Что такое религиозная культура конспект урока
Конспект урока по духовному краеведению Подмосковья на тему «Что такое религиозная культура»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 1. « Что такое религиозная культура? »
познакомить учащихся с основными понятиями предмета.
способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о вечных ценностях;
дать учащимся представление о духовном мире человека, достойном подражания;
расширить знания о духовном наследии Подольского района;
воспитание души ребенка через святыни Родины.
Основные понятия: Краеведение. Подмосковье. Духовность. Культура. Добро и зло. Вера в Бога. Любовь к ближним. Любовь к Отечеству. Этические нормы. Ценности жизни. Культурный человек. Историческая память. Православное христианство. Религия. Богословие. Религиозная культура. Духовная культура. Духовное краеведение Подмосковья.
Ход урока:
Проверка готовности к уроку
Сообщение темы урока (1 мин.)
Ребята, в этом году вы начинаете изучать новый предмет «Духовное краеведение Подмосковья». Я очень надеюсь, что вы, как и ваши старшие товарищи, очень скоро поймете, что это не просто интересный предмет, который объединяет историю, литературу, музыку, живопись, богословие, но и очень нужный. Это один из немногих учебных предметов, в основе которого лежит не только получение определенной суммы знаний по истории христианской православной культуры, но и формирование человеческих и патриотических чувств на примерах славного духовного наследия наших предков.
Изучение нового материала. (25мин.)
Начнём мы с вами с изучения основных терминов, чтобы понять, что же изучает «Духовное краеведение Подмосковья»
краеведение, Подмосковье, духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, богословие, религиозная культура, духовная культура, духовное краеведение Подмосковья.
Что же изучает предмет «Духовное краеведение Подмосковья»?
Давайте разберемся по порядку.
Что такое «краеведение»? (Ответы учеников)
Краеведение – это знание о крае (стране, городе, поселке).
В славянском языке слову «Знать» родственны слова:
«ведать» (усвоить сам факт существования),
«познавать» (углублять понимание, раскрывать новое)…
Что значит быть краеведом? ( Ответы учеников)
Быть краеведом – «узнавать» (получать информацию о крае), «уразумевать» (стараться понять её смысл), и «познавать» (стремиться расширить и углубить знания о родном крае).
Какие интересные факты вы знаете о нашем городе? ( Ответы учеников)
Что мы понимаем под словом «Подмосковье»? ( Ответы учеников)
Подмосковье – это районы, города и посёлки, расположенные в окрестностях Москвы.
Московская область граничит с 7 областями : Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тверской, Калужской, Смоленской, Тульской.
Площадь Московской области даже больше площади таких государств, как Албания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария!
Московская область включает в себя 74 города и поделена на 39 административных округа.
На территории Московской области находятся исторические места, памятники архитектуры, археологии, старинные усадьбы, народные промыслы.
Приведите примеры. ( Ответы учеников)
Что же мы будем изучать?
Что же мы называем культурой?
Культура –это созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются главные этические нормы и ценности жизни.
Какого человека мы можем назвать культурным?
Культурный человек- человек, знающий, и с уважением относящийся к культуре своего Отечества, и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов.
Для чего нам нужно изучать историю христианской культуры?
Изучение истории христианской культуры России позволяет сохранить культурную самобытность народа, его корни, хранит историческую память.
Что такое историческая память?
Что мы понимаем под словом «религия»?
Религия – это вера в Бога и почитание Его человеком.
Богословие (теология) – учение о Боге.
Православие было связано с историей Российского государства на протяжении тысячи лет его развития. Абсолютное большинство людей, живших в России, были православными христианами.
Атеизм- учение, отрицающее существование Бога
сформировалось лишь в Новое время.
Атеизм – одна из форм веры: веры в отсутствие Бога, так как наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование или отсутствие Бога.
У разных народов сложились разные представления о Боге. Люди прославляли Бога так, как определено их религией. Особенности религиозной жизни определили разные религиозные традиции, религиозную культуру.
Религиозная культура – это традиции жизни и почитания людьми Бога, сложившиеся под влиянием их религии и отражаемые в материальных объектах, произведениях религиозного искусства.
Что относится к понятию «духовный»?
Явление или предмет, которые имеют определённые отношение к Богу, характеризуются как «духовные».
Религиозное мировоззрение видит в Боге источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, смысловых и целевых установок человека и, конечно, источник самой жизни.
Духовное краеведение Подмосковья – это учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры.
православная христианская картина мира
история христианской религии и культуры
традиции и образ жизни наших предков
православие как традиционная религия России
Закрепление изученного материала (5 мин.)
Выполнение задания в презентации.
Приведите обоснование утверждения: «Православие является основной традиционной религией России».
В России религиозная культура определялась православием (христианской религией), потому что православие было связано с историей Российского государства на протяжении тысячи лет его развития. Абсолютное большинство людей, живших в России, были православными христианами.
«Христианская религия возникла в I веке нашей эры».
Выбери из представленных терминов те, которые характеризуют духовную культуру человека:
Знание нескольких иностранных языков.
Участие и получение призов в различных конкурсах.
Видение доброго в каждом человеке.
Почитание традиций жизни своих предков.
Подведение итогов. (1 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами узнали о предмете «духовное краеведение Подмосковья», о том, что вы будете изучать в этом году. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение?
Домашнее задание. (9 мин.) В электронном дневнике.
Учебник стр. 5 – 11 прочитать.
Ответить на вопросы стр.10-11 № 1, 2, 4, 6.
Разработка урока:Религиозная культура в жизни человека
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Религиозная культура в жизни человека (сл.1)
Заложить основы формирования духовной культуры учащихся;
— формировать понятие культура (духовная и материальная) ; проследить связи религии и культуры;
— сформировать представление о достижениях материальной и духовной культуры и побудить к развитию чувства прекрасного у учащихся;
— активизировать стремление стать человеком культурным через понимание общечеловеческих ценностей (добро и зло, справедливость).
а) Настрой на урок (сл.2)
б) объявить тему урока, цели;
Тема: Религиозная культура в жизни человека (сл.3)
Сегодня на уроке вы узнаете:
Что такое культура.
Как связаны религия и культура.
Каким должен быть культурный человек.
Повторение домашнего задания.
Что такое ритуал? (сл.6)
Какие религии относятся к традиционным религиям России?
Покажите на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Укажите, какие религии они исповедают.
Ознакомление с новым материалом.
Каждая из религий внесла свой бесценный вклад в культуру. В океане человеческих творений можно видеть много прекрасного и… немало того, что вредит человечеству! Например, рекламу сигарет готовят профессиональные художники. Она красива и завлекательна. Можно ли рекламу сигарет отнести к культуре.
Отобранное многими поколениями из сделанного человеком и составляет культуру. Культура — это не только область художества и эстетики. Культура помогает нам хранить все прекрасное, разумное, доброе и вечное. Но как определить, где добро, а где зло? С помощью нравственных понятий.
Нравственные понятия содержатся в нравственном законе. Этот закон дал людям Бог. Нравственный закон сохраняется и передается религией.
Культура имеет религиозные основы. Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Религиозный культ – духовная родина культуры. Искусство с колыбели повито молитвой и благоговением: на заре культурной истории человечество лучшие свои вдохновения приносит к алтарю и посвящает Богу.
Религии различаются своим пониманием человека, Бога и мира.
Когда мы говорим «культура», то представляем дворцы, музеи, театры и библиотеки.
Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития. Вера помогала сплотить народы, проживающие на ее территории. Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказывала о любви и милосердии Бога. Священнослужители рассказывали о необходимости уважать старших, беречь семью, честно трудиться.
Мы говорим «культурный человек», «культура поведения». Так что же означает слово «культура»?
Чтение учащимися определения слова «культура» на стр.8 (сл.7)
Культура – возделывание души человека. Цицерон (древнеримский политический деятель, оратор и философ.)
4. Работа по теме. Составление кластера:(сл.8)
— Распределите карточки со словами с понятиями духовной и материальной культуры
Проверка правильности выполнения на экране ( вторая часть схемы. (сл.9)
На основании этого дети отвечают на вопрос: «Что такое культурный человек? Что входит в понятие культура поведения?»
Культурный человек – это образованный человек, знающий и понимающий искусство и литературу, умеющий вести себя в обществе, наделенный нравственными качествами (ответственность, трудолюбие, уважительность, любовь и терпимость к людям, честность, неравнодушие) (сл.12)
Связаны ли религия и культура?
Православная культура – культура, созданная христианской религией.
Православная культура России имеет уже более чем тысячелетнюю историю. В 1862 году Россия отмечала 1000-летие своей государственности, а в 1988 году весь христианский мир праздновал 1000-летие Крещения Руси.
Искусство зодчих мы можем наблюдать благодаря сохранившимся храмам.Искусство скульпторов наблюдаем, рассматривая старинные статуи.Живописцы всех времен писали картины на религиозные сюжеты.
Музыкальные произведения связаны с религией.
Религия нашла свое отражение в поведении человека, языке.
5.Связь религии с культурой (сл.13)
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией и необходимы для её существования. Необходимо место для её ритуалов, поэтому связь религии и архитектуры особо очевидны.
Архитектура Литература Живопись
Скульптура Музыка Язык, поведение
А). Связь религии с архитектурой (сл.14)
— Что между ними общего? (сл.15)
— Почему архитектуру называют застывшей музыкой?
Б). Связь религии с литературой (сл.16)
Многие писатели и поэты обращались в своем творчестве к религиозным темам. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Ю. Лермонтова «Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
-Когда человек обращается к молитве?
Подчеркните слова (или назовите), которые связывают это стихотворение и религию.
-Какую молитву имеет в виду М.Ю.Лермонтов?
-Как влияет религия на поэзию?
В.) Связь религии с живописью (сл.17)
«Явление Христа народу» Александра Иванова
— В чем проявляется связь этой картины с религией?
— Какие чувства написаны на лице Иоанна?
— Как ведут себя остальные люди?
Г) Связь религии с музыкой ( сл.18)
Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. Существует множество ее жанров и направлений. Среди них – богослужебная музыка, духовная музыка для использования вне богослужения и др. В православном храме во время службы звучат церковные песнопения. Главная особенность в том, что она исполняется голосом без использования музыкальных инструментов.
Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А. Моцарта), так и свободными (например, в мотетах Гийома де Машо), написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).В этом жанре творили выдающиеся российские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский и др. Особенно хочется рассказать о Дмитрии Степановиче Бортянском. Его считают классиком духовной музыки. Когда мы говорим о церковной музыке, нельзя не вспомнить о колокольном звоне. Он обязательно сопровождает богослужения, благовестит о великих и малых православных праздниках. Сегодня на примере произведения П.И. Чайковского «Отче Наш» я хочу вас познакомить с духовной музыкой (прослушивание произведения)
— Что вы чувствуете при прослушивании данного произведения?
— Какие картины возникают в вашем воображении?
Д) Связь религии со скульптурой, искусством (сл.19)
— Назовите,какие иконы вы знаете?
— Изображение каких икон вы видите?
— Каких мастеров иконописи вы знаете? (сл.19)
Е).Связь религии с языком и поведением. (сл.20)
Язык и религия занимают особое место в истории духовной культуры че-
ловечества. Язык и религия: два образа мира, две стихии в душе человека, уходящие корнями в подсознание, два самых глубоких, несхожих и взаимосвязанных начала в человеческой культуре. В повседневных словах, которые мы говорим, можно проследить влияние религии на язык. « Благодарю » – значит взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро.
« Прощайте » (вместо «до свидания»)– когда расстаемся с человеком и не знаем, увидимся ли еще – просим прощения за обиды вольные и невольные.
« Спасибо » – спаси Бог – это молитва за человека.
« Милости просим » — возможность совершить доброе дело является милостью для того, кто его совершает. Выражения религиозного характера применяемы и неверующими людьми: « Бог с тобой », « Слава Богу », « Боже упаси ».
Поведение : Религиозный человек ведет себя в обществе и не только, соблюдая божьи заповеди
Вывод: неразрывная связь культуры с религией.
— Как вы понимаете, что такое культура?
— Приведите примеры материальной и духовной культуры.
— Приведите примеры влияния религии на культуру.
7.Домашнее задание : (сл.22)
Перечислите и запишите свои примеры влияния религии на культуру
Урок подготовила Учитель :Охунова Гульнара Боходыровна
Разработка урока: Религиозная культура в жизни человека
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по ОДНКНР «Религиозная культура в жизни человека»
Подготовила учитель начальных классов :Охунова Гульнара Боходыровна
Тема. Религиозная культура в жизни человека (сл.1)
Заложить основы формирования духовной культуры учащихся;
— формировать понятие культура (духовная и материальная) ; проследить связи религии и культуры;
— сформировать представление о достижениях материальной и духовной культуры и побудить к развитию чувства прекрасного у учащихся;
— активизировать стремление стать человеком культурным через понимание общечеловеческих ценностей (добро и зло, справедливость).
а) Настрой на урок (сл.2)
б) объявить тему урока, цели;
Тема: Религиозная культура в жизни человека (сл.3)
Сегодня на уроке вы узнаете:
Что такое культура.
Как связаны религия и культура.
Каким должен быть культурный человек.
Повторение домашнего задания.
Что такое ритуал? (сл.6)
Какие религии относятся к традиционным религиям России?
Покажите на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Укажите, какие религии они исповедают.
Ознакомление с новым материалом.
Каждая из религий внесла свой бесценный вклад в культуру. В океане человеческих творений можно видеть много прекрасного и… немало того, что вредит человечеству! Например, рекламу сигарет готовят профессиональные художники. Она красива и завлекательна. Можно ли рекламу сигарет отнести к культуре.
Отобранное многими поколениями из сделанного человеком и составляет культуру. Культура — это не только область художества и эстетики. Культура помогает нам хранить все прекрасное, разумное, доброе и вечное. Но как определить, где добро, а где зло? С помощью нравственных понятий.
Нравственные понятия содержатся в нравственном законе. Этот закон дал людям Бог. Нравственный закон сохраняется и передается религией.
Культура имеет религиозные основы. Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Религиозный культ – духовная родина культуры. Искусство с колыбели повито молитвой и благоговением: на заре культурной истории человечество лучшие свои вдохновения приносит к алтарю и посвящает Богу.
Религии различаются своим пониманием человека, Бога и мира.
Когда мы говорим «культура», то представляем дворцы, музеи, театры и библиотеки.
Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития. Вера помогала сплотить народы, проживающие на ее территории. Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказывала о любви и милосердии Бога. Священнослужители рассказывали о необходимости уважать старших, беречь семью, честно трудиться.
Мы говорим «культурный человек», «культура поведения». Так что же означает слово «культура»?
Чтение учащимися определения слова «культура» на стр.8 (сл.7)
Культура – возделывание души человека. Цицерон (древнеримский политический деятель, оратор и философ.)
4. Работа по теме. Составление кластера:(сл.8)
— Распределите карточки со словами с понятиями духовной и материальной культуры
Проверка правильности выполнения на экране ( вторая часть схемы. (сл.9)
На основании этого дети отвечают на вопрос: «Что такое культурный человек? Что входит в понятие культура поведения?»
Культурный человек – это образованный человек, знающий и понимающий искусство и литературу, умеющий вести себя в обществе, наделенный нравственными качествами (ответственность, трудолюбие, уважительность, любовь и терпимость к людям, честность, неравнодушие) (сл.12)
Связаны ли религия и культура?
Православная культура – культура, созданная христианской религией.
Православная культура России имеет уже более чем тысячелетнюю историю. В 1862 году Россия отмечала 1000-летие своей государственности, а в 1988 году весь христианский мир праздновал 1000-летие Крещения Руси.
Искусство зодчих мы можем наблюдать благодаря сохранившимся храмам.Искусство скульпторов наблюдаем, рассматривая старинные статуи.Живописцы всех времен писали картины на религиозные сюжеты.
Музыкальные произведения связаны с религией.
Религия нашла свое отражение в поведении человека, языке.
5.Связь религии с культурой (сл.13)
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией и необходимы для её существования. Необходимо место для её ритуалов, поэтому связь религии и архитектуры особо очевидны.
Архитектура Литература Живопись
Скульптура Музыка Язык, поведение
А). Связь религии с архитектурой (сл.14)
— Что между ними общего? (сл.15)
— Почему архитектуру называют застывшей музыкой?
Б). Связь религии с литературой (сл.16)
Многие писатели и поэты обращались в своем творчестве к религиозным темам. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Ю. Лермонтова «Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
-Когда человек обращается к молитве?
Подчеркните слова (или назовите), которые связывают это стихотворение и религию.
-Какую молитву имеет в виду М.Ю.Лермонтов?
-Как влияет религия на поэзию?
В.) Связь религии с живописью (сл.17)
«Явление Христа народу» Александра Иванова
— В чем проявляется связь этой картины с религией?
— Какие чувства написаны на лице Иоанна?
— Как ведут себя остальные люди?
Г) Связь религии с музыкой ( сл.18)
Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. Существует множество ее жанров и направлений. Среди них – богослужебная музыка, духовная музыка для использования вне богослужения и др. В православном храме во время службы звучат церковные песнопения. Главная особенность в том, что она исполняется голосом без использования музыкальных инструментов.
Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А. Моцарта), так и свободными (например, в мотетах Гийома де Машо), написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).В этом жанре творили выдающиеся российские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский и др. Особенно хочется рассказать о Дмитрии Степановиче Бортянском. Его считают классиком духовной музыки. Когда мы говорим о церковной музыке, нельзя не вспомнить о колокольном звоне. Он обязательно сопровождает богослужения, благовестит о великих и малых православных праздниках. Сегодня на примере произведения П.И. Чайковского «Отче Наш» я хочу вас познакомить с духовной музыкой (прослушивание произведения)
— Что вы чувствуете при прослушивании данного произведения?
— Какие картины возникают в вашем воображении?
Д) Связь религии со скульптурой, искусством (сл.19)
— Назовите,какие иконы вы знаете?
— Изображение каких икон вы видите?
— Каких мастеров иконописи вы знаете? (сл.19)
Е).Связь религии с языком и поведением. (сл.20)
Язык и религия занимают особое место в истории духовной культуры че-
ловечества. Язык и религия: два образа мира, две стихии в душе человека, уходящие корнями в подсознание, два самых глубоких, несхожих и взаимосвязанных начала в человеческой культуре. В повседневных словах, которые мы говорим, можно проследить влияние религии на язык. « Благодарю » – значит взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро.
« Прощайте » (вместо «до свидания»)– когда расстаемся с человеком и не знаем, увидимся ли еще – просим прощения за обиды вольные и невольные.
« Спасибо » – спаси Бог – это молитва за человека.
« Милости просим » — возможность совершить доброе дело является милостью для того, кто его совершает. Выражения религиозного характера применяемы и неверующими людьми: « Бог с тобой », « Слава Богу », « Боже упаси ».
Поведение : Религиозный человек ведет себя в обществе и не только, соблюдая божьи заповеди
Вывод: неразрывная связь культуры с религией.
— Как вы понимаете, что такое культура?
— Приведите примеры материальной и духовной культуры.
— Приведите примеры влияния религии на культуру.
7.Домашнее задание : (сл.22)
Перечислите и запишите свои примеры влияния религии на культуру