Что такое ремизка в ткацком станке
Ремизка
Смотреть что такое «Ремизка» в других словарях:
РЕМИЗКА — РЕМИЗКА, ремизки, жен. (тех.). То же, что ремиза в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ремизка — сущ., кол во синонимов: 1 • ремиза (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ремизка — I. РЕМИЗА I ы, ж.РЕМИЗ а, м. РЕМИЗКА и, ж. remisse f. 1. текст. Ремиза. техн. В ткацком станке: две деревянные планки, соединенные нитченками. Уш. 1939. Приспособление в ткацком деле прочные металлические или проклеенные до жесткого состояния… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ремизка — Деталь ткацкого станка, состоящая из двух металич. и деревянных планок, между которыми натянута галева – проволочки, пластинки или крученные нити с отверстием по средине для продевания через них нитей основы. Ремизка, перемещаясь вверх или вниз,… … Текстильный глоссарий
ремизка — ремизка, ремизки, ремизки, ремизок, ремизке, ремизкам, ремизку, ремизки, ремизкой, ремизкою, ремизками, ремизке, ремизках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
РЕМИЗКА — деталь ткацкого станка, состоящая из двух металлич. или дерев. планок, между к рыми натянуты галева проволочки, пластинки или кручёные нити с отверстием посредине для продевания через них нитей основы. Р., перемещаясь вверх или вниз, поднимают… … Большой энциклопедический политехнический словарь
ремизка — рем изка, и, род. п. мн. ч. зок … Русский орфографический словарь
измерка — ремизка … Краткий словарь анаграмм
Газовые ткани — (называемые также ажурными). В таких тканях ни основные, ни уточные нити не прилегают одна к другой вплотную, а отделяются более или менее заметными промежутками, благодаря чему получаются ткани особенно легкие и прозрачные. Что касается способа… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ткацкое производство* — Т. производство обнимает собою совокупность операций, назначенных для превращения пряжи (см.) в суровую (неотделанную) ткань, требуемый от которой наружный вид достигается уже в дальнейших процессах отделки (см. соотв. статью). Центральным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что такое ремизка в ткацком станке
Предлагаем вашему вниманию Ткацкий словарь:
Уток, поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними. Нить Утка (уточина) прокладывается между нитями основы при зевообразовании и затем прибивается (продвигается) к опушке ткани. Уток испытывает в процессе ткачества меньшие нагрузки, чем основа, поэтому для его изготовления часто используется менее качественное сырьё. Утком называются также поперечные нити в гардинно-тюлевых и трикотажных изделиях.
Основа (в ткачестве)
Основа в ткачестве, нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Ткань на ткацком станке образуется в результате последовательного переплетения двух систем нитей — основа и утка, расположенных перпендикулярно. Нити основы в процессе ткачества подвергаются значит. большим деформациям растяжения и изгиба, а также истирающим воздействиям рабочих органов станка, чем нити утка. Поэтому для основы употребляется пряжа более прочная, с большей круткой, выработанная из волокна более высокого качества. Основа, как правило, перед ткачеством подвергается ещё дополнительной обработке клеевыми растворами — шлихтой.
Паковка (от нем. packen — укладывать) в текстильной промышленности, определённое количество текстильного материала (продукта или полуфабриката), получаемое по этапам технологического процесса. На рис. показаны основные виды П.
Бобина (от франц. bobine — катушка)
1) в текстильной промышленности вид паковки намотанной нити; в отличие от катушки, не имеет фланцев.
2) В системах батарейного зажигания двигателей внутреннего сгорания — одно из названий индукционной катушки.
3) В вычислительной технике, устройствах звукозаписи — катушка для намотки магнитной ленты.
4) В киносъёмочных аппаратах и кинопроекторах — катушка для намотки киноленты.
Бердо (бёрдо, бёрдышко)
Бердо (бёрдо, бёрдышко), один из основных рабочих органов ткацкого станка, выполняемый в виде гребня. Бердо применялось для выработки тканей на самых первых этапах человеческой культуры. В домашнем и кустарном ткачестве до конца 19 в. Бердо (бёрдо, бёрдышко) делались с деревянными зубьями или из расщепленного камыша, с узкими металлическими пластинками, закрепленными обоими концами в деревянных или металлических планках. В современном ткацком станке продольные нити ткани (основа) продеваются в промежутки между зубьями бердо (бёрдо, бёрдышко). Таким образом, достигается равномерное распределение нитей основы по ширине ткани. В процессе ткачества, перемещая бердо (бёрдо, бёрдышко) вдоль нитей основы, прибивают проложенную нить утка к краю (опушке) ткани. От частоты расположения зубьев в бердо (бёрдо, бёрдышко) (от 2,5 до 40 зубьев на 1 см) зависит плотность основы, т. е. число нитей на единицу ширины ткани.
Бёрдо в современном ткацком стане (по Н.И.Лебедевой)
Состоит из тростей, соединённых вверху и внизу тоненькими (около 2 см.) пластинками. В зависимости от ширины изготовляемой ткани, бёрда делаются на различное количество пасм: 8, 9, 10, 11, 12 и даже 20. Бёрдо вкладывается в набилки.
Бёрдо (деталь ткацкого стана)
Бердо состояло из зубьев (тростей), помещенных между тонкими планками. Между зубьями пропускались нити основы. Бердо служило для прибивания утка.
Навешивалось с помощью веревочек или деревянных блочков на вершницы (верхние перекладины на стане).
Ремизка (от франц. remise — возврат на прежнее место), рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании.
Навой, катушка, на которую навиваются нити основы для выработки ткани на ткацком станке. Размеры навоя: диаметр ствола 100—180 мм, диаметр фланцев 400—765 мм, расстояние между фланцами соответствует ширине ткацкого станка. Основа на навое навивается на шлихтовальных машинах или перегонных машинах. В процессе ткачества основа сматывается с навоя с определённым натяжением.
Батан (франц. battant), один из основных механизмов ткацкого станка, служащий для направления челнока, вводящего уток в основу ткани, и для прибоя уточины к опушке.
Набилки — рама из двух горизонтальных планшеток с продольными желобками для вкладывания берда; верхняя планшетка поднимается и опускается по боковым планшеткам, вставленным в нижнюю планшетку.
Набилки (батан) — деревянные пластины, расположенные одна над другой с пазами, в которые укладывались бердо. Набилки подвешивались с помощью палок к вершнику.
Грудница (в текстильном производстве)
Грудница в текстильном производстве, передняя поперечная связь остова ткацкого станка, служащая направляющей для полотна ткани, которое из горизонтального положения переходит в вертикальное.
Вершницы — верхние перекладины на стане, а которые навешивались с помощью верёвочек или деревянных блочков ниты (ниченки, ремизы) и бёрдо. К вершницам подшивались с помощью палок набилки.
Челнок ткацкий – это рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную нить между нитями основы при выработке ткани. Представляет собой тело обтекаемой формы с полостью для размещения шпули с уточной нитью (рис.). Для изготовления челнока применяются твёрдые породы дерева (граб, самшит, акация), прессованная древесина, пластмассы. Для увеличения прочности и гладкости наружные стенки челнока обкладываются фиброй толщиной 2 мм. На концах челнок закрепляются стальные мыски. Конструкция челнока зависит от конструкции и назначения ткацкого станка, линейной плотности уточной нити и величины уточной паковки.
Переплетение нитей, порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.
В тканях переплетение нитей характеризуется обязательным наличием перпендикулярных друг другу систем нитей — основы и утка (в ажурных переплетениях имеется дополнительная система основных нитей, называемых перевивочными). Выбор переплетения нитей определяется назначением ткани, а также видом пряжи, из которой она изготовляется. Для графического изображения переплетения нитей ткани на бумаге существуют условные способы: рисунок переплетения нитей изображают системой клеток (чёрными — основные перекрытия, белыми — уточные). Каждый вертикальный ряд клеток — нить основы, горизонтальный — нить утка. Любое переплетение нитей строится из определённого числа нитей основы и утка. Наименьшее число нитей, после которого повторяется порядок их взаимного перекрытия, называется раппортом. Порядок взаимного расположения перекрытий основы и утка для каждого ряда может быть выражен дробью, числитель которой показывает число подряд расположенных основных перекрытий, а знаменатель — уточных; ряды могут отличаться друг от друга. Они могут быть сдвинуты друг относительно друга, образуя определённый угол сдвига, количественное выражение которого входит в характеристику переплетения нитей Сложные переплетения нитей характеризуются расположением нитей основы и утка не только в одном слое, но и в нескольких слоях. Количество видов переплетенных нитей очень велико. В зависимости от сложности переплетение нитей подразделяются на простые или главные (полотняное, саржевое, атласное), мелкоузорчатые, сложные, крупноузорчатые.
Наиболее распространены простые переплетения нитей. Число возможных переплетенных нитей теоретически беспредельно, а практически ограничивается технологическими возможностями, эстетическими соображениями и целесообразностью. Переплетение нитей воспроизводятся с помощью зевообразовательного механизма ткацкого станка:
* более простые — при помощи эксцентриковых зевообразовательных механизмов,
* более сложные — кареток или Жаккарда машин.
Круглые деревянные без шкивов с 3–4 сквозными отверстиями и желобком по окружности.
Блочки (блоки, кружки, векошки, векушки, котелки)
Блочки (блоки) (кружки, векошки, векушки, котелки) — (деревянные детали ткацкого стана) «деревянные ролики для поддерживания на весу и урегулирования движения нитов во время работы». С помощью блочков на вершницы навешивались ниты и бёрдо.
Блок деревянный, резной. Деталь ткацкого стана.
Из цельного профилированного бруска, с одного конца короче, цилиндрической формы, с продольным утолщением по бруску и поперечным по «цилиндру» пазом, в который на деревянную ось вставлен заподлицо вращающееся колесико с небольшим желобком по окружности. На другом конце имеется круглое отверстие. Орнамент на стойке (?) — елочка, на торцах стойки изображение креста, на наружных боковых поверхностях (срезах «цилиндра») м[нрзб.] розетки, образуемые двумя концентр. кругами со многими лучами и зарубками кубиками по наружному краю. 13×4,5×3,3 см.
Векошки (Петрозаводский уезд)
Орудие приготовления нитей, одно из основных орудий, применяемых при прядении. (Известны до н.э. — рисунки, высеченные на камне).
Общераспространённый тип восточнославянского веретена представляет гладкую конусообразную палочку длиной до 40 см. с бородкою или пяткою на утолщённом конце. Основным дополнением к веретену было прялице, которое одевалось на веретено для усиления вращения при прядении. Известны веретена и в виде заострённой с обоих концов палочки, иногда с выемкой посредине (Нижегородская, Тамбовская и др. губ.) Веретено без бородки считается более древним.
Моты натягивали на вороб, а с вороба перематывали на тюрики, или вьюшки. Вороб представляет собой 2 накрест положенные деревянные планки (100–110 см длиной), вращающиеся в горизонтальной плоскости вокруг неподвижной вертикальной оси. Осью вращения был металлический или деревянный стержень, вбитый в деревянную подставку. Подставка — из не толстого дерева, укрепляемого в крестовину или доску на планках. Воробы имели отверстия, в которые втыкали 4 пустых веретена, удерживающих мот.
Орудие для разматывания ниток.
Состоит из 2-х, накрест положенных планок, с 4-мя сквозными отверстиями (для веретен) на концах вращающихся в горизонтальной плоскости вокруг неподвижной вертикальной оси — металлического шпиля, вбитого в стойку из разветвленного на 4 части отрезка дерева.
КГМ-15768 Акт №95 от 12.09.79 передала П.И.Баженова, 1920 г.р., карелка, жительница д. Ригасельга Кондопожского р-на в июне 1979 г. (через Н.Г.Керт). По словам сдатчицы, изготовлен её мужем А.В.Баженовым (ум. в 1946 г.).
Часто на воробах сушили нити. По мере подсыхания нити, ее расправляли и вытягивали, переставляя колышки в новые отверстия.
При сматывании нитей с вороба на вьюху, вращение вьюхи приводило вороб в движение. При этом нить перематывалась с вороба на вьюху.
При сновании вьюха поворачивалась от движения нити, вызванного движением вращающегося сновального круга.
Для заправки утка берестяную цевку (берестяную трубочку) одевали на спицу скально. Нить с вьюхи направляли на вращающуюся цевку.
Луб – внутренний волокнистый слой коры лиственных деревьев – липы, вяза, осины.
Вьюха для витья верёвок (станок для витья верёвок)
Небольшая сквозная трубочка из тонкого стебля калины, бузины, а иногда из тростника, на которую сучили (наматывали) пряжу для утка.
Челнок для ткацкого стана
Челнок для ткацкого стана — «деревянный брусок (обычно из кленового дерева), заостренный с концов, чтобы он мог свободно проходить между нитями основы, продевая нить утка. Уточная пряжа, намотанная на цевку, или шпульку, вставлялась при помощи специального деревянного стержня, называвшегося сватом, в специально выдолбленное отверстие в середине челнока».
Швейка служила для придерживания тканей при шитье. Швейка «состоит из невысокого столбика высотой около 0,5 метра, вставленного в конец донца („гузна»)». Швейка являлась обычной домашней принадлежностью и потому отделывалась с меньшей заботливостью, чем прялка, но все же столбик обычно делался точеным, с профилировкой, перехватами, выступами и пестро раскрашивался цветными полосами.
Ло́сты — Деталь ткацкого стана.
2 дощечки, которые пропускались в основу, разделяя ее и образуя зев.
Мотовило — приспособление для сматывания нити с веретена в мотки и первоначального подсчета количества нити для получения ткани нужной длины и ширины.
Представляло собой деревянный стержень, на одном конце которого была развилка, а на другом — перпендикулярно прибитая планка. При сматывании нити с веретена конец нити привязывали к рогульке мотовила, а веретено либо пускали в свободное вращение (в корзине или на полу), либо упирали острым концом в прялку, а тупым — в живот. Затем начинали вращать мотовило, перематывая нить с веретена в мотки.
Мотки требовались для хранения пряжи, ее отбеливания, окраски. Мотовило рассчитано таким образом, что полный круг нити вокруг мотовила равен одной стене (приблизительно5–6 м), а число кругов — определенной ширине ткани. Единицей счета нити были чисменки и пасмы. Чисменка обычно состояла из трех кругов, а пасма включала в себя десять чисменок, т. е. равнялась тридцати кругам. Для счета чисменок и пасм, а также для того, чтобы нитки не спутались при отбеливании и окрашивании нити перевязывали. Для этого на оси мотовила делали зарубку, к которой привязывали шнурок — «пасменник», которым и перевязывали чисменки и пасмы.
Одной из мер холста в русской деревне была «стена». В Олонецкой губернии длина стены колебалась от 4,8 до 5,5 метров.
Ткань, изготовленная на ткацком стане, состоит из продольных нитей, называемых основой, и поперечных, получивших название «уток».
Снование — процесс подготовки основы будущей ткани.
«Мотовуз» — тесьма, придерживающая кудель на обороте лопаски.
Мотоуз (онеж.) — тесьма или шнурок, которыми привязывают верёвку к прялке.
Ниты (ниченки, релизы)
Вязались из очень крепких ниток, закрепленных петлями между двух, одна над другой положенных, палочек в ширину берда.
Долевые нити, которые натягивались на ткацкий стан при подготовке к тканью. Длина основы определяла длину будущей ткани (холста, новины).
Плетение и вязание: Из структуры каталога МАЭ
Орудия и приспособления для плетения поясов, кружев, чулок и др. (дощечки, крючки, коклюшки, доски варежные, чулочные и др.).
Кружево и кружевные прошивки.
Из золотых и серебряных нитей.
Щеть – орудие, использовавшееся для чесания льна.
После трепания лен чесали. В разных местностях России чесание льна производилось с различной тщательностью и разными орудиями. Обычно довольствовались одноразовым прочесыванием льна. В Олонецкой же губернии лен чесали 2—3 раза, а в Пудожском уезде встречалось и четырехкратное прочесывание. В средней части России и в ряде северных губерний лен чесали на деревянном гребне при помощи маленькой гребенки, а затем прочесывали волокно щеткой из грубой щетины. В Олонецкой губернии было принято чесать лен только щетью. В левую руку брали горсть волокон, в правую – щеть из свиной щетины, которой аккуратно расчесывали волокна (примерно также, как гребнем расчесывали девичью косу).
В Олонецкой губернии щети или делали сами, либо покупали у торговцев. Как правило, изготовлением щетей для собственного хозяйства занимались дети и старые женщины. Щетину связывали в пучок, в середину которого вставляли деревянный стержень. Стержень с концами щетины обматывали ветошью или волокнами льна и обмазывали еловой смолой. После просушки свободный конец щетины расправляли зонтиком и между щетинками тоже наливали смолу. Иногда, чтобы зафиксировать зонтичную форму, к месту привязки щетины прикреплялась специально выкроенная воронка из кожи, позднее – из картона, скрывающая щетину наполовину. Ручки щетей ремесленного производства изготавливались на токарных станках, покрывались лаком. Такие щети покупали на ярмарках или у разносчиков товаров, ходивших по деревням.
Чесание льна доверялось только умелым, как правило, пожилым женщинам.
Чесали лен или дома, или в бане. В Заонежье обычно лен часали в бане.
После первого чесания на щетке оставались оборванные волокна — «изгребы», из которых пряли нити для грубого холста – «рядины». После второго чесания на щети оставались «пачесы», предназначенные для простого полотна, шедшего на рубахи, станушки. После третьего чесания со щетины снимали «уточны пачесы». Нить из них использовалась для изготовления нарядных полотенец и тонких полотен приданого. И только то, что оставалось в конце концов в руке, уважительно называлось «лен». Ткань из него была высокого качества и особенно ценилась.
Чесанием льна заканчивалась обработка льняного волокна для прядения или на продажу. Горсть льняных волокон скручивалась в рыхлый моток – «повесьмо». Двадцать «повесьм» составляли «куклу» — крестьянскую меру льна.
Подножки: Деталь ткацкого стана
Деревянные пластинки с верёвками, которыми они соединялись с нитками. Их могло быть от 2 до 6 и более, в зависимости от сложности узора готовившейся ткани. Наступая в нужной очередности на подножки, ткачиха приводила в движение нити основы.
Сновальный круг (Сновальная рама, сновальный вороб, сновалка) — приспособление для домашнего ткачества, с помощью которого готовили нити для основы.
Сновальный круг состоял из двух четырехугольных рам, перпендикулярно вставленных одна в другую и вращающихся на оси. На конце одной рамы вбивали деревянный колышек. Нить пропускали поочередно над или под колышком, создавая будущий зев основы. На сновальный круг нити шли с вьюхи. Во время снования женщина держала нить в левой руке, а правой вращала сновальный круг. Работая, она должна была следить за тем, чтобы нити ложились спиралью правильными рядами.
Ткань, изготовленная на ткацком стане, состоит из продольных нитей, называемых основой, и поперечных, получивших название «уток».
Для работы на ткацком стане, прежде всего, готовили основу будущей ткани. Этот процесс назывался «снование». Наиболее древний способ снования — снование по стене (рис. ). Нити натягивали на колышки, вбитые в стену. Снование по стене — медленная и утомительная работа. В течение нескольких часов ткачиха должна была непрерывно переходить от одного колышка к другому.
Сновальный круг, который появился в начале 20 в., был более совершенным приспособлением для снования. Работа на нем шла в пять раз быстрее, чем при сновании по стене, и была не столь утомительна, так как женщина была избавлена от постоя нного хождения вдоль стены.
РЕМИЗКА
Смотреть что такое «РЕМИЗКА» в других словарях:
ремизка — сущ., кол во синонимов: 1 • ремиза (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ремизка — I. РЕМИЗА I ы, ж.РЕМИЗ а, м. РЕМИЗКА и, ж. remisse f. 1. текст. Ремиза. техн. В ткацком станке: две деревянные планки, соединенные нитченками. Уш. 1939. Приспособление в ткацком деле прочные металлические или проклеенные до жесткого состояния… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ремизка — Деталь ткацкого станка, состоящая из двух металич. и деревянных планок, между которыми натянута галева – проволочки, пластинки или крученные нити с отверстием по средине для продевания через них нитей основы. Ремизка, перемещаясь вверх или вниз,… … Текстильный глоссарий
Ремизка — (от франц. remise возврат на прежнее место) рабочий орган ткацкого станка (См. Ткацкий станок), осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании … Большая советская энциклопедия
ремизка — ремизка, ремизки, ремизки, ремизок, ремизке, ремизкам, ремизку, ремизки, ремизкой, ремизкою, ремизками, ремизке, ремизках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
РЕМИЗКА — деталь ткацкого станка, состоящая из двух металлич. или дерев. планок, между к рыми натянуты галева проволочки, пластинки или кручёные нити с отверстием посредине для продевания через них нитей основы. Р., перемещаясь вверх или вниз, поднимают… … Большой энциклопедический политехнический словарь
ремизка — рем изка, и, род. п. мн. ч. зок … Русский орфографический словарь
измерка — ремизка … Краткий словарь анаграмм
Газовые ткани — (называемые также ажурными). В таких тканях ни основные, ни уточные нити не прилегают одна к другой вплотную, а отделяются более или менее заметными промежутками, благодаря чему получаются ткани особенно легкие и прозрачные. Что касается способа… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ткацкое производство* — Т. производство обнимает собою совокупность операций, назначенных для превращения пряжи (см.) в суровую (неотделанную) ткань, требуемый от которой наружный вид достигается уже в дальнейших процессах отделки (см. соотв. статью). Центральным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Основы ткачества — виды, техники, механизмы
Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.
Движения ткацкого станка
Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:
Первичные механизмы для изготовления тканого материала:
Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.
После приготовлений главную пряжу «втягивают» через ремиз, Поставленный на требуемых стропах.
Что понадобится начинающему ткачу?
Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.
Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.
Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.
Первичные механизмы
Процесс зевообразования
Это первичный механизм в ткачестве, который делит нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно данный механизм поднимает конкретные стропы над иными. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в данных веревках, подымается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Подобным образом, лист нитей основы подымается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между 2-мя листами нитей именуется «зев».
Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)
схема расположения уточных нитей в ткани
Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.
Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.
Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?
Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:
Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:
У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.
Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:
Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.
Вторичные механизмы