Что такое реприза в театре

РЕПРИЗА В КОНЦЕРТНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА

Что такое реприза в театре. Смотреть фото Что такое реприза в театре. Смотреть картинку Что такое реприза в театре. Картинка про Что такое реприза в театре. Фото Что такое реприза в театре

Зандберг Даниил Юрьевич

ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Педагог дополнительного образования

«РЕПРИЗА В КОНЦЕРТНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА»

В начале разберёмся, что же такое «реприза» и где она используется.

1). Реприза (форма) – в музыке, раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала в исходном или изменённом виде.

2). Реприза (знак) – в музыке, повтор материала, а также аббревиатура для такого повтора.

3). Реприза (эстрада) – юмористическая сценка на эстраде или в цирке.

4). Реприза – фигура речи, которая состоит в повторении звуков, слов, морфем, синонимов или синтаксических конструкций в условиях достаточной тесноты ряда, то есть достаточно близко друг от друга, чтобы их можно было заметить. Так же как и другие фигуры речи, усиливающие выразительность высказывания, повторы можно рассматривать в плане расхождения между традиционно и ситуативно обозначающим как некоторое целенаправленное отклонение от нейтральной синтаксической нормы, для которой достаточно однократного употребления слова.

Итак, из приведенных определений видно, что реприза, как приём используется в разных областях. Нам же важно рассмотреть это понятие применимо к пластическому театру и в частности, к пластическому концерту, состоящему из отдельных номеров.

Какую же роль берет на себя реприза в этом случае? Очень часто в концерте, состоящем из отдельных номеров, нет единой смысловой линии, и представляют некий «винегрет» из смыслов, идей и настроений. Репризы, в данном случае, выступают связующим звеном. Тем не менее, можно пойти разными путями.

Во-первых, репризы могут быть не связанны никакой идеей и общей сюжетной линией ни с программой, ни между собой, и объединены только музыкой или жанром.

Во-вторых, репризы могут представлять каждый номер в отдельности, или некоторые номера из программы обыгрывая каким-либо образом сюжет, или идею следующего номера. Однако можно усложнить и сделать так, чтобы репризы не только представляли номера, но ещё и имели общую сюжетную линию и каждая следующая реприза, не только обыгрывала бы номер из концерта, но и вела свою историю, которая складывалась бы в отдельный сюжет.

Вариант, когда репризы не только связывают отдельные номера и ведут свою линию – наиболее сложный, но именно такой вариант превращает концерт в спектакль. Тогда идея и атмосфера, которую создают репризы, является настолько мощной, но при этом простой и понятной, что они начинают преобладать над концертом, связывают между собой отдельные куски, насыщая их дополнительным смыслом.

Репризы, это очень мощное театральное средство, они могут усилить и помочь внести дополнительные смыслы или выразить параллельные сюжету идеи. Могут помочь внести юмор в драматические номера, не только облегчив действие, но и усилить определенные моменты. В комедийной же программе, наоборот, репризы могут добавить серьезный настрой.

Репризы часто используют в качестве контраста основному действию, что никак не помешает его развитию. Поскольку репризы не должны быть очень длинными, то чем они короче и лаконичнее, тем больше запоминаются зрителям.

Репризы требуют очень тщательного отбора и кропотливого труда. Порой над ними приходится работать больше, чем над самым объемным номером в концертной программе. Это представляет большую сложность, поскольку если репризы будут не острыми, не смешными или непонятными, они испортят весь концерт так же, как капля машинного масла делает непригодной бочку питьевой воды.

Если репризы поставлены грамотно, их столько сколько нужно по времени, они отрепетированы и выверены, то они, конечно же, станут украшением. Но, если этого нет, то они смогут испортить самый талантливый концерт.

Реприза – это очень интересный творческий вызов. Работа над их созданием мобилизует и заставляет напрягать весь творческий потенциал педагога и коллектива. В репризах очень сильно раскрывается опыт и уровень педагога, ведь необходимо в короткой и простой форме выразить, иногда очень сложную мысль и это должно быть понятно и эффектно, очень тонко и точно. Так же репризы требуют большой смелости и хорошего вкуса не только от педагога, но и от исполнителя.

Источник

Словари

1. Повторение какого-либо раздела музыкального произведения (в музыке).

2. Нотный знак, указывающий на такое повторение.

Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на эстраде).

Возобновление лошадью прежнего аллюра (в спорте).

1. Повторение какой-н. части музыкального произведения, а также новый знак такого повторения.

2. В цирке, на эстраде: короткая шуточная сценка, исполняемая между основными номерами. Клоун для реприз. Репризы коферансье.

3. В цирке: движение лошади одним и тем же аллюром, возобновление прежнего аллюра.

1) В цирке и на эстраде: короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами разговорного или пантомимного жанра; комбинация связанных между собою трюков с последующей паузой.

Репризы знаменитого Карандаша.

[Маяковский] не гнушался цирком, писал репризы. для клоунов (Лебедев-Кумач).

2) муз. Точное или видоизмененное повторение какого-л. раздела музыкального произведения, а также нотный знак этого повторения.

Средняя часть «Рапсодии» [Рахманинова], основанная на новой теме, носит элегический характер. Реприза вновь возвращает к прежнему материалу (Алексеев).

От французского reprise ‘возобновление’, ‘повторение’.

Часть циркового или эстрадного представления, представляющая собой короткое шуточное выступление одного артиста или коллектива.

Она [Вика] спрашивает: не может ли Антипов, коли он занимается литературой, сочинить несколько реприз для эстрады? (Триф.).

1. Муз. Повторение какого-л. раздела музыкального произведения; нотный знак этого повторения.

2. В цирке и на эстраде: короткий шуточный номер (словесный или пантомимический). Клоун для реприз. Писать репризы.

1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме (см. СОНАТНАЯ ФОРМА)).

Повторение какого-л. раздела музыкального произведения.

Средняя часть «Рапсодии» [Рахманинова], основанная на новой теме, носит элегический характер. Реприза вновь возвращает к прежнему материалу. А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов.

Нотный знак этого повторения.

2. Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами разговорного или пантомимного жанра в цирке или на эстраде.

В Краснодаре публика не всегда реагировала на мои репризы. М. Румянцев, На арене советского цирка.

репри́за и репри́з

репри́за, ж., род. мн. репри́з и репри́з, м., род. мн. репри́зов. Произношение [рэпри́за], [рэпри́з] устарело.

репри́за, репри́зы, репри́з, репри́зе, репри́зам, репри́зу, репри́зой, репри́зою, репри́зами, репри́зах

сущ., кол-во синонимов: 9

миниатюра, сценка, повторение, реплика, трюк, номер, возобновление, удар

репри́з/а и репри́з/.

в риторике: простейший вид повтора, подхват слова в сочинительной конструкции, которая развертывается как поясняющий оборот.

РЕПРИЗА ы, ж. и РЕПРИЗ а, м. * reprise f. устар.

1. Потребные для игры в Медиатер принадлежности состоят в четырех коробочках, и в двух играх карт. В игру сию должно играть четверым. Коробочки состоят из ровного числа марок. Сем контрактов или десятериков называется Реприз; по сему счету Репризов делается расчет и в платеже. 1779.Г. Комов Карт. игры 1 76.

2. устар. В карточной игре: партия, состоящая из нескольких игор. Ян. 1806. || Партия, покупка в преферансе. Лучинский 1879. Березин.

3. воен. Реприз. Возращенной приз, или отнятие у неприятеля взятого им судна. 1788. Куш. СМС. В морском наречии: возвращенный приз, или отнятое обратно от неприятеля взятое им прежде судно. Ян. 1806. Возвращенное судно из плена. Березин. Свод правил о морских призах и репризах. 1869. Название кн. // Брокг. 49 179.

Повторение фигуры фейерверка? Созжен будет фейерверк, состоящий из нижеслудующих штук. Колесо с 5 репризами.. каприз, с 8 репризами. МВ 1795 Объявл. к № 27. // Сл. 18.

9. лингв. Инверсия прямого дополнения (реприза) встречается довольно часто в разговорной речи. Пичугина 271.

10. муз., шутл. Вторая жена. Запись 1998 г. // Мокиенко 2000.

Источник

Значение слова «реприза»

Что такое реприза в театре. Смотреть фото Что такое реприза в театре. Смотреть картинку Что такое реприза в театре. Картинка про Что такое реприза в театре. Фото Что такое реприза в театре

1. Муз. Повторение какого-л. раздела музыкального произведения. Средняя часть «Рапсодии» [Рахманинова], основанная на новой теме, носит элегический характер. Реприза вновь возвращает к прежнему материалу. А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов. || Нотный знак этого повторения.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

реприза (форма) — в музыке, раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде.

реприза (знак) — в музыке, повтор материала, а также аббревиатура для такого повтора.

реприза (эстрада) — юмористическая сценка на эстраде или в цирке

реприза — фигура речи, которая состоит в повторении звуков, слов, морфем, синонимов или синтаксических конструкций в условиях достаточной тесноты ряда, то есть достаточно близко друг от друга, чтобы их можно было заметить. Так же, как и другие фигуры речи, усиливающие выразительность высказывания, повторы можно рассматривать в плане расхождения между традиционно обозначающим и ситуативно обозначающим как некоторое целенаправленное отклонение от нейтральной синтаксической нормы, для которой достаточно однократного употребления слова

Реприза (англ. Reprise) — фильм Хоакима Триера 2006 года.

репри́за

1. муз. в музыке, часть произведения, подлежащая повторению, в исходном или изменённом виде. ◆ В первой части, написанной в строгой сонатной форме, как у Моцарта или Бетховена, ― с активной «главной партией», лирической «побочной», с микроскопической разработкой и добропорядочной репризой ― господствуют излюбленные автором тембры колоколов, колокольчиков и бубенцов. «Родион Щедрин: автопортрет», 2003 г. // «Российская музыкальная газета» (цитата из НКРЯ)

2. эстр. короткий шуточный номер. ◆ Он был прославлен своими стихотворными памфлетами, частушками и цирковыми репризами. Вениамин Смехов, «Театр моей памяти», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое реприза в театре. Смотреть фото Что такое реприза в театре. Смотреть картинку Что такое реприза в театре. Картинка про Что такое реприза в театре. Фото Что такое реприза в театреПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ухищряться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое реприза в театре

Издательство «И с к у с с т в о» Москва 19 6 8

Искусство малых форм с самых различных и подчас даже неожиданных сторон вторгается в жизнь современного человека. Эстрада, цирк, концерты самодеятельности более гибки и общедоступны, чем другие виды искусств. Артисты эстрады нередко проникают туда, куда нельзя привезти даже кинопередвижку. Немалая роль в пропаганде этого искусства принадлежит радио и телевидению.

Благодаря доступности искусство малых форм приобретает огромное воспитательное значение. Ведь эстрада и цирк с помощью специфических, только им присущих средств помогают осознать и бытовые, и этические, и общественные, и международные проблемы нашей жизни.

Эта книга является попыткой обобщить опыт, накопленный в практике разговорных жанров. Поскольку каких-либо пособий, монографий, исторических обзоров или учебников на эти темы почти нет, нам приходится, в меру сил, сказать первые слова.

Каковы же специфические признаки этих жанров эстрадного искусства? На мой взгляд, к ним относятся те разновидности малых форм, в которых основным материалом и формой выражения темы, идеи является слово; слово, организованное в драматическую форму, иногда связанное с музыкой, танцами, различными элементами зрелища (кино и волшебный фонарь, фокусы, акробатика, клоунские трюки и многое другое); слово, украшенное разнообразными аксессуарами и вещественным оформлением; слово, выраженное в живой человеческой речи, непосредственно или при помощи механической записи, или изображенное графически.

Как мы увидим ниже, к разговорным жанрам можно отнести очень многие разновидности эстрадного искусства и цирка. Но точного, раз навсегда установленного перечня подобных жанров сделать было бы невозможно, ибо жизнь непрерывно изменяет их: чта-то отмирает, а что-то, наоборот, возникает вновь под влиянием различных социальных факторов.

Общеизвестна зависимость искусства от жизни общества в целом, и мы, люди старшего поколения, были свидетелями резкой перемены содержания и формы, произошедшей в искусстве эстрады в

результате Великой Октябрьской революции. После 1917 года пришлось основательно почистить не только репертуар эстрады и цирка, но и самый список жанров, существовавших на эстраде и на арене старой России.

Но и помимо таких резких социальных сдвигов, как революция, в жизни общества непрестанно происходят изменения, хотя и не такие значительные, но тем не менее отражающиеся и на содержании и на форме искусства.

В основе любого номера на эстраде или в цирке всегда стоит исполнитель, конкретный человек со своими неповторимыми свойствами. Если артист талантлив и в его творчестве ярко проявляются характерные особенности его дарования, он может стать родоначальником нового жанра. Иногда исполнитель только усовершенствует существовавший до него жанр. Если такая внутренняя микрореволюция введет в действие значительное количество новых компонентов, старый жанр приобретает уже новое качество, и мы можем смело назвать его новым жанром эстрады, цирка.

Так, на наших глазах немолодой жанр детского рассказа был решительно реформирован усилиями яркой и самобытной актрисы Рины Зеленой. Она отказалась от существовавших до нее глупых анекдотиков, произносимых с условными интонациями якобы от имени детей. Артистка с таким юмором и так похоже воспроизводит подлинную детскую речь, что у нее появилось множество подражателей. Именно самостоятельность искусства Рины Зеленой и наличие у нее эпигонов и позволяет нам говорить о возникновении нового жанра на эстраде.

Актерское и режиссерское дарование, а также редкая музыкальность народного артиста СССР С. В. Образцова вызвали к жизни целую плеяду кукольников на эстраде, в номерах которых музыка и диалог, вокал и танцы кукол заняли значительное место. В этом жанре утвердился также эффектный прием пародии.

Парные конферансы Л. Б. Мирова и ныне покойного Е. П. Дар- ского, равно как и Мирова с М. Новицким, а также Ю. Тимошенко с

Е. Березиным проложили дорогу для многих подобных дуэтов конферансье и исполнителей интермедий.

В основе драматического спектакля лежит пьеса. Отдельные роли могут быть исполнены лучше или хуже, тем не менее спектакль будет существовать. На эстраде же и в цирке, если данный исполнитель не годится для данного жанра, для данного номера, такого номера не существует. В театре можно говорить, что актер приглашен для пьесы. На эстраде и в цирке конкретный номер создан для данного артиста. Более того: драматический артист ценится настолько, насколько он умеет перевоплощаться. Специфика эстрады и цирка требует прежде всего, чтобы сама индивидуальность артиста, раскрываемая перед аудиторией, была интересна для зрителей. Он может прибегать и к перевоплощению, как к одному из приемов, но это не обязательно. Это еще не означает, что артист неинтересен для публики. Так, Смирнов-Сокольский никогда не пытался произнести хотя бы одно слово в чуждой его индивидуальности манере и тем не менее оставался корифеем в своем жанре сорок лет. Ленинградский фельетонист Герман Орлов выступает в нескольких образах на протяжении одного фельетона. И это также закономерно. Как мы увидим ниже, клоун в цирке играет один и тот же образ в любых обстоятельствах, предлагаемых сюжетом его сценок (антре).

Автор будет благодарен артистам и иным практикам эстрадного искусства, руководителям и участникам самодеятельности, искусствоведам и просто читателям или зрителям за критику или указания на пробелы, обнаруженные в этой книге.

Некоторые общие замечания

Прямая речь в разговорных жанрах

Живой разговорный язык каждого народа непременно включает местные диалекты, более или менее отличающиеся один от другого.

Общеизвестно высказывание М. В. Ломоносова о силе русского языка. Но, может быть, не каждый знает, что французский писатель и ученый Проспер Мериме отмечал, что разница между местными диалектами русского языка меньше, нежели расхождения в областных наречиях Германии, Франции или Италии. Это тоже большой плюс: русская речь понятна во всей стране. Кстати, Мериме очень высоко ценил Пушкина и даже огорчался, что бедность (по сравнению с русским) французского языка не позволяет с достаточной точностью перевести на французский, например, стихотворение «Анчар».

Источник

реприза

Смотреть что такое «реприза» в других словарях:

реприза — ы, ж. и РЕПРИЗ а, м. * reprise f. устар. 1. Потребные для игры в Медиатер принадлежности состоят в четырех коробочках, и в двух играх карт. В игру сию должно играть четверым. Коробочки состоят из ровного числа марок. Сем контрактов или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Реприза — повышение курса ценных бумаг, которое компенсирует предшествующее падение их курса. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

РЕПРИЗА — (французское reprise повторение), 1) точное или измененное повторение начального раздела музыкальной формы в качестве завершающего ее раздела. Типична для различных 3 частных форм, сонатной формы. 2) В цирке и на эстраде словесный или… … Современная энциклопедия

РЕПРИЗА — (франц. reprise от reprendre возобновлять, повторять),1) повторение какого либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме).2) В цирке и на эстраде словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).3) В цирке… … Большой Энциклопедический словарь

РЕПРИЗА — РЕПРИЗА, ы, жен. (спец.). 1. Повторение какой н. части музыкального произведения, а также новый знак такого повторения. 2. В цирке, на эстраде: короткая шуточная сценка, исполняемая между основными номерами. Клоун для реприз. Репризы коферансье.… … Толковый словарь Ожегова

реприза — реприза, ж., род. мн. реприз и реприз, м., род. мн. репризов. Произношение [рэприза], [рэприз] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Реприза — В Викисловаре есть статья «реприза» Реприза (фр. reprise): репри … Википедия

РЕПРИЗА — Слово реприза переводится с французского как повторение, восстановление, возобновление. В музыке, сохраняя это значение, оно имеет несколько различных оттенков. Если вы занимались музыкой хотя бы год, то наверное сталкивались с такими значками в… … Музыкальный словарь

Реприза — (франц. reprise, от reprendre возобновлять). 1) Повторение темы или группы тем после этапа её (их) развития или изложения нового тематич. материала. Однократная Р. создаёт 3 частную схему ABA (где В развитие начального материала… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *