Что такое религиозное сознание светское сознание

Религия

Что такое религиозное сознание светское сознание. Смотреть фото Что такое религиозное сознание светское сознание. Смотреть картинку Что такое религиозное сознание светское сознание. Картинка про Что такое религиозное сознание светское сознание. Фото Что такое религиозное сознание светское сознание

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 6. Религия в жизни человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов .

Конфессия, (лат. confessio — исповедание) — вероисповедание. Конфессиями называют религиозные общины (церкви), связанные общностью верования.

Мистерия (греч. mysterion — таинство, тайна) — у античных народов и народов Древнего Востока тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвящённые.

Церковь (греч. kyriakon — дом господний) — самостоятельная и самоуправляемая религиозная организация, объединяющая единоверцев и противопоставляющая их представителям иных верований на основании особых вероучения и культа.

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII века. Вероучение ислама изложено пророком Мухаммедом в Коране.

Атеист – человек не верующий в Бога, безбожник.

Антропоморфизм – вера в человекоподобных богов.

Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других сферах жизни людей.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Существует ли потусторонний мир? Этим вопросом задавались люди всегда, и это явилось, по мнению некоторых философов, причиной зарождения религии.

Миллионы людей на земле верят в Бога.

Религия – это вера в Бога, его сверхъестественную силу. Это особый тип реальности, которую в науке называют сверхъестественной, потусторонней.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы.

Признаки религии: вера в сверхъестественное, организованное поклонение высшим силам, стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала, признание теоцентрической картины мира, иррационализм и мистицизм, идея креационизма.

Убеждение верующих в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром называется религиозным сознанием.

В священных книгах Библии, Коране, Трипитаке изложена воля Бога, в соответствии с которой формируются нравственные религиозные ценности.

Развитии культуры, научно-технического прогресса, образования и т.д. формируют светское сознание.

Религия в своем развитии прошла длительный путь с древности до наших дней. Ранние религиозные представления имели политеистический (многобожный) характер – таковы религии древних греков, римлян, индийцев, китайцев. Их религия изложена в мифах, которые формировали мифологическое сознание.

Существовали ранние формы религий: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

Религия иудеев, христиан и мусульман носит монотеистический (единобожный)

Многие религии представлены антропоморфных (человекоподобных) богах.

Классификация религий: родоплеменные (примитивные), национально-государственные (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство), мировые (буддизм, ислам, христианство).

В мире существуют три основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам.

Мировыми их называют потому, что они выходят за рамки национальностей и государств, распространившись по всему миру. Признаками мировых религий являются следующие: огромное число последователей во всем мире, эгалитарность, пропагандистская активность и прозелитизм, космополитичность.

Региональные же религии носят этнонациональный характер.

Религии современного мира имеют свою особую организацию с четким распределением обязанностей на каждом уровне иерархии. Такая организация называется церковью.

Например, в христианстве, эта иерархия выглядит так: миряне, белое духовенство, черное духовенство, епископ, митрополит, патриарх.

Систему религиозных обрядов, ритуалов, действий, свойственные любой религии называют религиозным культом.

Примером служат празднование ураза – байрам в исламе, обычай красить яйца на пасху в христианстве, дзул-хурал в буддизме – обычай покаяния в плохом обращении с животными.

Так как культ придает религии конкретно-чувственный характер, ему принадлежит центральное место в религии.

Религиозные обряды сопровождают человека в течение всей жизни, отмечая важнейшие события, происходящие в ней: крещение, венчание и т. п.

Религия воздействует на судьбы людей формируя нормы общественной морали через нравственные кодексы и религиозные предписания.

Основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурно-транслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

В России в 1990-х годах изменились отношения государства и церкви. В Конституции РФ 1993 года Россия провозглашена как светское государство, где ни одна религия не устанавливается в качестве государственной.

Любые формы ограничения прав по религиозному признаку запрещены.

Ст. 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести и вероисповедания. Любой человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» провозглашен принцип уважения религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России.

Наибольшее число верующих в России исповедуют православие. В стране насчитывается около 12 тыс. православных общин, около пятисот мужских и женских монастырей. Высшим органам церковной власти и управления христианской церкви является Священный синод во главе с Патриархом Московским и Всея Руси, в исламе, второй по численности религии России(2,5 тыс. общин), координационный центр духовных управлений мусульман, 200 буддийских общин руководит Центральное управление буддистов в России

Разбор типового тренировочного задания

1). Одним из проявлений межконфессиональных противоречий в прошлом

человечества были религиозные войны.

2) Политика государства не влияет на мирное сосуществование представителей

разных конфессий в обществе.

3). Мировые религии, представленные в России, являются историческим наследием

4) В России законодательно гарантирована свобода вероисповедания.

5) Христианство является государственной религией в России.

Правильный вариант/варианты: 1,3,4.

Проявление _______________ (А) установок, переживаний и действий, основанных на вере в __________________ (Б), священное называется религией.

Варианты ответов: нравственных; мировоззренческих; национальных.

Ненаучное; фантастическое; сверхъестественное

Источник

§ 14. Религия и религиозные организации

Реален ли потусторонний мир? Каковы место и роль религии в современном обществе? Как соотносятся светское и религиозное начала в культуре?

Особенности религиозного сознания

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные исторические эпохи. Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия не исчерпывается деятельностью официальных институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, ценностных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» («восстановление связи»). Верующие считают связь повседневной жизни, поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчёркивал известный русский религиозный мыслитель и учёный П. А. Флоренский (1882—1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от Бога Иеговы (Яхве) на горе Синай; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; пророк Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других сферах жизни людей. Светское сознание считает религию глубоко частным, даже интимным, делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от государства и школы, за укрепление позиций научных знаний в оценках места и роли религии в обществе.

В светском сознании могут быть элементы безразличного, атеистического отношения к религии. В то же время толерантность (терпимость) светской культуры к иным мировоззрениям и культурам даёт возможность сотрудничества с ними по целому ряду вопросов, актуальных как для верующих, так и для неверующих.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди проблем, которые интересуют учёных, — сущность религии, её значение в общественном развитии, её возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры. Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль, — наука философская. Её не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по воле которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В её основе — настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом.

Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчётливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о человекоподобных (антропоморфных) богах. Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов.

С течением времени происходило постепенное вытеснение из религии прямого — антропоморфного — содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нём богословов и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой религии образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих его земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Подобные характеристики Аллаха приводятся в Коране; в иудаизме Бог представлен недоступным и требующим жертвоприношений; в христианстве Бог предстаёт отцом для всех тех, кто в него уверовал.

Различают религии мировые — христианство, ислам, буддизм — и региональные. Перечисленные мировые религии именуются так потому, что их последователи представлены разнообразными национально-этническими группами. Принадлежность их к данной религии не определяется кровнородственными связями и отношениями. Эти религии ставят свои ценности выше этнонациональной принадлежности своих последователей. Региональные же религии ориентированы на особый культурно-психологический склад, способ мышления <менталитет), обусловленные в первую очередь самоидентификацией по кровным, т. е. этнонациональным, основаниям. В них кровнородственные союзы последователей и связанные с этими союзами противостояния определяют этнические составляющие.

Источник

Типы религиозного сознания. Часть 1. Магический тип

Авторская рубрика заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова «Мысли о вере»

Царьград продолжает цикл богословских статей протоиерея Павла Великанова, объединённых рубрикой «Мысли о вере». Сегодня автор начинает новую серию размышлений, посвящённую типам религиозного сознания.

Определение религиозного сознания

Что такое «религиозное сознание» человека? Одни и те же духовные реалии, с которыми сталкивается человек в своей жизни, могут быть восприняты разными людьми очень неодинаково. Например, узнав о неожиданной тяжёлой болезни общего знакомого, кто-то увидит в этом, прежде всего, наказание свыше за некогда совершенные грехи, другой – искренне возмутится несправедливостью судьбы, посылающей такое тяжёлое испытание достойному человеку, а третий решит, что надо искать какого-то недоброжелателя, злого человека, который и стал сознательно источником и причиной этой болезни – то есть «сглазил» его, «сделал» ему эту напасть при помощи колдовства.

И это – далеко не полный перечень вариантов внутреннего отклика людей на одно и то же событие. Очевидно, что разница в этих реакциях обусловлена отличительными особенностями той «операционной системы», того мировоззрения, зачастую даже не вполне осознанного, в пространстве которого и живёт человек. Состояние этого «внутреннего мира» человека зависит от множества факторов, прежде всего, от состояния духа, познающего духовное бытие, а также от того, насколько близко может человек позволить себе приблизиться к непосредственному восприятию духовного мира не таким, как сам человек готов его представлять, а таким, каким он открывается свыше, помимо человеческих шаблонов. По сути, вопрос заключается в том, насколько может оказаться сильна вера человека Богу как доверие и готовность следовать за Тем, Кому ты доверился («Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4.3)).

Однако в течение жизни человек меняется не только внешне, но и внутренне. Состояние «операционной системы» человека – это характеристика динамическая, а не статическая. В отношении же религиозного сознания работают несколько иные принципы, нежели в отношении других областей жизни, связанных с телом. Здесь один и тот же человек может как восходить, так и опускаться в своём религиозном сознании, причём это возможно в любой религии.

Рассматривая типы религиозного сознания человека, мы смотрим только на то, как человек реагирует на духовную реальность, т.е. мы занимаемся рассмотрением человека как познающего субъекта в религии. Другими словами, мы анализируем психологическую сторону религии. Вопрос же сравнения самого предмета религиозного познания – Бога – в той или иной религии и связанный с этим вопрос истинности или ложности является темой отдельного разговора. Сравнивать религии можно лишь по тому идеалу, который выдвигает сама религия как образец для подражания (например, христианские святые и религиозные подвижники других религий).

Поскольку религиозное сознание – это сторона «человеческая», то среди верующих любой религии мы можем встретить практически все типы. Однако та или иная религия всё равно будет тяготеть к какому-то одному опредёленному типу. Можно выделить следующие основные типы религиозного сознания: механистическое (или магическое), рабское, наёмническое, сыновнее, Богоневестное.

Механистический (магический) тип

Для этого типа религиозного сознания характерно формальное отношение к реалиям духовного мира, где взаимодействие между сферой духовной (божественной) и человеческой может быть определено прямыми причинно-следственными связями. Название происходит от корня «механицизм» (механизм – это определённое оборудование (машина), а механицизм – это сведение всего многообразия мира к одному типу – механическому движению частиц, а законов – к законам механики). Его также можно назвать «рыночным» восприятием религии.

Кратко этот тип религиозного сознания может быть описан следующим образом: человек может знать и пользоваться особыми механизмами управления законами, которым подчинена целиком и полностью жизнь природы, человека и общества. Природа, как правило, в этом случае понимается как двусоставная – из мира видимого и невидимого, но оба мира одинаково подчиняются определённым законам. Человек, знающий эти законы, получает в свои руки рычаги управления жизнью природы, человека и общества. Основной принцип механицизма: если совершить определённые действия (поступки, заклинания, молитвы и т. п.), то в результате получится искомый результат. Если искомого не получилось достичь, значит, где-то произошла ошибка и что-то было сделано неправильно.

Этому типу религиозного сознания свойственен эзотеризм, стремление ограничить доступ и владение механизмами «духовных манипуляций» до узкого круга особо «посвящённых»: рычаги управления миром могут быть доступны далеко не каждому.

Что такое религиозное сознание светское сознание. Смотреть фото Что такое религиозное сознание светское сознание. Смотреть картинку Что такое религиозное сознание светское сознание. Картинка про Что такое религиозное сознание светское сознание. Фото Что такое религиозное сознание светское сознание

Фото: karelnoppe / Shutterstock.com

Наиболее ярко механистическое сознание выражено в магизме. Магизм убеждён, что любую высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти правильный ключ – слово или действие – и всё будет во власти мага или шамана.

Для христианства, например, эта ступень религиозного сознания находится вне возможного рассмотрения, т. к. в ней принципиально отсутствует самое главное для христианина – сама возможность любви: можно ли полюбить какой-то безликий закон? Разве можно полюбить… выключатель, который одинаково работает вне зависимости от моего личностного отношения к нему? С другой стороны, механицизм свидетельствует о неведении Бога, т. к. если действия магии простираются и на материальный, и на духовный мир, значит, либо Бога нет вообще, либо Он отличен от того духовного мира, на который может воздействовать шаман.

То, как определяют содержание понятия «магия» её исследователи и адепты, говорит само за себя. К примеру, советский археолог и этнограф, профессор Геннадий Марков (1923 – 2018): «Магия – символическое действие или бездействие, направленные на достижение какой-то определённой цели сверхъестественным путём». Французский оккультист XIX века Элифас Леви писал, что магия – это «традиционная наука о секретах природы». Другой французский оккультист, младший современник Элифаса Леви Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс, определил, что магия – это «применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы». Британский оккультист первой половины XX века Алистер Кроули считал, что магия – это наука и искусство производить изменения в соответствии с собственной волей.

Таким образом, как это хорошо видно из самих определений, в магии первична собственная воля «магического деятеля», а вовсе не идея «служения», как это мы увидим в более развитых типах религиозного сознания. Так, русский религиозный философ Николай Бердяев (1874 – 1918) считает, что «магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира».

В религиоведении существует множество подходов к классификации видов магии. Остановим внимание на наиболее значимых. Вот что пишет о симпатической магии британский религиовед, историк и культуролог Джеймс Фрезер (1854 – 1941) в своём 12-томном труде «Золотая ветвь»:

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй – законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путём простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе)».

По Фрезеру, на этих двух принципах базируются два типа магии. На законе подобия – имитативная магия, а на законе соприкосновения – контагиозная.

Николай Бельский развивает его слова: «Так, существует связь между человеком и его волосами, ногтями, одеждой, оставленными им следами и т. п. Согласно этому же принципу передаётся магическая сила от источника к объекту воздействия (ношение амулетов и талисманов)».

Что такое религиозное сознание светское сознание. Смотреть фото Что такое религиозное сознание светское сознание. Смотреть картинку Что такое религиозное сознание светское сознание. Картинка про Что такое религиозное сознание светское сознание. Фото Что такое религиозное сознание светское сознание

Фото: n_defender / Shutterstock.com

Кроме вышеуказанных, существует и так называемая лечебная магия, которая претендует на решение различных проблем, связанных со здоровьем человека, особыми способами, не признаваемыми современной медициной. В действительности провести чёткую грань между народной медициной и лечебной магией крайне трудно. По сей день в России популярны так называемые «бабки» и «целители», которые даже могут представляться православными христианами, но при этом активно используют для лечения богатый арсенал нетрадиционных средств, включая управление биополем, снятие порчи, заговоры и т. п.

Тяготеющими к именно этому типу религиозного сознания можно назвать религии фатума – судьбы, или кармические религии (индуизм, разные виды пантеизма, оккультизм и т. д.), так как главное в них – узнать правильный закон мироздания, свой путь в нём и вести себя соответствующим образом. Человек не просто хочет верить в высшие силы, но хочет подчинить их себе, заставить служить себе. Об этом хорошо говорится в одной индийской поговорке: «Весь мир подвластен богам, боги подвластны заклинаниям, заклинания – брахманам. Наши боги – брахманы».

Поэтому маг противоположен священнику: для мага главное – свое могущество, для священника – посредничество между людьми и Богом, Богообщение. Так, Джеймс Фрезер пишет:

«Радикальной противоположностью магии и религии объясняется та непреклонная враждебность, с которой священнослужители на всём протяжении истории относились к колдунам. Священника не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменное отношение к высшим силам, бесстыдное притязание на обладание равной с ними властью. Жрецу какого-либо бога с его благоговейным ощущением божественного величия и смиренным преклонением перед ним такие притязания должны были казаться неблагочестивой, богохульной узурпацией… Его интересы, равно как и чувства, часто шли вразрез с интересами соперника, который проповедовал более верную и гладкую дорогу к счастью, нежели тернистый и скользкий путь снискания божественной милости».

Однако схожий тип восприятия духовной реальности можно встретить и среди православных. Для такого типа религиозного сознания характерна редукция, упрощение глубины христианского веро- и нравоучения до внешней обрядности, которая в конечном итоге становится главным критерием праведности. Протодиакон Андрей Кураев в своей книге «Оккультизм в Православии» приводит ряд ярких высказываний, вложенных в уста современных подвижников благочестия составителями их жизнеописаний:

«Блаженная девица Пелагия долго рассказывала мне значение разных псалмов, многих молитв. Однажды мы были вместе целых три дня; она только говорила, а я писал – о значении каждого угодника Божия, кто от каких болезней помогает, многое другое. Полную тетрадь написал! Однажды подвижница по поводу свадеб в Великую Пятницу сказала, что за тех, кто Божьим попущением в свадьбе участвует, даже молиться нельзя! И добавила: «Кто не согласен, получит пред Господом двойной грех!». «Угодница Божья» говорила, что нельзя молиться о тех, кто сжигает тела своих родственников и о самих сожжённых – худо будет всему роду. Сжигание телес – это даже и не грех, а само служение сатане, от которого будут и жестокие мучения.

Без головного убора женщина не должна ходить и даже спать (иначе – рак головы). Если дом освящён, поселяется Господь, а если пустили собаку в дом – благодать Святого Духа уходит. У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию. Многие монашки страшно плохо молились. Бог попустил, что за нерадивое отношение монашки в тюрьмах были совращены насильственно надзирателями, а затем после мученической кончины отправлялись в ад.

«Страшным магом был Хрущёв», – говорила блаженная девица. Он жаждал умертвить одну треть населения и поэтому приказал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки, чтобы истощать землю (по молитвам подвижницы – и её одной – Хрущёв был снят). Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть двери антихристу! Раньше Церковь готовила народ для рая, а теперь для ада. Священство и народ не знают, как перекреститься. Сделано всё умышленно! Большинство духовенства не имеют разума, Бога и народ не любят. Всё сделано духовенством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении. Блаженная предсказывала, что в последние времена будет повышение пенсии, и объясняла, что это к приходу антихриста…»

Вышеуказанные примеры необходимо рассматривать не как свидетельства о поступках, недостойных высокого звания святых, но как яркое отражение ментальности тех людей, которые составляли жития, собирали случаи из жизни подвижников благочестия, отбирая то, что было наиболее близко и понятно их собственному религиозному сознанию.

Библиография:

Бердяев Н. Самопознание.// Бердяев Н. Собрание сочинений. Том I. Париж: YMCA-PRESS, 1983.

Дж. Фрезер. «Золотая ветвь», М., 1986.

Токарев С.А. Ранние формы религии, М., 1990.

Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1-2. М., 1997.

Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. Алма-Ата, 1991.

Дополнительная литература:

Антошевский И.К. Библиография оккультизма (1783–1909). СПб., 1911.

Элифас Леви. «История магии».

Элифас Леви. «Учение и ритуал высшей магии. Том 2».

Папюс. «Практическая магия».

Алистер Кроули. «Магия в теории на практике».

А.П. Ваганов. «Первобытная магия».

Л.Леви-Брюль. «Первобытное мышление», М., 1999.

Фрейя Асвинн. Руны и мистерии северных народов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

Б. Малиновский. «Магия, наука и религия». Магический кристалл. Сборник. – М., 1992.

Денис Майдыковский. «Магия как наука».

Попов В.С. «Суеверия в современных формах магии».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *