Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Религиозные войны

Полезное

Смотреть что такое «Религиозные войны» в других словарях:

Религиозные войны — Религиозные войны ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками. Содержание 1 Причины 2 История 2.1 XVI век 2.2 … Википедия

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ — Войны между католиками и протестантами в конце XVI века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ — во Франции (гугенотские войны) войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2 й пол. 16 в., за религ. оболочкой к рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто… … Советская историческая энциклопедия

религиозные войны — Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II религиозные войны () войны во Франции между католиками и кальвинистами () во второй половине XVI в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

религиозные войны — во Франции, в 1562 1594 (или 1562 1598), между католиками и гугенотами. Возглавляла и тот, и другой лагерь феодальная знать (стремившаяся ограничить королевскую власть): католиков герцоги Гизы, гугенотов Антуан Бурбон (вскоре, однако,… … Энциклопедический словарь

Религиозные войны — войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Религиозные войны — гугенотские войны, войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами (См. Гугеноты)) во 2 й половине 16 в.; за религиозной оболочкой этих войн скрывалась сложная борьба различных социальных сил. В исторической литературе… … Большая советская энциклопедия

Религиозные войны — см. Реформация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Религиозные войны — Религи озные в ойны (во Франции, ист.) … Русский орфографический словарь

Религиозные войны (значения) — Религиозные войны: Религиозные войны (политика) вооружённые конфликты на почве религиозных разногласий. Религиозные войны (сленг), также холивар обмен сообщениями в интернет форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в… … Википедия

Источник

Форум группы Восход

Для начала, давайте вспомним основы, и возьмём общепринятую модель истории.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Дьяковская культура существует с VII (7) века до нашей эры. В пятом веке рассвет ДК заканчивается, и к VIII (8) веку исчезают её следы, к IX−X (9−10) векам земли начинают активно заселять славяне, условно названные Вятичами и Кривичами, но Славян по началу было мало, о чё свидетельствует то, что топонимы сохраняли финно-угорские названия, и могли бы переняты славянами у всё ещё остававшегося коренного населения.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Карта компактного проживая финно-угров и приблизительные ареалы средневековых племен, наложенные на карту современной России

В XII (12) веке Славянский Князь Юрий Долгорукий занимает территорию Москвы и закладывает её как город, и Мещеряки, наследники Мощинской и Дьяковской культуры были окончательно выбиты со своих территорий. Следующее упоминание моего народа происходит через 100 лет в XIII (13) веке, под названием «Пургасова волость» или же «Пургасова Русь» (Эрз. «Пургазонь Русесь» или «Эрзянь Мастор»), что руководилась инязором (Эрзянский Князь) Пургазом. Данное государство часто конфликтовало с Русскими и Пурешевой волостью (Мокшанским гос-вом). Князь Пургаз в русских летописях под 1228 годом упоминался дважды:

Стоит отметить, что слово «Русь» в славянских языках экзоним, и одно из предположений его появления в русском языке как раз заимствование у Волжских Финнов. Так же в данных отрывках, так же упомянуты Половцы, которые согласно одному из распространённых версий, являются предками Мишарей, но тут они упомянуты как союзники Волжских Финнов, а не как проходящие мимо кочевники. Занятно. Но не будем отходить от темы. Согласно общепринятой истории, Пургасова Русь существовала вплоть до Золотарёвского сражения, когда проиграло битву Батыю (по другой версии, отрядам Джебе и Субэдэя) где-то 1223 году (Что было бы очень странно, учитывая, что в 1228 были столкновения Эрзян с Мокшанами и Русскими) или осенью 1237 года (Что более вероятно по прочим датам), более точно дата этого сражения не известна. Это был XIII (13) век, и следующее появление Мещёрского государства датируется XV (15) веком, когда на карте снова появляется финно-угорское госудаственное объединение — Касимовское Ханство, в современном простонародье называемое Мишаристан. Которое просуществовало до конца XVII (17) века.

Собственно, как это можно было понять, мы ведём свой отсчёт от древнего угорского племени Мещёра, проживающем на территории современных Москвы, Рязани, Владимира. Той самой земли, что называется учёными Дьяковская культура, плавно из неё выходящая Городецкая и переплетающаяся с ними с юго-запада Мощинская культура, если первые две культуры являются чисто угорскими, то последняя предполагается как Балтская. Современные учёные находят на территории Москвы угорские поселения даже эпохи неолита. Возможно именно с тех пор Мещёрская нация и развивалась. С тех пор сохранилось куча угорских топонимов, даже слово Москва, угорское. Есть в народе интересное объяснение происхождения слова «Москва» (автор — Богатов Анатолий Алексеевич):

Современный мордовский язык подразделяется на два основных диалекта: эрзянский и мокшанский. Как основной выберем эрзянский, как наиболее распространенный и общеупотребляемый.

Красивое (красное) место: МАЗый КУВА => МАС КУВА => МАСКВА => МОСКВА

В пределах Садового кольца есть ещё несколько названий с определением «красный»: рядом с Кремлём там, где и сейчас стоит старое здание Московского университета есть хорошо известная КРАСНАЯ горка, рядом с Таганской площадью и сейчас находится КРАСНОХОЛМСКАЯ набережная Москвы-реки и известный КРАСНОХОЛМСКИЙ мост.

Примеры топонимов с эрзянским словом КУВА = место. КУСКОВО. ЩЕЛКОВО. СЕРПУХОВ…

Есть ли в Подмосковье топонимы с элементом КУВА? Оказывается, есть и не один. Вот некоторые из самых известных.

Название усадьбы графов Шереметьевых КУСКОВО. Как легко заметить, оно состоит из двух элементов КУС и КОВО, где КОВО — это слегка измененное КУВА, а КУС — эрзянское КУЗ «ель, ели». Словосочетание КУЗ КУВА означает «место, где ель, ели», просто Ельник (и).

Город ЩЕЛКОВО. Элемент КОВО — КУВА сразу очевиден. Элемент ЩЕЛ, скорее всего, произошел от эрзянского слова СЕЛЕЙ «вяз» и получился в результате отмеченного уже выше особенностей произношения вместо З, С (Ь), Ц — Ж, Ш (Щ), Ч. Словосочетание СЕЛей КУВА означает «место, где вяз (ы) или попросту — Вязники, Вязово.

СЕРПУХОВ. Если это не русское СЕРП ПУХОВ или СЕРП УХОВ, то, наверное, эрзянское СЭРЬ «глубокая» ПУЙ «черта, граница», вместе с КУВА — «место, где глубокая черта, граница» (засечная черта?), приграничный город (селение) у засечной черты.

КОНЬКОВО. Наиболее вероятная расшифровка этого названия — от эрзянского словосочетания КОНЯ «лоб» и КУВА, что в результате дает «лобное место».

КУЧКОВО, по утверждению ОИ так называлось в древности селение, на месте которого была построена Москва.

Но есть и другая теория, в Коми-Пермяцком языке (тоже, кстати финно-угорском), частица «мӧс» означает «корова», а элемент «ва» означает «вода», то есть Москва — «коровья вода». Так же есть версия, что «моск», имеет значение сходное с прибалтийско-финским must («Муст» — «моск», возможны чередования звуков), и означает «чёрный», то есть — «чёрная вода», однако проблема этой теории заключается в том, что в этих языках «вода» зовётся «vesi», а не «ва», как в языке Коми. При этом, всё равно не стоит скидывать это терию со счетов, так как в соседних чисто Балтских языках, точнее, в Латышском, «ава» — это вода. Учитывая то, что о Мещёрском языке мы знаем крайне мало, мы не можем исключить возможность наличия большого числа общего в культуре с современынми Балтами, так как Мощинская культура предпологается как именно Балтская. Существует ещё мнение, слово «маска», в переводе с марийского — как «медведь», и слово «ава», в переводе с того же языка — как «мать».

Множество названий просто напрямую соответствует финно-угорским курганным могильникам и обоснованно соотносятся специалистами с финской основой «kalm», карельской «kalma», эстонской «kalm», вепсской «koum», мордовской «калма», «калмо» — «могила». В нашей современной речи сохранилось слово «околеть», и мервяка иногда кличут «колыма», кстати созвучно с рекой Колымой, возможно это «мёртвая река». Но это всё «народные домыслы», и не могут рассматриваться как нечто научное, но кроме народных исследователей, об этом есть и труды весьма серьёзных учёных, которые так-же рассматривали часть современных татар, как потомков финно-угров. Причём, подобные исследования были в разные времена, поэтому они не могут быть рассмотрены как политический заказ, того или иного политического круга. Например, вопросом о происхождении моего народа занимались ещё дореволюционные исследователи, такие В. В. Вельяминов-Зернов, В. В. Радлов. Они начали развивать историческую науку на тему финно-угорского происхождения современных Мишар-Мещеряков, которых из-за сложившегося заблуждений, многие считают татарами. Они провели исследования и пришли к выводу, что современные Мещеряки, являются потомками тех самых Мещеряков из древнего финно-угорского племени Мещёра, а в советское время в данную сторону работали С. П. Толстов (мадьяро-венгерская гипотеза), Б. А. Куфтин, Т. А. Трофимова, Т. И. Алексеева, Б. А. Васильев и др. В частности, С. П. Толстов, категорично заявлял, что «в лице русской мещёры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего племени, часть которых отатарилась, — другая же часть обрусела». К слову, известный выдающийся татарский общественный деятель Х. Фейзханов, адъюнкт Петербургского университета, сотрудничавший с Вельяминовым-Зерновым в исследовании истории Касимовского царства тоже придерживался теории о Финно-угорском происхождении Мещеряков:

Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах. — СПб., 1863. −4.1. — С.558

Так же о связи Мишарей и Эрзи в своих трудах описывал финнский языковед Иосиф Юлиус Ми́ккола. Этот финский языковед, слово «мещёра» трактует как Мешкяр/Meškär «пчеловод» от мордовского слова: меш/meš, мешк/mešk «пчела». Стоит отметить, что на этих землях и правда пчеловодство было поставлено на ура во все времена. Можно сказать, что это самое наглядное док-во связи Мещеряков и Мордвы.

Учёные находят чисто мещёрские поселения вплоть до 12 века, когда Славянский князь вместе со своей ратью пришёл «основывать Москву», после чего пошёл современный бардак. Мещеряки бежали, кто-то на Урал, к Мокше и назвался Эрзёй, кто-то на Балтику, где ныне Латвия, Эстония, Литва и Беларусь, кто-то попал к Казанским Татарам и был вынужден принять Ислам, это как раз «Мишари». А кто-то остался в Подмосковных Лесах, и продолжал прятаться от крестителей-оккупантов сохраняя веру, как мои предки.
Хоть и косвенным, но доказательством этой теории служит существование Липков, Литовских Татар, которые согласно официальной трактовке истории они пришли в Великое княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем, но кем были эти «Золотордынцы», до сих пор остаётся предметом споров многих историков.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Карта генетических расстояний от мишарей по 8-ми гаплогруппам Y-хромосомы (Балановский, 2015). Зеленые области — наиболее родственные популяции.

Так же в копилку про отношение «нетаких белых татар» к финно-уграм, можно отнести ещё один замечательный факт, многие историки, как известно, относят Мишарей к прямым потомкам половцев, так же к с половцами, согласно официальной истории относят Башкиров, и тут начинается самое интересное, заходим на википедию о половцах, и видим следующие:

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

У башкиров имеется ген N1, характерный для восточной балтики, точнее для эстонцев. А на какой язык более всего похож эстонский? Правильно, эрзянский, тот самый язык, который считается прямым наследником уже вымершего Мещёрского языка, и при этом этноним башкортостан, переводится как «Земля главных над пчёлами», так как «Баш» голова, «корт» — «пчела», ничего не напоминает? Да, очень сходно с Финно-угорской Мещёрой, но переложенное на Тюркский манер, из чего можно сделать вывод, но какой? Башкиры — тюрки перенявшие культуру угров — пчеловодов? Или Башкиры это просто очень тюркизированные Мишари? Вопрос открытый. Но всё же есть факт, что Венгерский король принял на службу половцев, не немцев, не славян, а именно половцев? Так может он их принял потому, что они тоже были финно-уграми? Что же, точного ответа мы к сожалению не знаем, но есть факты, согласно которым, мы можем строить своё понимание.

Из открытых источников.

Тут ссылаются на Словарь Фасмера; точки зрения А. И. Соболевского, А. И. Преображенского и др.

Тут ссылаются на Расовский Д.А. Половцы, торки, печенеги, берендеи. — 2016. — С. 13.

Изображение половцев в Радзивилловской летописи.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Половцы. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Фреска, с изображением Венгерского Короля Ладислава (Ласло) I, и Куманского воина справа.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Фреска в укрепленной церкви из Дарджиу (Румыния)

Не буду вдаваться в рассуждении, выводы Вы можете сделать сами.

Однако, вернёмся к основной теме, о становлении России и её методах ведения национально-религиозной политики. Сказать по-честному нападением в те времена подвергались не только представители моего народа. Небольшая цитатка о миролюбивом и самом православном из Русских царей Иване Грозном.

И если бы всё закончилось тогда, это было бы ещё пол беды, но притеснения по вере происходили всю историю Российской Империи, и только после 1917 года это прекратилось, сейчас, церковь снова подминает всё под себя, и это ничем хорошим кончиться не может. Ведь самое главное, чему нас научила Советская Эпоха, так это то, что все люди равны, и все имеют право на хорошую жизнь, а сейчас про это начали усердно забывать.

Ныне искажено понимание «рабства» и «свободы», сейчас вполне можно услышать, что якобы рабство — это когда хозяин кормит тебя, одевает тебя и следит за твоим здоровьем, а свобода, это когда ты в говне себе ищешь пропитание. Это не верно, причём в корне, Рабство, это безвыходное положение, вот получай высшее образование либо нищенствуй — это рабство, а выбор между разными идеологиями это свобода. Если у тебя есть выбор из более двух путей это свобода. От двух и менее рабство. Но люди забывают, что свобода это не только валяние в фекалиях в попытке поисков пропитания.
Мы должны стремиться к обществу реального равноправия, где людям даны и душевные и материальные равенства, возможность реального социального лифта, возможность выбора религии, без текущего навязывания её через все возможные каналы.

Люди, очнитесь, нам нужно жить в мире и дружбе!
Не надо провоцировать конфликты, ведь все мы люди!

Помните, конфликты не ведут ни к чему хорошему, надо договариваться!

Источник

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

XVI век стал в Европе периодом Реформации, которая переросла в вооруженное противостояние протестантов и католиков. Во Франции оно охватывает период с 1562 по 1598 год. Их участниками стали католики под предводительством династии Гизов и Гугеноты, лидерами которых были Бурбоны.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Период с 1559 по 1572 год

Датой начала религиозных войн стал 1562 год, но поводом к первому военному конфликту являлись события 1559-1562 годов. Во Франции внезапно умер король Генрих II и престол занял юный Франциск II. При нем фактическими правителями королевства стали кардинал Шарль Лотарингский и герцог Франциск де Гиз. Они усилили гонения на французских протестантов – гугенотов, а в ответ получили Амбуазский заговор. Гиз узнал про него и сначала пошел на уступки протестантам, а потом решил расправиться с заговорщиками.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Рис. 1. Религиозные войны 1562 1598.

В 1560 году, после смерти Франциска II, королем Франции стал еще один малолетний король – Карл IX. Регентом при нем стала мать – Екатерина Медичи. Она проводила политику веротерпимости, влияние Гизов стало падать. После Сен-Жерменского эдикта 1562 года образовался католический альянс в следующем составе:

В 1562 этот триумвират устроил резню протестантов в селении Васси и вынудил королеву отменить эдикт. Лидером гугенотов стал принц Людовик Конде, а центром сопротивления – город Орлеан. В качестве союзников на их стороне выступили протестанты из Германии и королева Англии Елизавета I. Первая война шла около года и завершилась к весне 1563 года Амбуазским миром, который в целом подтвердил Сен-Жерменский эдикт. В ходе боев погибли Сент-Андре и Франциск де Гиз, а два других лидера попали в плен – Конде к католикам, а Монморанси к протестантам.

Вторая война в 1567-1568 завершилась в пользу гугенотов. Казна Франции была пуста, погиб Монморанси. Третья война шла с 1568 по 1570 год и снова завершилась уступками короля Карла IX гугенотам, которым стали помогать голландцы под предводительством Вильгельма Оранского. В этой войне погиб принц Конде и командование гугенотами приняли адмирал Колиньи и граф Монтгомери. Несмотря на пару поражений, они овладели городом Тулуза.

По итогам войны гугеноты получили свободу вероисповедания по всей территории Франции, кроме Парижа, а также взяли под контроль четыре крепости: Коньяк, Монтобан, Ла-Шарите Ла-Рошель.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Рис. 2. Карта религиозных войн во Франции.

Период с 1572 по 1598 год

В ходе четвертой религиозной войны произошла знаменитая Варфоломеевская ночь – резня католиками гугенотов в Париже и других городах. Число ее жертв исчисляется десятками тысяч. Во время четвертой войны не было заметных полевых сражений. Католики пытались выбить протестантов из Ла-Рошели, но ничего не достигли. Война закончилась эдиктом 1573 года, протестантские обряды разрешено было отправлять в Монтобане, Ниме и Ла-Рошели.

Пятая религиозная война 1574-1576 годов происходила при короле Генрихе III. Она интересна тем, что в ней принимали участие умеренные католики, которые выступали за гражданский мир и политику веротерпимости. Мирный договор 1576 года предоставил протестантам свободу вероисповедания по всей Франции, кроме Парижа.

Следом за ней сразу началась шестая война 1576-1577 годов. В ней перевес был на стороне католиков, которые одержали победы на суше и на море. Мирный договор 1577 года перечеркнул предыдущие уступки.

Седьмая война была также короткой, с 1579 по 1580. Мирный договор подтвердил сложившиеся порядки.

Конфликт 1584-1589 годов вошел в историю, как “Война трех Генрихов”: Генриха де Гиза, Генриха III Валуа и Генриха Бурбона (Наваррского). Первые двое были убиты, династия Валуа прервалась, а Генрих Бурбон занял королевский трон. Он, будучи гугенотом, провел последнюю войну с противниками из лагеря католиков – “Завоевание королевства” в 1589-1593 годах. Новый король был коронован, вопреки традиции, в городе Шартр, а не в Реймсе. В 1598 году Генрих IV Бурбон издал Нантский эдикт о веротерпимости. Это событие и стало финалом религиозных войн во Франции 1562-1598 годов.

Несмотря на победу над католической лигой, Генрих Бурбон сам перешел в католицизм в 1593 году. В 1595-1598 годах он провел относительно успешную войну с Испанией и положил конец иностранной интервенции.

Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Смотреть картинку Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Картинка про Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс. Фото Что такое религиозные войны в истории россии 8 класс

Рис. 3. Генрих IV 1598.

Что мы узнали?

В курсе истории 7 класса школьникам может быть задан доклад о религиозных войнах во Франции во второй половине XVI века. Тема довольно сложная, из-за количества событий и участников. Кратко о причинах религиозных войн во Франции можно сказать, что таковыми являются противостояние двух религиозных течений (католики и протестанты) и придворных группировок при слабых королях.

Источник

Религиозные войны

Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками.

Содержание

Причины

Религиозная реформация XVI века вызвала целый ряд войн в Европе, — как междоусобных, так и международных.

История

XVI век

За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии в конце первой половины XVI в. наступила эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер — эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) и распадающаяся на «век» Филиппа II Испанского, главного деятеля международной реакции во второй половине XVI столетия, и времена тридцатилетней войны в первой половине XVII в.

В это время католики отдельных стран протягивали друг другу руки, возлагая свои надежды на могущественную Испанию; испанский король стал во главе международной реакции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола. Это заставляло и протестантов разных государств сближаться между собой. Кальвинисты в Шотландии, во Франции, в Нидерландах и английские пуритане считали своё дело общим; королева Елизавета много раз оказывала содействие протестантам.

Реакционным попыткам Филиппа II был дан отпор. В 1588 году потерпела крушение его «непобедимая армада», посланная для завоевания Англии; в 1589 г. во Франции вступил на престол Генрих IV, умиротворивший страну и в одно и то же время (1598) давший свободу вероисповедания протестантам и заключивший мир с Испанией; наконец, Нидерланды успешно вели борьбу с Филиппом II и принудили его преемника заключить перемирие. Едва окончились эти войны, раздиравшие крайний запад Европы, как в другой ее части начала готовиться новая религиозная борьба.

XVII век

В силу перемирия, заключённого на двенадцать лет (1609), прекратилась война между католической Испанией и протестантской Голландией; в Германии были уже заключены протестантская уния (1608) и католическая лига (1609), которым вскоре после того пришлось вступить между собой в вооружённую борьбу. Тогда же снова началась война между Испанией и Голландией; во Франции гугеноты произвели новое восстание; на северо-востоке шла борьба между протестантской Швецией и католической Польшей, король которой, католик Сигизмунд III (из шведской династии Васа), лишившись шведской короны, оспаривал права на неё у своего дяди Карла IX и его сына Густава-Адольфа, будущего героя тридцатилетней войны. Мечтая о католической реакции в Швеции, Сигизмунд действовал заодно с Австрией.

Оценка

Таким образом, в международной политике второй половины XVI и в первой половине XVII вв. видно разделение европейских государств на два вероисповедных лагеря.

Из них большей сплочённостью и более агрессивным характером отличался католический лагерь, во главе которого стояли Габсбурги, сначала испанские (во времена Филиппа II), потом австрийские (во время тридцатилетней войны). Если бы Филиппу II удалось сломить сопротивление Нидерландов, приобрести Францию для своего дома, а Англию с Шотландией превратить в одну католическую Британию, — а таковы были его планы, — если бы, несколько позже, осуществились стремления императоров Фердинандов II и III, если бы, наконец, Сигизмунд III справился со Швецией и с Москвой и употребил часть польских сил, какие действовали в России в смутное время, для борьбы на западе Европы в интересах католицизма, — победа реакции была бы полной; но у протестантизма появились защитники в лице таких государей и политических деятелей, каковы Елизавета Английская, Вильгельм Оранский, Генрих IV французский, Густав-Адольф шведский, и в лице целых народов, национальной независимости которых грозила католическая реакция.

Борьба принимала такой характер, что и Шотландии, в царствование Марии Стюарт, и Англии, при Елизавете, и Нидерландам и Швеции, при Карле IX и Густаве-Адольфе, приходилось отстаивать свою независимость вместе со своей религией, так как в католическом лагере господствовали стремления к политической гегемонии над Европой.

Католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости; протестантизм наоборот связывал своё дело с делом национальной независимости. Поэтому, в общем, международная борьба между католицизмом и протестантизмом была борьбой между культурной реакцией, абсолютизмом и порабощением национальностей, с одной стороны, и культурным развитием, политической свободой и национальной независимостью — с другой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *