следующим образом:
Право подписи документов, выполненных на гербовых бланках, имеют:
Если руководитель, подпись которого оформлена на проекте документа, отсутствует, документ подписывается заместителем этого руководителя, имеющим право подписывать документы за руководителя, или иным должностным лицом, имеющим право подписи на основании соответствующего правового акта, при этом указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, его инициалы и фамилия. Не допускается подписывать документы с предлогом «За» или проставлением косой черты перед наименованием должности. Исправления в подготовленный документ могут быть внесены от руки лицом, подписывающим документ.
При подписании документа лицом, исполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя (отпуск, болезнь, командировка), подпись должностного лица оформляется следующим образом (здесь и далее в примерах наименования организаций и их справочные данные являются условными):
В период временного отсутствия Главы города подпись оформляется следующим образом:
При подписании документа несколькими лицами, равными по должности, но представляющими разные органы, подписи располагают на одном уровне, например:
В документах комиссий указывают не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением обязанностей, например:
На документах, принимаемых коллегиальными органами, ставятся две подписи: председателя этого органа и секретаря. Так же подписывается протокол заседания коллегиального органа, например:
4.3.22. Гриф согласования (реквизит 22).
При необходимости согласования проекта документа с другими органами местного самоуправления, государственными органами или иными организациями оформляется гриф согласования. Согласование проекта может осуществляться в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), а также организациями, интересы которых затрагивает содержание проекта документа.
Проект документа может быть согласован непосредственно должностным лицом, протоколом коллегиального органа или служебным письмом.
Гриф согласования включает в себя слово «СОГЛАСОВАНО» (прописными буквами без кавычек и двоеточия), а также наименование должности лица, с которым согласовывается проект документа (включая наименование органа, организации), его личную подпись, инициалы, фамилию и дату согласования или наименование вида документа, подтверждающего согласование, его дату и регистрационный номер, например:
Гриф согласования оформляется под реквизитом «Подпись должностного лица» ближе к нижнему полю документа в левой его части с применением флагового расположения строк с выравниванием по левому краю текстового поля документа и печатается через одинарный межстрочный интервал. Слово «СОГЛАСОВАНО» печатается прописными буквами без кавычек, дата согласования оформляется цифровым способом.
Если содержание документа затрагивает интересы нескольких органов, организаций, грифы согласования могут располагаться на отдельном листе согласования. На проекте документа в месте, предусмотренном для расположения грифа согласования, делается отметка «Лист согласования прилагается».