Что такое реквизит в театре
Публикации
Театральный реквизит
Что такое театральный реквизит? Ответ не так уж и прост, как может показаться на первый взгляд.
Если набрать в поисковой системе словосочетание «театральный реквизит», мы увидим множество сайтов, предлагающих что угодно. Да-да, именно так — что угодно!
Там будут предлагаться: костюмы, маски, грим, дым-машины, световые приборы, кофры для перевозки, стойки, экраны, ткани и т. п., и т. д. И, очевидно, что, само по себе, все это НЕ реквизит.
А что же такое реквизит, и существует ли он вне контекста?
В сети можно встретить, например, следующее определение:
И вот такое: «Совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для театральной постановки.»
И еще такое: «Совокупность предметов, подлинных или бутафорских, используемых в театральных представлениях и киносъемках.»
Сказано все верно, но что такое реквизит яснее не становится.
Вроде, реквизит всегда визуализирован (виден зрителю и актерам), вещественен (это предметы, а не спецэффекты) и активен (либо им манипулируют, либо он самостоятельно, самим своим присутствием, играет какую-то роль).
Однако, все не так однозначно.
Первое, что хотелось бы отметить, это то, что границы между специалистами, которые помогают творцам в воплощении их художественных замыслов, не всегда можно четко обозначить.
Например, на одном проекте, какая-нибудь гипсовая скульптура будет считаться частью интерьера, поэтому за ее установку будет отвечать художник-постановщик или сценограф. А на другом проекте, ту же самую скульптуру, могут «прикрепить» к реквизиторскому цеху.
Или, допустим, портупея с кобурой: на одном проекте, они будут частью костюма; на другом — реквизитом; а на третьем их привезут оружейники вместе с макетом пистолета.
С визуализацией тоже до конца не понятно.
Например, если актеры бродят по темной сцене с фонариками в руках, и мы видим не сами фонарики, а только их лучи. К чему тогда их отнести: к осветительным приборам, спецэффектам или реквизиту?
Как правило, изделиями из сахарного стекла занимаются реквизиторы, хотя, строго говоря, их нужно отнести к департаменту спецэффектов.
А становятся ли реквизитом локон на парике, который наматывает на палец актриса, или аксельбант на мундире, которым поигрывает актер? Ведь без этих элементов грима и костюма артисты лишатся возможности продемонстрировать какие-то нюансы характеров их героев.
Что, наверное, бесспорно, так это то, что реквизит всегда активен, даже если он просто статично присутствует в визуальном поле зрителя. То есть, будучи даже пассивным, будучи не фигурой, а фоном, он играет свою роль.
«Комедианты»
Комитет по культуре Ленинградской области
Бутафор и реквизитор
В этом выпуске мы расскажем вам, пожалуй, о самых загадочных для большинства зрителей профессиях — бутафор и реквизитор. К сожалению, об этих театральных профессиях зрители знают очень мало.
Художник-бутафор театра «Комедианты» Дарья Ващенко:
В обязанности бутафора входит создание и починка реквизита. Реквизит — это мелкие и не очень детальки и штучки — зонтики, чернильницы, бутылочные этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты и даже еда — всего не перечислишь. «Запчасти» для будущего реквизита иногда покупаются в магазинах. То, что нельзя купить — создается непосредственно в «мастерской» театра.
В спектакле «Если поженились, значит, жить придется!» в первом фарсе жена бьет незадачливого мужа большой чугунной сковородкой по голове. Конечно, эта большая сковородка не куплена в магазине — каркасом послужил экран от брызг для сковородки, к нему были «нарощены» стенки из туристической пенки и все это было обклеено тканью.
Есть свои хитрости, при создании вещей из века девятнадцатого, ведь на сцене, как правило, не используются вещи музейные или антикварные. Поэтому их «состаривают». Например, недавно нужна была чернильница для восстановленного спектакля «Волки и овцы». Я купила небольшую вазочку в магазине «все по 37», и просто позолотила ее краской из баллончика. А со сцены — «красота».
Бывали истории, когда нужны были очень неожиданные вещи, например, зеленый салат — его сделали из полиэтиленового пакета с подпаленными краями, покрашенного в зеленый цвет. А для детского спектакля зеленый горошек был сделан из полимерной глины.
Чтобы устроиться на работу бутафором в театр, нужно любить и уметь делать вещи руками. Очень помогает умение работать в графических программах — «состаривать» фотографии, газеты, создавать необходимые этикетки и т. д.
Реквизит (от лат. requisitum требуемое, необходимое). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене, или с которыми выходят на сцену и действуют актеры.
В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет (если только эти предметы не переделываются или не перекрашиваются для спектакля). Когда изготовлен реквизит, он заносится в специальную книгу, которая лежит в «реквизиторской» — там, где хранятся вещи и работает реквизитор.
Реквизитор театра «Комедианты» Татьяна Минина:
В реквизиторском цехе я работаю не одна — еще Елена Логинова. Каждый реквизитор работает с несколькими спектаклями. Если ты заболел, то найти замену трудно. Человек должен знать твой спектакль, иначе он не сможет его провести. На работу мы приходим задолго до начала спектакля и готовим реквизит. Иногда нужно сбегать в магазин — купить фрукты, сушки и прочие продукты, которые могут использоваться в спектакле. Ведь даже если на столе стоит ваза с фруктами, то для придания ей более естественного вида искусственные фрукты дополняются настоящими. Графинчик с вином на сцене, конечно же, наполнен каким-нибудь соком, часто — виноградным. Перед спектаклем «заряжается» реквизит — необходимые артистам вещи раскладываются в определенном порядке и в определенных местах как на сцене, так и за кулисами. Раскладка реквизита за кулисами особенно важна, так как во время спектакля за кулисами темно, а артист должен безошибочно все найти в нужный момент. От этого тоже зависит успех спектакля.
Случай из «жизни» бутафории:
Как-то народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в «Летучей мыши» Штрауса. «Адель!» — позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время должна была примерять платье хозяйки и, испугавшись, забраться в коробку. Так она и сделала. Меж тем разгневанная Викс-Розалинда каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны опасно пошатнулись и приготовились падать. В зале послышался смех. Но Викс не растерялась, и с возмущением отчитала своевременно вывалившуюся из коробки Адель: — «Ну, где ты ходишь? Видишь? Без тебя весь дом почему-то разваливается».
Кстати, актриса нашего театра, Юлия Бурцева, в спектакле «Дурочка» повела себя с колонной, которая начала падать на нее, несколько иначе, но не менее находчиво. У ее героини как раз была сцена гнева, и она сама еще «поддала» падающей колонне, а потом в ярости разбросала по сцене все остальные. Актеры, участвующие в спектакле попадали… со смеху. А зрители и не догадались, что такой сцены в спектакле не предполагалось.
Вещи-актеры: как на сцену попадают портфели, графины и детские коляски
27 марта во всем мире отмечают День театра. Самое интересное в театре происходит не только на сцене во время спектакля. Множество тайн хранит целая вселенная — закулисье. Невозможно представить «Гамлета» без «бедного Йорика» или «Вишневый сад» без «многоуважаемого шкафа». Элиза Дулиттл не была бы собой без корзин с цветами, а оказаться в одном времени с героями «Мертвых душ» было бы сложнее без старинных графинов и подсвечников. Работа реквизитора зрителям не видна, но именно грамотно подобранные и расставленные по местам предметы создают на сцене нужную атмосферу, а игре актеров придают большую выразительность.
Начальник реквизиторского цеха Московского академического театра имени Владимира Маяковского Юлия Бубнова рассказала mos.ru о том, как предметы попадают на сцену и какую роль в театре играют реквизиторы.
В театре нет лишних вещей
В реквизиторской, кажется, можно найти практически все — корзины, портфели, сумочки, зонтики, есть даже авоська с бутафорскими продуктами: батоном и несколькими бутылками молока. Догадаться, что они ненастоящие, трудно, даже разглядывая их вблизи.
Реквизит попадает в театр разными путями. Что-то делают бутафоры — это могут быть гипсовые скульптуры, искусственные цветы, продукты, которые трудно отличить от настоящих. Чтобы сделать предмет в духе нужной эпохи, мастера изучают архивные фотографии и документы. Историческая точность реквизита помогает зрителю поверить в то, что происходит на сцене, а актеру — лучше почувствовать своего персонажа.
Какие-то предметы приходится покупать — причем если вещи нет в обычных магазинах, ищут на блошиных рынках или заказывают в единственном экземпляре. Что-то приносят зрители или сотрудники театра. Например, благодаря актрисе Ольге Прокофьевой в реквизиторской появилась детская коляска, которая участвует в спектакле «Дети портят отношения». А некоторые вещи, можно сказать, музейные экспонаты. Одной из тростей, к примеру, уже больше сотни лет. Сейчас она дополняет образ Альфреда Дулиттла, отца главной героини спектакля «Пигмалион». Его играет заслуженный актер Юрий Соколов.
Есть и так называемый исходящий реквизит — его нужно обновлять к каждому спектаклю. Например, еда и напитки, которые актеры будут есть и пить на сцене. В постановке «Русский роман» герой разбивает гипсовый бюст — к каждому спектаклю бутафоры отливают новый. Для этой же постановки закупают охапку живых роз, чтобы во время представления разбросать лепестки. Нередко бьется посуда — иногда по ходу действия, иногда случайно.
Говорят, что в театре нет лишних людей, а Юлия Бубнова добавляет: лишних вещей для театра тоже не существует. Поэтому реквизит не только тщательно подбирают, но и бережно хранят.
В Театре имени Маяковского шесть реквизиторов, работы хватает на всех. В их задачи входит хранение предметов и уход за ними — это и стирка, и глажка, и мытье посуды, ведь каждая вещь должна идеально выглядеть на сцене. Все предметы аккуратно разложены по полкам — на каждой полке реквизит для того или иного спектакля. Юлия Бубнова и ее коллеги накрыли их тканью, чтобы защитить от пыли.
Незаметные и необходимые
Хотя у Юлии хватает забот в реквизиторской, без нее не обходятся и на сцене: она с коллегами участвует во всех репетициях и спектаклях. Ее задача — не только подобрать нужный реквизит, но и расставить его на сцене. Иногда предметы, которые актеры используют на репетициях, согласуют режиссер и художник-постановщик, тогда они же используются в спектакле. Иногда что-то приходится менять, искать в реквизиторской или заказывать бутафорам. Если нужного предмета не находится, реквизитор должен быстро сообразить, чем его заменить или из чего сделать что-то похожее.
В ходе пьесы реквизитор следит, чтобы каждый предмет лежал на своем месте — так актеру не придется ничего искать перед выходом на сцену. От хорошей работы реквизитора зависит то, насколько комфортно будет работаться актерам — даже одна потерянная ложка может заставить нервничать всю труппу. А на случай пропажи или поломки важной вещи во время представления у реквизитора всегда должен быть запасной предмет.
Во время спектакля, признается Юлия, приходится быть все время начеку, успевать следить за всем. От казусов и недоразумений никто не застрахован, случались они в работе всех реквизиторов. Но Юлия старается подобных ситуаций не допускать, а разрешать их на ходу помогают накопленный опыт и трудолюбие.
Хотя большая часть работы сотрудников реквизиторского цеха проходит за кулисами, иногда они появляются и на сцене. Между актами, когда приглушен свет, они расставляют все необходимое. Главная задача реквизиторов при этом — быть практически незаметными. У них есть свой дресс-код: вся одежда должна быть черной. В некоторых спектаклях реквизиторы выходят на сцену в костюмах, подходящих эпохе и обстановке спектакля, что позволяет им выглядеть более органично, и их работа не бросается в глаза.
Качественная работа реквизитора, считает Юлия Бубнова, абсолютно незаметна. А бросается в глаза как раз тогда, когда что-то сделано не очень удачно. Но Юлию Бубнову это нисколько не обижает. Ей по душе именно этот закулисный невидимый, но очень важный труд.
«Если бы я хотела обращать на себя внимание, то, наверное, пошла бы в актрисы, — смеется она. — Но для меня важно быть частью театра, вносить свой вклад в каждую постановку. Когда зрители аплодируют и я знаю, что они получили от спектакля положительные эмоции, у меня теплеет на душе. Лучшая награда — знать, что людям понравился спектакль и я причастна к этому. Каждый из нас вкладывает часть себя в постановку, без этого ничего бы не получилось».
Когда работа в радость
По образованию Юлия Бубнова химик, в реквизиторы попала случайно, по знакомству. Мир театра заворожил ее, и она работает здесь уже 11 лет. Когда театр закрывался на карантин, она, как и ее коллеги, тосковала по любимой работе, а выйти на нее снова было настоящим праздником.
Конечно, график в театре ненормированный, но Юлия была готова к этому. «Когда работа в радость, то для нее не жалко ни времени, ни сил. Актеры бывают с характером, иногда нервничают, кому-то нужно уделять больше внимания. Но мы относимся с пониманием. А когда слышишь от актера или режиссера слова благодарности — это перевешивает любой негатив», — говорит она.
Юлия воспитывает 13-летнего сына Вову, который тоже увлечен театральным искусством. Сказку «Мама-кот» подросток смотрел раз шесть, не меньше, а сейчас дорос и до более взрослых спектаклей. К маме на работу Владимир ходит как на праздник — иногда помогает в реквизиторской, с восхищением рассматривая предметы, которые до этого видел на сцене.
«Дети искренне радуются, когда могут увидеть и потрогать реквизит, — говорит Юлия Бубнова. — Для них это настоящее чудо. Нравится им и на сцену выйти, на несколько минут представить себя актерами».
По словам Юлии, напряженная работа в театре не только не мешает общению с сыном, но даже помогает привить ему чувство прекрасного, сделать его детство более интересным. К тому же, заботясь о реквизите, мама приучила и Вову к аккуратности и бережному отношению к вещам. И сама Юлия многому научилась на этой работе.
Значение слова «реквизит»
1. Театр., кино. Совокупность вещей (подлинных или бутафорских), необходимых актерам по ходу представления или киносъемки. На пустырях валялись остатки театрального реквизита — разбитые кувшины, высохшие букеты и поломанные весла. Паустовский, Черное море.
2. Юр. Формальный элемент, обязательные данные в составе сделки или документа, отсутствие которых лишает сделку или документ юридической силы.
[От лат. requisitum — требуемое]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Реквизитом часто называют как подлинные, так и бутафорские предметы, однако термин реквизит корректно употреблять только по отношению к подлинным вещам, а не к искусственным.
Реквизит является стаффажем, вспомогательной деталью, которая играет второстепенную роль и используется для того, чтобы создать необходимые фон, атмосферу. К реквизиту могут относиться различные аксессуары (зонт, трость и т.п.), дополняющие сценический костюм актёра, мелкие предметы быта.
РЕКВИЗИ’Т, а, м. [от латин. requisitum — потребность]. 1. Совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для театральной постановки (театр.). 2. Совокупность формальных элементов в составе сделки или документа, отсутствие к-рых лишает сделку или документ юридической силы (офиц. право). Вексельный р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реквизи́т
1. собир. неисч. спец. совокупность подлинных или бутафорских предметов для представления, зрелищной постановки ◆ Родители, бабушки, дедушки дарят всевозможный реквизит: старые зеркала, антикварную мебель, прялки, старинные сундуки и другую утварь. «„Луч“ — любить, уважать, чтить», 16 августа 2004 г. // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ)
2. офиц. юр. обычно мн.ч. совокупность формальных элементов в составе сделки или документа, отсутствие которых лишает сделку или документ юридической силы ◆ И я буду настаивать, чтобы мне были предоставлены все реквизиты вашего заведения. Н. Леонов, А. Макеев, «Ментовская крыша», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вспомнила, что в начале прошлого года ей уже приходилось платить штраф, переписала реквизиты со старой квитанции на новый бланк и, довольная своей находчивостью, опять отправилась в банк. Ирина Романчева, «Кому нужны эти штрафы», 15 апреля 2004 г. // «За рулем» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обольщение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Бутафория и реквизит в театральном искусстве
Например, из жести часто делается «хрустальная» посуда, из папье-маше — «мрамор», «гранит», «бронза», а из материи или пластических материалов получаются прекрасные цветы. То есть основное отличие этих подделок от оригинала — это дешёвый и доступный материал, из которого они изготавливаются. Отвечают за всё это специальные мастера — бутафоры.
Кстати, фальшивые вещи в театральных представлениях были востребованы почти всегда. Так ещё в древности на ярмарках скоморохи активно пользовались различными подделками. А уж в XVI — XVIII веках без них в театре не проходило ни одно представление!
На некоторое время всё изменилось — появился театр классицизма и буржуазная драма, где акцент делался на декламации актёра, а не на атмосфере сцены — и бутафория ушла в тень, была почти забыта.
Но наступил XIX век и всё вернулось на круги своя. Фальшивые предметы начали вновь пользоваться огромной популярностью… И театр сегодняшнего дня лишь яркое тому подтверждение.
Кроме бутафории существует и реквизит — и это не одно и то же. Так к реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене или с которыми выходят на сцену и действуют актёры: книги, ручки, часы и прочее. В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет.
Работа реквизитора сложна. Ведь он практически в совершенстве должен знать историю, чтобы чётко и без ошибок выполнять свои обязанности.
Как видите, театр устроен сложнее, чем кажется на первый взгляд. Когда вы приходите на очередной спектакль, помните, что за действием, развернувшимся на сцене, стоят десятки людей, включая и тех, кто старательно работал и над бутафорией, и над реквизитом.