Что такое религия спасения

Православие: «религия спасения»?

Что мы будем делать, когда грехи кончатся? Зачем нам нужно Царство Небесное — и нужно ли оно нам вообще? Ответы на вопросы ищет священник Сергий Круглов.

Что такое религия спасения. Смотреть фото Что такое религия спасения. Смотреть картинку Что такое религия спасения. Картинка про Что такое религия спасения. Фото Что такое религия спасения

Когда на исповеди мне жалуются на то, что исповедь кажется бесплодной, что вот, мол, батюшка, я целыми годами каюсь в одном и том же, а «любимые» грехи мои так и не проходят, снова и снова со мною происходят осуждение, зависть, лень, разнообразные похоти, и все это сопровождается по временам мертвящим унынием, я всегда предлагаю ответить самому себе на вопрос: а для чего это всё? Для чего вам исповедь и вообще вся христианская жизнь? Как для чего, говорят мне. Для спасения. Православие — религия спасения. А что вы будете делать, спрашиваю я, когда спасетесь окончательно? Чему посвятите свою жизнь, когда не надо уже будет бороться с грехами?

Как это, с недоверием и непониманием смотрит на меня кающийся — окончательно? Разве так бывает? Разве может быть такое время, когда грехов больше не будет?

Может. И непременно будет.

Только вот хотим ли мы жить-то без греха? И если хотим — то как именно будем жить, когда греховные страсти наши истребятся окончательно, чем займем себя, когда наконец достигнем Царства Божия и жизни будущего века, которых вроде бы (именно что «вроде бы») так чаем?

Что такое религия спасения. Смотреть фото Что такое религия спасения. Смотреть картинку Что такое религия спасения. Картинка про Что такое религия спасения. Фото Что такое религия спасения

Эти вопросы вовсе не кажутся мне праздными или умозрительными. Грехи грехами — но каково положительное содержание нашей жизни во Христе? Зачем вообще мы живем на свете, есть ли у нашей жизни творческий смысл? Следуя словам Священного Писания: «Уклонись от зла и сотвори благо», — какое благо мы можем и хотим сотворить? И как часто, лихорадочно ища ответ на этот вопрос, мы с тоской понимаем: никакого.

Мы втянулись в ритм церковной жизни: посты-праздники, молитва утром-вечером, исповедь-причастие, мы исполняем всё, что положено, потому что нас научили: православие есть религия спасения, главное — как можно более неукоснительно соблюдать всё, что положено, тогда Бог простит нас и перестанет наказывать и гневаться.

Перестанет гневаться — а дальше что? «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши» — но что будешь делать, больной, когда выздоровеешь? Многие больные об этом и не думают. Во-первых, попросту не верят, что это вообще может быть. Это неверие — прямая инвольтация врага, который, действуя через нашу нечистую совесть, раздувает наши грехи до небес, застит ими весь белый свет и Самого Христа, и шипит на ухо: «Ты страшный грешник… Бог не простит…».

А во-вторых, боятся расстаться с болезнью, потому что привыкли к лечению, а здоровье таит в себе неизвестность, новые вызовы, новую — вот труднопереносимое для нас понятие! — ответственность. Мы, год за годом кающиеся, но не меняющиеся ни на йоту, словно бы исправно ходим к врачу, часами сидим в очередях и увлеченно обсуждаем все новые рецепты, без поликлиники жить не можем, но назначенные врачом лекарства тайком спускаем в унитаз, потому что пуще всего не хотим встать с постели и быть здоровыми, утратить болезнь как смысл жизни…

Бог хочет от человека одного: чтоб человек был счастлив. Не всё равно, конечно, какими средствами — но тем не менее. И к творческому смыслу нашей жизни во Христе неотменимо относятся, среди прочего, понятия счастья, радости и даже (простите за слово, которое уж совсем не из сотериологического лексикона) удовольствия. А какое же удовольствие может приносить одно лишь только бесконечное копание в грехах.

Вспоминаю одного знакомого алкоголика. Он рассказывал, как бросил пить. Ничего, говорит, не помогало, завязывал сто раз — и развязывал снова… Пока не повстречался с грамотным врачом, хорошим душеведом. Ничего он, говорит, со мной не делал, не кодировал, не назначал дорогущих импортных препаратов. Просто поговорили с ним по душам…

Для начала он объяснил, что весь корень зла — не в каких-то внешних обстоятельствах, и даже не в соматике, а в сознании человека. Дал мне пустой стакан: «Понюхайте. Чем пахнет?». Я понюхал: «Да ничем…». Достает врач бутылку водки, налил в стакан: «А теперь понюхайте — чем?» Меня аж передернуло: чем же, кроме водки. А он говорит: «А теперь попробуйте — это ведь просто вода. Корень зависимости — у вас в голове». Попробовал — точно, вода…

Так вот, он мне и сказал, врач этот: «Вы не сможете отказаться от водки, пока не почувствуете более сильного кайфа — от трезвой жизни. Вам есть ради чего и чем жить?» Я подумал: конечно, есть. Творчество, любовь, дети… Вот этим кайфом, этой радостью, теперь и живу. И к бутылке даже не тянет.

Чем мы с вами, православные, займемся, когда грехи исчезнут, чего именно чаем в Царстве будущего века — вопросы не праздные, они непосредственно касаются нашего нынешнего состояния души, смысла нашей нынешней жизни. И отвечать каждому из нас на эти вопросы придется самому.

Источник

Что такое религия спасения

В духовной жизни восточных цивилизаций ре­лигия играла огромную роль. Религиозные представ­ления развивались и видоизменялись вместе с разви­тием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древ­них восточных цивилизаций религиозные представ­ления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов.

Мир в зеркале мифов

Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее продолжал, как и в первобытные времена, чув­ствовать себя частью природы. Это подтверждают ми­фы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его — от земли, кровь — от воды, кости — от камней, дыхание — от ветра, а глаза — от солнца.

I Миф — в буквальном переводе с греческого «слово». Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях.

Ш Магияв переводе с греческого означает «чародейст­во», «волшебство».

С другой стороны, и природа наделялась человече­скими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники — все это считалось оду­шевленным и сходным с человеком.

В природе древний человек, еще довольно беспо­мощный, видел некие незримые и таинственные могу­чие силы. Но их не пытались, да и не могли исследо­вать,’анализировать с помощью разума. Природу обо­жествляли и стремились воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов, т. е. прибегали к магии, возникшей еще в эпоху первобыт­ности. Считалось, что для этого нужно имитировать то, что происходит в окружающем мире.

В индийских религиозных текстах (Ведах), напри­мер, описывается древний обряд, необходимый для то­го, чтобы пошел дождь. Нужно было принести в жерт­ву какое-нибудь животное черного цвета. В другом об­ряде роль дождя выполнял жрец: одетый во все черное, он произносил заклинания, чтобы поменять направление ветра. Человек воспринимал окружа­ющий мир с внешней стороны, еще не ощущая разни­цы между формой и содержанием, причиной и следст­вием. Отсюда и странная для современного человека логика, на которой основан обряд: дождь идет потому, что тучи черные.

Боги также были тесно связаны с природой и воп­лощали ее силы, добрые или злые. Наиболее древние верования лежали в основе культа животных-богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих богов-покровителей, которые вели свое проис­хождение от первобытных тотемов.

Египтяне верили в бога Анубиса, хозяина подзем­ного царства, у которого была голова собаки. Богиня

• Тотемизмвера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, т. е. группой людей, и каким-либо животным, птицей и т. д. Тотемизм — одна из пер­вых ступеней религиозного сознания.

неба Хатор изображалась в виде коровы, а бог Собек, связанный с культом солнца, имел голову крокодила. Геродот, величайший древнегреческий историк, опи­сывал странный для греков обычай египтян покло­няться животным. В Фивах, где почитается бог Собек, жители «кормят отборного крокодила, сделавши его ручным, вешают ему в уши серьги из стекла и золота, на передние лапы надевают кольца». Однако уже в со­седних областях, где были приняты другие культы, крокодилов употребляли в пищу, не считая их свя­щенными животными.

Силы природы обожествлялись и в Вавилоне, где поклонялись богу воды Эа, изображавшемуся в виде полурыбы-получеловека. Но главное место занимали обожествленные небесные светила. Возможно, пото­му, что в жизни этой цивилизации огромную роль иг­рали разливы рек и наводнения, начало которых жре­цы вычисляли по звездам.

Древние индийцы первоначально тоже поклоня­лись силам природы: богу огня — Агни, богу грома — Индре, солнцу — Сурье.

Осирис, который сначала был богом земледелия, растительности, постепенно превратился в бога мерт­вых. Обряд погребения в Египте воспроизводил сюжет мифа для того, чтобы умерший, уподобившись Осири­су, воскрес в ином мире. С этой же целью произноси­лись магические формулы и заклинания, облегчав­шие, как верили египтяне, переход человека в загроб­ный мир. Ведь на пути к нему нужно было преодолеть препятствия, добиться, чтобы демоны и боги тьмы пропустили душу к богам света.

Конечно, на протяжении всей истории древнего мира человек воспринимал окружающую действи­тельность не только через мифы. Постепенно стали по­являться зачатки нового, рационального отношения к миру.

Большую роль здесь сыграло изобретение письмен­ности, так как само по себе владение письмом развива­ло логическое мышление. Кроме того, письменность помогала удержать и передать следующим поколени­ям большой объем информации, и это создавало базу для прогресса знаний. Не случайно в Египте библиоте­ки, находившиеся при храмах, называли «домами жизни». По мере развития трудовой деятельности, на­копления опыта стали появляться первые естествен­нонаучные знания.

В эпоху древности уже были заложены основы аст­рономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Однако ростки рационального сознания, робкие по­пытки научного осмысления мира не были противо­поставлены мифологии, а причудливым образом пере-

Рациональныйв переводе с латыни означает «раз­умный», «целесообразный», «обоснованный». Рацио­нальное мышление, основанное на законах разума, логики и научных достижениях, в данном случае про­тивопоставляется мифологическому, образному мыш­лению.

плетались с ней. Поэтому, например, в рецептах вра­чей предписания чисто медицинского характера мирно уживались с магическими формулами, кото­рые, по мнению лекарей, были столь же необходимы для здоровья больного.

Центрами знаний, очагами просвещения были го­рода и храмы, так как именно в них концентрирова­лись образованные, владеющие грамотой люди, кото­рые создавали письменную культуру. Жрецы в то вре­мя были и учеными, державшими в своих руках самые сокровенные знания. Распространение пись­менной культуры происходило и потому, что государ­ству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. Обычно они набирались из числа тех, кто учился в школах и храмах. Разумеется, в эти школы часто по­ступали, руководствуясь практическими интересами, стремясь, например, занять выгодное положение чи­новника. Но независимо от этого в древних цивилиза­циях медленно расширялся круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать.

на себя, ощутил себя как личность, но одновременно | осознал и свое одиночество, ужас окружающего мира и свою беспомощность. Перед ним открылась дисгар­мония жизни, и человек пытался понять ее законы, выработать новое к ней отношение. И главное, начал создаваться образ идеального мира, в котором челове­чество стремилось осознать, какими должны быть| мир, люди и отношения между ними.

Бог теперь олицетворяет не таинственные силы природы, а справедливость, высший идеал добра. Для того чтобы получить его благоволение, нужно не при­бегать к магии, а совершенствовать себя или окружа-й ющий мир.

В Индии религиями спасения были буддизм и ин\ дуизм; в Китае зарождается конфуцианство; в Иране Заратустра проповедовал учение о мире как об арене борьбы добра и зла; в Палестине пророки Илия, Исайя и Иеремия обличали народ и царей Израиля и откры­вали путь к нравственному очищению. Различные фи­лософские школы зарождаются в Греции.

Даже в цивилизациях, не затронутых этим гло­бальным переворотом, также происходили некоторые изменения.

В литературе Вавилона рано появляются мотивы, в которых отразилось более сложное, отличное от ми­фологического восприятие жизни. Безымянный ав­тор, размышляя о противоречивости устройства мира и человека, противопоставляет земным законам небес-

ныё: «Почтение к царю я ставил высоко и учил народ уважению пред дворцом. О, если бы я был уверен, что это угодно Богу! Ибо что самому человеку кажется бла­гоприятным, перед Богом бывает мерзостью, а что для его сердца незначительно, находит у Бога милость». Добродетели «официальные», связанные с необходи­мостью подчиняться государству, кажутся автору яв­но недостаточными. Он уже смутно чувствует, что не­обходимо нечто иное — знание каких-то высших нрав­ственных законов.

В Египте еще во II тысячелетии до н. э. появляется тема загробного суда, на котором оцениваются грехи и праведные поступки человека. В заупокойных текстах вместе с магическими формулами дается своеобразное нравственное оправдание умершего: «Я не творил не­праведного относительно людей, я не убивал своих ближних, я не делал мерзости вместо правды. Не пре­высило имя мое своего сана, не заставлял я рабов моих голодать, не был виновником бедности нищих, не осуждал никого пред начальством, не причинял стра­дания, не заставлял плакать, не убивал и не заставлял убивать». Такой перечень возможных грехов говорит о том, что в Египте начала складываться система нрав­ственных представлений, отвечающая общегуманис­тическим требованиям, «вечным» нормам морали.

Однако и в Египте, и в Вавилоне все эти порывы к новому не создали мощной тенденции, которая могла бы существенно изменить духовную жизнь этих циви­лизаций.

Религии спасения (буддизм, конфуцианство, иуда­изм, зороастризм) обновили, «омолодили» те цивили­зации, которые дали им рождение, и произошло это как раз накануне завершения истории древнего мира

и приближения новой эпохи — средневековья.

Религии спасения значительно отличаются друг от друга; вопросы о соотношении земного и небесно­го, о возможности или невозможности преобразовать окружающий мир решаются в них по-разному (как

именно — вы узнаете в следующих главах). И во многом именно от варианта решения этих вопросов зависело дальнейшее существование цивилизаций, так как религиозная этика имела большое значение в процессе складывания цивилизационных тради­ций — наиболее устойчивых элементов в историче­ском развитии цивилизаций.

1. Что такое миф? Попытайтесь объяснить, каким образом мир отражался в сознании древнего человека — творца мифов. Чем такое восприятие мира отличается от современного?

2. Какими в мифах предстают боги? Почему? Как в древнос­ти человек представлял загробный мир? Почему, прося о чем-либо у богов, люди использовали магию?

3. Какие изменения в сознании человека произошли в эпоху появления религий спасения? Что нового появилось в отноше­нии человека к богу? Влияло ли это на поведение человека? Ес­ли да, то объясните, каким образом.

Источник

Что такое религия спасения

СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА

в Перово гор. Москвы

Что такое религия спасения. Смотреть фото Что такое религия спасения. Смотреть картинку Что такое религия спасения. Картинка про Что такое религия спасения. Фото Что такое религия спасения

Что такое религия спасения. Смотреть фото Что такое религия спасения. Смотреть картинку Что такое религия спасения. Картинка про Что такое религия спасения. Фото Что такое религия спасения

Что такое религия спасения. Смотреть фото Что такое религия спасения. Смотреть картинку Что такое религия спасения. Картинка про Что такое религия спасения. Фото Что такое религия спасения

Что такое религия спасения. Смотреть фото Что такое религия спасения. Смотреть картинку Что такое религия спасения. Картинка про Что такое религия спасения. Фото Что такое религия спасения

Христианство есть религия спасения. Но спасения от чего и спасения – как? Увы, сами христиане так часто упрощали и затемняли это понятие, что сами порой забывают, что есть спасение.

Нерелигиозный мир часто говорит: «Христиане – это маленькие и слабые люди, которым нужно спасение; нам не нужно спасения, мы сами себя спасем». Поэтому так насущно и так необходимо нам самим понять, что на языке Библии и на языке христианства означает спасение.

Речь идет не о спасении от тех или иных несчастий или несчастных случаев, болезней, страданий и так далее. Это, наверное, должно было бы быть ясно и самим христианам, которые часто в своей вере видят как раз сверхъестественную помощь, как бы восполняющую помощь естественную, видят своего рода перестраховку. Скажем прямо, что такое понимание спасения есть понимание извращенное и огрубленное. Это должно быть ясно прежде всего из самого Евангелия, из той страшной главы, в которой рассказывается, как Христос, в ночь перед предательством и смертью, Один в саду, брошенный спящими учениками, молился о том, чтобы миновала Его чаша, и, как говорит Евангелие, «начал ужасаться и тосковать» (Мк.14:33).

Если бы христианство было действительно религией спасения от земных зол и печалей, его можно было бы считать провалившимся…

И не слабый, а сильный хочет спасения, жаждет его. Слабый хочет помощи. Слабый хочет того муравьиного и скучного счастья, которое предлагает ему нерелигиозный мир, раз и навсегда примирившийся со смертью. Слабые согласны на то, чтобы пожить и умереть. Сильные считают это недостойным человека и мира.

Таким образом, христианское понятие спасения – это восстановление той жизни, Жизни с большой буквы, Жизни вечной и нестареющей, о которой знает человек, знает, что он для нее создан. И не слабость, а сила человека в том, что этого спасения он ждет и его получает от Бога. Ибо Бог и есть та Жизнь, которую потерял человек, подчинивший себя миру, и растворивший себя во времени и смерти. И вот мы верим, и мы знаем, как говорит апостол Иоанн Богослов, что «Жизнь явилась» (1Ин.1:2).

Нерелигиозный, нехристианский мир, пожмет плечами и ответит: что за чушь! Но вот, чушь или не чушь, а на протяжении почти двух тысяч лет этот Образ, этот Человек, эта Жизнь сохраняют ни с чем не сравнимую власть над сердцами и жизнью людей. Нет учения, нет философии, которые не изменились бы, не исчезли за это время, ни одного государства, которое не ушло бы в вечность. И если было и есть в истории чудо, так это память о Человеке, не написавшем ни одной строчки, не заботившемся о том, что скажут о нем потом. Память об Учителе, умершем позорной смертью на кресте, как преступник. Память о Спасителе, живущем, буквально живущем, в тех, кто верит в него. Он сказал про Себя – «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин.14:6). И этим путем идут, эту истину хранят, этой жизнью живут миллионы людей.

Да, люди продолжают умирать по-прежнему, по-прежнему мир наполнен разлукой, печалью и страданием. Но в нем загорелся и горит свет веры. Не только в то, что где-то и когда-то за пределами жизни продолжится наше существование – в это верили люди и до Христа. А в то, что сам мир и сама жизнь снова получили смысл и глубину, что само время наполнилось светом, что вечность вошла в нашу жизнь уже здесь и сейчас. Вечность – это прежде всего знание Бога, открытое нам Христом. «Нет больше одиночества, нет страха и тьмы, Я с вами», — говорит Христос. Вечность – это та заповедь любви, которую нам оставил Спаситель. «По сему узнают все, что вы – мои ученики, если будете любовь иметь между собою» (Ин.13:35). По словам апостола Павла, имя этой вечности – «мир и радость в Духе Святом» (Рим.14:17), И эту вечность, по слову Христа, «уже никто не отнимет у вас» (Ин.16:22). Вот все это и есть спасение.

Источник

Религии спасения «желания власти»

Апогей Осевой революции совпал с тем временем, когда эпоха древности близилась к завершению. Рубеж, отделивший ее от средневековья, был ознаменован Великим переселением народов. Начиная со II в. н.э. на необозримых пространствах Евразийского континента – от Китая до Римской империи – пришел в движение пестрый мир варварских племен. Массовые миграции шли с Востока на Запад. Под натиском воинственных кочевников одна за другой рушились могущественные империи Древнего мира.

В V в. на территории Западной Римской империи появились варварские королевства, а в 476 г. был низложен последний римский император. В Китае на рубеже II-III вв. пала империя Хань, а в начале IV в. в Поднебесную хлынули кочевые племена, которые, как и на Западе, стали создавать свои царства и мини-империи. В VI в. на севере Индии под ударами гуннов-эфталитов погибла империя Гуптов, простиравшаяся от Аравийского моря до Бенгальского залива. Лишь некоторые крупные государства – Сасанидский Иран и Византия – не слишком пострадали и сумели устоять в вихре варварских нашествий.

Так бурно и трагично начинался очередной, третий этап развития эгоизма, когда доминантой стало желание власти и славы. Создание мировых империй, о которых шла речь в предыдущей главе, было лишь предвестием будущих грандиозных перемен – переформатирования мирового пространства. Все средневековье прошло под знаком имперских завоеваний, масштабы которых неуклонно возрастали.

Византия – наследница Римской империи – в эпоху расцвета располагалась на трех континентах, ее общая площадь составляла около 1 млн кв. км, многонациональное население – 30-35 млн человек. В VII в., одновременно с появлением ислама, начался расцвет и территориальная экспансия молодой исламской цивилизации. В VIII в. под властью Арабского халифата оказались земли от Испании до Северной Индии и Северной Африки. В XIII в. турки-сельджуки, выходцы из Центральной Азии, создали в Малой Азии Османское княжество, которое вскоре стало одной из ведущих мировых держав. Западная Европа с трудом сдерживала ее натиск: в 1529 г. османские войска разорили Вену. На исходе средневековья, в XVII в., три исламских государства: Османская империя, Персия и империя Великих Моголов в Индии, возникшие после распада Арабского халифата, – держали под своим контролем широкий территориальный «пояс», протянувшийся от границ Австрии и Марокко до Китая, подножия Гималаев и Бенгальского залива.

Сходные процессы разворачивались в степях Евразии: в XIII в. стремительную экспансию начали монголы, нанося сокрушительные удары по главным центрам цивилизаций Востока и Запада. Империя Чингисхана, размеры которой превышали все известные доселе империи, охватила большую часть Евразийского континента: Китай, всю Центральную Азию, Иран, Поволжье, Древнюю Русь. Последний великий монгольский завоеватель Тимур, или Тамерлан (1370-1405), также создал обширную, хотя и недолговечную державу. Империи формировались и в Западной Европе. Впервые имперскую идею воплотил в жизнь король франков Карл Великий, короновавшийся в 800 г. в Риме, что давало ему право считать новое государство преемником Римской империи. Впоследствии в Европе одержала верх другая тенденция – к образованию национальных государств, хотя в новое время она компенсировалась созданием гигантских колониальных империй.

Прорывы Осевого времени, таким образом, не могли изменить ход истории, приостановить развитие эгоизма – оно продолжалось и шло по предустановленному пути. Это не означало, конечно, что достижения «духовной революции» пропали втуне. Сила их воздействия была достаточно велика и вместе с тем ограничена и искажена соединением с эгоистическими свойствами. Этим объясняются многие особенности и противоречия средневековья – эпохи кровавых завоеваний и мирного распространения религий, их соперничества, насаждения веры огнем и мечом, крестовых походов, жестоких религиозных войн, ужасов инквизиции, расправ над инакомыслящими и смертельных схваток из-за толкования тех или иных фраз из Писания.

Осевое время сформировало совершенно особый тип «человека религиозного», который стал главным героем средневековья и начал сдавать свои позиции под натиском секуляризации только в XVIII-XIX вв., да и то не везде, а преимущественно на Западе. Неважно, насколько чиста была его вера и насколько твердо он придерживался заповедей, важно, что он идентифицировал себя с той или иной религией – был, прежде всего, православным, католиком, конфуцианцем или мусульманином и в соответствии с этим делил мир на «своих» и «чужих». Русский крестьянин, который тайком совершал языческие обряды и не понимал языка богослужения, исправно ходил в церковь и совершенно искренне считал себя христианином, а всех остальных, в том числе и католиков – «басурманами». И точно так же истинно верующими считали себя рыцари-тамплиеры, уничтожавшие «сарацин», и инквизиторы, которые затем сжигали на кострах тех же тамплиеров.

Нельзя сказать, что альтруистический закон, приоткрывшийся человечеству в идее заповеди «возлюби ближнего», был совершенно забыт, однако он слишком часто попирался в реальной жизни, на практике. Поэтому неслучайно на протяжении всего средневековья постоянно возникали религиозные движения, призывавшие вернуться к изначальной чистоте веры, очистить ее от «мирской скверны».

Каким же образом складывалась дальнейшая судьба религиозных учений в «миру», в обществе, среди людей, которые «отрабатывали» третью стадию эгоизма? Эмоциональный накал, присущий кульминационным, «пиковым» моментам Осевого времени, когда умирали старые и рождались новые религии, не мог держаться долго. Духовное брожение постепенно успокаивалось, страстный порыв к духовному совершенствованию входил в рамки разумного, утрачивая первоначальный максимализм. Фаза бурного, взрывного роста сменялась фазой экстенсивного развития: откровения основоположников религиозных учений систематизировались и превращались в догматы, вырабатывались организационные формы религиозной деятельности, утверждались культы и обряды.

Благодаря этому новые религии все глубже проникали в сознание масс, становились органичной частью жизни общества, оказывали влияние на хозяйственную деятельность, обычаи, этику, политику и право, даже на военную стратегию, как было, например, в Китае. Религиозные ценности утверждались как нормативы, закладывали основы разнообразия различных культурно-цивилизационных традиций, которые сохранялись почти неизменными на протяжении многих столетий, а в некоторых странах существуют и возрождаются и в наши дни.

Но при этом происходила «рутинизация» религий: стихия личных религиозных переживаний ограничивалась строгими регламентациями, ежедневным соблюдением определенных действий, которые надлежало совершать в определенное время. Молитвы, посещение богослужений, отправление религиозных празднеств и т.д. – все это стало частью повседневной жизни миллионов людей, независимо от того, насколько крепка была их вера и насколько глубоко они понимали ее суть.

Став достоянием социума, религия неизбежно должна была вступать в «диалог» и с обществом, и с государством. В разных цивилизациях он происходил по-разному, но всегда вел к тем или иным преобразованиям, видоизменениям первоначальной формы религиозного учения.

Необходима и неизбежна была адаптация к массовому сознанию, сложные идеи приходилось упрощать, а слишком завышенные требования заменять на более приемлемые. Так, на IV буддийском соборе, который был созван по инициативе правителя Кушанского царства (север Индии) Канишки, буддизм разделился на две ветви: Хинаяну (Малая Колесница) и гораздо более популярную и распространенную Махаяну (Большая Колесница). Махаяна, в отличие от раннего буддизма, предлагала «широкий путь» к спасению, доступный для больших масс мирян. Идя навстречу верующим, абстрактную и трудно постижимую идею нирваны (пустоты) дополнили представлениями о рае и аде – ее преддверии, предназначенном для простых смертных, не достигших высшего просветления. Еще одним нововведением было учение о бодисатвах – посредниках и заступниках человеческого рода: стоя на пороге Нирваны, они из альтруистических соображений остаются на земле и помогают людям.

Еще более сложно складывались отношения с государственной властью. Религии Осевого времени не были привязаны к какому-либо государству, а в большинстве случаев – и к определенному народу. Не только мировые, но и так называемые национальные религии распространялись далеко за пределы стран, где впервые возникли, объединяли представителей разных национальностей общностью веры. В сфере влияния конфуцианства, которое стало государственной религией в Китае, оказались Япония, Вьетнам, Корея. Буддизм, вытесненный на своей родине индуизмом, распространился по всей Юго-Восточной Азии, Тибету, нашел благодатную почву в Китае и других странах Дальнего Востока. Западная Европа, Византия и Россия образовали христианский мир, который после раскола церквей в XI в. разделился на православный и католический регионы. Влияние ислама охватило Ближний Восток, Северную Африку, часть Индии, Средиземноморье.

Религии и возникавшие на их основе культурные традиции чаще всего оказывались гораздо более устойчивыми и долговечными, чем структуры власти. Именно они стали важнейшей силой, которая интегрировала общество и регулировала социальную жизнь. Конечно, эта сила не могла полностью устранить социальные конфликты, избавить от внешних и внутренних потрясений. Но, когда государство слабело и разрушалось, религии помогали укрепить правопорядок и социальную стабильность, сохранить цивилизационную самобытность.

Такая ситуация была характерна не только для Китая. Государство, осознавая роль религиозной этики, чаще всего пыталось ее «узурпировать», приспособить для своих нужд, не слишком заботясь о духовной сути религии. В тех случаях, когда религии имели организованные формы в виде церкви, светская власть стремилась поставить ее себе на службу, подчинить своим интересам. Духовенство, в свою очередь, тоже не оставалось в стороне и могло очень активно включаться в политическую жизнь, оспаривая лидерство у монархов. В разных странах это соперничество приводило к разным результатам.

Например, в Византии еще в IV в. появилась идея симфонии – единства духовной и светской власти, которые должны действовать вместе, во имя одной цели. Но в действительности отношения церкви и государства были очень далеки от идиллических. Византийская церковь экономически и административно зависела от императоров и не сумела стать самостоятельной политической силой. Константинопольские патриархи периодически претендовали на руководящую роль в государстве, а императоры в ответ смещали их, как неугодных чиновников, отправляли в ссылку и даже казнили. Приблизительно так же обстояло дело в России, где церковь оказалась в подчинении у абсолютистского государства. А в эпоху Петра I произошло ее окончательное «огосударствление»: патриаршество было заменено Синодом и превратилось в одно из государственных ведомств. «Царство» победило «священство».

Сложно и драматично складывались отношения церкви и государства в Западной Европе: временные перемирия чередовались там с конфликтами и соперничеством. Борьба шла с переменным успехом: временами католической церкви приходилось признавать главенство светских владык, а временами, наоборот, папы римские вмешивались в государственные дела и даже в личную власть монархов, диктуя им свою волю. Однако такие победы, как правило, оборачивались моральным поражением: так, католическая церковь утрачивала свой духовный авторитет среди паствы, подвергалась критике за политические интриги, стремление к богатству и власти.

И все-таки моральные нормы религий спасения были важнейшим фактором, который сдерживал и контролировал развитие эгоизма, не давал ему выйти за пределы допустимого. Большую роль играли и традиции, ибо в традиционном обществе всегда преобладает ориентация на старину, на признанный авторитет обычая, на те нормы поведения, которые были приняты в древности. Оба эти фактора перестали действовать, когда человечество совершило переход на четвертую стадию эгоизма.

[104] Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. Он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

[105] См. подробнее: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

[106] Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. С. 183-185.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *