Что такое репрезентация в психологии
Значение слова «репрезентация»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Многозначное понятие, широко употребляется в философии, истории, психологии, культурологии, социологии, социальном познании в целом.
В связи с тем, что русское слово «представление» имеет несколько значений (show, performance, presentation, submission, introduction, idea, notion, conception и др.), в тех случаях, когда речь идёт о представлении одного объекта посредством другого, в современном русском языке часто используется латинское слово репрезентация, как слово с более конкретным значением.
С начала восьмидесятых годов слово «репрезентация» стало в сфере гуманитарных наук поистине ключевым словом, если не сказать модным.
РЕПРЕЗЕНТА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. repraesentatio] (книжн.). Представительство кого-чего-н.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
репрезента́ция
1. воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного человеком с возможными изменениями представляемой информации ◆ Между ментальными репрезентациями происходят взаимодействия по правилам, определяемым прецедентом таких взаимодействий. ― А что такое «ментальная репрезентация»? Суролог терпеливо улыбнулся. Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.», 2011 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тягчайший — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ» в других словарях:
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ — (лат., repraesentatio, от re, и praesentare представлять). Предстательство; представление налицо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ [фр. representation] представительство. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
репрезентация — показ, представительство, показывание, представление Словарь русских синонимов. репрезентация сущ., кол во синонимов: 5 • показ (28) • … Словарь синонимов
репрезентация — РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (от фр. representation представительство) опосредованное, «вторичное» представление первообраза и образа, идеальных и материальных объектов, их свойств, отношений и процессов. Рассматривая историю развития значения… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Репрезентация — англ. representation обязанность страхователя при заключении договора страхования уведомить страховщика обо всех возможных рисковых обстоятельствах. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ — многозначное понятие, широко употребляется в философии, психологии, социологии, социальном познании в целом. Наиболее общее определение может быть зафиксировано как ‘представление одного в другом и посредством другого’. Р. является конститутивной … История Философии: Энциклопедия
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ — РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, репрезентации, мн. нет, жен. (лат. repraesentatio) (книжн.). Представительство кого чего нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
репрезентация — РЕПРЕЗЕНТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., кого что (книжн.). Представить ( влять), обнаружить ( ивать), показать ( зывать). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ — (от франц. reprsentation) представление, представительство, изображение; очень часто употребляемое в психологии (особенно со времени Шопенгауэра и В. Вундта) вспомогательное понятие, служащее для выяснения сущности представления. Представление… … Философская энциклопедия
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ — англ. representation; нем. Reprasentation. Представление, представительство, изображение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Репрезентация — Кодирование и накопление сенсорной информации в мозге. Идея, мысль, представление сенсорной или оценочной информации. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 … Большая психологическая энциклопедия
Понятие репрезентации
Для когнитивной науки в целом и, в особенности, когнитивной психологии? ключевыми стали два понятия репрезентация и процесс.
«Репрезентационные системы те теоретические конструкты, которые создаются, чтобы объяснять мышление и действия живого организма. пишет известный когнитивный психолог Дж. Мандлер. Конечно, не существует однозначного соответствия между действием и его репрезентацией, и мы не используем термин «репрезентация » как некий символ, который «олицетворяет » определенное событие. Иными словами, представление знаний теоретическая система, которая конструируется для того, чтобы понять, объяснить и предсказать поведение организмов. «[1] Репрезентации с точки зрения их природы, «необходимо отделить от понятий и верований. Репрезентации это конструкции, зависящие от обстоятельств. Они построены в конкретном индивидуальном контексте для специфических целей: для осведомленности в данной ситуации, для того, чтобы быть готовым к требованиям текущих задачи и пониманию текста (который читают), инструкцию (которую выполняют), проблему (которую надо решить). Конструирование репрезентеции направляется задачей и природой решения, которое необходимо найти. Репрезентации учитывают всю совокупность элементов ситуации или задачи. Таким образом они по своей природе очень специфичные, детализированные и непрочные. Репрезентация тут же модифицируется, если изменяется вся ситуация или элементы ситуации, на которые раньше не обращали внимания, вдруг стали заметными «[2]. С точки зрения когнитивного функционирования, различия между знаниями и репрезентациями состоит в том, что знания должны быть активизированы для того, чтобы стать действенными, тогда как репрезентации являются действенными непосредственно.
Субъект нуждается в процессах, которые формируют репрезентации и трансформируют их. Вместе взятые, репрезентации и процессы обеспечивают теоретический анализ процедуры накопления опыта и действий субъекта. Таким образом, еще одна ключевая проблема когнитивной психологии оперирование репрезентациями, куда включаются механизмы поиска и запоминания, процессы логического вывода и многое другое. «Между этими двумя понятиями нельзя провести отчетливой границы, самым очевидным будет разделение декларативных и процедурных репрезентаций, каждые из которых сопряжены со специфическими процессами. Декларативные репрезентации обычно связывают с осознанными знаниями о мире, тогда как процедурные с действиями и процедурами, остающимися не осознаваемыми индивидом. Неправильно считать, что ментальные репрезентации есть объективная модель мира. Конечно, они отражают определенные характеристики этого мира, но они не более чем внутренняя, субъективная модель внешнего мира. В более широком смысле репрезентации это теоретические средства, которые помогают исследователю делать выводы относительно таких довольно туманных обыденных понятий, как значение и знания. «[3]
Репрезентационные системы могут моделировать узкую, специфическую область знания или визуального восприятия[4], а могут представлять собой обобщенные семантические схемы[5].
Чем репрезентация события отличается от знания о событии? Знание это тоже конструкция, но существенно не зависящая от выполняемой задачи, которая хранится, если выражаться компьютерном языком, в долговременной памяти. «С точки зрения когнитивного функционирования, различия между знаниями и репрезентациями состоит в том, что знания должны быть активизированы для того, чтобы стать действенными, тогда как репрезентации являются действенными непосредственно. Репрезентации концентрируют содержание оперативной памяти, то есть информации, хранящейся в оперативной памяти и информации активированной из долговременной памяти. «[6] Не вся информация долговременной памяти является доступной: доступна лишь крошечная ее часть та, которая сделалась объектом специального и успешно завершенного процесса поиска в памяти. Ж. Ришар выделяет несколько функций ментальной деятельности: 1) сохранение перманентных когнитивнитивных структур знаний, верований; 2) выработка решений о действии применительно к задаче; 3) конструирование репрезентаций (переходных когнитивных структур), 4) формирование умозаключений, имеющих эпистемологическую направленность (репрезентации) или прагматическую направленность (решение о действии).[7]
Репрезентация процесса часто реализуется в рамках общей репрезентационной системы, однако так же часто она рассматривается как особая разновидность теоретических механизмов, оперирующих репрезентациями. Репрезентации, которые имеют самостоятельные обрабатывающие структуры, используются для непосредственного оперирования информационными структурами, что приводит к созданию новых структур, активизирующих другие процессы, или прямо к действию.[8] Как полагает Дж. Мендлер, «самые новые и наиболее многообещающие в репрезентационных изысканиях это распределительные системы. «[9]
Но будущее когнитивной психологии не за изолированными репрезентационными системами, а скорее за различными ситуациями, задачами, контекстами, требующими разных репрезентаций и воплощающими сложность человеческого мышления. Конструирование репрезентаций направляется задачей. Последняя может относиться к разряду эпистемологических (сконструировать сеть связей для сохранения в памяти, имея ввиду ее воссоздание) или прагматических (модифицировать существующую сеть связей, обоготить ее, переструктурировать). Продуктом такого рода репрезентации является одновременная интерпретация целостной ситуации и задачи, а также преписывание разным элементам смыслов, сопоставимыми одновременно с их истинными семантическими значениями и с целостной интерпретацией ситуации. Объектами, на которые опирается эта деятельность, являются элементы ситуации. Средства, с помощью которых конструируются репрезентация (или можно сказать, интерпретации) суть трех видов: структуры знаний, существующие в памяти, которые служат рамкой для репрезентации (интерпретации), умозаключения, касающиеся существования объектов, приписывания свойств этим объектам, деятельности оценивания, которая позволяет верефицировать, насколько адекватны реалезуемые действия требованиям задачи; они могут побудить к пересмотру репрезентации (интерпретации).[10]
Репрезентацией может быть и партикуляризацией схемы, и конструированием реляционной сети, которую используют для переработки знаний, касающихся целых классов ситуаций и конструирование отдельной ситуации или процедурной структуры.
В настоящее время из всех концепций когнитивной деятельности наиболее популярна модулярная концепция конитивной деятельности Дж. Фодора.[11]
Понятие репрезентации является актуальным и для этнопсихологии, особенно это касается связи репрезентаций с конкретными жизненными задачами, которые приходится разрешать человекуносителю той или иной культуры. Для нас важно, что, как считают когнитивные психологии, репрезентации являются конструкциями, зависящими от обстоятельств, индивидуального контекста, а, следовательно, и культурного контекста. «Неправильно считать, что ментальные репрезентации есть объективная модель мира. Конечно, они отражают определенные характеристики этого мира, но они не более чем внутренняя, субъективная модель внешнего мира. » А если исходить из того, что «репрезентационные системы это теоретические конструкты, которые создаются, чтобы объяснять мышление и действия живого организма, » то построение репрезентационных систем является и одной из ключевых задач этнопсихологии.
[1] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 11.
[2] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, с. 5.
[3] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 31.
[4] Bobrow D. G., Winograd, T. An overview of Knowledge Representation Language. In: Cognitive Science, 1977, ¹1, рр. 346.
[5] Norman, D. A., Rumelhart, D. E. Explorations in cognition. San Francisco: Freeman, 1975. р.33.
[6] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, с. 6.
[8] Selfridge, O. Pandemonium: A paradigm for learning. In: Mechanisation of thought processes (Vol.1). London: Her MajestyТs Stationery Office, 1959.
[9] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 34.
[10] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, сс. 8 9.
[11] Fodor J. The Modularity of Mind. Cambridge Mass., MIT, 1983.
Представление в психологии это? Репрезентация что это?
Представление в психологии это? Репрезентация что это? Модели репрезентации. Отображение реальности. Воображение человека.
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с Вами продолжим рассматривать когнитивные процессы человека!
Блок 1. Представление. Что такое репрезентация знаний?
В когнитивной психологии одним из самых важных структурных элементов познавательного аппарата человека называют процесс репрезентации знаний.
Существуют различные теории, по-разному объясняющие процесс репрезентации знаний. Так Роберт Солсо (скачать книгу Роберт Солсо «Когнитивная психология. 6 изд.») выделяет пять моделей:
1.1. Кластерная модель.
Все понятия объединены в кластеры. Существует признаки, которые позволяют объединять в группы. Так, например, воробей, орел, страус легко размещаются в группу: птицы. Воробей, синица, снегирь, трясогузка в кластер: певчие птицы. Беркут, орел, сокол в группу: хищные птицы. В тоже время, страус, курица, гусь, корова, овца – это группа домашних птиц и животных. Страусы, зебры, антилопы гну – это представители фауны Африки.
1.2. Теоретико – множественная модель.
Все понятия представлены в виде групп элементов, скоплений информации. Отличие этой модели от кластерной в том, что кроме ряда типичных элементов одной группы существует разделение по атрибутам, свойствам элементов, по ассоциациям. Так домашние животные умеют бегать, соответственно страус также бегает или представители фауны Африки постоянно мигрируют, соответственно страусы мигрируют. Атрибутами, объединяющими элементы, являются понятия: бегать и мигрировать.
1.3. Модель сравнительных семантических признаков.
Эта модель отличается от предыдущих тем, что выделяются ключевые свойства понятия, определяющие признаки и характерные признаки, являющиеся не ключевыми, случайными. При сравнении понятий субъект склонен выделять сначала типичные, определяющие признаки, по которым происходит объединение в группы и только затем могут выделяться условные, случайные признаки. Так смартфон в первую очередь — это средство связи точно также, как и стационарный телефон, при этом смартфон — это устройство для игр во вторую очередь, а стационарный телефон — это вторично элемент обстановки.
1.4. Сетевая модель.
Понятия связаны между собой ассоциациями, набором свойств. Так собака – это животное. Это домашнее животное. Это друг. Это защитник. Это любимец. Это существо с четырьмя лапами. Собака лает. Собака может скулить. Подобные признаки, характеристики существуют не сами по себе, а соединены в обширные сети. Слово собака связано со многими другими словами, при этом наборы свойств отображаются на разных уровнях, узлах.
1.5. Нейрокогнитивная модель.
Данная модель предполагает, что знания человека представлены в форме организации нейронных сетей. Точно также, как каждый нейрон связан тысячами синапсов с другими нейронами, каждое понятие связано с другими понятиями множественными отношениями. Возникают ассоциативные связи между словами, порождающие поток и постоянный переход от начального стимула, раздражителя в любом возможном направлении.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО “Переговоры. Как избежать наказания со стороны начальника?!”
Блок 2. Представление. Что это?
Репрезентация знаний точно также, как и порождение мысленных образов являются составной частью представлений человека.
Представление – это не отдельный когнитивный процесс, который можно изолированно изучать.
Представление – это феномен психической деятельности, который включает в себя работу ощущений, восприятия, памяти, репрезентации, мышления, речи, интеллекта.
Представления наряду с убеждениями и верованиями (ПУВ) объединены во вторичную репрезентативную систему.
Представление связано с познанием мира. Так, во время переговоров субъект не только изучает человека напротив, процесс взаимодействия, самого себя, а также генерирует мысли, связанные с устройством будущего, по отношению к которому будут предприняты или не предприняты действия. Социальное окружение, в котором живет человек оказывает на него детерминирующее воздействие. Без культурно –исторического наследия, которое в сжатом виде усваивает индивид, практически не возможны его социализация, адаптация в обществе и создание для себя условия благополучной жизни. Субъект постоянно категоризует новую информацию, сравнивает ее с прототипами, выстраивает схемы, воссоздает новые формы и закрепляет их, создавая шаблоны.
Так А.Р. Лурия (скачать книгу Лурия А. Р. «Лекции по общей психологии») следующим образом дает определение представлению:
«Образ представления является в конечном счете не пассивным отпечатком нашего зрительного восприятия, а итогом его анализа и синтеза, абстракции и обобщения, иначе говоря, результатом кодирования, воспринимавшегося в известную систему».
Выделяют два основных блока при рассмотрении представления. Представление как отображение и представление как воображение.
Заказать услугу “Переговоры – Сценарии!”
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 3. Представление. Отображение.
Во-первых, представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Так, человек легко вспоминает свой прошлый опыт, например, как выглядит собственный мобильный телефон. При этом образы представления существенно богаче, чем образы восприятия, тогда как в жизни обычно реальные вещи кажутся более ясными. Это связано с тем, что образы представления полимодальные.
Представление о смартфоне включает в себя не только его внешний вид, а также тактильные ощущения, звук вызова, понимание работы программных приложений, схемы действий при выборе функции. Эти преставления в совокупности дают существенно более полную информацию, чем непосредственный образ восприятия смартфона. Представление о смартфоне — это сложный продукт суммарной работы многих когнитивных процессов.
Человек выделяет отдельные атрибуты предмета, сравнивает их с прототипом. Образы фрагментарны. Характеризуются обобщенностью разного масштаба. Это индивидуальный образ воспоминания о феномене не вообще, а в том виде и контексте, где произошла «встреча» с ним. Однако возможны представления, где существует обобщенный прототип с размытыми границами, который не является ранее воспринятым предметом, это скорее некая комбинация ключевых функциональных свойств. Что в свою очередь приводит к искажениям мышления.
Представление – это образное, обобщенное знание о феномене, объекте так, как это представляется независимо от контекста, в котором он был воспринят. Представление переработано в сознании.
Обобщение может затрагивать целые классы явлений. Представления являются производными мыслительного процесса и мысли как его элементарной единицы.
Представления формируются под влиянием идей других людей в том числе. Представления связаны друг с другом. Преимущественно связи ассоциативные.
Образ представления отличается от образа восприятия.
Представления различаются по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, фрагментарности, схематичности и т.д.
Блок 4. Представление. Воображение.
Во – вторых, представление – это воспроизведенный образ предмета, события, представляющий собой модель потенциально возможного будущего опыта. Представление – это в том числе воображение, когда образ предмета безотносителен к ранее воспринятому феномену. Это динамическое образование. Представление в данном понимании это видение будущего, это мысленный план, который предполагает его исполнение. Данный процесс является активным и в то же время не означает однозначной последующей реализации образа будущего в деятельности человеком.
Так А. В. Петровский (скачать книгу Петровский А. В. «Введение в психологию») разделяет воображение на пассивное и активное.
1. Пассивное воображение.
Не сопровождается последующим волевым актом. Пассивное воображение может быть преднамеренным по типу грез и непреднамеренным, возникающим при снижении сознательного контроля.
2. Активное воображение
Происходит последующая реализацией задуманного. Активное воображение разделяется на творческое, когда субъект создает новые образы с последующей реализацией в ценных продуктах деятельности и воссоздающее, когда человек воспроизводит образы, согласно сценарию.
Воображение во всех случаях воссоздает модели виртуальной реальности, т.е. отсутствующей в действительности.
Виртуальность данных моделей может носить промежуточный характер, когда последующая деятельность претворяет виртуальную реальность в условно объективную, происходит воссоздание мысленного плана.
Степень отвлеченности виртуальной реальности от условно объективной реальности предполагает воссоздание как полной иллюзии, что проявляет себе, например, в фантастических литературных произведениях так и практически точной протомодели будущего, например, технический проект самолета.
Воображение это не изученный полностью психический процесс. Способности человека управлять собственной вегетативной нервной системой, регулировать замедление или ускорение процессов метаболизма находятся в области воображения.
Генерируя образы нового события, человек в действительности способен такой мыслью – образом совершить невероятный прорыв, поставив под контроль такие процессы, как продолжительность человеческой жизни, которая по расхожему пониманию находится вне зависимости от воли субъекта.
Собственно, сам процесс познания невозможен без воображения. Удивительным остается тот факт, что при значительных усилиях, предпринимаемых учеными – когнитивистами на протяжении десятилетий, направленными на изучении памяти, мышления, восприятия незаслуженно остается в стороне воображение, тогда как разгадка таинства разума человека скорей всего находится в воображении, в способности человека генерировать новые виртуальные миры, находящиеся за пределами текущего представления, как отображения условно объективной реальности!
На сегодня мы закончим первую часть темы, а со второй Вы скоро познакомитесь!
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, ставьте лайки, это ведь Ваше отношение не просто к данной статье, это Ваше отношение к людям, к миру. Это Ваша стратегия поведения! Будьте позитивны и дарите пальчики вверх людям вокруг! И пишите свои комментарии, ведь так важно быть услышанным и здесь Вас услышат тысячи других умных людей!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
Спасибо за Ваше внимание! С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! До встречи и пока!