Что такое религия 4 класс орксэ конспект

Конспект урока по ОРКСЭ (ОПК) «Культура и религия» 4 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №19 с. Ольгинка МО Туапсинский район

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе

Тема урока: «Культура и религия»

учитель начальных классов

Кудас Алена Васильевна

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе

Тема урока: «Культура и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

Тебе он светлый дал удел,

Хранить для мира достояние,

Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации на бумажном и электронном носителях, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа с учебником, работа в командах.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных, буддийских и мусульманские храмы в презентации «Храмы», персональный компьютер и проектор, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, выставка книг.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Какое имя носит наша замечательная огромная страна?

— Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

-Почему нашу страну мы называем Отечеством?

— Как называется многообразный мир, который нас окружает?

— А какой мир существует еще, другой мир?

— Что такое духовный мир?

— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи, религиозных традициях?

Знакомство с темой урока.

— Сегодня мы часто произносим слово культура, а по какой причине?

(2014 год Президентом нашей страны объявлен годом культуры,1 сентября мы провели классный час, посвященный этому событию)

-Так что же такое «культура» и «религия», как вы думаете? Какие ассоциации у вас возникают при произношении слова Культура и Религия.

-Теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Культура и религия)

— Какие новые слова и понятия мы сегодня с вами начали разбирать?

(культура и религия)

— Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

( Что такое культура? Что такое религия?)

— А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Актуализация знаний учащихся.

-А теперь обратимся к толковому словарю и электронному источнику, чтобы точнее дать определение этому понятию (учитель предлагает детям войти в сеть интернет с телефонов и планшетов, на сайт «Википедия», а другим детям найти определение в толковом словаре Ожигова. Дети находят информацию и зачитывают определение из источников вслух)

Сопровождение урока показом слайдов презентации «Культура и религии»

Работа по учебнику.

Обратимся к учебнику, он нам тоже поможет разобраться в этих вопросах.

Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

— Как вы поняли, что такое культура?

— Что новое вы узнали о культуре, дополните уже сказанное о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

— Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

-Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

— Как вы поняли, что такое религия?

— Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

– поведение людей в повседневной жизни;

– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов из учебника литературы?(Велес-бог скота, Ярило-бог солнца, Перун- бог грозовых туч, грома и молнии и.т.д.)

Постепенно возникло много религий. В мире существует три самых распространенных мировых религии: ислам, буддизм и христианство.

-Мы с вами представители какой религии?

— Ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры. Конечно же коснемся и историй других религий для общего кругозора, т.к. теперь среди нас есть представитель мусульманской веры.

— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

— Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?

Выяснение связи культуры и религии.

Работа в командах с анаграммами.

— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос. Как связаны между собой культура и религия?

На примере следующей работы мы свами постараемся это выяснить.

-Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и решить анаграмму. Ваша задача найти среди множества букв слова, этим займутся 4 команды, а пятая команда найдет соотношение найденных вами слов с их происхождением на карточках.

Вывод: Как в этом случае связаны понятия культура и религия? Вы можете себе представить культурного человека без знаний и употребления этих слов?

Просмотр презентации «Храмы»

Ребята, мы с вами выяснили, что культура это то, что создано руками человека. Что создал человек большое, красивое? Скажите, куда идет верующий человек, что бы уединиться, когда ему плохо, тяжело или наоборот он счастлив?

Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

— В настоящее время эти замечательные сооружения –храмы – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой в разные страны. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения, предлагаю вам насладиться красотой храмов разных религий.

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

— Прочитайте 1 абзац, стр. 7

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями «культура» и «религия», поговорили о их взаимосвязи. Скажите, что для себя полезного, интересного вы вынесли из этого урока? Что вам понравилось больше всего? Обратите внимание на новые появившиеся книги на нашей выставке. Полистайте их, рассмотрите на переменах иллюстрации.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание. Узнать у родителей, найти информацию в сельской библиотеке какое название носит наш сельский храм, и почему так был назван.

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

Источник

Сценарий урока в 4 классе ОРКСЭ на тему «Культура и религия»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 имени Шевченко

муниципального образования Тимашевский район

Методическая разработка по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: «Культура и религия»

Автор работы: Прокопенко Лариса Анатольевна, учитель ОПК

Слайд 3 Цели урока:

Формирование мотивации к познанию нового предмета;

Формирование собственного и общепризнанного взгляда на понятия: «культура», «религия»;

Расширить кругозор о разнообразии русской православной культуры;

Установить связь между православием и русской культурой;

Формирование уважительного отношения к историческим памятникам православной культуры.

Развитие коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Развитие речи, логического и ассоциативного мышления;

Развитие смыслового чтения;

Осуществление самоконтроля и самооценки.

Определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;

Знакомство с историческими памятниками православной культуры: живописью, музыкой, литературой, архитектурой.

Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому и памятникам православной культуры;

Дать представление о таких понятиях как «культура» и «религия».

Слайд 4 Виды деятельности:

Беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия:

Культура, религия, православие, церковь, храм, архитектура, библия, живопись.

Оборудование для урока:

Фотографии культурных памятников России.

Учебник А.Кураева «Основы православной культуры»

Карточки со словами: культура, религия, церковь, храм, спасибо.

Аудиозапись С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»

— Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

— Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее. Ведь человеческая доброта – самое удивительное явление в мире.

— Спасибо за ваши улыбки. Итак, начнём наш урок.

2. Повторение пройденного материала.

Родина (Отечество, родная страна, место рождения)

Россия (Наша страна, Российская Федерация)

Символы государства (Герб. Флаг. Гимн.)

Духовный мир (Внутренний мир человека, душа)

Культурные традиции (Набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.)

— Все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях. У русского народа, как и у любых других народов, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословления. Землю древние русичи величали «мать – сыра земля», просили у неё помощи и защиты. Был обычай: на чужбину или в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли – защитницы.

— А какие традиции есть в вашей семье? ( Рассказ детей по желанию о традициях своей семьи, которые сближают и роднят старшее и молодое поколение.)

3. Знакомство с новым материалом.

— А сейчас, ребята, приготовьтесь к работе.

— Откройте учебник на странице 6.

— Как называется тема нашего урока? (Культура и религия)

— Слева вы найдёте раздел: вы узнаете. Прочитайте, что мы узнаем сегодня на уроке?

(Один ученик читает вслух)

Как человек создаёт культуру.

О чём говорит религия.

Слайд 7 ( Учитель уточняет) Сегодня мы с вами коснемся двух понятий: «культура» и «религия». А так же постараемся выяснить и усвоить для себя их значение и найдем между ними определенную связь. Постарайтесь сконцентрироваться, сегодня вы узнаете много интересного о том, что уже точно видели, посещая музеи и выставки. А еще вы поймете, как православие повлияло на нашу с вами культуру.

Слайд 8 Работа с учебником в группах. Дети дают ответы на вопросы.

Культура — сложное понятие, которое включает в свой смысл все то, что человек привнес в мир природы. Это весь человеческий опыт, все его знания. Это может быть произведения искусства, или же великое научное открытие, музыка, архитектура. Человек привносит в мир природы что-то новое непосильным трудом. Труд — это основное, что отличает нас от животного. Но главной и общей чертой разных видов культуры является развитие самого человека. Поэтому основное — это причины, благодаря которым человек следовал, создавая что-то новое, поступая определенным образом, которые отличают его от животного.

Почему человек поступает именно так? Как он отличает правду от лжи и добро от зла? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

— Как вы поняли понятие «культура»? ( То, что создал человек своим трудом.)

— Чтобы лучше понять, что помогает человеку отличить добро от зла, давайте обратимся к учебнику. Прочитайте 3 и 4 абзацы.

— Как люди различают добро и зло? (Через культуру опыт человеческих удач и неудач передаётся от одних людей к другим.)

— Приведите примеры из жизни, из своего опыта.

(Дети приводят примеры из жизни. Например. На уроке труда все лепили из пластилина сказочных героев. Вера постаралась и у неё получилась очень хорошая работа. Учительница похвалила девочку и отправила её работу на конкурс. Вера получила диплом победителя. Дети стали брать с неё пример и относиться к своему делу с любовью и терпением.

— Культура издревле создавалась определенными поступками человека, каждый поступок имел отражение на окружающих, поэтому культура это не только наследие какого-то человека или его народа, но и практическое руководство, свод моральных правил, которым стоит придерживаться.

— Что бы произошло, если бы человеку было бы позволено поступать так, как заблагорассудится? К чему бы это привело? (Дети приводят примеры.)

— Культуре человек обучается еще с раннего детства. Он учится, взяв за пример, поступки и мысли своих родителей. Продолжает изучение культуры в школе. Но на этом изучение культуры не прекращается. Общаясь со своими друзьями, участвуя в спорах за правду, любя своих родных, человек укрепляет свою культуру, что впоследствии позволит вывести свою культуру на качественно новый уровень.

Человек не выбирает свою культуру. Но человеку можно ее расширять, примеряя на себя новые и новые человеческие знания.

— Как вы объясните тот факт, что человек не выбирает свою культуру? (Как человек не выбирает свою семью, так и культуру, потому что закладка понятия культуры начинается именно в семье).

— А как человек может «расти» в своей культуре? (обмен информацией с окружающими, получение новых знаний)

— Ребята, как вы думаете, культура разных народов отличается или одинакова? За помощью давайте обратимся к учебнику. Прочитайте последний абзац на странице 6.

Слайд 9 Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

— А сейчас, прочитайте, как описал русскую культуру арабский путешественник Павел Алеппский. ( Страница 7 первый абзац)

350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты русской культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины. На Пасху все целуются, говоря «Христос Воскресе!» Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами»

— Какие отличительные особенности русской культуры удивили путешественника? (Ответы детей.)

— Из слов арабского путешественника видно, как 350 лет назад русский народ относился к своей религии. В праздничные дни люди наряжались в самые красивые наряды и посещали церковь. Самоотверженно выстаивали многочасовые служения, при этом обращаясь к молитве. На примере этого высказывания, можно понять, какое место занимает религия в жизни православного.

— Давайте узнаем, как по-разному люди могут объяснять правила, общие для всех. (Страница 7 второй абзац)

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

— А теперь вы спросите, что такое «религия»? Найдите ответ в учебнике. (Страница 7 третий абзац)

Слайд 10 Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Беседа с учащимися

— Мы часто слышим такое выражение «культурный человек»? О ком так говорят?

— Какие черты присущи культурному человеку?

— Какие слова благодарности вы знаете? (Благодарю, спасибо)

— Задумайтесь над значением этих слов.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам

— Что нового вы узнали о слове спасибо?

— Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»?

— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

— Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (Ходила в храм молиться)

— Зачем люди строили храмы?

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

Рассказ учителя «Влияние религии на русскую культуру».

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования. Изучение истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников и является убедительным примером связи религии и культуры.

История православной культуры сохранила немало письменных религиозных памятников, среди которых Библия, созданная в 1 тысячелетии до нашей эры.

Слайд 11 Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине 11 века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Слайд 12 Монастыри служили основными центрами книгописания в древности. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов переписчиков книг за работой.

Слайд 13 Многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще.

Слайд 14 В 16-18 веках были созданы шедевры русского деревянного зодчества, как церкви в Кондопоге, Кижах, Варгузе.

Слайд 15 Памятниками религиозной культуры являются иконы – изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывается священное значение.

Религия оказала огромное влияние на развитие музыки. Религиозные сюжеты послужили основой для создания многих произведений светской музыки (оперной, симфонической).

Слайд 16 В числе церковных песнопений – псалмодия, литургия, всенощная. Монументальными новаторскими произведениями церковной музыки стали «Литургия» и «Всенощная» П.И. Чайковского. Вершина развития церковной музыки конца 19 – начала 20 века «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.

(Прослушивание: С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»)

4. Закрепление изученного материала

Слайд 18 Игра «Назови одним словом»

Мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)

То, что человек меняет в мире своим трудом. (Культура)

Это слово равносильно молитве «Спаси Бог». (Спасибо)

Дом Господа на человеческой земле. (Церковь, храм)

Слайд 19 Притча «Путь к Богу» от Шалвы Амонашвили – дети инсценируют по ролям.

Два ангела — один молодой, другой постарше — смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

— Зачем Бог сотворил человека? — спросил молодой ангел у своего наставника.

— Чтобы он мыслил, — ответил наставник.

— Зачем человеку мыслить?

— Чтобы он творил Культуру.

— Она есть Путь к Богу.

— Зачем человеку Путь к Богу?

— Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

— Покажи мне Культуру!

Старший ангел указал ему на один из больших городов Земли.

— Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны. Всё, что в них хранится и происходит, называется Искусством.

— Искусство, — повторил младший ангел, чтоб запомнить.

— Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину. Делает всё это Наука…

— Наука, Искусство… — повторил молодой ангел.

— В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование…

— Образование, Наука, Искусство…

— А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия…

— Религия, Образование, Наука, Искусство… Всё это Культура?

— Да, Культура — она и есть Путь к Богу, — ответил ангел-наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.

Но в это время произошло что-то страшное. Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом повисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба. Молодой ангел ужаснулся.

А ангел-наставник заплакал:

— Человек опять сошёл с Пути!

Слайд 20 Беседа по прочитанному

— Какие ещё понятия вы услышали, которые являются частью культуры? (Образование, наука, искусство)

— Что есть «культура» по словам ангела из этой притчи? (Культура – это путь к Богу.)

— Что значит человек «опять сошёл с Пути?» (Войны, конфликты и ссоры не приведут к добру. Нужно жить мирно, дружно и не ссориться.)

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как связаны между собой «культура» и «религия»?

— Давайте закончим наш урок с пожелания друг другу Спасибо!

Слайд 22 Источники:

В.А. Кураев «Основы православной культуры», 2012г.

Методические рекомендации. М: Новое время 2017г.

Электронное приложение «Основы православной культуры»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *