Что такое репертуар коллектива
Репертуар коллектива и его формирование
Репертуар может рассказать многое о коллективе и педагоге — руководителе. Поэтому, репертуар должен быть тщательно продуман и подобран. Разберёмся, как это сделать!
Репертуар зависит целиком от руководителя, так как он должен точно понимать направленность деятельности коллектива (например: классический, народный, эстрадный и другие направления). Должен определить, какие необходимы танцевальные номера. Следовательно, руководитель ставит точные задачи постановщику (например: участвует в выборе музыкального материала).
Правильное формирование репертуара особенно необходимо на начальных этапах развития хореографического коллектива. Первые постановки задают стиль и направленность всего коллектива. Следует тщательно прорабатывать идеи и сверхидеи танцевальных номеров. Это поможет представить коллектив на конкурсах в самом выгодном свете, так как участники ещё не готовы к исполнению виртуозных, сложных движений и комбинаций. Любой зритель, не связанный с искусством танца обыватель, профессионал, сидящий в жюри, должен понять мысль, которую до него пытается донести хореограф-постановщик. Эта мысль должна быть очень интересной и актуальной, тогда она будет вызывать чувства и переживания у зрителя.
Так же нужно помнить о соответствии хореографических постановок возрасту исполнителей. Очень важно, чтобы танцоры понимали, о чем постановка, и эта тема должна быть им близка и интересна. Музыкальный материал не менее важен, так как он диктует направленность постановки. На первых порах для детей дошкольного и младшего школьного возраста, подбирается легкая для восприятия музыка. Она должна легко просчитываться и желательно иметь музыкальный размер 2/4 или 4/4. Постепенно вводятся в репертуар постановки с более сложным музыкальным материалом (3/4, 6/8 и т.д.).
Постановки в репертуаре должны быть разнообразны:
В итоге, репертуар формируется руководителем в соответствии с возрастом и возможностями исполнителей, тщательно и обдуманно подбирается музыкальный материал, постановки должны отличаться друг от друга по сложности и тематике.
Репертуар – лицо хореографического коллектива
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Репертуар – лицо хореографического коллектива
Репертуар может рассказать о коллективе очень многое, он определяет всю его деятельность и статус!
Репертуар танцевального коллектива – это именно то, от чего зависит его востребованность, яркость, интересность и успех. Чем разнообразнее репертуар, чем чаще он обновляется, чем насыщеннее он сложными постановками и элементами, тем выше уровень мастерства и технической подготовки исполнителей. Это является одним из критериев развития коллектива, определяет его творческую жизнь, а также показывает профессиональный уровень хореографа. Репертуар есть ведущее, определяющее и целенаправляющее всю деятельность коллектива звено.
Важным принципом при определении репертуара коллектива является, учёт исполнительских возможностей его участников. Прежде всего, здесь проявляется один из известных законов педагогики: задача должна соответствовать сегодняшним возможностям коллектива и чуть-чуть превышать их, что способствует развитию, росту. Это правило остаётся верным при использовании любого источника формирования репертуара. В этом одна из сложностей в выборе репертуара, и здесь, видимо, руководителю следует опираться не на общий средний уровень, а на наиболее стремящихся вперёд участников, своеобразных творческих лидеров коллектива.
Одарённые личности являются для многих участников коллектива образцом для подражания, дают стимул для работы, стремление тянуться за лидерами и возможность достигнуть более совершенного и яркого проявления своих знаний, умений в сложном мастерстве искусства танца.
Следовательно, рядом с массовым репертуаром, необходим сольный, а также мелкогрупповой как подготовка к сольному. К слову сказать, подобное подразделение обогатит концертные программы, позволит строить их по принципу чередования и, возможно, будет способствовать восстановлению культуры сольной пляски у тех народов, для которых она традиционна, но ныне находится на грани забвения и потери.
Таким образом, истинное понимание массовости не противоречит развитию индивидуальностей. Уход из коллективов народного танца большого числа исполнителей в сольное исполнительство в бальной хореографии связан не только и не столько с данью моде, с увлечением этими танцами, но и с желанием самовыражения и возможностью утвердиться каждой личности, ощущающей в себе неиспользованные, нераскрытые творческие резервы.
На репертуар любительского коллектива влияет определенным образом интенсивность и тематическая направленность концертной деятельности. Концертные программы, в которых принимает участие хореографический коллектив, можно разделить на несколько разновидностей:
творческие отчеты (концерт одного коллектива, где собраны номера, созданные за определенный период),
сборный (или смешанный).
Программы, построенные на основе подбора отдельных номеров, не связанных между собой, характерны для большинства любительских и профессиональных коллективов. Среди включённых в эти программы танцев, бывают очень яркие и интересные произведения, средние, о которых принято говорить, что они «грамотно поставлены» и слабые, маловыразительные номера.
Многие годы такой принцип формирования репертуара был едва ли не единственным. Наиболее целостную театральную форму имели лишь сюиты, включавшие в свой состав несколько более коротких фрагментов.
Как уже говорилось, выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива и требований того или иного произведения. И всё же необходимо, чтобы каждый номер репертуара был не слишком лёгким для исполнения, чтобы он ставил задачи, которые надо преодолеть в работе, достигая более высокого профессионального уровня.
При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от руководителя несомненных творческих способностей, невозможно. Эти требования можно свести к следующим :
1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.
2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного.
3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.
4. Учитывать учебно-тренировочные цели.
5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.
6. Создавать танцевальные произведения в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять – шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как важно занимать всех участников коллектива.
7. В балетмейстерской практике пользоваться материалом из народных танцев, историко-бытовых и современных с соответствующей выразительной пластикой. Классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.
Главной задачей педагога-хореографа является то, что он должен научить ребенка выражать свои чувства и настроения, научить понимать, что танцевальные движения – это своеобразный язык общения, средство выражения образа в танце, который помогает раскрыть содержание поставленного номера. Кроме того, каждая новая постановка обязательно воспитывает участников, раскрывая художественные и общечеловеческие ценности.
Концертный репертуар также обладает целым рядом качеств:
— с его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи;
— он несёт в себе воспитательный характер.
Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь. Поэтому подбор репертуара художественной самодеятельности требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что репертуар хореографического коллектива должен быть более или менее стабильным; следует сохранять постановки, которые наиболее полно отражают лицо коллектива, постановки, наиболее творчески интересные, яркие по мысли и сценическому воплощению. Стабильность репертуара создаст наглядную перспективу роста и движения коллектива. Младшие участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться, к чему они могут прийти через некоторое время. Такая «наглядная агитация» имеет огромное значение для сплочения коллектива, развития в ней творческой атмосферы и стремления к активным занятиям. Кроме того, последовательное по степени сложности исполнение танцев порождает хорошее, здоровое соревнование между участниками коллектива.
Однако все это означает, что репертуар должен быть неизменным. Следует сохранять в нем наиболее удачные и перспективные постановки и неизменно пополнять новыми.
А далее следует принцип естественного отбора, то есть проверка жизненности постановки, ее творческой ценности. Если постановка отвечает этим требованиям, нужно оставить ее в репертуаре. Сохранение полноценных, прошедших испытание временем постановок, с непрерывной работой над новыми и составляет основу репертуара любого коллектива.
Выявлено, что репертуар коллектива может складываться на основе нескольких источников.
В коллективе народно-сценического танца основой репертуара должны быть народные танцы.В процессе формирования репертуара в самодеятельном хореографическом коллективе необходимо учитывать следующие факторы:
— соблюдать разумные пропорции в создании репертуара, жанровое и тематическое разнообразие;
— выбирать музыкальные произведения с богатым внутренним содержанием, которое заставляет сопереживать, думать, чувствовать, а также отвечает требованиям современности; удобные для создания пластического образа;
— давать оригинальную трактовку, свое видение темы в хореографическом произведении, представляющем органическое сочетание высокой идейности, морали, эстетики с привлекательными выразительными средствами.
