Что такое репрайсинг мтс
Переоценка (репрайсинг) в интернет-магазине: с чего начать?
“Работать надо не 12 часов, а головой” — Стив Джобс
Внедряя решения price intelligence, мы изучаем и оптимизируем внутренние процессы ценообразования самых различных интернет-магазинов — от мультиканальных и электроники, до мебели и детских игрушек. Универсальных рецептов, разумеется, не бывает, но перед тем как заняться “тонкой настройкой” процессов, всем без исключения компаниям приходится выполнить “домашнюю работу” — заложить фундамент эффективной системы ценообразования и репрайсинга. Эффективной как с точки зрения издержек на внутренние процессы, так и конкурентоспособности цен на рынке. О базовых принципах и проблемах построения такой системы мы и поговорим в этой статье.
Что такое переоценка? Это синхронизация прайс-листа или каталога на сайте в соответствии со стратегией компании и условиями внешней среды, которые диктует рынок. В большинстве интернет-магазинов переоценка происходит автоматически по всему ассортименту с плановой наценкой, после чего вручную корректируются позиции, которые по каким-либо причинам переоценились неправильно. В лучшем случае при этом происходит сверка с прайс-агрегаторами или ближайшими конкурентами, чтобы контролировать ценовые коридоры. Позиции, которые находятся в стопе по автоматической переоценке, часто берутся из памяти. И все это выполняется с периодичностью раз в неделю или, в лучшем случае, ежедневно. В один прекрасный день (если, конечно, до него дожить, не разорившись на покупке трафика) этот процесс становится слишком дорогим. По разным причинам:
Если переоценка происходит сравнительно редко и отнимает много человеко-часов — значит, бизнес недостаточно зрел и шансов выжить у него немного. Развивая мысль Стива Джобса, вынесенную в эпиграф, голова нужна для того, чтобы не делать руками ту работу, которую может делать алгоритм. Для разработки этого алгоритма (как компьютерного, так и организационного), необходимо для начала определиться со стратегий и тактикой компании относительно ассортимента, ценообразования, промоакций и т.п. Для чего мы рекомендуем прочитать “мануал” (Bluebook) о категорийном менеджменте от Efficient Consumer Response Community. Там довольно детально описаны 8 шагов категорийного менеджмента:
Итак, важно понять, какую цель мы ставим в каждой отдельной категории, и какая стратегия ценообразования необходима для ее достижения. Если все это в компании не обсудить — она обречена на движение по кругу и наощупь: “Куда и зачем идем? А никуда, просто выживаем. ” Но если ответы на стратегические вопросы получены, тогда можно перейти к тактике.
Какие именно позиции (SKU) нуждаются в “интеллектуальной” переоценке?
Оптимизация процессов внутри компании упирается в вопросы качества и структуры исходных данных. Здесь работает принцип “garbage in — garbage out”. То есть, начинать нужно со сводной товарной матрицы по поставщикам, достоверной цены входа, достоверным остаткам, информации по бэкмарже или бонусам, не говоря уже о курсе валюты, ценах и остатков у конкурентов, ценовых сегментах (чтобы не высчитывать его в голове), группах ассортимента по ABC- или ABC-XYZ-анализу…
Но нельзя объять необъятное, и далеко не всегда нужно оптимизировать процесс переоценки всего ассортимента. В большинстве случаев стоит сфокусироваться лишь на том, что действительно важно. Для этого неплохо бы вспомнить про структуру товарооборота. К примеру, ABC-анализ помогает понять, какие 20% товаров дают 80% выручки, какие 30% товаров — 15% выручки, а какие 50% товаров — 5% выручки.
При достаточно большом объеме продаж полезно выделять группы не только по доле выручки, но и по стабильности спроса. Для этого следует совмещать ABC- с XYZ-анализом. Группы будут разделены от AX (товары, которые приносят больше всего выручки с самым стабильным спросом) до CZ (минимум выручки с самым нестабильным спросом).
Итак, разделение SKU по группам позволяет сосредоточить усилия на переоценку тех позиций, которые дают наибольший результат в категории, а не “бегать” по всей номенклатуре.
Как часто следует проводить переоценку?
После завершения переоценки связь с внешней средой ухудшается. Чем больше задержка во времени — тем больше неопределенность, тем больше потенциальных проблем. Также ситуацию усугубляет то, что информация о внешней среде в момент переоценки уже «не первой свежести» — цены поставщиков, цены конкурентов, наличие уже могли устареть к моменту переоценки.
Теперь вспомним о человеческом факторе. Люди по своей природе ошибаются и не всегда говорят правду. Один наш крупный клиент удивил нас год назад достаточно необычным сценарием использования — смотрел, сколько переоценок было в категориях в неделю и как часто его категорийники заходили к нам в систему. Кто не заходил смотреть на конкурентов — работал, по его мнению, плохо.
Итак, частота зависит от целей, поставленных в каждой отдельной категории, к примеру:
Но кроме этого на частоту переоценки влияют стратегии в управлении ассортиментом, ценообразованием и промо-активностями, например:
Алгоритм переоценки в 5 шагов
Определившись с частотой и охватом переоценки, рассмотрим процесс принятия решения о цене в пять основных этапов (как это происходит в большинстве успешных компаний):
Шаг 1. Определение базовой цены
Для определения базовой цены используется цена входа плюс нормативная наценка (в процентах). Цена входа — это средняя/минимальная/максимальная цена между всеми или только надежными поставщиками или по данным склада. Нормативная наценка может быть как общая в магазине, так и частная для ассортиментной группы, ценового сегмента и т.д.
Тут важно определить, по каким каналам и сколько трафика приходит, а также какая конкуренция в категории. Это важно, чтобы определить, насколько сильное пересечение с конкурентами в том или ином канале (PPC, агрегаторы и т.д.) и принять решение о позиционировании: “Мы — сайт с хорошим контентом, где товар выбирают, а потом поиском ищут, где дешевле? Или же вы тот самый сайт, куда приходят покупать подешевле?”
Также необходимо посчитать ценовой коридор по основным конкурентам в категории. Если есть возможность смотреть по каждой позиции в категории и каждый день (иногда чаще, иногда реже) — это оптимально. Если нет, тогда следует cделать выборку основных SKU для мониторинга и регулярно проверять по ней. Выборку можно делать от поставщиков, от ассортиментных групп, от брендов, от ценовых сегментов и т.п.
Стратегия в категории должна определить, где и как цена должна находиться относительно конкурентов. Например, быть самой агрессивной на рынке, следовать за лидером и т.д. Не нужно думать, что стратегия быть дешевле всех — единственно правильная.
Шаг 3. Учет факторов спроса
Здесь присутствует понятие эластичности спроса по цене: насколько изменится объем спроса, если поднять или снизить цену на определенную сумму. Например, у некоторых товаров спрос резко снижается с повышением цены (эластичный спрос), у некоторых — очень медленно (неэластичный спрос).
В реалиях Интернет-торговли эластичность также зависит от ценового сегмента товара, степени уникальности товара и типа конкуренции. В каждой категории есть своя зависимость между конверсией и положением цены относительно конкурентов.
Шаг 4. Адаптация цены
К приемам адаптации цены относятся различные «фишки», которые используют ритейлеры для привлечения покупателей. На самом деле, грамотная стратегия адаптации цены — это целое искусство и тема для отдельной статьи. Например, к адаптации цены относятся такие мероприятия:
Шаг 5. Проверка и коррекция цены относительно различных ограничений
После формирования цены на предыдущих этапах возникает вопрос, можно ли по ней продавать. А именно: укладывается ли конечная цена в те ограничения, которые накладываются рынком, а именно:
Теперь не лишним будет оценить разницу между плановой наценкой и итоговой и понять, попадает ли она в допустимый коридор. Для чего потребуется категорийный менеджер плюс толковый программист, либо он же плюс Excel. Так или иначе, вопрос упирается в алгоритм, который должен не только установить цену, но и четко категоризировать каждую позицию при переоценке по критерию «цена идеальная или нет». Если нет, то должна быть указана причина, по которой она не идеальная. Задачей категорийного менеджера остается отслеживать соотношение идеальных и неидеальных цен и вносить коррективы. Причем, смотреть надо не только по всей категории, но и в разрезе ассортиментных групп. Синхронизация цен с сайтом должна происходить как можно быстрее и с меньшим количеством телодвижений со стороны категорийного менеджера.
Подводя итоги этого краткого обзора, еще раз подчеркнем, что переоценка является ключевым процессом в высоко конкурентной онлайновой торговле, и поднимает ряд вопросов к менеджменту, маркетингу и IT компании. Этот процесс является индикатором зрелости всей компании. Любые затраты на проекты по оптимизации ценообразования напрямую влияют на успешность компании. Конечно, нельзя улучшить сразу всё и сейчас, но “Маленькие шаги ведут к великим свершениям”. Мы с удовольствием вернемся к этим маленьким шагам, чтобы обсудить их более подробно – как в частном порядке, так и в дальнейших публикациях Competera.
Технология RCS в сети МТС: общайтесь в приложении для SMS, как в мессенджере
В сети МТС работает технология RCS, позволяющая получить абонентам мобильных сетей больше возможностей для общения в привычном приложении для обмена SMS. Если гаджеты двух человек поддерживают технологию, то они могут общаться в режиме чата, пересылать друг другу изображения, стикеры, гифки и другие файлы, обмениваться голосовыми сообщениями. Ниже мы чуть подробнее расскажем, как и на каких смартфонах это работает.
Что такое RCS
RCS расшифровывается как Rich Communication Services (дословно — решение для расширения коммуникаций).
При поддержке операторами связи и производителями гаджетов технология работает без установки каких-либо программ — общение происходит через встроенное приложение для обмена короткими сообщениями.
Если хотя бы один из двух смартфонов — отправителя или получателя — не может воспользоваться RCS, то возможности для общения автоматически сужаются до обычных SMS — ничего переключать не нужно.
То же произойдёт, если один из двух номеров обслуживается оператором, который не поддерживает технологию. В России RCS работает только у абонентов МТС.
Как работает RCS на вашем смартфоне
Вы заходите в обычное приложение для обмена SMS и выбираете адресата для сообщения обычным образом. Важно, чтобы и вы, и ваш собеседник были подключены к интернету.
Начните набирать сообщение. Если возможности RCS открыты и для вас, и для получателя, то рядом с вашим сообщением вы увидите стрелку-самолёт на голубом фоне.
Если технология недоступна, то стрелка будет на зелёном фоне. Вы ограничены возможностями обычных SMS.
При доступности RCS вы общаетесь в режиме чата, можете отправлять большие тексты (до 8192 символов). При этом вы всегда понимаете, доставлено ли сообщение, прочитано ли оно получателем — как в мессенджерах.
Вы будете видеть, когда ваш собеседник печатает вам в ответ.
Вы сможете записать голосовое сообщение, удерживая на специальной иконке палец.
Отпустив палец, записанный аудиофайл можно отправить.
Вы также можете отправлять картинки, видео и другие файлы, обмениваться данными о местонахождении друг друга, создавать групповые чаты.
Как оплачивается общение по RCS
Общение по RCS идёт через интернет. И оплачиваете вы только его — из подключённого или входящего в тариф пакета трафика. Если пакета нет, вы платите в зависимости от потраченного количества мегабайт по вашему тарифу.
Если вы подключены к то общение по RCS ничего вам не стоит.
Если сообщения передаются в виде SMS, то принцип схожий: либо расходуется пакет SMS, либо оплачивается каждое сообщение. Повторимся, что общение через RCS возможно, только если технология одновременно доступна на гаджетах отправителя и получателя.
На каких смартфонах работает RCS
Технология доступна на большинстве свежих моделей Samsung Galaxy: S20, S10, S9, A70, А51, А50, А31, A30, A10 и других. Полный актуальный список есть здесь в разделе «Кому доступно». Убедитесь, что ваш гаджет обновлён до последней прошивки.
В компании МТС с 19.12.2014г. планируется репрайсинг опций линейки «БИТ за границей».
Суть репрайсинга в изменении размера квот и стоимости по опциям «БИТ за границей»,
«МаксиБИТ за границей», «СуперБИТ за границей» и «Турбо-кнопка за границей»
Наименование опции | Страны Европы, страны СНГ, Абхазия, Грузия, Египет, Израиль, Канада, Китай, ОАЭ, США, Таиланд, Турция, Южная Корея | Остальные страны |
БИТ за границей | Квота – 30 Мб. Стоимость – 300р. | Квота – 5 Мб. Стоимость – 500р. |
МаксиБИТ за границей | Квота – 70 Мб. Стоимость – 600р. | Квота – 10 Мб. Стоимость – 1000р. |
СуперБИТ за границей | Квота – 200 Мб. Стоимость – 1500р. | Квота – 20 Мб. Стоимость – 2000р. |
Турбо-кнопка за границей | Квота – 30 Мб. Стоимость – 300р. | Не работает |
Параметры «БИТ за границей»:
— страны Европы, страны СНГ, Абхазия, Грузия, Египет, Израиль, Канада, Китай, ОАЭ, США, Таиланд, Турция, Южная Корея 300 руб. за 30 Мб (было 200 руб. за 5/10/20/50 Мб);
— остальные страны, спутниковые системы морские и воздушные суда 500 руб. за 5 Мб (было 1000 руб. за 10 Мб)
Параметры «МаксиБИТ за границей»:
— страны Европы, страны СНГ, Абхазия, Грузия, Египет, Израиль, Канада, Китай, ОАЭ, США, Таиланд, Турция, Южная Корея 600 руб. за 70 Мб (было 2000 руб. за 25/50/100/250 Мб);
— остальные страны, спутниковые системы морские и воздушные суда 1000 руб. за 10 Мб (было 10000 руб. за 50 Мб)
Параметры «СуперБИТ за границей»:
— страны Европы, страны СНГ, Абхазия, Грузия, Египет, Израиль, Канада, Китай, ОАЭ, США, Таиланд, Турция, Южная Корея 1500 руб. за 200 Мб (было 2000 руб. за 50/100/200/500 Мб);
— остальные страны, спутниковые системы морские и воздушные суда 2000 руб. за 20 Мб (было 20000 руб. за 100 Мб)
Параметры «Турбо-кнопка за границей»:
— страны Европы, страны СНГ, Абхазия, Грузия, Египет, Израиль, Канада, Китай, ОАЭ, США, Таиланд, Турция, Южная Корея 300 руб. за 30 Мб (было 200 руб. за 5/10/20/50 Мб);
В прочих странах, на Морских и воздушных судах, Спутниковых системах опция не работает
Так же опция «БИТ за границей» включается в первоначальный комплект на открытых для подключения массовых ТП, на корпоративных ТП в первоначальный комплект включается «МаксиБИТ за границей»
Для опций «БИТ за границей», «МаксиБИТ за границей», «СуперБИТ за границей» Тунис переносится из льготной зоны в более дорогую. «Турбо-кнопка за границей» в Тунисе НЕ ДЕЙСТВУЕТ!
Новые параметры опций «БИТ за границей», «МаксиБИТ за границей», «СуперБИТ за границей» и «Турбо-кнопка за границей» будут действовать для абонентов вновь подключающих опции с 19.12.2014 и для абонентов подключивших опцию ранее.
МТС планирует вывод части активов в отдельную компанию
До конца 2021 г. МТС может вывести в отдельную компанию весомую часть своей инфраструктуры: мобильные и фиксированные сети связи, коммутационное оборудование, а также облачный бизнес, включая дата-центры. Об этом «Ведомостям» рассказал президент оператора Вячеслав Николаев. В новую структуру также будет передана МГТС, отметил он. Кто возглавит новую компанию – Николаев не рассказал.
Рабочее название новой структуры – МТС Web Services (по аналогии с Amazon Web Services), рассказывает один из сотрудников компании. По словам человека, знакомого с менеджерами компании, традиционные услуги связи, например мобильной телефонии и доступа в интернет, на базе инфраструктуры «дочки» будет оказывать сама «большая» МТС: «А новые цифровые услуги компания будет разрабатывать сама и предлагать их внешним заказчикам».
В первую очередь речь может идти об услугах на базе облачных технологий. «Это даст возможности для ускоренной разработки и запуска массовых сервисов в области умных городов, облачных вычислений, беспилотного транспорта, цифровой медицины и т. д., технологический фундамент под эти задачи есть у МТС», – говорит Николаев. По его мнению, реорганизация позволит МТС эффективнее продвигать уже оказываемые цифровые услуги (например, облачные вычисления и хранение данных) и быстрее выводить на рынок новые: «Убежден, что новая компания будет развиваться ускоренными темпами за счет синергии направлений и упрощения корпоративных процедур».
Общая выручка МТС в I квартале 2021 г. составила 123,9 млрд руб., следует из отчета оператора. 98 млрд руб. из них – выручка от мобильной и фиксированной связи, говорится в нем. На этом фоне доходы от облачных и других цифровых сервисов для корпоративных клиентов, которые МТС хочет вывести в отдельную компанию, не очень велики – 700 млн руб. Для сравнения: доходы от продажи медиаконтента составили 600 млн руб., от финтех-сервисов, включая услуги «МТС банка», – 1,5 млрд руб. Также в новую компанию вольется выручка МГТС (10 млрд руб. за январь – март 2021 г., или около 8% выручки МТС).
Источник, знакомый с разработчиками проекта реорганизации, считает, что таким путем МТС решит сразу несколько вопросов: «Разрабатывать и внедрять инновационные продукты в компании, ориентированной на массовый рынок, крайне трудно, постоянно происходит столкновение бизнес-подходов – делать такие продукты лучше на отдельной площадке». Также, по мнению собеседника «Ведомостей», выделение инфраструктурного бизнеса и новых услуг будет способствовать росту капитализации МТС: «Компании, занимающиеся такими разработками, зачастую котируются инвесторами как крупнейшие цифровые компании, речь может идти об оценке в 15 EBITDA и более. У телекомов этот мультипликатор сейчас 4». Наконец, вывод новых сервисов в отдельную компанию позволит продавать их другим операторам, объясняет собеседник «Ведомостей».
Со временем инфраструктурная компания может привлечь инвестора, не исключает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. В пример он приводит компанию «РТК – Центр хранения данных», в которую с 2014 г. «Ростелеком» переводит свои дата-центры, – в конце 2020 г. 44,8% ее акций выкупил ВТБ: «Также в мире распространены инфраструктурные компании, оперирующие антенно-мачтовыми сооружениями операторов, они тоже привлекают внимание инвесторов». Примеры сделок по продаже башенной инфраструктуры есть на мировом рынке. Так, весной 2015 г. итальянская «дочка» нидерландской Vimpelcom Ltd. (сейчас Veon) – Wind Telecomunicazioni продала 90% компании Galata, владеющей 7377 вышками, за 693 млн евро, т. е. каждая была оценена примерно в 104 300 евро.
О том, что планы передачи примерно 18 000 вышек в отдельную компанию есть у МТС, близкие к ней источники рассказывали «Ведомостям» в марте этого года. «Основной целью новой компании станет создание инновационных продуктов, – пояснил Николаев. – Она не про аутсорсинг инфраструктуры в классическом понимании».
«Выделение направлений деятельности многоотраслевой компании в отдельные юридические лица необходимо для распределения рисков, оптимизации управленческих решений и контроля деятельности, – считает руководитель направления юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. – Кроме того, на выделенное юридическое лицо с узкой специализацией проще привлекать инвестиции».
«С одной стороны, выделение сетевой инфраструктуры и новых сервисов действительно может сделать их развитие более эффективным, принятие решений в компании – более оперативным, – рассуждает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. – Но с другой стороны, известно, что принятие стратегических решений в холдингах – а именно им постепенно становится МТС – занимает больше времени».
«Появление посредника, занимающегося строительством и эксплуатацией сетей, как показывает опыт, приводит к замедлению реагирования на запросы оператора по строительству новых инфраструктурных объектов, модернизации имеющихся, устранению аварий, – отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. – Если сроки реагирования новой компании окажутся критично велики, МТС может отказаться от проекта».
По мере роста бизнеса другие российские телекоммуникационные компании также задумываются о выделении отдельных направлений. «Для развития перспективных направлений в «Ростелекоме» будут созданы отдельные цифровые кластеры, например центры обработки данных и облачные сервисы, информационная безопасность, цифровая медицина и т. д.», – перечисляет его представитель.
Представители «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев.
МТС предложила бизнесу три сервиса в одном месте
МТС сообщила, что создала платформу IT-сервисов для малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Пока на этой платформе представлены собственные IT-решения МТС, но набор сервисов будет пополняться продуктами внешних компаний-разработчиков, в первую очередь облачными кассами и конструкторами сайтов, обещает представитель оператора. Партнеры будут проходить тщательный отбор и проверку, заверяет первый вице-президент по клиентскому опыту и маркетингу МТС Вячеслав Николаев: необходимо подтверждать надежность и эффективность решений.
С одной стороны, создание такой платформы – это один из способов повысить добавочную стоимость, с другой стороны – вполне удачный выбор ниши для дальнейшей диверсификации бизнеса, говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян. Российский рынок b2b-сервисов стабильно растет на 20–30% в год, оценивает Казарян: многие компании выходят на новый цикл автоматизации внутренних бизнес-процессов, заменяют старые программные решения на облачные продукты. Так что сегмент выбран МТС удачно, считает Казарян. Впрочем, идея такой платформы не нова, поскольку были такие компании, как Softkey (онлайн-магазин программного обеспечения, закрывшийся год назад) или Softline, поставляющая широкий спектр IT-решений для бизнеса, рассказывает он.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 февраля 2020 г., число индивидуальных предпринимателей составило 3,4 млн, число малых предприятий – почти 200 000, число микропредприятий – 2,3 млн; число самозанятых, по данным Минфина на 15 января 2020 г., – 370 000 человек. Таким образом, платформа МТС может оказаться востребованной и привлечь в МТС новых клиентов, говорит генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков: чем больше платформа будет насыщаться новыми сервисами, тем большим спросом она будет пользоваться.
Президент МТС: Завтра мы станем конкурентами Сбербанка и «Яндекса»
На платформе МТС сейчас три сервиса. Во-первых, планировщик задач Workzen: здесь пользователь может вести карточки клиентов, отслеживать историю заказов, этапы работы над отдельными проектами, заполнять напоминающий затем о дедлайнах календарь. Существует довольно много мобильных приложений и программ для персональных компьютеров с подобным же функционалом: например, Trello, пакет сервисов Google, Mac iCal, Basecamp и проч. Похожий сервис есть и у «Вымпелкома», сообщил представитель оператора: это система «Мобильное предприятие», которая позволяет управлять продажами и процессами небольшого бизнеса. Отличие Workzen состоит главным образом в том, что этот сервис выставляется на платформе МТС среди других потенциально полезных продуктов.
Во-вторых, существующий с осени 2018 г. сервис МТС «Маркетолог», при помощи которого можно самостоятельно организовать рекламную кампанию: задать параметры целевой аудитории (пол, возраст, уровень дохода, интересы и проч. – эту информацию оператор собирает по открытым источникам при помощи технологий машинного обучения и больших данных), а затем заказать автоматическую рассылку мобильной рекламы абонентам МТС или размещение рекламы в интернете. «Маркетолог» оказался довольно востребованной услугой, говорит представитель МТС, по данным которого выручка с этого сервиса за 2019 г. выросла с 2018 г. на 136%. Выручку же в натуральном выражении оператор не раскрывает. Подобные услуги предоставляют Tele2, «Вымпелком» и «Мегафон», сообщили представители компаний.
В-третьих, сервис для проверки контрагентов, который собирает официальные данные о юридических лицах и дает заключение о благонадежности проверяемых компаний, – Insider, который работает на базе b2b-стартапа из корпоративного акселератора МТС. Это дешевый и потенциально более приметный аналог системы «СПАРК-Интерфакс», объясняет представитель МТС.
Пользование сервисами Workzen и Insider оплачивается по подписке; в «Маркетологе» пользователь платит за каждую рекламную кампанию в зависимости от фактического количества рекламы и выбранных настроек: к примеру, рассылка SMS/MMS – не менее 2,5 руб. за штуку, рассылка электронных писем – не менее 2 руб., рассылка сообщений в Viber – не менее 3 руб. за штуку, заключает представитель МТС.