Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Материалы 1 урока в 8 классе «Духовное краеведение. Религиозная культура»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1: «Духовное краеведение. Религиозная культура».

1. Презентация «Интервью с Богом».

Им наскучивает детство,
Они спешат повзрослеть,
А потом мечтают стать детьми опять.

Они теряют здоровье, зарабатывая деньги,
А потом теряют деньги, восстанавливая здоровье.

. Они так много думаю о будущем,
Что забывают настоящее настолько, что не живут
ни в настоящем, ни в будущем.

. Они живут так, как будто никогда не умрут,
А умирают, как будто никогда не жили.

Его рука взяла мою, и мы помолчали некоторое время.
И тогда я спросил:
«Как родитель, какие уроки жизни ты бы хотел, чтобы твои дети выучили?»

«Пусть знают, что невозможно
заставить кого-то любить их,
Всё, что они могут сделать, это
позволить себе быть любимыми.

Пусть знают, что не хорошо
сравнивать себя с другими.

. Пусть учатся прощать,
практикуют прощение.

. Пусть помнят, что ранить любимого человека
занимает всего лишь несколько секунд,
но залечить эти раны может занять долгие годы.

. Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше,
а тот, кто нуждается в меньшем.

. Пусть знают, что есть люди,
которые их очень любят,
просто они еще не научились
выражать свои чувства.

. Пусть знают, простить
друг друга недостаточно.
Надо также простить самих себя.

«Благодарю за твое время»
Робко сказал я
«Есть еще что-то, чтобы ты хотел передать своим детям?»

2. На листе бумаги учащийся красками изображает цветовую гамму своих эмоций и чувств. После просмотра презентации под музыку.

ЧЧто такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс краткото изучает духовное краеведение Подмосковья? Дадим определение значения этих слов.

КЧто такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс краткораеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края.

ДЧто такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс краткоЧто такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс краткоЧто такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс краткоЧто такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс краткоуховным краеведение называется потому, что оно изучает историю христианской культуры. Православное христианство всегда играло ведущую и решающую роль в истории русской культуры и государственности. Главные ее ценности: вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Изучение истории христианской культуры России обеспечивает преемственность, связь поколений, позволяет сохранить культурную самобытность народа.

ДЧто такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс краткоуховное краеведение Подмосковья – это учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на землях Подмосковья.

Православное христианство является одной из мировых религий.

У разных народов сложились разные представления о Боге.

ЛЧто такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс краткоатинское слово “cultura” буквально переводится: “возделывание земли, воспитание, образование, развитие”. Это слово непосредственно связано со словом “cultus”, что значит “почитание Бога, культ”.

История православной культуры России включает знания о святых и героях, деятелях культуры, просвещения, произведениях христианского искусства и предметах материальной культуры, святынях Отечества, христианских обычаях, традициях, праздниках.

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко— вставка слайда.

Источник

Конспект урока «Что такое «религиозная культура»? Первый ознакомительный урок по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», 8-9 классы

Конспект урока «Что такое «религиозная культура»? Первый ознакомительный урок по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», 8-9 классы

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями предмета.

Задачи урока:

– способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о вечных ценностях;

– дать учащимся представление о духовном мире человека, достойном подражания;

– расширить знания о духовном наследии Подольского района;

– познакомить с произведениями литературы, музыкальными произведениями, проникнутыми духом Православия;

– воспитание души ребенка через святыни Родины.

Основные понятия: Краеведение. Подмосковье. Духовность. Культура. Добро и зло. Вера в Бога. Любовь к ближним. Любовь к Отечеству. Этические нормы. Ценности жизни. Культурный человек. Историческая память. Православное христианство. Религия. Богословие. Религиозная культура. Духовная культура. Духовное краеведение Подмосковья.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации по теме.

2. УМК Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», иллюстрации учебника №№ 1-9.

Подготовительная работа: создание мультимедийной презентации;

подбор музыкального сопровождения;

подготовка раздаточного материала «Цитаты из Библии».

План проведения урока.

1. Вступительное слово учителя, обращение к детям, приглашение совершить заочное путешествие по земле Подмосковья.

2. Объяснение нового материала. Работа с понятиями.

3. Закрепление материала.

4. Подведение итогов и домашнее задание.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя, обращение к детям, приглашение совершить заочное путешествие по святой земле Подмосковья.

От «Духовного краеведения» – к гармонии в душе.

Слайды 1-2

Ребята, в этом году вы начинаете изучать новый предмет «Духовное краеведение Подмосковья». Я очень надеюсь, что вы, как и ваши старшие товарищи, очень скоро поймете, что это не просто интересный предмет, который объединяет историю, литературу, музыку, живопись, богословие, но и очень нужный. Это один из немногих учебных предметов, в основе которого лежит не столько получение определенной суммы знаний по истории христианской православной культуры, сколько развитие души, формирование человеческих и патриотических чувств на примерах славного духовного наследия наших предков.

Вот некоторые высказывания ребят:

Уроки «Духовного краеведения» помогли мне поверить в бога, я стал лучше разбираться в душевном состоянии людей и после каждого урока обретаю душевное спокойствие и благополучие.

Уроки «Духовного краеведения»помогли мне узнать о боге больше, чем я знал раньше, о храмах Подмосковья, о святых, их поступках, о притчах, о служении церкви и о своем внутреннем мире;

Узнал много нового, я даже не предполагал, что то, о чем мы говорим на уроках, поможет мне в жизни. Я избежал множества ошибок благодаря беседам и фильмам, которые мы смотрели на уроках.

Я стал духовно богат, добрее ко всему, узнал об истории русской православной культуры.

Я много узнал о нашем родном крае, смог полюбить этот предмет: мы смотрели фильмы, учили стихи, читали притчи и даже успели побывать в Троице-Сергиевой Лавре. Я хотел бы, чтобы и в следующем году был такой замечательный предмет, и мы бы смогли посмотреть на другие храмы.

Я обогатил свою душу духовными знаниями, изменил свой образ жизни, посмотрел на мир по-другому и очень сильно изменился, пересмотрел свои взгляды на мир, религию и другие вещи.

Эти уроки учат добру и милосердию. Хотелось бы, чтобы в следующем году эти уроки продолжались.

Эти уроки мне помогли лучше понять то, на чем держится христианская религия, что есть добро и зло. Это скорее не уроки, а разговор с учителем.

Меня, взрослого человека, этот предмет тоже сделал духовно богаче, чище. Я люблю то, что преподаю вам. Надеюсь на то, что моя любовь к предмету и к вам, вера в Бога и в вас, надежда на взаимопонимание и сотрудничество помогут нам стать еще лучше. Приглашаю вас в увлекательное путешествие в прошлое, чтобы наше настоящее и будущее было счастливым.

2. Объяснение нового материала.

Слайды 3-6

Мы сегодня познакомимся с многими новыми для вас понятиями и терминами. Это будет первой ступенькой на нашей лестнице познания и подъема вверх над собой сегодняшним.

Объектом изучения духовного краеведения является история христианской православной культуры.

Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.

Религиозная культура – это традиции жизни и почитания людьми Бога, сложившиеся под влиянием их религии и отражаемые в материальных объектах, произведениях религиозного искусства.

Религия – это « благочестие, набожность, святыня» – это вера в Бога и почитание его человеком.

Как вы думаете о ком идет речь, каким словом можно охарактеризовать человека, обладающего следующими качествами: он любит свое Отечество, почитает память своих предков, сохраняет святыни родной земли, проявляет добрую заботу о всех людях, как о своих ближних, делает все, чтобы сохранить этот прекрасный мир. Конечно же, это культурный человек.

Много или мало таких людей вокруг нас? Но я убеждена в одном:уроки «Духовного краеведения» способствуют тому, чтобы их было больше.

Вот сегодня мы и постараемся это доказать.

Человек, страна живут в трех измерениях: прошлое, настоящее и будущее. Именно поэтому мы сегодня будем говорить об уроках прошлого, о фактах настоящего и загадках будущего. Хватит ли у нас мудрости извлечь уроки из прошлого?

В истории христианства были разные периоды. Как вы думаете о каком времени идет речь?

Б)На рубеже этих веков человечество снова возвращается к вере. Однако, в этом веке страшно то, что человек перестает узнавать самых близких людей: соседа, брата, а порой и своих детей и родителей.

(на рубеже 20 и 21веков)

А какие факты настоящего мы с сожалением констатируем? Низкий уровень культуры.

Проблемный вопрос: Что можно противопоставить этому? – Только возвращение к своим истокам как святому целительному источнику. Как научить вас, наших детей, выстоять в таких непростых условиях? Как научить найти источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, как отличить добро от зла? Христианин все это находит в духовном религиозном мировоззрении, в данных Богом нормах и правилах, которые называются заповедями. А главная книга для него – «Библия».

Мы с вами счастливые люди, потому что мы на уроках «Духовного краеведения» прикоснемся к высокому духовному началу православия, как одной из мировых религий.

Уроки «Духовного краеведения» помогут нам разгадать и загадки будущего. Потому, что мы с вами узнаем, что человек приходит на эту землю для свершения добрых дел, для познания самого высшего смысла христианской веры: после суда божьего по делам нашим земным возможно воскрешение из мертвых.

А великие русские поэты помогут нам найти ответ на главный вопрос:

В чем смысл жизни человека?

Послушайте стихотворение А. С Пушкина «Дар напрасный…» и ответ ему митрополита Филарета.

Слайд 24

Александр Пушкин

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Митрополит Филарет:

Не напрасно, не случайно

Жизнь судьбою мне дана;

Не без правды ею тайно

Сам я своенравной властью

Зло из тайных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною,

Просияй сквозь сумрак дум,

И созиждутся Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Проблемный вопрос: Что помогает человеку найти смысл жизни, во имя чего человек способен возвысить свои добрые качества? – Вера в Бога, жизнь с Богом, служение Богу, Отечеству, людям, своей семье.

Слайды 7-9

Семья для христианина тоже храм, только меньший.

«Неразлучные» учат нас беречь свою любовь, а преподобный Иосиф Волоцкой учит жить так, чтобы нам было хорошо там, где мы есть, а главное, чтобы с нами было хорошо другим.

Слайды 10-23

Мы с вами живем, работаем, учимся, творим в Подольском районе. Совершим заочное путешествие по православным святым местам Подолья.

Поговорим о храмах, об иконах и о святых, в честь которых названы храмы.

Слайд 25.

А теперь мне хотелось бы поговорить с вами о главной книге христиан.

Проблемный вопрос: Какие христианские добродетели проповедует Библия? Давайте откроем эту великую книгу.

Цитаты из Ветхого Завета.

Доброе имя лучше большого богатства, а добрая слава лучше серебра и золота.

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Начало всякого дела – размышление, а прежде всего действия – совет.

Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, чужой, а не язык твой.

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это.

Не будь скор языком твоим; ленив и нерадив в делах твоих… Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании.

Не обращай алчных взоров на достояние ближнего твоего. Почитай отца твоего и мать твою.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не скоро совершается суд над худыми делами: от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

3. Закрепление изученного материала

Ребята, откройте учебник на стр. 10. Выполним задание №4.

Кто не хочет, чтобы его окружали именно такие люди? Какая бы замечательная жизнь была у нас, если бы все жили по христианским заповедям.

Буква Л славянского алфавита обозначает целое слово «люди», а буква М – «мыслете». Так будем же мыслить, размышлять, а главное принимать в свою душу эту вековую мудрость.

Христианская религия на примерах жизни своих преданных служителей, монахов учит нас жить для людей.

Сергий Радонежский оставил такое завещание своим ученикам: «нужно иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, единомыслие друг к другу хранить»

Слайд 29. Я желаю всем вам найти свою дорогу к своему храму и обязательно зажечь в чьем-то сердце огонек. Возможность зажечь свечу есть у каждого. Учитель – в душе ученика, врач – в душе пациента, строитель – в душе благодарного жильца построенного им дома, художник и музыкант – в душах своих поклонников. Представьте себе, как будет много света и душевного тепла.

4. Подведение итогов урока: Вы услышали сегодня много нового, но еще больше вам предстоит узнать в этом году. Мыслите, думайте, рассуждайте! И тогда вам будет интересно на уроках.

Задание на дом: Работа над расширяющим информационным блоком «Наше наследие» стр. 10; задание 5 стр. 11

Н. И. Киселева, МОУ Дубровицкая СОШ им. Героя России А. Г. Монетова, Подольский район, Московская область

Источник

Конспект на тему «Религия, как одна из форм культуры»(8 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Религия, как одна из форм культуры

Сначала в первобытном обществе были такие верования: тотемизм – поклонение животному или растению, как своему предку-защитнику. Вместе с тотемизмом постепенно сформировался фетишизм – вера в магические свойства предметов(амулеты, фигурки..). Далее тотемизм сменился анимизмом – верой в духов, душу и одухотворённость природы.

Далее после этих верований начали формироваться религии. Есть два вида религий:
1. Политеистические – вера в нескольких богов(индуизм, любое язычество).
2. Монотеистические – вера в одного бога(иудаизм, христианство, ислам).

Основатели мировых религий:
1.Христианство – Иисус;
2.Иудаизм – Моисей;
3.Ислам – Мухаммед;
4.Буддизм – Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

К признакам мировых религий относят:
1) огромное число последователей во всем мире;
2) космополитизм(наднациональный и надгосударственный характер);
3) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
4) необычайная пропагандистская активность.

В России церковь отделена от государства и господствует принцип свободы совести (свободного выбора вероисповедания). Все религии в стране являются равноправными, государство гарантирует свободное отправление культа. Религиозные организации освобождены от налогов.
В России порядка 80% населения называют себя православными. Также в России огромное количество мусульман, а самым большим мусульманским народом являются татары. Иудаизм исповедуют в первую очередь евреи. Буддизм исповедуется в Бурятии, Тыве, Алтае, Калмыкии, причём Калмыкия единственный буддистский регион в Европе.

Противостоит религии атеизм – научно-теоретическое учение об отсутствии Бога. Сомневающихся в существовании Бога называют агностиками.

Источник

Презентация к уроку обществознание 8 класс «Религия как одна из форм культуры»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Описание презентации по отдельным слайдам:

Систематизировать знания о религии. Раскрыть различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свободы вероисповедания.

А как вы думаете, что такое религия?

Стр.76 Почему, по мнению В.С. Соловьева нельзя доказать существование Бога?

Функция Её сущность Регулирующая Регулирует поведение людей в обществе посредством религиозных норм. Воспитательная Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств. Мировоззренческая Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Психологическая (компенсаторная) Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение. Коммуникативная Религия способна избавить человека от одиночества.

Христианство Ислам Буддизм

ЦЕРКОВЬ ИЕРАРХИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Православие — 75 % Ислам — 5 % Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше Неверующие — 8 %

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

П.10 стр 75-83 Стр.83 вопрос 1-5

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Номер материала: ДБ-298773

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Время чтения: 2 минуты

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Смотреть картинку Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Картинка про Что такое религиозная культура 8 класс кратко. Фото Что такое религиозная культура 8 класс кратко

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Понятие религии и религиозной культуры

Лекция № 9. Место религии в культуре человечества

1. Понятие религии и религиозной культуры

Функции религии

3. Теология о взаимосвязи религии и культуры

Роль религии в культуре

Понятие религии и религиозной культуры

Религиозные представления о мире традиционно связаны с обожествлением первобытными людьми природы, выступающей по отношению к человеку как высшее, всемогущее и неподвластное начало, которое требует уважения и поклонения.

Довольно длительное время считалось, что религия является плодом невежественности первобытных людей, не знавших законов природы и испытывавших страх перед неведомыми явлениями. Следовательно, благодаря развитию научных представлений о мире, религия должна была исчезнуть. Но она не только не исчезла, но и заняла особое, абсолютно уникальное место в культуре.

Что же в наши дни продолжает вызывать среди людей религиозную веру? И как при этом религия соотносится с научным познанием: она противоречит ему или дополняет? Какую роль в системе культуры играет религия? Вот, пожалуй, самые актуальные вопросы для людей, которые воспитывались на резком противопоставлении религии и науки.

Главным вопросом в жизни каждого человека всегда был вопрос о смысле жизни. Ответ на этот вопрос позволял человеку как познавать самого себя, так и находить свое место в мире. В рамках этого поиска один человек обращался к науке, другой – к искусству, третий – к материальным благам, но многие всё же находили ответы на интересующие их вопросы именно в религиозных учениях.

Таким образом, религия является реальным социокультурным феноменом, который чрезвычайно важен для культуры любого народа мира. Поэтому вполне очевидно, что все без исключения проявления религии влияют на становление культуры. Но является ли религия культурно и социально обусловленной? Или она представляет собой автономную систему, а трансформация культуры происходит под ее влиянием?

Культура в широком смысле включает религию как форму культуры. Среди концептуальных подходов к пониманию культуры есть вариант сведения культуры к религии, верованиям, священному, культу.

Следует различать понятия «религия в культуре» и «религиозная культура». Религиозная культура является сложным комплексным социокультурным образованием, формой или сферой культуры. Религиозная культура – это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным центром религиозной культуры (религии) является культ.

Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.

Специализированный уровень религиозной культуры – это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный – мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религиязавоевала благодаря особой форме отношения к миру.

Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.

Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент – различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.

Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:

— религиозное сознание – вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим;

— религиозный культ – совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния;

— религиозные организации – объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир – служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян – рядовых верующих.

Благодаря существованию религии происходит обогащение всей системы культуры в целом. И если отказать религии в существовании, культура потеряет свои важнейшие функции.

Функции религии

Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.

Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.

Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т.д.), религия возводит их на уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих.

В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.

Как можно оценить влияние религии на жизнь людей.

В принципе (т.е. безотносительно к религии) влияние какого-либо явления на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Как можно оценить в обобщенном виде (в целом) влияние религии на жизнь людей? Как положительное? Как отрицательное? Или как противоречивое?

Среди атеистов есть и такие («крайние атеисты»), которые считают, что любая религия играет только отрицательную роль. Они, как правило, руководствуются высказыванием В.И.Ленина, назвавшего религию (религию вообще, всякую религию) «врагом культуры и прогресса».

В проблеме «роль религии» существует и точка зрения так называемой «золотой середины». Согласно этой точке зрения религия в целом играет противоречивую роль: в ней есть тенденция, враждебная культуре и прогрессу, но есть и тенденция противоположного характера.

Существует такое понятие как религиозная патология.Греческое слово «патос» означает «болезнь». Религиозная патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимно связаны и взаимно переходят друг в друга.

В прошлом одним из ярких проявлений религиозной преступности была так называемая «Варфоломеевская ночь» в Париже (ночь на 24 августа 1572 года). О ней весьма ярко рассказал французский писатель Проспера Мериме в романе «Хроника времен Карла IX».

Но и в конце ХХ века религиозная преступность иногда выражает себя в очень жестокой форме. Наиболее трагичные последствия принесла в жизнь Японии преступная деятельность религиозных фанатиков из конфессии «АУМ Синрикё».

3. Теология о взаимосвязи религии и культуры.

В теологии (теология или богословие – это систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии) религия является основополагающим элементом духовной культуры. Метафорический тезис английского историка религии, этнографа ДжеймсаФрэзера «Вся культура – из храма» можно считать эпиграфом к конфессиональной культурологии.

Ж. Маритен, французский философ католицизма, полагает, что культура и цивилизация должны быть в природе человека, но могут и отклоняться от человеческой природы. Культура – творение духа и свободы. Истинный человек сформирован разумом и добродетелью изнутри. Культура соприродна духовности, следовательно, и религии. Культура – верховный оживляющий дух цивилизаций и культур, и в то же время она независима от них, свободна, всемирна.

Крупнейший протестантский теолог и философ П. Тиллих в своей «теологии культуры» полагает, что религия пронизывает или должна пронизывать всю личную и общественную жизнь человека, ибо всё духовное в человеке, всё то, что реализуется в культуре, по содержанию и смыслу религиозно. Идеал П. Тиллиха – общество, преодолевшее раздвоение светского и мирского, гибельное как для светской культуры, так и для религиозной.

В светской теории культуры религия рассматривается в связи с другими явлениями культуры. Конкретная значимость религиозного феномена в каждой концепции представляется по-своему, в зависимости от исходной позиции мыслителя, а также от понимания культуры и религии в данной теоретической системе.

В «линейных» концепциях культуры К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Ницше и М. Вебера социокультурный противоречивый процесс имеет прогрессивную или регрессивную направленность.

Концепция социокультурного прогресса К. Маркса и Ф. Энгельса строится на способе производства материальных благ, определяющем общественно-экономическую формацию (тип общества), а также смену формаций в направлении от социальной необходимости к социальной свободе.

М. Вебер, продолжая традиции германской теоретической мысли, следует скорее Гегелю, чем Марксу. Религия играет значительную роль в культуре, понимаемой мыслителем как ценность. В социологии права и политики из трёх идеальных типов легитимной власти (господства), два – харизматический и традиционный – опираются на веру в святость и реальность сверхъестественного. В незавершённой социологии религии М. Вебер рассматривает хозяйственную этику всех мировых религий как источник социальной организации.

В концепциях локальных культур и цивилизаций «линейный» характер мирового социокультурного процесса заменяется плюралистическим принципом равноценных относительно замкнутых культурных систем, взаимодействующих в пространстве и времени.

Культурологическая теория Н.Я. Данилевского в традиции российской культурологии считается родоначальницей концепций «локальных цивилизаций». Основная идея заключается в суждении, что формы исторической жизни человечества ещё и разнообразятся по культурно-историческим типам. Каждый тип представляет собой специфический для данного этноса синтез религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. Четыре основные стороны культурной жизни – религиозная, культурная, политическая, экономическая – обеспечивают специфику культурно-исторических типов. Десять основных типов подразделяются им на «одноосновные», «двуосновные» и «многоосновные». Молодой славянский культурно-исторический тип впервые сможет связать воедино все четыре сферы, в том числе неосвоенную другими типами экономическую.

В отличие от О. Шпенглера, А. Тойнби признаёт за человеком способность к свободному самоопределению, а за мировыми религиями – роль объединителя цивилизаций в мировой исторический процесс.

Для социокультурных образований Востока характерно стремление сохранить выверенные веками жёсткие нормы социального, нравственного, религиозного поведения и мышления. В многообразии восточных цивилизаций чаще всего выделяют китайскую (китайско-конфуцианскую), индо-буддийскую (индуистскую) и арабо-исламскую (исламскую, арабскую) суперсистемы. Место религии в этих культурах–цивилизациях подчеркивается уже в названии.

Европейская (западная) культурно-историческая традиция рассматривается как последовательность эпох развития цивилизации, истоки которой в эллинской (древнегреческой) культуре. У Гегеля и Тойнби они объединены в две ступени: античный и западный миры. У Маркса – в докапиталистическую и капиталистическую эпохи. В отличие от общинной традиции Востока, Запад основывается на целостной личности. Религиозное выражение индивидуализма Запада видится в протестантизме (Гегель, М. Вебер). Западный мир Гегеля и Тойнби опирается на католическо-протестантское мировоззрение. Эта идея популярна у богословов православия и у славянофилов. Ф. Ницше видит начало христианского Запада в философии Древней Греции и трансформирующейся части религии побеждённых римлянами древних евреев – иудаизма. Значимость христианства в истории культуры Европы отмечает Ф. Энгельс, он же истоками христианства считает греко-римскую философию и иудаизм. «Запад», с точки зрения К. Ясперса, включает культурные ареалы двух однотипных «западных» религий – христианства и ислама.

Роль религии в культуре

Место религии (религиозной культуры) в культуре, ее влияние на отдельные части и культуру в целом, как правило, диктуется конкретной концепцией взаимоотношения культуры и религии.

Религия является элементом культуры, который в определённых исторических условиях играет в системе духовной культуры существенную роль.

Культура делится на материальную и духовную. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность. Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью. И поэтому, хотя нравственность и является элементом духовной культуры, взаимодействие с ней раскрывается через особую, нравственную функцию религии.

На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях сосуществуют две противоположные тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая «плюсы») и тенденция противодействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая «минусы»). «Плюсы» и «минусы» в отношении религии к культуре особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.

Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы «дарит» художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.

Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами и др.

История культуры знает примеры обострения взаимоотношений конфессиональных культур, религиозного и светского элементов культуры (цивилизации). Религия бывает источником конфликта, но чаще формой социального или этнического противостояния, содействующей его обострению или разрешению. Примерами межконфессиональных конфликтов могут служить многочисленные религиозные войны, а также экономическое и внеэкономическое регулирование в интересах господствующей конфессии, этноконфессиональной общности в странах с многими конфессиями. Иллюстрацией обострения конфликта религиозного и светского элементов культуры являются взаимоотношения церкви и коммунистической партии в СССР.

Конфессии, религиозная в целом и светская культуры могут выражать как гуманистическую, так и антигуманную ориентации. Опыт межкультурного диалога и взаимодействия конфессий, религиозного и светского мировоззрений, структур может быть перспективным в деле разрешения глобальных проблем человечества, определении парадигмы дальнейшего бытия цивилизации и культур.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *