Что такое рельефная скульптура
Скульптура
Рельеф в скульптуре.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живет» в свободном пространстве, ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от итальянского rilievo– «выступ, выпуклость, подъем») подобен объемному рисунку, выполненному в глине или камне. На ровной поверхности камня, дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображение фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, выступает из него выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
И.Дворкина
РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.
Виды рельефа
В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.
Джакомо Манцу. «Смерть Авеля» Врата смерти
Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.
Барельеф используется на монетах и медалях.
Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.
В горельефе в отличие от барельефа, скульптурное изображение значительно отступает от фона или дается почти в полный объем. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти округлыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона. Горельеф особенно чувствителен к освещению. При ярком, особенно боковом, свете объемные фигуры отбрасывают сильные тени, которые словно «борются» со светом, обозначая все изгибы пластической формы, подчеркивая мелкие детали.
Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто
встречается в искусстве древних египтян. Могучие колонны древнеегипетских храмов снизу доверху покрыты таким скульптурным «рисунком».
Возможности рельефа.
У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени.
Живописный рельеф.
Камея Гонзага
Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.
Замечательным примером живописного рельефа являются «Райские врата» баптистерия (крещальни), построенного во Флоренции. Скульптор поместил на створках дверей композиции на библейские темы. В этом рельефе восхищает тонкость перехода пространственных планов – от почти круглой скульптуры до тонкой гравировки фона.
«Божественная игра теней»
Любая скульптура чувствительна к освещению. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду или же, наоборот, при ярком солнце. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. В музейных залах, где экспонируется скульптура, должно быть тщательно продуманное освещение, иначе зрители не поймут, не оценят всех пластических достоинств произведения искусства. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах! Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Тени за них цепляются, одаряют их убранством»,?– писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона?– один из немногих дошедших до нас осколков великолепного скульптурного убранства главного храма древних Афин. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Тени, отбрасываемые фигурами мужчин и залегающие в складках одежды девушек, создавали ощущение движения, придавали выступающим из фона рельефным изображениям иллюзию полного объема.
Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.
Геммы.
С глубокой древности резчики-ювелиры вырезали рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, изготовляя украшения и печати. Такие изображения получили название геммы (от лат. gemma – «драгоценный камень»). Заглубленное изображение, врезанное в глубь твердого минерала, называется инталия, а выпуклое, выступающее над поверхностью камня?– камея… Часто геммы изготавливались из многослойных камней, и у мастера была возможность при обработке камня сделать фон одного цвета, а основное изображение – другого.
Наталья Сокольникова.
Редакция
Редакция журнала «Введенская сторона».
Рельеф (скульптура)
Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.
В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).
Содержание
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Рельеф (скульптура)» в других словарях:
Рельеф (скульптура) — РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Рельеф (значения) — Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия
Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия
Скульптура Ренессанса — Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия
Рельеф — (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия
СКУЛЬПТУРА — (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь
Скульптура античная — скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.
СКУЛЬПТУРА — (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия
Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии
Скульптура — (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Рельефные скульптурные изображения — как разобраться в многообразии терминов
Говоря про гипсовые рельефы, многие не понимают, что этот термин объединяет несколько техник, каждая из которых имеет свои отличия. Иногда заказчики, обращающиеся в гипсовую мастерскую, не знают, что им нужен не просто рельеф, а панно, барельеф, фриз, картуш. Давайте подробнее разберемся в этих терминах.
Какими бывают рельефные фигуры – барельефы, горельефы, койланаглифы, полые и сквозные изображения
Из гипса изготавливают разнообразные рельефы, отличающиеся степенью выпуклости элементов. Находящийся под ними фон играет роль связующего звена, но иногда за счет окрашивания или нанесения рисунков его включают в общую композицию. Гипсовые рельефы бывают нескольких типов, каждый из которых отличается от других.
Рельефы сопровождали человечество несколько тысячелетий – их можно встретить на египетских усыпальницах, античных храмах, древних захоронениях. Популярность таких изображений не снижается и сейчас. Рельефные элементы применяют при оформлении фасадов и помещений, памятников, мемориальных сооружений, постаментов скульптур.
Не всё рельефное — рельеф
Практически вся гипсовая лепнина рельефна. Поэтому клиенты гипсовых мастерских под этим словом подразумевают абсолютно разные изделия с выпуклыми и утопленными изображениями:
Рельефные элементы хорошо сочетаются со скульптурами, резьбой, светильниками, ковкой, другим декоративным оформлением. Современные дизайнеры их вписывают даже в квартиры и дома с лаконичной мебелью. Сейчас смешение стилей очень популярно, поэтому такие решения никого не удивляют. Наоборот, это считается признаком высокой интерьерной моды, не терпящей условностей. Такие изделия окрашивают в самые разные цвета. Это тоже очень модно.
Гипсовые рельефы очень популярны, и во многих глянцевых журналах можно увидеть интерьеры помещений с рельефным декором. Лепнина ассоциируется с богатыми дворцами, старинными усыпальницами, античными театрами, поэтому вносит в оформление шик и элегантность. Именно за это ее любят дизайнеры и их клиенты.
Рельефная скульптура
Рельефная скульптура — сложная форма творчества, сочетающая в себе черты двухмерного изобразительного и трехмерного скульптурного искусства.
С одной стороны, это практически картина, расположенная на опорной поверхности. С другой стороны, элементы обладают трехмерными свойствами.
Рельеф: скульптура или живопись?
Некоторые типы рельефа очень близки к изобразительным работам. Например, художники Донателло, Гиберти и другие мастера раннего Возрождения в полной мере используют перспективу, которая представляет собой живописный метод реалистичного представления трехмерных пространственных отношений на двухмерной поверхности.
Также чрезвычайно наглядны египетские и большинство доколумбовых американских невысоких рельефов, но по-другому. Используя графическую систему, они переводят трехмерный вид в двухмерный.
Рельефное изображение по существу является плоской поверхностью и не может существовать в трех измерениях. Его скульптурные аспекты — небольшая степень фактического проецирования с поверхности и тонкое моделирование элементов.
Другие типы рельефа, например, классический греческий и большинство индийских, задуманы преимущественно в скульптурных элементах. Фигуры занимают пространство, которое определяется сплошными формами самих фигур и ограничено плоскостью фона.
Эта задняя плоскость рассматривается как конечный, непроницаемый барьер, перед которым существуют фигуры. Он не воспринимается как отступающее перспективное пространство или среда, в которой размещены фигуры, или как плоская поверхность, на которой они размещены. Рельефы, в этом случае, больше похожи на сжатую скульптуру, чем на развернутые картины.
Виды рельефной скульптуры
Главная проблема рельефной скульптуры — сочетание трехмерной твердой формы и пространственных отношений в ограниченном пространстве глубины. Степень, в которой формы проецируются, значительно варьируется, и на этой основе рельефы классифицируются как низкие рельефы (барельефы) или высокие рельефы.
Фото: источник
Одна из самых сложных задач скульптора, занимающегося изготовлением рельефа — представить отношения между формами в глубине доступного ему пространства. Он делает это главным образом, уделяя пристальное внимание плоскостям рельефа.
В резном рельефе самая высокая или передняя плоскость определяется поверхностью плиты, на которой вырезан рельеф. А задняя плоскость — это поверхность, из которой выступают формы. Пространство между этими двумя плоскостями можно мысленно разделить на ряд плоскостей, расположенных одна за другой. В таком случае отношения форм в глубине можно рассматривать как отношения между формами, лежащими в разных плоскостях.
Особенности глубокого рельефа
Глубокий рельеф считается исключительно древнеегипетским видом искусства. Но в то же время ученые обнаружили красивые индийские образцы, выполненные из слоновой кости в Баграме (Афганистан).
В глубоком рельефе наброски дизайна сначала вырезаются по контуру. Затем мастер выполняет резьбу рельефа внутри контура, оставляя окружающую поверхность нетронутой. Таким образом, готовый рельеф погружается ниже уровня краев и очерчен четкой контурной линией с вертикальными стенками.
Такой подход к рельефной скульптуре сохраняет непрерывность исходной поверхности материала и не создает на него проекции. В результате контур проявляется в виде мощной линии света и тени вокруг всего дизайна.
Фото: источник
Особенности низкого рельефа
Низкий художественный рельеф, как правило, рассматривается скульпторами как чрезвычайно сложный вид искусства. Чтобы придать убедительность трехмерной структуре деталей и поверхности с минимальной степенью проекции, требуется сочетание мастерства рисования и резьбы или лепки высокого порядка.
Скульптор должен действовать эмпирически, постоянно меняя направление света и проверяя оптический эффект работы. Он не может следовать никаким установленным правилам или представлять вещи в глубине, просто математически уменьшая измерения.
Формы низкого рельефа обычно соприкасаются с фоном по всему контуру. Если есть небольшое подрезание, его цель состоит в том, чтобы придать акцент с помощью отбрасываемой тени контуру, а не создать впечатление, что формы не зависят от фона. Низкий рельеф включает в себя фигуры, которые проецируются примерно до половины их естественной окружности
Технически, самый простой вид низкого рельефа — рельеф с двумя плоскостями. Скульптор рисует контур на поверхности, а затем обрезает окружающую поверхность, оставляя фигуру поднятой в виде плоского силуэта над фоном.
Эта процедура часто используется на первых этапах рельефной резьбы. Далее скульптор приступает к моделированию или резьбе в приподнятом силуэте, округляя формы и создавая впечатление трехмерности. Однако в двухплоскостном рельефе силуэт остается плоским и практически не изменяется, за исключением добавления деталей поверхности.
Доколумбовые скульпторы использовали этот метод вырезания рельефа, создавая смелые образные и абстрактные рельефы.
Сплющенный рельеф — чрезвычайно тонкий тип плоской, рельефной резьбы, часто применяемый скульпторами 15-го века Донателло и Дезидерио да Сеттиньяно. В их работах дизайн частично прорисован тонко выгравированными линиями и частично вырезан рельефно. Техника сплющенного рельефа во многом зависит от того, как материал, взятый за основу работы, реагирует на свет. Важная задача скульптора, работающего в этой технике, показать с помощью освещения самые тонкие линии и изменения текстуры или рельефа.
Детали в горельефе находятся достаточно далеко, чтобы быть в некоторой степени независимым от фона. Т.е. горельеф максимально приближен к реальной скульптуре, настолько, что часто невозможно определить с фронта, действительно ли фигура прикреплена к своему фону.
Фото: источник
Степени проекции в горельефе часто объединяются в одну рельефную композицию. Фигуры на переднем плане могут быть полностью отдельными и полностью круглыми, элементы, расположенные на среднем расстоянии, находятся примерно в половине рельефа. А детали заднего плана исполняются в низком рельефе. Такие эффекты распространены в позднеготической, ренессансной и барочной скульптуре.
Что такое рельефная скульптура
Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.
В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).
Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.
ШТУКАТУРКА (итал. stuccatura, от stucco — гипс, известь, алебастр) — отделочный слой, образованный затвердевшей строительной смесью.
Штукатурки можно классифицировать по предназначению:
АРКА (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.
плинтус
импост
лоб арки
пята арки
замковый камень
архивольт
килевидная
коробовая
многолопастная
подковообразная
ползучая
полуциркульная
стрельчатая
ИНТЕРЬЕР (фр. in-térieur лат. in-terior — внутренний вид, антоним фр. ex-térieur, лат. exterior — внешний вид) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.
В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме.
Интерьер складывается из трёх составляющих:
строительная оболочка — пол, стены, потолок;
предметное наполнение (оборудование, мебель);
функциональные процессы, формирующие и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.
В основе дизайна экстерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме.
ЛОФТ — тип жилища, переоборудованное под жильё помещение заброшенной фабрики, другого здания промышленного назначения. Слово loft означает «чердак», в США так называют еще и верхний этаж торгового помещения или склада, но сам стиль может присутствовать практически в любом помещении.
«Лофт» имеет чисто американское происхождение и берет свое начало от фабричных построек, складов и мастерских. Идея использования заброшенных мануфактур под жилье и рабочие помещения возникла уже в сороковых годах в фабричном районе Манхэттена. Тогда цены на землю в центре города поползли вверх, — промышленные предприятия стали выводить на окраины. Освободившиеся площади охотно занимают люди искусства, привлеченные как функциональными характеристиками жилья (высокие потолки, хорошее освещение), так и низкими, по сравнению с обычными квартирами, арендными ставками. Пройдя путь от мастерской до стильного помещения, лофты оказались на пике моды к 1950-м годам. Именно здесь сосредотачивается артистическая жизнь Нью-Йорка. Модные художники открывают в лофтах свои галереи и студии. Хрестоматийный пример — «Фабрика» Энди Уорхола. Вскоре за оригинальным жильем окончательно закрепился статус элитного. Снимать большие площади в историческом центре города, в зданиях уже близких к тому, чтобы за давностью лет получить статус памятника архитектуры, молодым художникам оказалось не по карману. Их место заняли успешные адвокаты и финансисты.
АНИМАЛи́СТИКА (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).
Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.
Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля, в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.
Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами.
КАЛЛИГРа́ФИЯ (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.
Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».
История письменности — это история эволюции эстетических понятий, развивающихся в рамках технических навыков, скорости передачи информации и материальных ограничений человека, времени и пространства. Стиль письма, обычно описываемый как шрифт, рука или алфавит.
Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма.
Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.
КРАКЕЛю́Р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи.
Кракелюры бывают сквозными, т.е. проходящими через все слои живописного слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.
Трещины, т.е. нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок, и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв (например,когда в масляной живописи наносится новый слой по непросохшему внутри слою).
Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения.
Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.
В иконописи, где, в основном, используется темпера, хорошая подготовка левкаса, относительная малая толщина красочного слоя и особенности просыхания эмульсионного связующего (желток куриного яйца) частично предохраняли живописный слой от растрескивания. Как правило, медленно сохнущее эластичное масло желтка куриного яйца не вызывает растрескивания красочного слоя. Кракелюры часто образуются потому, что свежий верхний слой краски обезвоживается за счёт впитывания воды в недостаточно просохший нижележащий слой. В результате сухая плёнка верхнего слоя растрескивается.
В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению дух «старины» и определённый шарм.
Сетку трещин получают путём нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того, чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования.
Необходимо уточнить, что искусственно полученные кракелюры практически всегда отличаются от тех, которые образовались естественным путём, часто это помогает отличить подлинное произведение от подделки.