Что такое религия простыми словами 5 класс история

Введение. Что такое религия?

Версии происхождения слова «религия»

Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

Отличительные особенности религиозного мировоззрения

Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.

Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).

Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.

В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.

В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.

Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.

В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.

Аспекты религии

Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.

Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.

Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:

духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;

доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;

этику: учение о нравственности;

религиозную практику: обряды и аскезу.

Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:

1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);

2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);

3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;

4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.

Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.

Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).

То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.

Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.

Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.

Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.

Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.

Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.

См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.

«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).

См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.

Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.

Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.

Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

История. 5 класс

Конспект урока

Урок 7. Религия и культура Древнего Египта

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Миф это представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов.

Мифология это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия это вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела.

Культ это один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, преклонении перед кем- или чем-либо.

Фараон это правитель в Древнем Египте, обладающий неограниченной властью.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь людей и сейчас во многом зависит от природы, нам необходимо, чтобы светило солнце, шли дожди, земля давала урожай. В древности люди были ещё более зависимы от сил природы. Они не понимали, как возникают определенные явления природы: почему светит солнце, идёт дождь, сменяется день и ночь. Ведь в древности люди ещё не обладали современными знаниями, поэтому считали, что все явления природы объясняются действиями каких-либо героев, богов, которые в зависимости от настроения посылают на землю дождь, грозу или засуху. Так возникли мифы и религия.

Миф – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о богах и героях.

Религия – вера в сверхъестественные силы.

Мифы и религия позволяли египтянам дать ответы на интересующие их вопросы о человеке, жизни и смерти.

Мифы о богах и их деяниях – добрых и злых – египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов, изображали на стенах подземных усыпальниц. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. Давайте с ними познакомимся.

Основным занятием египтян было земледелие. Вся их жизнь зависела от солнца, поэтому самым главным богом египтяне считал бога Солнца, которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на востоке и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона – Ра на западном краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом тьмы, свирепым змеем, по имени Апоп. Сражение длится всю ночь, в нём всегда побеждает солнечный бог, первые лучи солнца знаменуют его победу и возвещают начало нового дня. Этим мифом египтяне объясняли смену дня и ночи.

Особо почитаемым в Египте был бог Осирис. По легенде Осирис ранее был царём Египта, именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его младший брат Сет был богом пустыни, он завидовал Осирису и ненавидел его. Легенда гласит, что однажды Сет, придя на пир к Осирису, принес с собой гроб, со словами: «Кому этот гроб придется в пору, тому он и достанется.» Подарок никого не удивил, т.к. египтяне смолоду готовились к загробной жизни в царстве мёртвых. Гости по очереди примеряли гроб на себя, но стоило Осирису лечь в него, как хитрый Сет захлопнул крышку. Его слуги бросили гроб в воды Нила. Жена Осириса, богиня Исида, почитавшаяся в Египте как покровительница материнства, домашнего очага, долго искала гроб с телом мужа в болотах дельты Нила. Найдя же, она чудесным образом его оживила. Однако Осирис не пожелал оставаться на земле, а стал судьей в царстве мёртвых.

Что же пытались объяснить египтяне этим мифом?

С чудесным его воскрешением египтяне стали связывать время разлива Нила, считалось, что он начинается, когда Осирис оживает, а с ним после засухи оживает и природа.

Верили египтяне и в то, что после смерти человек отправляется в » царство мёртвых», где правит бог Анубис. Прежде всего, каждому умершему предстоит пройти через суд Осириса, он приносит клятву, что не совершал зла в своей земной жизни. С помощью весов, на одну чашу которых кладут записанную клятву, а на другую фигурку богини правды Маат, Осирис определяет, лжёт ли человек. Свирепое чудовище с головой крокодила и телом льва готово проглотить любого, кто говорит неправду. Праведников же пропускают в царство, где есть тепло, свет, царит покой.

Как вы видите, богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных. Мифы о них возникли ещё в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была ровная, как стол, пустыня, а на месте Сфинкса – скала желтоватого песчаника. Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили.

По древнегреческим мифам боги правили страной долгое время, затем бразды правления были переданы их земным сыновьям–посланникам – фараонам.

Одним из самых известных фараонов Древнего Египта можно назвать Эхнатона, правившего в Древнем Египте около 1351 – 1334 гг. до н.э. Этот правитель стал великим реформатором религии. Укрепляя свою самодержавную власть, он выступил против жрецов и главного бога Амона. Правитель объявил Атона единым богом, а себя единственным посредником между ним и людьми. Но реформа Эхнатона потерпела неудачу и многобожие в Египте сохранится еще долгое время.

Египтяне занимались и наукой. Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней. Эти сведения зачастую были неполными, покрытыми завесой тайны. Bo многом, эта таинственность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплеталась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сакральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным.

В области научных познаний наибольшее развитие в Древнем Египте получила математика. Греки считали, что родиной геометрии является Египет.

Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Египтяне умели умножать и делить, умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными. Строительство пирамид и создание системы искусственного орошения свидетельствует о развитии инженерных наук, геометрии.

Химия в Древнем Египте – наука, имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний – создание мумий, чтобы душа могла вновь вселиться в тело в «царстве мёртвых». Применялись химические знания и в изготовлении стекла. Фаянсовые украшения, бусы из цветного демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные добавки для окрашивания стекла.

Египетские медики лечили различные лихорадки, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне.

Что такое религия простыми словами 5 класс история. Смотреть фото Что такое религия простыми словами 5 класс история. Смотреть картинку Что такое религия простыми словами 5 класс история. Картинка про Что такое религия простыми словами 5 класс история. Фото Что такое религия простыми словами 5 класс история

С глубокой древности основным источником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила. Для этого египетские жрецы вели наблюдения за звёздами, составляли карты звездного неба. Помимо Сета – Сириуса, важнейшей звезды для древних египтян, на этих картах присутствует Венера, Вечерняя звезда.

Видимо, именно от древнеегипетских жрецов пошла традиция, изображать на картах звёздного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звёздами и планетами. Ими была вычислена продолжительность года, он у них составлял 365 дней.

Таким образом, египтяне смогли заложить основы многих современных наук. Мы видим, что потребности хозяйства, религии, обыденной жизни людей привели к накоплению знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Возникла необходимость все эти знания сохранить и передать потомкам.

Чтобы обозначить слово на письме египтяне его просто нарисовали. Их письменность была основана на иероглифах – знаках–рисунках, обозначавших какой-либо предмет, действие или просто звук. Сам термин «иероглиф» обозначает «священные вырезанные». Как вы уже догадались, использовали письмо в основном жрецы и специально обученные люди – писцы, ведь запомнить, как записать более 700 иероглифов и научиться их читать, причем гласных египтяне не писали, под силу было не каждому. Например, иероглиф ДОМ мог обозначать и слово «дом» и любое другое слово, где встречаются согласные «д» и «м». Поэтому тот человек, который мог читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Писали же египтяне на различных материалах: камне, дереве, глиняных черепках. Но самое большое распространение получил папирус. Листы папируса обычно скрепляли друг с другом, а для того чтобы было удобнее хранить сворачивали в свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуски в тексте. Для этого выберите пропущенные подходящие по смыслу слова.

Вся жизнь египтян зависела от (солнца, воды) поэтому самым главным богом египтяне считал бога (Солнца, луны) которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на (юге, востоке) и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона – Ра на (северном, западном) краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом (света, тьмы,) свирепым змеем, по имени Апоп.

Ответ: Вся жизнь египтян зависела от (солнца, воды) поэтому самым главным богом египтяне считал бога (Солнца, Луны) которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на (юге, востоке) и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет (золотой, солнечный) диск. Вечером лодка Амона – Ра на (северном, западном) краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог (света, тьмы) вступает в бой с богом (света, тьмы) свирепым змеем, по имени Апоп.

Пояснение: Достаточно внимательно вчитаться в текст и можно легко выбрать правильный вариант ответа. В Египте очень много солнца, поэтому египтяне ему поклонялись, солнце встает на востоке. Если у бога солнца на голове может быть только солнечный диск, заходит солнце вечером на западе и наступает ночь, т.е. борьба с богом тьмы.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть имена фараонов, чьи гробницы были в виде пирамид. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Наблюдая за повадками диких животных, древние египтяне получали научные знания об окружающем мире.

Религия – вера в сверхъестественные силы.

Термин «иероглиф» обозначает «священные вырезанные».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *