Что такое рельеф в древнем египте 5 класс
Презентация по истории искусств на тему: «СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ В РЕЛЬЕФЕ И ЖИВОПИСИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ В РЕЛЬЕФЕ И ЖИВОПИСИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. 2 класс Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна
В Древнем Египте на стенах гробницы полосами располагались росписи и рельефы с изображением земных событий: тут и войны, захват пленных, пиры, охоты, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях и т.д. В утаенных погребальных камерах искусство рассказывало о земной жизни. Но всех этих статуй, рельефов и росписей никто не видел. Искусству отводилась очень важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому труд художников считался священнодействием. Ведущие художники были высокопоставленными лицами, часто жрецами их имена были известны и окружены почетом. Но все равно проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его это роль хранителя канонов.
В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисована единой упругой линией. И тот же принцип рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефе изображалась не в профиль, а в фас, были редкими исключениями. Глядя на портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» созданный в начале 3 тыс. до н.э. начинаешь понимать, в чем художественный смысл «распластанности» египетских фигур. Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной основы туловища и раз и навсегда выделили эту выразительную горизонталь, пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры. Они отобрали из фасного и профильного положения самые четкие, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной органичностью и при этом достигнув гармонии с двухмерной плоскостью, на которой помещено изображение. Из столетия в столетие переходили и каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И все же его нельзя называть застывшим. Под покровом канонов в нем шел процесс внутреннего развития. Зодчий Хесира. Рельеф из его гробницы в Саккара
Настенные росписи делались темперой по сухой штукатурке с помощью цветных паст. Кисти изготавливались из травы.
Широко применялся цветной окрашенный рельеф. Рельеф. Тутанхамон с женой
В рельефах и росписях художник мог проявить свою наблюдательность, творческую индивидуальность, достичь живости повествования В Древнем царстве египтяне использовали два типа рельефа: плоский рельеф и углубленный рельеф, где в плоскость врезаются контуры изображения.
. Рельефы и росписи Древнего царства, располагавшиеся на стенах храмов и гробниц поясами, проникнуты четким, строгим ритмом; фигура бога, царя или вельможи выделялась размерами. Градация размеров – от больших к средним и малым постоянно встречающаяся в рельефах и росписях – для египтян была, прежде всего, градацией ценностей. Чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображался хозяин гробницы, его родственники – меньше, рабы или пленники – еще меньше. Размер был показателем значительности. Фараон изображался без всякой пышности, и на царское происхождение указывали только головной убор и большой размер. Охота на гиппопотама. Рельеф гробницы в Саккара. Сер. 3 тыс. до н.э.
Рельеф из гробницы в Саккаре: слуги усопшего ведут быков в нижнем ярусе, шествуют стайками гуси и журавли. Движения слуг свободны – они нагибаются, оглядываются, поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда при изображении хозяев). Но равномерная повторяемость фигур, движений и поз лишает сцену жанровости, она становится ритуально-торжественной. Нельзя не заметить особую художественную роль иероглифов в этой композиции, как в любом египетском рельефе.
Один из самых древних египетских рельефов – шиферная палетка фараона Нармера (жил в IV тыс. до н.э. и завершил объединение Верхнего и Нижнего Египта) – не сопровождается надписью, но сам рельеф представляет собой надпись – пиктограмму (рисуночное письмо). Изображение на одной стороне расшифровывается как фраза: «Царь вывел 6 тыс. пленных из равнинной страны», а на обратной стороне – «Царь разрушает крепости, уничтожает врага». Здесь изображение и письмо тождественны.
В Среднем царстве в росписях и рельефах гробниц художники отступают от ряда правил, даже отходят от расположения сцен поясами. Появляется живописный подход. Уходит иллюзорная подчеркнутая контурность. Появляются новые оттенки более сложная цветовая гамма, нежно-голубой, розовый, палевый. Большой жизненностью и непосредственностью проникнут рельеф «Царица Кавит за туалетом». Царица Кавит за туалетом. Рельеф гробницы Кавит. 21 в. до н.э.
Новое царство. Аменхотеп IV меняет свое имя на Эхнатон и, как мы уже говорили, вступает в конфликт со жрецами. На шестой год своего правления он покидает Фивы и создает новую столицу на новом месте. В центре города был построен дворец, святилище и храм Атона.
Стены дворца покрыты росписью – райские кущи. Инкрустированные полы изображали рыб в бассейне.
В храме Карнака стены украшены растительным узором, а потолок расписывали звездами на темно-синем фоне, изображая звездное небо ночью.
Образ жизни высших кругов Египта становится роскошным и «светский» дух проникает в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) изображались пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, одевания знатных дам. Естественно при таком наплыве светских мотивов с изобразительными канонами стали обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы – в фас, в ¾, даже со спины; фигуры заслоняют одна другую.
Искусство времени Эхнатона (или как его называют амарнское) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей к их душевным состояниям. Здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность плененных негров, наконец лирические сцены семейной жизни Эхнатона – он обнимает жену, ласкает ребенка. Впервые в истории Египта фараон изображен просто человеком.
После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать добились восстановления старой религии. Однако новые начала, внесенные в искусство, развивались еще в течение по крайней мере столетия. Чудесные образцы амарнского стиля сохранились в гробнице Тутанхамона. Этот юный царь, умерший в возрасте восемнадцати лет, не совершил ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное в 20-х годах XX в. археологом Говардом Картером, было большим событием в египтологии.
Гробница Тутанхамона – одна из очень немногих царских гробниц, случайно уцелевших от грабежей. Ослепительные драгоценности, ее наполнявшие, дают выразительное представление о легендарных богатствах фараонов. Стены усыпальницы были из золота; в нескольких золотых саркофагах, вставленных один в другой, каждый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия, сплошь усыпанная драгоценностями и амулетами.
В 14 в. до н.э. возобновляется храмовое строительство. Пилоны и стены храмов покрываются раскрашенными рельефами, изображающими победоносные походы и удачные охоты царей. Большое внимание уделяется пейзажу. Строгая слаженность композиции, четкость и чистота форм, безупречность ритмики отличают эти произведения.
Некоторые же памятники содержат поразительные по остроте чувства драматические сцены. Таков рельеф из Мемфиса с изображением плакальщиков (14 в. до н.э.). Здесь нет прежнего параллелизма, Фигуры теснятся, смешиваются, ритм усложнился, – одни согнулись, другие падают на землю, третьи запрокинулись назад. У каждой фигуры видно только одно плечо. Рельеф вырезан и этим достигается игра теней и усиливается впечатление пространственной сложности композиции.
При XIX династии, виднейшим представителем которой был Рамсес II (конец 14 — середина 13 вв. до н. э.), велась борьба с хеттами за Сирию. После битвы при Кадеше с ними был подписан в 1296 до н.э. мирный договор и разграничены сферы влияния (Палестина и южная Сирия были закреплены за Египтом). Прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль. Пещерный храм Абу-Симбел, представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения.
В 1960 при финансовой и технической помощи СССР было начато близ г. Асуана строительство гидроэнергетического комплекса (плотины, ГЭС и линии передач). Официальный срок окончания строительства — 1970. С целью сохранения находящихся в зоне затопления исторических памятников, правительствами ОАР и Судана при содействии ЮНЕСКО (участвует св. 50 стран) к 1969 были осуществлены работы по вырезанию из скалы и переносу в другое место наиболее ценных из них (Абу-Симбел, Калабша и др.).
23. Горная порода, употребляемая как строительный материал; 22. Один из правителей Среднего царства; Чайнворд «Искусство Древнего Египта» 1. Кому из фараонов принадлежит самая большая пирамида; Х Е О П С 2. Один из правителей Среднего царства; Е Н У С Р Т Е 3. Создатель скульптурных портретов Нефертити; У Т М Е С 4. Место близ Фив, где находилась ступенчатая пирамида Джосера; А К К А А Р 5. Столица Египта при Аменхотепе IV (Эхнатоне); Х Е Т А Т О Н 6. Жена фараона Эхнатона; Е Ф Е Р Т Т И И 7. Богиня плодородия, воды и ветра; З И Д А 8. Бог солнца; Т О Н 9. Одно из царств Древнего Египта; О В О Е 10. Государство в южной Африке; Г И П Е Т 11. Фараон, золотой, саркофаг которого сохранился до наших дней; У Т А Н Х А М О Н 12. Фараон, живший в IV тыс. до н. э. и завершивший объединение Верхнего и Нижнего Египта; А Р М Е Р 13. Один из правителей Нового царства; А М С Е С 14. Каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой; Ф И Н К С 15.Олицетворение злого начала; Е Т 16. Растение, форма которого варьировалась в египетской архитектуре; Р О С Т Н И К А И 18. Как называется способ украшения глаз статуй в Древнем Египте; Н К Р У С Т А Ц И Я 19. Непрозрачный поделочный камень с пестрой окраской; Ш М А 20. Фараон – реформатор; м е н х о т е п 21. Тонкая пластина из серо-зеленого шифера украшенная рельефами и надписями; а л е т к а м е н е м х е т у ф 24. Древнеегипетский царь; а р а о н 25. Жена Сета; е ф т и д а 26. Бог бедняков м о н 17. Писец, статуя которого была найдена в гробнице близ Фив;
СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Рельеф
Рельефы и росписи, покрывавшие стены зданий, стел, обелисков, пилонов, занимают большое место среди памятников Древнего Египта (илл. 80).
Слово «рельеф» (франц. relief) обозначает выпуклое изображение на плоскости.
В Египте было два основных вида рельефа: барельеф (bas-relief, дословно «низкий рельеф») – скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоскости менее чем наполовину объема изображаемого предмета (илл. 81, 82),[14] и врезанный рельеф – при нем поверхность камня, служившая фоном, оставалась целой, а углублялись контуры изображений (илл. 83, 84).
Особенность этого типа рельефа заключается в том, что, он существует не перед стеной, а в стене, и именно фон бросает тень на фигуру рельефа (илл. 55а).
«…В течение всей своей тысячелетней истории египетский рельеф сохраняет примитивную форму, связанную с традициями контурного рисунка. Другая особенность египетского рельефа заключается в том, что он не имеет рамы, у него нет точных границ, определенного места на стене. В Ассирии рельеф чаще всего помещался в нижней части стены, в Греции – обычно наверху… Египетский же рельеф может находиться всюду, украшать стену рядами (один над другим), двигаться в сторону и вниз, со стены переходить на колонну и опоясывать ее снизу доверху».[16]
Одна из наиболее важных и характерных особенностей древнеегипетского рельефа, как и живописи, – их плоскостной характер. Ибо плоскостной характер имеет любой чертеж, и этот характер естественная неизбежность, возникающая при передаче геометрического пространства путем обращения к черчению. Иллюзия пространственности чужда любому чертежу, назначение которого – передача точных, объективных данных об изображаемом. Чертежная плоскостность оказалась в Древнем Египте весьма уместной при синтезе архитектуры и живописи.
Поскольку врезанный рельеф менее подвержен разрушению, внешние стороны стен (и надписи) чаще всего покрывали именно им. Выпуклым рельефом предпочитали покрывать внутренние части храмов. Выбор техники исполнения рельефов также диктовался их местоположением. Так, в местах, доступных солнечному лучу, обычно располагались композиции, выполненные в технике врезанного рельефа. Наличие барельефа в погребальных камерах обусловлено тем, что расчет на искусственное освещение реально предполагал только церемонию погребения, так как после совершения обряда усыпальницу замуровывали.
Виды рельефа могли использоваться и вместе, и порознь.
Исполнение рельефа (возьмем, для примера, скальную поверхность усыпальницы) включало в себя несколько этапов: породу покрывали сначала слоем мела, смешанного с водой, затем слоем глины с толченым известняком; поверхность стены графилась на квадраты веревкой, окрашенной красной краской, с помощью отвеса; затем красной краской прорисовывались контуры, черной краской вносились окончательные изменения; наконец, производилась выборка рельефа и окончательная раскраска.
Рельеф раскрашивался в подавляющем большинстве случаев. Преобладали сочетания коричневых и желтых с зелеными и голубыми тонами. Во время росписи мастера использовали деревянные палитры, щетки и кисти.
Чаще всего высота выпуклого рельефа не превышает двух миллиметров.
Тематика рельефов в пирамидных комплексах фараонов определялась их назначением – прославление правителя как сына богов, непобедимого владыки и воспроизведение всего, что понадобится ему в загробном существовании. Размер фигур определялся их значимостью или степенью ценности и являлся универсальной категорией, делая ненужными дополнительные атрибуты величия.
Рельефы и тексты на внешних восточных стенах молелен по своему содержанию копировали рельефы и тексты внутри молелен, только в сокращенном варианте.
Тематика рельефов в скальных гробницах обитателей поселка мастеров и рабочих при Долине царей, помимо традиционных мифологических сцен… собственные похороны, с изображением приношения поминальных даров, плакальщиц, арфиста, продолжающих жить близких родственников, покойных родителей и т.д.
Декор наружных стен храмов посвящался прославлению фараона, изображал охотничьи, военные и праздничные сцены, внутренних стен – мифологическим и культовым сюжетам, элементам ритуала. В «святилищах слушающих зов» изображались уши бога.
Рельефы, покрывавшие стены, колонны, архитравы, дверные косяки храмов тянулись на сотни метров. Стволы колонн в Большом зале храмового комплекса в Карнаке были покрыты рельефами общей площадью более 24 квадратных километров (!) и отделаны листами золота.
В амарнский период появляется прием, по которому можно было определить правую или левую руку (по положению большого пальца). Лента, развивающаяся на ветру.
Египетские надписи сообщают нам имена скульпторов, до нас дошли их портреты и биографии. Скульпторы, как и зодчие, могли иметь высокие титулы и занимать видные придворные и жреческие должности. В Тель-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятых с живых и мертвых людей. Там же в мастерской «начальника скульпторов» Тутмоса был обнаружен незаконченный и ставший знаменитым портретный этюд Нефертити.
[1] Чаще всего статуя по-египетски называлась «тут». Это слово могло означать любую статую бога, фараона, просто человека независимо от ее размера и материала. «Тут» объединяло понятия «статуя», «образ», «подобие», «воплощение».
[2] Подобные статуэтки иногда крепились на стенах храмовых помещений, для чего на многих фигурках имеются кольца для подвешивания.
[3] Кстати, некоторые фигурки пленных являлись подставками, частями посохов или мебели.
[4] См.: Жак К. Нефертити и Эхнатон / Пер. с франц. М.: Мол. гвардия, 1999. С. 133-134.
[5] История искусства. Первые цивилизации: Пер. с исп. М.: ЗАО «Бета-Сервис», 1998. С 9.
[6] Скляров А.Ю. Указ. соч. С. 289.
[7] Хэнкок Г., Бьювел Р. Загадка сфинкса, или Хранитель бытия. М.: Вече, 1999. С. 10-11.
[8] Эти сфинксы были найдены в 1820-е гг. в Египте во время раскопок и датируются 13 в. до н.э. Скульптуры должны были занять свое место в аллее сфинксов у храма Аменхотепа III в Фивах (втор. пол. 15 в. до н.э.). Российское правительство купило два сфинкса, которые были доставлены в столицу в 1832 году и поставлены в качестве украшения на гранитных монолитах перед зданием Академии художеств на пристани, построенной по проекту архитектора К.А.Тона в 1832-34 гг. Четыре сфинкса обрамляют Египетский мост, построенный в 1954-56 гг. (илл. 77). Старый Египетский мост через Фонтанку, построенный в 1825-26 гг., с чугунными моделями сфинксов, созданных по модели скульптора П.П.Соколова, рухнул в 1905 году.
[9] В изображениях бог Атум часто имеет облик сфинкса в характерном для этого бога головном уборе – высокой короне с плюмажем и лотосом. Отсюда делается вывод, что Сфинкс может считаться воплощением именно Атума.
[10] Хэнкок Г., Бьювел Р. Указ. соч. С. 18.
[12] См.: Скляров. Указ. соч. С. 56.
[13] Цит. по: там же. С. 25.
[14] Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоской поверхностью фона более чем наполовину своего объема.
[15] Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 142.
Египет был наполнен скульптурой. Ею были полны святилища, дворы храмов, дворцы. Они стояли в портиках, у фасадов и колонн храмовых залов, на границах владений.
Египтяне мыслили статую как «тело» духов и людей. Чаще всего статуя по-египетски называлась «тут». Это слово могла означать любую статую бога, фараона, просто человека независимо от ее размера и материала. «тут» объединяло понятия «статуя», «образ», «подобие», «воплощение».
В египетском искусстве статуя было всегда и в первую очередь памятником фараона. Поэтому и окружение царей, вельможи, главы номов тоже стремились быть изображенными в такой же торжественной и строгой манере.
Назначение скульптур, типы статуй (стоящие или сидящие фигуры, статуарные группы, статуи чиновников, пленных и т.д.), правила их раскраски, пропорции, общий характер стиля сложился уже первой половине III тыс. до н.э.
Главной характерной особенностью египетского искусства всегда оставалось единство формы и содержания, оно практически неуклонно следовало условным формулам, выведенным из религиозных представлений, выражая неизменность и торжественность через механически повторяющуюся форму и плоскостное изображение (исключения были редки).[1] В скульптуре, например, был распространен тип статуи, изображающий сидящих лиц царской фамилии; в этом случае фигура представлялась во фронтальной позиции таким образом, что практически не допускалось пустот, а руки прижимались к бедрам. Принцип фронтальности отвечал социальному табу той эпохи, которое не допускало «урезания» фигуры, прежде всего фараона.[2]
Египетские надписи сообщают нам имена скульпторов, до нас дошли их портреты и биографии. Скульпторы, как и зодчие, могли иметь высокие титулы и занимать видные придворные и жреческие должности. В Тель-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятых с живых и мертвых людей. В мастерской «начальника скульпторов» Тутмоса был обнаружен незаконченный портретный этюд Нефертити.
Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике «утраченного воска»: скульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, которое тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.
Искусство Позднего царства большое внимание уделяло внешней отделке. Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обведены глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надеты на шеи бронзовых кошек.
У древних племен особую роль наряду с черепами умерших родителей и ближайших родственников играли фигурки, изображавшие предков. Они воспринимались и как вместилище для духов предков и одновременно как их воплощение. У ряда племен черепа предков через несколько недель после погребения вынимали из захоронений и очищали, а затем хранили в бочках, наверху у которых укрепляли деревянные фигурки покойных. Эти статуэтки представляли собой то голову, те верхнюю половину фигуры человека, то человеческую фигуру целиком.
В ранний период способы сохранения трупов были еще несовершенны, и уже в первой половине 3 тыс. до н.э. в гробницы стали помещать статуи умерших как замену тела в случае его порчи. Статуя из твердых пород камня и дерева стали служить местом обитания ка.
Как и с мумией, со статуей умершего совершали обряд «отверзания уст и очей», помещали в небольшую камеру и замуровывали. Но на уроне глаз статуи оставалась щель – через нее покойный «видел», кто посещает его место упокоения, какие приношения приносят и как бы лично участвовал в поминальных трапезах. В ранний период статую в полный рост помещали также перед «ложной» дверью. Во времена 4 и 5 династий в гробницу было принято класть каменные, в натуральную величину головы-портреты (так называемые «запасные головы»).
С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом.
Особенность места, где расположен сфинкс: над общим уровнем залегающего известняка возвышается твердый бугор высотой около 10 метров. Из этого бугра высекли голову и шею Сфинкса. В качестве заготовки для тела использовали огромный параллепипед, образовавшийся после того, как строители отделили его от пласта, пробив по периметру ров шириной 5,5 и глубиной 2,5 метра.
В основании точки зрения, что Сфинкс создан при Хафре, является единственный слог, высеченной на гранитной стеле, стоящей между передними лапами статуи (раскопана в 1817 г.). В 13-й строке имеется слог «Хаф», но… нет присутствия знака картуша. Стела посвящена расчистке Сфинкса от песка при Тутмосе IV (начало 14 в. до н.э.).
В 1992 г. геолог Д.Э.Уэст и профессор геологии Бостонского университета и специалист по эрозии горных пород Р.Шоч, выступая с докладами на ежегодном съезде Американского геологического общества (АГО), заявили, что метеорологические исследования Сфинкса показали: эрозия статуи и окружающей его траншеи, вырубленной в скале, является результатом сильных дождей, которые воздействовали на породу на протяжении тысяч лет. Поверхность Сфинкса и стенок траншеи характеризуется сочетанием глубоких вертикальных борозд и волнистых горизонтальных канавок – классический пример, что происходит со структурой известняка, если дождь поливает его в течение нескольких тысяч лет. Ветропесчаная эрозия дает другой профиль поверхности – горизонтальные, похожие на щели каналы с острыми кромками.
Эти выводы были подтверждены сейсмопрофилированием пород подземного основания Сфинкса и анализом темпов эрозии поверхности монумента. Методика и результаты выполненных учеными расчетов темпов эрозии, выводы проведенного анализа были одобрены 275 участниками съезда АГО. Историки промолчали или проигнорировали эти выводы.
Таким образом, следы водной эрозии могли образоваться только при условии, что Сфинкс был сооружен задолго до Хафра, при котором климат Египта был уже достаточно сухим, а обильные дожди в районе Гизы лились за тысячи лет до этого – 10-15 тыс. до н.э.[3] Расположенные рядом мастабы 4-й династии, построенные из подобных материалов, не имеют похожих следов водной эрозии, как и стенки древней каменоломни.
…Ныне тело Сфинкса уже процентов на 80 застроено кирпичами из известняка.
Пропорции Сфинкса очень далеки от естественных – голова выглядит совершенно непропорционально маленькой по размерами в сравнении с длиной туловища. Может, быть, у Сфинкса изначально была совершенно другая голова. Ибо все другие египетские сфинксы пропорционально выдержаны достаточно точно.
В Санкт-Петербурге у здания Академии художеств находится пристань со сфинксами, высеченными из сиенита. Они были найдены в 1820-е гг. в Египте во время раскопок и датируются 13 в. до н.э. Сфинксы должны были занять свое место в аллее сфинксов у храма Аменхотепа III в Фивах (втор. пол. 15 в. до н.э.). Полагают, что головы сфинксов являются портретным изображением этого фараона. Российское правительство купило эти сфинксы, которые были доставлены в столицу в 1832 году и поставлены в качестве украшения на гранитных монолитах перед зданием Академии художеств на пристани, построенной по проекту архитектора К.А.Тона в 1832-34 гг. (илл. 37-а).
Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Подобные статуэтки иногда крепились на стенах храмовых помещений, для чего на многих фигурках имеются кольца для подвешивания.
В храмах обнаружены статуи связанных пленных, причем скульптуры часто оказывались разбитыми на куски. Очевидно, эти статуи заменяли настоящих пленных, так как по ходу действия некоторых ритуалов происходило убийство врагов.
Большую группу скульптур, обнаруженных в храмах, составляют царские статуи, посвященные в храм фараонами для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества.
Статуи частных лиц.
Египтяне всегда подражали официальной скульптуре – изображением царей и богов. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы. Со Среднего царства статуи появляются в храмах (сначала это делалось с позволения фараона как знак его благоволения).
Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсем небольших фигурок в несколько сантиметров.
У всех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.
Но надо сказать, что древнеегипетское искусство в целом не было полностью сковано канонами. Оно очень медленно, но развивалось. Знакомство с жизнью жителей завоеванных стран приводило к переменам в одежде и декоративно-прикладном искусстве. Номархи, подражая царскому обиходу, помещали в местные храмы свои статуи, строили пышные гробницы; но, окружая себя скульпторами, музыкантами, архитекторами, знать способствовала появлению и развитию (в Среднем царстве) местных художественных школ, что отражалось в тематике живописи (илл. 41-б).
Желание обеспечить «вечное» совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителей.