Что такое религиозные отношения
Религиозные отношения
Религиозные отношения – это социальные и межличностные отношения в духовно-религиозной сфере, осуществляемые посредством религиозной деятельности в соответствии с религиозными ценностно-нормативными установками. Религиозные отношения представляют собой устойчивое социальное взаимодействие в рамках религиозной общины, характеризующееся определенным набором социальных статусов и социальных ролей, имеющих место в религиозной жизни.
Статусы в религиозных отношениях бывают:
Например, принадлежность к католической или православной церквям, которая устанавливается по факту рождения в христианской семье – крещение происходит в младенчестве, а не по факту личной веры и сознательного крещения во взрослом возрасте, как, например, в протестантизме);
Прошедшие специальное обучение священнослужители, богословски образованные теологи и т.д.
Религиозная роль должна соответствует занимаемому статусу. Она представляет собой модель поведения, осуществляемого индивидом, имеющим определенный статус, посредством исполнения ряда социальных функций. Роль в религиозной группе – важнейший аспект взаимодействия индивида с религиозным сообществом.
Исполняемые роли становятся важной характеристикой религиозной личности, не теряя, однако, при этом своего социального аспекта. В совокупности ролей, исполняемых религиозными людьми, проявляются и персонифицируются религиозные отношения, в которых присутствует система санкций позитивного или негативного характера, направленная на обеспечение надлежащего исполнения требований к индивидам, имеющим определенный статус и играющим определенные роли.
В свою очередь требования основываются на религиозных нормах – частном случае социальных норм, представляющих собой совокупность правил, посредством которых реализуются религиозные ценности, регулирующие поведением индивида в религиозном сообществе.
По характеру регулирования поведения религиозные нормы могут быть позитивными, обязывающими совершать те или иные действия, или негативными, запрещающими определенные поступки, отношения и т. д.
По субъекту предписания религиозные нормы могут быть как общими для всех последователей данной конфессии, так и специфическими для определенной группы данной конфессии (например, норма целибата только для католического духовенства).
По характеру деятельности и отношений, на которые воздействуют религиозные нормы, выделяются культовые и внекультовые. Культовые нормы определяют порядок религиозных обрядов и церемоний, совершаемых в процессе отправления культа, а также регулируют отношения между участниками культового действа. Внекультовые нормы регулируют внутрицерковные, межцерковные (межконфессиональные) и внецерковные религиозные отношения.
Внутрицерковные религиозные отношения складываются между рядовыми верующими; между рядовыми верующими и священнослужителями; между священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений; между священнослужителями различных рангов.
Межцерковные (межконфессиональные) религиозные отношения включают в себя отношения между религиозными организациями различных конфессий, их административными структурами.
Внецерковные религиозные отношения возникают «за церковной оградой», когда верующие люди руководствуются религиозными нормами в различных (не религиозных) областях жизни.
Фиксируются религиозные отношения различными способами, среди которых можно выделить:
Через различные материальные предметы – крест, икона, черный камень, танка и т.д.;
Через определенные обороты речи и изречения, порядок используемых слов и фраз и т.д., содержащих нормы общения со сверхъестественным;
Через личные отношения со священнослужителями, настоятелями храмов, имами, муфтиями, ламами, учителями и т.п.;
Через создание образов внеземных сущностей и существ.
Помимо объективного аспекта (взаимоотношения между верующими людьми), имеется и субъективный аспект религиозных отношений, предполагающий взаимоотношение верующего человека с некими сверхъестественными существами – Богом, ангелами, святыми, блаженными и проч., реализуемые в процессе отправления культа.
Религиозные отношения
Свойства религиозных отношений
Религиозные отношения представляют собой отношений вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.
Виды отношений
Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипостазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь «крестного сына (дочери)» с «крестными родителями (отцом и матерью)».
ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ
Смотреть что такое «ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ» в других словарях:
Религиозные столкновения в Нигерии — 12 нигерийских штатов в которых действуют законы шариата … Википедия
Религиозные мотивы поэзии Л. — Религиозные мотивы поэзии Л. РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ поэзии Л. возникают на общем фоне богоборческих настроений (см. Богоборческие мотивы). Р. м. важно отличать от обычной для романтич. поэзии 19 в. христианской символики, к рая органически входит и в … Лермонтовская энциклопедия
Религиозные войны во Франции — (French Wars of Religion), девять религиозно полит, конфликтов во Франции, протекавших с перерывами между 1562 и 1598 гг. Их возглавляла феод, знать, стремившаяся ограничить власть династии Валуа, ее поддерживали, с одной стороны, протестанты… … Всемирная история
Отношения Белоруссии и США — Американо белорусские отношения … Википедия
Отношения Византии с государством Сасанидов — Римско персидская граница в IV VI веках. Отношения Римск … Википедия
Религиозные взгляды Адольфа Гитлера — Адольф Гитлер, 1933 год Адольф Гитлер родился на границе двух областей, население которых традиционно исповедовало католицизм. Он был крещен и конфирмован, однако впоследствии католическая религия не занимала большого места в его жизни. Вместе с… … Википедия
Религиозные взгляды на мастурбацию — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
религиозные отношения — ▲ приятие ↑ иноверец веротерпимость. свобода совести. секуляризация освобождение общества от религиозного влияния. экуменизм. клерикализм. клерикальный. антиклерикализм. миссионерство. миссионер. мараны. сеид … Идеографический словарь русского языка
Общественные отношения — отношения между людьми, живущими достаточно большими группами, складывающиеся в процессе развития общества. На различных этапах развития общества ведущую роль играют те или иные общественные отношения: религиозные, кастовые, производственные,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Тема 3. Религиозные отношения.
Система общественных отношений: материальные, отношения в духовной сфере, «синтетические» отношения. Нерелигиозные и религиозные отношения религиозных индивидов, групп, организаций.
Религиозные отношения в системе отношений в обществе, в ряду различных отношений в духовной сфере. Специфика религиозных отношений. Религиозные деятельность и отношения. Виды религиозных отношений.
Характер религиозных отношений – согласия, толерантности, конкуренции, конфликта и борьбы. Связь конфликтного характера религиозных отношений с религиозным экстремизмом.
«Наложение» религиозных отношений на экономические, политические, этнические, нравственные и др. Складывание религиозно-политических, религиозно-правовых, религиозно-этнических и пр. отношений.
Текст лекции.
1. Объективация религиозного сознания в религиозных деятельности и отношениях.
2. Религиозная деятельность как способ реализации религиозных отношений.
3. Свойства религиозных отношений.
4. Виды религиозных отношений.
5. Характер религиозных отношений.
6. Связь конфликтного характера религиозных отношений с религиозным
Религиозная деятельность является практически-духовным освоением мира. Она зависит от материального производства, которое составляет первую предпосылку человеческого существования. Первоначально религиозная деятельность непосредственно вплетена в материальную деятельность и в материальное общение людей. Лишь постепенно, в ходе истории, по мере роста прибавочного продукта и дифференциации социальной деятельности, религиозная деятельность вычленяется как относительно самостоятельная. Как и другие виды деятельности, религиозная деятельность включает следующие структурные элементы: содержание, предмет, субъект, средства, способы и результат.
Можно выделить два основных вида религиозной деятельности: внекультовую и культовую. Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Производство религиозных идеи, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений составляют духовную религиозную внекультовую деятельность. Религиозные индивиды и группы ведут и практическую внекультовую религиозную деятельность, к которой относятся миссионерская деятельность, участие в работе «соборов», преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в системе религиозных организаций и институтов, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах и т. д. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа. Содержание, предмет, субъект, средства, способы а результат специализируются в каждой разновидности внекультовой деятельности.
Важнейшим видом религиозной деятельности является культовая деятельность. Культовая деятельность и есть культ в собственном смысле слова. В практике на каждом этапе развития общества реализуются две стороны отношения человека к внешнему миру — господство человека над объективными условиями и господство объективных условий над человеком. Второе «абсорбируется» и «преодолевается» в культе.
Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей. Ядро религиозной потребности образует стремление к общению с Богом. Верующий убежден, что Бог существует, что с ним возможно духовное общение, что он помогает человеку и т. д. Культовая деятельность способствует оживлению религиозного сознания. В повседневной жизни религиозные образы верующих оттеснены реальными проблемами на задний план, религиозные чувства существуют в инактуальной форме, а культовые действия совершаются, как правило, спорадически. Во время отправления культа в сознании верующих воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. Культовые действия становятся для верующих единственно значимыми. Культовая деятельность накладывает печать конформизма на сознание и поведение верующих, прежде всего на религиозное сознание и поведение. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: происходит переход из состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, скорби, тоски) в состояние удовлетворенности (успокоенности, гармонии, радости).
В культовой деятельности происходит общение верующих друг с другом. Если иметь в виду, что общение — одна из социальных потребностей человека, то станет ясно, почему для многих людей, даже не обладающих устойчивой религиозной верой, участие в отправлении культа очень важно. В культовой деятельности конституируется религиозная группа как одна из специфических социальных групп. Нельзя не упомянуть, что в культовой деятельности удовлетворяются и эстетические потребности человека. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов — все это может доставлять эстетическое наслаждение.
Таким образом, культовая деятельность является тем «движущим» элементом, посредством которого реализуется религиозные отношения.
Общество, представляя собой целостный организм, имеет сложную систему общественных отношений. Среди общественных отношений выделяют: 1) материальные, 2) отношения в духовной сфере. 3) «синтетические». К «синтетическим» относят отношения связанные с историческими общностями людей — родом, племенем, народностью, нацией, классами, семьей, стратами. Эти отношения складываются как результат взаимодействия материальных и отношений в духовной сфере; их свойства нельзя свести к простой сумме свойств взаимодействующих сторон. Семейные, родо-нлеменпые, национальные, стратовые и другие общественные отношения выступают в виде сложных, комплексных («синтетических») общественных отношений. Каждое из них имеет специфическую основу целостности: семейно-бытовые отношения — брачные и родственные связи; национальные — общность экономической жизни, территории, языка, духовной культуры и т. д.
Среди отношений в духовной сфере наряду с политическими, правовыми, нравственными, художественными выделяются и религиозные отношения. Последние складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.
Не всякое отношение религиозных людей, групп, институтов, организаций друг с другом и с внерелигнозными сферами есть религиозное отношение. Религиозные индивиды, группы и институты могут вести экономическую, политическую, просветительскую и иную деятельность. Соответственно этому они вступают в экономические, политические, просветительские и т. д. отношения. Вряд ли целесообразно безоговорочно объявлять такую деятельность и такие отношения религиозными. Следует, видимо, признать возможность субъективно полагаемого религиозного аспекта в такого рода деятельности и отношениях. Он может появляться (и появляется) лишь постольку, поскольку в них (деятельности и отношениях) имеется отнесенность к представляемым и мыслемым существам, свойствам и связям. Однако эта деятельность и отношения как целое, по своему объективному содержанию и значению не являются религиозными. Религиозные отношения суть выражение действительных отношений несвободы, когда над людьми господствуют чуждые силы.
Отношения людей имеют субъективный план, само сознание в определенном аспекте является отношением субъекта к его среде. В религии способность сознания к развертыванию отношений в плане представления получает особое развитие, подвергается специальной тренировке.
Религиозное сознание «полагает» определенные отношения верующих к воображаемым и мыслемым существам, а также отношения, в которые непосредственно включены индивиды в условиях религиозной среды.
Схемы отношений, предписываемые религиозными идеями и нормами, строятся по типу различных общественных отношений. Отражая силы, господствующие над людьми в повседневной жизни, религия включает отношение господства — подчинения. В религиях доклассового общества особенно большое место занимало воспроизведение отношений людей к природе, хотя, конечно, и связи между людьми (внутри данной группы и между группами) служили оригиналом, в соответствии с которым строились религиозные отношения.
В религии могут моделирозаться государственные, правовые, нравственные, семейные, родоплеменные и другие отношения. Например в христианстве отношения верующих к Богу и друг к другу отразились в виде – «господин – раб» («Господь и раб Господень», папа «наместник Господа на земле»). Отношения верующих к Богу, верующих друг с другом строятся и по схеме государственно-правовых отношений (Бог — «царь небесный», патриарх — «владыка»). Отношения религиозных персонажей друг с другом часто изображаются в виде судопроизводства — «суд» над Христом, «страшный суд»,Бог как «судья», грешники как «судимые» и т. д. В католицизме и православии действует сложная система церковного права, предписывающая правила взаимоотношений духовенства и мирян, духовенства между собой. Особое значение в религии имеет воспроизведение нравственных отношений. По существу все религиозные отношения облекаются в форму нравственных. Весьма распространенной является схема внутрисемейных отношений: «отцовство—сыновство» («Бог — Отец», «Бог — Сын»), «брат», «сестра» и т. д.
Следует различать культовые и внекультовые религиозные отношения. Культовые отношения существуют посредством культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к представляемым или мыслимым существам, свойствам, связям. Это отношение, развертывающееся а сфере сознания, накладывает печать на действия людей. В ходе культовой деятельности руководитель богослужения или обряда играет специфическую роль, которая обусловливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками. Складываются отношения рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь «крестного сына (дочери)» с «крестными родителями (отцом и матерью)» и т. д.
Внекультовые религиозные отношения существуют посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. К внекультовой религиозной деятельности относятся деятельность теологов по производству, интерпретации и систематизации религиозных. идей, преподавание богословских дисциплин в духовных учебных заведениях, религиозная пропаганда в печати, по радио и телевидению, миссионерская деятельность, воспитание детей в семье (осуществляемое вне культовой деятельности), управление различными звеньями религиозной организации. Занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения (взаимная информация, богословские собеседования и т. д.). Педагогический процесс в духовных школах предполагает наличие связей «учитель — ученик», «ректор— педагогический коллектив», «учебное заведение — центр религиозной организации», определенных взаимоотношений слушателей и т. д. Пропаганда, миссионерство, воспитание в семье осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адаптации, идентификации и т. д. В религиозной организации действуют отношения властвования.
Имеются различные символические посредники и соответствующие способы фиксации религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы и тогда отношения опосредуются в предметной, вещной форме; 2) индивид или группа лиц – в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации отношений; 3) религиозные образы – это идеализированная, образная форма опосредования; 4) язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо поддерживать связи; это – языковой способ фиксации отношений.
В религиозных отношениях нормативной контрольной инстанцией выступают религиозные организации, имеющие «центр» и «периферию», включающие отношения по горизонтали и по вертикали, управляющие взаимосвязями как внутри данной религии, ее направлений, конфессий, общин, общностей, субобщностей, так и отношениями между ними, а также связями с внерелигиозными сферами жизнедеятельности.
Религиозные отношения включены в систему общественных отношений — материальных и отношений в духовной сфере. В зависимости от места и роли религии в обществе религиозные отношения могут в большей или меньшей степени «накладываться» на другие отношения (или вообще не «накладываются»). Чем больше влияние оказывает религия, тем в большей мере религиозные отношения «врастают» в политические, правовые, нравственные, семейные, племенные, национальные и другие отношения. В этом случае общественные отношения приобретают религиозно-культовый аспект.
Религиозные отношения развертывались и развертываются в полиэтническом социокультурном пространстве. Они включены в движение социума, в той или иной мере (в обществах разных типов: традиционное, индустриальное, постиндустриальное; в условиях разных типов цивилизационного развития: традиционный, техногенный, посттехногенный) «до-полняют», «за-полняют», «вос-полняют» социокультурное пространство. В глобальном масштабе существовал и существует полиэтнический полирелигиозный, поликонфессиональный континуум. По мере развития все более широких экономических, политических связей, в ходе «переселения народов», завоевательных войн, формирования и эволюции территориально крупных государств, развития урбанизации, миграционных процессов, образования мегаполисов складываются неглобальные полиэтнические образования. Эти образования оказывались полирелигиозными, поликонфессиональными.
Традиционный тип развития обусловливал и обусловливает сохранение монорелигиозности, моноконфессиональности этносов или монополии в них той или иной религии, конфессии. В ходе становления и развития индустриальных обществ происходил переход от религиозной монополии в этносах к религиозному плюрализму. Родоплеменные и народностно-национальные религии с их культурой возникали и развивались в составе этнокультуры, были включены в социокультурное пространство, границы которого «прочерчивает» данный этнос. А те или иные направления надэтнических, мировых религий, их культура в конкретно-исторических условиях становились компонентом этнокультуры, приобретая черты данного этноса. На индивидуально-и-общественно-психологическом уровнях именование принадлежности к надэтническим, мировым религиям, их направлениям, конфессиям нередко о-значает принадлежность к этносу. С другой стороны, в нетрадиционных обществах и цивилизациях религии, связанные с историко-стадиальным типом этноса, постепенно становились «открытыми» для принятия (при соблюдении определенных условий и процедур) представителей других этносов, в том числе и тех из этих представителей, которые прежде идентифицировали себя с другими религиями, с их различными направлениями и конфессиями. Религии, их направления, конфессии, общности, субобщности, общины имеют сакральные центры (храм, монастырь, места поклонения святыням, звенья управления вплоть до высшего звена и пр.) в гео- и- социокультурном пространстве.
В религиозных отношениях нормативной контрольной инстанцией выступают религиозные организации, имеющие «центр» и «периферию», включающие отношения по горизонтали и по вертикали, управляющие взаимосвязями как внутри данной религии, ее направлений, конфессий, общин, общностей, субобщностей, так и отношениями между ними, а также связями с внерелигиозными сферами жизнедеятельности.
Религиозные отношения могут иметь разный характер – солидарности, нейтралитета, толерантности, конкуренции, конфликта и борьбы. Но и при мирном сосуществовании, как правило, наличествует представление о превосходстве истины «своих» религий, направлений, конфессий, общностей, общин. Характер религиозных отношений обусловливается соотвтствующими экономическими, политическими, геополитическими, государственными и межгосударственными связями. В свою очередь религиозные отношения включаются в указанные связи и в зависимости от характера могут по-разному влиять на эти связи. Как показывает история, религиозная толерантность и, тем более, солидарность способствовали утверждению согласия в различных областях жизнедеятельности людей, выполняли интегрирующую функцию в социокультурном пространстве, а религиозные конфликты и борьба оказывали дезинтегрирующее влияние, могли питать ксенофобию, в экстремальном выражении принимали форму «религиозных войн», вооруженных столкновений, терактов.
Религиозные отношения различного характера могут проявляться на глобальном, территориальном и локальном уровнях, внутри стран, государств и между ними.
Аннотация содержания темы.