Создавать свой репертуар в самодеятельном коллективе довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата, становлению и признанию коллектива.
Специфика воспитательной работы в любительском коллективе
заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.
— вопросы подбора репертуара,
— овладение средствами художественной выразительности,
— применение различных форм и методов обучения,
— использование опыта профессиональных школ и фольклорных традиций.
Всё это составляет основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе.
Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой его существования, а значит, осуществления широкой педагогической программы формирования и воспитания личности участника хореографического коллектива.
Список использованной литературы :
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр развития творчества детей и юношества»
И.Ю. Карпачева, методист
Значение репертуара хореографического
объединения в эстетическом воспитании
и развитии творческой личности
Программой воспитания в учреждениях дополнительного образования предусмотрено достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании и творческом развитии детей, в формировании у них правильных нравственных ориентиров.
В данных рекомендациях рассматриваются некоторые аспекты специфики работы хореографического коллектива в учреждениях дополнительного образования. Рекомендации могут быть полезными для педагогов дополнительного образования, преподавателей ритмики и музыкальных руководителей дошкольных учреждений, хореографов студий и кружков детской художественной самодеятельности.
Составитель: Карпачева Ирина Юрьевна,
методист МБУ ДО «ДДТ» г. Алексин
Рассмотрено и рекомендовано
к применению в образовательном процессе
методическим советом МБУ ДО «ДДТ»
Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев.
Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Помочь ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность, призван хореограф в учреждении дополнительного образования детей.
Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост развитие растущего организма, и в первую очередь мозга. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризует целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.
Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Танец – это искусство, его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики.
Значение современной хореографии
Жизнь в современном информационном обществе становится всё разнообразнее и сложнее, требуя от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, стремления к общению и взаимодействию с другими людьми, уверенности, сильной воли, умения отстоять собственную точку зрения. Названные качества, прежде всего, развиваются в коллективе при взаимодействии с другими людьми, что заставляет обратить внимание на технологии организации художественно-творческого процесса в коллективе. Изучая педагогическую литературу можно заметить, что на первый план выступает проблема воспитания грамотной, творчески активной, духовно богатой и всесторонне развитой личности. Огромную роль в решении ее играет хореография, призванная посредством искусства танца воспитывать и развивать «широкие» массы своих участников.
Интерес к современному хореографическому искусству с каждым годом неуклонно возрастает. Об этом говорят открывающиеся классы с эстетическим уклоном в общеобразовательных школах, где проходят уроки хореографии. Появляются новые танцевальные стили, которые привлекают ценителей современного хореографического искусства, так же происходит популяризация самодеятельных танцевальных конкурсов. Все эти факты – свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для возникновения и организации новых хореографических коллективов, а так же роста и развития уже существующих, что отвечает потребностям нашей действительности.
Формирование репертуара коллектива.
• идейно-художественная значимость;
• актуальность темы;
• интерес учеников к танцу;
• личная профессиональная возможность;
• разнообразие видов и жанров.
При этом репертуар должен отвечать двум основным функциям: первая – это выход исполнителя к зрителю как носителя определенного культурного воздействия, второе – это насколько данное воздействие будет значимо для зрителя. Хореография не стоит на месте. Каждый год в России появляются десятки новых коллективов. Уровень их постоянно растет. Профессиональные танцевальные ансамбли такие, как «Жок», «Березка», «Гжель», ансамбль под руководством И. Моисеева и многие другие, были созданы в тематике сохранения национальных традиций. Они заложили своего рода фундамент и теперь, на примере творчества таких величайших коллективов создаются различные любительские танцевальные сообщества в городах и селах. И, соответственно, опираясь на профессиональные ансамбли, формируется репертуар любителей. При формировании репертуара творческого коллектива необходимо учитывать в первую очередь идеологические принципы государства:
• знаменательные даты и праздники : мирового значения, родной страны, региона (области), города, района (области/города), учреждения, коллектива.
• интересы всех народов, населяющих область (город, село их традиции и религии).
• направленность деятельности коллектива (статус, вид танца)
• возрастные особенности участников, их интересы.
• уровень подготовки коллектива (исполнительская техника, актерское мастерство, уровень воспитания, дисциплина).
Репертуар должен быть разнообразным по содержанию. Должны быть сюжетные, бессюжетные танцы с разнообразной лексикой. Формы танцев: соло, дуэт, малые формы, большие формы, крупные формы. Так же при формировании репертуара важны:
• материальная база коллектива – финансовое положение учреждения, наличие костюмов, обуви, аксессуаров, атрибутов и т.д.
• музыкальное оформление – ноты, инструменты, диски и различные носители.
• современные достижения и направления в хореографии – посещение мастер-классов, информация на видео носителях и многое другое.
Значение репертуара хореографического
объединения в эстетическом воспитании
и развитии творческой личности
Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.
От руководителя коллектива при подборе репертуара требуется чёткое перспективное видение педагогического процесса как цельной и последовательной системы. Реальность репертуара, соответствие его техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива – это главный критерий при подборе репертуара. Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения и индивидуального подхода. Ответственность за репертуар лежит на руководителе, так как репертуар — это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.
При подборе репертуара руководитель должен учитывать соответствие постановок возрасту участников коллектива, их возрастной психологии и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.
Создавать танцевальные произведения необходимо в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять — шесть человек, так как это позволяет занять наибольшее количество участников в концертной программе.
При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом. Учитывать учебно-тренировочные цели и пользоваться материалом из народных, историко-бытовых, бальных танцев и соединять его с различными соответствующими видами современной выразительной пластики. А классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.
Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности.
Мотивационные и целевые установки постановочных номеров в различных танцевальных коллективах не одинаковы. В одних — руководитель и участники рассчитывают на официальное признание, победу на смотрах и конкурсах. Здесь высокий исполнительский уровень достигается ценой напряжённой работы, программа создаётся нередко с помощью приглашённых балетмейстеров, постановка танцев производится в духе «лучших стандартов» профессионального искусства и рассчитана на успех, во что бы то ни стало. Другие ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга, общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству. Но роль всех коллективов в воспитании эстетической образованной, творческой личности, очень велика. Необходимо чётко уяснить специфику, возможности и задачи каждого из таких коллективов, так как неточность творческой ориентации может привести, в конечном итоге, к снижению популярности и значимости.
Хореографическое воспитание детей приобретает в настоящее время системный характер. Посредством овладения детьми искусством хореографии осуществляется как эстетическое, так и физическое воспитание, формируется общая культура. Занятия танцами учат детей красоте, выразительности движений, силе и ловкости, развивают их мышечно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы. Также занятия требуют собранности, повышают трудолюбие ребёнка, закаляют характер. При этом на детский организм падает колоссальная нагрузка: не только физическая, но и эмоциональная, так как систематические занятия требуют самоотдачи и самораскрытия. К этому прибавляется умение слышать и слушать музыку, строя свои действия в соответствии с её ритмами, темпами, стилем, настроением.
Для того, чтобы коллектив был востребованным, успешным, интересным необходимо уделять особое внимание формированию репертуара. От его насыщенности и разнообразия зависит успех коллектива, как у зрителей, так и у желающих присоединиться к нему новых участников. Формирование репертуара определяет всю учебно-тренировочную деятельность коллектива. Он является одним из показателей развития коллектива, определяет его творческую жизнь. Репертуар создается на основе реализации организационных, учебно-воспитательных и творческих задач. Репертуар хореографического коллектива – это его лицо.
Принципы подбора репертуара в творческом коллективе
в современных условиях, необходимо уделить особое внимание формированию репертуара, так как от него зависит будущее коллектива, привлечение средств для обеспечения жизнедеятельности коллектива, успех у зрителей, приход новых исполнителей, участие в фестивалях и конкурсах.
При формировании репертуара для коллектива нужно руководствоваться следующими принципами, разработанными по методике организации и хореографического и вокального творчества:
· художественная ценность и эстетическая значимость произведений,
· доступность для исполнения,
· доступность музыкального и литературного текста;
· разнообразие жанров и стилей, логика компоновки будущей концертной программы.
Критериями успешности обучения детей и подростков служат:
· участие и победы в исполнительских конкурсах разных уровней.
В основе процесса обучения (пению, танцу) лежат следующие принципы:
· единство художественного и технического развития (певцов, танцоров);
· постепенность и последовательность в овладении мастерством (пения, танца);
· применения индивидуального подхода к учащимся.
Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности, непременно учитывается, насколько содержателен музыкальный материал, насколько он способствует развитию творческих способностей учеников, совершенствует их (вокально-певческие) (хореографические) навыки, развивает музыкальный вкус.
Репертуар, прежде всего, зависит от профиля хореографического коллектива и строится с учетом потребностей участников, их подготовленности к восприятию произведений и работе над ними, а также с целью поддержания интереса к данному виду деятельности. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Так репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:
1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.
2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра
3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.
4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ УДОД.
5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.
Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе:
· художественный педагогический уровень репертуара,
· планомерные и систематические учебные занятия,
· взаимоотношения с педагогом,
Репетиция – это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне творческой деятельности коллектива, его эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки руководителя.
Репетицию можно представить как коллективные занятия по художественно-исполнительской и технической отделке, отработке произведений искусства, приданию им эстетической целостности и оригинальности. На учебных занятиях выучиваются партии, роли, движения на сцене, танцевальные па, которые в последующем сводятся в единое целое – танец, песню, спектакль, музыкальное или хоровое произведение. Следует отметить то, что разделение занятий на репетиционные и учебно-исполнительские носит условный характер. Овладение текстом, технической стороной исполнения происходит зачастую во время репетиции. Значительная часть учебных занятий в самодеятельном художественном коллективе трансформируется и включается в начальный этап репетиции.
Существенное влияние на методику репетиционной работы в самодеятельном творческом коллективе оказывает ряд факторов:
· степень подготовленности коллектива в техническом и художественном отношениях;
· степень трудности выбранного для разучивания произведения;
· условия, время, количество репетиций, отведенных для разучивания нового произведения;
· настрой участников, опыт руководителя.
У каждого руководителя вырабатывается своя методика построения и проведения репетиционных занятий. Однако необходимы знания основных принципов и условий проведения репетиции, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приемы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере.
Огромную роль для разработки общих и частных методик репетиционной работы может сыграть накопленный опыт профессионального искусства.
Качество репетиционной работы, ее педагогическая эффективность зависит от ряда организационно-педагогических моментов. Прежде всего, руководитель должен прийти на репетицию за 20-30 минут раньше условленного времени, проверить наличие и качество необходимого реквизита, инструментов, пультов, партий, и др. принадлежностей. В хоровой, оркестровой и театральной самодеятельности перед репетицией обязательно проверить голоса партий или текст ролей. Рукописные партии, тексты необходимо выверить по партитуре или печатному тексту, чтобы избежать ошибок. Только лично убедившись в том, что для работы все готово, можно избежать многих остановок во время репетиции.
Грубым нарушением считаются неожиданные вызовы руководителя, например, к телефону, к посетителям, это плохо влияет на творческий настрой участников.
Начинать репетицию необходимо вовремя, независимо от того, сколько пришло участников. Это приучит всех приходить на репетицию за 10-15 минут до начала. Безответственное отношение одних раздражает, расслабляет в определенном отношении других. Таким образом, начало репетиции в строго установленное время – это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.
В различных по жанру самодеятельных коллективах – хоровых, оркестровых, танцевальных, театральных – репетиция начинается с предварительной подготовки к ней участников соответствующим образом. В танцевальных коллективах проводят разминку, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. В народном и академическом хорах проводят распевку участников. Тщательная распевка обеспечивает хорошее дыхание, ровный звук, хорошую дикцию. Рабочее состояние певца во многом зависит от правильной постановки голоса, постоянных специальных упражнений. В духовых, народных оркестрах перед началом репетиции производится тщательная настройка музыкальных инструментов. От настройки зависит чистота звучания инструментов, строй оркестра в целом.
Перечисленные меры организационно-технического порядка имеют огромный воспитательный смысл. Репетиция представляет огромные возможности и с точки зрения художественно-педагогического влияния. В процессе репетиций все тщательно выверяется и заучивается: штрихи, нюансы, па, мизансцены. Параллельно идет усвоение участниками эмоционального и нравственного опыта, заложенного в произведении искусства. Поэтому, чем скрупулезнее и целенаправленнее идет художественная обработка пьесы, песни, танца, тем глубже нравственно-эстетические преобразования в личности участника, исполнителя.
Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы. Без планирования в репетиции появляется элемент стихийности, самотека. План репетиций заранее продумывается и фиксируется на бумаге. План может быть более или менее детальным, развернутым или кратким. Знание руководителем своего оркестра, хора, танцевального или театрального кружка, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции.
План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой. Задачи должны носить конкретный характер, включать технические, художественно-эстетические и педагогические моменты.
Очень важен темп репетиции. Не следует репетировать один и тот же отрывок более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает руководителя. Многократные повторения снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя. Иногда в репетиции целесообразно сделать перерыв. Оправданнее всего его сделать через 40-45 минут после начала работы. Если у руководителя возникает необходимость провести 3-часовую репетицию, то он должен согласовать этот вопрос с исполнителями.
Важно также, чтобы репетиция носила завершенный характер. Во время первой половины репетиции коллектив должен заниматься более сложной работой: разучиванием ролей или трудных в техническом и художественном отношении мест в новых произведениях, которые требуют усидчивости, силы воли. Во второй половине репетиции нужно больше давать играть всему коллективу, т.е. заниматься более творческими видами деятельности: играть ранее выученные произведения с полной отдачей.
В целях более эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учет индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане его художественной подготовки.
Заключает занятия генеральная репетиция. Проведение ее имеет особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией и в то же время несет на себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является итоговой для определенного этапа подготовки произведения к концерту. Она решает следующие задачи: подготовить психологически участников к концерту; проверить программу, ее выстроенность и звучание; максимально чисто и художественно исполнить каждую пьесу, танец, песню, которые будут исполнены на концерте. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки, но необходимо дать почувствовать участникам всю программу в целом, сочетание и очередность номеров, этим самым способствовать равномерному распределению сил. Генеральную репетицию лучше всего проводить в том помещении, в котором предстоит выступление. Исполнители и руководитель должны почувствовать акустические особенности зала, приспособиться к новым условиям.
Из сказанного следует, что руководителю на репетиции следует в каждом случае исходить из конкретных условий, в которых работает самодеятельный творческий коллектив. Без продуманной организации репетиционной работы не может быть взаимопонимания между руководителем и коллективом, не может быть результата творческой деятельности любителей.
Репертуар коллектива
Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.
При подборе репертуара руководитель должен учитывать соответствие постановок возрасту участников коллектива, их возрастной психологии и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.
При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом. Учитывать учебно-тренировочные цели и пользоваться материалом из народных, историко-бытовых, бальных танцев и соединять его с различными соответствующими видами современной выразительной пластики. А классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.
Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности.
· Знание основных дирижерских жестов и приемов;
· Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;
· Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;